Научная статья на тему 'Сотрудничество России и Казахстана в области высшего образования в контексте единого (общего) образовательного пространства'

Сотрудничество России и Казахстана в области высшего образования в контексте единого (общего) образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Россия / Казахстан / международное сотрудничество / высшее образование / общее образовательное пространство / нормативно-правовые акты / образовательное право / регионализация / международное право / Russia / Kazakhstan / international cooperation / higher education / general educational space / legal acts / educational law / regionalization / international law

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнь Пэйчжи

Образование является важным фактором в определении уровня социально-экономического развития. После распада СССР, как Россия, так и Казахстан стали независимыми государствами, однако от глубокой исторической основы и практических потребностей стороны по-прежнему поддерживают тесные и взаимовыгодные связи в политике, экономике, культуре и в других сферах. В статьи рассматривается российско-казахстанское сотрудничество в области высшего образования. В контексте углубления региональных интеграционных процессов в мире анализируются нормативно-правовые документы и современное состояние российско-казахстанского сотрудничества в образовательной сфере, намечаются перспективы такого рода двустороннего взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF A UNIFIED (GENERAL) EDUCATIONAL SPACE

Education is an important factor in determining the level of socio-economic development. After the collapse of the USSR, both Russia and Kazakhstan became independent states, however, from a deep historical foundation and practical needs, the parties still maintain close and mutually beneficial ties in politics, economics, culture and in other areas. The article discusses RussianKazakh cooperation in the field of higher education. In the context of deepening regional integration processes in the world, regulatory documents and the current state of Russian-Kazakh cooperation in the educational sphere are analyzed, and prospects for this kind of bilateral interaction are outlined.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество России и Казахстана в области высшего образования в контексте единого (общего) образовательного пространства»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10441

ЮНЬ Пэйчжи,

магистрант Института иностранных языков Ланьчжоуского университета, Китай, e-mail: 850055308@qq.com

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КАЗАХСТАНА В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕДИНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. Образование является важным фактором в определении уровня социально-экономического развития. После распада СССР, как Россия, так и Казахстан стали независимыми государствами, однако от глубокой исторической основы и практических потребностей стороны по-прежнему поддерживают тесные и взаимовыгодные связи в политике, экономике, культуре и в других сферах. В статьи рассматривается российско-казахстанское сотрудничество в области высшего образования. В контексте углубления региональных интеграционных процессов в мире анализируются нормативно-правовые документы и современное состояние российско-казахстанского сотрудничества в образовательной сфере, намечаются перспективы такого рода двустороннего взаимодействия.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, международное сотрудничество, высшее образование, общее образовательное пространство, нормативно-правовые акты, образовательное право, регионализация, международное право.

YUN Peizhi,

School of foreign language, Lanzhou University, China

COOPERATION OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF A UNIFIED (GENERAL)

EDUCATIONAL SPACE

Annotation. Education is an important factor in determining the level of socio-economic development. After the collapse of the USSR, both Russia and Kazakhstan became independent states, however, from a deep historical foundation and practical needs, the parties still maintain close and mutually beneficial ties in politics, economics, culture and in other areas. The article discusses Russian-Kazakh cooperation in the field of higher education. In the context of deepening regional integration processes in the world, regulatory documents and the current state of Russian-Kazakh cooperation in the educational sphere are analyzed, and prospects for this kind of bilateral interaction are outlined.

Key words: Russia, Kazakhstan, international cooperation, higher education, general educational space, legal acts, educational law, regionalization, international law.

Образовательная сфера - одна из основ государственной политики, является важным фактором в определении уровня социально-экономического развития. Важно осознавать, что интеллектуальные возможности образования создают предпосылки реализации принципов демократии, равенства, прав человека, толерантности и межкультурного взаимопонимания [10]. В XXI веке в контексте стремительного развития новых технологий и углубления тенденции к глобализации и регионализации международных отношений, уровень конкурентоспособности государств напрямую зависит от уровня образования. Качественное образование гарантирует повышение совокупной

государственной мощи. В результате чего в условиях глобализации и регионализации в современном мире продвинутое сотрудничества в гуманитарной сфере, в т.ч. в области высшего образования (подготовки кадров) несёт в себе стратегическую значимость.

После распада СССР сильно изменилась политическая, социально-экономическая ситуация в двух стран, России и Казахстане. Однако в новых исторических реалиях для того, что бы обеспечить конкурентоспособность государств на международной арене, Россия и Казахстан стали стремиться адаптироваться к мировым тенденциям развития, ускорять процесс интеграции во многих областях, в т.ч. и в области высшего про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

фессионального образования. Стороны подписали ряд международно-правовых актов, проводили различные мероприятия на государственном и международном уровнях в рамках единого образовательного пространства СНГ и достигли заметных достижений.

1. Юридическая основа

Сотрудничество в сфере высшего образования между Россией и Казахстаном основано на ряде юридических соглашений и документов. Официально начало сотрудничества было положено в марте 1994 г., когда стороны подписали Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (Москва, 28 марта 1994 г.), в котором выработали принципы сотрудничества в сфере культуры, науки, образования, спорта, а так же по линии общественных организаций, включая молодёжные, творческие союзы и ассоциации [1].

Так же в 1994 г. Россия как один из основателей СНГ внесла предложение создать «единое образовательное пространство в рамках этого международного регионального сообщества. А уже в 1995 г. на Парламентской Ассамблее стран СНГ Российская Федерация представила доклад, в котором подчёркивалась необходимость развития образования на постсоветском пространстве. Предложение получило широкое признание и поддержку, страны пришли к согласию о том, что необходимо образовать единую образовательную систему стран СНГ и обратить пристальное внимание на необходимость повышения социального статуса педагогических и научных кадров. На уровне высшей школы такого рода вектор развития был реализован путем подписания соглашений о сотрудничестве между российскими и казахстанскими ВУЗами. К примеру, в мае 1995 г. Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова и казахская Государственная академия музыки в Астане достигли такого рода договоренности [13, а 318]. На заседаниях Совета глав правительств СНГ были рассмотрены и в дальнейшем приняты ряд международно-правовых документов, устанавливающих общие стандарты в области образования, в т.ч. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г., Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых от 17 января 1997 г. [6; 5]. В соответствии с обозначенными международными соглашениями, были чётко выработаны формы многостороннего сотрудничества для поддержки интеграции в сфере образования, был создан Межгосудар-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

ственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС). Руководство постсоветских стран в рамках СНГ пришло к выводу о том, что все расходы в рамках этих образовательных программ оплачиваются из государственного бюджета стран, участвующих в данных межгосударственных проектах.

В международных документах с участием России и Казахстана в рамках СНГ[1; 2; 3; 4; 5; 6] твердо определено единое направление в долгосрочном сотрудничестве в сфере образования. Страны должны стремиться к достижению следующих задач в общем образовательном пространстве:

1. Достижение реализации права на образование в любой из стран СНГ. Студенты, преподаватели и научно-технические работники в странах СНГ должны обладать гибкой мобильностью, независимо от государства, в котором обучается студент, его уровень профессиональной подготовки, специальность, диплом о высшем образовании являются признанными на территории этих государств. Выпускники университетов прошедшие обучение в этих странах имеют право на трудоустройство в любой из стран этого интеграционного объединения .

2. Наличие общих механизмов и методов оценки высшего образования, включая сертификацию образовательных учреждений и их учебных планов.

3. Поддержание высокого качества образования в государственных и негосударственных ВУЗах. Создание учебных программ, соответствующих требованиям рынка труда. Обновление учебного оборудования, а также увеличение библиотечных фондов.

4. Создание и совершенствование системы дистанционного обучения в соответствии со стандартами установленными ЮНЕСКО [14, p. 128].

Все эти международные соглашения заложили прочную правовую основу для сотрудничества между двумя странами в области высшего образования. Основываясь на этих международных договорах, Россия и Казахстан активно претворяют в жизнь единую образовательную политику.

2. Состояние российско-казахстанского сотрудничества в сфере высшего образования

Важной вехой в двустороннем сотрудничестве России и Казахстана стало открытие филиалов ведущих российских вузов в Казахстане. По инициативе президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и В.А. Садовничего — ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, был открыть казахстанский филиал первого в рейтинговом списке россий-

ского ВУЗа. Данный филиал осуществляет свою деятельность в соответствии с межгосударственными соглашениями и Протоколом, подписанным Министерством образования и науки Республики Казахстан и Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова. Филиал осуществляет свою деятельность на базе Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва. МГУ им. М.В. Ломоносова ежегодно осуществляет набор по 25 человек на такие учебные специальности, как, например, математика, прикладная математика и информатика, экономика, филология и т.д. [11, а 28].

Кроме того, в соответствии с двусторонними международными соглашениями с 1998 г. образовательную деятельность в Казахстане так же ведут филиалы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (г. Алма-Аты), Московского института экономики, статистики и информатики (г. Усть-Каменогорск), Московского авиационного института (Государственного технического университета) (г. Байконур), Московской академии труда и социальных отношений (г. Алма-Аты), Тюменского государственного нефтегазового университета (г. Павлодар), Челябинского государственного университета (г. Костанай). В конце 1990-х гг. в Казахстане был создан Казах-станско-Российский университет с филиалами более чем в 16 крупных городах [11, а 28].

Наличие филиалов российских вузов в Республики Казахстан предоставляет казахской молодёжи возможность получить высшее профессиональное образование, соответствующее мировым требованиям, не выезжая за пределы своей страны.

Академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава

Академическая мобильность является одной из ключевых частей двустороннего сотрудничества, чтобы достичь необходимого уровня интеграции в мировое образовательное пространство. Академическая мобильность включает в себя образовательный и научный обмен студентами, преподавателями, научными сотрудниками и административными кадрами университетов.

По данным Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ, в 2017-2018 уч. г. 41,3 тыс. казахстанских студентов учились в России, что составляло почти треть от общего числа всех иностранных студентов в РФ. В настоящее время количество казахстанских студентов, обучающихся в различных вузах России, оказалось на первом месте по количеству среди иностранных студентов [9, а 23]. При выборе учебных заведений основной приоритет казахстанские граждане отдают ВУЗам Москвы и Санкт-Петербурга, а российские студенты —

ВУЗам Алма-Аты и Астаны. У молодежи имеет устойчивый интерес, например, к специальностям в области экономики, здравоохранения, культуры, информационных технологий.

На сегодняшний день Сетевой университет СНГ, созданный по инициативе Российского университета дружбы народов, стал уникальной платформой академической мобильности в пространстве СНГ. Целью создания Сетевого университета СНГ является разработка и внедрение аналога программы «Эразмус Мундус» в рамках единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ. Эта инициатива российского ВУЗа способствует повышению качества и привлекательности высшего образования, укреплению сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств-участников СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований с целью подготовки кандидатской диссертации. Сетевой университет СНГ функционирует на правах Консорциума при равноправном партнерстве всех вузов-партнеров и открыт для вступления других организаций в установленном членами Консорциума порядке [12].

Такой востребованный образовательный проект способствовал тому, что у студентов России и Казахстана появилась возможность одновременно обучаться в самых престижных ВУЗах государств СНГ, а у преподавателей и исследователей — обмена опытом со своими коллегами из других ВУЗов.

Подготовка профессиональных кадров для Казахстана

Обучение иностранных граждан в вузах России является важной составной частью национальной образовательной политики. При этом, такого рода государственные установки отвечают и интересам российских партнеров по СНГ. В 2002 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин одобрил Основные положения концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях [7]. В русле принятого главой государства нормативно-правового акта федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации осуществляли и продолжают регулярно проводить комплекс мероприятий по расширению приёма казахстанских студентов в российские ВУЗы, развитию совместных российско-казахстанских образова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

тельных учреждений, содействию изучения русского языка в учебных заведениях в Казахстане.

В рамках межправительственных договоренностей между Казахстаном и Россией, начиная с 2003 г., Правительством Российской Федерации выделяются образовательные гранты для обучения граждан РК. В последние годы Правительство Российской Федерации непрерывно увеличивало квоты на обучение для граждан Казахстана, в 2014 г. выделено 150 квот, в 2015 г. - 240 квот, в 2016 г. - 300 квот [15, р. 163-164]. Отдельные регионы Казахстана на основе двусторонних договоренностей целевым образом направляют своих абитуриентов в российские вузы по востребованным специальностям. Так, в 2016 г., руководство Кызылординской области направило 178 студентов в Национальный исследовательский технический университет - Московский институт стали и сплавов [8]. После завершения обучения молодые казахстанские специалисты будут трудоустроены и задействованы для развития и продвижения промышленного кластера в регионе.

3. Перспективы международного сотрудничества России и Казахстана

На основе действующих международных договорённостей Россия и Казахстан провели ряд мероприятий по активизации образовательного сотрудничества и стараются достигнуть достойного места в современном мире, позиционируют себя как страны с высоким уровнем качества образовательного продукта.

С точки зрения Казахстана, образовательное сотрудничество с Россией может улучшить уровень образования в Казахстане, способствовать укреплению обмена кадрами с другими странами мира и углублению дальнейшей интеграции в международное сообщество, повысить международный статус и помогать Казахстану играть более заметную роль на международной арене.

С точки зрения России, укрепление сотрудничества с Казахстаном способствует усилению влияния русского языка и российской культуры в Центральной Азии. Такого рода внешняя политика способствует повышению положения в казахстанском обществе россиян, проживающих в Казахстане, а также способствует укреплению авторитета РФ как региональной державы и защите государственных интересов российского государства.

При этом мы можем делать вывод, что сотрудничество России и Казахстана в сфере высшего образования на сегодняшний день остаётся достаточно перспективным. Для того, чтобы постепенно осуществлять модернизацию системы высшего образования, стороны должны упорно продолжать углублять региональное сотрудничества и активно участвовать в мировом и региональном образовательном пространстве. Бес-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

спорно и то, что это тяжёлый и неоднолинейный процесс, который опирается не только на теоретический потенциал, но и уже на имеющийся большой практический опыт двух стран постсоветского пространства. А главное, на убеждении в правильности выбранного этими двумя странами пути в целях дальнейшей модернизации систем образования России и Казахстана.

Список литературы:

[1] Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культур, науки и образования от 28.03.1994 г. [Электронный ресурс] // URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=1011508 (дата обращения: 12.03.2020).

[2] Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15.05.1992 г. // URL: https://nic.gov. ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreemenet_ cooperation_1992 (дата обращения: 12.03.2020).

[3] Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения от 24.11.1998 г. [Электронный ресурс] // URL: https://nic.gov.ru/ru/ docs/foreign/collaboration/agreement_ integration_1998 (дата обращения: 12.03.2020).

[4] Соглашение о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов государств-участников Содружества Независимых Государств от 25.05.2007 г. [Электронный ресурс] // URL: https:// nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreemenet_ cooperation_2007 (дата обращения: 12.03.2020).

[5] Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых от 17.01.1997 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.russia.edu.ru/files/material-static/1246/ soglashenie_sng_obrazovanie_vzroslih.pd (дата обращения: 12.03.2020).

[6] Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17.01.1997 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/ cng/17_01_1997/ (дата обращения: 12.03.2020).

[7] Основные положения концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. Одобрены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 18.10.2002 г. // Вестник образования России. 2003. № 1 (январь).

[8] Более двухсот кызылординских ребят обучаются в Московском институте стали и сплавов [Электронный ресурс] // URL: https://zakon-kz.

turbopages.org/s/zakon.kz/4924599-bolee-dvuhsot-kyzylordinskih-rebyat.html (дата обращения: 12.03.2020).

[9] Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образованиях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 16 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. -М.: Центр социологических исследований, 2019.

- 208 с.

[10] Рыжов В.Б. Сотрудничество Европейского союза с государствами постсоветского пространства в области образования (на примере программы Erasmus+) // Международное право. 2019. № 2. - С. 42 - 50 [Электронный ресурс] // URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=29830 (дата обращения: 12.03.2020).

[11] Савичев Ю.Н. Россия и Казахстан: сотрудничество в сфере высшего образования // Современная наука. 2015. № 2. - C. 26-29.

[12] Сетевой университет СНГ - единство, мобильность, успех [Электронный ресурс] // URL: http://imp.rudn.ru/su_sng/ (дата обращения: 12.03.2020).

[13] Швыдченков Д.С. Россия и СНГ: опыт интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия - История России. 2009. № 5. - С. 314-320.

[14] тт.ттттт^шт ж—штштття-ттши] ттш 2001 (оз).

[15] «Рф^.

2010.

Spisok literatury:

[1] Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Res-publiki Kazahstan i Pravitel'stvom Rossijskoj Feder-acii o sotrudnichestve v oblasti kul'tury, nauki i obra-zovaniya ot 28.03.1994 g. [Elektronnyj resurs] // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1011508 (data obrashcheniya: 12.03.2020).

[]2] Soglashenie o sotrudnichestve v oblasti obrazovaniya ot 15.05.1992 g. // URL: https://nic.gov. ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreemenet_cooper-ation_1992 (data obrashcheniya: 12.03.2020).

[3] Soglashenie o predostavlenii ravnyh prav grazhdanam gosudarstv-uchastnikov Dogovora ob uglublenii integracii v ekonomicheskoj i gumanitarnoj oblastyah ot 29 marta 1996 g. na postuplenie v uchebnye zavedeniya ot 24.11.1998 g. [Elektronnyj resurs] // URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/col-laboration/agreement_integration_1998 (data obrashcheniya: 12.03.2020).

[4] Soglashenie o sotrudnichestve v oblasti povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodg-otovki specialistov gosudarstv-uchastnikov Sodru-zhestva Nezavisimyh Gosudarstv ot 25.05.2007 g.

[Elektronnyj resurs] // URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/ foreign/collaboration/agreemenet_cooperation_2007 (data obrashcheniya: 12.03.2020).

[5] Soglashenie o sotrudnichestve v oblasti ras-prostraneniya znanij i obrazovaniya vzroslyh ot 17.01.1997 g. [Elektronnyj resurs] // URL: http:// www.russia.edu.ru/files/material-static/1246/soglash-enie_sng_obrazovanie_vzroslih.pd (data obrash-cheniya: 12.03.2020).

[6] Soglashenie o sotrudnichestve po formirovaniyu edinogo (obshchego) obrazovatel'nogo prostranstva Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv ot 17.01.1997 g. [Elektronnyj resurs] // URL: http:// www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/ cng/17_01_1997/ (data obrashcheniya: 12.03.2020).

[7] Osnovnye polozheniya koncepcii gosudarst-vennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti podgot-ovki nacional'nyh kadrov dlya zarubezhnyh stran v rossijskih obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Odo-breny Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V. Putinym 18.10.2002 g. // Vestnik obrazovaniya Rossii. 2003. № 1 (yanvar').

[8] Bolee dvuhsot kyzylordinskih rebyat obu-chayutsya v Moskovskom institute stali i splavov [Elektronnyj resurs] // URL: https://zakon-kz.turbopages. org/s/zakon.kz/4924599-bolee-dvuhsot-kyzylordin-skih-rebyat.html (data obrashcheniya: 12.03.2020).

[9] Obuchenie inostrannyh grazhdan v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniyah Rossijskoj Federacii: Statisticheskij sbornik. Vypusk 16 / Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. - M.: Centr sociologicheskih issledovanij, 2019. - 208 s.

[10] Ryzhov V.B. Sotrudnichestvo Evropejskogo soyuza s gosudarstvami postsovetskogo prostranstva v oblasti obrazovaniya (na primere programmy Erasmus+) // Mezhdunarodnoe pravo. 2019. № 2. -S. 42 - 50 [Elektronnyj resurs] // URL: https://nbpub-lish.com/library_read_article.php?id=29830 (data obrashcheniya: 12.03.2020).

[11] Savichev YU.N. Rossiya i Kazahstan: sotrudnichestvo v sfere vysshego obrazovaniya // Sovremennaya nauka. 2015. № 2. - C. 26-29.

[12] Setevoj universitet SNG - edinstvo, mobil'nost', uspekh [Elektronnyj resurs] // URL: http:// imp.rudn.ru/su_sng/ (data obrashcheniya: 12.03.2020).

[13] SHvydchenkov D.S. Rossiya i SNG: opyt integracii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya - Istoriya Rossii. 2009. № 5. - S. 314-320.

[14]

2001 (03).

[15]

1ШЙМ. 2010.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.