Научная статья на тему 'Сотрудничество России и Казахстана в области космоса и высоких технологий'

Сотрудничество России и Казахстана в области космоса и высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY-NC-ND
616
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ / ECONOMIC INTERESTS / COOPERATION / INTEGRATION / INNOVATIONS / STATE INTERACTION AND REGULATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Харланов А.С.

В настоящей статье рассмотрены вопросы взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества между Россией и Казахстаном в области освоения космического пространства и направления деятельности каждой из сторон в рамках этого сотрудничества. Проведен критический анализ направлений экономического и технологического сотрудничества различных стран в освоении космоса и его результатов, влияющих на развитие инновационной экономики. Предложена модификация межгосударственного экономического взаимодействия между Казахстаном и Россией, формирующая основу для более глубокой интеграции экономик двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of Russia and Kazakhstan in the space and high technologies

This article discusses the issues of the mutually beneficial economic, scientific and technical cooperation between Russia and Kazakhstan in the field of space exploration and the activities of each of the parties in the framework of that cooperation. It carries out the critical analysis of directions in the economic and technological cooperation of different countries in space exploration and its results affecting the development of an innovative economy. The author proposes modification of the interstate economic cooperation between Kazakhstan and Russia, forming the basis for deeper integration of the economies of the two countries.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество России и Казахстана в области космоса и высоких технологий»

Экономика

УДК 339.92(47+574)

DOI: 10.28995/2073-6304-2019-2-59-68

Сотрудничество России и Казахстана в области космоса и высоких технологий

Алексей С. Харланов Дипломатическая академия МИД России, Москва, Россия, kharlanov2009@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены вопросы взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества между Россией и Казахстаном в области освоения космического пространства и направления деятельности каждой из сторон в рамках этого сотрудничества. Проведен критический анализ направлений экономического и технологического сотрудничества различных стран в освоении космоса и его результатов, влияющих на развитие инновационной экономики. Предложена модификация межгосударственного экономического взаимодействия между Казахстаном и Россией, формирующая основу для более глубокой интеграции экономик двух стран.

Ключевые слова: экономические интересы, сотрудничество, интеграция, инновации, государственное взаимодействие и регулирование

Для цитирования: Харланов А.С. Сотрудничество России и Казахстана в области космоса и высоких технологий // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 2. С. 59-68. DOI: 10.28995/2073-63042019-2-59-68

Cooperation of Russia and Kazakhstan in the space and high technologies

Aleksej S. Harlanov Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, Moscow, Russia, kharlanov2009@mail.ru

Abstract. This article discusses the issues of the mutually beneficial economic, scientific and technical cooperation between Russia and Kazakhstan in the field of space exploration and the activities of each of the parties in the

© Харланов А.С., 2019 ISSN 2073-6304 • Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 2

framework of that cooperation. It carries out the critical analysis of directions in the economic and technological cooperation of different countries in space exploration and its results affecting the development of an innovative economy. The author proposes modification of the interstate economic cooperation between Kazakhstan and Russia, forming the basis for deeper integration of the economies of the two countries.

Keywords: economic interests, cooperation, integration, innovations, state interaction and regulation.

For citation: Harlanov AS. Cooperation of Russia and Kazakhstan in the space and high technologies. RSUH / RGGUBulletin."Economics. Management. Law" Series. 2019;2:59-68. DOI: 10.28995/2073-6304-2019-2-59-68

Введение

На сегодняшний день сотрудничество России и Казахстана в вопросах освоения космоса связано в основном с совместным использованием производственных мощностей инфраструктуры. Космодром Байконур стал исходной точкой кооперации двух стан после распада СССР.

В связи с этим представляется необходимым выявить взаимный экономический интерес Казахстана и России в сотрудничестве в области космоса и определить условия, обеспечивающие реализацию мероприятий в данной области. На этой основе предложить направления и осуществить прогноз результатов инновационного взаимодействия и сотрудничества двух стран в сфере космоса и высоких технологий.

Риски России и Казахстана

в развитии сотрудничества в космической отрасли

После распада СССР основной советский космодром «Байконур» оказался на территории государства - Казахстана, что предопределило стратегический характер взаимодействия России и Казахстана в области космоса и высоких технологий, несмотря на развитие космодрома в Плесецке и строительство «Восточного». На рубеже 1990-2000-х гг. на «Байконуре» имелся ряд спорных вопросов, связанных с совместным использованием космодрома, однако к середине 2000-х гг. данные вопросы были урегулированы, а новые договоренности между Россией и Казахстаном предпола-

гают использование «Байконура» Россией до 2050 г. (космодром используется Россией на правах аренды). За весь период использования «Байконура» Россией было перечислено Казахстану 2,645 млрд долл.1

Ближайшие стратегические цели в освоении космоса человечеством - колонизация Луны и полеты на Марс - недостижимы по причине усилий отдельно взятых государств в силу запредельной стоимости космических программ для государственных бюджетов, даже для такого государственного бюджета, как США, в которых годовое финансирование NASA (National Aeronautics and Space Administration) в 2017 г. составило около 19 млрд долл. (0,489% от федерального бюджета, составляющего около 4 трлн долл.)2. Именно поэтому налаживание межгосударственного сотрудничества в сфере освоения космоса является необходимым и обязательным условием развития космических программ. На текущий момент можно говорить о том, что космическое сотрудничество между странами ЕАЭС представляет собой пример глубокой, эффективной и взаимовыгодной кооперации, однако таким плодотворным оно было не всегда.

«Байконур» как космодром, оказавшийся после распада СССР на территории Казахстана, но предполагающий необходимость пуска российских ракет, стал площадкой для реализации и развития совместных космических проектов двух государств. Однако повышенная неопределенность затратной части по использованию космодрома российской стороной привели к тому, что Россия начала развивать альтернативные площадки - прежде всего это относится к строительству космодрома «Восточный» в Амурской области. Изначально предполагалось, что «Восточный» заменит «Байконур», однако летом 2017 г. планы по «Восточному» были откорректированы: Россия отказалась от строительства второй пусковой площадки для ракет «Ангара» и объявила об активизации сотрудничества с Казахстаном по созданию новой ракеты «Союз-5», на которой в 2022 г. планируется отправить в космос новый пилотируемый корабль «Федерация»3.

1 За аренду «Байконура» Россия заплатила Казахстану $ 2,645 млрд [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/02/05/ za-arendu-baykonura-rossiya-zaplatila-kazahstanu-2645-mlrd (дата обращения 22 окт. 2018).

2 NASAFY 2017 BUDGET REQUEST [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/fy_2017_nasa_agen-cy_fact_sheet.pdf (дата обращения 18 сент. 2018).

3 За аренду «Байконура»...

Совместный проект по запуску «Федерации» предполагает разделение зон ответственности и финансирования: российская сторона инвестирует в разработку ракеты, а Казахстан обеспечивает инфраструктуру и строительство новой площадки для запуска на базе стартового стола для ракеты «Зенит» в рамках своего проекта, который получил название «Байтерек».

Другим совместным российско-казахстанским проектом в космосе должны стать разработка и пуск сверхтяжелой ракеты «Феникс», проведение испытаний по которой по самым оптимистичным прогнозам планируется начать не ранее 2035 г.

С одной стороны, такое двустороннее сотрудничество для Казахстана означает включение его в список космических держав, с другой стороны, в случае возникновения проблем с разработкой новой ракеты в России новая пусковая площадка Казахстана окажется незагруженной пусками, что приведет к экономическим проблемам у казахстанской стороны. Очевидно, что Казахстан будет развивать сотрудничество в области космоса и с другими державами (в частности, заключено соглашение с Францией)4, чтобы застраховать себя от сбоев при реализации российских космических проектов.

Любопытно при этом проанализировать причины, по которым Россия, инвестировав огромные средства в строительство «Восточного» (стоимость первой очереди строительства составила около 120 млрд рублей)5, постепенно сворачивает там активность, усиливая позиции на «Байконуре». Одна из возможных причин - необходимость укрепления стратегического партнерства с Казахстаном, чему, без сомнения, будет способствовать углубление взаимовыгодного сотрудничества в космосе со значительными инвестиционными проектами, финансируемыми обеими сторонами.

Ожидается, что возможность возведения инфраструктуры космодрома, необходимой для пуска новых ракет, позволит России снизить стоимость пусков, что немаловажно в условиях появления конкуренции не только со стороны других государств, имеющих существенно большие финансовые возможности (прежде всего речь идет, естественно, о США), но и со стороны

4 Ситников А. Космодром Байконур сводят с российской орбиты [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/politic/article/201657/ (дата обращения 27 окт. 2018).

5 Рогозин анонсировал начало «большой стройки» на космодроме Восточный [Электронный ресурс]. URL: https://www.dp.ru/a/2018/09/22/ Rogozin_anonsiroval_nachal (дата обращения 29 окт. 2018).

частных космических компаний (SpaceX, Virgin Galactic, Blue Origin и других).

Сегодня Россия существенно проигрывает зарубежным конкурентам по стоимости пуска: в начале работы над проектом стоимость пуска «Союза-5» оценивалась в 60-70 млн долл. (к 2022 г.). SpaceX заявляет о том, что стоимость пуска Falcon 9 уже сейчас составляет около 62 млн долл. с учетом вторичного использования первой ступени: вероятнее всего, со временем она еще сократится, и очевидно, что к 2022 г. - моменту появления «Союза-5» (если работа над проектом будет вестись в соответствии с принятым планом) - российская ракета может стать полностью неконкурентоспособной на мировом рынке космических услуг по цене. В связи с этим планы «Роскосмоса» были откорректированы, и в феврале 2018 г. генеральный директор Игорь Комаров заявил о том, что целевая стоимость пуска «Союза-5» откорректирована в сторону уменьшения - 30-35 млн долл.6 Насколько реально достижение нового целевого индикатора, пока оценить невозможно, или же об этом нет открытых опубликованных данных.

Снижение стоимости пуска - основное стратегическое направление развития космических программ по всему миру, потому что именно это позволит сделать космические исследования более доступными и масштабными. В рамках этого направления реализуется совместный российско-казахстанский проект «Сункар», в рамках которого планируется построить ракету «Сункар» для осуществления пусков с плавучего космодрома «Морской старт», приобретенного российской частной космической компанией S7 Space: по словам Владислава Филева, основателя и акционера компании S7 и S7 Space, пуск одноразовой ракеты «Сункар» не должен превышать 20 млн долл. В случае достижения этого показателя космическая компания готова заключить твердый контракт на 50 ракет-носителей и опцион на 35 ракет7.

Современное освоение космоса невозможно без спутниковых программ: в этой сфере у сотрудничества России и Казахстана уже есть первые успехи: линейка спутников KazSat (KazSat-1, Ka-zSat-2, KazSat-3). Запуск легких спутников, ставших результатом совместного проектирования и производства, позволил целиком покрыть потребности Казахстана в обеспечении спутниковой связи (благодаря проекту территория Казахстана полностью покрыта

6 «Роскосмос» назвал стоимость пуска «Союз-5» [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2018/04/12/souyz5/ (дата обращения 18 окт. 2018).

7 Там же.

спутниковой связью). Кроме того, благодаря спутникам обеспечиваются государственные аудио- и видеосвязь8.

Направления развития

двухстороннего космического сотрудничества

Долгосрочной основой космического сотрудничества России и Казахстана является Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, подписанное 22 мая 2008 г.9, которое определяет следующие направления взаимодействия двух государств по вопросам освоения космоса:

1) исследования космического пространства;

2) дистанционное зондирование Земли;

3) разработка космических аппаратов, средств выведения и иного связанного с космической деятельностью оборудования;

4) создание и развитие наземной космической инфраструктуры;

5) запуски космических аппаратов и научной аппаратуры;

6) космическая связь и связанные с ней информационные технологии и услуги;

7) спутниковые навигационные системы и технологии;

8) пилотируемые космические полеты и проч.

В условиях, когда космос перестает быть прерогативой крупномасштабных государственных программ, а космические услуги образуют еще и коммерческий рынок, отличающийся к тому же наличием конкуренции, чрезвычайно важно выстраивать партнерские взаимоотношения, позволяющие более эффективно реализо-вывать космические программы фундаментального и прикладного характера [1 с. 118].

8 Курилкин А. Казахстан и Россия укрепляют космическое сотрудничество [Электронный ресурс]. URL: http://eurasia.expert/kazakhstan-i-rossiya-ukreplyayut-kosmicheskoe-sotrudnichestvo/ (дата обращения 5 окт. 2018).

9 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 22 мая 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=28879 (дата обращения 10 окт. 2018).

Космос является одной из основных, но не единственной высокотехнологичной отраслью, определяющей ландшафт глобальной экономики в XXI в.: не менее значимыми остаются и традиционные отрасли и сектора, использующие последние достижения техники и технологий. В частности, речь идет об оборонно-промышленном комплексе, химической и нефтехимической промышленности, энергетике, различных отраслях машиностроения, фармацевтике и биотехнологиях и т. д., в которых находят применение инновации, в основе которых лежат достижения научного прогресса человечества [2 с. 55].

Между Казахстаном и Корпорацией интеллектуальной собственности РНИИИС существует соглашение, которое регулирует и определяет направления и механизмы стратегического инновационного сотрудничества двух государств. К предмету соглашения относятся:

1) создание и развитие совместного рынка интеллектуальной собственности, и включение его в евразийский, европейский рынки;

2) развитие и закрепление системы институтов, образующих общую инновационную инфраструктуру;

3) выработка и реализация совместных усилий по переходу к цифровой экономике, которая объявлена одним из приоритетов национального экономического и технологического развития на среднесрочную перспективу как в России, так и в Казахстане [3].

Положителен и требует изучения и использования опыт Казахстана в создании централизованной национальной системы управления интеллектуальной собственностью и ее коммерциализации, что является одним из ключевых необходимых условий развития и внедрения инноваций, а следовательно, определяет динамику высокотехнологичных отраслей.

Институциональную и нормативно-правовую основу сотрудничества России и Казахстана в высокотехнологичных инновационных отраслях составляют как межгосударственные документы и соглашения, так и соглашения и контракты, подписываемые между непосредственными компаниями-участниками сотрудничества. Среди примеров эффективного взаимодействия такого характера - соглашение между ООО «Ульяновский центр трансфера технологий» (ULNANOTECH), фармацевтической компанией ТОО «Р-ФармКазахстан» и ООО «ТестГен», цель которого - внедрение инновационных разработок по неинвазивной перинатальной диагностике и диагностике онкологических заболеваний на территории Республики Казахстан и других государств-членов СНГ,

а также разработка новых передовых диагностических наборов для улучшения качества оказания медицинской помощи и выбора лекарственной терапии10.

В сфере разработки и внедрения инноваций, поддержки и развития проектов в высокотехнологичных отраслях примечателен и позитивен опыт межрегионального сотрудничества России и Казахстана: в частности, можно говорить об установлении тесных технологических взаимоотношений между Казахстаном и Татарстаном, который, в частности, заинтересован в участии в казахстанских проектах приграничного сотрудничества, в первую очередь с Китаем [4 с. 104].

Примером использования возможностей Казахстана в этой сфере может служить функционирование Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», расположенного на казахстанско-китайской границе и предлагающего лицам, работающим на территории центра, свободно перемещать по территории центра товары и транспортные средства. Участие в подобных проектах позволяет развивать экономические и технологические взаимоотношения с другими государствами, в данном случае с Китаем, не только представителям Казахстана, но и другим участникам ЕАЭС, и именно поэтому Татарстан проявляет интерес к «Хоргосу» и налаживанию сотрудничества в ряде приоритетных для экономики Татарстана отраслей [5].

Заключение

Разнонаправленность и диверсификация двустороннего сотрудничества России и Казахстана в области инновационного и технологического развития, включая такие стратегические сферы, как освоение космоса, позволяют сохранять устойчивую в долгосрочном периоде платформу для укрепления экономических отношений и способствуют формированию конкурентоспособной экономики не только двух отдельно взятых государств, но и ЕАЭС в целом.

Возрастание взаимного интереса Казахстана и России к работе в области освоения космического пространства, активизация

10 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 22 мая 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=28879 (дата обращения 10 окт. 2018).

которой требует привлечения третьих стран, прежде всего - Китая. Это расширяет направления экономического сотрудничества и обеспечивает синергетический эффект взаимодействия стран-партнеров.

Литература

1. Матвеев О.В., Харламов А.С. Некоторые аспекты космической деятельности КНР: История и политика // Пилотируемые полеты в космос. 2017. № 1 (22). С. 115-126.

2. Плотников В.А., Харламов А.В. Российский оборонно-промышленный комплекс как фактор обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития // Экономика и управление. 2017. № 11. С. 53-60.

3. Архипова Н., Гуриева М. Современные тенденции развития цифрового маркетинга // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2018. № 1 (11). С. 9-21.

4. Семин П.А., Харламов А.В. Транспортная интеграция в СНГ: состояние, проблемы, механизмы развития. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. 139 с.

5. Харланов А.С. Технический пессимизм и технический оптимизм в оценке перспектив техногенной цивилизации // Молодежный научно-технический вестник. 2016. № 8. С. 36.

References

1. Matveev OV., Kharlanov AS. Some aspects of the space activity of the PRC. History and politics. Manned flights into space. 2017;1(22):115-26.

2. Plotnikov VA., Kharlamov AV. Russian defense industry complex as a factor in ensuring the national security and sustainable socio-economic development. Economy and Management. 2017;11:53-60.

3. Arkhipova NI., Gurieva MT. Modern trends in the development of digital marketing. RSUH/RGGUBulletin. "Economics. Management. Law"Series. 2018;1(11):9-21.

4. Semin PA., Kharlamov AV. Transport integration in the CIS. State, issues, development mechanisms. Saint Petersburg: SPbHEU Publ.; 2014. 139 p.

5. Kharlanov AS. Technical pessimism and technical optimism in assessing the prospects of technological civilization. Molodezhnyi nauchno-tekhnicheskii vestnik. 2016;8:36.

Информация об авторе

Алексей С. Харланов, доктор экономических наук, профессор, Дипломатическая академия МИД России, Москва, Россия; 119021, Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1; kharlanov2009@mail.ru

Information about the author

Aleksei S. Harlanov, Dr. of Sci. (Economics), Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 53/2, Ostozhenka Str., Moscow, Russia, kharlanov2009@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.