Аккаева Х. А., Манукян А. Р.
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ ПО ВОПРОСУ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА
6.3. СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ ПО ВОПРОСУ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА
Аккаева Халимат Алиевна, канд. юрид. наук, начальник кафедры специально-технических дисциплин; полковник полиции
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Манукян Алинэ Романовна, канд. юрид. наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин; полковник полиции
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация: современный терроризм во всех его проявлениях вызывает реальные опасения как отдельно взятого государства, так и всего мирового сообщества в целом. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму, предотвращения террористических актов. В настоящей статье автором анализируется участие Российской Федерации в международных и региональных организациях, направленных на борьбу с терроризмом.
Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, сотрудничество, международный терроризм, ООН.
COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH OTHER STATES ON THE PREVENTION OF TERRORISM
Akkaeva Khalimat A., PhD in law, Head of chair, Department: special technics disciplines chair; police colonel
Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of MIA Russia
Manukyan Aline R., PhD in law, associate professor, Department: state and civil law disciplines chair; police colonel
Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of MIA Russia
Abstract: modern terrorism poses a great danger to both man and society. In this regard methods of international countering terrorism are of particular importance.
In this article the author analyzes the participation of the Russian Federation in international and regional organizations aimed at combating terrorism. The prevention of terrorist acts in all their manifestations become the most important task of the world community.
Keywords: terrorism, countering terrorism, cooperation, international terrorism, UN.
Терроризм подрывает усилия государств по поддержанию мира и международной безопасности, поощрению устойчивого развития человечества, обеспечению защиты прав человека и верховенства права на глобальном уровне и оказанию гуманитарной помощи. В этой связи противодействие терроризму является актуальной задачей любого цивилизованного государства, что обуславливает необходимость международного сотрудничества по борьбе с указанным негативным явлением.
Еще в начале нового тысячелетия в юридической литературе превалировала позиция, согласно которой терроризм характеризовался «созданием связанных между собой широкомасштабных структур международного терроризма всевозможной идеологической, политической, религиозной или националистической направленности, оказывающих друг другу финансовую, техническую, информационную помощь или даже совместно совершающих террористические акты» [1]. В последние годы терроризм, в том числе международный, получает все большее распространение, что
обуславливает необходимость совершенствования и развития сотрудничества в сфере противодействия терроризму, предотвращения террористических актов.
Приоритетным направлением международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму является обеспечение прав и свобод личности, безопасности государства и общества от преступных посягательств террористической направленности. При этом основной целью такого сотрудничества является определение путей и методов противостояния глобальной угрозе терроризма, выработка на основе объективной оценки происходящих событий конкретных мер по борьбе с ним [2].
Следует согласиться с высказываемой в науке позицией, согласно которой «в целях борьбы с терроризмом, государствами должна быть выстроена единая, целостная, комплексная, стратегически ориентированная государственная концепция, учитывающая международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства» [3]. Все без исключения государства должны стремиться к тому, чтобы, объ-
Социально-политические науки
2'2019
единив свои усилия, осуществлять меры, направленные как на предупреждение терроризма, так и на борьбу с ним.
Россия является одним из государств, которое в качестве приоритетного направления внутренней и внешней политики выделяет борьбу с террористической угрозой. Разрастание мощи Исламского государства в Сирии, безусловно, является угрозой национальной безопасности российского государства. В этой связи проведение военных операций в Сирии по ликвидации боевиков имеет большое значение для обеспечения безопасности России. Однако противоречивость действий ряда государств в достижении общей цели борьбы с терроризмом приводила к неблагоприятным последствиям для Российской Федерации. Так, например, во время обстрела с земли поддерживаемыми Турцией сирийцами пролетавшего в Сирии на границе с Турцией российского Су-24, погиб российский военный - подполковник О.А. Пешков [4].
Осуществляя предупреждение терроризма и борьбу с ним, Российская Федерация участвует в работе международных и региональных организаций, взаимодействует с отдельными зарубежными государствами.
Среди организаций приоритетное место занимает Организация Объединенных Наций, в рамках которой разработано 19 универсальных соглашений, направленных на противодействие международному терроризму и касающихся отдельных видов террористической деятельности.
Для выполнения отдельных задач в сфере борьбы с терроризмом главными органами ООН - Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности были созданы дополнительные структуры, такие как Контртеррористический комитет, Комитет 1540, осуществляющий контроль за нераспространением оружия массового поражения, Комитет по ИГИЛ (ДАИШ), «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям, Контртеррористический центр ООН, Целевая группа по осуществлению контртеррористических мероприятий, Сектор по предупреждению терроризма в составе Управления ООН по наркотикам и преступности и другие.
Следует отметить, что полномочия этих органов пересекаются, так как некоторые органы Совбеза ООН выполняют организационные и основные функции по осуществлению инициатив по укреплению антитеррористического потенциала, а органы Генеральной Ассамблеи ООН проводят оценку таких перспектив и возможностей.
Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН, что дает ей право участвовать в заседаниях этого органа, вносить проекты резолюций, а также налагать вето на них вне зависимости от уровня поддержки, какой пользуется проект. Так, например, 12 апреля 2017 г. Россия применила право вето и отклонила проект резолюции Великобритании, США и Франции о ведении санкций против Сирии, в которой были применены химические атаки.
Российская Федерация участвует в работе и ряда иных специализированных учреждений ООН, например, Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК или УНП ООН). ЮНОДК в направлении
борьбы с терроризмом применяет программный подход, который подразумевает долгосрочную, адаптированную помощь органам, вовлеченным в расследование дел, связанных с терроризмом. Этот орган оказывает техническую помощь государствам по унификации национальных законодательств в сфере предотвращения терроризма. На базе ЮНОДК проходят семинары-практикумы, конференции, рабочие встречи судей, прокуроров и с целью обмена опытом по борьбе с терроризмом, оказания правовой помощи.
Сотрудничество Российской Федерации с зарубежными государствами осуществляется в рамках различных региональных организаций, целью которых является обеспечение безопасности и стабильности в странах, входящих в данные объединения - ОБСЕ, ШОС, СНГ, ОДКБ и некоторых других.
В целях поддержания международного сотрудничества по борьбе с терроризмом особое значение имеют вопросы обмена опытом парламентской деятельности между государствами, а также укрепления нормативно-договорной базы, направленной на ликвидацию пробелов в борьбе с международным терроризмом. Со стороны политических деятелей высказываются предложения о введении ограничений в сфере финансовых операций и торговли в отношении стран, бизнес-структур, сотрудничающих с террористическими организациями; о создании международного трибунала для осуждения преступлений терроризма [5].
Таким образом, внося свой вклад в поддержание мира и безопасности, Российская Федерация принимает участие в разработке проектов международных документов, оказывает помощь другим государствам.
В заключение отметим, что вопросы сотрудничества государств между собой в борьбе с угрозой террористического разрушения мирового правопорядка и национальной безопасности определенных государств, являются наиболее актуальными в современном мировом интеграционном пространстве.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,61%.
Список литературы:
1. Драпкин Л.Я., Злоченко Я.М. Криминалистические аспекты противодействия финансированию международного терроризма // Экономическая преступность / Под ред. В.В. Лунеева, В.И. Борисова. М., 2002.
2. Тутуков А.Ю. Политическое и организационное противодействие развитию волн терроризма // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 3.
3. Манцуров А.Ю. Правовые основы борьбы с терроризмом в Китайской Народной Республике как составляющая обеспечения национальной безопасности // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 5(56). Новосибирск: Си-бАК, 2016.
4. Генштаб: один из пилотов сбитого Су-24 погиб в воздухе от огня с земли. URL: https://ria.ru/world/20151124/ 1327736305.html
5. Матвиенко: Москву и Эр-Рияд объединяет стремление к борьбе с терроризмом // РИА новости [Сайт] URL: https://ria.ru/world/20170416/1492345892.html.
Аккаева Х. А., Манукян А. Р.
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ ПО ВОПРОСУ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Сотрудничество Российской Федерации с иными государствами по вопросу предупреждения терроризма» Аккаевой Халимат Алиевны, начальника кафедры специально-технических дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н, полковника полиции и Манукян Алинэ Романовны, доцента кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского
университета МВД России, к.ю.н, полковника полиции Еще в начале нового тысячелетия в юридической литературе превалировала позиция, согласно которой терроризм характеризовался «созданием связанных между собой широкомасштабных структур международного терроризма всевозможной идеологической, политической, религиозной или националистической направленности, оказывающих друг другу финансовую, техническую, информационную помощь или даже совместно совершающих террористические акты». В последние годы терроризм, в том числе международный, получает все большее распространение, что обуславливает необходимость совершенствования и развития сотрудничества в сфере противодействия терроризму, предотвращения
террористических актов.
Интересным представляется вывод авторов о том, что в целях поддержания международного сотрудничества по борьбе с терроризмом особое значение имеют вопросы обмена опытом парламентской деятельности между государствами, а также укрепления нормативно-договорной базы, направленной на ликвидацию пробелов в борьбе с международным терроризмом. Со стороны политических деятелей высказываются предложения о введении ограничений в сфере финансовых операций и торговли в отношении стран, бизнес-структур, сотрудничающих с террористическими организациями; о создании международного трибунала для осуждения преступлений терроризма.
В целом, статья «Сотрудничество Российской Федерации с иными государствами по вопросу предупреждения терроризма» отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности старший лейтенант полиции
Л.А. Геляхова