Научная статья на тему 'Сотрудничество России и Казахстана по вопросам безопасности'

Сотрудничество России и Казахстана по вопросам безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
1721
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN / ОДКБ / CSTO / НАТО / NATO / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / БАЙКОНУР / BAIKONUR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баскакова Ирина Андреевна

Статья посвящена основным направлениям двустороннего сотрудничества России и Казахстана по вопросам безопасности и освоения космоса, инициативам стран Запада в данной сфере, анализу перспектив сотрудничества/конкуренции между ОДКБ и НАТО, а также рассмотрению роли Казахстана в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia-Kazakhstan Cooperation in the Security Sphere

The article is devoted to the main aspects of Russia-Kazakhstan bilateral cooperation in the security and space exploration, to the Western initiatives, to the analysis of CSTO-NATO cooperation and competition, and to Kazakhstan's role in this process.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество России и Казахстана по вопросам безопасности»

И.А. Баскакова

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КАЗАХСТАНА ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья посвящена основным направлениям двустороннего сотрудничества России и Казахстана по вопросам безопасности и освоения космоса, инициативам стран Запада в данной сфере, анализу перспектив сотрудничества/конкуренции между ОДКБ и НАТО, а также рассмотрению роли Казахстана в этом процессе.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, ОДКБ, НАТО, безопасность, Центральная Азия, Байконур.

Сотрудничество России и Казахстана в оборонной сфере началось вскоре после распада СССР. Бывший единый ВПК, общие угрозы, нестабильность в некоторых соседних с Россией и Казахстаном государствах - все это сближало два государства и заставляло интенсифицировать двусторонние отношения, в том числе и в вопросах безопасности, освоения космоса и т. д.

Правовая основа двустороннего сотрудничества

Для России Казахстан является ближайшим военно-политическим союзником в Центральной Азии и первым государством СНГ, с которым РФ в мае 1992 г. заключила Договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи»1. Согласно этому Договору предусматривается создание общего военно-стратегического пространства, совместное использование военных баз, полигонов и иных военных объектов в случае угроз России или Казахстану. Другим основополагающим документом является Декларация

© Баскакова И.А., 2012

«О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие» от 6 июля 1998 г.2

Кроме указанных выше документов вопросы совместного обеспечения безопасности регулируются также Договором «О военном сотрудничестве» от 28 марта 1994 г.3 и более чем 60 двусторонними соглашениями и договорами, подписанными в последующие годы.

Важным элементом российско-казахстанского военного сотрудничества является подготовка в России на льготной основе офицерских кадров для силовых структур Казахстана. Обучение казахстанских граждан проводится по единым с российскими военнослужащими программам4.

На основании соглашения, подписанного в 1995 г., Россия и Казахстан предпринимают совместные усилия по обеспечению безопасности казахстанской границы по внешнему периметру.

На территории Казахстана остались самые крупные в ближнем зарубежье военные объекты бывшего СССР. На основе двусторонних соглашений Россия сохранила их за собой (в качестве арендатора) и в настоящее время продолжает эксплуатировать в Казахстане семь крупных военных объектов. В том числе и космодром Байконур.

Значение Байконура для двустороннего сотрудничества. Аренда космодрома Россией

Важность Байконура для Москвы очевидна. Географическое положение космодрома позволяет запускать пилотируемые корабли, межпланетные станции и спутники (как спутники связи, так и шпионские) на геостационарную орбиту. По техническим причинам это не осуществимо с космодромов Плесецк и Капустин Яр на территории России. Сходные условия есть лишь на Дальнем Востоке, но космодром под Благовещенском пока не готов к использованию5.

На заре независимости президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступал с идей создания на базе Байконура международного консорциума, где у России не было бы никаких преимуществ перед другими государствами. Разумеется, Москва выступила резко против, но эта идея еще несколько лет периодически вспоминалась казахстанскими властями.

В итоге в 1994 г. было заключено межправительственное соглашение об аренде Россией космодрома Байконур сроком на 20 лет (стоимость аренды -115 млн долл./год)6.

В 2004 г. соглашение было продлено до 2050 г. Стоимость аренды не изменилась, но, согласно новым условиям, Россия обязана делиться с Казахстаном доходами от реализации совместных с ним проектов на Байконуре (например, ракетно-космический комплекс «Байтрек» на базе российского комплекса «Ангара»). Стоит отметить, что если российская сторона это соглашение ратифицировала сразу же, то РК только в апреле 2010 г. после ноты МИД РФ о приостановке других соглашений и работы по ракетно-космическому комплексу «Байтрек» до ратификации соглашения Казахстаном7.

В последние годы была начата подготовка строительства космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке8. Кроме того, Россией было подписано соглашение с европейским космическим агентством об использовании космодрома во французской Гвиане9. Подобные решения вызывают обеспокоенность казахстанской стороны и, по словам главы Казкосмоса Талгата Мусабаева, ставят пред Казахстаном проблему использования Байконура: «Оборонные, гражданские пилотируемые пуски, которые в настоящее время осуществляются с космодрома Байконур, возможно, будут переведены на российские космодромы. Это по существу означает уход России с космодрома Байконур в недалеком будущем и ставит перед Казахстаном проблему его сохранения и перспектив дальнейшего функционировани10. Хотя подобной проблемы не видит министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, заявляющий о том, что слухи по поводу ухода России с Байконура абсолютно беспочвенны, так как все российско-казахстанские проекты по использованию Байконура являются долгосрочными11.

Стоит отметить, что во время визита Президента России Дмитрия Медведева в Казахстан в 2008 г. вопрос Байконура также затрагивался. В частности, был подписан документ, позволяющий на правовом уровне регулировать «нештатные ситуации» с ракетами, выводимыми на околоземную орбиту с космодрома Байконур. Были обсуждены вопросы запуска казахстанских спутников «Казсат-2» и «Казсат-3» в 2008-2010 гг., развития российско-казахстанского проекта «Байтрек», особой статьей упомянутого еще в соглашении 2004 г.12, и было согласовано направление на МКС двух граждан Казахстана.

В настоящее время осуществляется еще один совместный проект, в рамках которого Казахстан намерен с помощью РФ создать на орбите собственную группировку из семи спутников, интегрированную в российскую Глобальную навигационную спутниковую систему (ГЛОНАСС). Кроме того, перспективным направлением сотрудничества между Россией и Казахстаном в сфере совместного освоения космоса является создание космических аппаратов с ядерными электроракетными двигательными установками на базе тер-

моэмиссионного реактора-преобразователя. С этой целью в марте 2006 г. была создана совместная группа из специалистов российской Ракетно-космической корпорации «Энергия» и Национального ядерного центра Казахстана13.

Существуют в двусторонних отношениях и другие проблемы. Например, Москва выступает против того, чтобы на территории Байконура, который находится под юрисдикцией России, появлялись казахстанские органы власти. Астана, напротив, считает это ущемлением своих прав. Также казахстанские власти предъявляют претензии в нарушении экологических норм: после запуска ракет и падения обломков происходит отравление людей гептилом14.

Еще одна проблемная зона - это случающиеся иногда на Байконуре неудачные запуски. Например, после падения российской ракеты-носителя «Днепр» в 2006 г. между Россией и Казахстаном возникли споры, касающиеся выплаты компенсаций пострадавшей стороне. Казахстан первоначально оценил совокупный экономический и экологический ущерб в 40,7 млрд тенге (330 млн долл.), что в два раза превышает ежегодную арендную плату России за использование Байконура. Но РФ отказалась выплачивать подобную сумму, и Казахстан был вынужден снизить свои требования до 141,8 млн тенге (1,11 млн долл.). Компенсация была выплачена и в январе 2007 г. Казахстан дал разрешение на возобновление запусков «Днепра»15.

Кроме совместных с Россией проектов Казахстан планирует создать на базе Байконура Международный центр космической индустрии со статусом специальной экономической зоны. Этот проект рассчитан на многостороннее сотрудничество в космической сфере и при значительном участии Казахстана16.

Несмотря на все существующие проблемы, Байконур очень важен как для России, так и для Казахстана. Для России - это пока единственный космодром, подходящий для абсолютного большинства запусков. Для Казахстана Байконур - это и местная «силиконовая долина», способствующая развитию научного потенциала страны, и фактор укрепления международного веса и престижа республики, и источник средств для пополнения бюджета.

Другие направления сотрудничества

С начала 2000-х годов, когда «Росвооружение» и «Казспецэкс-порт» подписали генеральное соглашение, определяющее основные направления военно-технического сотрудничества, Астана стала активно закупать в России современное вооружение и военную технику, запасные части и комплектующие. В свою очередь, в Казахста-

не находятся ряд промышленных предприятий, ранее входивших в состав советского ВПК, а сейчас представляющие значительный интерес для Москвы (АО «Гранит» - испытание и обслуживание комплексов ПВО, Машиностроительный завод им. Кирова - производство торпедного оружия, Акционерное общество ВИКСТО -производство противокорабельных мин и др.). Москва и Астана, выражая заинтересованность в сохранении связей, рассматривают возможность для реанимирования указанных производств путем размещения заказов как для нужд ВС РФ, так и для организации совместного экспорта в третьи страны17.

Не стоит забывать, что Казахстан, как и другие государства Центральной Азии, реализуя многовекторный подход в своей внешней политике, проявляет повышенный интерес к расширению взаимодействия в военной области и с Западом, в первую очередь США и странами - членами НАТО. Наглядным подтверждением этому являются тактико-специальные миротворческие учения «Степной орел», которые прошли в сентябре 2008 г. на расположенном в Ал-матинской области Илийском полигоне Аэромобильных войск Вооруженных сил Казахстана с участием подразделений стран НАТО18.

Вынужденная многовекторность

К сожалению, иногда сама Россия подталкивает Казахстан к сотрудничеству с другими государствами из-за неконкурентоспособности российской продукции. Примером этого может быть решение о закупке южно-корейских кораблей для военно-морской группировки Казахстана на Каспии. По словам нынешнего главкома ВМС Жандарбека Жанзакова, приоритет в формировании собственных военно-морских сил на Каспии отдан южнокорейским судам, поскольку «корабли российского производства дороже».

Генерал-полковник Леонид Ивашов, долгое время возглавлявший в российском Министерстве обороны Главное управление международного военного сотрудничества, вспоминает, что в конце 1990-х годов президент Казахстана Н. Назарбаев обращался к тогдашнему главе РФ Борису Ельцину с просьбой помочь в оснащении своих ВМС российскими кораблями, однако «эта просьба осталась без ответа». По мнению Ивашова «российское руководство само виновато в том, что Казахстан активизирует свои военно-технические контакты с Южной Кореей. В результате наносится экономический ущерб нашему оборонному комплексу, который мог бы развивать оружейный морской бизнес с Казахста-ном»19. Подобный пример не является единственным.

ОДКБ. Многостороннее сотрудничество под эгидой России

Кроме двустороннего у российско-казахстанского сотрудничества в военной сфере есть еще и многостороннее измерение - это Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Договор «О коллективной безопасности» был подписан Арменией, Казахстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном в 1992 г. В 1993 г. к нему присоединилась Белоруссия.

В начале 2000-х годов в связи с активизацией международного терроризма очевидной стала неготовность членов договора к принятию коллективных мер, направленных на обеспечение региональной безопасности. Борьбу с международным терроризмом возглавили США. Деятельность ДКБ ограничилась лишь тем, что его члены поддержали США их союзников вплоть до согласия на предоставление им военных баз на своей территории (Узбекистан и Киргизия), но собственных активных действий не предпринимали.

Тем не менее, учитывая все возрастающую афганскую угрозу, было решено преобразовать договор в альянс большей степени военно-политической интеграции - Организацию Договора о коллективной безопасности20.

Было принято решение о создании системы коллективной безопасности ОДКБ, построенной по региональному принципу из трех группировок (восточноевропейская, кавказская и централь-ноазиатская). С 2001 г. началось формирование Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. В их состав вошли по одному батальону от России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана общей численностью 1,5 тыс. человек. Впрочем, выделенные батальоны не стали менять место постоянной дислокации, ограничившись совместным участием в ежегодных учениях «Рубеж», на которых отрабатывали подавление мелких конфликтов и антитеррористические действия21.

Позиция Казахстана и других стран ОДКБ в отношении грузино-осетинского конфликта

Значительную роль в эволюции ОДКБ сыграл конфликт в Южной Осетии в августе 2008 г. Государства-члены на встрече в Москве в сентябре 2008 г. приняли совместное заявление, осудившее действия Грузии и поддержавшее активную роль России в обеспечении мира на Кавказе. Следствием войны стала активизация внимания

к конкретным планам укрепления военного сотрудничества и формированию Коллективных сил оперативного реагирования.

Во-первых, грузино-осетинский конфликт указал на недостаточные боевые ресурсы для «военно-политического сдерживания» в регионе, а во-вторых, он практически привел Россию к ситуации политического противостояния с Западом, который не одобрил ввод российской армии на территорию Южной Осетии. Партнеры по ОДКБ россиян поддержали сдержанно, и независимость Южной Осетии и Абхазии ни одна из стран-участниц так и не признала. Казахстанские власти свою позицию выразили в следующих заявлениях. К Западу: «Мы не поддерживаем одностороннюю критику, которая звучала в адрес России». К России: «Мы с пониманием относимся к мерам, которые предприняла Россия для остановки кровопролития». Решение правительства РК о направлении гуманитарного груза в Тбилиси объемом 165 тонн на сумму 55 млн тенге было оформлено как неофициальное признание независимости Южной Осетии. В соответствующем постановлении говорится «об оказании гуманитарной помощи гражданскому населению Грузии, пострадавшему в результате грузино-югоосетинского конфликта». Не грузино-российского, а грузино-югоосетинского22. Тем не менее, официального признания за прошедшие со времени конфликта четыре года так и не последовало.

Цели России и Казахстана в ОДКБ

Россия стремится к «наращиванию военной составляющей ОДКБ» и созданию коллективных сил «не хуже, чем у Североатлантического альянса». 4 февраля 2009 г. на внеочередной сессии СКБ при ОДКБ было решено создать коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), численностью в 10 раз большей, чем их предшественник КСБР. Причем в их состав должны войти не только военные части, но и спецподразделения правоохранительных органов и спецслужб. По замыслу руководства СКБ, новая структура должна стать эффективным универсальным инструментом для отражения военной агрессии, проведения спецопераций по ликвидации террористов и экстремистов, борьбы с организованной преступностью и наркотрафиком, а также ликвидации последствий чрезвычайных си-туаций23. У участников ОДКБ есть намерение в дальнейшем создать совместные системы ПВО. Реализация этих планов позволила бы превратить ОДКБ в полноценный военно-политический союз.

Но не все члены ОДКБ в равной степени готовы к такой интеграции. Если Президент Республики Казахстан Нурсултан Назар-

баев выступает с предложением о подключении к КСОР еще и сил МЧС, МВД и спецслужб24, то президент Узбекистана Ислам Каримов рассматривает участие своей страны в КСОР не на постоянной основе, а на принципах делегирования подразделений для участия в отдельных операциях25. Глава МИД Белоруссии Сергей Мартынов заявляет, что «белорусское законодательство не предусматривает участие белорусских солдат в военных действиях за рубежом»26.

Участие в ОДКБ Казахстана обусловлено реальным геополитическим геоэкономическим раскладом, сложившимся в регионе. В рамках решения важнейших задач обеспечения национальной безопасности Астана считает: «...укрепление системы сотрудничества в Центральноазиатском регионе через активное участие Казахстана в договорах и международных структурах обеспечения коллективной безопасности, в первую очередь ОДКБ и ШОС»27.

Сотрудничество ОДКБ и ШОС

Что касается взаимодействия ОДКБ и ШОС, то учитывая идентичность стоящих перед ними вызовов и существенное совпадение их состава, организации выступили с совместным предложением о формировании по параметру афганской границы пояса антитеррористической, антинаркотической и финансовой безопасности. Дальнейшее наращивание взаимодействия между этими двумя организациями в сфере борьбы с наркотиками остается в числе приоритетов совместной деятельности на основе действующего меморандума о взаимопонимании, заключенного между ШОС и ОДКБ28.

С другой стороны, схожесть проблем и состава участников может негативно влиять на развитие сотрудничества, приводя к параллелизму в проектах решения проблем. Доминирование Китая в ШОС и лидерство России в ОДКБ также может создать дополнительные трудности в сотрудничестве.

Членство в ОДКБ и партнерство с НАТО.

Совместимо ли это?

Еще сложнее обстоят отношения ОДКБ с НАТО. В Москве с неослабевающим беспокойством наблюдают за активностью НАТО на постсоветском пространстве. Раздражение Кремля вызывают часто звучавшие до недавнего времени заявления о потенциальном членстве в НАТО Украины29 и Грузии. В качестве своего ответа российская сторона заявляет о желании превратить ОДКБ в «между-

народную многофункциональную и универсальную организацию, которая своими комплексными методами могла бы противодействовать всему комплексу угроз»30. Таким образом, функционирование международной организации на постсоветском пространстве с активной ролью РФ является частью долгосрочной политики, а ОДКБ является одним из краеугольных элементов этой стратегии.

Но по целому ряду вопросов ОДКБ готова сотрудничать с НАТО, что отвечает их взаимным интересам. Победа талибов в Афганистане может иметь катастрофические последствия для региональной безопасности в Центральной Азии, где, в случае роста социальной или межэтнической напряженности, вместо «оранжевых» могут начать происходить «зеленые революции» под знаменами Ислама, приводящие к свержению светских режимов и дестабилизации региона.

С приходом Барака Обамы и провозглашением новой стратегии для Афганистана (один из важнейших элементов этой стратегии -увеличение американского воинского контингента), НАТО была поставлена перед необходимостью достижения с Россией договоренности о праве на транзит через территорию РФ и стран Центральной Азии не только гражданских, но и военных грузов. В итоге необходимые соглашения не только с Россией31, но и с Казахстаном были заключены32.

С другой стороны, стоит отметить тот факт, что решение о проведении учений КСОР «Взаимодействие-2009» было принято после того, как стало известно об учениях НАТО в Грузии в рамках программы «Партнерство во имя мира». Казахстан от участия в учениях Северного альянса отказался, сославшись на отсутствие времени, а вот на учения КСОР время нашлось. Но отказ от одних учений ни в коем случае не означает отказа или сокращения сотрудничества Казахстана с НАТО в целом.

В самой НАТО пока доминирует американская позиция, которая заключается в том, что надо развивать контакты на двустороннем уровне в рамках программы «Партнерство во имя мира» и Совета евро-атлантического партнерства. Кроме того, в настоящее время НАТО вряд ли станет заострять особое внимание на участии Казахстана или другой страны Центральной Азии в создании группировки ОДКБ. Однако в будущем ситуация может измениться. «Нельзя одновременно участвовать в программах НАТО и быть членом ОДКБ. Формально пока такое положение существует со всеми республиками Центральной Азии, но ресурс такой ситуации уменьшается, он закончится, и рано или поздно нужно будет определяться и отказываться от так называемой "многовекторности". Иначе все подобные начинания станут еще одним примером неэф-

фективности интеграции в таком формате», - полагает директор регионального Центральноазиатского филиала Института стран СНГ Александр Князев33. С его мнением сложно не согласиться.

Россия была первым крупным государством, начавшим активно развивать сотрудничество с Казахстаном в оборонной сфере. Но за прошедшие 20 лет ситуация кардинально поменялось. В Центральную Азию пришли и западные государства, и Китай. Несмотря на то, что пока России удается сохранять свои позиции главного партнера РК по всему спектру вопросов, включая военное сотрудничество, с каждым годом делать это все сложнее. В свою очередь власти Казахстана будут поставлены перед выбором, которого они избегали все годы, - определение ключевого партнера. У Москвы еще есть шанс, что выбор будет сделан именно в ее пользу.

Примечания

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и республикой Казахстан [Электронный ресурс] // Инновации и предпринимательство. [М.]. URL: http://www.innovbusiness.ru/pravo/ DocumShow_DocumID_41379.html (дата обращения: 03.02.2011). Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. [М.]. URL: http://www.mid.ru/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/a517b3b5 b8d35561c32568890029bb5a?OpenDocument (дата обращения: 03.02.2011). Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве [Электронный ресурс] // Правотека.ру - портал правовой помощи. [М., 2005]. URL: http://www.pravoteka.ru/pst/1/249.html (дата обращения: 03.02.2011).

Цыганок А. Наследники империи. Военное сотрудничество стран СНГ (анализ) [Электронный ресурс] // Сайт «ЦентрАзия». [М, 2009]. URL: http://www.cen-trasia.ru/newsA.php?st=1139813760 (дата обращения: 03.02.2011). Цехмистренко С. Между Москвой и Алма-Атой пролегла байконурская тень // Коммерсантъ. 1994. 25 февраля.

Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации города Байконур. URL: http://www.bai-konuradm.ru/index.php?mod1=npb1&npbid=38 (дата обращения 03.02.2011). Парламент РК ратифицировал соглашение с РФ, продлевающее аренду космодрома Байконур до 2050 г. [Электронный ресурс] // Лента новостей «Новости - Казахстан». [Астана, 2010]. URL: http://www.newskaz.ru/ politics/20100409/521835.html (дата обращения 03.02.2011).

2

3

4

5

6

/

Горяйнов А. Космические планы [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Российская газета» [М, 2008]. URL: http://www.rg.ru/2008/01/30/reg-pri-amurje/sevastyanov.html (дата обращения 03.02.2011).

Понсе Г. Байконур: Казахстан оказывает давление на Россию [Электронный ресурс] // Сайт «Inopressa». [М, 2009]. URL: http://www.inopressa.ru/lep-oint/2009/11/25/14:50:00/kazahstan (дата обращения 03.02.2011). Строительство РФ своего космодрома ставит перед Казахстаном проблему [Электронный ресурс] // Лента новостей «Новости - Казахстан». [Астана, 2009]. URL: http://www.newskaz.ru/society/20090424/191875-print.html (дата обращения 03.02.2011).

Россия не откажется от Байконура [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА. [Астана, 2009]. URL: http://www. respublika-kaz.info/news/politics/3977/ (дата обращения: 03.02.2011). Корбут А. Российские войска вскоре покинут космодром Байконур [Электронный ресурс] // Сайт проекта «Война и мир». [М., 2008]. URL: http:// www.warandpeace.ru/ru/news/view/23892/ (дата обращения: 03.02.2011). Казахстан является ключевым партнером России в центральноазиатском регионе - мнение экспертов из Узбекистана [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «Kazinform». [Астана, 2008]. URL: http://www. inform.kz/rus/article/221315 (дата обращения 03.02.2011). Панфилова В. Министр иностранных дел Казахстана получил полную поддержку Москвы [Электронный ресурс] // Сайт «Информационно-Аналитического Центра». [М, 2009]. URL: http://ia-centr.ru/expert/6478/ (дата обращения 03.02.2011).

Россия и Казахстан согласовали компенсацию за упавший «Протон» [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства Lenta.ru. [М., 2007]. URL: http://lenta.ru/news/2007/01/08/dnepr/ (дата обращения: 03.02.2011). Кабикызы С. Байконур - это уникальная школа сотрудничества и патриотизма [Электронный ресурс] // НОМАД, Казахстан. [Астана, 2007]. URL: http:// www.nomad.su/?a=10-200703190030 (дата обращения: 03.02.2011). Парамонов В., Строков А., Столповский О. Россия и Китай в Центральной Азии: Экономика, политика, безопасность. Бишкек, 2008. С. 88.

Казахстан является ключевым партнером России в центральноазиатском регионе. Корбут А. Казахстанский военно-морской кулак [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Военно-промышленный курьер». [М., 2009]. URL: http://www. vpk-news.ru/45-311/2009-05-02-13-24-14/5374 (дата обращения: 03.02.2011). Перспективы сотрудничества Казахстана и России в новых геополитических условиях: Материалы 4-й двусторонней международной научно-практической конференции КИСИ-ИМЭМО (г. Москва, 9 апреля 2009 г.). Алматы: КИСИ, 2009. С. 23.

Мартин К. Центральноазиатский театр коллективных действий [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Эксперт». [М., 2009]. URL: http://www.expert.ru/print-issues/kazakhstan/2009/23/vooruzhennye_sily/ (дата обращения: 03.02.2011).

8

9

10

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Кузьмин Н. Взаимное влияние людей и территорий [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Эксперт». [М., 2008]. URL: http://www.expert.ru/printissues/ kazakhstan/2008/36/konflikt_na_kavkaze/ (дата обращения: 03.02.2011). Мартин К. Указ. соч.

Первая декада февраля [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический сайт «НАМАКОН». [М., 2009]. URL: http://www.namakon.ru/moni-toring.php?list=2&id=349&p=6 (дата обращения: 03.02.2011). Шишлин В. ОДКБ обретает боевую мощь. На саммите в Москве решили создать Коллективные силы оперативного реагирования [Электронный ресурс] // Сайт «ЦентрАзия». [М., 2009]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA. php?st=1233772200 (дата обращения: 03.02.2011).

Савин О. Оппозиция в России требует отставки Путина [Электронный ресурс] // ВВС Русская служба. [М., 2009]. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/ russian/russia/newsid_7880000/7880368.stm (дата обращения: 03.02.2011). Президент РК обозначил главные задачи в сфере укрепления национальной безопасности [Электронный ресурс] // Сайт «Gazeta.kz». [Астана, 2009]. URL: http://wap.gazeta.kz/article/68986/ (дата обращения: 03.02.2011). План действий государств - членов Шанхайской организации сотрудничества и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью [Электронный ресурс] // Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества [Пекин, 2009]. URL: http://www.sectsco.org/RU/show.asp?id=182 (дата обращения: 03.02.2011).

Продление аренды Россией Севастополя до 2047 г. снимает вопрос о членстве Украины в НАТО с повестки дня.

Елизарова В. Мы взяли курс на трансформацию ОДКБ из военно-политической структуры в многофункциональную организацию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Казахстанского института стратегических исследований. [Алматы, 2006]. URL: http://www.kisi.kz/site.html?id=3938 (дата обращения: 03.02.2011).

Бийет А. Россия дает согласие на транзит грузов НАТО в Центральную Азию [Электронный ресурс] // Сайт «ИноСМИ». [М., 2009]. URL: http://www.in-osmi.ru/middle_asia/20090505/248878.html (дата обращения: 03.02.2011). Барановская М. Франция и Казахстан договорились о транзите военных грузов в Афганистан [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «Detsche Welle». [Берлин, 2009]. URL: http://www.dw-world.de/dw/ article/0,,4762744,00.html (дата обращения: 03.02.2011). Мартин К. Указ. соч.

23

24

25

26

27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28

29

30

31

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.