ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №3(14)
СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ КГПИ С ГОСМУЗЕЕМ ТАССР
© Г.М.Мустафина
Рассматриваются развивавшиеся в течение ряда десятилетий связи преподавателей отечественной истории КГПИ с Государственным музеем ТАССР.
Преподавание отечественной истории в ТГГПУ, как и исторический факультет, ведут свою историю с 1918 года, когда после преобразования Учительского института в Казанский педагогический институт впервые была введена специализация студентов по историко-социальному циклу. Организационные изменения и особенности исторических периодов нашли отражение в названии кафедры в следующей последовательности: кафедра русской историографии и русской истории ^ кафедра истории классовой борьбы в России ^ кафедра истории народов СССР ^ кафедра истории СССР ^ кафедра отечественной истории ^ кафедра истории России.
Сотрудничество преподавателей КГПИ с Госмузеем ТАССР (ныне Национальный музей РТ) имеет давние традиции и нашло определенное освещение в литературе [1]. Не имея возможности детально и в хронологическом порядке рассматривать его развитие, выделим три направления и условно назовем их организационно-учебное, кадровое и научно-творческое.
Начнем с первого, ибо оно восходит к началу истории факультета и относится к периоду, когда Восточный педагогический институт становится центром археологических исследований и подготовки кадров археологов. Первый курс археологии в Восточной академии, которая в 1922 г. войдет в состав ВПИ, читался М.Г.Худяковым. Разработанные им программы общего курса археологии Поволжья и Приуралья и специальных курсов предусматривали практические занятия, которые проводились в Госмузее [2, с.24]. Параллельно с работой в Восточной академии М. Г. Худяков возглавлял историко-археологический отдел музея.
С 1970-х гг. XX в. в учебные планы вводится музейная практика, которая вот уже более тридцати лет успешно ведется на базе Национального музея и его филиалов и стала существенным компонентом подготовки учителей истории.
Второе направление, которое мы обозначим как кадровое, связано с именами ряда представителей научной общественности Казани, чьи творческие судьбы связаны как с педагогическим
институтом, так и музеем. Остановимся на некоторых из них.
В период, когда кафедру археологии ВПИ (с 1922 г.) возглавлял известный археолог В.Ф.Смолин, в институте был создан студенческий археологический кружок, членами которого были А.М.Ефимова и З.А.Акчурина [2, с.24], многие десятилетия впоследствии посвятившие работе в Госмузее и внесшие серьезный вклад как в его научно-экспедиционную деятельность, так и в создание исторических экспозиций. Именно А.М.Ефимова станет первым преподавателем археологии на историческом отделении КГПИ с введением этого курса в начале 1960-х годов.
В 1933-1935 гг. доцентом кафедры истории народов СССР работал Н.Ф.Калинин, чья деятельность в течение 22-х (с 1924 по 1946 г.) лет была связана с историей Госмузея и с именем которого связано зарождение казанской школы археологии [3, с.106].
В 1960-е годы на кафедру истории СССР КГПИ пришли специалисты, профессиональное становление которых происходило в годы их работы в музее. В 1963 г. на работу в КГПИ перешел заведующий отделом советского периода музея, кандидат исторических наук А.Л.Литвин. Работая на кафедре истории СССР (до 1979 г.), он прошел путь от старшего преподавателя до профессора, защитил докторскую диссертацию "Крестьянство Среднего Поволжья в гражданской войне".
В 1970 г. старшим преподавателем кафедры истории СССР была принята заместитель директора музея по научной работе, кандидат исторических наук К.Р.Синицына. Как и А.Л.Литвин, она и раньше сотрудничала с пединститутом. Перейдя на штатную работу в КГПИ, К.Р.Синицына стала доцентом кафедры и проработала на ней до своей кончины в 1997 г. В 1973 г. совместно с И.М. Абдрашитовой она выпустила пособие "Школьный музей", необходимость которого была вызвана массовым созданием музеев в школах и населенных пунктах республики и отсутствием организационно-методической базы [4].
Научным руководителем кандидатской диссертации К.Р.Синицыной на тему "Музейное
Г.М.МУСТАФИНА
строительство в Татарской АССР в 1917-1967" был видный ученый-историк, проработавший в Казанском пединституте с 1935 г. до своей кончины в 1968 г., Е.И.Устюжанин. С 1947 по 1968 гг. он возглавлял кафедру истории СССР КГПИ. Труды Е.И.Устюжанина, общение с ним определили научную и профессиональную судьбу многих молодых выпускников не только пединститута, но и Казанского университета. В течение 30 лет он был членом Ученого совета музея.
Уже со студенческих лет был тесно связан с Госмузеем Н.П.Муньков, отдавший работе в КГПИ почти шесть десятилетий (с 1945 по 2002 гг.) и заведовавший кафедрой истории СССР с 1968 по 1985 гг.
Будучи студентом исторического факультета Казанского университета и председателем студенческого научного кружка, он не только выступал на музейных мероприятиях, но и вел исследовательскую работу. Его участие в исследовании фонда В.М.Флоринского вылилось в ряд оригинальных публикаций [5]. Таким образом, его стаж сотрудничества с музеем был вдвое больше, чем у Устюжанина, и составил шесть десятилетий.
Как члены Ученого совета музея Е.И.Устю-жанин и Н. П. Муньков не только участвовали в обсуждении экспозиций и планов музея, проводившихся конференциях, встречах, торжественных мероприятиях, но и были связаны с многими музейщиками теплыми дружественными отношениями. Многолетняя традиция такого плодотворного сотрудничества, к сожалению, прервалась с кончиной Н.П.Мунькова.
Конечно, рамки сообщения позволяют нам лишь обозначить имевшие место на протяжении почти 90 лет творческие контакты двух учреждений, занимающих особое место в культурно-образовательном пространстве г.Казани и республики. Дальнейшее изучение этой проблемы позволит расширить круг персоналий и более полно представить содержательную сторону почти векового сотрудничества.
1. См.: Дьяконов В.М. Моя жизнь и музей: Сорок лет участия в музейном строительстве. Казань, 2006; Синицына К.Р. Полвека музеев в Казани и Татарии: Очерки истории. 1917-1967 гг. Казань, 2002 и др.
2. Ситдиков А.Г. Археология и археологи в Казанском педагогическом университете // Музейный вестник Казанского государственного педагогического университета. Вып.2. Казань, 2005. Поскольку с введения археологии как нормативной учебной дисциплины для исторических отделений педвузов в 1961 г. она входила в учебную нагрузку кафедры истории СССР, правомерно включить это направление в наше сообщение.
3. Краева Л.Г. Н.Ф.Калинин, археолог и историк г.Ка-зани // Краеведческие чтения и среды: Материалы заседаний, прошедших в Национальном музее Республики Татарстан в 2002-2003 гг. Казань, 2003.
4. Абдрашитова И.М., Синицына К.Р. Школьный музей (задачи, организация, основные формы работы): Методическое пособие для учителей, студентов пединститутов и педучилищ. Казань, 1973.
5. См. об этом: Мустафина Г.М. Приобщение к музею // Личность - музей - общество: грани взаимодействия: Дьяконовские чтения. К 100-летию со дня рождения В.М. Дьяконова. Казань, 2006.
THE TEAMWORK STYLE BETWEEN TEACHERS IN THE DEPARTMENT OF PATRIOTIC HISTORY AT KSPI AND THE STATE MUSEUM OF TASSR
G.M.Mustafina
The connection between lectures of Russian history of KSPI and the State museum of TASSR, developed over several decades is viewed.