ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ИРАНА Ш.М. Майрамбеков, аспирант
Центра политологических исследований и экспертиз НАН КР (Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1036
Аннотация. В этой раскрывается роль международной отношений и взгляды геополитических держав в отношении Исламской Республики Иран по вопросу создания ядерной программы и ее развития. Проанализированы роль и взгляды на развитие ядерной программы ИРИ в политическом процессе, которые происходили, и происходят на международном арене.
Ключевые слова: Иран, международная политика, ядерная программа.
Весь мир находится в ожидании и в надежде получения мирного полноценного достигнутого договора, в использовании мирной ядерной программы Ирана. Но договор до сих пор не решается, и никто не смог решить эту проблему. Даже ещё при биполярной системе, когда существовали два полюса США и СССР или такая крупная международная организация как ООН не смогли решить эту проблему. Политический диалог продолжается очень долго, но не происходит никаких принципиальных сдвигов. Вот уже на протяжении многих лет сохраняется предконфликтный потенциал вокруг ядерной программы Ирана. С каждым годом ситуация все больше накаляется, вызывая обоснованную обеспокоенность соседей Исламской Республики Иран и мирового сообщества в целом. Одни считают, что проблема должна решаться исключительно мирным путём, а другие считают, что Иран утратил всяческое доверие, и к нему необходимо применять жесткие меры, принятие всякого рода санкций, а возможно и превентивные удары по объектам ядерной промышленности Ирана.
Ввиду осознания сокращения традиционных источников тепловой энергетики -угля, нефти и газа - многие страны, в то числе и Иран, пришли к пониманию необходимости развития отрасли атомной энергетики. Преимущества атомной энергетики очевидны [1].
Во-первых, использование ядерного топлива не требует кислорода для производства энергии. Не происходит постоянного
выброса в атмосферу продуктов сгорания, а также загрязнения окружающего пространства отходами. Минимизируется воздействие на экологическую среду, и нет необходимости в строительстве фильтров и очистных сооружений.
Во-вторых, использование энергии атома значительно снижает стоимость на конечный продукт - электроэнергию. Это большой плюс, если учесть, что цены на нефть постоянно растут, соответственно, повышая тарифы.
В-третьих, нет необходимости вести огромные объемы строительства, как, например, в случае с гидроэлектростанциями. Наконец сюда можно отнести дешевую транспортировку расходного материала. Однако у атомной энергетики есть и минусы. Они как раз и являются поводом горячих дебатов и дискуссий. Эксперты и политики расходятся в оценках ее рентабельности, надежности и безопасности. Опасность связана с возможными авариями, которые неизбежно приведут к радиоактивному заражению окружающей среды, что будет причиной техногенной катастрофы. Ярый пример того является взрыв Чернобыльской Атомной Электростанции в 1982 году [2].
Еще одной проблемой является утилизация радиоактивных отходов, которая обходится очень дорого, несмотря на развитие новых методов закрытия могильников. Поэтому из-за вредного воздействия на человека и окружающую среду, целесообразность строительства атомных электростанций зачастую ставится под сомнение.
Помимо технических составляющих возможной опасности АЭС, угрозу представляют намеренные повреждения таких объектов в результате террористической деятельности. Политическим же препятствием становится нежелание развитых стран считаться с правом отдельных членов мирового сообщества на развитие собственных ядерных программ, которые впоследствии могут быть переквалифицированы в военное русло. Объектом озабоченности является теоретическая возможность применения ядерного топлива для изготовления ядерного оружия.
Чем же обусловлено желание государств любыми способами обзавестись ядерным арсеналом?
Во-первых, это абсолютный разрушающий потенциал современного ядерного оружия. Оно превосходит все остальные вооружения своей точностью и поражающим действием. Только по разрушительной мощи взрывной волны одна ядерная бомба превосходит тысячи артиллерийских и обычных бомб. Одновременное воздействие взрывной волны, светового излучения, проникающей радиации обеспечит комплексный поражающий эффект людям, окружающей среде, сооружениями и военной технике. Комбинированное воздействие от ударной волны, которое повлечет травмы и контузии военного состава, будет сопровождаться ожогами в результате светового излучения, а также лучевой болезнью от пагубного воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения. Помимо естественного повреждения или разрушения военной техники из-за ударной волны и светового излучения, радиоэлектронные приборы и аппаратура будут выходить из строя или терять работоспособность в результате воздействия электромагнитного импульса [3].
Во-вторых, исходя из концепции теории безопасности, любое государство будет чувствовать себя в небезопасности, если сосед будет обладать превосходящим вооружением. Дисбаланс в военном секторе будет порождать недоверие и опасение перед нападением. Еще больший страх может спровоцировать попытки разработки ядерного оружия противником. Вот поче-
му Израиль является наиболее ярым противником иранской ядерной программы. Фактом того 29 сентября 2014 глава израильского правительства Биньямин Нета-ниягу в ходе выступления с трибуны Генеральной ассамблеи ООН заявил, что иранская ядерная программа является и несет за собой угрозы как для Ближнего Востока, так и во всем мире.
В-третьих, государство при помощи ядерного оружия может значительно усилить свои международные позиции, приобрести престиж. Обретение ядерного оружия не гарантирует вхождения в ядерный клуб на равноправных условиях, однако несет с собой определенные привилегии. К такому государство будут относиться более настороженно, считаться с позицией и учитывать мнение. Наконец, ядерное оружие сокращает частоту и интенсивность войн среди тех государств, которые им владеют. Из-за страха эскалации конфликта стороны будут более сдержанными относительно вопросов, касающихся незначительных интересов. Невыгодно вести войну, когда в результате ответного ядерного удара будет поставлена под угрозу вся экономика и военный комплекс страны.
Исходя из соображений безопасности и экономической целесообразности, Иранская Республика Иран пытается развивать свою собственную ядерную программу. Однако это встречает резкое сопротивление со стороны западных держав, а в особенности Соединенных Штатов и их союзника на Ближнем Востоке - Израиля. По их мнению, Иран планирует создание ядерного оружия и намеревается применить его при любом удобном случае. Однако, если проанализировать сложившуюся ситуацию, то можно сделать вывод, что истинные причины построения препятствий Ирану на пути создания ядерного энергетического комплекса далеки от декларируемых [4, с. 58].
Ядерная программа Ирана берет свое начало в 1957 году, с американской программы «Атомы для мира». Это программа предполагала помощь Ирану в развитии ядерной энергетики в мирных целях. США должны были поставлять оборудование,
обучать квалифицированных специалистов, Иран в свою очередь - беспрепятственно допускать иностранных специалистов до объектов ядерной энергетики. Шахская программа, обнародованная в 1974 году, предполагала строительство двадцати трех ядерных реакторов. Это бы позволило обеспечить энергетическую независимость Ирана. В этом же году после подписания Соглашения о гарантиях с МАГАТЭ, Иран при помощи западных стран - США, Франции, Западной Германии - начал развивать свою собственную атомную промышленность. В 1975 году Генри Киссенджером был подписан Меморандум №292 «О сотрудничестве между США и Ираном в области ядерных исследований» [13]. На основании статей меморандума Ирану предоставлялось право, помимо обогащения урана, получить технологию извлечения плутония, на основе которого возможно создание атомной бомбы. В последующие годы Иран активно закупал необходимое оборудование. В общей сложности за период с 1975 по 1978 в Иран было поставлено около 10 атомных реакторов из таких стран, как ФРГ, Франция и США. Наметилось также перспективное сотрудничество с Аргентиной в сфере атомной энергетики.
Но активное присутствие США в стране, контроль с их стороны за экономической и политической деятельностью устраивали не всех. Соединенные Штаты всячески поддерживали шахский режим, который расхищал национальные богатства страны, внедрял в ходе «Белой революции» западный образ жизни и чуждые ценности, а также фактически легитимировал разнузданное поведение американских военнослужащих. Недовольный и возмущенный происходящим в стране народ восстал против коррумпированного правительства, проводившего проамериканскую политику. В 1979 году в Иране произошла исламская революция, положившая начало проведения Ираном независимого курса. Для США это означало потерю стратегического региона и доступа к дешевой нефти. Монархия пала, на ее месте образовалась исламская республика, а ядерная программа, начатая еще при ша-
хе, оказалась замороженной на последующее десятилетие [4, с. 177].
Совокупность этих факторов заставила иранские власти пересмотреть свое отношение к оружию массового поражения. Иными словами, Иран осознал важность обладания ядерным оружием, которое может быть веским фактором международной политики. С помощью «красной кнопки» Иран сможет диктовать свои условия миру и гарантировать свою безопасность.
Следующий этап ознаменовался поиском союзников и привлечением иностранных специалистов. В 1992 году было заключено соглашение между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран «Об использовании ядерной энергии в мирных целях». В данном соглашении говорилось о подготовке в высших учебных заведениях России иранских специалистов, строительстве атомной электростанции, проведении совместных исследований, использовании атомных технологий в сельском хозяйстве, медицине и промышленности. Тремя годами позже был подписан контракт - общей суммой в 300 млн. долларов - с Российской Федерацией о поставке ядерного топлива для Бушер-ской АЭС в течение 2001-2011 годов. В этом же году Минатом России заявил о строительстве легководного ядерного реактора в Бушере. Мощный протест по этому поводу выразили западные страны, опасаясь, что Иран начнет синтезировать из отработанного ядерного топлива плутоний. Наряду с этим Россия поставляла в Иран военную технику: танки, истребители, бомбардировщики и др. Хорошие отношения сложились у иранского правительства с Китаем. КНР, где существует острая нехватка энергетического сырья, заключила с Ираном в 2004 году два долгосрочных контракта о поставках иранского газа в Китай. Срок обоих контрактов составил 25 лет. Власти Китая и Ирана ведут переговоры об организации поставок китайских товаров в обмен на иранскую нефть. Благодаря так называемому «нефтяному бартеру» стороны надеются обойти санкции США в отношении Ирана. Посол Ирана в Китае Мехди Сафари в эксклюзивном интервью агентству ИРНА заявил
об увеличивающемся с каждым днем объеме товарооборота между Ираном и Китаем и высказал предположение о том, что к концу текущего года годовой объем товарооборота между двумя странами превысит 40 млрд. [5].
Таким образом, развитие ядерной энергетики в Иране продиктовано экономиче-
Библиографический список
1. Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. - М.: Наука, 1981.
2. ЧАЭС: Причины Аварии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chornobyl.ru/ru/chnpp/12-accident/28-chnpp-accident.html
3. Александр Борисов. Оценка поражающего действия ядерного взрыва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.airbase.ru/military/omp/rhbz/chapter_3
4. Убайдуллоев Д.М. Политизация иранской ядерной программы со стороны США в контексте их стратегии на Ближнем Востоке // Сборник материалов республиканской научно-теоретической конференции «Формирование системы коллективнойбезопасности государство Центральной Азии в формате региональных союзов». - Душанбе, 2008.
5. Владимир Левин. Почему Тегеран стремится примкнуть к ядерному клубу? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2005/04/06/iranatom/
ской целесообразностью и выгодой. В этом смысле ядерная программа не только способствует энергетической независимости и безопасности республики, но и является толчком к развитию и совершенствованию новых технологий.
ORIGIN AND DEVELOPMENT OF IRAN'S NUCLEAR PROGRAM Sh.M. Mairambekov, Postgraduate
Center for Political Science Research and Expertise of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. This discloses the role of international relations and the views of geopolitical powers in relation to the Islamic Republic of Iran on the creation of a nuclear program and its development. The role and views on the development of the Iranian nuclear program in the political process that have taken place and are taking place in the international arena are analyzed. Keywords: Iran, international politics, nuclear program.