УДК-613.8 (575.3:47)
СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ
СФЕРЕ
АКРАМОВ М. И., Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша
Проблема незаконного оборота наркотиков в таджикско-российских отношениях уходит своими корнями в исторический период присоединения Средней Азии к России [1].Исторические события, связанные с опиумными войнами Британии в Китае, свидетельствуют об очевидной связи геополитических процессов середины XIX века и проникновения наркотиков в регион Туркестана и вглубь Российской империи.
В своих докладных записках Туркестанскому генерал губернатору К.П. Кауфману чиновник по особым поручениям П. Григорьев сообщал о проблеме потребления наркотических средств гашиша и опиума местным населением Туркестана, контрабанды этого зелья племенами дунган из соседнего Китая и опасности проникновения его на территорию Российской империи [2, 68].
С установлением Советской власти и образованием СССР, проблема потребления наркотиков стала решаться самыми радикальными мерами. Предписанием Совнаркома от 31 июля 1918 года был приняты нормативные акты «О борьбе со спекуляцией кокаина» и «О торговле опиумом». 24 апреля 1924 года Совнарком Туркестанской АССР постановляет государственную моноплию на опий, а 6 ноября СНК РСФСР принимает постановление «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами. Создание 30 декабря 1922 года единого союзного государства побудило к проведению единой антинаркотической политики в сфере контроля за наркотиками и противодействия преступлениям, связанными с ними. В связи с этим 27 октября 1934 года постановлением ЦИК и СНК СССР был принят закон «О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли на всей территории Союза ССР, запрет был наложен на культивирование вышеперечисленных растений, кроме тех объёмов, которые использовались исключительно в медицинских целях и научных исследованиях. Правоохранительным органам удалось в значительной мере снизить уровень преступлений связанных с наркотиками почти на всей территории СССР. Справедливо отметить, что отдельные моменты данного криминального проявления всё же имели место-таковыми являлись дикорастущие плантации каннабиса в южных степях Казахстана, Чуйской долине, а в отдалённых горных районах Таджикской ССР в традиционной медицине использовались высушенные головки мака. Были также за-
фиксированы плантации дикорастущего мака в Украинской ССР и кустов коки в республиках Закавказья - в частности в районах Абхазии Грузинской ССР. Но наркотики в этот период не имели коммерческого характера, и в совокупности с мерами уголовного и профилактического характера не имели большого спроса. Достаточно отметить, что в СССР на момент 1980-х годов, процентное соотношение наркопреступлений от общего числа составлял 1% [1].Ситуация с незаконным оборотом наркотиков стала ухудшаться в период противостояния СССР в Афганистане, где коалиция государств во главе с США развязали крупномасштабную войну против ограниченного контингента советских войск и демократического режима в правительства Бабрака Кармаля.
В 1980-х годах в Центральной Америке была развязана гражданская война между социалистическим Сандинистским правительством Даниэля Ортеги против никарагуанских Контрас, которых поддерживало правительство США. Через свои спецслужбы американцы реализовывали свой план финансирования вооружённой борьбы Контрас «наркотики в обмен на оружие». Вооружённые отряды боевиков бывшего диктатора Самосы выращивали плантации коки, перерабатывали в тайных лабораториях в кокаин и через частные авиакомпании перебрасывали в США [3]. По такому же принципу США стали стимулировать посевы опийного мака в Афганистане. Поставки оружия для афганских моджахедов шли через Пакистан. Обратно контейнеры с наркотиками шли в США и страны Запада. Даже на сегодняшний день более 60% афганского героина идёт на рынки США и 30% на рынки Европы [4]. В результате борьбы между мировыми державами, на стыке геополитического разлома, в которою был втянут Афганистан, образовался мощный центр по производству наркотиков, рассадник экстремизма исламского фундаментализма и терроризма. Уже в начале 1990-х годов, Афганистан стал лидером по производству опиума. Обогнав страны «Золотого треугольника»- Мьянмы, Лаоса, Камбоджи и государства «Андской группы»-Колумбии, Боливии, Перу, производство наркотиков в Афганистане достигло более 90% от мирового объёма [5].
В декабре 1991 года с упразднением СССР распалась единая система охраны государственной границы. Ослабла охрана внешних границ новых суверенных государств, в то время внутренние границы между постсоветскими республиками оставались прозрачными. Это побудило международные наркосиндикаты налаживать новые маршруты транспортировки наркотиков и поиск рынков сбыта наркотического зелья на территории постсоветского пространства. Разразившаяся в 1992 году гражданская война в Таджикистане ещё более усугубило ситуацию, при которой царил политический хаос, вакуум власти и неспособность противостоять вызовам, угрожавшим целостности и стабильности общества. Разгул терроризма, религиозный экстремизм, рост преступных проявлений, в том числе не-
законного оборота оружиям, незаконной миграцией, контрабанды наркотиков из Афганистана вооружёнными формированиями противоборствующих сторон угрожали расширением вглубь центрально- азиатского региона и далее в пределы Российской Федерации. В этих сложных условиях в сентябре 1992 года на базе Краснознаменного Средне-Азиатского Пограничного Округа (КСАПО) КГБ СССР была создана Группа Пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан [1].
Двадцать пятого мая 1993 года было подписано «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве по пограничным вопросам», в результате которого охрана границы Таджикистана с Китаем и Афганистаном официально делегирована Пограничным войскам Российской Федерации.
В 1998 году Группа пограничных войск была преобразована в Пограничную группу Федеральной Пограничной Службы Российской Федерации в Республике Таджикистан. Одновременно началась передача границы в ведение Пограничной службы Таджикистана [5].
13 июля 2005 года завершился вывод российских пограничников ограниченный контингент оставался в статусе иностранных советников [5].
За годы нахождения российской пограничной группы в Таджикистане (с 1992 по 2005 гг.) на таджикско-афганской границе произошли более 530 боестолкновений и 1600 попыток прорыва. В боях погиб 161 российский пограничник, 362 были ранены. Военнослужащие уничтожили около 3000 боевиков и наркоконтрабандистов, еще столько же были задержаны, изъяли свыше 30 тонн наркотических веществ, в том числе 11,4 тонны героина [7, 37].
По мере становления вооружённых сил и правоохранительных органов, поступательно решая проблемы установления гражданского мира. Республика Таджикистан устанавливала всё более тесное сотрудничество в лице своих силовых структур с компетентными органами Российской Федерации в деле борьбы с контрабандой наркотиков из Афганистана и его незаконного оборота в обоих государствах. Необходимо отметить, что сотрудничество Республики Таджикистан в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков устанавливалось как в двухстороннем, так и в многостороннем формате [9].
Не исключая участия в региональных программах под эгидой западных спонсоров и ООН, Таджикистан всегда оставался в поле зрения Российской Федерации, которая рассматривала Таджикистан и Центральную Азию сферой своих жизненных интересов. По причине своих внутриполитических и экономических проблем, на начальном этапе дезинтеграции постсоветского пространства, Россия не могла в полной мере участвовать в институциональном развитии Таджикистана, дав возможность западным странам инвестировать средства в развитие антинаркотической структуры и тем самым лоббировать свои интересы. Примером тому явля-
ется выработка стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Центральной Азии «КАДАП» (1999), охраны государственной границы Таджикистана с Афганистаном под эгидой Евросоюза по программе «БОМКА» (2003-), «ЦАРИКЦ» и другие [5].
Однако с момента образования СНГ, Российская Федерация вела тесную работу с Республикой Таджикистан по линии Совета министров обороны и Совета министров внутренних дел и других профильных органов Содружества по борьбе с проникновением наркотических средств из Афганистана на территорию постсоветских республик. В республике Таджикистан расквартирована российская 201-я мотострелковая дивизия, которой в 2004 году был придан статус военной базы. С 15 мая 2002 года вооружённые силы обеих государств вошли в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и совместно обеспечивали региональную безопасность на территории государств участниц. Одной из задач ОДКБ являлось перекрытие каналов поставки наркотиков из Афганистана-лидера по производству наркотического зелья, имеющую протяжённую границу с государствами Содружества [6,247]. Начиная с 2003 года российскими и таджикскими силовыми структурами, а также другими членами ОДКБ ежегодно проводились комплексные мероприятия по перекрытию контрабанды наркотиков «Канал», в результате которых в значительной мере повысился потенциал противодействия незаконному обороту наркотиков. Только с 2001-2007 года благодаря совместным действиям правоохранительных органов и силовых структур Республики Таджикистан и Российской Федерации было задержано 40 тонн наркотиков, из них 25 тонн составил героина. Это количество героина могло бы сделать наркозависимыми порядка 50 миллионов людей [7, 26].
С созданием в 1999 году Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, сотрудничество Республики Таджикистан в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков вышло на новый уровень. Агентство получило широкие полномочия как органа ответственного за государственную политику в сфере контроля за законным оборотом наркотиков, противодействия их незаконному обороту, координации деятельности государственных органов в борьбе с наркотиками и их пагубными последствиями. Кроме того Агентство, как главный координатор антинаркотической политики в Республике Таджикистан, стало планомерно осуществлять международное сотрудничество с компетентными органами Российской Федерации [5].
Шестнадцатого ноября 2004 года Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, 18 июня 2007 года Министерством внутренних дел Республики Таджикистан были подписаны типовые соглашения с Федеральной службой контроля за наркотиками Российской Федерации о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблением ими.
Это положило начало более эффективной работе профильных организаций в борьбе с международной преступностью в сфере наркотраффика. «В рамках, взятых на себя обязательств компетентные органы Российской Федерации в режиме реального времени представляли информацию соответствующим органам Таджикистана о задержании граждан Республики Таджикистан на территории РФ за преступления, связанные с наркотиками. В целях исполнения статьи 12 Конвенции ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года по запросу компетентных органов осуществлялось взаимодействие по проверке данных граждан, направлялись предварительные уведомления об экспорте прекурсоров находящихся под международным контролем, а также обеспечивался регулярный обмен аналитическими данными о наркоситуации в Республике Таджикистан и Российской Федерации» [9].
В целях усиления противодействия незаконному обороту наркотиков в Республике Таджикистан и Российской Федерации в рамках ОДКБ 23 июня 2005 года, был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов Организации. Цель данной организации заключалась в координации совместных действий по выявлению и перекрытию маршрутов поставок наркотиков из Афганистана транзитом через Таджикистан в сопредельные государства СНГ. О результатах совместных превентивных мер по проникновению наркотиков через та-джикско-афганскую границу свидетельствуют экспертные оценки о процентном соотношении количества вывозимого опиума и героина из Афганистана различным маршрутам: основное количество экспорта опиума идет через Иран-83 % (71 %-96 %). Экспорт морфина с героином распределяется следующим образом: Пакистан - 41 % (28 % - 51 %); Иран - 39% (32 % - 44 %) и через страны Центральной Азии - 19 % (8 % - 25 %). Афганские опиаты, поступающие в Среднюю Азию, в основном, предназначаются для сбыта в Российской Федерации [8].
Начиная с 5 октября 2012 года, началась новая веха антинаркотического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Визит президента России-В.В. Путина во главе российской делегации в Республику Таджикистан ознаменовался подписанием основополагающего соглашения между антинаркотическими ведомствами двух стран- Федеральной службой контроля за наркотиками Российской Федерации и Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан. Из двух проектов дальнейшего развития антинаркотической системы Таджикистана, подготовленной США и Россией, было отдано предпочтение последней. Таким образом, вектор международного сотрудничества Республики Таджикистан в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков изменился в сторону сближения со своим стратегическим союзником-Россией, сохраняя при этом конструктивные
отношения с западными странами, выступающими ранее основными донорами в институциональном строительстве антинаркотической системы Республики Таджикистан. В основу договора между Федеральной службой контроля за наркотиками РФ и Агентством по контролю за наркотиками РТ «Об оказании помощи АКН РТ в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» легла всеобъемлющая материально-техническая и финансовая помощь со стороны Российской Федерации таджикским наркополицейским. В рамках разработанной программы помощи были предоставлены Агентству по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан средства связи, транспортные средства, специальное досмотровое оборудования, оргтехника, проведены тренинги российских коллег из ФСКН по обучению использования специальной техникой и оборудованием сотрудников Агентства. В целях повышения профессионализма и приобретения необходимых навыков на базе учебных центров российского антинаркотического ведомства для таджикских наркополицейских были организованны специальные тренинги по детекции контейнеров, методов обнаружения тайников на транспортных средствах и других методов сокрытия наркотических веществ. Также были проведены мероприятия по обмену опытом по внедрению организационных, правовых и технических методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Начиная с 2012 года на постоянной основе проходят обучение в Сибирском юридическом институте ФСКН Российской Федерации в городе Красноярске слушатели и курсанты АКН по специальности «Юриспруденция». Только в 2012-2013 гг. ФСКН РФ в ходе реализации программы оказало Агентству по контролю за наркотиками при Президенте РТ материально-техническую помощь в размере 5 410 800 долларов США [9].
В 2014 и последующих годах было выделено со стороны российских компетентных структур ещё 3 миллиона 400 тысяч долларов, 1млн из которых был направлен на социальную поддержку для стимулирования сотрудников Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан [10].
Таким образом, сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в борьбе с незаконным оборотом наркотиков успешно развивается и предполагает в перспективе ещё более глубокое взаимодействие в лице своих компетентных органов с целью совместного противостояния одной из самых опасных вызовов современности-распространению и глобализации преступной деятельности, связанной с наркотиками и их смертоносными последствиями во всём мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов. Пограничному управлению ФСБ России в Таджикистане исполняется 12 лет,-Народная газета № 41 (13.10.2004).
2. Григорьев П. Туземцы и кокнар (к вопросу о воспрещении жителям края приготовления и продажи наркотических веществ) // Туркестанские ведомости. 1880. N 27,- С. 106 - 107.
3. Джалилов К.К. Незаконные операции с наркотическими средствами в условиях Таджикистана//-Джунбиш. №11-12июнь 1998.; О некоторых аспектах наркобизне-са//-Народная газета № 2 от14 января2004.
4. Камолов С. Граница (к истории становления границы Республики Таджикистан) .Душанбе, 2007. - 188с.
5. Назаров Р.У. Некоторые проблемы борьбы с наркотиками//Обзор наркоситуации Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ.2007.; Истоки нарко-торговлив Таджикистане//-Бизнес и политика.№ 5 от 31 января 2008.
6. Назриев Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1992-й (хроника событий). Том 2. -Душанбе, 2005, 732с.; Республика Таджикистан: история независимости. Год 1993-й (хроника событий). Том 3. Душанбе, 2005.-864с.
7. Обзор Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Та-джикистан.-2009. - 57с.
8. Интернет- ресурсы http: //www/gumer /info/ bibliotekbuks /Histori/zelich/ 04/ph.
9. Зелинченко А.Л. Аналитический обзор наркоситуации в зоне действия Международного антинаркотикового Проекта ООН «Ошский узел»,Бишкек.-1999.-56с. Зелинченко А.Л. История афганской наркоэкспансии1990-х. Монография.
10. https://dushanbe.mid.ru/sotrudnicestvo-v-antinarkoticeskoj-sfere
11. https://www.fergananews.com/articles/10307Устаревший контроль. Кто защитит таджикско-афганскую границу.28.11.2018 14:15 msk, Нурулло Курбонов. Афганистан границы политика Россия Таджикистан терроризм
12. https://wiselawyer.ru/poleznoe/49733-istochniki-rasprostraneniya-narkotikov-rossijskoj-imperii-istoriya-voprosa. Калачёв Б. Ф. Российская империя против наркотиков.
СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
В данной статье проведено научное исследование становления сотрудничества Республики Таджикистан с Российской Федерацией в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Раскрыты исторические предпосылки роста преступлений, связанных с наркотиками и меры по искоренению наркотиз-ма органами Советской власти. Анализ исторических фактов периода Советской власти показал эффективность работы правоохранительных органов по искоренению наркопреступности почти на всей территории бывшего СССР.
С распадом в 1991 году СССР произошли дезинтеграционные процессы, которые негативно отразились на централизованной системе борьбы с преступлениями, в том числе преступлений связанных с наркотиками. Распад единой системы охраны государственной границы привёл к увеличению потока контрабанды наркотиков из Афганистана.
Учитывая возникшие угрозы распространения незаконного оборота наркотиков, а так же проникновения через территорию Республики Таджикистан экстремистских и террористических группировок, Республика Таджикистан и
Российская Федерация приняли меры по консолидации усилий своих компетентных органов, как в формате двусторонних отношений, так и в рамках интеграционных группировок, таких как ОДКБ. Таким образом, благодаря своевременному принятию решения о совместной борьбе мировой проблемой наркотиков Республика Таджикистан и Российская Федерация сумела оградить от пагубных последствий своих граждан и людей по всему миру.
Ключевые слова: исследования, незаконный оборот наркотиков, пограничные войска, антинаркотическая политика, региональное сотрудничество, национальная безопасность, организация Договора о коллективной безопасности, контрабанда наркотических средств, терроризм, экстремизм, правоохранительные органы, незаконный оборот наркотиков.
ХАМКОРИИ ЧУМХ.УРИИ ТОЧИКИСТОН БО ФЕДЕРАТСИЯИ
РОССИЯ ДАР СОХАИ МУБОРИЗА БО МАВОДИ МУХАДДИР
Дар ма;ола тад;и;оти илмии рушди дамкоридои Чумдурии Точикистон ва Федератсияи Россия дар содаи мубориза бо гардиши гайрицонунии маводи мухаддир гузаронида шудааст.Заминадои таърихии афзоиши чиноятдои марбут ба маводи мухаддир ва чорадои решакан кардани нашъамандй дар ма;омоти Шуравй ошкор карда шудаанд. Тадлили далелдои таърихии давраи Х^окимияти Шуравй самаранокии кори ма;омоти дифзи ду;у;ро оид ба решакан кардани чинояти марбут ба маводи мухаддир та;рибан дар тамоми ;аламрави соби; ИЧ,ШС нишон дод.
Бо фурупошии Иттидоди Шуравй дар соли 1991 раванддои парокандагй ба амал омаданд, ки ба системаи мутамаркази мубориза бо чиноятдо, аз чумла чиноятдои марбут ба маводи мухаддир таъсири манфй расониданд. Пошхурии системаи ягонаи марзбонии давлатй боиси афзоиши инти;оли ;очо;и маводи мухаддир аз Афгонистон шуд. Бо назардошти таддиддои пайдошавандаи падншавии гайрицонунии маводи мухаддир, инчунин вуруди гуруддои экстремистй ва террористй тавассути ;аламрави Чумдурии Точикистон ва Федератсияи Россия чидати муттадид сохтани кушишдои ма;омоти салодиятдори худ чи дар шакли муносибатдои дучониба ва чи дар доираи гуруддои интегратсионй (ОДКБ) чорадо андешиданд. Хдмин тари;, ба шарофати сарива;тй ;абул кардани ;арор дар бораи муборизаи муштарак дар мушкилоти чадонии нашъамандй, Чумдурии Точикистон ва Федератсияи Россия тавонистанд шадрвандон ва мардуми худро дар саросари чадон аз о;ибатдои зараровар мудофизат кунанд.
Калидвожах,о: тадцицот, гардиши гайрицонунии маводи мухаддир, цушунуои сарщдй. сиёсати зидди маводи мухаддир, щмкорщои минтацави, амнияти милли, ташкили Паймони амнияти дастацамъй, цочоци маводи мухаддир, терроризм, экстремизм, мацомоти уифзи ууцуц, гардиши гайрицонунии маводи мухаддир.
COOPERATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITH
THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ANTIDRUG SPHERE
This article explores the problem of the formation of cooperation between the Republic of Tajikistan and the Russian Federation in the field of combating drug trafficking. The historical prerequisites for the growth of drug-related crimes and measures to eradicate drug addiction in the Soviet authorities are revealed. An analysis of the historical facts of the period of Soviet power has shown the effectiveness of the work of law enforcement agencies to eradicate drug-related crime in almost the entire territory of the former USSR. With the collapse of the USSR in 1991, disintegration processes took place, which negatively affected the centralized system of combating crimes, including drug-related crimes. The collapse of the unified state border guard system led to an increase in the flow of drug smuggling from Afghanistan.
Taking into account the emerging threats of the spread of illegal drug trafficking, as well as penetration of extremist and terrorist groups through the territory of the Republic of Tajikistan, the Republic of Tajikistan and the Russian Federation took measures to consolidate the efforts of their competent authorities, both in the format of bilateral relations and within the framework of integration groups, such as CSTO. Thus, thanks to the timely adoption of a decision on a joint fight in the world drug problem, the Republic of Tajikistan and the Russian Federation were able to protect their citizens and people around the world from the harmful consequences.
Key words: research, drug trafficking, border troops. anti-drug policy, regional cooperation, national security, the organization of the Collective Security Treaty, drug smuggling, terrorism, extremism, law enforcement agencies, drug trafficking.
Маълумот дар бораи муаллиф: Акрамов Муртазо Иномович-ходими илмии шуъбаи таърихи навтарини Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи миллии илм^ои Точикистон.Тел: (+992) 907-144365. E-mail: akramov.murtazo@mail.ru
Informatioh about the author: Akramov Murtazo Inomovich- scientific assistant of the A.Donish Institute of Historiy, archeology and of ethnography under National Academy of sciences of Tajikistan. Tel:(+992) 907-144365. E-mail: akramov.murtazo@mail.ru