УДК 069.02:908(571.150)+069.4(571.150) ББК 79.147.16+79.27
Военно-историческая экспозиция Музея истории развития образования города Барнаула
Т.В. Тишкина
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Military History Exposition at the Museum of History of Education in Barnaul
T.V. Tishkina
Altai State University (Barnaul, Russia)
Рассматриваются процесс формирования фонда и особенности военно-исторической экспозиции Музея истории развития образования города Барнаула. Учреждение действует с 2008 г. под руководством О.В. Какоткиной. Фонд музея — более 12,5 тыс. предметов. Значительное внимание уделено комплектованию коллекций, отражающих события военного времени. Анализируется экспозиция зала «Образование в Барнауле в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)». Экспозиция была выполнена сотрудниками музея и художником-оформителем Н.А. Бурдиной. При создании экспозиции соблюдены принципы научности, предметности и коммуникативности. В разделах экспозиции представлено более 230 экспонатов: письма; фотографии; награды; архивные документы, предметы быта 19301940-х гг., артефакты, полученные в результате раскопок на местах боев в Новгородской области, и т.д. Для их размещения использовано разнообразное современное музейное оборудование. Ежегодно музей посещает около 7000 человек. Они знакомятся с экспозицией зала во время проведения музейных мероприятий или самостоятельно. Отмечено, что деятельность музея важна для сохранения, изучения и пропаганды наследия барнаульских педагогов. Ключевые слова: Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), музей, экспозиция, фонд, Барнаул, народное образование.
DOI 10.14258/izvasu(2020)2-16
The process of forming the fund and the features of the military-historical exposition of the Museum of History of Education in Barnaul is considered. The institution has been operating since 2008 under the direction of O.V. Kakotkina. Museum Fund it is more than 12, 5 thousand of items. Considerable attention has been paid to manning collections reflecting wartime events. The article analyzes the exposition of the hall "Education in Barnaul during the Great Patriotic War (1941-1945)". The museum staff and artist-designer N.A. Burdina carried out the exposition. When creating the exposition, the principles of scientificness, subjectivity and communication are observed. Over 230 exhibits are presented in the sections of the exposition: letters, photos, awards, archival documents, household items 1930-1940, artifacts obtained as a result of excavations at battlefields in the Novgorod region, etc. A variety of modern museum equipment was used to accommodate them. About 7000 people visit the museum annually. They get acquainted with the exposition of the hall during museum or in their own. It is noted that the activities of the museum are important for the preservation, study and promotion of the heritage of Barnaul educators.
Key words: The Great Patriotic War (1941-1945), museum, exposition, fund, Barnaul, public education.
В Алтайском крае действуют более 90 музеев различного юридического положения: государственные, муниципальные, ведомственные, частные [1]. Во многих их них имеются коллекции предметов, связанных с событиями Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Так, например, в Алтайском государственном краеведческом музее формирова-
ние военно-исторического собрания осуществляется с 1942 г. [2, с. 44]. В муниципальных музеях созданы значительные экспозиции: «Павловчане в годы Великой Отечественной войны» (Павловский исто-рико-художественный музей им. Г.Ф. Борунова); «Дороги войны, судьбы людские» (Мамонтовский районный краеведческий музей»); «Против забве-
ния» (Шелаболихинский районный музей) и др. Представление собрания музея может осуществляться различными способами: через экспозицию, культурно-образовательную деятельность и публикации [3, с. 10]. Между тем о военно-исторических собраниях периода Великой Отечественной войны (1941— 1945 гг.), сформированных и представляемых в муниципальных и ведомственных музеях Алтайского края, имеется незначительное число публикаций [4, с. 167-192; 5, с. 18-21; 6, с. 32-37; 7, 98 с.; 8, с. 303307; 9, с. 317-321]. И лишь в работе Т.В. Котыховой представлено подробное описание военно-исторической экспозиции, созданной в Новоалтайском краеведческом музее им. В.Я. Марусина в 2002 г. [10, с. 197-200]. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что до настоящего времени не было обращено внимания на деятельность Музея истории развития образования города Барнаула по сохранению и представлению военно-исторического наследия. Цель работы — анализ состояния экспозиции «Образование в Барнауле в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», оформленной в указанном музее. Методологической основой исследования стали принципы историзма и объективности. Системный подход позволил рассмотреть музей как социокультурный феномен, осуществляющий комплектование, изучение, хранение и экспонирование объектов культурного наследия.
Музей истории развития образования города Барнаула был открыт для посетителей 24 января 2008 г. в помещении на первом этаже здания по адресу ул. Союза Республик, 44. Его учредитель — Комитет по образованию администрации Барнаула. Музей возглавила О.В. Какоткина, сотрудником стала Е.А. Воронкина. Направления деятельности учреждения — научно-документированное воссоздание истории развития образования в Барнауле в XVIII-XXI вв.; предоставление методической помощи руководителям школьных музеев; выполнение функций консультационного центра в научно-исследовательской деятельности преподавателей и учащихся [11, с. 257].
Состав фондового собрания — более 12,5 тыс. единиц хранения (ед. хр.). Экспозиционная площадь музея достигает 120 кв. м. На ней размещены следующие разделы экспозиции: «Зарождение и развитие образования в Барнауле (1753-1917 гг.)»; «Состояние образования в советский период (19171991 гг.)», «Учительская слава Барнаула». В 2010 г. ко Дню Победы при участии художника-оформителя Барнаульского городского детско-юношеского центра Н.А. Бурдиной была открыт зал «Образование в Барнауле в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» площадью 33 кв. м. Этому событию предшествовала значительная поисковая работа сотрудников музея. В Государственном архи-
ве Алтайского края был выявлен ряд документов («Список сотрудников городского отдела народного образования по состоянию на 22 июня 1941 г.», различные распоряжения исполнительного комитета Октябрьского районного, Барнаульского городского Советов депутатов трудящихся, датируемые военным временем и т.д.).
Сотрудники музея встречались с ветеранами педагогического труда, записывали их воспоминания. Из отдела народного образования Октябрьского района Барнаула и ряда школьных музеев поступили фотографии учителей — участников Великой Отечественной войны. Поисковый отряд МБОУ СОШ №70 передал артефакты, найденные на местах боев в Новгородской области, фотографии с мест раскопок. Жители города приносили книги, выпуски газет и журналов, различные бытовые предметы первой половины XX в.
Родственниками педагогов-фронтовиков были переданы материалы, позволившие сформировать 27 персональных коллекций. Так, например, в 2009 г. А.И. Береговой предоставил материалы о деятельности своей матери М.Ф. Береговой. Персональная коллекция М.Ф. Береговой включает 46 ед. хр.: диплом об окончании Свердловского педагогического института, партийный билет, Почетную грамоту о присвоении звания Заслуженный учитель школы РСФСР, выписки из приказов о назначениях на занимаемые должности, фотографии и т.д.
От А.Н. Веретенникова в 2010 г. поступили материалы о педагоге-фронтовике Н.Г. Веретенникове. После окончания войны он продолжил работать директором школы №6 п. Затон, затем трудился заведующим Октябрьским районным отделом народного образования Барнаула. В музее находятся его личные документы, письменный настольный прибор, фотографии и т.д.
В 2010 г. в музей были переданы материалы С.Т. Арутюнова. Он начал трудовую деятельность в 1930-е гг. Во время войны служил в артиллерии. Его разработки в области расчета траектории полета артиллерийского снаряда были отмечены командованием. После войны работал в школе № 25 Барнаула учителем физики и астрономии. Персональная коллекция фронтовика-артиллериста, заслуженного учителя школы РСФСР С.Т. Арутюнова включает 12 ед.хр.: фотографии, военный билет, трудовую книжку, авторские методические пособия и т.д.
Л.А. Белоуско передала материалы своей матери — заслуженного учителя школы РСФСР Г.В. Пантюшиной. До войны Галина Васильевна преподавала русский язык и литературу в школе с. Усть-Мосиха Ребрихинского района Алтайского края. Затем работала учителем, завучем в школе №25 Барнаула. Персональную коллекцию составили 12 ед. хр.: письма с фронта бывших учеников, удостоверения, награды и т.д. Л.А. Белоуско также предо-
ставила материалы о деятельности Л.В. Малюги, трудившейся в школе №25 Барнаула с 15 августа 1941 г. В музее находятся 22 ед. хр.: фотографии, воспоминания, статьи из газеты «Молодежь Алтая» и т.д.
Фонды музея пополнились материалами о «детях войны», которые впоследствии стали выдающимися педагогами. Сформированы значительные персональные коллекции: народного учителя СССР, почетного гражданина Алтайского края Р.С. Овсиевской; заслуженного учителя школы РСФСР Н.М. Симоновой; почетного гражданина Барнаула, кавалера ордена Ленина Т.А. Гулевской и др.
В дальнейшем продолжилась работа сотрудников музея по комплектованию музейного собрания материалами о деятельности педагогов барнаульских школ и совершенствованию постоянной экспозиции.
В настоящее время тематическая структура экспозиции зала «Образование в Барнауле в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» включает несколько разделов. Один из них, являющийся экспозиционным центром, размещен напротив входа в зал. Посетитель целиком охватывает глазами пространство экспозиционного пояса (470х160 см), подчеркнутого драпировкой из красного полотна и строками из поэмы Р. Рождественского «Реквием», выступающими в качестве оглавительного текста: «Пламя ударило в небо! — ты помнишь, Родина? Тихо сказала: "Вставайте на помощь..." Родина». Раздел посвящен учителям города, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них Герой Советского Союза, командир отделения разведки стрелкового полка, учитель истории В.А. Быстров; политработник, директор школы №25 А.Д. Зинков; командир огневого взвода противотанковой артиллерии, учитель математики Б.М. Титов; связист, учитель начальных классов Е.В. Деревянко; медсестра, учитель русского языка и литературы Б.Л. Акатова и др.
Сотрудниками музея выявлены сведения о 39 учителях-фронтовиках, среди них восемь женщин. В экспозиции представлены черно-белые фотографии бойцов военных лет и рядом с ними размещены их фотоснимки (в основном цветные), выполненные в конце XX — начале XXI в., краткие пояснительные тексты с биографической информацией. Экспонируются увеличенные копии фотографий «Проводы на фронт учителей г. Барнаула 29 июня 1941 г.», «Выпуск 10 класса 25 средней школы г. Барнаула 1940-1941 учебного года», изображение ордена Великой Отечественной войны. Пространственные паузы между группами экспонатов формируют у посетителей четкий ритм осмотра экспозиционного раздела.
В двух горизонтальных витринах с наклонными стеклянными крышками представлены экспонаты из персональных коллекций фронтовиков. В одной из витрин отражена деятельность М.Ф. Береговой.
Во время войны она служила делопроизводителем артиллерийского полка Юго-Западного фронта. По окончании педагогического института трудилась учителем русского языка и литературы, затем завучем и директором в школе № 32 Барнаула. С 1962 по 1970 г. работала директором школы № 40. Впоследствии — заведующая Октябрьским районным отделом народного образования, директор Краевого института усовершенствования учителей. В витрине размещен экспозиционный комплекс, состоящий из 9 ед. хр.: фотографии, диплом об окончании Свердловского государственного педагогического института (1954 г.), партийный билет (1957 г.), удостоверение отличника народного просвещения (1974 г.), Грамота заслуженного учителя школы РСФСР (1981 г.) и т.д. В другой, аналогичной по конструкции, витрине демонстрируются 13 экспонатов из персональной коллекции Н.Г. Веретенникова: фотографии разных лет, лист автобиографии, часы, медаль «В ознаменование тридцатой годовщины Советской Армии и флота» и т.д. К сожалению, при отборе мемориальных предметов экспозиционерам не удалось избежать ошибки, которую музейные специалисты определяют как «боязнь недостаточности» [3, с. 11]. Концентрация значительного количества экспонатов на небольших площадях витрин (67х40 см) не позволила выделить наиболее значимые предметы, соблюсти пространственные паузы.
Справа от основного раздела экспозиции оформлен раздел «Все для фронта! Все для Победы!». Экспозиционерами осуществлена реконструкция фрагмента интерьера жилого помещения 1940-х гг. с использованием типичных предметов того времени. В данный экспозиционный комплекс включен массивный комод. На застеленной вышитой скатертью столешнице расположены самовар, ручная швейная машинка. В зеркале, размещенном на стене над комодом, отражаются фотоснимки фронтовиков. Слева от комода установлена этажерка. На ее верхней полке находятся керосиновая лампа и радиотарелка. На второй полке установлено 17 книг и брошюр, изданных в конце 1930-1940-е гг.: Глоба А. Пушкин. М., 1937. 182 с.; Бузурбаев Г. Крестьянские волнения в Алтайском округе. Новосибирск, 1939. 108 с.; Гринберг И. Эдуард Багрицкий. Творческий путь поэта. М., 1940. 166 с. и т.д. На следующих полках размещены патефон с уложенной на диск для проигрывания грампластинкой (опера А. Бородина «Князь Игорь»); выпуски газеты «Пионерская правда» 1940-х гг. Данный ансамбль выступает связующим звеном между разделами экспозиции.
Материалы раздела «Все для фронта! Все для Победы!» демонстрируют деятельность педагогов — тружеников тыла. В экспозицию включены заявление от 28 февраля 1942 г. учительницы биологии В.Я. Юдачевой с просьбой направить ее
работать в Ойротскую область «до конца войны»; копии распоряжений исполнительного комитета Барнаульского городского и Октябрьского районного Советов депутатов трудящихся о подготовке зданий школ №№7, 18, 25, 103 к размещению в них госпиталей и т.д. На планшете представлены 16 фотографий учителей, чей труд был отмечен почетными званиями и высокими правительственными наградами: отличника народного просвещения, кавалера ордена Ленина В.К. Задирако; кавалера ордена Знак Почета, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Ленина М.С. Портнягиной; кавалера ордена Трудового Красного Знамени, ордена Ленина В.А. Лапинской, а также заслуженных учителей школы РСФСР — В.И. Юдалевич, Г.В. Пантюшиной, Ф.В. Спасской, М.М. Коссо и др.
В одной из витрин-тумб (площадью 60х60 см) размещены разнообразные предметы из персональных коллекций отличника народного просвещения А.С. Деревцовой и заслуженного учителя школы РСФСР Л.В. Малюги. Особую музейную ценность представляет рукопись воспоминаний Л.В. Малюги о работе в школе №25 в военные годы. В другой витрине-тумбе находятся предметы (фотопортреты, награды и др.) из мемориальных коллекций заслуженных учителей школы РСФСР Р.И. Баклановой и Г.В. Пантюшиной. Своей экспрессивностью выделяется один из экспонатов — письмо от 17 ноября 1941 г. курсанта В. Драчева к Г.В. Пантюшиной. На пожелтевшем листке сохранился рисунок кремлевских стен, Спасской башни, мавзолея В.И. Ленина. Рядом расположена фотография пожилого фронтовика, майора В. Драчева с подписью «На добрую память на всю оставшуюся жизнь. Галине Васильевне — моей учительнице...».
Следующий раздел экспозиции — «Детство, опаленное войной» — освещает процесс обучения и жизнь учащихся тех лет. Демонстрируются школьный портфель, парта 1940-х гг., копия решения исполнительного комитета Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся о привлечении учащихся 7-10 классов к сельскохозяйственным работам в колхозах, совхозах и подсобных предприятиях; журнал 7 класса А школы №25 за 1942-1943 учебный год, тетрадь со сведениями об успеваемости учащихся и другие материалы. «Аттестат об окончании курса средней школы», выданный В.Т. Вертаковой в 1942 г., позволяет посетителям музея выявить перечень предметов, изучаемых в то время. В отдельной витрине представлены материалы о пребывании на Алтае в 1942-1945 гг. детей, эвакуированных в связи с войной из Всероссийского пионерского лагеря «Артек».
Посетители знакомятся с судьбами «детей войны», избравшими профессию педагога. В навесной витрине размещены экспонаты из персональной
коллекции педагога, руководителя одного из первых в Барнауле школьных музеев Л.М. Остертаг. Среди них — Похвальная грамота «за отличные успехи и примерное поведение», выданная ей 26 июня 1942 г.; книга «Школьный литературно-краеведческий музей» (подготовленная и изданная Людмилой Михайловной в 1970 г.) и т.д. Демонстрируются экспонаты из персональной коллекции отличника народного просвещения, учителя биологии школы №25 А.П. Воронкиной и др.
Деятельности членов отряда «Память», ведущих поиск останков погибших советских солдат на местах боев в Новгородской области, освещена в экспозиционном разделе «Буду достоин памяти деда!». На модульных конструкциях размещены наградные вымпелы отряда, фотографии мест раскопок, церемонии захоронения останков воинов. В двух витринах-тумбах расположены полученные в результате раскопок артефакты: гильзы, лопатка, фляжка, чашка, кружка, монеты достоинством 3, 15, 20 копеек и т.д.
При создании военно-исторической экспозиции соблюдены принципы научности, предметности и коммуникативности, которые играют определяющую роль при построении современных музейных экспозиций [12, с. 44]. Она объединяет несколько тематико-экспозиционных комплексов, в которых представлено не менее 230 музейных экспонатов. Среди них преобладают подлинные письменные и изобразительные источники, связанные с событиями военных лет. Следует отметить значительную информативность многих экспонатов: воспоминаний, автобиографий и др. Выявлено сочетание элементов тематической и ансамблевой экспозиций. Разнообразное музейное оборудование (щиты, витрины-тумбы, навесные и горизонтальные витрины, модульные конструкции) обеспечивают хорошую видимость экспозиционных материалов, гармонируют с дизайном помещения. При определении экспозиционного пояса учтены пропорции зала. Используется искусственное верхнее освещение помещения. Равномерная общая освещенность зала увеличивается благодаря светлой окраске стен и экспозиционной мебели. При выполнении огла-вительных текстов использованы крупные накладные буквы красного цвета. Фон этикеток музейных предметов — белый.
При разработке маршрута осмотра экспозиции рекомендуется заранее предусмотреть последовательность знакомства посетителей со всеми разделами [13, с. 118]. Пространственно-тематическое решение указанной экспозиции выполнено для непроходного зала. Однако расположение дверного проема не позволяет организовать круговой осмотр экспозиции слева направо. Посетители пересекают пространство зала, знакомятся с экспозиционным разделом «Пламя ударило в небо! — ты помнишь,
Родина.» и затем продолжают осмотр, двигаясь справа налево. При осуществлении музейной коммуникации, помимо зрительного восприятия экспозиции, предполагается осмысление посетителями ее материалов.
Ежегодно музей принимает около 7000 посетителей. Они имеют возможность ознакомиться с экспозицией зала во время самостоятельного осмотра музея или при осуществлении мероприятий культурно-образовательной деятельности. Материалы экспозиции «Образование в Барнауле в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» информативны и важны для воспитания патриотически настроенного поколения. В 2019 г. при реализации практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студенты-музеологи исторического факультета Алтайского государственного университета на основе материалов экспозиционных комплексов подготовили методические разработки и представили посетителям му-
зея квесты «Петля времени», «Ученье — свет», лекцию «Пионеры Алтая».
Пополнение военно-исторического собрания музея продолжается благодаря исследовательской работе его сотрудников. Следует упомянуть, что в Музее истории развития образования города Барнаула ведется сбор информации для подготовки «Книги памяти учителей и других работников просвещения, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)».
Многообразие материала (вещественные, письменные, изобразительные и динамические источники) позволяет сотрудникам выполнять усовершенствования разделов экспозиции и организовывать временные выставки для осуществления с их помощью музейной коммуникации. Для усиления художественной выразительности и расширения информационного восприятия в зале возможно применение мультимедийных технологий.
Библиографический список
1. Реестр музеев Алтайского края. URL: http://www. culture22.ru/institutions/museums/museum/55135/.
2. Ермакова Л.И. Музей в годы Великой Отечественной войны // Алтайский сборник. Вып. XVII. Барнаул, 1993.
3. Экспозиционно-выставочная работа в музее : метод. пособие / сост. А.О. Дыртык-оол. Кызыл, 2014.
4. Лямина Н.А., Попова И.В. Реликвии Великой Отечественной войны в музеях Алтайского края (каталог) // Краеведческие записки. Вып. 6. Барнаул, 2005.
5. Байда Н.А. Коллекция «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» в собрании Каменского краеведческого музея // Вопросы теории и практики музейной работы : методическое пособие. Вып. 2. Барнаул, 2004.
6. Гаусс М.Г. «Великая Отечественная война» (коллекция Алейского историко-краеведческого музея) // Культурное наследие и современность. Барнаул, 2005.
7. Память. Реликвии Великой Отечественной войны в музеях Алтайского края : альбом-каталог / отв. ред. В.А. Скубневский. Барнаул, 2005.
8. Бутина А.В., Гребенникова Т.Г. Музей истории Алтайского региона дороги // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XXII. Барнаул, 2016.
9. Тишкина Т.В., Сомова В.Н. Опыт деятельности Павловского историко-художественного музея им. Г.Ф. Бору-нова // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XXII. Барнаул, 2016.
10. Котыхова Т.В. Экспозиционная работа: поиск новых решений // Краеведческие записки. Вып. 6. Барнаул, 2005.
11. Тишкина Т.В., Какоткина О.В. Музей истории развития образования города Барнаула // Актуальные вопросы истории Алтая : сборник научных статей / под ред. В.А. Скубневского, Е.В. Демчик. Барнаул, 2017.
12. Каулен М.А. Музейные экспозиции и выставки // Музей. 2006. №4.
13. Михайловская А.И. Музейная экспозиция (организация и техника). М., 1964.