Научная статья на тему 'Международно-правовые формы сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства'

Международно-правовые формы сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
2949
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL SPACE LAW / ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / FORMS OF COOPERATION / ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА / PRINCIPLE OF COOPERATION / КОМИТЕТ ООН ПО КОСМОСУ / COMMITTEE ON THE PEACEFUL USES OF OUTER SPACE / КОДИФИКАЦИЯ / CODIFICATION / КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ / CODE OF CONDUCT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронина А. С.

Настоящая статья посвящена исследованию вопросов международно-правовых форм сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства. В рамках статьи проведен анализ понятия международно-правовой формы сотрудничества государств, изучены основные тенденции сотрудничества государств в рамках космической деятельности на современном этапе, выявлены положения, характеризующие современный этап межгосударственного сотрудничества в космосе, а также проанализированы перспективы кодификации международного космического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Law Cooperation Forms to Study and Explore Outer Space

This article is devoted to the problems of international law forms to study and explore the outer space. The author has implemented the analysis of the concept of international law cooperation among states, studied the main tendencies of cooperation of states within the framework of the outer space activity at the current stage, found the aspects characterizing the modern stage of interstate space cooperation and analyzed the perspectives of codifying international space law.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые формы сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства»

Право в современном мире

А.С. Воронина

аспирантка кафедры международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Международно-правовые формы сотрудничества

государств по исследованию и использованию космического пространства

Настоящая статья посвящена исследованию вопросов международно-правовых форм сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства. В рамках статьи проведен анализ понятия международно-правовой формы сотрудничества государств, изучены основные тенденции сотрудничества государств в рамках космической деятельности на современном этапе, выявлены положения, характеризующие современный этап межгосударственного сотрудничества в космосе, а также проанализированы перспективы кодификации международного космического права.

Ключевые слова: международное космическое право, формы сотрудничества, принцип сотрудничества, Комитет ООН по космосу, кодификация, кодекс поведения.

В рамках международно-правовой деятельности в космосе на данный момент создано и функционирует значительное число организационно-правовых форм сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства. Крупные космические проекты реализуются в рамках Содружества Независимых Государств, в рамках Европейского космического агентства. Значительную роль играют организации, эксплуатирующие космические комплексы, такие как ИНТЕЛСАТ, ИНТЕРКОСМОС, ИМСА и др.

Исследование и использование космического пространства в мирных целях на данный момент выходит на новый уровень. Уже в работе А.В. Яковенко «Международно-правовые проблемы международных программ исследования и

использования космоса» автор указывает, что «космическая индустрия стала одной из крупнейших отраслей промышленности в мире»1.

Одновременно наблюдаются тенденции изменения характера космической деятельности. Первой и наиболее заметной тенденцией представляется все более широкое участие частного сектора в реализации космических программ. Второй наиболее значимой тенденцией является все более активное внедрение технологических компонентов в международно-правовые договоренности. Третья тенденция, на которую необходимо обратить внимание, особенно подчеркивается американскими исследователями. В 2003 г. произошло два важных события в области исследования и использования космического пространства: успешный запуск индийского спутника на геостационарную орбиту, а также первый полет китайского космонавта в открытый космос. «В результате, 2003 год может рассматриваться не только как год, ознаменовавший конец эры биполярного космического порядка, но и как символизирующий тенденцию космической глобализации»2.

Наметившиеся тенденции вкупе со скоростью и масштабами развития космической отрасли выводят международно-правовое сотрудничество государств в области исследования и использования космического пространства на новый уровень.

Одновременно на 51-й сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу, прошедшей в марте 2012 г., было одобрено предложение ряда государств о включении нового пункта повестки «Обзор международных механизмов сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». В рамках данного пункта повестки будет создана соответствующая Рабочая группа, которая в 2017 г. подготовит доклад об используемых механизмах международного сотрудничества по исследованию и использованию космического пространства, основываясь на соответствующих докладах государств-членов и докладе Секретариата ООН.

В связи с вышесказанным представляется необходимым выделить ряд положений, которые характеризуют современный этап международно-правового сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства.

В рамках международного космического права принцип сотрудничества предполагает обязанность государств сотрудничать лишь в области поддержания международного мира и безопасности. Во всех иных случаях сотрудничество является добровольным актом государств, обусловленным соответствующими международно-правовыми договоренностями.

Впервые понятие международного сотрудничества было определено в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г., провозгласившей Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (далее — Декларация 1970 г.). В этой декларации международное сотрудничество определяется как координация действий двух или более государств на добровольной основе в соответствии с правовым режимом и имеющее определенную цель. Основной целью международного сотрудничества

1 Яковенко А.В. Международно-правовые проблемы международных программ исследования и использования космоса. М., 2001. С. 92.

2 BenkoM., SchroglK.-U. Space Law: Current Problems and Perspectives for Future Regulations. Eleven International Publishing, 2005. P. 176-177.

является не только обеспечение интересов государств, непосредственно сотрудничающих между собой для достижения определенных целей, но также и поощрение развития развивающихся стран. Таким образом, идея международного сотрудничества получила правовой статус основного принципа международного права3. С момента провозглашения данного принципа в Декларации 1970 г. принцип международного сотрудничества получил широкое распространение во многих областях международного права, особенно в области определения правовых режимов в тех областях, которые выходят за рамки национального суверенитета. Это в первую очередь обусловлено, по мнению зарубежных исследователей, тем, что без соответствующего регулирования в данных областях все возрастающее соперничество государств и групп государств за право контроля и использования стратегических ресурсов могут вполне вероятно привести к нестабильности и открытому соперничеству4.

Тем не менее, следует согласиться с точкой зрения, высказанной Ю.М. Колосовым: «Соблюдение принципа сотрудничества является одной из обязанностей государств. При этом осуществление принципа сотрудничества должно соответствовать тем положениям, которые составляют его содержание. Что касается конкретного объема и условий сотрудничества отдельно взятых государств, то (за пределами положений, составляющих отдельные элементы этого принципа) они должны являться предметом соответствующих договоров. Ни одно государство не вправе навязывать другому предмет и условия сотрудничества в той или иной области. Какой-либо юридической обязанности в этом плане международным правом не установлено»5.

Профессор И.И. Лукашук также считает, что этот принцип с юридической точки зрения уязвим. По его мнению, юридически обязать государство к конкретному сотрудничеству так же сложно, как обязать его к дружбе с тем или иным госу-дарством6. Подобной же точки зрения придерживается и бывший член Комиссии международного права и Международного Суда ООН Дж. Фицморис: «Трудно представить, чтобы идея обязательства сотрудничать проделала значительный путь в качестве общего принципа международного права»7. Последняя точка зрения, на наш взгляд, является спорной. Принцип сотрудничества является основным принципом международного права, что признается абсолютным большинством как российских, так и зарубежных ученых8.

И Устав ООН, и Декларация 1970 г. как результат толкования Устава ООН закрепляют обязанность государств сотрудничать лишь в одной области, а именно в поддержании международного мира и безопасности. При перечислении конкретных видов сотрудничества в Декларации 1970 г. указывается, что оно должно осуществляться в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной не-

3 См.: Edward McWhinney. The Concept of Cooperation // International Law: Achievements and Prospects. Martinus Nijhoff Publishers, 1991. P. 425-436.

4 См.: NagendraSingh. Introduction to International Law of the Sea and the International Space Law // International Law: Achievements and Prospects. Martinus Nijhoff Publishers, 1991. P. 827.

5 Колосов Ю.М. Борьба за мирный космос. М.: Международные отношения, 1968. С. 29-30.

6 См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 286.

7 IDL Livre du Centenaire 1873-1973. Bale, 1973. P. 319.

8 См.: Международное право / под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. М.: Омега-Л, 2008. С. 75-76.

прикосновенности государств. С аналогичных позиций трактуется принцип сотрудничества между государствами в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., где этот принцип получил дальнейшее развитие9.

Таким образом, мы придерживаемся мнения о необходимости и важности сотрудничества государств, в том числе и в космической области, сотрудничество является основным принципом международного права, тем не менее, его содержание предполагает лишь воздержание от таких действий, которые, во-первых, нарушают иные общепризнанные принципы международного права, а во-вторых, могут угрожать международному миру и безопасности. Все иные формы и способы сотрудничества государств во всех иных областях межгосударственных отношений являются добровольным актом, соответствующим изложенным в Декларации 1970 г. пожеланиям государствам сотрудничать, в том числе для «содействия международной экономической стабильности и прогрессу».

Международно-правовая форма сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства — это совместная двусторонняя или многосторонняя деятельность государств, осуществляемая на основе международных соглашений, в политической, экономической, научно-технической и правовой областях, направленная на исследование и использование космического пространства в мирных целях в интересах и на благо всех стран с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия экономической стабильности и прогрессу.

В науке на данный момент нет однозначного определения международно-правовой формы сотрудничества. В литературе определено понятие сотрудничества и представлен перечень тех механизмов и форм, которые могут быть использованы государствами в процессе международно-правового сотрудничества. Яковенко А.В. определяет сотрудничество в международном праве как «обязанность государств сотрудничать с друг другом, независимо от различий политических, экономических и социальных систем, в различных отраслях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия»10. Это определение международного сотрудничества представляется достаточно корректным. Несмотря на его общую формулировку, оно может быть применимо и к международному сотрудничеству государств в области космической деятельности. Исследование и использование космоса по объективным причинам осуществляется экономически сильными государствами с развитыми технологиями, а потому вопросы дискриминации и недопуска других государств к результатам такой деятельности стоят особенно остро. Кроме того, достоинством данного определения является указание на мирный характер сотрудничества. Использование космического пространства в мирных целях — один из основных принципов международного космического права.

9 См.: Верещетин В.С. Принцип сотрудничества в международном космическом праве и его реализация в практике Советского Союза // Труды V Объединенных Научных чтений по космонавтике, посвященных памяти выдающихся ученых-пионеров освоения космического пространства. М.: Академия Наук СССР, 1981. С. 7.

10 Яковенко А.В. Международно-правовые проблемы международных программ исследования и использования космоса. М., 2001. С. 9.

Е.П. Каменецкая предлагала следующее определение международно-правового сотрудничества в космосе: «Международное сотрудничество в освоении космоса можно охарактеризовать как совместную деятельность государств в политической, экономической, научно-технической и правовой областях, направленную на исследование и использование космического пространства и достижений космической науки и техники в мирных целях в интересах и на благо всех стран и народов»11.

Таким образом, предлагается взять за основу два приведенных выше определения, расширив их путем включения понятия формы сотрудничества.

Применительно к международно-правовым отношениям государств по исследованию и использованию космического пространства теоретико-философское понятие формы определяет родовые признаки определенного вида сотрудничества, выявляет наиболее значимые его черты. Сами акты сотрудничества, проявляющиеся в разнообразных действиях, таких как совместные запуски космических объектов, обмен информацией, совместные экологические мероприятия, выступают в данном случае содержанием разнообразных форм.

В юридической литературе предлагается следующее понятие формы сотрудничества: «Под формами сотрудничества мы понимаем те рамки, в которых осуществляется сотрудничество между государствами»12. Другое определение формы сотрудничества государств, уже непосредственно в отношении космической деятельности государств, предложено Е.П. Каменецкой: «Основными формами международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства является совместная двусторонняя и многосторонняя деятельность государств, осуществляемая на основе международных соглашений, в которых, как правило, предусматриваются конкретные формы и методы выполнения намеченных программ (создание смешанных рабочих групп, обмен научной информацией, проведение различных конгрессов и конференций, учреждение международных организаций и т.д.)»13.

Совокупный анализ приведенных выше точек зрения позволяет дать общее понятие международно-правовой формы сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства.

На современном этапе следует выделять следующие разновидности сотрудничества: а) сотрудничество государств в рамках международных договоров универсального, регионального и двустороннего уровней; б) сотрудничество в рамках международных конференций и в рамках международных организаций. В рамках данных разновидностей нами выделено семь форм сотрудничества.

Во-первых, это сотрудничество по исследованию и использованию космического пространства в рамках универсальных международных организаций. Безусловно, к данному уровню относятся формы, используемые в системе ООН, включая деятельность Генеральной Ассамблеи ООН, ее комитетов, особенно Первого и Третьего, Комитета ООН по космосу, специализированных учреждений ООН, среди которых особое место занимает Международный союз электросвязи (далее — МСЭ).

11 Каменецкая Е.П. Сотрудничество государств в освоении космоса в рамках международных организаций (международно-правовые проблемы): дис... канд. юрид. наук. М., 1976. С. 18.

12 Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М.: Юрист, 1997. С. 8.

13 Каменецкая Е.П. Указ. соч. С. 24—25.

Во-вторых, это формы сотрудничества в рамках региональных международных межправительственных организаций. К этой категории относится значительное число региональных организаций, действующих во всем мире: АРАБСАТ, ЕКА, СНГ, ЕВТЕЛСАТ и многие другие.

В-третьих, особое место занимают международные конференции. В рамках данной формы сотрудничества достигается подлинно универсальное представительство, а четко поставленные перед соответствующей конференцией задачи позволяют достигнуть целей в относительно короткие сроки, разработать практические меры реализации намеченных планов. Наиболее представительными и результативными стали конференции по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, проходившие в Вене в 1968 г., 1982 г. и в 1999 г.

В-четвертых, на современном этапе все большее значение стали играть региональные конференции. В рамках таких форумов государства, заинтересованные в сотрудничестве, а также государства, характеризующиеся значительным единством ввиду территориальной близости, имеют возможность обсудить сугубо региональные проблемы, выработать единые подходы и, что не менее важно, достигнуть более рационального использования ресурсов в деле исследования космоса и использования космических технологий в рамках того или иного региона. В качестве примера стоит привести всеамериканские конференции по космосу, конференции руководства стран Африки по космической науке и технике в целях устойчивого развития.

В-пятых, это формы сотрудничества в рамках многосторонних международных договоров с созданием международного органа вне международной межправительственной организации. Особенностью данной формы сотрудничества является то, что основой здесь выступает международный договор, заключенный между заинтересованными государствами, одновременно государства не придают создаваемой в рамках договоренности институциональной структуре международной правосубъектности. Таким образом, государства-участники остаются единственными субъектами международного права в рамках данной формы сотрудничества. Созданный и базирующийся на этой структуре орган лишь выполняет организационно-технические функции, обеспечивает нормальное функционирование созданной системы. Примером использования рассмотренной выше формы сотрудничества является Программа КОСПАС-САРСАТ, действующая на основе Международного соглашения о Программе КОСПАС-САРСАТ 1988 г.

В-шестых, это форма сотрудничества государств, основанная на международном договоре без создания соответствующей институциональной структуры. Очевидно, что данная форма не предусматривает создания нового субъекта международного права. В рамках данной формы институциональная структура не создается вовсе, ее функции заменяют периодически созываемые комитеты или комиссии. Тем не менее, несмотря на неинституализированность такой формы, она в настоящее время занимает значительное место в международно-правовом сотрудничестве государств в космосе в связи с ее высокой гибкостью и адаптивностью. Примерами использования такой формы является Международная космическая станция и программа «Морской старт».

В-седьмых, это формы сотрудничества, выработанные в рамках двусторонних договоров об исследовании и использовании космического пространства.

Они отличаются значительным разнообразием. В двусторонних договорах может быть предусмотрено создание совместных рабочих групп, обмен специалистами, использование совместных образовательных программ и многое другое. Многие договоры имеют рамочный характер, предусматривая возможность дальнейшего углубления сотрудничества путем заключения дополнительных соглашений, что еще более расширяет и усложняет систему двустороннего сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства.

Международно-правовые формы сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства находятся в иерархической взаимосвязи. Ведущую роль занимает сотрудничество в рамках универсальных международных организаций. В рамках данных организаций принимаются обязательные для исполнения международно-правовые акты, с использованием механизма соответствующих организаций государствами-членами разрабатываются и принимаются международно-правовые акты, закладывающие основы международного космического права. В совокупности перечисленные акты формируют ту правовую базу, на которой основывается все иное сотрудничество: двусторонние и региональные договоры не должны противоречить международно-правовым договорам, Регламенты МСЭ являются обязательными для любого государства, осуществляющего запуски спутников на геостационарную орбиту, международные договоры, в рамках которых осуществляется реализация космических проектов или программ, также не должны противоречить принятыми государствами международным договорам.

Все иные формы сотрудничества находятся не в иерархии по отношению друг к другу, а в тесной взаимозависимости. Решения международных конференций не определяют решения, принимаемые на конференциях регионального уровня, однако они задают вектор их деятельности, указывают на наиболее острые вопросы, которые требуют своего решения. Одновременно сотрудничество в рамках региона не определяет порядок взаимодействия государств на двустороннем уровне, но может лишь содействовать началу сотрудничества в той или иной области двух заинтересованных государств. Аналогично определяется взаимозависимость иных форм сотрудничества — многостороннее сотрудничество в рамках проекта «Морской Старт» вызвало необходимость двустороннего сотрудничества России и США в области охраны объектов интеллектуальной собственности14.

Анализ практики сотрудничества государств в рамках Международной программы КОСПАС-САРСАТ, проекта по строительству, запуску и эксплуатации Международной космической станции, а также проекта «Морской старт» позволил сделать несколько выводов.

Во-первых, сотрудничество государств в рамках многосторонних международных договоров показывает свою наибольшую эффективность при осуществлении масштабных космических проектов, в выполнение которого вовлечено множество государств. Это обусловлено тем, что в рамках данного механизма сотрудничества взаимодействие государств ограничивается только нормами международного права и волей к сотрудничеству заинтересованных государств. Участники не связа-

14 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о мерах по охране технологий в связи с деятельностью в рамках проекта «Морской старт» от 21 февраля 2006 г. // Бюллетень международных договоров. 2006. № 11. С. 42.

ны процедурными нормами, необходимостью поддержки всех государств-членов международной организации, порядком разработки и принятия соответствующих актов. Таким образом достигается высокая степень адаптивности выбранной формы сотрудничества, взаимодействие государств осуществляется оперативно, минуя процессуальные ограничения тех или иных институциональных структур, а также государства заключают только такие международно-правовые акты, которые необходимы для выполнения стоящих задач, при этом сохраняя возможность их оперативного пересмотра или дополнения.

Во-вторых, в рамках сотрудничества государств по вопросам исследования и использования космического пространства, основанное на международном договоре, следует выделить две формы сотрудничества, а именно сотрудничество на основе международного договора с созданием международного органа вне рамок международной межправительственной организации и без создания такового. В последнем случае создаются организационные структуры, которые, тем не менее, имеют лишь узкофункциональную направленность. Они создаются по требованию любого из государств-партнеров, могут иметь временный характер, и, что наиболее важно, решение любых вопросов, как общих, так и относящихся к функциям уже созданной структуры, всегда может быть передано на решение государств либо в рамках дополнительного соглашения, либо путем взаимных или многосторонних консультаций.

В-третьих, представляется, что в будущем и по мере развития международного сотрудничества как между государствами, так и в рамках частного сектора, масштабы использования двух рассмотренных форм сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства будут значительно увеличиваться. Программа КОСПАС-САРСАТ и сотрудничество по МКС доказали, что государства в рамках заключаемых ими международных соглашений могут установить эффективный правовой режим для реализации крупных проектов. Опыт сотрудничества в рамках проекта «Морской старт», в свою очередь, указал, что коммерциализация космической деятельности, тем не менее, требует активной вовлеченности заинтересованных государств в осуществление такой деятельности. Роль государства как основного субъекта международного права сохраняется и будет сохраняться неизменно важной даже в той отрасли, где тенденция все более активного участия частного сектора, которая несомненно будет только возрастать, очевидно проявляется как в практике, так и признается наукой.

Значительное увеличение количества международно-правовых форм сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства, как на универсальном, так и на региональном и двустороннем уровнях, приводит к высокой степени разобщенности и разрозненности норм международного космического права. Это, в свою очередь, объективно ведет к необходимости разработки и принятия единой космической конвенции по образцу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Уже в 1998 г. Российская Федерация впервые представила доклад о необходимости усовершенствования действующих норм международного космического права. Предложения России заключались в следующем: «1. Направление государствам-участникам каждого из пяти документов просьбы сообщить Генеральному секретарю мнение о целесообразности внесения в них каких-либо уточнений или

изменений. Этот же запрос следовало бы направить заинтересованным специализированным учреждениям Организации Объединенных Наций и различным международным космическим организациям. 2. Изучение полученных ответов и подготовка экспертного заключения Научно-техническим подкомитетом Комитета Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях. 3. Изучение экспертного заключения Научно-технического подкомитета Юридическим подкомитетом и подготовка экспертного правового заключения. Возможно, эту работу следовало бы проделать в Рабочей группе, созданной на базе обоих подкомитетов»15.

В рабочем документе, представленном членами ЕКА также в 1998 г. на рассмотрение Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу, обоснованы причины необходимости совершенствования норм международного космического права. П. 4 Рабочего документа, представленного ФРГ от имени 19 европейских государств, указывает: «С тех пор, как 10 октября 1967 года вступил в силу Договор по космосу, а также другие договоры и договорные принципы, свод правовых норм, касающихся космоса и космической деятельности, существенно расширился, причем в значительной мере вне рамок Комитета по использованию космического пространства в мирных целях и без участия его Юридического подкомитета. Вследствие этого космического право в целом стало раздробленным и труднопостижимым, а в некоторых областях и непоследовательным»16.

Далее Российская Федерация в марте 2000 г. на сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу предложила начать обсуждение вопроса о разработке единого договора ООН по космосу, аналогично действующей Конвенции ООН по морскому праву17. Представителями Российской Федерации было предложено к рассмотрению Предложение о включении нового пункта повестки дня в работу сессий подкомитета. Пункт 1 предложения гласит: «Внесение каких-либо изменений в один или два из пяти основных договоров по космосу неизбежно приведет к внесению изменений в другие договоры. На практике невозможно скоординировать этот процесс, а отсутствие координации приведет к возникновению противоречий положений пяти договоров»18. В апреле 2001 г. Китай, Колумбия и Российская Федерация официально предложили создать рабочую группу для рассмотрения этого вопроса.

Дальнейшее развитие рассмотрение данного вопроса получило в 2012 г. На 51-й сессии Юридического подкомитета было выдвинуто две группы инициатив. Одна группа делегаций, в том числе делегация США, приветствовала инициативы, которые способствовали дальнейшему развитию международного космического

15 Рабочий документ, представленный Российской Федерацией // А/АС.105/С.2/ L.213 от 30 марта 1998 г.

16 Рабочий документ, представленный ФРГ от имени Австрии, Бельгии, Венгрии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Финляндии, Франции, Чешской Республики, Швейцарии и Швеции // A/AC.105/C.2/L.211/Rev. 1 от 30 марта 1998 г.

17 См.: Жуков Г.П. ООН и проблема предотвращения милитаризации космического пространства // Материалы международной научно-практической конференции: ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире. М.: Изд-во РУДН, 2001. С. 79.

18 Proposal by the Russia Federation for a New Agenda Item for Consideration be the Legal Subcommittee at its Forthieth Session as a Single Issue/item for discussion// A/AC.105/C.2/L.220.

права в целях поддержания долгосрочной устойчивости, надежности, стабильности и безопасности космического пространства на основе разработки руководящих принципов ответственного использования космического пространства, включая подготовку международного кодекса поведения для космической деятельности19. Другая группа делегаций, в том числе представители Российской Федерации, высказала мнение, что следует разработать универсальную всеобъемлющую конвенцию по космосу, чтобы найти решения существующим проблемам, обеспечивая полное соблюдение основополагающих принципов, содержащихся в действующих договорах Организации Объединенных Наций по космосу20.

Рассмотренные предложения, таким образом, свидетельствуют о существовании практической и теоретической заинтересованности государств в разработке универсального международно-правового акта в области исследования и использования космического пространства. Более того, государства в первую очередь обращают внимание на разросшийся массив норм международного космического права, который требует упорядочения. Такая ситуация действительно усложняет процесс все более активного исследования и использования космического пространства.

Наконец, в ходе 55-й сессии Комитета по использованию космического пространства в мирных целях, прошедшей в июне 2012 г. в Вене, Комитет отметил, что 5 июня 2012 г. в Вене было проведено организованное Институтом ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР) совещание по разработке Международного кодекса поведения в космическом пространстве и что в октябре 2012 г. в Нью-Йорке состоится совещание экспертов, открытое для участия всех государств-членов ООН, с целью принятия кодекса в 2013 г. Комитет отметил также, что на проведенном в Вене совещании ЮНИДИР официально объявил о начале осуществления проекта по содействию процессу подготовки Международного кодекса поведения для космической деятельности, который направлен на содействие распространению информации и обмену мнениями относительно концепции проекта международного кодекса поведения21.

Следует признать, что выбранный государствами путь разработки единого документа с использованием формы кодекса поведения следует рассматривать как положительную тенденцию в смысле апробации методик разработки, согласования и принятия универсального документа с целью их будущего совершенствования при разработке, согласовании и принятии единой космической конвенции.

19 Проект доклада 51-й сессии Юридического подкомитета Комитета по использованию космического пространства в мирных целях // А/АС.105/С.2^.287. П. 26.

20 Проект доклада 51-й сессии Юридического подкомитета Комитета по использованию космического пространства в мирных целях // А/АС.105/С.2^.287. П. 45.

21 Проект доклада Комитета по использованию космического пространства в мирных целях, пятьдесят пятая сессия // А/АС.105^.284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.