Научная статья на тему 'Сотрудничество приграничных регионов: Карельская практика'

Сотрудничество приграничных регионов: Карельская практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
668
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ГРАНИЦА / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ИНВЕСТИЦИИ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружинин П. В., Кухарева Т. В.

Проведено исследование развития приграничных регионов, особое внимание уделено связям Карелии с соседними регионами Финляндии, появляющимся возможностям и потерям. Рассмотрены особенности и виды трансграничного сотрудничества. Показано влияние трансграничного сотрудничества с Финляндией на развитие экономики Карелии. Описаны динамика экспорта и импорта товаров и услуг, иностранных инвестиций, совместные проекты и их влияние на развитие различных секторов карельской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дружинин П. В., Кухарева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество приграничных регионов: Карельская практика»

СТРАТЕГИЯ РАЗБИТИЯ РЕГИОНА

УДК 332.14

СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ: КАРЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА*

П. В. ДРУЖИНИН, доктор экономических наук, заведующий отделом E-mail: pdruzhinin@mail. ru Т. В. КУХАРЕВА, экономист

E-mail: kuharevatv@mail. ru Институт экономики Карельского НЦ РАН

Либерализация внешнеэкономической деятельности и снижение барьерности границы ведут к росту объемов внешней торговли и увеличению перемещения товаров через границу, что способствует развитию отдельных отраслей промышленности и ухудшает положение других. Движение товаров способствует развитию территории - вкладываются средства в инфраструктуру, возникают и развиваются обслуживающие ее фирмы [1, 8, 9].

Первоначально из менее развитой страны обычно вывозится сырье и промежуточные товары, организуется сборка изделий из комплектующих, и лишь затем, с ростом опыта, квалификации и созданием благоприятных условий для бизнеса, возникает производство конечной продукции.

С открытием границы активизируются перемещение через нее финансовых средств, создание предприятий с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). Для крупных фирм не имеет особого значения расстояние от границы, им важен объем рынка, а для мелкого бизнеса проще создавать предприятия вблизи своей страны, что требует сравнительно небольших затрат. Например, мелкие

* Статья подготовлена по материалам журнала «Региональная экономика: теория и практика». 2012. № 8 (239).

финские фирмы в 1990-х гг. создали более 250 предприятий в приграничной Карелии, которые работали, хотя и недолго, на местный и финский рынки. К сожалению, барьеры для малого бизнеса оказались слишком велики, возникло множество проблем, а доходы этих фирм оказались невелики.

С перемещением средств могут быть связаны и перемещение технологий, создание предприятий на новом технологическом уровне. Современные технологии способствуют росту конкурентоспособности приграничных территорий менее развитых стран, структурной перестройке их экономики, хотя и создают некоторые проблемы в области занятости.

Со снижением барьеров развивается туризм, способствующий развитию сферы услуг и увеличению доходов приграничных регионов. Возрастает поток специалистов и учащихся, уезжающих на учебу, временную работу или на постоянное место жительства. Ежегодно уезжают в соседнюю Финляндию примерно 300-400 чел. В каких-то случаях это связано с потерями для менее развитого региона, но часть выехавших возвращается, с ними приходят новый опыт, знания и навыки. В то же время в менее развитую страну временно могут приезжать для работы специалисты из соседних стран, что также

способствует накоплению новых знаний и информации. Около 200 граждан Финляндии работают в Республике Карелия временно.

Оказание технической помощи, передача опыта и документации, участие в совместных проектах (предпринимательских, гуманитарно-культурологических, социальных и гражданского развития), обучение специалистов, научное сотрудничество могут оказать существенное влияние на экономику и социальную сферу региона. Приобретение опыта, знаний и информации, связанное с обретением рыночного и технологического опыта, создает потенциальные возможности повышения уровня менеджмента и ускорения развития приграничных регионов РФ, создаются условия для появления инновационных фирм и изменения структуры регионального бизнеса.

Территориальная глубина сотрудничества может различаться: трансграничное сотрудничество охватывает приграничное, под которым понимается сотрудничество граничащих друг с другом муниципальных образований разных стран, сопредельное, которое включает сотрудничество граничащих друг с другом регионов разных стран, и собственно трансграничное (неконтактное), охватывающее сотрудничество не граничащих друг с другом регионов разных стран. В зависимости от уровня приграничного сотрудничества муниципальных образований предложено несколько эволюционных моделей, описывающих три типа взаимодействия в зависимости от их содержания и интенсивности [4, 5].

В европейских странах приграничное сотрудничество охватывает ближайшие к границе муниципальные образования, расположенные в пределах 15 км от таможенных пунктов. Но в России на таком расстоянии от границы часто отсутствуют поселения, и живут только обслуживающие границу сотрудники таможенных и охраняющих границу федеральных служб. В Карелии вблизи международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП) есть только одно поселение, еще два - рядом с пунктами упрощенного пропуска (ПУП), но через них идет только экспорт древесины.

К локальным зонам сотрудничества относятся региональная столица (реализуются образовательные, медицинские, гуманитарные и инновационные проекты, осуществляются инвестиции в торговлю и сферу услуг), приграничные муниципалитеты, имеющие МАППы (развивается торговля и сфера услуг) и муниципалитеты, имеющие необходимые для сопредельного региона природные ресурсы (происходят модернизация существующих и строительство новых предприятий на основе современ-

ных технологий). Если для развития региональной столицы более важны другие факторы, то для остальных приграничность может стать определяющим фактором.

Промышленные и транспортные центры региона, расположенные вдали от границы, меньше интересны для сотрудничества, лишь введение ограничений на экспорт сырья может способствовать развитию в них перерабатывающих производств. Фактически сотрудничество позволяет раскрыть и усилить тот потенциал, который есть у территории, но без наличия определенных ресурсов и собственной активности результативность сотрудничества невелика. В Карелии наибольший объем накопленных иностранных инвестиций приходится на ресурсные муниципальные образования [6, 7].

Анализ развития российских приграничных регионов показывает, что они имеют потенциал для более успешного развития, изменения их роли в формирующихся трансграничных кластерах, где они пока являются за редким исключением поставщиками сырья. Большинство приграничных регионов имеет возможность за счет активизации трансграничного сотрудничества и региональной политики более успешно развиваться, формировать зоны с повышенной предпринимательской и инновационной активностью. Однако без адекватной федеральной политики в этих регионах консервируется устаревшая структура экономики. Требуется более активная и направленная федеральная политика по отношению к приграничным регионам, которая может ускорить развитие не только их, но и соседних глубинных регионов.

Активная внешнеэкономическая деятельность Республики Карелия значительно повлияла на темпы роста и структуру ее экономики. В отдельные годы более 70 % производимой промышленной продукции экспортировалось, а в докризисный 2007 г. экспорт товаров составил 24 % от всего оборота карельской экономики [6, 7].

Для российских регионов существует почти прямо пропорциональная зависимость объема экспорта и суммарного оборота организаций региона, линейная регрессия по кросс-секшн имеет коэффициент корреляции R = 0,96. У регионов с невысоким уровнем развития экономики, имеющим объемы экспорта товаров до 500 млн долл., даже небольшой рост экспорта связан со значительным ростом оборота организаций; при большем объеме экспорта его наращивание существенно меньше влияет на рост оборота организаций региона.

Для российских приграничных регионов проводился анализ взаимосвязи доли экспорта товаров в

обороте организаций и темпов экономического роста в межкризисный период. В 1999 г. зависимости практически нет, но уже в 2000 г. есть прямая зависимость -чем выше доля экспорта, тем выше темпы роста ВРП. В дальнейшем вид зависимости изменился, и с 2000 г. можно выделить две закономерности: если доля экспорта превышает 20 %, то существует прямая зависимость, если меньше - зависимость обратная (чем больше доля продаж на российском рынке, тем выше темпы роста экономики региона).

Карелия попадает в первую группу, она сильно зависит от мировой экономики. Колебания основных экономических показателей и доходов бюджета в 1990-2000-х гг. в значительной степени определялись колебаниями цен и спроса на лесопродукцию и металлы, а также решениями федеральных властей по регулированию трансграничного сотрудничества. Быстрый рост экспорта происходил в 1993-1995 гг., затем последовал спад экспорта, и с 2000 г. рост возобновился, вплоть до кризиса.

Наиболее активные связи установились с соседней Финляндией (табл. 1). Первоначально установились гуманитарные связи, затем начался стабильный рост экспорта, лишь значительное падение цен на лесопродукцию и дефолт 1998 г. прервали эту тенденцию. Доля экспорта в Финляндию традиционно была высока, в отдельные годы превышала треть всего карельского экспорта товаров, но в последние годы она стала немного убывать. В докризисный период в Финляндию вывозилось примерно 20 % производимой в Карелии промышленной продукции [6, 7]. Сокращение экспорта в Финляндию почти в два раза привело к тяжелым последствиям для экономики Карелии.

В 1990-х гг. в структуре промышленности Карелии происходили значительные сдвиги. Сжатие российского рынка привело к существенному снижению потребности в продукции многих видов экономической деятельности, промышленное производство упало почти в два раза. Наибольшее снижение производства было в машиностроении, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей и легкой промышленности. Но продукция нескольких отраслей оказалась востребована за пределами РФ, и спад в них был незначителен. Произошло смещение структуры экономики к увеличению доли добывающих отраслей и производств, негативно воздействующих на окружающую среду, продукция которых оказалась конкурентоспособной в Финляндии и других странах ЕС [2, 3].

Наиболее существенным оказалось влияние этого процесса на развитие лесозаготовительной промышленности, поскольку основная часть ее продукции экспортировалась в Финляндию. Необработанная древесина оказалась важнейшим экспортируемым товаром, ее доля в отдельные годы в общем объеме экспорта из Карелии в Финляндию превышала 50 %. Спад начался лишь в 2007 г. с вводом повышенных пошлин (табл. 2).

В структуре экспорта в Финляндию до 60 % занимали древесина и продукция из нее. Экспорт обработанных лесоматериалов увеличивался до 2005 г., затем рост приостановился. Тем не менее Финляндия является основным потребителем карельских пиломатериалов (до 15 % годового производства), и на развитие отрасли в последние годы заметное влияние оказал рост поставок на финский рынок [6, 7].

Основные показатели торговли Республики Карелия с Финляндией в 1996-2010 гг., млн долл.

Таблица 1

Показатель Год

1996 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Внешнеторговый оборот 198,4 209,6 412,2 474,3 535,2 510,1 289,3 301,7

Экспорт 152,5 170,5 331,0 373,3 389,3 368,9 212,2 223,0

Импорт 45,9 39,1 81,1 101,0 145,9 141,2 77,1 78,7

Товарная структура экспорта в Финляндию в 2005-2010 гг., млн долл.

Таблица 2

Экспорт Год В процентах к итогу

2005 2008 2009 2010 2005 2008 2009 2010

Объем экспорта в Финляндию, всего 331,0 369,0 212,0 223,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Минеральные продукты 70,8 0,1 0,1 3,5 21,4 0,03 0,05 1,6

Древесина и изделия из нее 193,0 220,0 138,0 16,01 58,4 59,6 64,9 72,2

Продукция целлюлозно-бумажного производства 26,4 28,0 23,2 14,6 8,0 7,6 10,9 6,5

Машиностроительная продукция 15,6 94,1 38,0 30,0 4,7 25,5 17,9 13,5

Почти весь экспорт необработанной древесины из Карелии направляется в Финляндию (табл. 3). Карелия экспортировала в Финляндию до 80 % заготавливаемой древесины, а в объеме потребляемого в Финляндии сырья доля Карелии - примерно 5 %. Фактически западная часть Карелии стала частью финского лесного кластера, поставляя сырье для финских лесоперерабатывающих предприятий. Лишь в последние несколько лет в Карелии появились современные деревообрабатывающие производства, и немного выросли поставки пиломатериалов и другой продукции из древесины в Финляндию.

Рост экспортных пошлин уменьшил экспорт необработанных лесоматериалов, и для компенсации данных потерь необходимы вложения серьезных инвестиций. Заготовка древесины снизилась, поскольку внутренние российские цены низкие и поставки на российские предприятия для части приграничных предприятий убыточны.

Экспорт важен для развития черной металлургии (до половины всех экспортных поставок), производства бумаги и целлюлозы и машиностроения. Рост экспорта железорудных окатышей (доля Финляндии составила 48 % в 2005 г.) способствовал увеличению производства в Костомукше, но в кризис экспорт практически прекратился [6, 7].

Рост экспорта продукции машиностроения связан с созданием на северо-западе Карелии предприятий, включенных в финский машиностроительный кластер. По большинству других товаров доля экспорта в Финляндию падала и была относительно невелика.

На другие отрасли экономики связи с Финляндией оказали меньшее влияние, хотя из общего объема экспорта услуг на долю Финляндии приходится 57 %. Экспорт услуг невелик - 2,4 млн долл. в 2010 г. В основном это услуги железнодорожного транспорта, и около 33 % составляют туристические услуги, объем которых немного растет (табл. 4). Приграничное положение способствует развитию отдельных муниципальных образований вблизи МАП Шов, а обслуживание туристов, потоков экспорта и импорта дает дополнительные доходы территориям и развивает сферу услуг [6, 7].

Объемы импорта услуг финских фирм в последние годы колебались, составляя 41-49 % от всего импорта услуг [6, 7]. Но в 2010 г. резко вырос объем услуг водного транспорта, что, видимо, связано с перерегистрацией крупной фирмы.

В структуре импорта 60 % составляет машиностроительная продукция. Поставки из Финляндии составляют более четверти всего карельского импорта и половины импорта машиностроительной продукции (табл. 5). Соответственно, около 10 % машин и оборудования, поставленных на предприятия республики, - финские, причем в развивающиеся после значительного спада в начале 1990-х гг. отрасли - деревообработку и машиностроение, что способствует их модернизации (табл. 6) [6, 7].

Импорт услуг, как и экспорт, нестабилен, в последние годы он уменьшался (табл. 4). Если в 1990-х гг. имевшие более совершенные технологии финские фирмы самостоятельно заготавливали древесину в Карелии, то постепенно модернизация

Таблица 3

Доля экспорта Республики Карелия в Финляндию в общем объема экспорта данного товара, %

Наименование продукции Год

1996 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Лесоматериалы необработанные 93,6 95,0 98,2 97,6 99,2 99,6 99,6 99,9 99,3

Лесоматериалы обработанные (пиломатериалы) 20,2 29,1 24,0 28,6 28,7 32,5 29,1 44,5 55,1

Сульфатная целлюлоза 23,4 21,0 12,3 18,2 17,5 15,3 10,1 7,7 9,1

Бумага, картон и изделия из них 9,7 6,0 6,3 6,3 5,3 8,0 4,7 4,8 3,3

Таблица 4

Объемы экспорта и импорта услуг между Республикой Карелия и Финляндией (по видам услуг, млн долл.)

Вид услуг Объем услуг по годам

1998 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Экспорт услуг

Все услуги 3,2 1,8 1,3 1,4 1,4 2,1 2,8 2,1 1,5 2,4

В том числе: 1,4 0,4 0,5 0,8 0,7 1,2 1,9 1,2 0,6 0,8

- транспортные

- туристические 0,2 0,5 0,6 0,6 0,7 0,9 0,9 0,9 0,9 1,6

Импорт услуг

Все услуги 13,6 6,1 5,8 6,9 6,2 5,1 9,6 4,5 8,9 38,7

Таблица 5

Товарная структура импорта из Финляндии, млн долл.

Продукция Год В процентах к итогу

2005 2008 2009 2010 2005 2007 2008 2009 2010

Импорт из Финляндии, всего 81,1 141,2 77,1 78,7 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В том числе:

продовольственные товары и сырье 9,2 20,1 17,8 14,5 11,3 12,1 14,2 23,1 18,4

минеральные продукты 3,0 2,7 2,1 0,3 3,7 1,2 1,9 2,7 0,4

продукция нефтехимического комплекса 9,7 21,3 6,9 5,4 11,9 10,9 15,1 8,9 6,9

черные и цветные металлы и изделия из них 2,7 4,0 1,7 0,6 3,3 2,5 2,8 2,2 0,8

древесина и изделия из нее 0,4 0,1 0,1 0,1 0,5 0,1 0,1 0,1 0,1

продукция целлюлозно-бумажного производства 5,4 12,4 4,6 5,0 6,6 6,4 8,8 6,0 6,4

машиностроительная продукция 46,1 74,1 39,8 47,3 56,8 62,4 52,5 51,6 60,1

Таблица 6

Доля импорта Республики Карелия из Финляндии (от общего объема импорта данного товара, в натуральном выражении), %

Показатель Год

1996 1999 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Черные металлы и изделия из них 4,7 20,9 44,0 46,8 22,3 25,5 11,7 13,1 26,9 13,7

Сульфатная целлюлоза 30,5 31,9 10,7 100 100 83,3 100 95,9 27,5 32,6

Котлы, машины, промышленное оборудование 23,0 32,1 40,9 55,0 15,4 31,6 31,7 31,5 20,7 36,0

Электрооборудование 6,0 42,3 38,7 68,9 75,5 65,4 53,1 58,9 74,1 58,6

Автомобили грузовые 33,1 32,1 33,3 35,2 39,5 28,1 25,8 13,3 20,0 7,7

карельских предприятий и переход их на современные технологии привели к значительному уменьшению присутствия финских фирм. Объем работ строительных фирм достаточно стабилен, на нем не сказалась даже девальвация рубля. Надо отметить высокую долю в 2006-2007 гг. услуг в области права, маркетинга и инженерных услуг (до 20 %). Видимо, вновь, как и в начале 1990-х гг., оказался востребован финский опыт и знания.

Финские фирмы были не слишком заинтересованы в модернизации карельской экономики. Отраслевая структура экономики близка, одни и те же природные ресурсы, лишь технологические различия огромны. Упор был сделан на передачу опыта и небольшие инвестиции в лесное хозяйство и лесозаготовительную промышленность. В 2001 г. 15 % сеянцев ели и сосны выращены в теплицах по финской технологии с закрытой корневой системой, дающей более высокую приживаемость. Уже в 1999 г. доля сортиментной вывозки составила в Карелии 25 %, а в 2007 г. достигла 71 %.

В 1990-х гг. более 55 % ПИИ в Республике Карелия создали финские предприниматели, но за редким исключением (лесозаготовительная фирма «Ладенсо») вложения не превышали нескольких тысяч долларов. В Республику Карелия пришел мелкий финский бизнес - ведение дел вблизи границы не требует больших затрат на перемещения

людей и грузов, при необходимости можно быстро приехать в фирму, часть населения знает финский язык. Такой бизнес ориентирован в основном на местный рынок, а не на создание фирмы для выхода на европейский или российский рынки. Подобные предприятия конкурировали с карельскими, некоторое время они имели преимущество. Но постепенно местный бизнес приобретал необходимый опыт, новое оборудование и вытеснял образованные финнами фирмы [2, 3].

Финские инвестиции в 1990-х гг. были незначительны, а в XXI в. они быстро росли и в 2007 г. достигли 53 млн долл., причем увеличивались и взносы в капитал, и кредиты [6, 7]. В общем объеме инвестиций в экономику Карелии их доля невелика -до 7 %, но среди иностранных - существенна и важна для развития отдельных отраслей, прежде всего, машиностроения (табл. 7).

Во вложениях в деревообработку и машиностроение не слишком заинтересован российский бизнес. Карельское лесное сырье дороже, чем в других регионах России, ситуация с сырьем напряженная, поскольку лесоперерабатывающие предприятия республики потребляют его больше, чем заготавливается в республике. В такой ситуации выгодней строить предприятия в более отдаленных от границы регионах, что, соответственно, может привести к уменьшению поставок древесины в

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступление иностранных инвестиций в Карелию

Инвестиции Год

1998 1999 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Иностранные инвестиции, 5,1 15,5 22,2 34,7 40,7 74,5 288 157,5 110,5 238,7 89,0

млн долл.

В том числе из Финляндии, 0,08 0,3 0,2 8,3 14,7 12,1 28,2 52,9 28,6 40,1 13,9

млн долл.

Доля финских инвестиций 1,6 2,0 1 24,0 36,2 16,2 9,8 33,6 25,9 16,7 15,6

в общем объеме иностранных

инвестиций, %

Доля от всех инвестиций, % 0,1 0,3 0,1 2,4 3,2 2,3 4,5 7,3 3,2 6,5 1,9

Карелию. Карельские машиностроительные предприятия имеют устаревшее оборудование и дефицит инженерных кадров и квалифицированных рабочих. Поэтому вложения финских фирм в эти отрасли способствовали их развитию в 2000-х гг. и росту конкурентоспособности (табл. 8). В результате в машиностроении доля экспорта в последние годы достигала 30 %, а в 1990 г. экспортировалось лишь 11 % производимой продукции [3].

В то же время быстрый рост инвестиций с конца 1990-х гг. не привел к заметным технологическим изменениям и появлению принципиально новых видов продукции. Пока не удалось привлечь финские инвестиции в развитие в Республике Карелия высоких технологий. Самые крупные ПИИ работают в лесозаготовительной промышленности, лесопилении и в машиностроении (трудоемкие сборочные операции), они принесли новые технологии, но не в самые современные отрасли. Эти технологии в Республике Карелия не развиваются, не модернизируются, поскольку нет соответствующих научных и проектных организаций, а значит, и нет пока условий для саморазвития.

Финские вложения в основную для Республики Карелия отрасль - целлюлозно-бумажную промышленность - невелики, более привлекательны оказались торговля и операции с недвижимостью, но и для их развития вложенные средства оказались незначительны в сравнении с российскими инвестициями. Можно сказать, что Карелия находится

в начале второго этапа развития приграничных регионов [3].

Большое значение для развития РК имеют международные проекты, реализуемые на ее территории, особенно после создания Еврорегиона «Карелия». Они оказывают влияние на различные отрасли экономики республики, на образование и здравоохранение, на сельское хозяйство, на туризм и лесное хозяйство. За время действия договора об основах отношений и соглашения между правительствами РФ и Финляндии о сотрудничестве в приграничных регионах Республика Карелия и Финляндия совместно осуществили более 300 проектов. По Программе приграничного сотрудничества на 2001-2006 гг. были реализованы 52 проекта.

В 2007 г. власти столицы Карелии - Петрозаводска и столицы сопредельной Северной Карелии -Йоэнсуу представили друг другу свои стратегические документы, начали их обсуждение и активизировали контакты предпринимателей. Новые проекты были связаны не только с традиционными видами сотрудничества (деревообработка, туризм и машиностроение), но и с новыми, например, медиа-бизнесом.

С 2010 г. начала действовать Программа приграничного сотрудничества «Карелия» с бюджетом 46,4 млн евро, по ней уже реализуются проекты первого этапа по развитию предпринимательства, информационных технологий, творческих индуст-рий, по экологии и другим сферам.

Таблица 8

Структура финских инвестиций по видам экономической деятельности, млн долл.

Инвестиции Год

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Всего В том числе: 12,1 28,5 52,9 28,6 40,0 13,93

лесозаготовки 0,7 0,25 3,0 8,5 4,8 3,4

обработка древесины и производство изделий из дерева 5,1 9,6 40,2 15,6 30,8 10,4

производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона 0 0,7 0,6 - - -

производство электрооборудования, электронного оборудования 0,15 2,1 0,2 0,001 0,1 -

оптовая и розничная торговля 3,0 8,5 2,8 1,8 1,9 0,03

операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг 3,0 7,1 4,4 0,0 0,2 0,1

Научные и образовательные проекты, выполнявшиеся Петрозаводским государственным университетом в рамках трансграничного сотрудничества, привели к созданию финскими корпорациями Metso и Nokia в ПетрГУ структур в университете, проводящих исследования по их заказам и заказам других финских и российских фирм, совместно с подразделениями этих корпораций, прежде всего в сфере информационных технологий. Опыт реализации данных проектов привел к созданию сотрудниками университета инновационных фирм.

В ходе реализации проектов передаются профессиональный опыт и технологические знания, организуется учеба. В результате специалисты получают возможность преодолеть отставание от уровня развитых стран в навыках работы с современным оборудованием, в отдельных случаях получают это оборудование, появляется возможность создания новых производств товаров и услуг. В итоге все эти проекты, решая с разной степенью успешности частные задачи, способствуют перетоку рыночного опыта, знаний, навыков и информации, росту предпринимательской активности и помогают повышению уровня менеджмента, низкий уровень которого является одной из главных проблем, сдерживающих развитие экономики российских регионов.

Приграничные территории за счет активных контактов предпринимателей имеют некоторые преимущества. Большинство крупных и малых фирм сотрудничали с иностранными, прежде всего финскими, фирмами, что сказалось на уровне менеджмента. В Карелии реализовывались проекты ТАСИС, Баренц-программы и других программ, ведется активная внешняя торговля, специалисты и студенты обучаются и проходят стажировки в Финляндии и в других соседних странах, есть более благоприятные условия для совместной деятельности и общения менеджеров и специалистов. Менеджерам приходилось не только набирать опыт на практике, но и учиться, чтобы их фирмы были конкурентоспособными.

Карелия, активизировав сопредельное сотрудничество прежде всего в инновационной сфере, может ускорить структурные сдвиги в экономике и

увеличить темпы ее роста. Отдельные приграничные регионы имеют средний инновационный потенциал и за счет трансграничного взаимодействия могут его существенно нарастить и стать частью трансграничных активных зон, но успешность их формирования в значительной степени зависит от федеральной политики, которая может повлиять и на их появление, и на развитие, и на местоположение ядра этих зон.

Список литературы

1. Вардомский Л. Б. Приграничный пояс России, проблемы и тенденции развития // Россия и современный мир. 2000. № 2. С. 133-151.

2. Громцев Н. А., Дружинин П. В., Кухарева Т. В. Республика Карелия - экспортоориентированный приграничный регион // Север и рынок. 2003. N° 2. С. 32-38.

3. Дружинин П. В. Развитие экономики приграничных регионов в переходный период. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2005.

4. Межевич H. М. Муниципальная внешнеэкономическая политика // Космополис. 2008. № 2. С. 153-157.

5. Морозова Т. В. Карельская модель трансграничного сотрудничества и развитие приграничных местных сообществ // Экономическая наука современной России. 2006. № 1. С. 73-89.

6. Приграничное сотрудничество Карелии с Финляндией: стат. сб. / Карелиястат. Петрозаводск, 2OO6.

7. Приграничное сотрудничество Карелии с Финляндией (внешнеэкономические связи): стат. сб. / Карелиястат. Петрозаводск, 2011.

S. Толстогузов О. В. Типология периферийных регионов и особенности граничной периферии Северо-Запада России // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 47. С. 6-13.

9. Cooperation, environment and sustainability in border regions. San Diego: San Diego state university press and Institute for regional studies of the Californias, 2OO1.

10. Curtains of iron and gold. Reconstructing borders and scales of interaction. Aldershot: Ashgate, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.