Сотрудничество России и К з хст н в обл сти космос и высоких технологий
Cooperation between Russia and Kazakhstan in the Field of Space Exploration and Advanced Technologies
УДК 656.7
Харланов Алексей Сергеевич
профессор Дипломатической академии МИД России (Москва), доктор
экономических наук, доцент
119021, Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1
Aleksey S. Kharlanov
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation Ostozhenka St. 53/2, Bld. 1, Moscow, Russian Federation, 119021
Иманбаев Болат Бариевич
Генеральный консул Республики Казахстан в г. Санкт-Петербурге 191123, Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д. 10
Bolat B. Imanbaev
Consulate General of the Republic of Kazakhstan in Saint Petersburg (Russian Federation)
Ryleeva St. 10, St. Petersburg, Russian Federation, 191123
< >
В настоящей статье рассмотрены вопросы взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества между Россией и Казахстаном в области освоения космического пространства и направления деятельности каждой из сторон в рамках этого сотрудничества.
Цель. Выявить взаимный экономический интерес двух стран в сотрудничестве в области космоса и определить условия, обеспечивающие реализацию мероприятий в данной области.
Задачи. Предложить направления и осуществить прогноз результатов инновационного взаимодействия и сотрудничества двух стран в сфере космоса и высоких технологий. Методология. Проведен анализ направлений экономического и технологического сотрудничества различных стран в освоении космоса и его результатов, влияющих на развитие инновационной экономики. На основе использования аналитических инструментов выявлены потенциальные преимущества сотрудничества не только для России и Казахстана, но и для иных государств, заинтересованных в подобном взаимодействии, что может служить аргументацией для расширения их состава.
Результаты. Предложена модификация межгосударственного экономического взаимодействия между Казахстаном и Россией, формирующая основу для более глубокой интеграции экономик двух стран. Это предполагает использование традиционных и новых ин-
струментов экономического сотрудничества с учетом специфики такой сферы деятельности, как освоение космического пространства.
Выводы. Доказано возрастание взаимного интереса Казахстана и России к работе в области освоения космического пространства, активизация которой требует привлечения третьих стран. Это расширяет направления экономического сотрудничества и обеспечивает синергетический эффект взаимодействия стран-партнеров.
Ключевые слова: экономические интересы; сотрудничество; интеграция; инновации; государственное взаимодействие и регулирование.
Для цитирования: Харланов А. С., Иманбаев Б. Б. Сотрудничество России и Казахстана в области космоса и высоких технологий // Экономика и управление. 2018. № 12 (158). С. 23-27.
The presented study examines the issues of mutually beneficial economic, scientific, and technological cooperation between Russia and Kazakhstan in the field of space exploration and the activities of each country in this cooperation.
Aim. The study aims to identify mutual economic interests of the two countries in the field of space exploration and to determine the conditions that would facilitate the implementation of measures in this field.
Tasks. The authors propose directions and predict the results of innovative interaction and о cooperation between the two countries in the
g field of space exploration and advanced tech-
^ nologies.
Œ Methods. This study analyzes the directions of
jE economic and technological cooperation be-
^ tween various countries in the field of space
exploration and its results that affect the development of the innovative economy. Ana-^ lytical tools are used to identify the potential
ш benefits of cooperation not only for Russia and
ш Kazakhstan, but also for other countries in-
o_ terested in such cooperation, which can serve
as an argument for expanding the number of 3 countries involved.
_o Results. The authors propose a modification
< of international economic cooperation between Kazakhstan and Russia to serve as a founda-
< tion for deeper integration of the two economies. This involves the use of conventional and new tools of economic cooperation with allowance for the specific aspects of space exploration.
Conclusions. The study proves that the mutual interest of Kazakhstan and Russia in space exploration is growing, but mobilization of work in this field requires participation of other countries. This expands the directions of economic cooperation and enables synergis-tic interaction between the partner countries. Keywords: economic interests; cooperation; integration; innovations; government interaction and regulation.
Citation: Kharlanov A. S., Imanbaev B. B. So-trudnichestvo Rossii i Kazakhstana v oblasti kosmosa i vysokikh tekhnologiy [Cooperation between Russia and Kazakhstan in the Field of Space Exploration and Advanced Technologies]. Ekonomika i Upravlenie, 2018, no. 12 (158), pp. 23-27.
После распада СССР основной советский космодром Байконур оказался на территории Казахстана, что предопределило стратегический характер взаимодействия России и Казахстана в области космоса и высоких технологий, несмотря на развитие космодрома в Плесецке и строительство Восточного. На рубеже 1990-2000-х гг. на Байконуре имелся ряд спорных вопросов, связанных с совместным использованием космодрома, однако к середине 2000-х гг. данные вопросы были урегулированы, а новые договоренности между Россией и Казахстаном предполагают использование Байконура Россией до 2050 г. (космодром используется Россией на правах аренды) [1].
Ближайшие стратегические цели в освоении космоса человечеством — колонизация Луны и полеты на Марс — недостижимы в рамках усилий отдельно взятых государств в силу запредельной стоимости космических программ для государственных бюджетов. Это справедливо даже для США, в которых годовое фи-
нансирование NASA (National Aeronautics and Space Administration) в 2017 г. составило около 19 млрд долл. (0,489% от федерального бюджета, составляющего около 4 трлн долл.) [2]. Именно поэтому налаживание межгосударственного сотрудничества в сфере освоения космоса является необходимым и обязательным условием развития космических программ. На текущий момент можно говорить о том, что космическое сотрудничество между странами ЕАЭС представляет собой пример очень глубокой, эффективной и взаимовыгодной кооперации, однако таким плодотворным оно было не всегда.
Байконур как космодром, оказавшийся после распада СССР на территории Казахстана, но предполагающий необходимость пуска российских ракет, стал площадкой для реализации и развития совместных космических проектов двух государств. Однако повышенная неопределенность затратной части по использованию космодрома российской стороной привела к тому, что Россия начала развивать альтернативные площадки — прежде всего это относится к строительству Восточного в Амурской области. Изначально предполагалось, что космодром Восточный заменит Байконур, однако летом 2017 г. планы по Восточному были откорректированы: Россия отказалась от строительства второй пусковой площадки для ракет «Ангара» и объявила об активизации сотрудничества с Казахстаном по созданию новой ракеты «Союз-5», на которой в 2022 г. планируется отправить в космос новый пилотируемый корабль «Федерация» [3].
Совместный проект по запуску «Федерации» предполагает разделение зон ответственности и финансирования: российская сторона инвестирует в разработку ракеты, а Казахстан обеспечивает инфраструктуру и строительство новой площадки для запуска на базе стартового стола для ракеты «Зенит» в рамках своего проекта, который получил название «Байтерек».
Другим совместным российско-казахстанским проектом в космосе должны стать разработка и пуск сверхтяжелой ракеты «Феникс», проведение испытаний по которой, по самым оптимистичным прогнозам, планируется начать не ранее 2035 г.
С одной стороны, такое двустороннее сотрудничество для Казахстана означает включение Казахстана в список космических держав, с другой стороны, в случае возникновения проблем с разработкой новой ракеты в России новая пусковая площадка Казахстана окажется незагруженной пусками, что может вызвать определенные финансовые затруднения. Очевидно, что Казахстан будет развивать сотрудничество в области космоса и с другими державами (в частности, заключено соглашение
с Францией) [4], чтобы застраховать себя от сбоев при реализации российских космических проектов.
Любопытно при этом проанализировать причины, по которым Россия, инвестировав огромные средства в строительство Восточного (стоимость первой очереди строительства составила около 120 млрд руб.) [5], постепенно сворачивает там активность, усиливая позиции на Байконуре. Одна из возможных причин — необходимость укрепления стратегического партнерства с Казахстаном, чему, без сомнения, будет способствовать углубление взаимовыгодного сотрудничества в космосе со значительными инвестиционными проектами, финансируемыми обеими сторонами. Ожидается, что возможность возведения инфраструктуры космодрома, необходимой для пуска новых ракет, позволит России снизить стоимость пусков, что немаловажно в условиях появления конкуренции не только со стороны других государств, имеющих существенно большие финансовые возможности (прежде всего, речь идет, естественно, о США), но и со стороны частных космических компаний (SpaceX, Virgin Galactic, Blue Origin и др.).
Сегодня Россия существенно проигрывает зарубежным конкурентам по стоимости пуска: в начале работы над проектом стоимость пуска «Союза-5» оценивалась в 60-70 млн долл. (к 2022 г.). SpaceX заявляет о том, что стоимость пуска Falcon 9 уже сейчас составляет около 62 млн долл., а с учетом вторичного использования первой ступени, вероятнее всего, со временем она еще сократится. Очевидно, что к 2022 г. — моменту появления «Союз-5» (если работа над проектом будет вестись в соответствии с принятым планом) — российская ракета может стать полностью неконкурентоспособной на мировом рынке космических услуг по цене. В связи с этим планы «Роскосмоса» были откорректированы, и в феврале 2018 г. руководство российской госкорпорации заявило, что целевая стоимость пуска «Союза-5» откорректирована в сторону уменьшения до 30-35 млн долл. [6]. Насколько реально достижение нового целевого индикатора, пока оценить сложно, или же об этом нет открытых опубликованных данных.
Снижение стоимости пуска — основное стратегическое направление развития космических программ по всему миру, потому что именно это позволит сделать космические исследования более доступными и масштабными. В рамках этого направления реализуется совместный российско-казахстанский проект «Сункар», в рамках которого планируется построить ракету «Сункар» для осуществления пусков с плавучего космодрома «Морской старт», приобретенного российской частной
космической компанией S7 Space: по словам ^ В. Филева, основателя и акционера компаний | S7 и S7 Space, затраты на пуск одноразовой ° ракеты «Сункар» не должны превышать 20 млн ° долл. В случае достижения этого показателя космическая компания готова заключить твер- ^ дый контракт на 50 ракет-носителей и опцион ^ на 35 ракет [Там же]. 5:
Современное освоение космоса невозмож- ^ но без спутниковых программ: в этой сфере s у сотрудничества России и Казахстана уже ^ есть первые успехи: линейка спутников KazSat ° (KazSat-1, KazSat-2, KazSat-3). Запуск легких с спутников, ставших результатом совместно- з го проектирования и производства, позволил ^ полностью покрыть потребности Казахстана § в обеспечении спутниковой связи (благода- v ря проекту территория Казахстана полностью покрыта спутниковой связью). Кроме того, благодаря спутникам KazSat обеспечиваются государственная аудио- и видеосвязь [7].
Долгосрочной основой космического сотрудничества России и Казахстана является Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, подписанное 22 мая 2008 г. [8], которое определяет следующие направления взаимодействия двух государств по вопросам освоения космоса:
1) исследования космического пространства;
2) дистанционное зондирование Земли;
3) разработка космических аппаратов, средств выведения и иного связанного с космической деятельностью оборудования;
4) создание и развитие наземной космической инфраструктуры;
5) запуски космических аппаратов и научной аппаратуры;
6) космическая связь и связанные с ней информационные технологии и услуги;
7) спутниковые навигационные системы и технологии;
8) пилотируемые космические полеты и др.
В условиях, когда космос перестает быть прерогативой крупномасштабных государственных программ, а космические услуги образуют еще и коммерческий рынок, отличающийся к тому же наличием конкуренции, чрезвычайно важно выстраивать партнерские взаимоотношения, позволяющие более эффективно реализовывать космические программы фундаментального и прикладного характера [9, c. 118].
Космос является одной из основных, но не единственной высокотехнологичной отраслью, определяющей ландшафт глобальной экономики в XXI в.: не менее значимыми остаются и традиционные отрасли и сектора, использу-
^ ющие последние достижения техники и тех-| нологий. В частности, речь идет об оборон° но-промышленном комплексе, химической и ° нефтехимической промышленности, энергетике, различных отраслях машиностроения,
к
^ фармацевтике и биотехнологиях и т. д., в кото-^ рых находят применение инновации, в основе 2 которых лежат достижения научного прогресса ^ человечества [10, с. 55].
Между Казахстаном и Корпорацией интел-¡2 лектуальной собственности РНИИИС суще-
2 ствует соглашение, которое регулирует и опре-с деляет направления и механизмы стратеги-
3 ческого инновационного сотрудничества двух ^ государств. К предмету соглашения относятся: § 1) создание и развитие совместного рынка ин-V теллектуальной собственности и включение
его в евразийский, европейский рынки;
2) развитие и закрепление системы институтов, образующих общую инновационную инфраструктуру;
3) выработка и реализация совместных усилий по переходу к цифровой экономике, которая объявлена одним из приоритетов национального экономического и технологического развития на среднесрочную перспективу как в России, так и в Казахстане [11]. Положителен и требует изучения и использования опыт Казахстана в создании централизованной национальной системы управления интеллектуальной собственностью и ее коммерциализации, что является одним из ключевых необходимых условий развития и внедрения инноваций, а следовательно, определяет динамику высокотехнологичных отраслей.
Институциональную и нормативно-правовую основу сотрудничества России и Казахстана в высокотехнологичных инновационных отраслях составляют как межгосударственные документы и соглашения, так и соглашения и контракты, подписываемые между непосредственными компаниями — участниками сотрудничества. Среди примеров эффективного взаимодействия такого характера — соглашение между ООО «Ульяновский центр трансфера технологий» (иЬМЛМОТЕСИ), фармацевтической компанией ТОО «Р-ФармКазахстан» и ООО «ТестГен», цель которого — внедрение инновационных разработок по неинвазивной пренатальной диагностике и диагностике онкологических заболеваний на территории Республики Казахстан и других государств — членов СНГ, а также разработка новых передовых диагностических наборов для улучшения качества оказания медицинской помощи и выбора лекарственной терапии [12].
В сфере разработки и внедрения инноваций, поддержки и развития проектов в высокотехнологичных отраслях примечателен и позитивен опыт межрегионального сотрудничества России
и Казахстана: в частности, можно говорить об установлении тесных технологических взаимоотношений между Казахстаном и Татарстаном, который, в частности, заинтересован в участии в казахстанских проектах приграничного сотрудничества, в первую очередь, с Китаем [13, с. 104]. Примером использования возможностей Казахстана в этой сфере может служить функционирование Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», расположенного на казахстанско-китайской границе и предлагающего лицам, работающим на территории центра, свободно перемещать по территории центра товары и транспортные средства [14]. Участие в подобных проектах позволяет развивать экономические и технологические взаимоотношения с другими государствами, в данном случае с Китаем, не только представителям Казахстана, но и другим участникам ЕАЭС, и именно поэтому Татарстан проявляет интерес к «Хоргосу» и налаживанию сотрудничества в ряде приоритетных для экономики Татарстана отраслей.
Разнонаправленность и диверсификация двустороннего сотрудничества России и Казахстана в области инновационного и технологического развития, включая такие стратегические сферы, как освоение космоса, позволяют сохранять устойчивую в долгосрочном периоде платформу для укрепления экономических отношений и способствуют формированию конкурентоспособной экономики не только двух отдельно взятых государств, но и ЕАЭС в целом.
Литература
1. За аренду «Байконура» Россия заплатила Казахстану $2,645 млрд // EurAsia Daily. [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/ 02/05/za-arendu-baykonura-rossiya-zaplatila-kazah-stanu-2645-mlrd (дата обращения: 22.09.2018).
2. NASA FY 2017 BUDGET REQUEST. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/sites/default/ files/atoms/files/fy_2017_nasa_agency_fact_sheet. pdf (дата обращения: 18.09.2018).
3. Акимбеков С. Космические связи в международных отношениях Казахстана и России // Центр Азии. 2017. № 3 (109). [Электронный ресурс]. URL: https://www.asiakz.com/kosmicheskie-svyazi-v-mezh-dunarodnyh-otnosheniyah-kazahstana-i-rossii (дата обращения: 16.09.2018).
4. Ситников А. Космодром Байконур сводят с российской орбиты // Свободная Пресса. [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/politic/article/ 201657/ (дата обращения: 27.09.2018).
5. Рогозин анонсировал начало «большой стройки» на космодроме Восточный // Деловой Петербург. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dp.ru/ a/2018/09/22/Rogozin_anonsiroval_nachal (дата обращения: 29.09.2018).
6. «Роскосмос» назвал стоимость пуска «Союз-5» // LENTA.RU. [Электронный ресурс]. URL: https://
lenta.ru/news/2018/04/12/souyz5/ (дата обращения: 18.09.2018).
7. Курилкин А. Казахстан и Россия укрепляют космическое сотрудничество // Евразия. Эксперт. [Электронный ресурс]. URL: http://eurasia.expert/ kazakhstan-i-rossiya-ukreplyayut-kosmicheskoe-so-trudnichestvo/ (дата обращения: 05.09.2018).
8. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 22 мая 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http ://base. spinform. ru/show_doc. fwx?rgn= 28879 (дата обращения: 10.10.2018).
9. Матвеев О. В., Харланов А. С. Некоторые аспекты космической деятельности КНР: история и политика // Пилотируемые полеты в космос. 2017. № 1 (22). С. 115-126.
10. Плотников В. А., Харламов А. В. Российский оборонно-промышленный комплекс как фактор обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития // Экономика и управление. 2017. № 11 (145). С. 53-60.
11. Казахстан: прорыв в третье тысячелетие // РНИИИС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rniiis.ru/ novosti-rniiis/409-kazakhstan-proryv-v-trete-tysya-cheletie.html (дата обращения: 22.09.2018).
12. «Р-Фарм» поможет внедрить инновационные методы диагностики в Казахстане // Р-Фарм. [Электронный ресурс]. URL: http://r-pharm.com/ru/press-center/news/319 (дата обращения: 01.10.2018).
13. Семин П. А., Харламов А. В. Транспортная интеграция в СНГ: состояние, проблемы, механизмы развития. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2014. 139 с.
14. Харланов А. С. Технический пессимизм и технический оптимизм в оценке перспектив техногенной цивилизации // Молодежный научно-технический вестник. 2016. № 8. С. 36.
References
1. For the rent of Baikonur, Russia paid $2.645 billion to Kazakhstan. EurAsia Daily. 2018. Available at: https: / / eadaily.com / ru/news/2018/02/05/za-aren-du-baykonura-rossiya-zaplatila-kazahstanu-2645-mlrd. Accessed 22.09.2018. (in Russ.).
2. NASA FY 2017 budget request. Available at: https:// www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/fy_ 2017_nasa_agency_fact_sheet.pdf. Accessed 18.09. 2018.
3. Akimbekov S. Space communications in the international relations of Kazakhstan and Russia. Tsentr Azii, 2017, no. 3 (109). Available at: https://www. asiakz.com/kosmicheskie-svyazi-v-mezhdunarod-nyh-otnosheniyah-kazahstana-i-rossii. Accessed 16. 09.2018. (in Russ.).
4. Sitnikov A. Baikonur Cosmodrome is reduced from the Russian orbit. Svobodnaya Pressa. 2018. Avail- s able at: http://svpressa.ru/politic/article/201657/. 0 Accessed 27.09.2018. (in Russ.). g
5. Rogozin announced the start of a "big construction ^ project" at the Eastern Cosmodrome. Delovoy Peter- cc burg. 2018. Available at: https://www.dp.ru/a/2018/ jE 09/22/Rogozin_anonsiroval_nachal. Accessed 29. ^ 09.2018. (in Russ.). m
6. "Roskosmos" announced the launch cost of "So-yuz-5". Lenta.Ru. 2018. Available at: https://lenta. ^ ru/news/2018/04/12/souyz5/. Accessed 18.09.2018. ^ (in Russ.). lo
7. Kurilkin A. Kazakhstan and Russia strengthen space £ cooperation. Evraziya. Ekspert. 2016. Available at: 1 http://eurasia.expert/kazakhstan-i-rossiya-ukreply- 3 ayut-kosmicheskoe-sotrudnichestvo/. Accessed 05. ^ 09.2018. (in Russ.). 5
8. Agreement between the Government of the Republic h of Kazakhstan and the Government of the Russian < Federation on cooperation in the field of research and use of outer space for peaceful purposes of May 22, 2008. Available at: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=28879. Accessed 10.10.2018. (in Russ.).
9. Matveyev O. V., Kharlanov A. S. Nekotoryye aspek-ty kosmicheskoy deyatel'nosti KNR: istoriya i poli-tika [Some aspects of China's activities in space: History and politics]. Pilotiruyemyye polety v kosmos, 2017, no. 1 (22), pp. 115-126.
10. Plotnikov V. A., Kharlamov A. V. Rossiyskiy obo-ronno-promyshlennyy kompleks kak faktor obespe-cheniya natsional'noy bezopasnosti i ustoychivogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [The Russian military-industrial complex as a factor of national security and sustainable socio-economic development]. Ekonomika i upravleniye, 2017, no. 11 (145), pp.53-60.
11. Kazakhstan: A breakthrough in the third millennium. RSRIIP. 2017. Available at: http://www. rniiis.ru/novosti-rniiis/409-kazakhstan-proryv-v-trete-tysyacheletie.html. Accessed 22.09.2018. (in Russ.).
12. "R-Pharm" will help introduce innovative diagnostic methods in Kazakhstan. R-Pharm. Available at: http://r-pharm.com/ru/press-center/news/319. Accessed 01.10.2018. (in Russ.).
13. Semin P. A., Kharlamov A. V. Transportnaya inte-gratsiya v SNG: sostoyaniye, problemy, mekhaniz-my razvitiya [Transport integration in the CIS: State, problems, development mechanisms]. St. Petersburg: SPb. State Economic Unv. Publ., 2014. 139 p.
14. Kharlanov A. S. Tekhnicheskiy pessimizm i tekh-nicheskiy optimizm v otsenke perspektiv tekhnogen-noy tsivilizatsii [Technical pessimism and technical optimism in assessing the prospects of technogenic civilization]. Molodezhnyy nauchno-tekhnicheskiy vestnik, 2016, no. 8, pp. 36.