Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ '

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правила дорожного движения / безопасность дорожного движения / дорожная инфраструктура / транспортное средство / участники дорожного движения / traffic rules / road safety / road infrastructure / vehicle / road users

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паршин Дмитрий Викторович

В данной статье проводится сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в области обеспечения безопасности дорожного движения. Исследуется опыт взаимодействия в вопросах транспортной безопасности, применяемый при реализации государственных программ развития автомобильных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

This article provides a comparative analysis of the legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus in the field of road safety. The article examines the positive experience in transport security issues used in the implementation of state programs for the development of road transport.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _258 УДК342.9

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ COOPERATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

ПАРШИН Дмитрий Викторович,

заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России, подполковник полиции. 664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. E-mail: pdv20141@mail.ru;

Parshin Dmitry Viktorovich,

Deputy Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Internal Affairs Department The East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 110 Lermontov str., Irkutsk, Irkutsk region, 664074, Russia. E-mail: pdv20141@mail.ru

Краткая аннотация: в данной статье проводится сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в области обеспечения безопасности дорожного движения. Исследуется опыт взаимодействия в вопросах транспортной безопасности, применяемый при реализации государственных программ развития автомобильных перевозок.

Abstract: this article provides a comparative analysis of the legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus in the field of road safety. The article examines the positive experience in transport security issues used in the implementation of state programs for the development of road transport.

Ключевые слова: правила дорожного движения, безопасность дорожного движения, дорожная инфраструктура, транспортное средство, участники дорожного движения.

Keywords: traffic rules, road safety, road infrastructure, vehicle, road users.

Для цитирования: Паршин Д.В. Сотрудничество Республики Белоруссия и Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 258-260. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_258.

For citation: Parshin D. V. Cooperation of the Republic of Belarus and the Russian Federation in the field of road safety // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 258-260. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_258.

Статья поступила в редакцию: 22.10.2023

В первой половине девяностых годов прошлого века в результате распада Союза Советских Социалистических Республик на мировой арене появились новые государства, выбравшие свои пути развития в экономическом политическом и правовом поле. В каждом из новых государств появились свои Конституции, обрастающие новым законодательством и новыми правовыми нормами. Фундаментом законотворческой политике бывших Республик Союза в тот период являлась правовая система Советского Союза. Со временем законодательство бывших республик стало изменяться в связи с их экономическим развитием, территориальным нахождением и иными факторами, влияющими на дальнейшее развитие новых государств.

Одним из важнейших вопросов любого государства является вопрос о транспортной составляющей, включающей в себя передвижения грузов и пассажиров автомобильным транспортом. В связи с геометрическим ростом количества перевозок, увеличения количества транспортных средств, расширения транспортной инфраструктуры одной из важных задач является безопасность дорожного движения. Правила использования транспортных средств зародились ещё в Советском Союзе. И соответственно в каждой из бывших республик СССР основой стали переработанные законодательные акты в области контроля за передвижением транспортных средств, перевозкой грузов и пассажиров. На территории Российской Федерации первым основным документом, регламентирующим вопросы правильного перемещения автомобильного транспорта, пассажиров и грузов стало постановление Совета министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 О правилах дорожного движения. В данном нормативном акте были описаны основные понятия, термины, связанные с передвижением транспортных средств, конкретизировались лица, которые могут осуществлять контроль в области безопасности дорожного движения, а также были зафиксированы общие права и обязанности водителей транспортных средств, пешеходов и пассажиров. В правилах дорожного движения указывались нормы поведения водителей на дороге, присутствовал раздел с дорожными знаками и дорожной разметкой, используемых на дорогах общего пользования, также в тот период в правилах дорожного движения были описаны вопросы допуска транспортных средств к участию дорожном движении.

После распада Советского Союза на территории Республики Беларусь действовали правила дорожного движения МВД СССР 1987 года. 21 марта 1996 года постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 203 были утверждены национальные правила дорожного движения республики Беларусь. Структура правил дорожного движения того периода была идентична правилам дорожного движения действующим на территории Российской Федерации. За долгий период существования, в правила дорожного движения Российской Федерации, вносились определённые изменения, целесообразно каждому временному периоду.

На сегодняшний день мы можем видеть переработанные под современные реалии Правила дорожного движения. Конкретизированы некоторые положение пунктов, имеющих неоднозначное толкование и неопределённость, частично изменилась и структурное построение документа. Из документа были изъяты положения тех статей, которые регламентировали вопросы технического состояния транспортных средств и допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, а также ряд обязанностей должностных лиц, связанных с транспортными перевозками, что позволило убрать из текста требования не имеющие прямого отношения к порядку дорожного движения. Все внесения изменений

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

соответствуют Российскому законодательству и действующим нормам права, а также не противоречат требованиям различных международных соглашений и реализуют их рекомендательные положения. С развитием технической составляющей и появление новых видов средств передвижения в правилах дорожного движения появились такие понятия как электромобиль, средство индивидуальной мобильности, самокаты, иные аналогичные устройства. В Белоруссии серьёзные изменения в области правил дорожного движения произошли после подписания указа № 551, от 28 ноября 2005 года президентом Белоруссии Александром Лукашенко «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».

Данные указ утвердил прилагаемые к нему правила дорожного движения. Это был абсолютно новый правовой акт в области автомобильных перевозок. С этого момента все изменения в Правила дорожного движения утверждались исключительно указами Президента Республики Беларусь. Очередные серьёзные изменения в Правила дорожного движения внесены указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2022 г. № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения». Появились определения индивидуального или совместного перемещения на средствах персональной мобильности, которые в Республике Беларусь приравнивается к пешеходам. Соответственно оговариваются условия передвижения данной категории пешеходов, также изменения по передвижению велосипедистов и лиц, управляющих мотоциклами и мопедами. Проведя сравнительный анализ Правил дорожного движения Российской Федерации на настоящий период и Правил дорожного движения, действующих на территории Республики Беларусь можно сделать вывод о похожести структуры данных правовых актов, а также общих положениях, в области безопасности дорожного движения, что даёт возможность взаимодействия нашим странам в области перевозок автомобильным транспортом.

Рассматривая вопросы безопасности дорожного движения одним из важнейших вопросов конечно является вопрос наказания правонарушителей в области дорожного движения. За долгий исторический период времени менялись подходы, методы наказаний правонарушителей. В разный периоды существовали такие санкции как оплата штрафа на месте (с получением квитанции), введение балльной системы (при превышении баллов требовалось заново сдавать правила дорожного движения: теоретический и практический экзамены). На сегодняшний день перечень наказаний присутствующих в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, в области безопасности дорожного движения, действуют такие наказания как предупреждение, штраф, лишение права управления, административный арест. Заработал институт конфискации транспортных средств (как предмета правонарушения), а также переквалификация статей Кодекса об административных правонарушениях в поле уголовного законодательства. Насколько эффективно работает система ужесточение наказаний в области безопасности дорожного движения конечно нужно анализировать, обрабатывая статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях, количестве пострадавших и погибших. Нарушения в области безопасности дорожного движения республики Беларусь регламентируются Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 91-З. В отличие от Кодекса об административных правонарушениях РФ в Белорусском законодательстве в главе 18 указаны административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации всех видов транспорта. В российском Кодексе об административных правонарушениях в главе 12 рассматриваются правонарушения, связанные с автомобильным транспортом. Наказание за данные правонарушения в Республике Беларусь аналогичны российским, также присутствуют предупреждение, административный штраф, лишение права управления транспортным средством, конфискация транспортного средства. Ряд противоправных деяний квалифицируются как уголовные преступления.

Качественная нормативная база в области безопасности дорожного движения играет значимую роль в вопросах снижения дорожно-транспортных происшествий. Положительные тенденции должны происходить при правильном подходе к наказаниям за нарушение правил дорожного движения, предупреждать совершения правонарушений, а также их рецидива. Улучшением ситуации в области безопасности дорожного движения является комплексный подход на государственном уровне, который включает в себя строительство и совершенствования дорожного покрытия, дорожной инфраструктуры, качественной подготовке водительского состава и других участников дорожного движения, допуска данных участников к дорожному движению, ориентируясь на их физиологические данные, состояние здоровья и уровня подготовки. Немаловажный аспект в данном вопросе занимает техническое состояние парка транспортных средств, эксплуатируемых в стране. К этому относятся вопросы допуска технически исправных транспортных средств к участию в дорожного движении, периодическая проверка технического состояния транспортных средств, вопросы внесения изменений в конструкцию транспортных средств, обновление парка более новыми средствами передвижения, применение новейших технологий при изготовлении транспортных средств. В Российской Федерации, на государственном уровне, данные вопросы стали решать в виде федеральных целевых программ повышения безопасности дорожного движения в периоды с 2006 по 2012 годы и 2013 по 2020 годы, а также в рамках Стратегии безопасности дорожного движения Российской Федерации на период 2018-2024 года. Стратегия является частью государственного федерального проекта, рассчитанного с перспективой развития до 2030 года. Параллельно с данными федеральными программами был реализован Национальный проект 2017-2018 годов «Безопасные и качественные дороги». В 2021 году данный проект продолжил развиваться изменив название и расширив границы участников-субъектов Российской Федерации.

Аналогичные государственные программы показали свою эффективность в Республике Беларусь. ак 14 июня 2006 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 757 была утверждена Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в республике Беларусь. Концепция определила основные направления повышения безопасности дорожного движения, меры по сокращению уровня аварийности на дорогах, снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Целью являлось создание условий максимальной защищённости участников дорожных дорожного движения, достижения наиболее полного соответствия транспортных средств дорожной инфраструктуре и организации дорожного движения для потребности общества, повышения государственного контроля в данной среде, широкой общественной поддержки проведения данной государственной политики.

Государственная политика в области дорожного движения основывается на совершенствовании конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств, их технического осмотра, обновление транспортного парка, качественной подготовке водителей транспорт-

ных средств, контроля за режимом труда и отдыха профессиональных водителей, совершенствовании дорожной инфраструктуры, вопросов строительства, реконструкции, ремонта и содержания, искусственного освещения, подготовки стоянок транспортных средств, пешеходных переходов, также мер по повышению эффективности управления и государственного контроля в области дорожного движения. На смену Концепции 2006 года постановлением Совета министров республики Беларусь 22 мая 2023 года № 329 была утверждена новая Концепция обеспечения безопасности дорожного движения республики Беларусь. Концепция базируется на балансе целей, задач интересов государства и общества, а также на эффективном использовании финансово-экономических материальных и людских ресурсов в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на всех уровнях управлений.

В программе обозначены целевые показатели по снижению дорожно-транспортных происшествий к 2025 и 2030 году. Принципами системного подхода являются: безопасная транспортная инфраструктура, безопасная скорость, безопасное транспортное средство, безопасное поведение на дороге, безопасное производство транспортных работ и услуг и эффективное оказание помощи после дорожно- транспортного происшествия. 9 апреля 2021 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 212 была утверждена государственная программа «Дороги Белоруссии на 2021-2025 годы». Основными положениями данной программы является осуществление деятельности по проектированию, возведению, реконструкции, эксплуатации, содержанию и ремонту автомобильных дорог. Проведя сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и республики Беларусь в области обеспечения безопасности дорожного движения и развития автомобильной транспортной инфраструктуры, осуществляющие перевозку грузов и пассажиров, можно сделать выводы о похожести векторов движения развития автомобильного транспорта и вопросов безопасности дорожного движения.

Одинаковые требования к дорожной инфраструктуре, техническому состоянию транспортных средств и подготовки водительского состава позволяют нашим государствам взаимодействовать области развития автотранспортной отрасли и в вопросах безопасности дорожного движения. Данное взаимодействие подразумевает под собой возможность передвижения российских транспортных средств по территории Республики Беларусь, а белорусских транспортных средств по территории Российской Федерации. Пересечение границ возможно при наличии национальных водительских удостоверений, без каких-либо ограничений по техническому допуску транспортных средств. 12 октября 2023 года было ратифицировано соглашение между Российской Федерацией и республикой Беларусь о взаимном признании исполнения решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. Данный документ был подписан белорусской стороной 8 сентября 2022 года ратифицирован в марте текущего года. Статс-секретарь, заместитель министра внутренних дел Российской Федерации Игорь Зубов прокомментировал, что данный документ предусматривает взаимное признание по всем нарушениям в области безопасности дорожного движения, в том числе использования технических средств фото-видео фиксации, также обмен данными по электронным каналам связи. Оспаривание решений по административным правонарушениям будут производиться в соответствии с законодательством той страны, на территории которой было совершено правонарушение. В дальнейших планах сотрудничества между нашими странами рассматриваются вопросы обмен информацией в области: технического состояния транспортных средств, пересекающих наши границы, обязательного страхования гражданской ответственности связанной с эксплуатацией транспортных средств. Данный анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области безопасности дорожного движения показывает единое направление наших государств в области взаимного развития и сотрудничество в вопросах безопасности на наших дорогах.

Библиография:

1. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 10 О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"

2. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. от 16.05.2020) О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах".

3. Распоряжение Правительства РФ от 8.01.2018 г. № 1-р «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» .

4. Паспорт национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 15).

5. Постановление Совета министров Правительства Российской Федерации от 23. 10.1993 г. № 1090 О правилах дорожного движения.

6. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.03.1996 г. № 203 Об утверждении Правил дорожного движения.

7. Указ Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 г. № 551 О мерах по повышению безопасности дорожного движения.

8. Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2022 г. № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения».

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023).

10. Кодекс республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 г. № 91-З (изменения от 17 июля 2023 г. № 284-З).

11. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 14.06.2006 г. № 757 Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь.

12. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 22.05.2023 г. № 329 О Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь.

13. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 09.04.2021 г. № 212 «Дороги Беларуси» на 2021-2025 годы.

14. Соглашение между Российской Федерацией и республикой Беларусь о взаимном признании исполнения решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. (ратифицировано 12.10.2023 г.).

References:

1. Decree of the Government of the Russian Federation dated 02/20/2006 No. 10 On the Federal target program "I mproving Road Safety in 2013-2020".

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated 03.10.2013 No. 864 (ed. dated 05/16/2020) On the Federal target program "Improving road safety in 2013-2020".

3. Decree of the Government of the Russian Federation dated 8.01.2018 No. 1-r "Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024".

4. Passport of the national project "Safe and high-quality Highways" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 15 dated 12/24/2018).

5. Resolution of the Council of Ministers of the Government of the Russian Federation dated 10/23/1993 No. 1090 On Traffic Rules.

6. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Belarus dated 03/21/1996 No. 203 On the approval of Traffic Rules.

7. Decree of the President of the Republic of Belarus No. 551 dated 11/28/2005 On measures to improve road safety.

8. Decree of the President of the Republic of Belarus dated 04/18/2022 No. 145 "On improving the organization of traffic".

9. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 12/30/2001 No. 195-FZ (as amended on 08/04/2023) (with amendments and additions, intro. effective from 12.10.2023).

10. Code of the Republic of Belarus on Administrative Offenses dated 06.01.2021 No. 91-Z (amendments dated July 17, 2023 No. 284-Z).

11. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Belarus dated 06.06.2006 No. 757 On Approval of the Concept of Road Safety in the Republic of Belarus.

12. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Belarus dated 05/22/2023 No. 329 On the Concept of Road Safety in the Republic of Belarus.

13. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Belarus dated 04/09/2021 No. 212 "Roads of Belarus" for 2021 -2025.

14. Agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus on mutual recognition of the execution of decisions in cases of administrative violations in the field of traffic. (ratified on 12.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.