Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДВУСТОРОННЕМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

К ВОПРОСУ О ДВУСТОРОННЕМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ / КОСМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валеев Динар Айратович

В статье рассматриваются основные двусторонние международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в сфере освоения космического пространства, их текущий статус и тенденции реализации в условиях современной картины политической ситуации. Автором детально изучаются космические проекты и формы кооперации России не только с ведущими космическими державами, но странами с развивающейся космической инфраструктурой. Основной тематикой статьей является исследование вопроса влияния санкционного режима на российскую космическую отрасль и ответные меры Российской Федерации на космические исследования других государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF RUSSIA'S BILATERAL COOPERATION IN THE EXPLORATION AND USE OF OUTER SPACE

The article discusses the main bilateral international treaties of the Russian Federation on cooperation in the field of outer space exploration, their current status and implementation trends in the current picture of the political situation. The author of a detailed study of space projects and forms of cooperation between Russia, not only with the leading space powers, but countries with developing space infrastructure. The main topic of the article is the study of the impact of the sanctions regime on the Russian space industry and the response of the Russian Federation to the space research of other states.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДВУСТОРОННЕМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Международное право; Европейское право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_119 УДК 341.1/8

К ВОПРОСУ О ДВУСТОРОННЕМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА On the issue of Russia's bilateral cooperation in the exploration and use of outer space

ВАЛЕЕВ Динар Айратович,

соискатель кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета. 420095, г. Казань, ул. Восход, 3а. E-mail: valeevdinarlaw@gmail.com;

Valeev Dinar Ayratovich,

Applicant of the Department of International and European Law of the Kazan (Volga Region) Federal University. 420095, Kazan, Voskhod str., 3a. E-mail: valeevdinarlaw@gmail.com

Краткая аннотация: В статье рассматриваются основные двусторонние международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в сфере освоения космического пространства, их текущий статус и тенденции реализации в условиях современной картины политической ситуации. Автором детально изучаются космические проекты и формы кооперации России не только с ведущими космическими державами, но странами с развивающейся космической инфраструктурой. Основной тематикой статьей является исследование вопроса влияния санкционного режима на российскую космическую отрасль и ответные меры Российской Федерации на космические исследования других государств.

Abstract: The article discusses the main bilateral international treaties of the Russian Federation on cooperation in the field of outer space exploration, their current status and implementation trends in the current picture of the political situation. The author of a detailed study of space projects and forms of cooperation between Russia, not only with the leading space powers, but countries with developing space infrastructure. The main topic of the article is the study of the impact of the sanctions regime on the Russian space industry and the response of the Russian Federation to the space research of other states.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, космическое право, двустороннее сотрудничество государств, международные санкции, Международная космическая станция, космические проекты.

Keywords: United Nations Organization, space law, bilateral cooperation between states, international sanctions, International Space Station, space projects.

Для цитирования: Валеев Д.А. К вопросу о двустороннем сотрудничестве России по исследованию и использованию космического пространства //Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 119-123. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_119.

For citation: Valeev D.A. On the issue of Russia's bilateral cooperation in the exploration and use of outer space // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 119-123. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_119.

Статья поступила в редакцию: 23.09.2022

В условиях модернизации современной России, развитии сети национальных проектов, связанных с совершенствованием космической науки, появлением новых разработок в сфере космического ракетостроения, возникающих рисках милитаризации космического пространства [1], освоения космических ресурсов [7, 22], требуется совершенствование международных и национальных норм, регулирующих вопросы использования и охраны космического пространства.

Начиная с 1958 года Генеральная Ассамблея ООН ежегодно обсуждает комплекс проблем, связанных с международным сотрудничеством государств в деле освоения и использования космоса. Неслучайно на юбилейной 65-ой сессии Комитета ООН по космосу было объявлено, что для обеспечения мирного использования космического пространства необходимы меры по обеспечению прозрачности и укреплению доверия [14]. Знаменательно, что значительная роль на упомянутой 65-ой сессии была отведена вопросам обсуждения глобального здравоохранения и космической деятельности [13].

Однако, изменения во внешней политики Российской Федерации, обозначенные в начале 2022 года, появление новых ориентиров и задач, кардинально изменили тенденции и направления сотрудничества России в деле изучения космического пространства. В эпоху глобальных перемен меняется роль России на международной арене и, как следствие, происходит перемена в системе оценки партнеров нашей страны в сфере освоения космоса.

Согласно новостной повестке, на сегодняшний день европейское космическое агентство (ЕКА) сделало заявление о том, что дата начала старта программы, в которой должны были участвовать России и Европа по изучению Марса «ЭкзоМарс», неизвестна. Компания OneWeb также отменила запуски с космодрома Байконур спутников для обеспечения широкополосного интернета, при этом Россия отказалась от поставок в США ракетных двигателей РД-180 и РД-181, которые применяли в качестве маршевых двигателей первой ступени ракеты «Антарес» и в ракетах «Атлас-5» [3], а также заявила о прекращении работы на Международной космической станции к 2024 году [6].

При этом многие проекты, в которых участвует Российская Федерация по - прежнему актуальны. Россия не отказывала астронавтам National Aeronautics and Space Administration (NASA) в использовании кораблей «Союз», отечественные космонавты не были возвращены в Россию со стажировки в США.

В сложившейся ситуации в целях сохранения эффективности отечественной космической программы становится необходимым участие России в международных космических проектах со государствами - партнерами, поддерживающими Россию на международной политической арене.

Рассмотрим на примере конкретных стран взаимодействие России с «дружественными» странами, реализующим национальную космическую политику и попытаемся определить наиболее эффективные с точки зрения международного права формы международной кооперации государств. Начнем с примера кооперации сотрудничества России и ее давнего партнера в космической отрасли - Республики Казахстан.

Кооперация России и Казахстана в деле освоения космоса базируется на арендных отношениях комплекса «Байконур» и его инфраструктуры [4]. Именно космодром «Байконур» стал краеугольным камнем в сотрудничестве двух стан после распада СССР. Неслучайно, что Президентом Республики Казахстан был подписан Закон Республики Казахстан от 24 июня 2021 года № 54-VII ЗРК «О ратификации Протокола о внесении изменения в Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года» [5]. Однако сегодня, на наш взгляд, помимо комплекса «Байконур» интерес России к космическим мощностям Казахстана должен проявляться в иных областях. В связи с этим представляется необходимым выявить взаимный экономический интерес Казахстана и России в области космоса и определить условия, обеспечивающие реализацию проектов в данной сфере.

Основой космического сотрудничества России и Казахстана является Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, подписанное 22 мая 2008 года [15], которое определяет закрытый перечень направлений сотрудничества двух государств по вопросам освоения космоса.

Исходя из основных задач человечества в деле освоения космоса - строительство Луной базы и осуществление космических полетов на Марс - становится ясно, что они недосягаемы по причине усилий отдельно взятых бюджетов государств по причине дороговизны космических проектов. Даже для деятельности NASA, чей бюджет составляет 19 млрд долл. (0,489% от федерального бюджета, составляющего около 4 трлн долл.) [25], космические проекты вроде колонизации Марса и Луны представляются дорогостоящими. В этой связи особенно актуальным вопрос сотрудничества России и Казахстана становится в условия анонсирования Президентом России Владимиром Путиным возобновления российской лунной программы и запуску межпланетной автоматической станции «Луна-25» без участия западных стран.

Согласно имеющимся сведениям, российская лунная программа, утвержденная в 2018 году, рассчитана до 2040 года и включает в себя три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База». Исходя из того, что потенциал российской лунной программы не вызывает сомнений, предположим дальнейшее присоединение Республики Казахстан к участию в данном проекте. Аргументом в пользу данной точки зрения является то, что Казахстан не является участником американской программы по исследованию Луны «Артемида» [16].

Интересным предоставляется тот факт, что в рамках развития сотрудничества России и Казахстана происходит присоединения к проектам новых государств - партнеров. Так, в 2021 году представители России, Казахстана и ОАЭ на базе Международной авиационно-космической выставки Dubai Airshow 2021 подписали совместное письмо по реализации первого коммерческого космического проекта «Гагарин-ский старт» на космодроме «Байконур», площадки с которой был осуществлен первый полет человека в космос. Основной целью проекта является привлечение иностранных инвестиций на космодром «Байконур». Его суть состоит в технологическом обновлении исторически значимой площадки №1 - «Гагаринский старт», создании коллегиального учреждения с равным долевым участием России, Казахстана, ОАЭ по 33,3%, которое будет управлять процессом модернизации и стартовой площадкой №1 для обслуживания запусков ракет-носителей «Союз-2» [26]. Таким образом, представляется что равное участие трех стран в модернизации космодрома позволит не только сохранить исторически значимую часть комплекса «Байконур», но и способствует допуску к осуществлению запуска космических аппаратов стран - участниц проекта «Гагаринский старт». Отметим, что правовая основа отношений России и ОЭА в сфере изучения космоса была заложена в ноябре 2021 года, когда Правительство Российской Федерации одобрило Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях [19].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что продолжение тенденций взаимного интереса Казахстана и России в области освоения космического пространства, огромный опыт в реализации совместных проектов могут стать эффективной площадкой для активизации привлечения в орбиту кооперации третьих стран, прежде всего - Китая, Индии, Республики Беларусь. Данные действия будут способствовать сети экономического сотрудничества и обеспечивать реальный эффект от взаимодействия стран-партнеров.

Интерес предоставляет также сотрудничество Российской Федерации с Боливарианской Республикой Венесуэлой в сфере исследования космического пространства, выразившееся в подписании межправительственного соглашения о сотрудничестве в области космоса в 2021 году, которое на сегодняшний день уже прошло процедуру ратификации в национальном парламенте нашей страны [23]. Целью соглашения, подписанного в Каракасе 30 марта 2021 года, является создание организационно-правовых основ для взаимовыгодного сотрудничества между сторонами и профильными организациями обоих государств в сфере изучения космического пространства.

Соглашение обеспечивает деятельность сторон в рамках выполнения совместных проектов, включая, наладку пусковых услуг и совместного создания космического оборудования, внедрение на территории Боливарианской Республики Венесуэла станций Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) в рамках федерального проекта «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России».

Говоря о сотрудничестве России и Китая, следует сказать, что кооперация государств в сфере изучения космического пространства

берет свое начало с заключения Межправительственного соглашения, заключенного 18 декабря 1992 года [18]. С начала XXI между Россией и Китаем ведется работа по налаживанию взаимодействия в сфере мирного использования космического пространства.

Ярким примером развития двустороннего сотрудничества России и Китая является проект международной аэрокосмической системы глобального мониторинга (IGMASS/МАКСМ). Основу работы данной системы составляет комплексное использование мирового аэрокосмического мониторингового потенциала.

Следует особо подчеркнуть тот факт, что Китай и Россия имеют большой опыт сотрудничества в деле изучения спутника Земли - Луны. Так ещё в сентябре 2019-го было подписано соглашение о координации российской миссии «Луна-Ресурс-1» и китайской миссии исследования Южного полюса Луны «Чанъэ-7» [20], старт которых запланирован на 2024 год. Совместными действиями стороны проводят исследования потенциальных зон для посадки космических зондов. Кроме того, подписано и успешно функционирует Соглашение между Госкорпорацией «Рос-космос» и Китайской национальной космической администрацией о сотрудничестве в области создания объединенного Центра данных по исследованию Луны и дальнего космоса [27].

Новая веха в развитии двусторонних отношений Китая и России была начата с подписанием Меморандума о взаимопонимании между правительством КНР и правительством России о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции в феврале 2021 года (подписание основанного нормативного документа - соглашения между Россией и Китаем по исследованию Луны - планируется в 2022 году) [21]. Считается, что данный проект является образцом наиболее масштабного проекта российско-китайского сотрудничества в области космоса. Как отметили представители российской стороны краеугольным камнем рассматриваемого проекта стало равноправие партнеров, ведь именно отсутствие стало основной причиной выхода России из американского проекта Gateway [28].

Несмотря на амбициозные планы России и Китая по исследованию Луны, считаем, что на сегодняшний день самым перспективным аспектом сотрудничества России и Китая остается деятельность в сфере развития спутниковых навигационных систем - электронно-техническая система, цель который состоит в определении местоположения, времени, параметров движения объекта. Старт совместной деятельности по спутниковой навигации был дан на конференции, состоявшейся в июле 2014 года в Харбине [10].

Изучение космического пространства - сфера деятельности человека, требующая внимания и усилий всего мирового сообщества, а не отдельно взятой страны. В сфере работы каждого государства практически отсутствуют проекты, реализация которых проходит собственными силами. Достижение результатов связано с сотрудничеством многих стран. Рассматриваемые примеры являются ярким тому подтверждением. Предоставление итогов космических испытаний для повышения качества жизни каждого жителя нашей планеты является неоспоримым фактом необходимости кооперации в изучении космоса. При этом, дороговизна космических технологий, сложность космических исследований и технических разработок являются определяющим условиям фактором кооперации государств на различных уровнях.

В литературе отмечается, что в условиях, когда космос перестает быть привилегией недоступных для многих государственных программ, а предоставление космических услуг преобразуется в выгодный бизнес, отличающийся к тому же наличием конкуренции, чрезвычайно важно выстраивать дружеские отношения, позволяющие более эффективно реализовывать космические программы фундаментального и прикладного характера [11, с. 118]. На наш взгляд в современных реалиях России важно не только укрепить дружественные отношения со странами - партнерами, но и включить в орбиту данных отношений новые страны, обладающие большей заинтересованностью и капиталом для изучения космоса. Взаимодействие России и ОАЭ является ярким примером такого сотрудничества.

Как отмечено рядом автором ООН выполняет роль популяризатора международных космических договоров среди всего мирового сообщества, включая страны, не ратифицировавшие данные нормативные-правовые акты [17, с. 184]. В этой связи, в целях сохранения давних кооперационных контактов между государствами предлагаем на базе ООН создать рабочую группу для налаживания и выстраивания взаимоотношения между государствами по изучению космического пространства. В условиях увеличений международных конфликтов, особенно на базе отдельных локальных споров, международная кооперация в космической деятельности и развитие отдельных научных проектов может стимулировать появление мер, влияющих на укрепления доверия между странами, повысить транспарентность космической деятельности.

Следует согласиться, что сегодня как никогда двустороннее сотрудничество государств является преимущественным видом кооперации стран по изучению космоса. В литературе отмечается, что в рамках данного сотрудничества проще достигнуть консенсуса и разрешить вопросы, связанные с финансовыми и техническими аспектами, а также распределением ответственности [24, с. 68]. Так как данные соглашения посвящены зачастую вопросам реализации общих научных мероприятий, обмену информацией, представляется, что путем подписания соглашений вырабатывается государственная практика по вопросам космической деятельности, что является важным с точки зрения политики и экономики [12, с. 100 - 101]. Считаем, что в наши дни мировому сообществу необходимо двигаться по направлению проведения регулярных совместных мероприятий, конференций, симпозиумов, чтобы в будущем именно данные площадки по обмену мнением могли стать плацдармом для налаживания контактов между различным государствами по изучению космоса.

В силу глобальных перспектив и глобального охвата международная кооперация в области освоения космоса может сыграть значимую роль в деле сохранения международного мира и повышения уровня мирового правопорядка. Не вызывает сомнений тот факт, что в XXI веке основная нагрузка по развитию международной кооперации должна ложиться на международные правительственные и неправительственные организации, международные и национальные космические агентства. Однако с учетом быстроразвивающейся сферы космического бизнеса частные субъекты должны взять на себя часть работы с целью консолидации возможностей и потребностей различных секторов общества. При этом частные объединения, а также неправительственные организации могут быть более эффективными субъектами, в силу наличия у них ме-

нее формализованной деятельности и более детальных повесток дня.

Среди существующих рисков развития сотрудничества государств следует отметить тот факт, что за время развития международного космического права отсутствует практика разрешения споров в рамках космической деятельности (нормы Конвенции об ответственности [8] ни разу не были применены в качестве нормативной базы для разрешения споров). Вследствие чего субъектам космического права следует учитывать весь потенциальный риск, который может быть возникнуть в будущем и на основе принципа международного сотрудничества искать пути и средства достижения действенных механизмов разрешения любых космических споров в целях соразмерного восстановления экологии космического пространства и недопущения любых негативных случаев в будущем.

Подводя итог, следует вывод, что в современных реалиях космические исследования должны быть зоной свободной от политики. Отказ ведущих стран от сотрудничества является дестабилизирующим фактором в деле развития космоса для любого субъекта космического права. Надеемся, что возможно именно космос станет мостом, соединяющим страны и народы, даже в условиях меняющегося миропорядка. В иной ситуации будущий процесс развития международного космического права будет осуществляться за пределами традиционного конвенционного механизма при помощи рамочных двусторонних договоров, национального права и новых толкований положений существующих нормативных актов. Данный факт является аргументом к тезису о конце эпохи великих конвенций, которые все в большей степени становятся символом международного права, а не действующим инструментом [2].

В текущих условиях актуальными являются слова известного ученого, одного из создателей отечественного космического права Ю.М. Колосова: «Космическое право формируется в эпоху действия объективной исторической закономерности мирного сосуществования государств различных социальных систем и превращения международного права в право мира, где демилитаризация и нейтрализация являются неи збеж-ным результатом» [9].

Библиогра фия:

1. Абашидзе А.Х., Черных И.А. Обеспечение долгосрочной устойчивости космической деятельности в предотвращения гонки вооружения в космическом пространстве. Журнал «Государство и право». Номер 4. Стр. 125 - 133.

2. Абашидзе А. Х., Солнцев А. М. Кодификация международного права: конец прекрасной эпохи? // Молдавский журнал международного права и международных отношений. 2012. № 3. С. 5-16.

3. VC.ru «Российский космос теперь полностью изолирован от международного сотрудничества» (10 марта 2022 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/future/376953-rossiyskiy-kosmos-teper-polnostyu-izolirovan-ot-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva (дата обращения: 01 мая 2022 г.)

4. Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации № 35, 31 августа 1998 г., ст.4369.

5. Закон Республики Казахстан от 24 июня 2021 г. № 54-VII «О ратификации Протокола о внесении изменения в Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 г.» // «Казахстанская правда» от 25 июня 2021 г., № 119.

6. Интерфакс. «Россия решила выйти из проекта МКС после 2024 года» (26 июля 2022 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/853883 (дата обращения: 26 июля 2022 г.)

7. Исполинов А.С. Международное космическое право эпохи начала бизнес-колонизации космоса // Международное правосудие - 2020. - № 4 (36). - С. 22 - 44.

8. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Принята резолюцией 2777 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1971 г. // Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2017 / Документ ООН ST/SPACE/61/Rev.2. - С. 14-23.

9. Колосов Ю.М. «Борьба за мирный космос». 2-е изд., стер. М., 2014. 128 с.

10. Крейденко К. Спутниковая навигация объединит Россию и Китай [Электронный ресурс] // Вестник ГЛОНАСС. 2014. № 4(20).

11. Matveyev O. V., Kharlanov A. S. Nekotoryye aspekty kosmicheskoy deyatel'nosti KNR: istoriya i politika [Some aspects of China's activities in space: History and politics]. Pilotiruyemyye polety v kosmos, 2017, no. 1 (22), pp. 115-126.

12. Ferrazzani M. Soft Law in Space Activities - An Update View // Soft Law in Outer Space. The Function of Non-binding Norms in International Space Law I. Marboe (ed.). / Vienna: Bohlau, 2012. P. 100-101.

13. Проект резолюции по космосу и глобальному здравоохранению 65-ой сессии Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях от 01-10 июня 2022 г. / Документ ООН A/AC.105/L.328

14. Проект отчета 65-ой сессии Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях от 01-10 июня 2022 г. / Документ ООН А/АС. 105/L.331 / Ad d.3.

15. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 22 мая 2008 г. // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17 августа 2014 г., № 0001201409170019 Собрание законодательства Российской Федерации, № 46, 17 ноября 2014 г. Бюллетень международных договоров, № 2, февраль 2015 г.

16. Соглашения «Артемиды». Принципы сотрудничества в гражданской деятельности по исследованию и использованию Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях // Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/specials/artemis-accords/index.html // Описание технических и организационных параметров Программы Артемиды см.: Bukley A. P. To the Moon and Beyond: Challenges and Opportunities for NASA's Artemis Program. Center for Space Policy and Strategy, Space Agenda, 2021.

17. Сиразеев Р.Р. Международно-правовое сотрудничество в использовании и исследовании космического пространства в рамках ООН // Проблемы экономики и юридической практики. 2011 г.. №2. С. 183 - 185.

18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 18 декабря 1992 г. // Бюллетень международных договоров № 6, июнь 1994 г.

19. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях // Собрание законодательства Российской Федерации, № 9, 01 марта 2021 г., ст.1516.

20. О проведении переговоров о заключении Соглашения между Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» (Российская Федерация) и Китайской национальной космической администрацией (Китайская Народная Республика) о сотрудничестве в рамках координации российской миссии с орбитальным космическим аппаратом «Луна-Ресурс-1» (OA) и китайской миссии исследования полярной области Луны «Чанъэ-7» №2075-р от 14 сентября 2021 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, № 38, 23 сентября 2019 г., ст.5344.

21. О подписании Меморандума о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции от 11 февраля 2021 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, № 8 (ч.11), 22 февраля 2021 г., ст.1390.

22. Толстых В. Л. Реформа космического права // Актуальные проблемы российского права -2021. - Т. 16. - № 5. - С. 166 - 182.

23. Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 157-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливари-анской Республики Венесуэла о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 13 июня 2022 г. № 24 ст. 3917.

24. Черных И.А. Международно-правовые аспекты обеспечения устойчивости космической деятельности. Дисс. на соискан. уч. степени канд. юрид. наук -Москва, 2018. 257 с.

25. NASAFY 2017 BUDGET REQUEST [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/fy_2017_nasa_agency_fact_sheet.pdf (дата обращения 01 мая 2018 г.).

26. Капитал. «Казахстан, Россия и ОАЭ реализуют космический проект «Гагаринский старт» (16 ноября 2021 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://kapital. kz/teh nolog y/100381/kazakhstan-rossiya-i-oae-realizuyut-kosmicheskiy-proyekt-gagarinskiy-start.html (дата обращения: 30 апреля 2022 г.)

27. О проведении переговоров о заключении Соглашения между Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» (Российская Федерация) и Китайской национальной космической администрацией (Китайская Народная Республика) о сотрудничестве в области создания объединенного Центра данных по исследованию Луны и дальнего космоса от 14 сентября 2021 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, № 38, 23 сентября 2019 г., ст.5343

28. Интерфакс. «Россия и Китай подписали межправительственное соглашение по исследованию Луны» (26 февраля 2022 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax-russia.ru/kaleidoscope/rossiya-i-kitay-podpisali-mezhpravitelstvennoe-soglashenie-po-issledovaniyu-luny (дата обращения: 05 апреля 2022 г.)

References:

1. Abashidze A.Kh., Chernykh I.A. Ensuring the long-term sustainability of space activities in order to prevent an arms race in outer space. The journal "State and Law". Number 4. Pp. 125 - 133.

2. Abashidze A. Kh., Solntsev A.M. Codification of international law: the end of a beautiful era? // Moldovan Journal of International Law and International Relations. 2012. No. 3. pp. 5-16.

3. VC.ru "Russian space is now completely isolated from international cooperation" (March 10, 2022) [Electronic resource]. URL: https://vc.ru/future/376953-rossiyskiy-kosmos-teper-polnostyu-izolirovan-ot-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva (date of application: May 01, 2022)

4. Lease agreement of the Baikonur complex between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 10, 1994 // Collection of Legislation of the Russian Federation No. 35, August 31, 1998, Article 4369.

5. Law of the Republic of Kazakhstan dated June 24, 2021 No. 54-VII "On ratification of the Protocol on Amendments to the Lease Agreement of the "Buy-Konur" complex between the Government of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Russian Federation dated December 10, 1994" // "Kazakhstanskaya Pravda" dated June 25, 2021, No. 119.

6. Interfax. "Russia has decided to withdraw from the ISS project after 2024" (July 26, 2022) [Electronic resource]. URL: https://www.interfax.ru/russia/853883 (accessed July 26, 2022)

7. Ispolinov A.S. International space law of the epoch of the beginning of business colonization of space // International justice - 2020. - № 4 (36). - Pp. 22-44.

8. Convention on International Liability for Damage Caused by Space Objects. Adopted by UN General Assembly Resolution 2777 (XXVI) of 11/29/1971 // International Space Law: United Nations documents. The United Nations. New York, 2017 / UN Document ST/SPACE/61/Rev.2. - pp. 14-23.

9. Kolosov Yu.M. "The struggle for peaceful space". 2nd ed., ster. M., 2014. 128 p.

10. Kreidenko K. Satellite navigation will unite Russia and China [Electronic resource] // Bulletin of GLONASS. 2014. № 4(20).

11. Matveyev O. V., Kharlanov A. S. Nekotoryye aspekty kosmicheskoy deyatel'nosti KNR: istoriya i politika [Some aspects of China's activities in space: History and politics]. Pilotiruyemyye polety v kosmos, 2017, no. 1 (22), pp. 115-126.

12. Ferrazzani M. Soft Law in Space Activities - An Update View // Soft Law in Outer Space. The Function of Non-binding Norms in International Space Law I. Marboe (ed.). / Vienna: Bohlau, 2012. P. 100-101.

13. Draft resolution on space and global health of the 65th session of the UN Committee on the Peaceful Uses of Outer Space dated June 01 -10, 2022 / UN Document A/AC.105/L.328

14. Draft report of the 65th session of the UN Committee on the Peaceful Uses of Outer Space dated 01-10 June 2022 / UN Document A/AC.105/L.331/Add.3.

15. Agreement between the Government of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Russian Federation on cooperation in the field of exploration and use of Outer space for Peaceful Purposes dated May 22, 2008 // Official Internet Portal of Legal Information www.pravo.gov.ru , August 17, 2014, No. 0001201409170019 Collection of Legislation of the Russian Federation, No. 46, November 17, 2014 Bulletin of International Treaties, No. 2, February 2015

16. Artemis Agreements. Principles of cooperation in civil activities for the exploration and use of the Moon, Mars, Comets and asteroids for peaceful purposes // Electronic resource]. URL: https://www.nasa.gov/specials/artemis-accords/index.html // For a description of the technical and organizational parameters of the Artemis Program, see: Bukley A. P. To the Moon and Beyond: Challenges and Opportunities for NASA's Artemis Program. Center for Space Policy and Strategy, Space Agenda, 2021.

17. Sirazeev R.R. International legal cooperation in the use and exploration of outer space within the framework of the UN // Problems of economics and legal practice. 2011. No.2. pp. 183 - 185.

18. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the People's Republic of China on Cooperation in the Exploration and Use of Outer Space for Peaceful Purposes of December 18, 1992 // Bulletin of International Treaties No. 6, June 1994.

19. On the signing of an Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the United Arab Emirates on Cooperation in the Exploration and Use of Outer Space for Peaceful Purposes // Collection of Legislation of the Russian Federation, No. 9, March 01, 2021, Article 1516.

20. On negotiations on the conclusion of an Agreement between the State Corporation for Space Activities Roscosmos (Russian Federation) and the Chinese National Space Administration (People's Republic of China) on cooperation within the coordination of the Russian mission with the orbiting spacecraft Luna-Resurs-1 (OA) and the Chinese polar exploration mission Moon "Chang'e-7" No. 2075-r dated September 14, 2021 // Collection of Legislation of the Russian Federation, No. 38, September 23, 2019, Article 5344.

21. On the signing of a Memorandum of Understanding between the Government of the Russian Federation and the Government of the People's Republic of China on cooperation in the creation of an International Scientific Lunar Station dated February 11, 2021 // Collection of Legislation of the Russian Federation, No. 8 (Part II), February 22, 2021, art. 1390.

22. Tolstykh V. L. Reform space law // Actual problems of Russian law - 2021. - Vol. 16. - No. 5. - pp. 166 - 182.

23. Federal Law No. 157-FZ of June 11, 2022 "On Ratification of the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Boli-varian Republic of Venezuela on Cooperation in the Exploration and Use of Outer Space for Peaceful Purposes" // Collection of Legislation of the Russian Federation, June 13, 2022 No. 24, Article 3917.

24. Chernykh I.A. International legal aspects of ensuring the sustainability of space activities. Diss. for the degree of candidate of Academic Sciences. jurid. Sciences -Moscow, 2018. 257 p.

25. NASAFY 2017 BUDGET REQUEST [Electronic resource]. URL: https://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/fy_2017_nasa_agency_fact_sheet.pdf (accessed May 01, 2018).

26. Capital. "Kazakhstan, Russia and the UAE are implementing the Gagarin Launch space project (November 16, 2021) [Electronic resource]. URL: https://kapital.kz/tehnology/100381/kazakhstan-rossiya-i-oae-realizuyut-kosmicheskiy-proyekt-gagarinskiy-start.html (accessed April 30, 2022)

27. On negotiations on the conclusion of an Agreement between the State Corporation for Space Activities Roscosmos (Russian Federation) and the Chinese National Space Administration (People's Republic of China) on cooperation in the Creation of a joint Data Center for Lunar and Deep Space Exploration dated September 14, 2021 // Collection of Legislation of the Russian Federation, no. 38, September 23, 2019, article 5343

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Interfax. "Russia and China signed an intergovernmental agreement on lunar exploration" (February 26, 2022) [Electronic resource]. URL: https://www.interfax-russia.ru/kaleidoscope/rossiya-i-kitay-podpisali-mezhpravitelstvennoe-soglashenie-po-issledovaniyu-luny (accessed: April 05, 2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.