)УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Попова О. А.
Принцип сотрудничества в международном космическом праве
ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ
Аннотация. В статье рассматривается принцип международного сотрудничества в рамках современного международного космического права. Автор приходит к выводу, что данный принцип является принципом общего международного права, но в международном космическом праве имеет особенности, обусловленные спецификой отрасли. К таким особенностям можно отнести: осуществление международного сотрудничества в соответствии с положениями международного права, в том числе Устава ООН и Договора по космосу, на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран (в частности, обязанность государств на равных основаниях рассматривать просьбы других государств — участников Договора по космосу о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов и информировать международное сообщество о своей космической деятельности), на справедливой и взаимоприемлемой основе с использованием наиболее эффективных и надлежащих форм сотрудничества, в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Одной из важных особенностей является также широкое участие частного сектора в международном космическом сотрудничестве.
Ключевые слова: космическое пространство, международное сотрудничество, принцип международного сотрудничества, субъекты международного космического сотрудничества, частный сектор.
Олеся Андреевна ПОПОВА,
аспирант кафедры международного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2020.76.12.159-171
O. A. POPOVA,
postgraduate student of Department of International Law оf the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrunskaya, 9
PRINCIPLE OF INTERNATIONAL COOPERATION IN MODERN INTERNATIONAL SPACE LAW
Abstract. The article considers the principle of international cooperation within the framework ofmodern international space law. The author comes to the conclusion that the principle is a principle of general international law, but it has some features in international space law due to the specific of this
© О. А. Попова, 2020
160
трибуна молодого ученого
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина (МПОА)
•СТНИК
branch. Such features include the implementation of international cooperation in accordance with international law, including the Charter of the United Nations and the Outer Space Treaty; for the benefit and in the interests of all countries taking into special consideration the needs of the developing countries (In particular, obligation of the States to consider on a basis of equality any requests by other States Parties to the Outer Space Treaty to be afforded an opportunity to observe the flight of space objects launched by those States and to inform the international community of their activities in outer space); on an equitable and mutually acceptable basis, using the most effective and appropriate modes of cooperation; in the field of the exploration and use of outer space for peaceful purposes. The broad participation of the private sector in international space cooperation is also an important feature. Keywords: outer space, international cooperation, principle of international cooperation, subjects of international space cooperation, private sector.
Введение
Международное право начало формироваться в древности, его появление было обусловлено необходимостью межгосударственного взаимодействия для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера. Международное сотрудничество стало способом достижения компромисса между субъектами международного взаимодействия. Ученые отмечали, что международное право является совокупностью юридических норм, определяющих условия достижения народами своих жизненных целей в сфере взаимных отношений1; совокупностью правовых начал, определяющих взаимные отношения государств и международных сообществ и гражданские права иностранцев2; совокупностью норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества3.
Г. И. Тункин называл процесс создания норм международного права процессом согласования воль государств, а согласование воль, в свою очередь, — борьбой и сотрудничеством, где выражаются международно-правовые позиции каждого государства в отдельности4.
В международном космическом праве сотрудничество играет особую роль. Космические исследования, использование ресурсов космического пространства могли бы помочь в решении глобальных проблем человечества5. Представитель
1 Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1882. Т. 1. С. 16.
2 Казанский П. Е. Учебник международного права, публичного и гражданского. Одесса, 1902. С. 6.
3 Вышинский А. Я. Вопросы международного права и международной политики. М., 1949. С. 480.
4 Тункин Г. И. Теория международного права. М., 2000. С. 236—243.
5 См.: Космос: оружие, дипломатия, безопасность / под ред. А. Арбатова, В. Дворкина ; Моск. центр Карнеги. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.
Попова О. А.
УНИВЕРСИТЕТА Принцип сотрудничества 10 1
УНИВЕРСИТЕТА
имени о.Е.кутаФина(мгюА) в международном космическом праве
ООН подчеркнула, что большинство достижений в освоении космоса за прошедшие пять десятилетий были бы невозможны без международного сотрудничества, касающегося различных направлений космической деятельности6.
С течением времени круг субъектов международного взаимодействия расширился — в настоящее время он охватывает не только государства и даже не только субъекты международного права, но и частных лиц. Международное космическое право — яркий пример такого взаимодействия. В первые десятилетия второй половины ХХ в. космическая деятельность осуществлялась исключительно государствами. Однако в настоящее время ситуация изменилась, и частные компании наряду с государствами стали принимать активное участие в космической деятельности. Выход частного сектора на новый уровень участия в космической деятельности предопределяет актуальность рассмотрения принципа международного сотрудничества в рамках современного международного космического права.
Принцип сотрудничества: значение для международного космического права
Принцип международного сотрудничества является неотъемлемой частью международного права. Это положение подтверждается нормами международного права. В статье 1 Устава Организации Объединенных Наций подчеркивается, что ООН преследует цель осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и должна стать центром для согласования действий наций в достижении общих целей. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. закрепляется обязанность государств сотрудничать друг с другом.
В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. отмечается влияние негосударственных акторов на сотрудничество между государствами и провозглашается, что «правительства, учреждения, организации и люди могут играть соответствующую и положительную роль в содействии достижению этих целей их сотрудничества».
Подобные положения можно найти во множестве иных источников международного права. В 1960-е гг. в отечественной и зарубежной науке международного права велась дискуссия по вопросу соблюдения его основных принципов при осуществлении государствами космической деятельности. Позиции отечественных ^ и западных юристов разнились. Зарубежные авторы писали о неприменимости
принципов международного права к космической деятельности, обосновывая _ >
С. 168 ; Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях об осуществлении рекомендаций третьей Конференции Организации Объединенных §
Наций по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС — III). 2004. 6 ООН: сотрудничество в космосе поможет улучшить жизнь на земле // 11Р1_: ИИрэ^/пешэ. un.org/ru/story/2018/06/1332532 (дата обращения: 20.10.2020).
этот подход особенностями космического пространства7. Отечественные авторы выступали за распространение положений международного права, в частности его основных принципов, на космическое пространство, ссылаясь на то, что международное право создавалось для регулирования межгосударственных отношений, а так как космическая деятельность ведется государствами, на нее также должно распространяться действие норм международного права8.
Дискуссия завершилась принятием международных договоров, в которых прямо закреплялась необходимость руководствоваться международным правом, и в том числе принципом сотрудничества государств, в деятельности по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. Решение распространить действие общего международного права на космическое право неслучайно. Как отмечает профессор С. Хоуб, нормы международного космического права являются lex specialis по отношению к нормам общего международного права, соответственно, существующие пробелы правового регулирования в международном космическом праве могут быть урегулированы нормами общего международного права9.
На сегодняшний день в доктрине отсутствует единая позиция относительно статуса принципа международного сотрудничества в рамках международного космического права. Одни ученые выделяют его в качестве специального принципа международного космического права10. Другие отмечают, что юридическое значение принципа сотрудничества в международном космическом праве не следует отрывать от значения принципа сотрудничества в рамках международного права в целом11.
На наш взгляд, принцип сотрудничества не является специальным принципом международного космического права, а относится к категории основных принципов международного права по следующим причинам. Текст Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела,1966 г. (далее — Договор по космосу), содержит принципы космической деятельности, которые учеными рассматриваются в качестве принципов международного космического права12.
7 См.: Zhukov G., Kolosov Yu. International Space Law / transl. by B. Belitzky. 2nd ed. M. : Statut, 2014.
8 См.: Колосов Ю. М. Глава I. Распространение на космос норм и принципов современного международного права. Борьба за мирный космос. 2-е изд. М. : Статут, 2014. С. 13—32 ; Осницкая Г. А. Применимы ли общие принципы и нормы международного права к деятельности государств по освоению космоса. Освоение космоса и международное право. М. : Госюриздат, 1962. С. 31—39.
9 Hobe S. Chapter 5 Space Law as selfcontained regime or part of public international law (Article III OST)? Space Law. Nomos Verlagsgesellschaft, Germany, 2019. P. 51—57.
10 Zhukov G, Kolosov Yu. Ор. dt. P. 75.
11 Верещетин В. С. Международное сотрудничество в космосе : правовые вопросы / Ин-т государства и права АН СССР. М. : Наука, 1977. С. 30.
12 См.: Международное космическое право / под ред. Г. П. Жукова, А. Х. Абашидзе. М. : РУДН, 2014. С. 20 ; Международное космическое право : учебник / В. С. Вещунов [и др.] ; под ред. Г. П. Жукова, Ю. М. Колосова. М. : Международные отношения, 1999. С. 55—56.
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. КутасЬина (МПОА1
в
•ШШЯШ Попове а. А.
УНИВЕРСИТЕТА Принцип сотрудничества
имени o.e. кутафина(мгюа) в международном космическом праве
Специальные принципы отрасли, определяющие режим космоса, связаны прежде всего с юридическими характеристиками космоса как территории, с его уникальными геофизическими свойствами.
При исследовании положений Договора по космосу становится понятно, что принцип международного сотрудничества вряд ли может рассматриваться в качестве специального принципа космического права, так как сам по себе не отражает уникальность таких характеристик, хотя и имеет свои особенности в данной отрасли. В пользу этой позиции свидетельствует и отдельная ссылка на принцип сотрудничества в резолюциях Генеральной Ассамблеи и международных договорах в области космического права как на уже существующий принцип, которым необходимо руководствоваться.
Например, в Резолюции Генеральной Ассамблеи 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г., содержащей Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, впервые было отмечено, что при исследовании и использовании космоса государства руководствуются принципом сотрудничества и взаимной помощи и осуществляют всю свою деятельность в космическом пространстве с должным учетом соответствующих интересов других государств.
В Договоре по космосу закреплено аналогичное положение. Соответственно, принцип международного сотрудничества применяется в международном космическом праве так, как он отражен в Уставе ООН, Декларации о принципах 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г. с учетом особенностей, обусловленных спецификой данной отрасли. Такие особенности можно выделить при анализе резолюций Генеральной Ассамблеи и международных договоров в области космического права, а также практики взаимодействия субъектов международного сотрудничества.
В преамбуле Договора по космосу провозглашается желание содействовать развитию широкого международного сотрудничества как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использованию космического пространства в мирных целях, предполагая, что такое сотрудничество будет способствовать развитию взаимопонимания и укреплению дружественных отношений между государствами и народами.
Статья III Договора по космосу закрепляет следующее положение: «Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания». S
Это положение рассматривается некоторыми зарубежными авторами как принцип космического права, который не вызывает возражений у договариваю- >
щихся сторон и заинтересованных лиц13. Не констатируя необходимости выделения данного положения в качестве специального принципа космического права, согласимся с мнением авторов, что данное требование принимается большин-
Е
_ □
Ч "0
13 Masson-Zwaan T. New States in Space // American Journal of International Law Unbound. 2019. Vol. 113. P. 99.
ством государств, ведь оно по своей сути отражает уже существующие нормы международного права.
В Договоре по космосу отмечается, что для содействия сотрудничеству государства-участники будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств — участников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов и информировать Генерального секретаря ООН, общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах своей космической деятельности. Указанное положение представляет собой конкретизацию уже упомянутой особенности принципа международного сотрудничества, а именно его осуществления на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран.
В соответствии с положениями Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. государства-участники в своей деятельности по исследованию и использованию Луны руководствуются принципом сотрудничества и взаимопомощи, а сотрудничество должно быть как можно более широким и может осуществляться на многосторонней и двусторонней основе или через международные межправительственные организации.
Позднее в Декларации о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи 51/122 от 13 декабря 1996 г., были перечислены рекомендации в отношении осуществления международного космического сотрудничества: международное сотрудничество осуществляется в соответствии с положениями международного права, в том числе Устава ООН и Договора по космосу; на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран и является достоянием всего человечества; государства вольны определять все аспекты своего участия в международном сотрудничестве на справедливой и взаимоприемлемой основе и использовать формы сотрудничества, которые они считают наиболее эффективными и надлежащими.
Международное сотрудничество в контексте Резолюции 51/122 рассматривается как деятельность государств. Рекомендации, выраженные в данной резолюции, с одной стороны, формируют понимание того, каким международное сообщество хотело бы видеть международное космическое сотрудничество в будущем, с другой стороны, характеризуют и обобщают уже существующие особенности международного сотрудничества в данной области.
Теоретики права отмечают: «Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе»14; «Принципы права формируются под воздействием тех конкретно-исторических условий, в которых действует право... Их вполне обоснованно называют обобщенным отражением объективных условий существования (бытия) права. Принципы как исходные положения права не могут иметь какие-либо сверхъестественные начала, внеобщественные истоки. Они не могут появляться
14 Теория государства и права : учебник / С. С. Алексеев, С. И. Архипов [и др.] ; под ред. В. Д. Перевалова. 4-е изд. М. : Норма, 2011. 496 с.
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. КутасЬина (МПОА1
в
•ШШЯШ Попова О. А.
УНИВЕРСИТЕТА Принцип сотрудничества
имени o.e. кутафина(мгюа) в международном космическом праве
ниоткуда. В конечном счете каждый из принципов имеет общественное происхождение, их источником является общество на определенном этапе своей цивилизации»15.
Поэтому, хотя в Резолюции 51/122 рекомендации сделаны в отношении международного сотрудничества как деятельности государств, они отражают особенности принципа международного сотрудничества в космическом праве, так как в основе формирования принципа лежит практическая деятельность субъектов по осуществлению международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства.
Таким образом, основные принципы международного права распространяются на космическую деятельность. В Договоре по космосу прямо закреплено положение, в соответствии с которым государства-участники должны в своей деятельности руководствоваться принципом сотрудничества. Принцип международного сотрудничества не является специальным принципом международного космического права, но имеет особенности в рамках данной отрасли, которые включают в себя осуществление международного сотрудничества в соответствии с положениями международного права, в том числе Устава ООН и Договора по космосу; на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран (в частности, государства должны на равных основаниях рассматривать просьбы других государств — участников Договора по космосу о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов и информировать международное сообщество о своей космической деятельности); на справедливой и взаимоприемлемой основе с использованием наиболее эффективных и надлежащих форм сотрудничества; в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Однако особенности данного принципа можно обнаружить не только при анализе норм международного права, но и при исследовании взаимодействия субъектов международного сотрудничества.
Ч "0
Частне лица как новый субъект международного космического сотрудничества
С момента освоения космического пространства проблемами международного космического права занимались отечественные и зарубежные ученые. Обращаясь к советскому периоду, приведем определение международного сотрудничества Е. П. Каменецкой, уделявшей особое внимание проблеме международного сотрудничества в космическом праве. По ее мнению, «международное сотрудничество в освоении космоса можно охарактеризовать как совместную деятельность государств в политической, экономической, научно-технической и правовой областях, > направленную на исследование и использование космического пространства и достижений космической науки и техники в мирных целях в интересах и на благо
□ О
_ □
15 Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров. М. : Проспект, 2014.
Гл. 4 : Принципы и функции права. УЧЕНОГО
всех стран и народов»16. Данное определение отражает основные особенности международного сотрудничества в международном космическом праве. Однако в качестве субъектов международного сотрудничества в нем выделены исключительно государства.
Действительно, в первые десятилетия существования международного космического права основными субъектами международного сотрудничества в данной сфере являлись государства, участие частных организаций в космической деятельности в основном ограничивалось производством космического оборудования для использования правительственными и некоторыми межправительственными организациями. Однако пространственные границы космоса настолько велики, что его исследование не было возможным без совместных усилий государств, международных межправительственных и неправительственных организаций, а также частных лиц.
Начиная с 1970-х гг. частный сектор постепенно укреплял свои позиции в космической индустрии, участвуя в создании и продвижении международной спутниковой связи, дистанционном зондировании Земли из космоса и запусках космических аппаратов17.
На современном этапе космическая индустрия перестала быть исключительно государственной, появились частные компании с финансовым и техническим потенциалом, способные самостоятельно вести космическую деятельность, в том числе осуществлять запуски космических аппаратов18.
Таким образом, в качестве субъектов международного сотрудничества в современном международном космическом праве выступают государства, международные межправительственные и неправительственные организации, которые принято считать основными субъектами сотрудничества в космической области, и частные лица19. Широкое участие частных лиц в международном сотрудничестве является еще одной особенностью принципа сотрудничества в космическом праве, которая сформировалась благодаря практике международного взаимодействия.
В 1997 г. Международная организация космической связи «Интерспутник» (далее — Интерспутник) совместно с компанией «Локхид Мартин Глобал Теле-коммьюникешнс» (Lockheed Martin Global Telecommunications — LMGT) — дочерней компанией американской корпорации «Локхид Мартин» (Lockheed Martin Corporation) создали совместное предприятие «Локхид Мартин Интерспутник»
16 Каменецкая Е. П. Сотрудничество государств в освоении космоса в рамках международных организаций (международно-правовые проблемы) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976. С. 18.
17 Walter E. The privatisation and commercialisation of outer space // С. Brunner, А. Soucek (eds). Outer space in society, politics and law. Studies in space policy. Vol. 8. European Space Policy Institute, Springer, Wien, New York, 2011. P. 491—494.
18 Pekkanen S. Governing the New Space Race // American Journal of International Law Unbound. 2019. Vol. 13. P. 92—97.
19 Доклад Рабочей группы по обзору международных механизмов сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях о работе, проделанной в соответствии с ее многолетним планом работы. A/AC.105/C.2/112. 2017.
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. КутасЬина (МПОА1
Попова О. А.
УНИВЕРСИТЕТА Принцип сотрудничества |Q/
УНИВЕРСИТЕТА
имени о.Е.кутаФина(мгюА) в международном космическом праве
(Lockheed Martin Intersputnik — LMI)20. Данная кооперация стала первым опытом объединения международной межправительственной организации и транснациональной корпорации.
Европейское космическое агентство (ЕКА) также осуществляет сотрудничество с частными предприятиями, предоставляет им заказы и тендеры. Сегодня и в рамках ООН звучат призывы к участию в международной космической деятельности частного сектора путем внесения добровольных взносов в Целевой фонд для Программы ООН по использованию космического пространства в мирных целях21. Подчеркивается, что частный сектор может внести финансовый и технологический вклад в осуществление подобных программ.
США стали первой страной, где частный сектор обеспечивал мировое технологическое лидерство в космической отрасли. Это было следствием успешной реализации космической стратегии22. Начиная со второй половины ХХ в. США разрабатывало правовую базу для поддержки участия малого бизнеса в государственных проектах: банковские коммерческие кредиты подрядчику под гарантию государства (под будущее государственное финансирование); прямые займы «под заказ» со стороны ведомств — до 90 % стоимости работ; поэтапная оплата выполняемых по договору работ; авансовые выплаты по государственным контрактам; право на ускоренную амортизацию основных средств при выполнении правительственных заказов; налоговые льготы; право залога федерального контракта при получении долгосрочного беспроцентного кредита в банках Федеральной резервной системы23.
Еще одним шагом в поддержку частного сектора стало создание США условий для конкуренции за предоставление услуг между государственным и частным секторами, уравнивание в правах государственных и частных предприятий. С принятием закона о преимущественной поддержке отечественных поставщиков продукции и услуг покупка иностранных товаров для государственных нужд могла осуществляться, только если необходимые товары в стране не производятся или цена национальных товаров необоснованно высока.
Важнейшим инструментом государственного стимулирования частного космического сектора США стало внедрение системы премий за научные достижения. В 1995 г. американская международная некоммерческая научно-образовательная организация «Нешнл Спейс Сосайети» (National Space Society — NSS) выступила с предложением стимулировать частные космические полеты на основе специальных премий. В космических исследованиях это привело к ряду технических достижений и стало переломной точкой в развитии частного космического бизнеса. Правительство США отказалось от монополии на запуски и поддержало ^
S
--m
20 Интерспутник сегодня // Корпоративный бюллетень международной организации косми- ^ ческой связи «Интерспутник». 2019. № 19. С. 20.
21 Резолюция Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2019 г. A/RES/74/82 «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях». §
22 Палеев Д. Н., Симонов М. П. Экономические механизмы вовлечения частного бизнеса в О космическую деятельность // Проблемы экономики и юридической практики. 2014. № 3.
С. 166.
23 Палеев Д. Н., Симонов М. П. Указ. соч. С. 167.
частную инициативу, государственная поддержка направлена на реализацию наиболее амбициозных планов частных компаний, на осуществление самостоятельных запусков.
Сопоставляя опыт США с ситуацией в России, можно выявить ряд существенных различий. Государственно-частное партнерство в космической сфере России рассматривается как вынужденная мера по снижению затрат при реализации государственного заказа предприятиями Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее — Роскосмос). Приватизация предприятий лишила российские космические компании поставщиков элементной базы и сделала их зависимыми от зарубежных партнеров. Это ограничило доступ к передовым технологиям, и стоимость конечного изделия оказалась в зависимости от цен на импорт. Восстановление собственного производства нерентабельно по причине высоких накладных расходов в условиях мелкосерийного или единичного производства. В такой ситуации производство выгоднее отдать на условиях субподряда коммерческой фирме с хорошей репутацией.
Таким образом, современное государственно-частное партнерство в России ограничивается передачей в частные руки части производственной цепочки, т.е. решением узких производственных задач при максимальном сохранении монополии Роскосмоса. Отмечаются и другие проблемы, препятствующие вовлечению частных предприятий в российскую космическую отрасль, — несовершенство нормативно-правовой базы в части лицензирования, отсутствие космических объектов в сфере регулирования Закона о государственно-частном партнерстве в России24. Все это тормозит развитие российского частного сектора в космической отрасли.
В мае 2020 г. человечество стало свидетелем первого в истории пилотируемого полета космического корабля «Кру Дрэгон» (Crew Dragon) частной американской компании «СпейсИкс» (SpaceX), который заставил мировое сообщество по-новому взглянуть на участие частного сектора в деятельности по освоению космического пространства25. Впервые за 9 лет Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration — NASA) отправляло своих космонавтов не на российском корабле «Союз», а на корабле американского производства. Этот запуск может изменить всю космическую индустрию — начиная с перспектив космического туризма и заканчивая перспективой SpaceX сменить Роскосмос на посту главного космического подрядчика.
Положительный опыт государственно-частного партнерства США заставил задуматься Россию о подобном сотрудничестве. Роскосмос уже сделал заявление о готовности сотрудничества с частными компаниями и поддержки частных инициатив, однако в государственной корпорации отметили, что подобное сотрудничество только планируется, поскольку компании находятся «в стадии становления».
24 Эксперт объяснил, что нужно для привлечения «частников» в космос // Официальный сайт информационного агентства «РИА Новости». 2018. URL: https://ria. ru/20180815/1526556780.html (дата обращения: 06.09.2020).
25 Запуск Crew Dragon: частная SpaceX вернула США в пилотируемый космос // Официальный сайт Международного информационного агентства «Россия сегодня». URL: https:// ria.ru/20200531/1572236441.html (дата обращения: 20.10.2020).
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. КутасЬина (МПОА1
п0п0ва а. а. л его
УНИВЕРСИТЕТА Принцип сотрудничества I09
УНИВЕРСИТЕТА
имени о.е. кутафина (мгюа) в международном космическом праве
В сентябре 2020 г были сделаны первые шаги к вовлечению российского частного сектора в космическую деятельность, Роскосмос заключил соглашение с частной компанией «Многоразовые транспортные космические системы» (МТКС) для постройки многоразового транспортного космического корабля, который, как предполагается, сможет доставлять и возвращать грузы на Международную космическую станцию (МКС) вдвое дешевле, чем Crew Dragon. В стратегии развития Роскосмоса на период до 2030 года указывается, что для повышения эффективности использования МКС, с целью снижения затрат планируется внедрение принципов государственно-частного партнерства в вопросах коммерческого использования МКС и транспортной системы (создание оператора)26.
В качестве наиболее крупных частных компаний в космической отрасли на сегодняшний день можно выделить следующие: российские компании ООО ИТЦ «СКАНЭКС», S7 Space, ООО «КосмоКурс», ООО «Лин Индастриал», ООО «НСТР Ракетные технологии», ООО «Спутникс», американские компании «Спейс Экспло-рейшн Технолоджис Корпорейшн (Space Exploration Technologies Corporation — SpaceX), «Орбитал Сайенсез Корпорейшн» (Orbital Sciences Corporatio — OSC), «Верджин Галактик» (Virgin Galactic), «Блю Ориджин» (Blue Origin), Lockheed Martin Corporation, «Сьерра Невада Корпорейшн» (Sierra Nevada Corporation — SNC), французскую компанию «Арианспейс» (Arianespace), японскую компанию «Митсубиш Хеви Индастрис» (Mitsubish Heavy Industries). В ближайшем будущем таких компаний должно стать больше.
Таким образом, в Х1Х в. можно с уверенностью говорить о частном секторе как о сравнительно новом, обладающем технологическим и финансовым потенциалом участнике международного космического сотрудничества, без которого развитие космической деятельности практически невозможно. Опыт США показывает положительную динамику в развитии космической индустрии при вовлечении частных компаний. Государственно-частное партнерство может стать решением проблем космической деятельности, в частности высокой стоимости запусков космических аппаратов и нехватки технологических ресурсов. На сегодняшний день частные компании имеют технологические и финансовые возможности для осуществления космической деятельности, значимым событием с этой позиции является первый в истории запуск пилотируемого космического корабля частной американской компанией SpaceX.
Сегодня международное сообщество осознает важность вклада частного сектора в освоение космоса, призывая частных лиц оказывать финансовую, техническую и иную поддержку для осуществления деятельности международных учреждений и программ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Широкое вовлечение частного сектора в между- S
народное взаимодействие государств в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях является еще одной особенностью принципа >
сотрудничества в космическом праве. ^
□
_ □
- Û
26 Стратегическое развитие Государственной корпорации по космической деятельности
«Роскосмос» на период до 2025 года и перспективу до 2030 года // URL: https://www.
roscosmos.ru/media/files/docs/2017/doklad_strategia.pdf (дата обращения: 20.10.2020). УЧЕНОГО
Ч "О
Заключение
Проанализировав положения резолюций, международных договоров в области космического права, а также теоретические исследования, мы пришли к следующим выводам. Нормы международного права, в частности его основные принципы, распространяют свое действие на космическую деятельность. Принцип международного сотрудничества не является специальным принципом международного космического права, но имеет особенности в рамках данной отрасли, которые включают в себя осуществление международного сотрудничества в соответствии с положениями международного права, в том числе Устава ООН и Договора по космосу; на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран (в частности, на равных основаниях рассматривать просьбы других государств — участников Договора по космосу о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов и информировать международное сообщество о своей космической деятельности); на справедливой и взаимоприемлемой основе с использованием наиболее эффективных и надлежащих форм сотрудничества; в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
При исследовании практики взаимодействия субъектов международного сотрудничества обнаруживается еще одна особенность принципа международного сотрудничества — широкое участие частного сектора в международном взаимодействии. Сегодня частный сектор имеет возможность осуществлять космическую деятельность наравне с государствами, и международное сообщество осознает важность вклада частного сектора в освоение космоса.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Верещетин В. С. Международное сотрудничество в космосе : правовые вопросы / Ин-т государства и права АН СССР. — М. : Наука, 1977. — 264 с.
2. Вышинский А. Я. Вопросы международного права и международной политики. — М., 1949. — 504 с.
3. Жуков Г. П., Абашидзе А. Х. Международное космическое право : учебник для бакалавриата и магистратуры. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2019. — 527 с.
4. Интерспутник сегодня // Корпоративный бюллетень международной организации космической связи «Интерспутник». — 2019. —№ 19. — 43 с.
5. Казанский П. Е. Учебник международного права, публичного и гражданского. — Одесса, 1902. — 532 с.
6. Каменецкая Е. П. Сотрудничество государств в освоении космоса в рамках международных организаций (международно-правовые проблемы) : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1976. — 201 с.
7. Колосов Ю. М. Борьба за мирный космос. — 2-е изд., стер. — М. : Статут, 2014.
8. Космос: оружие, дипломатия, безопасность / под ред. А. Арбатова, В. Двор-кина ; Моск. центр Карнеги. — М. : РОССПЭН, 2009. —174 с.
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. КутасЬина (МПОА1
Попова О. А. 1-71
УНИВЕРСИТЕТА Принцип сотрудничества 17 1
УНИВЕРСИТЕТА
имени o.e. кутафина(мгюа) в международном космическом праве
9. Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. — СПб., 1882. — Т. 1. — 443 с.
10. Осницкая Г. А. Применимы ли общие принципы и нормы международного права к деятельности государств по освоению космоса. Освоение космоса и международное право. — М. : Госюриздат, 1962.
11. Палеев Д. Н., Симонов М. П. Экономические механизмы вовлечения частного бизнеса в космическую деятельность // Проблемы экономики и юридической практики. — 2014. — № 3.
12. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров. — М. : Проспект, 2014. — 495 с.
13. Теория государства и права : учебник / С. С. Алексеев, С. И. Архипов [и др.] ; отв. ред. В. Д. Перевалов. — 4-е изд. — М. : Норма, 2011. — 496 с.
14. Тункин Г. И. Теория международного права. — М., 2000. — 416 с.
15. Hobe S. Chapter 5 Space Law as selfcontained regime or part of public international law (Article III OST)? Space Law. — Nomos Verlagsgesellschaft, Germany. 2019. — P. 51—57.
16. Zhukov G., Kolosov Yu. International Space Law / transl. by B. Belitzky. — 2nd ed. — M. : Statut, 2014. — 176 p.
17. Masson-Zwaan T. New States in Space. // American Journal of International Law Unbound. — 2019. — Vol. 113. — P. 98—102.
18. Masson-Zwaan T., Hobe S. The Law of Outer Space: An Experience in Contemporary Law-Making, by Manfred Lachs, Reissued on the occasion of the 50th anniversary of the International Institute of Space Law. — 2010. — 182 p.
19. Pekkanen S. Governing the New Space Race // American Journal of International Law Unbound. — 2019. — Vol. 13. — P. 92—97.
20. Walter E. The privatisation and commercialisation of outer space // C. Brünner, A. Soucek (eds.). Outer space in society, politics and law. — Studies in space policy. — Vol. 8. — European Space Policy Institute, Springer, Wien, New York, 2011. — P. 491—494.