Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ / КОСМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валеев Д. А.

В статье рассматриваются основные направления сотрудничества Российской Федерации в сфере освоения космического пространства, текущее состояние status quo и тенденции развития в условиях современной картины политической ситуации. Автор проводит детальный обзор участия России в международных космических проектах, осуществляемых под эгидой международных межправительственных организаций, изучает формы кооперации России с организациями универсального, регионального, межрегионального характера. Важнейшим вопросом, поднимаемым автором в статье, является исследование вопроса воздействия санкций на отечественную космическую отрасль и зеркальные меры Российской Федерации на космические проекты других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND INTERNATIONAL INTERGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF SPACE EXPLORATION

The article discusses the main areas of cooperation of the Russian Federation in the field of space exploration, the current status quo and development trends in the context of the current picture of the political situation. The author conducts a detailed review of Russia's participation in international space projects carried out under the auspices of international intergovernmental organizations, studies the forms of cooperation between Russia and organizations of a universal, regional, interregional nature. The most important issue raised by the author in the article is the study of the impact of sanctions on the domestic space industry and the mirror measures of the Russian Federation on space projects of other countries.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_228 УДК 341.1/8

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND INTERNATIONAL INTERGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF SPACE EXPLORATION

ВАЛЕЕВ Динар Айратович,

соискатель кафедры международного и европейского права юридического факультета, Казанский (Приволжский) федеральный университет. 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: valeevdinarlaw@gmail.com;

VALEEV Dinar Ayratovich,

Candidate of the Department of International and European Law of the Faculty of Law, Kazan (Volga Region) Federal University. 18 Kremlevskaya str., Kazan, 420008, Republic of Tatarstan. E-mail: valeevdinarlaw@gmail.com

Краткая аннотация: В статье рассматриваются основные направления сотрудничества Российской Федерации в сфере освоения космического пространства, текущее состояние status quo и тенденции развития в условиях современной картины политической ситуации. Автор проводит детальный обзор участия России в международных космических проектах, осуществляемых под эгидой международных межправительственных организаций, изучает формы кооперации России с организациями универсального, регионального, межрегионального характера. Важнейшим вопросом, поднимаемым автором в статье, является исследование вопроса воздействия санкций на отечественную космическую отрасль и зеркальные меры Российской Федерации на космические проекты других стран.

Abstract: The article discusses the main areas of cooperation of the Russian Federation in the field of space exploration, the current status quo and development trends in the context of the current picture of the political situation. The author conducts a detailed review of Russia's participation in international space projects carried out under the auspices of international intergovernmental organizations, studies the forms of cooperation between Russia and organizations of a universal, regional, interregional nature. The most important issue raised by the author in the article is the study of the impact of sanctions on the domestic space industry and the mirror measures of the Russian Federation on space projects of other countries.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, космическое право, международные санкции, космические проекты, международная организация.

Keywords: United Nations, space law, international sanctions, space projects, international organization.

Для цитирования: Валеев Д.А. Сотрудничество Российской Федерации и международных межправительственных организаций в сфере изучения космического пространства // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 228-231. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_228.

For citation: Valeev D.A. Cooperation of the Russian Federation and international intergovernmental organizations in the field of space exploration //Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 228-231. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_228.

Статья поступила в редакцию: 19.02.2023

Принцип международного сотрудничества государств является одним из краеугольных основ современной системы международного права в целом и международного космического права в частности. В науке международного права исследованию данного правового института посвящен целый ряд научных работ. При этом, в условиях текущей реальности следование данному принципу становится основным возможным инструментом для обеспечения стабильного мирового порядка. Неслучайно, что в рамках Организации Объединенных Наций подчеркивается, что значительная часть результатов в исследовании космического пространства за прошедшие несколько лет была бы не достижима без участия различных субъектов космического права, занимающихся уникальными космического проектами [1].

С февраля 2022 года в отношении Российской Федерации западными странами был наложен комплекс санкций, отразившихся на состоянии всех сфер жизни общества, включая космическую отрасль. Меры воздействия, применённые большинством стран, позволили пересмотреть ценностные - ориентиры в деле поиска партнеров в области изучения космоса. Одним из проявлений мер санкционного воздействия стало то, что реализация российско-американского проекта «Венера-Д», цель которого является проверка возможности жизни на планете Венера, была поставлен под сомнение.

В сложившейся ситуации в целях сохранения эффективности отечественной космической программы становится необходимым участие России в международных космических проектах со государствами, а также организациями - партнерами, поддерживающими Россию на международной политической арене. Целью настоящей работы является анализ деятельности Российской Федерации в сфере изучения космического пространства в рамках международных межправительственных организаций - как одной из основных форм сотрудничества на современном этапе развития международного космического права.

Примечательно замечание Е.П. Каменецкой которая считает, что главной формой многостороннего международного сотрудничества государств в изучении космического пространства является работа в рамках международных межправительственных организаций [2, с. 44]. Использование государствами площадок международных организаций в деле освоения космоса объясняется необходимостью привлечения боль-

шего количества стран к исследованию космического пространства, большими финансовыми расходами, являющимися неотложным элементом космических экспериментов, многообразием задач изучения космоса.

В литературе отмечается, что сегодня в эпоху глобального развития космической деятельности назрел вопрос реформирования системы международных организаций, функционирующих с целью продвижения кооперации стран в области исследования и использования космического пространства. Ряд ученных предлагают эффективно использовать возможности уже существующих международных организаций путем внесения изменений в полномочия и процессуальные аспекты их работы, а также скорректировать специализацию соответствующих организаций по отдельным отраслям космической деятельности [3, С. 919]. Другие - предлагают создание новой международной организации, наподобие Международного космического агентства. Представляется, что данное агентство будет являться специализированным международным межправительственным учреждением, обладающим координационно-рекомендательными функциями [4, С. 250 - 251].

Говоря о роли Российской Федерации в деле освоения космоса на базе международных межправительственных организаций начнем с участия России в детальности ООН и его специализированных учреждений. Настоящие организации совершенно по - разному влияют на развития международного космического права. Однако, следует отметить значительную роль Комитета ООН по космосу. Так, в литературе отмечается, что «Комитет ООН по исследованию космоса является центром международного сотрудничества и должен сосредоточить в себе все основные функции для его плодотворного проведения. Комитет является объединяющим центром всех организаций, которые имеют отношение к указанным проблемам» [5, С. 58]. На наш взгляд, Комитет ООН по космосу является основной площадкой среди универсальных международных организаций по кооперации государств в рамках исследования и использования космического пространства на международном уровне.

Остановимся детальнее на проблемах, возникающих в процессе деятельности Комитета ООН по космосу. Важнейшим вопросом является то, что в настоящий момент есть страны, которые не стали участниками пяти основных договоров по космосу, устанавливающих правовой режим космической деятельности. Еще одной проблемой относящихся не только к Комитету ООН по космосу, но и всем международным организациям является то, что разработкой нормативных положений, регулирующих использование космического пространства, занимаются космические учреждения всех уровней. Таким образом, возникают тенденции к нескоординированности действий многих операторов космических аппаратов и спорадичному правовому регулированию. Кроме того, недостатком организации является то, что перечень реальных практических достижений Комитета ООН по космосу оставляет надежды на будущее, так как сам Комитет не занимается практическими действиями в космическом пространстве.

Что касается деятельности Российской Организации, то отметим, что Россия играет одну из ведущих ролей в системе ООН по исследованию космического пространства. Так в ноябре 2022 года, первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН, занимающийся вопросами разоружения и международной безопасностью, одобрил российский проект резолюции «Неразмещение первыми оружия в космосе». Резолюцию одобрили 123 делегации, не согласились 50, воздержались 4 страны. А в декабре 2022 года Генеральная Ассамблея ООН поддержала указанную инициативу Российской Федерации. За документ проголосовали 122 страны, против — 50, еще 4— воздержались. В резолюции сформирован призыв к космическим державам выразить приверженность политическому обязательству о неразмещении первыми оружия в космосе.

Продолжим анализ иных международных организаций и участии в их деятельности Российской Федерации. Начнем с Международного союза электросвязи, или МСЭ (International Telecommunications Union - ITU), который был создан в Париже в 1865 году в качестве Международного телеграфного союза. В 1932 году он приобрел современное название, а в 1947 году вошел в структуру ООН для продвижения информационных систем. Организация занимается разграничением радиоволн и спутниковых орбит, развитием технологических образцов по постоянной работе сетевых систем и технологий. МСЭ является международной межправительственной организацией, ответственной за управление использованием радиочастотного спектра и ресурсов спутниковых орбит.

Участниками МСЭ являются 193 страны, включая Россию, и более 900 членов по секторам и ассоциациям (государственные и частные операторы связи, научно-промышленные предприятия, радиовещательные компании, региональные и международные организации). Россию представляют Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Центр глобального ИТ -сотрудничества, АО «Лаборатория Касперского» и другие организации. Правовой основой участия России в деятельности МСЭ является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным союзом электросвязи об учреждении в Российской Федерации Зонального представительства Международного союза электросвязи [6]. На состоявшейся в Бухаресте (Венгрия) конференции, посвященной выборам генерального секретаря организации, Россия поддержала идею дальнейшего сотрудничества и работы с МСЭ.

Международная организация космической связи «Интерспутник» (МОКС «Интерспутник») образована в 1971 году и является международной межправительственной организацией. По состоянию на начало 2022 года участниками организации является 26 стран-членов, включая Российскую Федерацию. Правовой основой создания организации является «Соглашение о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник» от 15 ноября 1971 года (далее - Соглашение о создании) [7].

Важнейшим направлением деятельности МОКС «Интерспутник» является работа в системе международных отношений в интересах всех ее членов и участников. Ключевое направление работы организации - предоставление в аренду телекоммуникационным и вещательным компаниям, а также различным организациям спутниковых мощностей при помощи договоров с операторами спутниковых систем.

Как справедливо отмечает Г.П. Жуков «Интерспутник» обладает некоторыми уникальными свойствами. Первым особенным признаком является то, что с момента своего появления «Интерспутник» создает и осуществляет эксплуатацию систем спутниковой связи, включающую в себя космические и наземные составляющие. Вторым важным свойством является наличие у организации уставного капитала, в котором парал-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)

лельно совмещаются доли членов Организации, не принявших Протокол о поправках от 04 ноября 2002 года к Соглашению о создании, и доли участников, назначенных странами, принявшими Протокол. Третьей отличительной чертой является самоокупаемость «Интерспутника», его функционирование на собственные средства и систематические выплаты дивидендов участникам [8, С. 7].

Говоря о роли Российской Федерации в деятельности «Интерспутника» следует сказать, что штаб - квартира организации расположена в г. Москва. Правительство Российской Федерации в МОКС «Интерспутник» представляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Национальными участниками от России назначены ФГУП «Космическая связь» и АО «Газпром космические системы», которые входят в состав Эксплуатационного комитета. Уникальный статус МОКС «Интерспутник» позволяет развивать коммерческую деятельность ориентируясь на международное сотрудничество.

14 июля 2021 года между представителями ФГУП «Космическая связь» и МОКС «Интерспутник» было подписано Соглашение о кооперации в вопросах использования частотных присвоений на геостационарной орбите и других спутниковых орбитах. Целью соглашения является совместное использование ресурсов космических аппаратов на основе бизнес-модели межоператорского взаимодействия. Суть сотрудничества заключается в том, что инфраструктура космических аппаратов, используемых МОКС «Интерспутник» в свободных полосах частот участника организации, объединяется в космический комплекс МОКС «Интерспутник» и эксплуатируется на равных началах с ресурсом организации. Таким образом, именно представители Российской Федерации, имеющие самый значительный флот космических аппаратов, заложили прочный фундамент для подписания аналогичных соглашений другими операторами.

Межгосударственное сотрудничество России находит свое проявление и в иных формах, основанных на положениях «мягкого права», например, Россия участвует в работе Межагентской консультативной группе по космической науке (IACG), группе по координации пространственных частот (SFCG), Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ESCAP) [9, С. 69 - 70], Комитете по спутникам наблюдения Земли (CEOS), и других организациях и проектах. Считаем, что обеспечение дружественных связей в рамках данных организаций также может способствовать развитию сотрудничества нашей страны с коллегами из различных стран.

Подводя итог, отметим, что ни Комитет ООН по космосу, ни другие международные организации не имеют достаточных средств или учреждений для осуществления космической политики ООН в полном объеме. Дороговизна космических технологий, сложность космических исследований и технических разработок являются определяющим условиям кооперации государств на различных уровнях. Изучение космического пространства - сфера деятельности человека, требующая внимания и усилий всего мирового сообщества, а не отдельно взятой страны. Деятельность рассматриваемых организаций является ярким тому подтверждением. Предоставление итогов космических испытаний для повышения качества жизни каждого жителя нашей планеты - неоспоримый факт необходимости кооперации в изучении космоса.

В литературе отмечается, что в условиях, когда космос перестает быть привилегией недоступных для многих государственных программ, а предоставление космических услуг преобразуется в выгодный бизнес, отличающийся к тому же наличием конкуренции, чрезвычайно важно выстраивать дружеские отношения, позволяющие более эффективно реализовывать космические программы фундаментального и прикладного характера [10, С. 118].

Как подчеркивает А. С. Исполинов, на смену представлению о возможном освоении космоса исключительно государствами приходит понимание о допустимости частных лиц и даже об их конкуренции в этом деле [11, С. 24 - 25]. Развивая дискуссию, некоторые ученные высказывают предложения прямого применения к частным лицам норм международного обычного права, формировании системы космических виз, создании нового международного договора или международной организации по мониторингу деятельности частных лиц по исследованию космического пространства [12, С. 49 - 53]. В этой связи можно предположить, что Российской Федерации необходимо инициирование процедуры создания международной межправительственной организации, целью которой будет изучение и использование ближнего и дальнего космоса усилиями стран во взаимодействии с частными организациями. Стартовой площадкой может стать исследуемая ранее международная организация «Интерспутник».

По нашему мнению в будущем большую часть инфраструктуры научно - технического сотрудничества в сфере космоса ожидает переход в государственно - частное партнерство. Сотрудничество между государствами будет осуществляться в рамках временных контактов по конкретным вопросам космических исследований, например, установка определенного аппарата или программы на ту или иную партнерскую миссию, реализация совместных испытаний или осуществления наблюдений на модулях и т.п. России в данных обстоятельствах необходимо оперативное реагирование не внешние обстоятельства, участие в деятельности различных организации и международное сотрудничество с различными странами по осуществлению коммерческих проектов. К примеру, по нашему мнению, стоит учесть позитивный опыт совместной западной программы «Артемида», присоединяясь к проекту в качестве наблюдателя. Данное обстоятельство особенно актуально в условиях, когда некоторые страны предпринимают попытки присвоить природные ресурсы космических тел, на что подробно указывают ряд авторов [13].

В заключении отметим, что космическая сфера по своей природе отличается наднациональным характером. Генезис международного космического права подтверждает указанное обстоятельство. На любых исторических этапах страны всегда тяготели к объединению усилий для изучения космического пространства. В современных условиях санкционного давления России важно сохранить свой позиции в сфере изучения космического пространства и продолжать участие в наиболее перспективных отраслях космической индустрии. К примеру, участвовать в международных проектах, направленных на осуществление дистанционного зондирования Земли. Считаем, что космическая отрасль может стать объединяющим фактором в условиях нестабильного мирового порядка.

Библиогра фия:

1. Официальный сайт Организации объединенных наций: сотрудничество в космосе поможет улучшить жизнь на земле // URL: https://news. un.org/ru/story/2018/06/1332532 (дата обращения: 20.10.2022).

2. Каменецкая Е.П. Тенденции и перспективы сотрудничества государств в освоении космоса в рамках международных организаций // Труды Объединенных Научных чтений, посвященных памяти выдающихся советский ученых-пионеров освоения космического пространства. М.: Академия Наук СССР, 1980. С. 4458.

3. Воронина А.С. Комитет ООН по космосу на современном этапе: достижения, проблемы, вызовы. Право и политика - №5 (149). 2012. С. 917 - 933.

4. Колосов Ю.М. Некоторые международно-правовые вопросы в связи с вступлением СССР в Организацию международной гражданской авиации (ИКАО) // Советский ежегодник международного права, 1971. М., 1973. С. 250-251.

5. Панкин Г.М. Международное сотрудничество в космическом пространстве. София: Издательство Болгарской Академии Наук, 1967. 78 с.

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным союзом электросвязи об учреждении в Российской Федерации Зонального представительства Международного союза электросвязи от 15.12.2003 // Собрание законодательства Российской Федерации, № 21, 22.05.2006, ст.2215

7. Соглашение о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник» 15.11.1971 // Ведомости Верховного Совета СССР № 35, 1972 год

8. Жуков Г.П. Создание и развитие международной системы и организации космической связи «Интерспутник». К сорокалетней годовщине // /Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. - 2012. - № 1. - C. 7.

9. Черных И.А. Международно-правовые аспекты обеспечения устойчивости космической деятельности. Дисс. на соискан. уч. степени канд. юрид. наук - Москва, 2018. 257 с.

10. Matveyev O. V., Kharlanov A. S. Nekotoryye aspekty kosmicheskoy deyatel'nosti KNR: istoriya i politika [Some aspects of China's activities in space: History and politics]. Pilotiruyemyye polety v kosmos, 2017, no. 1 (22), pp. 115-126.

11. Исполинов А. С. Международное космическое право эпохи начала бизнес-колонизации космоса // Международное правосудие. 2020. № 4 (36). С.

22 - 44.

12. Yuan A. Filling the Vacuum: Adapting International Space Law to Meet the Pressures Created by Private Space Enterprises // Denver Journal of International Law and Policy. 2021. Vol. 49. P. 49-53.

13. Абашидзе А.Х., Черных И.А. «Политика и законодательство США в области освоения природных ресурсов небесных тел (международно-правовые аспекты)». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 2022. Т. 13. Вып. 1. С. 158-180.

References:

1. Official website of the United Nations: cooperation in space will help improve life on earth // URL: https://news. un.org/ru/story/2018/06/1332532 (accessed

20.10.2022).

2. Kamenetskaya E.P. Trends and prospects for cooperation between states in space exploration within the framework of international organizations // Proceedings of the United Scientific Readings dedicated to the memory of outstanding Soviet pioneer scientists in space exploration. M.: Academy of Sciences of the USSR, 1980. S. 44-58.

3. Voronina A.S. The UN Committee on Outer Space at the Present Stage: Achievements, Problems, Challenges. Law and Politics - No. 5 (149). 2012. S.

917 - 933.

4. Kolosov Yu.M. Some international legal issues in connection with the entry of the USSR into the International Civil Aviation Organization (ICAO) // Soviet Yearbook of International Law, 1971. M., 1973. P. 250-251.

5. Pankin G.M. International cooperation in outer space. Sofia: Publishing House of the Bulgarian Academy of Sciences, 1967. 78 p.

6. Agreement between the Government of the Russian Federation and the International Telecommunication Union on the establishment in the Russian Federation of the Zonal Representative Office of the International Telecommunication Union of December 15, 2003 // Collection of Legislation of the Russian Federation, No. 21, May 22, 2006, Article 2215

7. Agreement on the creation of an international system and organization of space communications "Intersputnik" 11/15/1971 // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR No. 35, 1972

8. Zhukov G.P. Creation and development of the international system and organization of space communications "Intersputnik". To the fortieth anniversary // / International Law and International Organizations / International Law and International Organizations. - 2012. - No. 1. - C. 7.

9. Chernykh I.A. International legal aspects of ensuring the sustainability of space activities. Diss. for a candidate uch. degree cand. legal Sciences - Moscow, 2018. 257 p.

10. Matveyev O. V., Kharlanov A. S. Nekotoryye aspekty kosmicheskoy deyatel'nosti KNR: istoriya i politika [Some aspects of China's activities in space: History and politics]. Pilotiruyemyye polety v kosmos, 2017, no. 1 (22), pp. 115-126.

11. Ispolinov A.S. International space law of the era of the beginning of business colonization of space // International Justice. 2020. No. 4 (36). pp. 22 - 44.

12. Yuan A. Filling the Vacuum: Adapting International Space Law to Meet the Pressures Created by Private Space Enterprises // Denver Journal of International Law and Policy. 2021. Vol. 49. P. 49-53.

13. Abashidze A.Kh., Chernykh I.A. "Policy and legislation of the United States in the field of development of natural resources of celestial bodies (international legal aspects)". Bulletin of St. Petersburg University. Law 2022. Vol. 13. Issue. 1. S. 158-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.