УДК 069.02:929
Вопросы музеологии. 2020. Т. 11. Вып. 2
«Объект "Павильон"»: о реэкспозиции бункера в Смольном к 75-летию победы в Великой Отечественной войне*
А. А. Амосова1, Т. М. Конышева2
1 Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
2 Историко-мемориальный музей «Смольный»,
Российская Федерация, 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, 1
Для цитирования: Амосова А. А., Конышева Т. М. 2020. «Объект "Павильон"»: о реэкспозиции бункера в Смольном к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Вопросы музеологии, 11 (2), 219-238. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.207
Статья посвящена анализу обновленной музейной экспозиции под названием «Объект "Павильон"», реализованной в бомбоубежище под зданием администрации Санкт-Петербурга к юбилею победы в Великой Отечественной войне, к 9 мая 2020 г. Авторы рассматривают историю становления Государственного бюджетного учреждения культуры «Историко-мемориальный музей "Смольный"», а также актуальные экспозиции и мемориальные пространства, доступные для осмотра посетителями в стенах правительственного здания: экспозиции «Из истории женского образования в России. Смольный институт благородных девиц» и «1 декабря. Выстрел в Смольном»; рабочий кабинет В. И. Ленина и комнату, в которой он проживал вместе с супругой Н. К. Крупской; белоколонный актовый зал, где осенью 1917 г. прошел II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Важное место в тематике музея занимает период войны и блокады Ленинграда (1941-1944 гг.). Одним из самых привлекательных для посетителей мемориальных пространств музея следует признать подземный бункер, размещенный под территорией сада Смольного, музее-фицированный в 2019 г. В статье охарактеризованы технические параметры подземного сооружения и рассмотрена его история, изучены и сопоставлены два варианта экспозиции бомбоубежища («Бункер А. А. Жданова» 2019 г. и «Объект "Павильон"» 2020 г.). Обновленную экспозицию отличают значительное расширение экспозиционного пространства, акцент на демонстрации прежде скрытых функциональных помещений бункера (столовая, дезинфекционная, комната отдыха и т. д.), более подробный показ исторических событий блокады, связанных с управлением городом и фронтом, внедрение мультимедийных технологий. Новая экспозиция ставит своей целью эмоциональное восприятие ее посетителями, погружение в атмосферу работы руководства города в период блокады. Статья основывается на материалах музейного происхождения.
Ключевые слова: Музей Смольный, Объект Павильон, бункер А. А. Жданова, блокада Ленинграда, повседневность, ленинградское руководство.
* Работа А. А. Амосовой в рамках подготовки статьи получила поддержку из средств гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-00060).
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020
Государственный мемориальный Санкт-Петербургский музей В. И. Ленина был создан 28 декабря 1991 г. Его основу составили фонды и библиотеки ликвидированного Ленинградского музея В. И. Ленина, основанного в 1927 г.1. Из одиннадцати мемориальных музеев, посвященных революционным страницам российской истории, вехам государственной деятельности и частной жизни В. И. Ленина, И. В. Сталина, В. Д. Бонч-Бруевича, Н. К. Крупской, А. И. Ульяновой-Елизаровой, в состав обновленного музея были включены пять. Таким образом, в его структуру сегодня входят Смольный и два филиала: музей-квартира Елизаровых и музей-квартира Аллилуевых. Еще две бывшие мемориальные квартиры — В. Д. Бонч-Бруевича2 и Флаксерман — Сухановых3 — заняты фондами музея.
В процессе своего становления музей выдержал несколько организационных трансформаций и переименований, в том числе 31 октября 1994 г. учреждение получило название Санкт-Петербургский историко-мемориальный музей В. И. Лени-на4. Современное название — Государственное бюджетное учреждение культуры «Историко-мемориальный музей "Смольный"» — было закреплено 27 декабря 2011 г.5 Оно отражает более широкий тематический охват и свободу от политической тенденциозности.
Основная экспозиция музея разместилась в здании администрации Санкт-Петербурга. Здание Смольного института было возведено в 1806-1808 гг. по проекту итальянского архитектора Дж. Кваренги в стиле русского классицизма. Более ста лет в его стенах находилось Воспитательное общество благородных девиц, ставшее первым в Российской империи государственным учебным заведением для жен-щин6. 4 августа 1917 г. здесь разместился исполком Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов и Центральный исполнительный комитет Советов рабочих и солдатских депутатов7. Вплоть до переезда в Москву 10 марта 1918 г. в Смольном работало советское правительство, аппарат центральных органов большевистской партии. Здесь же проживал и сам В. И. Ленин. В годы Великой Отечественной войны и блокады Смольный стал главным штабом обороны Ленинграда. Здесь в круглосуточном режиме осуществлялась деятельность Военного совета Ленинградского фронта, партийного и административного руководства города и области8. До начала 1990-х гг. здесь работали Ленинградские городской и областной комитеты КПСС, а с 1991 г. в здании находится администрация Санкт-Петербурга: Правительство во главе с губернатором, некоторые комитеты и службы.
В здании Смольного, мемориальные помещения которого были свидетелями многих исторических событий, как триумфальных, так и драматических, развер-
1 Распоряжение мэра Санкт-Петербурга А. А. Собчака № 736-р от 18.12.1991 «О государственном мемориальном Санкт-Петербургском музее В. И. Ленина». Государственный историко-мемори-альный музей «Смольный». URL: http://smolny-museum.ru/wp-content/uploads/2019/12/Распоряже-ние-мэра^£ (дата обращения: 01.05.2020).
2 В настоящее время филиал располагается по адресу: ул. Херсонская, д. 5.
3 В настоящее время филиал располагается по адресу: наб. р. Карповки, д. 32.
4 Устав музея. Государственный историко-мемориальный музей «Смольный». URL: http:// smolny-museum.ru/wp-content/uploads/2019/12/Устав-2011.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
5 Там же.
6 Бессмертный А. С. (ред.). 1957. Путеводитель по Ленинграду. Л.: Лениздат. С. 462.
7 Там же.
8 История музея. Государственный историко-мемориальный музей «Смольный». URL: http:// smolny-museum.ru/elementor-640/история-музея/ (дата обращения: 30.04.2020).
нуто несколько постоянных экспозиций. С дореволюционным периодом в истории архитектурного памятника посетителей знакомит экспозиция «Из истории женского образования в России. Смольный институт благородных девиц»9. Здесь представлены документы, фотографии, книги, посвященные деятельности учебного заведения в XIX — начале XX в. Экспозицию дополняют два тематических раздела, созданных на основе ансамблевого метода и демонстрирующих бытовую обстановку привилегированного учебного заведения — пространство реконструированного музыкального салона и сохранившийся интерьер комнаты классной дамы10.
Значительная часть музейной экспозиции в Смольном посвящена вехам политической биографии В. И. Ленина, а также аспектам деятельности правительства большевиков в первые годы советской власти. Единый мемориальный комплекс объединяет исторические помещения, связанные с жизнью и деятельностью вождя, а также с работой советского правительства в первые месяцы после его создания. Здесь находятся рабочий кабинет В. И. Ленина и комната, в которой он проживал вместе с супругой Н. К. Крупской с ноября 1917 по март 1918 г.11 Тематика дополнена информационными материалами о деятельности советского правительства.
Белоколонный актовый зал, бывший бальный зал Института благородных девиц — еще одно мемориальное пространство Смольного. Именно здесь осенью 1917 г. прошел II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором В. И. Ленин провозгласил победу советской власти, были утверждены первые советские декреты, избрано советское правительство.
Периоду 1930-х гг. в отечественной истории посвящена экспозиция, рассказывающая о резонансном политическом убийстве главы Ленинградской партийной организации С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. Он был застрелен Л. В. Николаевым на третьем этаже Смольного, в коридоре, возле своего кабинета. Экспозиция «1 декабря. Выстрел в Смольном» содержит как плоскостные материалы — подлинные документы и фотографии, так и вещевые экспонаты: телефон из приемной С. М. Кирова, личные вещи сотрудников НКВД.
Важное место в тематике музея занимает период войны и блокады Ленинграда (1941-1944 гг.). Одним из самых загадочных и привлекательных для посетителей мемориальных пространств музея следует признать подземное бомбоубежище, размещенное под территорией сада, между Смольным и Невой, и имеющее вход из правительственного здания. О нем по сей день бытует немало слухов, в частности что оно соединено с одним из тоннелей метрополитена...
Зашифрованный в государственных документах под нарочито безликим наименованием, «Объект "Павильон"» был сооружен в период с 1932 по 1937 гг.12 Сооружение возводилось под руководством С. М. Кирова во исполнение постановления СНК СССР об утверждении «Положения о противовоздушной обороне терри-
9 История музея. Государственный историко-мемориальный музей «Смольный». URL: http:// smolny-museum.ru/elementor-640/история-музея/ (дата обращения: 30.04.2020).
10 Там же.
11 Там же.
12 Глезеров С. Е. Часть подземных тоннелей Смольного стала музеем. Санкт-Петербургские ведомости. URL: https://spbvedomosti.ru/news/cuIture/podzemnaya_krepost/ (дата обращения: 25.04.2020).
Рис. 1. Виртуальная ЗЭ-модель одного из этажей бункера. Экспозиция ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
тории СССР»13 от 4 октября 1932 г., инициировавшего создание МПВО в крупных городах, на важных объектах промышленности, транспорта, связи, в учреждениях, учебных заведениях, в жилом секторе. Убежище должно было выдерживать прямое попадание бомбы весом вплоть до 1 тонны, быть газонепроницаемым и укрывать в своих стенах несколько десятков человек14.
Проектирование было поручено сотрудникам Военно-технической академии имени Дзержинского (ныне — Военная орденов Ленина, Октябрьской Революции и Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого), чертежи разрабатывало Специальное проектное бюро РККА. Двухуровневый бункер общей площадью более 806 кв. метров, уходящий под землю на 12 метров, был введен в эксплуатацию незадолго до начала войны — в 1939 г., и был рассчитан на жизнеобеспечение 55-60 человек. Толщина бетонных стен бункера составила 3 метра15. Бомбоубежище было оборудовано для полноценного пребывания и работы высшего руководства Ленинграда: здесь находились рабочие кабинеты, кухня, столовая, медпункт, санузлы, комнаты для отдыха, кладовая для продуктов, телефонная станция, телеграф, радиотрансляционный узел, была возможность прямой связи с Москвой16 (рис. 1).
13 Справка об истории местной противовоздушной обороны (СПВО) — Гражданской обороны. Российский государственный военный архив. URL: http://rgvarchive.ru/materialy/istoricheskaya-spravka.shtmlо (дата обращения: 25.04.2020).
14 Фильм «Экскурсия по секретному бункеру Смольного». Пульс города. Youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JIBDF7NOlYM (дата обращения: 08.05.2020).
15 Глезеров С. Е. Часть подземных тоннелей Смольного стала музеем. Санкт-Петербургские ведомости. URL: https://spbvedomosti.ru/news/culture/podzemnaya_krepost/ (дата обращения: 09.05.2020).
16 Фильм «Экскурсия по секретному бункеру Смольного». Пульс города. Youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JIBDF7NOlYM (дата обращения: 09.05.2020).
Летом 1941 г. убежище было подготовлено для работы Военного совета Ленинградского фронта. Именно здесь в годы Великой Отечественной войны проходили совещания его членов; работали глава Ленинградской партийной организации А. А. Жданов и руководящие советские и партийные работники Ленинграда.
В 1947 г. «Объект "Павильон"» был модернизирован: создана пристройка, превратившая его в первое противоатомное бомбоубежище в мире. Работы по ремонту и реконструкции производились и в 1960-х гг. Сведения о бункере под Смольным были строго засекречены вплоть до 2012 г., так как бомбоубежище было действующим17.
К 75-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады мемориальное пространство было музеефицировано. Первая экспозиция, созданная в бомбоубежище, получила, с одной стороны, логичное, а с другой — противоречивое название «Бункер Жданова», в честь главы Ленинградских обкома и горкома ВКП(б), члена Военного совета Ленинградского фронта Андрея Александровича Жданова (рис. 2). Название вызвало определенную долю критики, прежде
всего со стороны родственников руководящих работников Ленинграда и Ленинградской области, наряду с А. А. Ждановым трудившихся в полутемных помещениях бомбоубежища в годы войны.
Экспозиция, открытая в бункере 27 января 2019 г., включала следующие разделы: вводный зал, пункт охраны, потерна18, комната связиста, кабинет А. А. Жданова. Попадая в бункер, посетители оказывались во вводном зале, знакомящем с ключевыми цифрами и фактами из истории Ленинграда конца 1930-х — начала 1940-х гг. На воссозданном пункте охраны правительственного объекта была установлена скульптура работника НКВД. Военная форма, в которую он был одет, — подлинная, передана в фонды музея семьей одного из сотрудников Комиссариата. Представленные здесь музейные предметы: телефон, настольная лампа и часы — являются инвентарем Смольного периода 1940-х гг. (рис. 3, 4).
Следующее экспозиционное пространство — потерна — подземный коридор, соединяющий функциональные части бункера. В рамках первой экспозиции здесь
17 Фильм «Экскурсия по секретному бункеру Смольного». Пульс города. Youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JIBDF7NOlYM (дата обращения: 09.05.2020).
18 Потёрна (фр. poterne) — подземная галерея или коридор, используемый для сообщения между фортификационными сооружениями, крепостными сооружениями или опорными пунктами укрепленных районов.
БУНКЕР ЖДАНОВА
Л
ш._^
Рис. 2. Входная дверь в бункер Смольного. Экспозиция ГБУК «Истори-ко-мемориальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
Рис. 3. Смольный. Бункер Жданова. Вводный зал. ООО «Музейные технологии». URL: http:// museumtech.ru/portfolio/смольный-бункер-жданова/ (дата обращения: 11.05.2020)
Рис. 4. Смольный. Бункер Жданова. Пункт охраны. ООО «Музейные технологии». URL: http:// museumtech.ru/portfolio/смольный-бункер-жданова/ (дата обращения: 11.05.2020)
была показана хронология военных событий: обозначены ключевые даты битвы за Ленинград. После потерны посетители оказывались у массивных тамбурных металлических дверей, за которыми располагалась система ультрафиолетовых обеззараживающих ламп, находящаяся в исправности по сей день.
Комната связиста, воссозданная благодаря использованию ансамблевого метода, позволяет визуализировать напряженные будни военного радиста Смольного, получавшего и отправлявшего ключевые сообщения, связанные с вопросами жизнеобеспечения блокированного города и координацией военных действий на Ленинградском фронте. Летом 1941 г. в бункере был смонтирован 4-кратный телеграфный аппарат Бодо19 и оборудование высокочастотной телефонной связи для связи со ставкой Верховного главнокоман-дования20. Предметы, которые были представлены здесь — аутентичные, использовавшиеся для обеспечения телефонной и телеграфной связи в Смольном в военное время (рис. 5).
В одном из помещений бункера была воссоздана обстановка кабинета А. А. Жданова с такими его неотъемлемыми атрибутами, как портрет
И. В. Сталина на стене, телефон для правительственной связи, карты дислокации военных сил, стол, покрытый зеленым сукном, массивная настольная лампа. В пространстве кабинета главы Ленинградской партийной организации посетитель становился свидетелем «совещания» А. А. Жданова с заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР маршалом Г. К. Жуковым и генералом армии Л. А. Говоровым. Для данного раздела экспозиции были выполнены скульптурные портреты в полный рост. Обсуждение, как явствует из расположения скульптур в пространстве, проходило в неформальном режиме: над столом, где
Рис. 5. Смольный. Бункер Жданова. Комната связиста. ООО «Музейные технологии». URL: http:// museumtech.ru/portfolio/смольный-бункер-ждано-ва/ (дата обращения: 12.05.2020)
19 В 1872 г. французский изобретатель Ж. Бодо сконструировал телеграфный аппарат, способный передавать по одному проводу два и более сообщения в одну сторону.
20 Фильм «Экскурсия по секретному бункеру Смольного». Пульс города. Youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JIBDF7NOlYM (дата обращения: 08.05.2020).
Рис. 6. Смольный. Бункер Жданова. Кабинет А. А. Жданова. Экспозиция ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
были разложены карты размещения боевых сил, в напряженном раздумье склонились три фигуры (рис. 6).
Сюжет призван проиллюстрировать подготовку операции «Январский гром», которая продолжалась с 14 по 30 января 1944 г. и привела к полному освобождению Ленинграда и Ленинградской области от блокады. В ходе планирования наступления, 1-3 января 1944 г., А. А. Жданов посетил Ставку Верховного главнокомандующего в Москве. После возвращения из поездки на одном из совещаний он отметил: «Хвалят нас и благодарят за то, что мы отстояли город русской славы, сумели защитить его. Теперь надо, чтобы нас также похвалил советский народ за геройство и умение в наступательных боях.. .»21 Согласно опубликованному «Журналу посещений А. А. Жданова22», в указанный период Г. К. Жуков ни разу не был в кабинете главы Ленинградской партийной организации, всецело поглощенный организацией наступательных операций по освобождению Украины. По этой причине наличие в экспозиционном разделе скульптурного портрета Г. К. Жукова не является исторически достоверным, однако олицетворяет вклад военачальника в укрепление позиций Ленинградского фронта в первые месяцы блокады и в битву за Ленинград в целом.
Что касается генерала армии Л. А. Говорова, то в процессе подготовки операции «Январский гром» он, напротив, был частым посетителем кабинета А. А. Жданова. В «Журнале посещений.» имеются об этом свидетельства за 7, 11 и 13 января 1944 г.23 С ним у Андрея Александровича сложились особые доверительные
21 Волынец, 2013. С. 371.
22 Болдовский К. А. (ред.). 2014. Журнал посещений А. А. Жданова. 1941-1944 гг. СПб. С. 263264, 266-267.
23 Волынец, 2013. С. 263-264.
отношения. Через несколько месяцев после назначения Леонида Александровича в Ленинград24 Жданов даст ему такую характеристику: «Пожалуй, лучшего командующего, чем Говоров, для Ленинградского фронта не найти»25.
На краю стола можно заметить поднос со стаканами чая в подстаканниках. По воспоминаниям современников, А. А. Жданов угощал своих посетителей горячим чаем, что в условиях голодной блокады было знаком расположения. Впечатление от экспозиционного раздела усиливала кинопроекция, смонтированная на стене кабинета, с подлинными кадрами исторической хроники, посвященной освобождению Ленинграда.
К юбилею победы в Великой Отечественной войне, к 9 мая 2020 г., было принято решение реализовать реэкспозицию в пространстве бункера. Обновленная экспозиция получила исторически более точное название — «Объект "Павильон"». Коллективом музея в лице директора Н. С. Третьякова, заместителей директора Т. М. Конышевой и Н. С. Долгоруковой, а также группой привлеченных научных консультантов и родственников ленинградских руководителей 1940-х гг. были разработаны ключевые принципы обновленной экспозиции:
— расширение экспозиционного пространства — экспозиция заняла все помещения на первом ярусе подземных этажей;
— демонстрация прежде скрытых функциональных помещений бункера (столовая, дезинфекционная, комната отдыха и т. д.);
— показ исторических событий блокады, связанных с управлением городом и фронтом;
— отражение событий, связанных с «Объектом "Павильон"» и Смольным ин-ститутом26.
Новая экспозиция ставит своей целью эмоциональное воздействие на посетителей, погружение в атмосферу работы руководства города в период блокады в аутентичном по своему облику сооружении, демонстрацию информационно-познавательного среза событий военного времени в Ленинграде27.
Существенной содержательной переработке была подвергнута «Входная зона», или вводная часть экспозиции. Вход в бомбоубежище был дополнен тремя мультимедийными инсталляциями в нишах, были демонтированы витринные модули. Наличие видеопанелей позволило значительно расширить содержательное наполнение тематического раздела, в частности за счет демонстрации перспективных видов здания Смольного института, перспективных разрезов помещений бункера28 (рис. 7).
На пропускном пункте появился своего рода арт-объект — воссозданный облик части ленинградского многоквартирного дома. В экспозиции показана входная дверь в парадную и окно — мультимедийная панель — «заклеенная» бумагой крест-накрест. Такое визуальное соединение в одном экспозиционном простран-
24 Л. А. Говоров возглавил войска Ленинградского фронта в мае 1942 г.
25 Волынец, 2013. С. 360.
26 Тематическая структура экспозиции «Объект "Павильон"». Делопроизводственная документация ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». 2020. С. 3.
27 Там же.
28 Там же.
Рис. 7. Входная зона. Объект «Павильон». Экспозиция ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
Рис. 8. Входная зона. «Объект "Павильон"». Экспозиция ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
Рис. 9. Потерна. «Объект "Павильон"». Экспозиция ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
стве двух несоединимых в реальности объектов отсылает посетителя к суровым реалиям войны и к бедам простых горожан, жизни которых напрямую зависели от решений, принимавшихся в Смольном (рис. 8).
В пространстве потерны, вместо демонстрации хронологии битвы за Ленинград, было принято решение разместить портреты, а также краткие биографии членов Военного совета Ленинградского фронта и ключевых руководящих советских и партийных руководителей Ленинграда, что позволило персонифицировать их вклад в жизнеобеспечение города в годы войны. Здесь можно увидеть портреты ленинградских «гражданских командиров»: А. А. Кузнецова29, П. С. Попкова30, Н. В. Соловьева31, Ф. Е. Михеева32, чьи имена долгое время незаслуженно находились под спудом после сфабрикованного «Ленинградского дела» конца 1940-х — начала 1950-х гг. (рис. 9).
После прохождения массивных тамбурных дверей бункера с левой стороны можно увидеть реконструированные служебные пространства объекта, в которых
29 Кузнецов Алексей Александрович — с 1937 г. — второй секретарь, а с 1945 г. — первый секретарь Ленинградских обкома и горкома ВКП(б), с 1946 по 1949 гг. — секретарь ЦК ВКП(б) и начальник Управления кадров ЦК партии. Расстрелян 1 октября 1950 г. Реабилитирован.
30 Попков Петр Сергеевич — с 1939 г. — председатель исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся, с 1946 г. — первый секретарь Ленинградских обкома и горкома ВКП(б). Расстрелян 1 октября 1950 г. Реабилитирован.
31 Соловьев Николай Васильевич — в 1938-1946 гг. — председатель исполкома Ленинградского областного совета депутатов трудящихся; в 1946-1949 гг. — первый секретарь Крымской партийной организации. Расстрелян в октябре 1950 г. Реабилитирован.
32 Михеев Филипп Егорович — в 1941-1949 гг. — управляющий делами Ленинградских обкома и горкома ВКП(б). Осужден к 10 годам лишения свободы. Содержался во Владимирской тюрьме. Реабилитирован.
проходила экстремальная блокадная повседневность ленинградского руководства. Они воссозданы максимально реалистично с единственной оговоркой: сейчас они находятся на первом подземном уровне, тогда как в реальности некоторые из них функционировали уровнем ниже. На музеефицированном первом подземном этаже в годы войны и блокады располагались хозяйственные помещения. Первое помещение — это «Дезинфекционная». Ключевой идеей, воплощенной в экспозиционной зоне, стало намерение воссоздать обстановку дезинфекционных помещений в соответствии с требованиями 1950-1960-х гг.33
Одним из самых впечатляющих разделов обновленной экспозиции стал «Кабинет Военного Совета». В самом названии зоны авторы постарались уйти от взгляда на военное планирование в Ленинграде сквозь призму исключительного вклада А. А. Жданова. Организацией военных операций, а также решением вопросов жизнеобеспечения города занимались члены Военного совета Ленинградского фронта. 22 июня 1941 г. указом Президиума Верховного совета СССР Ленинград, как и ряд других городов страны, был объявлен на военном положении34. В соответствии с Постановлением ГКО СССР № 572 от 24 августа 1941 г. И. В. Сталиным были утверждены предложения К. Е. Ворошилова и А. А. Жданова о создании Военного совета обороны города Ленинграда «в целях мобилизации всех сил города Ленинграда для организации обороны города против непосредственной угрозы со стороны немецко-фашистских войск.»35 В состав Военного совета обороны города Ленинграда вошли К. Е. Ворошилов, А. А. Жданов, А. А. Кузнецов, П. С. Попков, А. И. Субботин, Я. Ф. Капустин36. 30 августа 1941 г., в связи с объединением командования войск Северо-западного направления и Ленинградского фронта, было принято Постановление ГКО СССР № 601 об упразднении Военного совета обороны Ленинграда и передаче его функций Военному совету Ленинградского фронта (без опубликования в печати)37.
При создании интерьера «Кабинета Военного совета» использована подлинная мебель, сохранившаяся с тех лет в здании Смольного, которую можно видеть на редких фотографиях бункера и в документах военного времени: у стола главы Ленинградской партийной организации находятся сам А. А. Жданов, Г. К. Жуков, А. А. Кузнецов и П. С. Попков. Все скульптурные изображения имеют яркое портретное сходство. Скульптура Г. К. Жукова, признанная удачной с точки зрения визуального сходства и отражения черт характера исторической личности, была перебазирована сюда из «Кабинета А. А. Жданова», одного из тематических разделов предыдущего варианта экспозиции. Фигуры других членов Военного совета были созданы заново. В левой части кабинета на проекционном прозрачном экра-
33 Тематическая структура экспозиции «Объект "Павильон"». Делопроизводственная документация ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». 2020. С. 4.
34 Указ Верховного Совета СССР «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения». Ведомости ВС СССР. 1941. 29: 3.
35 Сорокин А. К. (отв. ред.). 2019. Оборона Ленинграда. 1941-1945: Документы и материалы. М.: РОССПЭН. С. 95-96.
36 Из постановления Военного Совета войск Северо-западного направления. Ленинградская правда. 1941. 26 авг: 1.
37 Сорокин А. К. (отв. ред.). 2019. Оборона Ленинграда. 1941-1945: Документы и материалы. М.: РОССПЭН. С. 104.
-. \л
и
Рис. 10. Кабинет Военного Совета. Экспозиция ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
не осуществляется демонстрация военного совещания, воссозданная при участии профессиональных актеров и научных экспертов (рис. 10).
Сценарий кинопроекции, состоящей из двух сцен, подготовлен на основе источников делопроизводственного характера38 и личного происхождения39. Первая сцена происходит ориентировочно 11 января 1944 г. и освещает подготовку «Красносельско-Ропшинской операции» («Январский гром» или «Нева-2») по наступлению войск Ленинградского фронта во взаимодействии с Волховским фронтом. В сцене принимают участие Л. А. Говоров, А. А. Жданов, Д. Н. Гусев и В. Ф. Трибуц40. Вторая сцена Военного совета происходит ориентировочно 26 января 1944 г. и освещает успехи и недостатки в действиях армий. В рамках второй сцены обсуждается предложение о проведении праздничного салюта 27 января в честь полного освобождения Ленинграда41. В сцене участвуют Л. А. Говоров, А. А. Жданов, Д. Н. Гусев.
После «Кабинета Военного совета» с левой стороны коридора следуют «Буфетная» и «Комната отдыха». В «Буфетной» размещены предметы быта, как подлинные, так и воссозданные: стол, сервант, диван. Мизансцена этого пространства иллюстрирует исторический сюжет: за столом листает объемную книгу с военными картами и схемами Валерий Кузнецов, сын А. А. Кузнецова. В течение войны он жил на территории Смольного, спал в комнате отдыха при кабинете отца. В 1941 г. Валерию было всего пять лет, когда по настоянию отца его оставили в осажденном
38 Болдовский К. А. (ред.). 2014. Журнал посещений А. А. Жданова. 1941-1944 гг. СПб. С. 263264, 266-267.
39 См. напр.: Трибуц, 1985; Бычевский, 1970.
40 Военный Совет. Черновой сценарий. Делопроизводственная документация ГБУК Историко-мемориальный Музей «Смольный». 2020.
41 Там же.
Ленинграде. Впоследствии он так комментировал данный факт своей биографии: столь рискованным поступком Алексей Александрович хотел показать, что уверен в скором снятии блокады и победе над фашистами42. Эта живая история не только вносит в экспозицию запоминающийся сюжет, но и помогает глубже проникнуть в эпоху. Кроме того, В. А. Кузнецов оставил яркие описания бытовых сюжетов: «Я обедал в той столовой (столовая Смольного в период блокады) и хорошо помню, как там кормили. На первое полагались постные, жиденькие щи. На второе — гречневая или пшенная каша, да еще тушенка. Настоящим лакомством был кисель»43 (рис. 11).
Глава Ленинградской партийной организации А. А. Жданов был редким посетителем общей столовой в здании Смольного и в бункере предпочитал принимать пищу в своем кабинете, не отрываясь от работы44.
«Комната отдыха» представляет собой реконструированное пространство с оригинальными и воссозданными предметами обстановки: здесь можно увидеть заправленные двухъярусные нары, тумбочки, скамейки, агитационные плакаты на стенах. Впечатление от раздела усиливает художественное освещение, а также иконографическое панно с системой динамической подсветки.
В правой части коридора бункера находится тематический раздел «Маскировка Смольного в годы блокады». Главный экспонат раздела — макет Смольного, выполненный в масштабе 1:100. Зону дополняет инсталляция с внедренной в центральную часть проекционной зоной перспективного вида45. Инсталляция
42 В. А. Кузнецов скончался в 2019 г.
43 Волынец, 2013. С. 347.
44 Там же. С. 346.
45 Тематическая структура экспозиции «Объект "Павильон"». Делопроизводственная документация ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». 2020. С. 4.
Рис. 12. «Смольный в годы войны». Объект «Павильон». Экспозиция ГБУК «Историко-мемо-риальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
«Небо блокадного города» апеллирует к эмоциональному восприятию реалий осажденного Ленинграда. Анимированный контент имитирует небо над городом как во время авианалетов, так и в периоды затишья46. Реалистичность композиции придает звуковое и световое сопровождение: рев двигателей самолетов и движущиеся лучи «прожекторов», использовавшихся для светомаскировки наиболее значимых городских зданий и сооружений; они создают эффект присутствия (рис. 12).
В правой части коридора, за зоной «Смольный в годы войны», последовательно располагаются экспозиционные разделы, повествующие о деятельности вспомогательных служб Смольного: «Кабинет НКВД. Охрана Смольного», «Кабинет связи», «Медсанчасть». В указанных тематических помещениях при помощи ансамблевого экспозиционного метода воссоздана деятельность охраны, связистов и медицинских работников Смольного. Инфографика на стенах иллюстрирует общегородскую блокадную статистику по ключевым сферам народного хозяйства. Каждый «кабинет» дополнен помещенными в экспозицию скульптурами сотрудников. Впечатление от пространств усиливают проекционное оборудование и мультимедийные материалы, демонстрирующие тот или иной сюжет из служебной повседневной деятельности вспомогательных служб Смольного. Мультимедийный контент не является реальной хроникой военного времени, но представляет собой попытку реконструкции на основе исторических источников (рис. 13, 14).
46 Тематическая структура экспозиции «Объект "Павильон"». Делопроизводственная документация ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». 2020. С. 5.
Рис. 13. Кабинет связистов. Объект «Павильон». Экспозиция ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
Рис. 14. Кабинет руководства медициной. Объект «Павильон». Экспозиция ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
Рис. 15. Комната Славы. Объект «Павильон». Экспозиция ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
Обновленную экспозицию бункера завершают «Комната Славы» и иммер-сивная47 комната. Пространство «Комнаты Славы» организовано с точки зрения экспозиционного метода экспонат в фокусе48. Центральным музейным предметом здесь выступает медаль за оборону Ленинграда — символ героической обороны Ленинграда. Для акцентирования внимания на данном экспонате он размещен в индивидуальном витринном модуле и как будто парит в воздухе, подчеркивая значение бессмертного подвига защитников города на Неве. Здесь размещен информационно-анимационный контент с именами героев, удостоенных званий и медалей за оборону города и биографии наиболее известных из них49.
Иммерсивная комната — это креативное пространство, ориентированное на просмотр тематических фильмов, организацию театральных постановок, выступления ученых, организацию научных диспутов. Комната расположена в переоборудованном помещении вентиляционного комплекса бомбоубежища. Здесь реализована трехуровневая система демонстрации контента (сетка, виртуальная проекция, проекция на стену)50, способствующая полному погружению посетителей в атмосферу военного времени (рис. 15, 16).
В Российской Федерации уже имеются музеефицированные бомбоубежища советской эпохи. Прежде всего, это «Бункер-42» на Таганке в Москве и Музей «Бун-
47 Иммерсивность (от англ. «создающий эффект присутствия, погружения») — это способ восприятия, оказывающий влияние на изменение сознания, способствующий полному погружению в процесс, соучастию.
48 Экспонат в фокусе — метод экспозиционной работы, направленный на акцентировку значимости одного избранного музейного предмета.
49 Тематическая структура экспозиции «Объект "Павильон"». Делопроизводственная документация ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный"». 2020. С. 6.
50 Там же.
Рис. 16. Иммерсивная комната. Объект «Павильон». Экспозиция ГБУК «Историко-мемориаль-ный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой мориальный музей "Смольный"». Фото А. А. Амосовой
кер», филиал Калининградского областного историко-художественного музея, в Калининграде. От «Объекта "Павильон"» их отличает более позднее время постройки и ранняя музеефикация, различная тематическая специализация, меньший временной охват, отсутствие (полное или частичное) прежней технической функциональности51, большая доступность для посетителей (посещение бункера в Смольном после снятия карантинных ограничений, как и прежде, будет доступно только по записи).
Музей «Бункер», филиал Калининградского областного историко-художе-ственного музея, расположен в бывшем бомбоубежище, построенном в начале 1945 г. После окончания строительства штаб немецко-фашистских войск под командованием генерала О. Ляша переехал в бункер, сделав его своим командным пунктом52. Музей был открыт в 1968 г. В Калининградском бункере основная часть экспозиции посвящена штурму города-крепости Кёнигсберг советскими войсками в начале апреля 1945 г. Здесь смонтированы пять диорам Кёнигсберга периода активных боев. В двух помещениях реконструирована обстановка немецкого штаба: кабинет генерала Ляша и кабинет начальника штаба немецкого гарнизона полковника Зюскинд-Швенди. Применение мультимедийных технологий, художественного освещения и звукового сопровождения здесь не реализуется.
Другой музей — «Бункер-42», также именуемый Музеем холодной войны, — возводился в 1950-1953 гг. для выполнения функций бомбоубежища для первых
51 В бункере Смольного, несмотря на музеефикацию, полностью сохранена техническая функциональность.
52 Музей «Бункер». Калининградский областной историко-художественный музей». URL: https://westrussia.org/filialy/muzej-bunker (дата обращения: 01.05.2020).
лиц страны в связи с появлением нового вида оружия — атомного53. Музеефициро-ван в 2006 г. Музей на Таганке предлагает посетителям большое количество экскурсий, посвященных политической истории СССР послевоенного периода: в экспозиции можно увидеть реконструированный кабинет И. В. Сталина, познакомиться с историей ракетостроения, увидеть макет первой советской атомной бомбы в натуральную величину54. В музее реализуются просмотр тематических фильмов, программа «урок в музее» для школьников. Посетителям предлагается увидеть имитации взрыва ядерной бомбы и запуска ядерной ракеты55.
Бункер в Смольном — уникальное по своей информативности и аттрактив-ности мемориальное пространство в Санкт-Петербурге. Реэкспозиция бомбоубежища проходила в непростых эпидемических условиях. Сегодня новое музейное пространство принимает посетителей: правительственные делегации, туристов (ограниченно, в связи с карантинными мерами). Факт его музеефикации имеет большое значение для изучения истории Ленинграда советского периода, позволяя увидеть и прочувствовать специфику служебной повседневности ленинградского руководства 1940-х гг. Вопреки мифам и домыслам, представители Военного совета, а также ленинградского партийного актива трудились и проводили военные будни без роскоши и излишеств — их служебный быт был прост и лаконичен. Все пространство бомбоубежища было оборудовано прежде всего для бесперебойной работы на благо города и его жителей. Обновленная экспозиция бункера позволяет увидеть войну глазами городского руководства, эмоционально пережить ключевые моменты стратегического планирования в битве за Ленинград. Блокадная экспозиция, развернутая непосредственно в стенах бывшего военно-стратегического объекта Смольного, обогатила музейное пространство Санкт-Петербурга и еще более укрепила статус Смольного как уникального исторического памятника мировой истории ХХ в.
Литература
Бычевский Б. В. 1970. Маршал Говоров. М.: Воениздат. Волынец А. 2013. Жданов. М.: Молодая гвардия. Трибуц В. Ф. 1985. Балтийцы сражаются. М.: Воениздат.
Статья поступила в редакцию 12 мая 2020 г.; рекомендована к печати: 28 сентября 2020 г.
Контактная информация:
Амосова Алиса Анатольевна — канд. ист. наук, доц.; [email protected]
Конышева Татьяна Михайловна — зам. директора по научной работе; [email protected]
53 История Бункер-42 на Таганке. Бункер-42 на Таганке. URL: http://bunker42.com/nasha-istoriya. php (дата обращения: 01.05.2020).
54 Экскурсии в секретный Бункер-42. Бункер-42 на Таганке. URL: http://bunker42.com/opisanie-ekskursiy.php?ELEMENT_ID=223 (дата обращения: 01.05.2020).
55 Там же.
"The Object 'Pavilion'": The re-exposure in the bunker in Smolny in honor of the 75th anniversary of the victory in the Great Patriotic War*
A. A. Amosova1, T. M. Konysheva2
1 St. Petersburg State University,
7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
2 The Smolny Museum,
1, Smolny proezd, St. Petersburg, 191060, Russian Federation
For citation: Amosova A. A., Konysheva T. M. 2020. "The Object 'Pavilion'": The re-exposure in the bunker in Smolny in honor of the 75th anniversary of the victory in the Great Patriotic War. The Issues of Museology, 11 (2), 219-238. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.207 (In Russian)
The article is devoted to the analysis of the updated museum exposition entitled "The Object 'Pavilion'", implemented in a bomb shelter under the building of the St. Petersburg administration for the anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, by May 9, 2020. The authors study history of The Smolny Museum, as well as its current expositions and memorial spaces available for visitors within the walls of the government building: the exposition "From the history of women's education in Russia. Smolny Institute for Noble Maidens" and "December, 1. Shot in Smolny"; V. I. Lenin's study and the room in which he lived with his wife, N. K. Krup-skaya; The white-column assembly hall, where in the fall of 1917 the II All-Russian Congress of Soviets of Workers 'and Soldiers' Deputies was held. The period of the war and the siege of Leningrad (1941-1944) occupies an important place in the museum's theme. One of the most attractive memorial spaces of the museum is the underground bunker located under the territory of the Smolny garden, museumified in 2019. The article describes the technical parameters of the underground structure and considers its history, studies and compares two versions of the bomb shelter exposition ("Bunker A. A. Zhdanov", 2019 and "The Object 'Pavilion'", 2020). The updated exposition is distinguished by a significant expansion of the exposition space, an emphasis on demonstrating the previously hidden functional premises of the bunker (dining room, disinfection room, rest room, etc.), a more detailed display of the historical events of the blockade related to the management of the city and the front, the introduction of multimedia technologies. The article is based on the historical sources of the museum origin.
Keywords: Smolny Museum, The Object Pavilion, A. Zhdanov's bunker, blockade of Leningrad, daily life, Leningrad leadership.
References
Bychevskii B. V. 1970. Marshal Govorov. Moscow: Voenizdat Publ. Tributs V. F. 1985. The Balts are fighting. Moscow: Voenizdat Publ. Volynets A. 2013. Zhdanov. Moscow: Molodaia gvardiia Publ.
Received: May 12, 2020 Accepted: September 28, 2020
Authors' information:
Alisa A. Amosova — PhD in History, Associate Professor; [email protected] Tat'iana M. Konysheva — Deputy Director for Research; [email protected]
* The work of A. A. Amosova as part of the preparation of the article was supported by a grant of the Russian Science Foundation (project No. 18-78-00060).