Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБОРОННОЙ СФЕРЕ'

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБОРОННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
171
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КАЗАХСТАН / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОЕННАЯ СФЕРА / ОБОРОНА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бардина Кристина Вадимовна

В статье рассматривается сотрудничество России и Казахстана в оборонной сфере. Автор обращает внимание на то, что для России Казахстан является геостратегически важным соседом, который ограждает ее от вызовов с юга, поэтому Россия стремится занять прочные позиции в оборонной сфере на территории Центральной Азии. Одной из важнейших целей политики России в данном регионе является защита своих интересов, поэтому важно сохранение полноценного партнерства с государствами СНГ, и Центрально-Азиатского региона, в частности, одним из таковых выступает Казахстан. Показано, что Россия является главным поставщиком вооружений в Казахстан. Продолжаются военные поставки и участие в совместных военных учениях. Также увеличились показатели в области военного образования и подготовки военных кадров, что свидетельствует о приоритетности данного направления. Показательно, что несмотря на проведение Казахстаном многовекторной политики, Россия является не только ключевым партнером-поставщиком всех видов основных систем вооружения, но и перспективным партнером в области обороны, что продемонстрировали январские события 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE DEFENSE SPHERE

The article discusses cooperation between Russia and Kazakhstan in the defense sector. The author draws attention to the fact that Kazakhstan is a geostrategic important neighbor for Russia, which protects it from challenges from the south, so Russia seeks to take a strong position in the defense sector in Central Asia. One of the most important goals of Russia's policy in this region is to protect its interests, therefore it is important to maintain a full-fledged partnership with the CIS countries, and the Central Asian region, in particular, Kazakhstan is one of those. It is shown that Russia is the main supplier of weapons to Kazakhstan. Military supplies and participation in joint military exercises are continuing. The indicators in the field of military education and training of military personnel have also increased, which indicates the priority of this direction. It is significant that despite Kazakhstan's multi-vector policy, Russia is not only a key supplier partner of all types of major weapons systems, but also a promising partner in the field of defense, as demonstrated by the events of January 2022.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБОРОННОЙ СФЕРЕ»

КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN

Научная статья / Research article

Сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан в

оборонной сфере

К.В. Бардина

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия e-mail: 1032196104@rudn.ru

Аннотация. В статье рассматривается сотрудничество России и Казахстана в оборонной сфере. Автор обращает внимание на то, что для России Казахстан является геостратегически важным соседом, который ограждает ее от вызовов с юга, поэтому Россия стремится занять прочные позиции в оборонной сфере на территории Центральной Азии. Одной из важнейших целей политики России в данном регионе является защита своих интересов, поэтому важно сохранение полноценного партнерства с государствами СНГ, и Центрально-Азиатского региона, в частности, одним из таковых выступает Казахстан. Показано, что Россия является главным поставщиком вооружений в Казахстан. Продолжаются военные поставки и участие в совместных военных учениях. Также увеличились показатели в области военного образования и подготовки военных кадров, что свидетельствует о приоритетности данного направления. Показательно, что несмотря на проведение Казахстаном многовекторной политики, Россия является не только ключевым партнером-поставщиком всех видов основных систем вооружения, но и перспективным партнером в области обороны, что продемонстрировали январские события 2022 г.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, сотрудничество, военная сфера, оборона, безопасность, интересы.

Для цитирования: Бардина К. В. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан в оборонной сфере. Постсоветские исследования. 2022;3(5):320-329.

Cooperation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the

defense sphere

Kristina V. Bardina

RUDN University, Russian Federation e-mail:1032196104@rudn.ru

Abstract. The article discusses cooperation between Russia and Kazakhstan in the defense sector. The author draws attention to the fact that Kazakhstan is a geostrategic important neighbor for Russia, which protects it from challenges from the south, so Russia seeks to take a strong position in the defense sector in Central Asia. One of the most important goals of Russia's policy in this region is to protect its interests, therefore it is important to maintain a full-fledged partnership with the CIS countries, and the Central Asian region, in particular, Kazakhstan is one of those. It is shown that Russia is the main supplier of weapons to Kazakhstan. Military supplies and participation in joint military exercises are continuing. The indicators in the field of military education and training of military personnel have also increased, which indicates the priority of this direction. It is significant that despite Kazakhstan's multi-vector policy, Russia is not only a key supplier partner of all types of major weapons systems, but also a promising partner in the field of defense, as demonstrated by the events of January 2022.

Keywords: Russia, Kazakhstan, cooperation, military sphere, defense, security, interests.

For citation: Kristina V. Bardina. Cooperation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the defense sphere. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;3(5): 320329. (In Russ.)

Использование военной силы при решении спорных проблем во все времена было актуально. Несмотря на окончание «холодной войны» и гонки вооружений в 1990-х гг., риски и угрозы в сфере международной безопасности продолжают существовать.

Необходимо отметить и характер военных действий, происходящих в XXI в. Основной причиной их остается стремление получить доступ к дополнительным экономическим и природным ресурсам, что заметно по военным действиям на Ближнем Востоке. Истощение природных ресурсов только способствует развязыванию войн. Выиграть битву за нефть и газ с помощью валюты и военной силы вряд ли удастся, но можно обострить военно-стратегическую ситуацию и развязать новую войну, чем на сегодняшний день и заняты США. США не в силах отказаться от притязаний на власть над миром, именно поэтому они наращивают военную мощь, реализуют идею глобальной ПРО1, доктрину превентивных ударов и т.д. Таким образом США пытаются реализовать свою формулу мирового господства, усилить контроль над важными для них регионами и стратегическими коммуникациями.

В качестве основания для активного применения Западом военной силы в сфере международных отношений продвигаются концепции «ограниченного суверенитета», «гуманитарной интервенции», которые навязывают государствам так называемую «либеральную демократию» и с помощью военной силы распространяют

«демократические ценности». «Двойные стандарты» США проявляются постоянно по отношению к другим странам. В качестве примеров могут послужить ситуация в Белорусии в конце 2020 г. и выборы в США, когда победу одержал Дж. Байден2

Таким образом, наращивая свой военный потенциал, НАТО и США стремятся достичь

1 «Лавров: глобальная ПРО США создан не для защиты от КНДР, а для окружения РФ». [Электронный ресурс] URL:

https://tass.ru/politika/5038704

верховенства над другими государствами. Именно поэтому с приходом к власти В.В. Путина к российскому руководству пришло понимание важности оборонного потенциала страны. Россия пытается противостоять тенденции устрашения со стороны США, но в одиночку справиться с нарастающей агрессией вряд ли получится, поэтому становится ясно, что безопасности можно достигнуть за счет международного баланса сил и активизации военно-политического сотрудничества с государствами, связанными с Россией стратегическим партнерством [Грозин 2008], таковыми, согласно военной доктрине России, являются страны СНГ.

В регионе Центральной Азии происходят именно такие трансформации, о которых мы упоминали выше.

Во время пребывания на посту президента Б. Ельцина позиции России в Центрально-Азиатском регионе были серьезно ослаблены, и одной из основных причин этого была нехватка экономических ресурсов. Но был ещё ряд причин, почему Россия ослабила свои позиции в регионе.

После распада СССР у Россиине было целостной политики в центрально-азиатском направлении. С 1991 по 1996 гг. у российского руководства прогрессировала евроатлантическая ориентация, что и способствовало отдалению от данного региона. Именно по этой причине Центрально-Азиатский регион начал постепенно отдаляться от России и попал под влияние других стран.

Период, в который Россия не проявляла никакого интереса к ближнему зарубежью, привел к тому, что государства Центральной Азии стали менять свой политический курс и отдаляться от Российской Федерации.

Пересмотр значимости государств Центрально-Азиатского региона для Российской Федерации начался с приходом к

2 «Посольство США обвинила Беларусь во лжи». [Электронный ресурс] URL:

https://spektr.by/archives/95007

власти В.В. Путина. С 2005 г. во внешней политике Российской Федерации произошли значительные сдвиги, была оглашена Концепция суверенной демократии1, в которой говорилось об отказе от безоговорочного следования принципам западной либеральной демократии2. Это полностью изменило отношение РФ к странам СНГ в целом и к Центрально-Азиатскому региону в частности. Страны СНГ выдвигались на передний план и становились главными союзниками России.

Центрально-Азиатский регион

стратегически важен для РФ, являясь своеобразным буфером от внешних угроз, именно это побуждает российское руководство сохранять его в сфере своего влияния.

Одной из важнейших целей политики России в данном регионе является защита своих интересов, поэтому важно сохранение полноценного партнерства с государствами СНГ, и Центрально-Азиатского региона, в частности, одним из таковых выступает Казахстан.

Для России Казахстан является геостратегически важным предпольем, которое ограждает ее от вызовов с юга [Грозин 2008], поэтому РФ стремится занять прочные позиции в оборонной сфере на территории Центральной Азии. Об этом свидетельствует ряд двусторонних и многосторонних соглашений, заключенных Россией с новыми независимыми государствами.

Что касается двустороннего

сотрудничества России и Казахстана в области обороны, то первый договор, который был заключен после распада СССР являлся Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г.3, в котором стороны,

1 Суверенитет - это политический синоним конкурентоспособности. [Электронный ресурс] URL: https://web. archive.org/web/20060418035317/http://ww w.edinros.ru/news.html?id=111148

2 Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, 25 апреля 2005 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml

3 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной

помощи между Российской Федерацией и

ориентируясь на принципы коллективной безопасности и взаимной обороны, дали согласие на совместное взаимодействие с целью обороны, дружбы и взаимной помощи. На основании данного договора, а также исходя из необходимости строгого выполнения сторонами своих обязательств по Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г. (СНВ-1) и Лиссабонскому протоколу к нему, подписанному в Лиссабоне 23 мая 1992 г., с целью объединения усилий и согласования действий по обеспечению совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства и для придания правовой основы военному сотрудничеству между сторонами4, был подписан «Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве» от 28 марта 1994 г. В соответствии с его условиями, стороны обязывались осуществлять полноценное сотрудничество в военной области. Но до 2000-х гг. назвать полноценным это сотрудничество было нельзя. Как отмечалось выше, российская политика была ориентирована на Евроатлантику, а страны СНГ не являлись ключевыми партнерами для сотрудничества. Именно с 2000-х гг. оборонная сфера Казахстана стала претерпевать изменения в лучшую сторону. Это связано, в первую очередь, со сменой главы государства в Российской Федерации. После того, как В.В. Путин был назначен на пост президента, он обозначил оборонную и военную сферы как одно из приоритетных направлений своей политики, изменился и подход к сотрудничеству с государствами СНГ, в частности, с Казахстаном.

Стоит отметить и другой фактор, повлиявший на активизацию сотрудничества России и Казахстана в оборонной сфере, -

Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201 602170003?index=2&rangeSize=1 4 Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве. [Электронный ресурс]

URL:https://online.zakon.kz/document/?doc_id= 101041 6

это ситуация внутри региона, когда со стороны террористической группировки «Талибан» стали поступать угрозы. В то время государства ЦА были заинтересованы в усилении своего оборонного потенциала. В конце 1999 г. в Центрально-Азиатском регионе в рамках ДКБ1 прошли крупные военные учения.

Итак, с начала 2000-х гг. тактика укрепления позиций России в Центральной Азии через усиление двусторонних отношений, стала характерным стилем политики В.В. Путина. Он определил сотрудничество между Россией и Казахстаном как многоплановое, где безопасность и оборона являются неделимыми компонентами общей российской стратегии партнерства [Грозин 2008]. Следующим фактором, послужившим укреплению сотрудничества в военной области между Россией и Казахстаном, является отход властей Казахстана от прозападной политики и поворот в сторону России, доказательством чего служит то, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев был одним из инициаторов создания совместного Антитеррористического центра стран СНГ2. В целом, на укрепление сотрудничества России и Казахстана в военной области повлияла расстановка

Таблица 1.

внутриполитических сил и смена руководства, ответственного за

внешнеполитический курс. Интересы национальной безопасности вынудили два государства к установлению более тесных отношений [Грозин 2008]. Также показателем сближения между странами являются визиты высокопоставленных лиц. В 2000 г. Республику Казахстан посетил главнокомандующий ВС РФ А. Корнуков.

Как визиты высокопоставленных лиц, так и интерес к усилению сотрудничества в данной области способствовали, как полагают многие эксперты, преодолению кризисных настроений и сближению между странами. Совместные военные учения Российской Федерации и Республики Казахстан проводятся ежегодно, что является показателем плодотворного взаимодействия России и Казахстана в области обороны.

В рамках Договора о военном сотрудничестве, подписанного в 2004 г., Россия и Казахстан осуществляют совместную деятельность по всем направлениям данной сферы.

Одним из аспектов, в котором заинтересована Республика Казахстан, является поставка российских вооружений.

Экспорт оружия из России в Казахстан

X

X QJ

5 ш m

Ь

QJ

О

а:

500 -

450 -

400 -

350 -

300 -

250 -

200 -

150 121 100 50 0

441

136

1 20 29 38 27

■ ■ ■

71

50 45 75 54

I 8 19 ~ 28

305 267 266

198

163

0<§> ^ & «$*> £ ¿У ^

В Таблице 1 представлено количество России в Казахстан за год. Как видно из единиц военной техники, поставляемой из таблицы, внушительные показатели

1 Начались военные учения «Южный щит содружества -2000». «Лента». [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/news/2000/03/29/south_shield/

2 В СНГ создается антитеррористический центр. «Независимая». [Электронный ресурс] URL: https://www.ng.ru/politics/2000-03-11/3_center.html

поставок приходятся на 2015 г. Предполагается, что такой показатель объясняется активизацией

террористического движения ИГИЛ1 в Сирии и проведением там

антитеррористической военной операции; ухудшением российско-турецких отношений на фоне сбитого турецкой стороной бомбардировщика СУ-24 (тогда Турция была объявлена пособником терроризма, прекратилось военное сотрудничество с ней, российско-турецкий отношения были разорваны); обострением конфликта в Украине. Все эти факторы повлияли на наращивание оборонного потенциала стран СНГ, в частности Казахстана. Так как у России и Казахстана достаточно прогрессивные отношения, особенно в области обороны, российская сторона является главным поставщиком оружия в Казахстан в соответствии с данными, приведенными на сайте SIPRI2, казахская сторона, наравне с другими странами, увеличила свой оборонный потенциал.

На рост экспорта российского оружия в Казахстан повлиял и ещё один фактор, в 2015 г. Россия и Казахстан заключили важный документ нового образца в области военно-технического сотрудничества. Это Договор3 позволял Вооруженным Силам Казахстана покупать военную технику по внутренним российским ценам, то есть по таким же ценам, как для Министерства обороны Российской Федерации, тогда как до того Россия предоставляла Казахстану военную технику безвозмездно. Поскольку это было невыгодно для обеих сторон: для России - в экономическом плане, для Казахстана -ограничение в единицах техники, то на основании нового договора Казахстан смог обновить оборонную технику.

Проанализировав таблицу, необходимо отметить, что большинство военной техники, завозимой в Казахстан, представляет собой

1 Запрещенная в России группировка.

2 Trade Registers. [Электронный ресурс] URL: https://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register. PhP

3 Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом

сотрудничестве. Электронный фонд правовых и

нормативно - технических документов. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/499073634

унифицированные многофункциональные зенитные управляемые ракеты,

поставленные Казахстану лишь в 2019 г., и система противовоздушной обороны, поставленная Казахстану в 2015 г., так как именно с данного периода времени Россия и Казахстан начали наращивать

сотрудничество в данной отрасли.

Помимо ракетных комплексов и систем ПВО, Министерство обороны Казахстана заинтересовано в закупке авиационной техники. В соответствии с приведенными данными Казахстан активно закупает вертолеты Ми-8, истребители Су-30 и другую особо важную технику для авиационной составляющей.

Согласно материалам экспертов, занимающихся рассмотрением данного вопроса, Министерство обороны Казахстана в области военно-технического

сотрудничества интересуют три основных направления.

1) Создание и совершенствование системы противовоздушной обороны (ПВО). Данное направление реализуется по соглашению, подписанному в 2013 г.4 В рамках данного соглашения используются и развиваются объекты военной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инфраструктуры и рассчитывается финансирование региональной системы противовоздушной обороны Республики Казахстан и Российской Федерации несмотря на то, что они являются участниками соглашения о единой системе ПВО в масштабах СНГ. Между этими двумя документами есть некоторые различия. Согласно двустороннему соглашению России и Казахстана о единой системе ПВО, допускается поражение воздушных целей. Это является главным отличием двустороннего соглашения от договора со странами СНГ. Необходимо также отметить передачу дивизионов С-300 Казахстану в рамках данного двустороннего соглашения5.

4 Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан. Электронный фонд правовых и нормативно -технических документов. [Электронный ресурс]URL: http://docs.cntd.ru/document/499015012

5 Россия подарит Казахстану пять дивизионов С-300. «РИА Новости». [Электронный ресурс]URL:

Россия абсолютно бесплатно поставила Казахстану пять дивизионов зенитно-ракетной системы С-300ПС. Совершенная сделка говорит о том, что происходит углубление интеграционных процессов в области обороны. Это особенно важно на фоне появления новых угроз.

2) Внедрение автоматизированных систем управления войсками и оружием, и переход оборонной сферы на цифровизацию. Российской стороной активно развиваются автоматизированные системы управления с элементами искусственного интеллекта. Разработки в данной области являются настоящим прорывом, судя по комментариям зарубежных специалистов1. Согласно последним новостным сводкам от 2020 г., Министерство обороны Казахстана также заинтересовано в цифровизации армии. По словам министра обороны Республики Казахстан, уже достигнуты немалые высоты в данном направлении, накоплен опыт по внедрению цифровых технологий, создается необходимый потенциал сил и средств2. Главным поставщиком данных систем управления является Российская Федерация. Как отмечалось ранее, важными документами, на основании которых ведется двустороннее сотрудничество России и Казахстана, являются Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, а также Договор о военно-техническом сотрудничестве.

3) Совместная подготовка военных кадров. На основании соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военной службе граждан РФ в Вооруженных Силах Казахстана по контракту и их статусе3, а также соглашения о порядке прохождения военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками и мичманами от 19 августа 1992 г., ,российские военнослужащие проходят службу на территории Казахстана и наоборот, много студентов из Казахстана проходит обучение в военных университетах РФ. Финансирование обучения происходит не только за счет бюджета Казахстана, но и за счет правительства РФ. Согласно статистике, опубликованной в СМИ, в 20192020 учебном году в российские военные вузы поступило рекордное количество граждан из Казахстана5, это лишь подтверждает тот факт, что одно из направлений двустороннего сотрудничества наращивает темпы.

Еще одним направлением, реализуемым при двухстороннем сотрудничестве России и Казахстана, является аренда военных объектов. Так как после распада СССР на территории республики осталось много военных объектов, Россия и Казахстан договорились об их статусе. Два важнейших документа были подписаны в 2002 г.6 В соответствии с ними на территории Казахстана продолжают работу следующие объекты:

https://ria.ru/20140131/992397371.html

1 «Информационная система боевого управления» в отечественной и зарубежной прессе. «Военное Обозрение». [Электронный ресурс] URL: https ://topwar.ru/165101 -informacionnaj a-sistema-boevogo-upravlenija-v-otechestvennoj-i-zarubezhnoj-presse.html

2 Цифровизация позволяет рационально использовать возможности войск - Минобороны РК. Международное информационное агенство «КАЗИНФОРМ». [Электронный ресурс] URL: https://www.inform.kz/ru/cifrovizaciya-pozvolyaet-racional-no-ispol-zovat-vozmozhnosti-voysk-minoborony-rk_a3657587

3 Соглашение между Российской Федерацией и

Республикой Казахстан о военной службе граждан

Российской Федерации в Вооруженных Силах Республики Казахстан по контракту и их статусе. Электронный фонд правовых и нормативно -технических документов. [Электронный ресурс]URL:

https://docs.cntd.ru/document/1900803

4 Соглашение между министерством обороны Российской Федерации и министерством обороны Республики Казахстан о порядке прохождения военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками и мичманами. «40 Гарнизонный военный суд». [Электронный ресурс] URL: http://40gvs.blg.sudrf.ru/modules.php?id=9&name=norm _akt

5 В Минобороны РФ отметили рекордные показатели набора на учебу в военные вузы. «MK.RU». [Электронный ресурс] URL: https://www.mk.ru/politics/2019/08/29/v-minoborony-rf-otmetili-rekordnye-pokazateli-nabora-na-uchebu-v-voennye-vuzy.html

6 Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан. Электронный фонд правовых и нормативно -технических документов. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/901813679

- Отдельный радиотехнический узел третьей отдельной армии ракетно-космической обороны Космических войск Вооруженных Сил России или кратко «Балхаш - 9», расположенный в Приозерске и обеспечивающий контроль за ракетоопасными направлениями со стороны Пакистана, Китая, Индии и аквазоны Индийского океана1, также служащий для фиксации технических параметров боевых ракетных комплексов, которые

испытываются на полигоне «Сары-Шаган». Данный полигон находится в ведении Министерства обороны России. На нем российская сторона проводит испытания ракетной техники. Полигон достаточно часто задействован в учения Вооруженных Сил РФ. Одни из масштабных и уникальных учений под названием «Центр», стартовавших в 2013 г., проводятся именно на полигоне «Сары-Шаган». В 2015 г. в данных учениях впервые принял участие Казахстан. В ходе учений, в соответствии с данными официального сайта Министерства обороны РФ, производится проверка уровня подготовки органов управления

Центрального военного округа, готовности командного состава воинских контингентов к управлению межвидовой группировкой войск (сил), получение практики командирами и штабами в управлении войсками (силами), повышение

совместимости и уровня взаимодействия в ходе решения совместных задач по сохранению мира, защите интересов и обеспечению безопасности в Центрально -Азиатском регионе, демонстрация

готовности Вооруженных Сил РФ и государств Центрально-Азиатского региона к защите национальных интересов2. Одним словом, в ходе учений «Центр» производится проверка готовности Российской Федерации, а также государств Центральной Азии к борьбе с терроризмом.

- Стратегически важным объект, находящимся в ведении Министерства обороны РФ, является 929-й летно-испытательный центр. Несмотря на то, что штаб указанного центра находится на территории РФ, испытательные полигоны расположены на территории Казахстана по соглашению от 2015 г.3 В соответствии с данными, приведенными на официальном сайте Минобороны РФ, 929-й полигон используется для проведения авиаиспытаний, тестирования воздухоплавательных комплексов различного назначения, управления испытаниями и исследованиями бортового авиационного, радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения, управления испытательными трассами и полигонами, управления специальным авиационным высокогорным центром4.

- Крупный стратегически важный объект - космодром «Байконур». Соглашение о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти было подписано между РФ и Казахстаном в 1995 г., но ратифицировано лишь в 1999 г.5 Позднее, на основании данного Соглашения и Договора о дружбе и сотрудничестве, В.В. Путин и Н. Назарбаев в 2004 г. подписали Соглашение о

1 Российские военные базы и объекты за рубежом: Казахстан, Таджикистан, Киргизия. «ЕВРАЗИЯ ЭКСПЕРТ». [Электронный ресурс]URL: https://yandex.ru/turbo/eurasia.expert/s/rossiyskie-voennye-bazy-i-obekty-za-rubezhom-asia/

2 Стратегическое командно-штабное учение «Центр-2019». Министерство Обороны Российской Федерации. [Электронный ресурс]URL: https :/^тсШге.шЛ. ru/mission/practice/all/centr-2019.htm

3 Соглашение между Российской Федерацией и

Республикой Казахстан о порядке использования 929

Государственного летно-испытательного центра (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации. Электронный фонд правовых и нормативно - технических документов.

[Электронный ресурс] URL:

https://docs.cntd.ru/document/8311274

4 929-й Государственный летно-испытательный центр Минобороны России (г. Ахтубинск). Министерство Обороны Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/det ails.htm?id=12352@egOrganization

5 Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: сhttp://puЫication.pravo.gov.m/Document/View/000120 1802200022?index=0&rangeSize=1

развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур»1 с продлением срока аренды до 2050 г.

Новое соглашение, снижение для российской стороны арендной платы, а также эффективное использование данного космодрома значило лишь одно: Россия и Казахстан заинтересованы в двустороннем сотрудничестве в области обороны, развитии и поддержании в боевой готовности военных объектов.

- Следующий стратегический объект на территории Казахстана - 5580-я база обеспечения испытательных работ или полигон «Эмба», предназначенный для проведения научно-исследовательских работ и испытаний образцов вооружений войсковой ПВО, а также проведения учебно-боевых стрельб.

Сохранение и развитие военных полигонов, совместных военных баз укрепляют двусторонний формат

сотрудничества в области обороны. Проведение совместных учений, испытаний вооружения и т.д. способствует улучшению оборонного потенциала как российской стороны, так и казахской. Нельзя отрицать наличие внешней угрозы, особенно террористической, против которой, в основном, ведутся совместные военные учения и совместная борьба. Согласно открытым источникам, снижение арендной платы для российской стороны2 является лишь очередным доказательством заинтересованности в сотрудничестве с Россией со стороны Казахстана. Одним из успешных направлений военного

взаимодействия двух стран является вертолетостроение. В 2016 г. в Казахстане состоялся международный форум, во время которого Россия и Казахстан договорились о сотрудничестве в развитии вертолетной техники. Соглашение было заключено с российским холдингом «Вертолеты России».

Таким образом, проанализировав двусторонние соглашения, документы, рассмотрев подробно поставки вооружений, изучив все направления сотрудничества в оборонной сфере России и Казахстана, необходимо отметить, что к 2020 г. российско-казахские отношения только набирают обороты. Показателями данного сотрудничества являются совместные проекты России и Казахстана в области обороны, обмен военными в двустороннем формате, наращивание оборонного потенциала России и Казахстана. Программа стратегического партнерства реализуется по максимуму.

Необходимо отметить и то, что в конце 2019 г. был создан новый механизм координации взаимодействия в оборонной сфере. Он включает в себя регулярные консультации на уровне министров обороны и их заместителей3. Это позволяет разрабатывать совместные решения, направленные на эффективное

взаимодействие в данной области.

Исторически отношения России и Казахстана основаны на принципах дружбы, союзничества и взаимовыгодного партнерства, именно это позволяет сохранять и наращивать сотрудничество во всех сферах, в частности, и в оборонной. Начиная с 2000-х гг., Россия и Казахстан непрерывно разрабатывают эффективные меры для укрепления взаимодействия в области обороны, свидетельством чего явился новый договор о двустороннем сотрудничестве России и Казахстана в военной сфере. Необходимо отметить, что, согласно практике, обычно подписывается межправительственное соглашение, но в случае с Казахстаном был подписан

4

договор , что свидетельствует о том, что Казахстан является надежным партнером для российской стороны. Увеличились показатели в области военного образования и

1 Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур». «Президент России». [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1813

2 Полигоны укрепляют военный союз. «Военно-

промышленный курьер». [Электронный ресурс] URL: https://www.vpk-news.ru/articles/2635

3 В Минобороны оценили механизм военной координации с Казахстаном. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20190514/1553469653.html

4 Комитет по международным делам провел встречу с Послом РФ в США Анатолием Антоновым. [Электронный ресурс] URL: http://duma.gov.ru/news/51100/

подготовки военных кадров, что свидетельствует о приоритетности данного направления. Также продолжаются военные поставки и участие в совместных военных учениях. Помимо этого, новый договор дополнен пунктами, согласно которым область военного сотрудничества расширяется, касающимися, например, миротворческой деятельности,

взаимодействия в рамках международных организаций, а также противодействия вызовам и угрозам региональной безопасности1, которые реализуются в формате двустороннего сотрудничества России и Казахстана, но в данный момент не являются ключевыми.

Подводя итог, необходимо отметить, что российско-казахстанское сотрудничество в оборонной сфере является перспективным для обеих сторон. Обусловлено оно не

только совместным прошлым, схожими взглядами лидеров государств, но и одной целью, а именно - обеспечение мира и безопасности как в Казахстане, так и в Центрально-Азиатском регионе в целом. Несмотря на проведение многовекторной политики Казахстана, а также выбор евроазиатского направления, Россия является не только ключевым партнером-поставщиком всех видов основных систем вооружения, но и перспективным партнером в области обороны. Это подтверждается не только совместными программами и сотрудничеством по ряду направлений, но также обусловлено географическим фактором, оказывающим значительное влияние на усиление взаимодействия в области обеспечения безопасности границ и повышения оборонного потенциала обоих государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Грозин А.В. Вооруженные силы Казахстана и национальная безопасность республики. М.: ИВ РАН, 2008.

Дусметова С.И., Налибай А.А. Проблема терроризма в Республике Казахстан // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 4. С. 297-303.

Имаш Т.Ж. Комплекс «Байконур» - главная платформа казахстанско-российского сотрудничества в освоении космоса // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 3. С. 1085-1094.

Имаш Т.Ж. Национальные концепции по развитию космонавтики в Республике Казахстан и Российской Федерации // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 1. С. 107-118.

Имаш Т. Проблемы и перспективы двустороннего сотрудничества Казахстана и России в области исследования и освоения космического пространства // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 7. С. 688-697.

Калдыбек А., Тыныбекова М., Орынбек А.Н. Терроризм и насильственный экстремизм в СНГ на примере Республики Казахстан // Постсоветские исследования. 2021. Т. 4. № 5. С. 388399.

Морозов Ю.В. Военно-политические отношения России и Казахстана и перспектива их развития в рамках региональной безопасности: взгляд из Москвы // Восток. АфроАзиатские общества: история и современность. 2004. № 4. С. 84-90.

Трокаль Т.В. Основные аспекты современного политико-экономического сотрудничества между Россией и Казахстаном // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 3. С. 10781084.

Тыныбаев С.К., Чернягин Д.П. Военно-техническое сотрудничество России и Казахстана как неотъемлемая составная часть военно-технической политики государств в обеспечении военной безопасности Центральноазиатского региона // 75-летие Великой Победы: исторический опыт и современные проблемы военной безопасности России. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции научного отделения № 10 Российской академии ракетных и артиллерийских наук: в 2 т. Москва, 2020. С. 407-411.

1 Казахстан и Россия подписали обновленный договор URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-

о военном сотрудничестве [Электронный ресурс] panorama/9738125

Филоненко А.Е. Военное и военно-техническое сотрудничество России со странами Центральной Азии на современном этапе // Казачество. 2016. № 16 (3). С. 7-16.

Цыплин В.Г. Современный этап военного сотрудничества России и Казахстана // Современные евразийские исследования. 2015. № 2. С. 74-80.

REFERENCES

Cyplin V.G. Sovremennyj etap voennogo sotrudnichestva Rossii i Kazahstana // Sovremennye evrazijskie issledovaniya. 2015. № 2. S. 74-80.

Dusmetova S.I., Nalibaj A.A. Problema terrorizma v Respublike Kazahstan // Postsovetskie issledovaniya. 2020. T. 3. № 4. S. 297-303.

Filonenko A.E. Voennoe i voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii so stranami Central'noj Azii na sovremennom etape // Kazachestvo. 2016. № 16 (3). S. 7-16.

Grozin A.V. Vooruzhennye sily Kazahstana i nacional'naya bezopasnost' respubliki. M.: IV RAN, 2008.

Imash T. Problemy i perspektivy dvustoronnego sotrudnichestva Kazahstana i Rossii v oblasti issledovaniya i osvoeniya kosmicheskogo prostranstva // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. № 7. S. 688-697.

Imash T.Zh. Kompleks «Bajkonur» - glavnaya platforma kazahstansko-rossijskogo sotrudnichestva v osvoenii kosmosa // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 3. S. 1085-1094.

Imash T.Zh. Nacional'nye koncepcii po razvitiyu kosmonavtiki v Respublike Kazahstan i Rossijskoj Federacii // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. № 1. S. 107-118.

KaldybekA., TynybekovaM., OrynbekA.N. Terrorizm i nasil'stvennyj ekstremizm v SNG na primere Respubliki Kazahstan // Postsovetskie issledovaniya. 2021. T. 4. № 5. S. 388-399.

Morozov Yu. V. Voenno-politicheskie otnosheniya Rossii i Kazahstana i perspektiva ih razvitiya v ramkah regional'noj bezopasnosti: vzglyad iz Moskvy // Vostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriya i sovremennost'. 2004. № 4. S. 84-90.

Trokal' T. V. Osnovnye aspekty sovremennogo politiko-ekonomicheskogo sotrudnichestva mezhdu Rossiej i Kazahstanom // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 3. S. 1078-1084.

Tynybaev S.K., Chernyagin D.P. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii i Kazahstana kak neot"emlemaya sostavnaya chast' voenno-tekhnicheskoj politiki gosudarstv v obespechenii voennoj bezopasnosti Central'noaziatskogo regiona // 75-letie Velikoj Pobedy: istoricheskij opyt i sovremennye problemy voennoj bezopasnosti Rossii. Materialy 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii nauchnogo otdeleniya № 10 Rossijskoj akademii raketnyh i artillerij skih nauk: v 2 t. Moskva, 2020. S. 407-411.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Бардина Кристина Вадимовна, Kristina V. Bardina, Master of магистр в области «Международных International Relations. Moscow, Russia. E-отношений». Москва, Россия. E-mail: mail: 1032196104@rudn.ru 1032196104@rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.