Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паршин Д.В., Хасанова В.В.

В данной статье проводится сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан в области обеспечения безопасности дорожного движения. Исследуется положительный опыт в вопросах транспортной безопасности, применяемый при реализации государственных программ развития автомобильных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Паршин Д.В., Хасанова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGISLATION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

This article provides a comparative analysis of the legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the field of road safety. The positive experience in matters of transport security, used in the implementation of state programs for the development of road transport, is being studied.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_447 УДК342.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGISLATION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

ПАРШИН Дмитрий Викторович,

заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России, подполковник полиции. ул. Лермонтова, 110, г. Иркутск, Иркутская обл., 664074, Россия. E-mail: pdv20141@mail.ru;

ХАСАНОВА Виктория Валентиновна,

доцент кафедры административной деятельности ОВД

Актюбинского юридического института МВД РК им. Букенбаева, подполковник полиции. Курсантское шоссе 1, г. Актобе, Казахстан. E-mail: vikakiper85@bk.ru;

Parshin Dmitry Viktorovich,

Deputy Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Internal Affairs Department The East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 110 Lermontov str., Irkutsk, Irkutsk region, 664074, Russia. E-mail: pdv20141@mail.ru;

Khasanova Victoria Valentinovna,

Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs Aktobe Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Bukenbaeva. Cadet highway 1, Aktobe, Kazakhstan. E-mail: vikakiper85@bk.ru

Краткая аннотация: в данной статье проводится сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан в области обеспечения безопасности дорожного движения. Исследуется положительный опыт в вопросах транспортной безопасности, применяемый при реализации государственных программ развития автомобильных перевозок.

Abstract: this article provides a comparative analysis of the legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the field of road safety. The positive experience in matters of transport security, used in the implementation of state programs for the development of road transport, is being studied.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожная инфраструктура, транспортное средство, участники дорожного

движения

Keywords: road safety, road infrastructure, vehicle, road users.

Для цитирования: Паршин Д.В., Хасанова В.В. Сравнительный анализ законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения Российской Федерации и Республики Казахстан // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 447-449. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_447.

For citation: Parshin D. V., Khasanova V. V. Comparative analysis of legislation in the field of road safety in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 447-449. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_447.

Статья поступила в редакцию: 30.03.2023

В начале девяностых годов произошёл распад Союза Советских Социалистических Республик, что повлекло за собой появление ряда новых независимых государств. В тот период Российская Федерации, а также бывшие республики Советского Союза начали самостоятельный путь развития в экономическом. социальном и правовом поле. Фундаментом правовой системы Российской Федерации стала Конституция принятая в 1993 году. На этой основе была создана законодательная база на федеральном, региональном и местном уровне, а также иные нормативно-правовые акты, подзаконные основным законодательным нормам. За долгий период времени законодательно-правовая база Российской Федерации претерпела значительные изменения - в виде появления новых законов, а также внесение изменений нормативно-правовые акты за весь период развития Российской Федерации. Рассматривая развитие союзных республик бывшего СССР, за истекший период, мы можем увидеть ряд изменении в экономической, социальной и правовой областях. По аналогии с Российской Федерацией у них были приняты основные базовые правовые документы, на основании которых данные государства существуют и по сегодняшний день. Исходящие из Советского Союза корни правления объединяли правовые системы бывших Республик. Развитие новых государств стало получать свои векторы движения из-за особенностей экономического развития, наличия энергетических ресурсов, территориального расположения (более близкого к европейской части, либо азиатское направление).

В данном ключе рассмотрим и сравним законодательство республики Казахстан с законодательством Российской Федерации, в области безопасности дорожного движения. Рассматривая в целом вопросы безопасности дорожного движения нужно обратить внимание на несколько основных направлений, прямо влияющих на данную проблему. Рассматривая саму суть безопасности, связанную с перемещением грузов и пассажиров наземным колёсным транспортом, решение данного вопроса возможно при снижении дорожно-транспортных происшествий до минимальных значений, тем самым обеспечивая снижение количество погибших и пострадавших граждан, а также уменьшения материального

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

ущерба. Для выполнения данной задачи нужен целый комплекс мероприятий на уровне государственного управления страной.

В Российской Федерации данный комплекс мы можем видеть в федеральных целевых программах «Повышения безопасности дорожного движения» в периоды с 2006 по 2012 годы и с 2013 по 2020 годы, а также в Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период с 2018 по 2024 год. В рамках Стратегии безопасности дорожного движения Российской Федерации был создан федеральный проект "Безопасность дорожного движения", являющийся частью государственной программы по обеспечению безопасности дорожного движения ( утверждённый Министерством транспорта Российской Федерации), с перспективой развития до 2030 года. Целевые программы, а также Стратегия безопасности дорожного движения формируют и реализуют государственную политику в области безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях, а также осуществляют межотраслевое взаимодействие и контроль за выполнением. Реализация данных программ осуществлялась на основании аналитической обработки статистических данных различных государственных органов, связанных с вопросами безопасности дорожного движения, а также анализа результатов реализации ранее завершенных программ. Для реализации данного комплекса мер необходимо выполнить ряд задач. Это изменение поведения участников дорожного движения, с целью соблюдения ими норм и правил дорожного движения: формирование в общественном сознании негативного отношения к нарушителям правил дорожного движения, а также фактом агрессивного поведения с другим участникам дорожного движения, использование средств массовой информации для доведения информационно-разносительной работы, внедрение полезной информации в различные образовательные программы, привлечение общественных организаций и иных форм к проведению профилактической работы. Отдельное внимание уделить вопросам перевозки пассажиров и грузов, развивать высокотехнологичную систему управления и контроля за дорожным движением, а также обеспечивать более качественную подготовку будущих водителей в организациях осуществляющих данный вид деятельности, сделать акцент на более уязвимых участников дорожного движения (дети и пешеходы), продолжать совершенствование дорожной инфраструктуры и улично-дорожной сети. Совершенствовать механизмы допуска к участию в дорожном движении транспортных средств, контролировать техническое состояние эксплуатируемых транспортных средств, а также новых транспортных средств, в соответствии с техническими требованиями и регламентом Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств". Согласно современным дорожным условиям, совершенствовать основные системы управления безопасности дорожным движением, развивать системы оказания технической, медицинской помощи, для спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Рассматривая основные вопросы, касающиеся безопасности дорожного движения, на примере Российской Федерации, можно выделить основные направления реализации данного вопроса. К ним относятся: строительство новых дорог, а также создание современной дорожной инфраструктуры, обновление парка транспортных средств, контроль за качеством его технического обслуживания и допуску к участию в дорожном движении, качественная подготовка водительских кадров, правовая культура участников дорожного движения. Также для реализации данных вопросов важна эффективная работа правоохранительных органов, осуществляющих контроль за безопасностью дорожного движения (техническое обеспечение данных подразделений, качественная подготовка кадров, совершенствования законодательной базы и мер воздействия на правонарушителей).

Изучая нормативно-правовые акты, в области безопасности дорожного движения, республики Казахстан можно увидеть, что основными направлениями для снижения дорожно-транспортных происшествий также являются вопросы создания качественной дорожной инфраструктуры, технического состояния транспортных средств, подготовка водительских кадров и контроль в области безопасности дорожного движения. Согласно постановлению правительства республики Казахстан от 1 июня 2012 года № 730 была утверждена «Отраслевая программа обеспечения безопасности дорожного движения в республике Казахстан на 2012 - 2014 годы». В данной отраслевой программе проводился анализ текущий на тот период информации о состоянии безопасности дорожного движения, рассматривались проблемные моменты, тенденции и предпосылки к развитию Отрасли. Государственным органом ответственным за разработку и реализацию данной программы было Министерство внутренних дел республики Казахстан. Были выработаны цели и задачи, а также целевые индикаторы и показатели для осуществления реализации данной программы. Министерство внутренних дел республики Казахстан осуществляла координацию деятельности различных государственных органов и иных основных участников программы. В программе участвовали: Министерство образования и науки, Министерство транспорта и коммуникации, Министерство здравоохранения. Министерство индустрии новых технологий, а также органы исполнительной власти различных уровней.

17 апреля 2014 года президентом Республики Казахстан был подписан закон № 194-/ о дорожном движении. Данный нормативный правовой акт страны используется по настоящее время. В закон вносятся различные изменения и дополнения, в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. В своей структуре закон имеет 14 глав, которые полностью регламентирует вопросы обеспечения безопасности дорожн ого движения. Закон содержит основные понятия, используемые в данной области, основные принципы и систему обеспечения безопасности дорожного движения, рассматривает деятельность органов государственного управления и политики в области дорожного движения, разделяет компетенции между различными уполномоченными органами. В законе подробно рассматривается система государственного контроля и надзора в сфере дорожного движения, а также прописан алгоритм действий различных государственных структур, при обеспечении безопасности дорожного движения и устранения последствий дорожно-транспортных происшествий, в результате которых причинён вред жизни и здоровью граждан, а также материальный ущерб. Отдельной главой выделена деятельность строительных организаций, занимающихся проектированием, строительством и реконструкцией дорог, а также их ремонтом (различного уровня сложности), и другой инфраструктуры (автомобильных парковок, мостов, железнодорожных переездов, объектов для безопасного движения пешеходов). В законе закреплена деятельность, направленная на обеспечение

безопасности транспортных средств, а именно требования к должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, требования к безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств. Определен порядок и основания остановки транспортных средств и запрета эксплуатации. Отдельно выделены права и обязанности участников дорожного движения, а именно собственника и водителя механического транспортного средства, пассажиров транспортных средств, пешеходов и права и обязанности водители альтернативных видов передвижения (мопедов велосипедов передвижения скота упряжные верховые животные). Юридически закреплены вопросы передвижения людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. как лично являющимися водителями, так и пассажирами ( в вопросах их обслуживания, а также посадки и высадки из транспортных средств и соответствующих специальных стоянок). 10, В десятой и тринадцатой главе рассматриваются вопросы допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, вопросы проведения обязательных технических осмотров и контроля за тех. состоянием транспортных средств, а также вопросы государственной регистрации транспортных средств и внесения изменений в регистрационные данные. Две главы данного закона регламентируют допуск лиц к управлению транспортными средствами, условия получения права на управление и прекращение данного права, а также регламентируют подготовку водителей транспортных средств и требования к учебным организациям, по подготовке водителей (квалификация преподавательского состава, техническое оснащение и актуальность программ обучения).

Изучив структуру и содержания данного закона можно сделать вывод, что он является базовым для решения вопросов в области безопасности дорожного движения республики Казахстан. Является полноценным фундаментом для разработки различных подзаконных нормативных актов в данной сфере.

Постановлением правительства республики Казахстан 31 декабря 2019 года № 1055 была утверждена государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы Жол» на 2020 - 2025 годы. Целью данной программы является содействие экономическому росту и повышению уровня жизни населения страны путём создания эффективных и конкурентоспособных транспортных инфраструктур, развитие транспорта и транспортных услуг, совершенствование транспортных технологий. Программа является комплексным, межотраслевым документом, разработанным Министерством индустрии и инфраструктурного развития республики Казахстан. Исполнителями данной программы являются центральные и местные государственные органы республики. В государственной программе уделено большое внимание автодорожной инфраструктуре и автоперевозкам, которая занимают важное место в логистических цепочках республики Казахстан. Развитие этих направлений напрямую связано с вопросами безопасности дорожного движения. Проводя данное исследование можно сделать выводы о применении ряда эффективных решений руководством республики Казахстан, для улучшения обстановки в области обеспечения безопасности дорожного движения. Наиболее ярким решением в данном вопросе является создание единого закона «О дорожном движении», объединяющего в себе различные нормативно-правовые акты, разделяющего компетенции между органами государственной власти и различными министерствами в вопросах обеспечения транспортной безопасности.

Библиогра фия:

1. Постановление Правительства РФ от от 20.02.2006 г. N 10 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 -

2020 годах".

2. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 864 (ред. от 16.05.2020) "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах".

3. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 года N 1 -р «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы».

4. Паспорт национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 15).

5. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194-V «О дорожном движении» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.03.2023 г.).

6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1055 Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития "Нурлы жол" на 2020 - 2025 годы.

7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 июня 2012 года № 730 Об утверждении Отраслевой программы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Казахстан на 2012-2014 годы.

References:

1. Decree of the Government of the Russian Federation of 20.02.2006 No. 10 "On the federal target program "Improving road safety in 2013-2020".

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.10.2013 N 864 (ed. of 16.05.2020) "On the federal target program "Improving road safety in 2013-2020".

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1-r dated January 8, 2018 "Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024".

4. Passport of the national project "Safe and high-quality Highways" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 15 dated 12/24/2018).

5. Law of the Republic of Kazakhstan dated April 17, 2014 No. 194-V "On Road Traffic" (with amendments and additions as of as of 03/26/2023).

6. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 31, 2019 No. 1055 On Approval of the State Program of Infrastructure Development "Nurly Zhol" for 2020 - 2025.

7. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated June 1, 2012 No. 730 On Approval of the Sectoral Program for Road Traffic Safety in the Republic of Kazakhstan for 2012-2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.