Общество: политика, экономика, право. 2023. № 1. С. 53-59. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 1. P. 53-59.
Научная статья
УДК 334.7(470+571:55)
https://doi.org/10.24158/pep.2023.1.7
Сотрудничество России и Ирана в ядерной сфере как одно из основополагающих составляющих экономического потенциала двух стран
в современном миропорядке
Валерий Иванович Салыгин1, Максим Иванович Белодедов2
■^Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6471-6794 [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты исследования сотрудничества между Исламской Республики Иран и Российской Федерацией в ядерной сфере как одного из основополагающих составляющих экономического потенциала двух стран в современном миропорядке. Дана общая характеристика атомной промышленности Ирана, ее место в энергетическом балансе страны, правовая база. Проведен анализ экономических перспектив и рисков России и Ирана в реализации ядерной программы Ирана в условиях всеобъемлющего санкционного давления на атомную промышленность Исламской Республики и на сотрудничество двух стран в данном энергетическом направлении. Выводы, сделанные в ходе исследования, возможно использовать при подготовке аналитических справок и отчетов в области мировой экономики, энергетической дипломатии, а также межправительственного экономического сотрудничества.
Ключевые слова: сотрудничество в сфере атомной энергетики, ядерная программа Ирана, атомная электростанция, роль России в реализации мировых ядерных проектов, санкции, энергетический баланс, анализ перспектив и рисков
Для цитирования: Салыгин В.И, Белодедов М.И. Сотрудничество России и Ирана в ядерной сфере как одно из основополагающих составляющих экономического потенциала двух стран в современном миропорядке // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 1. С. 53-59. https://doi.org/10.24158/pep.2023.1.7.
Original article
Russia-Iran Cooperation in the Nuclear Field as One of the Fundamental Components of the Economic Capacity of the Two Countries in the Modern World Order
Valery I. Salygin1, Maxim I. Belodedov2
12Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6471-6794 [email protected]
Abstract. The article presents the results of the study of cooperation between the Islamic Republic of Iran and the Russian Federation in the nuclear field as one of the fundamental components of the economic potential of the two countries in the modern world order. A general description of Iran's nuclear industry, its place in the country's energy balance, and its legal framework are given. Russia and Iran's economic prospects and risks in implementing Iran's nuclear program in the context of comprehensive sanctions on the nuclear industry of the Islamic Republic and on cooperation between the two countries in this energy area is analyzed. The conclusions of the study can be used to prepare policy briefs and reports on the global economy, energy diplomacy, and intergovernmental economic cooperation.
Keywords: nuclear energy cooperation, Iran's nuclear program, nuclear power plant, Russia's role in world nuclear projects, sanctions, energy balance, analysis of prospects and risks
For citation: Salygin, V.I. & Belodedov, M.I. (2023) Russia-Iran Cooperation in the Nuclear Field as One of the Fundamental Components of the Economic Capacity of the Two Countries in the Modern World Order. Society: Politics, Economics, Law. (1), 53-59. Available from: doi:10.24158/pep.2023.1.7 (In Russian).
Введение. С учетом значительного роста показателей ключевых экономик планеты в по-слековидный период, в 2021 г. был выявлен рост на 6,2 % по отношению к предыдущему году использования электроэнергетических ресурсов населением. Так, в Северной Америке рост энергопотребления составил 4,5 %, а в Европейском союзе - 3,9 %, достигнув значений допан-демийного 2019 г. В азиатском регионе данный уровень был ощутимо превышен преимуще-
© Салыгин В.И., Белодедов М.И., 2023
ственно за счет Индии и Китая. В связи с увеличением потребностей в энергоресурсах и наличием различных мировых финансово-экономических сложностей, прежде всего санкционного давления на некоторые стран со стороны США и их партнеров, а также возникновения экологических рисков при использовании традиционных энергетических ресурсов в процессе электрогенерации, многие государства начали интересоваться атомной энергетикой.
Важно отметить, что коэффициент полезного использования атомных электростанций (АЭС) в процессах получения электроэнергии является наиболее высоким среди иных существующих способов электрогенерации. Кроме того, атомные электростанции не осуществляют выбросов диоксида углерода в атмосферу, чем всегда сопровождается производство электроэнергии в процессе сжатия углеводородного сырья. Российскую Федерацию можно отнести к одному из основных участников развития мирового ядерного сотрудничества. Российский холдинг «Ро-сатом» является одним из лидеров по экспорту атомных энергетических технологий по всему миру и может считаться вертикально интегрированной структурой, так как объединяет в своем технологическом процессе практически все основные звенья ядерной энергетики, которые включают в себя геологоразведку, добычу урановых руд, а также строительство атомных электростанций и производство электроэнергии. С учетом стремления некоторых государств к развитию собственных атомных программ в направлениях проектирования, строительства АЭС, их эксплуатации, технического обслуживания и утилизации отходов работы станций, Российская Федерация, обладая значительным опытом в данных вопросах, реализует атомные энергетические проекты в нескольких странах, в том числе на территории Ирана.
С учетом активного санкционного давления со стороны западных стран на Россию и Иран и попыток их изоляции от мирового экономического сообщества, руководство двух государств регулярно заявляет о необходимости развития финансово-экономического сотрудничества в различных сферах. Для Ирана реализация собственной ядерной программы направлена не только на экономические выгоды, но и является одной из основ внешнеполитического суверенитета. Возведение АЭС в Бушере можно назвать главным проектом экономическо-энергетического сотрудничества, а также основополагающей платформой экономического сотрудничества между Москвой и Тегераном в условиях современного санкционного миропорядка.
Методология. В основе исследования лежат методы теоретического анализа. Нами были изучены российские и зарубежные статистические данные, материалы периодических изданий. В работе проводился контент-анализ российских и зарубежных аналитических данных и научной литературы по заявленной теме.
Влияние всеобъемлющих санкций на атомную промышленность России и Ирана. Влияние санкций со стороны США на Иран и развитие его ядерной программы было начато после Исламской революции и установления нового политического режима на территории данной страны в 1979 г. Исламская Республика Иран является одной из самых богатых стран Азии и крупнейшей из стран Западной Азии, Ближнего Востока и ОПЕК, а с точки зрения ВВП - крупнейшей экономикой в исламском мире после Турции. Однако максимальному развитию экономии Ирана в последние 40 лет мешают всесторонние и многогранные санкции со стороны США, ЕС и ООН, в том числе направленные на ограничения в ядерной сфере1.
Необходимо отметить, что между Ираном, США и государствами Западной Европы были разорваны дипломатические отношения, введены ограничения на поставку товаров, медикаментов и высокотехнологического оборудования, осуществлен запрет на выдачу кредитов и займов, заморожены иранские активы в Америке и Европе.
Усиление санкций произошло в 2006 г. после присоединения ООН к проводимой против Ирана политике США. Ряд Резолюций Совбеза ООН (№ 1696, № 1737, № 1803, № 1835) включал в себя несколько целенаправленных санкционных мер против ядерной промышленности Тегерана. В первую очередь речь шла о требованиях взаимодействия с МАГАТЭ в области ядерных разработок. В то же время принятие Резолюции № 1929 в 2010 г. имело тяжелые последствия, расширив перечень санкционных воздействий на многие сферы экономической, социальной и политической жизни Ирана (Комшукова, 2016: 26).
С 2007 г. началось активное санкционное давление со стороны Европейского союза в отношении запрета на экспорт из его стран материалов и технологического оборудования. Санкции коснулись энергетической, банковской и транспортной отраслей экономики Ирана, которые имели непосредственное отношение к ядерной программе. В 2012 г. ЕС ужесточил санкции против энергетической промышленности Ирана по запрету торговли углеводородным сыреем и продуктами его переработки. Банковская система Ирана была полностью отрезана от глобальной системы обмена финансовыми данными SWIFT. Тем самым Брюсселем был нанесен тяжелый
1 Иран находится под санкциями уже 43 года. За счет чего выживает страна [Электронный ресурс] // Российская газета : сайт. 11Р1_: https://rg.ru/2022/06/01/iran-nahoditsia-pod-sankciiami-uzhe-43-goda-za-schet-chego-vyzhivaet-strana.html (дата обращения: 06.11.2022).
удар по всей экономике Ирана. Нефтяное эмбарго, а также отсутствие возможности прямых финансовых расчетов не только резко минимизировали финансовые поступления из стран ЕС, но и ограничили возможности взаимодействия со многими другими государствами. В 2012 г. общий объем экспорта сократился на 21 % (Карами, 2014).
Тем не менее в 2015 г. между Ираном и РФ, США, КНР, Францией и Великобританией (группа 5 + 1) достигнуто соглашение относительно ослабления и дальнейшего снятия антииранских санкций. Предметом договора являлась прежде всего беспрепятственная деятельность МАГАТЭ по контролю за ядерной промышленностью, чтобы она носила исключительно мирный характер. Однако с приходом к власти в США Дональда Трампа в статусе президента была принята политическая воля о полном выходе из СВПД по причине наличия у США (с их слов) данных о проведении Ираном деятельности по созданию ядерного оружия. Санкции в отношении Ирана были восстановлены.
В ходе выступления президента Исламской Республики Иран Ибрахима Раиси на пленарном заседании Государственной Думы РФ в 2022 г. было отмечено, что одним из основных предвыборных обещаний нового президента США Джо Байдена было после прихода к власти начать переговоры с Ираном о восстановлении ядерной сделки. Однако, со слов иранского президента, каких-либо существенных шагов по отмене санкций не произошло, и Тегеран продолжает активно вести деятельность по развитию своей ядерной программы, в том числе по обогащению урана1.
Антироссийские санкции, введенные в результате вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации и возникновения конфликта с Украиной в результате поддержки Россией волеизъявления народа Донецкой (ДНР) и Луганской (ЛНР) республик, привели к наложению ограничительных политических и экономических мер в отношении Российской Федерации и ряда ее организаций государственной и коммерческой направленности. Главным инициатором применения антироссийских санкций являются руководящие круги США. Введение санкционного давления преследовало определенную цель, а именно международную изоляцию Российской Федерации (Сергеева, Каримова, 2017: 134), прежде всего в энергетической сфере. В том числе это может затронуть реализацию экспортных атомных технологических программ. Россия занимается не только строительством и эксплуатацией новых атомных объектов в других странах, но и является одним из основных поставщиков топлива для ядерных реакторов и урана во всем мире. В связи с введением против России санкций цены на уран стремительно растут.
Атомная программа Ирана и роль России в ее реализации. Одним из ключевых направлений политического и экономического курса Ирана является развитие атомной отрасли и разработка собственной ядерной программы. Строительство атомной электростанции в Иране началось в 1975 г. западногерманским профсоюзом Kraftwerk, но было остановлено в 1980 г. после присоединения Германии к санкциям США против Ирана в 1979 г.2
По заявлениям президента Ирана Ибрахима Раиси, ядерная промышленность является одним из ключевых перспективных векторов развития экономики страны. И в будущем процент ядерной энергетики в энергетическом балансе Исламской Республики будет только расти3 (рис. 1).
120 100 80 60 40 20 0
1992 2000 2005 2010 2012 2014 2015 2016 2021 ТЭС ГЭС АЭС ВЭС СЭС
Рисунок 1 - Энергетический баланс Исламской Республики Иран
1 Президент Ирана выступил на пленарном заседании ГД [Электронный ресурс] // Государственная Дума Федерального собрания РФ : сайт. 20.01.2022. URL: http://duma.gov.ru/news/53251/ (дата обращения: 06.11.2022).
2 "The dynamic of action and reaction" and the implementation of the Iran nuclear deal [Электронный ресурс]. Questions of international law. February 29, 2020. URL: https://qil-qdi.org/the-dynamic-of-action-and-reaction-and-the-implementation-of-the-iran-nuclear-deal/ (дата обращения: 06.11.2022).
3 Нужна ли Ирану атомная энергетика [Электронный ресурс] // Информационное агентство Исламской Республики Иран: IRNA. URL: https://ru.irna.ir/news/84712723/ (дата обращения: 06.11.2022).
По мнению мировых экспертов в области энергетики, Иран обладает масштабным производственно-технологическим потенциалом с целью реализации планов развития атомной энергетики и располагает 20 объектами ядерной инфраструктуры, уже возведенными или частично строящимися в стране. Данными объектами заведует Организация по атомной энергии Ирана. К наиболее крупным и известным проектам, реализуемым в рамках ядерной программы страны, относятся Бушерская атомная электростанция, строящееся в районе города Кум обогатительное предприятие «Форду», Центр ядерных исследований в Тегеране, Центры ядерных исследований в городах Кередж и Йезд, Центр ядерных исследований и производства топлива в г. Исфахан и завод по обогащению урана в Нетензе (провинция Исфахан).
С 1992 г., когда Иран и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в области строительства атомных электростанций на территории Исламской Республики, страны начали активную совместную деятельность в области развития мирных технологий атомной отрасли. Продолжением данного соглашения стал договор от 1995 г. о завершении возведения первого блока атомной электростанции в Бушере. Работы по строительству первого блока (реакторная установка В-446) с 1998 г. в основном вела компания «Атомстройэкспорт». Со стороны России был реализован весь технологический перечень строительных и пуско-наладочных работ, поставки необходимого оборудования и ядерного топлива относительно ввода в эксплуатацию первого энергетического блока АЭС. Все работы и пуск АЭС осуществлялись под полным контролем МАГАТЭ1.
Несмотря на максимальное санкционное давление, в 2015 г. подписан акт полной приемки первого блока АЭС «Бушер». Организация по атомной энергии Ирана получила лицензию на его эксплуатацию в апреле 2016 г. - это официальный момент, окончательно свидетельствующий о запуске в работу АЭС.
Руководство Ирана и России официально заявило, что возведение АЭС в Бушере является важнейшим элементом в экономическом и политическом сотрудничестве между двумя странами и подтвердило заинтересованность в дальнейшем строительстве в Исламской Республике новых атомных энергетических блоков российского проектирования2.
11 ноября 2014 г. в Москве были подписаны контракты о дальнейшем строительстве блоков второго и третьего поколения Иранской атомной электростанции. Суммарная энергетическая мощность двух новых энергоблоков составляет 2,1 тыс. МВт, а стоимость реализации проекта «Бушер-2» оценивается примерно в 10 млрд долл. Строительство второго блока будет завершено в 2024 г., третьего - 2026 г.; планируется, что прием заказчиком (Ираном) второго блока состоится в августе 2025 г., а третьего - в феврале 2027 г. Имеющийся на площадке недостроенный энергоблок № 2 немецкого проекта не пригоден к достройке и подлежит последующему демонтажу.
Проект «Бушер-2» стартовал 10 сентября 2016 г. В Информационной системе МАГАТЭ блок 2 с 27 сентября 2019 г. указан как строящийся. С российской стороны генеральным подрядчиком проекта является «Атомстройэкспорт»3.
Перспективы экономического сотрудничества России и Ирана в реализации иранской ядерной программы. Исламская Республика Иран рассматривается Россией в вопросе экономической кооперации как один из важнейших партнеров в Азиатском регионе, так как считается одной из крупнейших стран Западной Азии с населением более 80 млн чел., имеет богатые природные ресурсы, расширенную научно-техническую базу и большой рынок. Ядерный вопрос является одним из ключевых элементов этого сотрудничества. Финансовые и экономические аналитики говорят, что Россия может получить около 11 млрд долл. чистой прибыли в процессе строительства новых атомных электростанций для Исламской Республики4.
Важно отметить, что участие российских компаний в процессах взаимодействия с Исламской Республикой Иран в вопросах строительства атомной электростанции и иных сопутствующих атомных объектов несет много перспективных с финансово-экономической позиции моментов для данных компаний в частности и Российской Федерации в целом.
Необходимо подчеркнуть, что сформированный Ираном заказ о строительстве Бушерской атомной электростанции буквально помог российской атомной отрасли и атомному машиностро-
1 Liou J. Safety by Design. How the new generation of nuclear reactors addresses safety [Электронный ресурс] // International Atomic Energy Agency (IAEA). URL: https://www.iaea.org/bulletin/safety-by-design (дата обращения: 06.11.2022).
2 Россия и Иран начали строительство второго энергоблока АЭС «Бушер» [Электронный ресурс] // РИА Новости. 10.11.2019. URL: https://www.ria.ru/20191110/1560774053 (дата обращения: 06.11.2022).
3 Иран находится под санкциями уже 43 года... URL: https://rg.ru/2022/06/01/iran-nahoditsia-pod-sankci-iami-uzhe-43-goda-za-schet-chego-vyzhivaet-strana.html (дата обращения: 06.11.2022).
4 Бушер-2»: символ трех поколений [Электронный ресурс] // Страна Росатом : сайт. URL: https://strana-rosatom.ru/2017/11/07/busher-2-simvol-treh-pokolenij/ (дата обращения: 06.11.2022).
ению в трудные экономические времена. Реализация энергетических проектов в Исламской Республике является своего рода донором энерго-ориентированного технико-производственного комплекса Российской Федерации. Например, участие российских юридических лиц в ядерной программе Ирана усилило деятельность российского атомного машиностроения. В выполнении контракта на строительство АЭС в Бушере принимало участие около 300 российских компаний и научно-исследовательских институтов, в том числе «Атомэнергопроект», РНЦ «Курчатовский институт», его Ижорские заводы машиностроительного объединения, «Электросила» и др. По оценкам экспертов, благодаря этому контракту было создано или сохранено около 20 000 рабочих мест. Только на Бушерской стройплощадке работали более 4 000 чел., половина из которых были российскими специалистами (Барари Рейканде, 2014: 33).
Снижение безработицы и рост занятости в России приведут к увеличению доходов населения Российской Федерации в целом и снижению социальной напряженности в обществе, положительно повлияют на внутриполитическое течение государства. Кроме того, рост трудоспособного населения увеличит доходную часть федерального бюджета России за счет налоговых отчислений и социальных выплат в виде налога на доходы физических лиц. Также бюджет Российской Федерации будет пополняться за счет НДС, налога на прибыль и других налогов, уплачиваемых компаниями, участвующими в данном энергетическом сотрудничестве России и Ирана. Из этих доходов Российская Федерация получает дополнительные резервы для реализации различных государственных проектов или социальных и гражданских нужд.
Еще одним важным экономическим фактором будущего участия российских компаний в иранских энергетических проектах является их непосредственная рентабельность. Например, средняя себестоимость добычи нефти в Иране дешевле, чем в России и многих других странах (новые проекты в России - 20 долл. за баррель, в Иране - 9 долл. за баррель).
Российское участие в реализации этих проектов заключается в снабжении ядерным топливом АЭС на протяжении всего жизненного цикла строящейся электростанции, поэтому финансовые поступления в будущий бюджет нашей страны могут осуществляться постоянно. Агрегат произведен в России; эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт также будут осуществлять российские специалисты на основании отдельного договора. Для Российской Федерации участие в ядерном проекте в Иране означает, что иранская сторона заплатит за строительство новой электростанции реальными деньгами, в отличие от других контрагентов ПАО «Росатом», которые используют кредиты, предоставленные правительством России1.
Также энергетическое сотрудничество позволяет российским поставщикам оборудования попасть на иранский рынок. К примеру, российская «Трубная металлургическая компания», являясь одной из самых крупных трубных производителей, связанных с транспортировкой газа и нефти во всем мире, нацелена увеличить свое нахождение на иранских рынках. Данная фирма стремится компенсировать потерю некоторых своих сбытовых рынков в других государствах через поставки своей продукции в Иран. Из-за влияния санкций и падения мировых цен на нефть компания лишилась возможности поставлять свою продукцию на рынок Америки и ряда других стран.
Россия также участвовала в обучении иранского персонала, необходимого для работы с российским оборудованием и эксплуатации энергоблока, что является ключевым компонентом культурных и научных обменов и публичной дипломатии. К 2004 г. из 707 иранских специалистов 286 прошли обучение в России и 341 - непосредственно на площадке Бушерской АЭС.
Российская Федерация содействует расширению сотрудничества между двумя государствами в области атомной энергетики. Экс-глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи отметил, что сотрудничество в атомной энергетике является стратегическим символом отношений между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. Имеются многообещающие возможности в области атомной энергетики для принятия Россией участия в строительстве атомных электрических станций на территории Ирана. Иранская Организация по атомной энергетике создает комплекс мероприятий по возведению в долгосрочной перспективе примерно около 20 атомных объектов и роль России в реализации данных проектов очень значима2.
Как отметил президент Ирана Ибрахим Раиси, ядерная промышленность его государства нацелена только на мирные цели диверсификации источников энергии и электрогенерации в связи с активным ростом иранской экономики. С учетом тепловых электрических станций в качестве основных при производстве электроэнергии ядерная программа проецируется как общенациональный проект, направленный на снижение углеводородного участия в энергетическом балансе
1 Iran's Nuclear Power Plants Will Produce 8,000 MW of Electricity [Электронный ресурс] // Opening Asia for Russia. October 11, 2021. URL: https://bigasia.ru/en/content/news/business/iran-s-nuclear-power-plants-will-pro-duce-8-000-mw-of-electricity/ (дата обращения: 06.11.2022).
2 ^ -jj Jj j-j-4*^ j j-^jj Л-^ jI-oIj j! [Участие-производство-развитие атомной энергетики в Иране] [Электронный ресурс]. URL: https://www.aeoi.org.ir/portal/home/57109/ (дата обращения: 06.11.2022).
страны. Изменение структуры энергобаланса позволит продавать нефть и продукты ее переработки, применяемые при электрогенерации внутри страны, на внешний рынок. Важно отметить, что тепловая энергия является одной из самых дорогих. Кроме того, Тегеран заинтересован в экспорте ядерного топлива в другие государства. Данные факторы становятся основополагающими составляющими экономического потенциала Исламской Республики Иран (рис. 2). Также руководство Ирана неоднократно заявляло, что снижение в энергетическом балансе ТЭС и ТЭЦ, электрогене-рирующих посредством угля и мазута, позволит уменьшить экологические риски в стране1.
8 -
1
СЭС ВЭС ТЭС АЭС ГЭС
Рисунок 2 - Стоимость производства электроэнергии в Иране, иранский реал/кВт-ч
Необходимо обратить внимание на ряд вопросов при реализации энергетических проектов в Исламской Республике Иран. Одним из основных моментов является налаживание работы с иранскими подрядными организациями. Как отмечают западные информационные агентства, при строительстве первого энергетического атомного блока атомной электростанции в Бушере возникли сложности со сроками сдачи работ со стороны иранских компаний и на их выполнение пришлось привлекать российские организации.
Кроме того, необходимо окончательно определиться с системой взаиморасчетов. Так, возникли сложности из-за санкционного давления со стороны США и их союзников в отношении Москвы и Тегерана и отключения банков от системы SWIFT. Ведется работа между Центральными банками России и Ирана относительно установления сопряжения системы платежей «Мир» с иранской системой «Шетаб», созданной для внутренних расчетов. Важно отметить, что на территории Ирана никогда не было финансовых платежных сетей Visa и Mastercard. В 2022 г. с учетом значительного санкционного давления на Москву и Тегеран между рядом российских и иранских банков была достигнута договоренность о проведении расчетных операций в рублях и иранских риалах.
Заключение. Участие Российской Федерации в реализации проектов ядерной программы Ирана является катализатором, который позволит ей развивать партнерские отношения с Исламской Республикой Иран и ее союзниками и укреплять свое политическое и экономическое влияние в ближневосточном регионе. Для Тегерана сотрудничество с Москвой в сфере ядерной энергетики видится некой национальной идеей. Потому что успешное развитие этого сектора энергетики не только гарантирует ей суверенитет и статус одной из важнейших держав Ближнего Востока, но и может сплотить иранское общество вокруг лидерства не только на Востоке (Черни-цына, 2015: 50). Согласно заявлению лидеров США, роль России и влияние Ирана на Ближнем Востоке усилятся, как только Тегеран получит окончательный доступ к ядерным технологиям и сможет в будущем производить собственное ядерное топливо. Россия также может создавать атомные бомбы в будущем. Стоит заметить, что Бушерская АЭС, построенная при активном участии и поддержке России, стала первой атомной электростанцией в Иране и на Ближнем Востоке в целом, несмотря на тотальное давление агрессивных санкций США.
Президент Ирана Эбрагим Раиси, посетивший Москву в 2022 г., поблагодарил страну-партнера во время встречи с президентом Владимиром Путиным, заявив, что обе стороны заинтересованы в достижении условий ядерной сделки. Россия сыграла решающую роль в заключении ядерной сделки, и Иран ценит роль президента России и российского правительства в реализации своей ядерной программы. Более того, иранский президент может стать той силой, которая позволит Тегерану и Москве вместе вести мир к процветанию и противостоять общим санкцион-ным вызовам и угрозам США и их союзников.
1 Президент Ирана выступил на пленарном заседании ГД... URL: http://duma.gov.ru/news/53251/ (дата обращения: 06.11.2022).
7
6
5
4
3
2
1
0
Список источников:
Барари Рейканде Х. Россия - Иран: ядерная энергетика - локомотив экономического сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 2014. № 8. С. 32-34.
Карами Дж. Российско-иранские отношения: новая эра сотрудничества i jl iJ*- ^ jj j oJ jl]. Тегеран, 2014. Комшукова О.В. санкции в отношении Ирана: цели и последствия // Экономические и социальные проблемы России. 2016. № 2. С. 24-41.
Сергеева О.Ю., Каримова А.А. Экономические последствия санкций для российской экономики // Вопросы экономики и управления. 2017. № 1 (8). С. 134-137.
Черницына С.Ю. Роль энергетической дипломатии в формировании внешней политики России на современном этапе. М., 2015. 165 с.
References:
Barari Reykande, H. (2014) Nuclear power as a locomotive of Russian-Iranian energy cooperation. Asia and Africa today. (8), 32-34. (In Russian).
Chernitsyna, S.Yu. (2015) Rol' energeticheskoi diplomatii v formirovanii vneshnei politiki Rossii na sovremennom etape [The Role of Energy Diplomacy in the Formation of Russian Foreign Policy at the Present Stage]. Moscow, Nauchnoe obozrenie. (In Russian).
Karami, J. (2014) Rossiisko-iranskie otnosheniya: novaya era sotrudnichestva [Russian-Iranian Relations: A New Era of Cooperation]. Tehran, Izdatel'stv MID Irana.
Komshukova, O.V. (2016) Sanktsii v otnoshenii Irana: tseli i posledstviya [Sanctions on Iran: Goals and Consequences]. Economic and social problems of Russia. (2), 24-41. (In Russian).
Sergeeva, O.Yu. & Karimova, A.A. (2017) Ekonomicheskie posledstviya sanktsii dlya rossiiskoi ekonomiki [Economic Consequences of Sanctions on the Russian Economy]. Voprosy ekonomiki i upravleniya [Issues of Economics and Management]. (1), 134-137. (In Russian).
Информация об авторах В.И. Салыгин - доктор технических наук, член-корреспондент РАН, профессор, директор Международного института энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=4464
М.И. Белодедов - аспирант кафедры международных проблем ТЭК имени Н.П. Лаверова Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия.
Information about the authors V.I. Salygin - D.Phil. in Technical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Professor, Head of the International Institute for Energy Policy and Diplomacy of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=4464
M.I. Belodedov - PhD student, Department of International Problems of Fuel and Energy Complex named after N.P. Laverov, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 10.01.2023.