Научная статья на тему 'Научные Общества по изучению истории Татарстана (1923-1930 гг. )'

Научные Общества по изучению истории Татарстана (1923-1930 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1128
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдрашитова И. М.

Исполнилось 15 лет со дня кончины старшего преподавателя кафедры истории России И.М.Абдрашитовой (1929-1990). Выпускница Казанского университета, она связала свою дальнейшую жизнь с педагогическим институтом, где проработала более тридцати лет и оставила о себе добрую память как прекрасный педагог и глубоко интеллигентный, порядочный человек. Она была одним из авторов первого школьного учебника по истории Татарстана "История Татарской АССР", выдержавшего несколько изданий. Научные интересы И.М.Абдрашитовой были связаны с становлением исторической науки в республике в 1920-х-начале 1930-х гг. Этот период отличался высокой активностью ученых и краеведов в постановке и исследовании ключевых проблем истории Татарстана и татарского народа, а также разнообразием организационных форм координации и развития обществоведческих исследований в республике. Заметную научную роль стали играть добровольные научные Общества по изучению широкого круга гуманитарных проблем Татарстана и татарского народа. В 1970 году И.М.Абдрашитовой была опубликована обстоятельная историографическая статья о "Вестнике научного Общества татароведения (19251930 гг.)". Продолжением этого исследования является публикуемое ныне обобщающее научное сообщение Ирэк Мухамедовны Абдрашитовой "Научные общества по изучению истории Татарстана (1923-1930 гг.)", которое было подготовлено во время творческой стажировки на кафедре истории СССР МГПИ в 1975 году и получило самый высокий положительный отзыв известного историка и историографа профессора Виктора Григорьевича Тюкавкина. Во время этой стажировки И.М.Абдрашитова выявила в московских архивах новые документы по теме исследования, в том числе в архивном собрании Государственного исторического музея она изучала документы и дневниковые записи из личного фонда одного из организаторов научного Общества татароведения и его бессменного председателя, инициатора многих научных начинаний и руководителя творческих коллективов, профессора Н.Н.Фирсова. Продолжались поиски и в казанских архивах, в результате И.М.Абдрашитовой были выявлены и тщательно проанализированы документы Общества изучения Татарстана, а также сотрудничавших с ним подразделений Академцентра Нарокомпроса ТАССР, Дома татарской культуры и других организаций. На этой основе в середине и второй половине 1970-х гг. И.М.Абдрашитова опубликовала цикл из пяти статей, посвященных татарстанским научно-краеведческим обществам и учреждениям. Эти статьи стали заметным вкладом в научное татароведение и определили роль И.М.Абдрашитовой как достойного представителя сложившейся на историческом факультете КГПИ историографической историко-краеведческой школы. Несколько статей И.М.Абдрашитовой остались в рукописях и подготовительных материалах, которые не утеряли своего научного значения и ждут публикатора. Мустафина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные Общества по изучению истории Татарстана (1923-1930 гг. )»

И.М.Абдрашитова

НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА (1923-1930 ГГ.)

Исполнилось 15 лет со дня кончины старшего преподавателя кафедры истории России И.М.Абдрашитовой (1929-1990). Выпускница Казанского университета, она связала свою дальнейшую жизнь с педагогическим институтом, где проработала более тридцати лет и оставила о себе добрую память как прекрасный педагог и глубоко интеллигентный, порядочный человек.

Она была одним из авторов первого школьного учебника по истории Татарстана - "История Татарской АССР", выдержавшего несколько изданий. Научные интересы И. М. Абдрашитовой были связаны с становлением исторической науки в республике в 1920-х-начале 1930-х гг. Этот период отличался высокой активностью ученых и краеведов в постановке и исследовании ключевых проблем истории Татарстана и татарского народа, а также разнообразием организационных форм координации и развития обществоведческих исследований в республике. Заметную научную роль стали играть добровольные научные Общества по изучению широкого круга гуманитарных проблем Татарстана и татарского народа.

В 1970 году И.М.Абдрашитовой была опубликована обстоятельная историографическая статья о "Вестнике научного Общества татароведения (19251930 гг.)". Продолжением этого исследования является публикуемое ныне обобщающее научное сообщение Ирэк Мухамедовны Абдрашитовой "Научные общества по изучению истории Татарстана (1923-1930 гг.)", которое было подготовлено во время творческой стажировки на кафедре истории СССРМГПИ в 1975 году и получило самый высокий положительный отзыв известного историка и историографа профессора Виктора Григорьевича Тюкавкина. Во время этой стажировки И. М. Абдрашитова выявила в московских архивах новые документы по теме исследования, в том числе в архивном собрании Государственного исторического музея она изучала документы и дневниковые записи из личного фонда одного из организаторов научного Общества татароведения и его бессменного председателя, инициатора многих научных начинаний и руководителя творческих коллективов, профессора Н.Н.Фирсова. Продолжались поиски и в казанских архивах, в результате И. М. Абдрашитовой были выявлены и тщательно проанализированы документы Общества изучения Татарстана, а также сотрудничавших с ним подразделений Академцентра Нарокомпроса ТАССР, Дома татарской культуры и других организаций. На этой основе в середине и второй половине 1970-х гг. И.М.Абдрашитова опубликовала цикл из пяти статей, посвященных татарстанским научно-краеведческим обществам и учреждениям. Эти статьи стали заметным вкладом в научное татароведение и определили роль И.М.Абдрашитовой как достойного представителя сложившейся на историческом факультете КГПИ историографической историко-краеведческой школы.

Несколько статей И.М.Абдрашитовой остались в рукописях и подготовительных материалах, которые не утеряли своего научного значения и ждут публикатора.

Мустафина

Создание в 1920 году Татарской автономной республики и организация новой системы высшего образования и науки стимулировало развитие историко-краеведческих исследований и способствовало расширению их тематического диапазона. Эти процессы изучены пока еще недостаточно, хотя первое обобщение опыта развития исторической науки в Татарстане началось

еще с середины 1920-х гг. В 1925 г. к пятилетию ТАССР были подготовлены краткие обзоры "Пять лет научной работы" Академцентра Народного комиссариата просвещения ТАССР", "Что сделано в области социальной науки в Тат.республике в течение пяти лет" [1] и статья Н.Н.Фирсова о перспективах научной работы по изучению истории, археологии и этнографии Татарстана и населяющих его народов [2]. Эти вопросы ставились и освещались в юбилейной литературе, посвященной 10-летию Октябрьской революции, а затем и 10-летию образования ТАССР [3]. Тогда же появились отдельные сообщения и краткие статьи, подводящие первые итоги работы исторических обществ, созданных в Татарстане в послереволюционные годы [4], вышли в свет статьи, посвященные видным историкам республики - Г.Ибрагимову, Н.Н.Фир-сову, Г.Губайдуллину. Более подробно рассматривались в литературе 1920-х гг. итоги этнографических, краеведческих и археологических экспедиций по изучению Татарстана [5]. В начале 1930-х гг. чаще других выступал в печати с историографическими обзорами литературы по истории рабочего класса и Октябрьской революции в Татарстане М.К.Корбут [6].

В конце 1950 - начале 1970-х гг. вопросы развития исторической науки в Татарстане рассматривались в специальных исследованиях, посвященных деятельности Татарского Истпарта [7], разработке проблем местной истории в Татарском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории (с 1973 г. Институт языка, литературы и истории имени Г.Ибрагимова КФ АН СССР), на кафедрах истории СССР Казанского университета и Казанского педагогического института [8]. Отдельные материалы о формировании исторической науки в Татарстане содержат историографические статьи и обзоры литературы о начале революционного и социал-демократического движения на территории республики, о революционной борьбе в период трех революций, о создании и развитии ТАССР.

Следует отметить, что менее всего изучена история научных обществ и республиканских исторических научных изданий 1920-х гг., посвященных истории Татарстана. Поэтому вполне закономерным явился интерес к истории создания и деятельности местных общественных центров исторической науки в Татарстане [9]. Именно они, наряду с вузовскими кафедрами истории, определяли развитие исторической науки в республике в первое десятилетие после ее создания. В этот период история Татарстана стала объектом самостоятельного исследования; закрепилась как историческая дисциплина история татарского народа, представляющая важную и неотъемлемую составную часть истории народов России.

На пути становления центров исторической науки в ТАССР в первый период ее развития стояли немалые трудности. Сказывался недостаток кадров историков-профессионалов. Углубленная разработка истории Татарстана затруднялась узостью источниковедческой базы.

Становление историко-краеведческих исследований в Татарстане, как и в других республиках СССР, происходило в обстановке развертывания государственной пропаганды марксизма и критики немарксистской историографии, преодоления шовинистических концепций и подходов в исторической

науке. Проявляя заботу о развитии общественных наук в Татарстане, правительство республики стремилось создать необходимые для этого материальные условия, в то же время осуществляя политическое и организационное руководство всеми отраслями научно-исследовательской работы. Первую инициативу в разработке важных вопросов политической истории на архивных и мемуарных материалах о местных революционных кружках и местной социал-демократической организации проявил Татарский Истпарт и его печатный орган - журнал "Пути революции", выходивший в 1922-23 гг. Важное значение для развития исторической науки в Татарстане в 1920-е гг. имела реорганизация архивного дела и создание Казанского губернского архива, преобразованного в 1920 г. в Татцентрархив.

Осуществлялась перестройка системы подготовки кадров историков, которых готовили Казанский государственный университет, Восточный педагогический институт, Татарский коммунистический университет. В этих высших учебных заведениях вели педагогическую и научную работу видные ученые профессора Н.Н.Фирсов, А.П.Сингалевич, позднее Г. С. Губайдуллин, Н.И.Воробьев, а также историки-выпускники казанских вузов - М.К.Корбут, Е.И.Чернышев и другие. Они и были среди тех, кто проявил инициативу в создании в республике научных обществ, которые были призваны организовать комплексное изучение истории и культуры народов Татарстана.

В 1922 году при Восточной Академии в Казани возникло Общество востоковедения. Но академия вскоре вошла в состав Восточного педагогического института, и заметная часть членов-организаторов этого общества во главе с профессором Н.Н.Фирсовым совместно с представителями Академ-центра Татнаркомпроса и Всероссийской научной ассоциации востоковедения создали научное Общество татароведения (Первое заседание Общества прошло 30 мая 1923 года). В 1923-27 гг. Общество татароведения состояло при Академцентре Татнаркомпроса, а в 1927-29 гг. при Доме татарской культуры.

Целью научного Общества татароведения "являлось объединение лиц, работающих в области всестороннего научного изучения татар и татарской культуры, а также научная разработка относящихся к этой области вопросов, распространение соответствующих сведений и пробуждение интересов к задачам Общества в общественной среде" [10]. В программу работы Общества включалось изучение различных аспектов развития Татарстана и татарского народа: истории революционного движения, народного хозяйства, археологии, этнографии, фольклора, лингвистики, литературы, искусства татар, уделялось внимание и проблемам востоковедения.

Бессменным председателем Общества был Н.Н.Фирсов, заместителем председателя - Г.Г.Ибрагимов, секретарями в разное время избирались М.Г.Худяков, Е.И.Чернышев, Али Рахим (Г.М.Габдрахимов). В состав правления входили НИ.Воробьев, Г.С.Губайдуллин, В.В.Егерев, В.Ф.Смолин и др. Среди членов Общества были также Дж.Валиди, Г.Ш.Шараф. В 1929 году в Обществе состояло 98 человек: 14 почетных членов, 74 действительных члена и 10 членов-сотрудников. Общество татароведения имело регулярную

связь с более чем 120 научными учреждениями СССР, а также с научными учреждениями за границей [11].

Наиболее заметных результатов в разработке истории Татарстана Общество татароведения достигло во второй половине 1920-х гг., что отразилось в содержании научных публикаций в издававшемся обществом "Вестнике научного Общества татароведения". Выход в свет "Вестника" его инициаторы связывали с необходимостью "создать базу для научного общества и живой связи с прочими научными обществами и учреждениями", координировать работу по вопросам методологии и методики краеведения, сосредоточить главное внимание "на вопросах, связанных с современностью или близким прошлым", не отрицая необходимости уделять соответствующее место "далекому историческому прошлому, поскольку это будет возможно и необходимо для выявления исторического прошлого татарского народа".

По замыслу редакции в "Вестнике научного Общества татароведения" особо выделялись публикации историко-краеведческого характера. Так, по "Производственному плану Общества татароведения за 1925 год" предполагалось выпустить три номера по следующей программе: 1) статьи небольшого размера научного, популярно-организационного и методическо-краеведческого характера; 2) материалы по краеведению и татароведению; 3) научно-краеведческая хроника; 4) библиография [12].

Этот творческий план и был осуществлен активом Общества. Сдвоенный 1-2 номер "Вестника" (январь-апрель 1925 г.) был издан Академическим центром Наркомпроса Татарской АССР. Последний, также сдвоенный 9-10 номер "Вестника" был издан Домом татарской культуры в 1930 году. За пять лет вышло в свет восемь томов "Вестника" (десять номеров) общим объемом 75 печатных листов. Количество опубликованных в "Вестнике" материалов по основным отделам журнала представлено в таблице 1. Отметим, что наибольшее число публикаций было посвящено истории и археологии и превышало сумму публикаций по литературе, фольклору и лингвистике, что дает основание анализировать в настоящей статье вклад Общества татароведения в становление и развитие историко-краеведческих исследований. Обращая главное внимание на публикацию документов и материалов, "связанных с современностью или близким прошлым", редакция "Вестника" помещала немало публикаций, связанных с историей Октябрьской революции, а также с историей аграрного и революционного движения в Среднем Поволжье и с историей образования Татарской автономной республики. Этим вопросам была посвящена почти четвертая часть общего числа статей и документальных публикаций в разделе "История".

Декреты, постановления и обращения Советского правительства, направленные на осуществление его национальной политики в Поволжье, на создание национальной государственности татарского народа, - таково содержание подборки документов "Из материалов и документов по национальному вопросу и организации Татреспублики" в третьем номере "Вестника" (составитель не указан). Этой публикацией была ознаменована пятая годовщина создания ТАССР и положено начало документальной разработке исто-

рии образования республики. Несмотря на отдельные упущения в источниковедческой подготовке этой публикации, само обращение к изучению документов об образовании ТАССР являлось показателем серьезного исследовательского интереса к проблемам создания национальной государственности татарского народа.

Значительное место на страницах "Вестника" было уделено документам по аграрному движению в Татарстане, изучением которого наиболее плодотворно занимался историк и архивист Е.И.Чернышев. Следует заметить, что в начале 1920-х гг. не было даже приведенных в соответствующий порядок местных архивов, что существенно затрудняло научные исследования историков. В этой связи Е.И.Чернышев в 1925 году писал на страницах "Вестника": "Но вопрос об изучении крестьянской революции мощно выпячивается современной общественностью и наукой, настолько мощно, что становится в порядок дня, вызывает срочные работы и по выявлению соответствующих материалов" [13].

Уже в первом номере "Вестника" Е.Чернышев опубликовал подборку материалов по истории "крестьянской революции в Казанском крае в 1917 году". В кратком вступительном историографическом обзоре, упоминая работы Н.Н.Фирсова, С.М.Дубровского и других, он определил пути выявления документов и методику их изучения. Опубликованный комплекс из 14 документов фонда Казанской губернской земской управы характеризовал нарастание крестьянской борьбы против помещиков в ноябре 1917 г. Следующую свою работу по истории крестьянского движения на территории Татарстана Е.И.Чернышев приурочил к приближавшейся десятилетней годовщине революции 1917 года [14]. Продолжая поиск и исследование источников, Е.И.Чернышев выделил еще одно важное направление поиска документов, освещавших аграрную борьбу крестьянства накануне Февральской революции. В третьем номере "Вестника" он опубликовал прошение казанскому губернатору от крестьян деревни Шемякино Тетюшского уезда, свидетельствующее о нарастании недовольства крестьянской бедноты в период первой мировой войны [15]. Это позволило более подробно рассмотреть крестьянские движения 1917 г. и особенно усилившиеся противоречия, порожденные внутриобщинными взаимоотношениями на почве надельно-общинного землевладения, тем более что эту проблему, как отмечал автор, историки еще не поднимали [16].

Е.И.Чернышев рассматривал причины крестьянской борьбы и пришел к выводу, что это движение носило массовый характер и шло по трем направлениям: 1) движение против казенного землевладения; 2) движение против крупного и среднего частного землевладения; 3) движение, связанное с внут-риобщинными взаимоотношениями. Опубликованные Е.И.Чернышевым в 1925-1926 гг. сообщения легли в основу его очерка "Из истории крестьянских движений в Казанском крае в 1917 г.", вышедшего в свет в 1928 году в "Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете" [17]. Публикации Е.И.Чернышева сохранили свое значение для специалистов до настоящего времени.

В середине 1920-х гг. Е.И.Чернышев принял участие в поиске архивных материалов и о крестьянском движении в татарской деревне в 1878 году. Начало этой работы было положено публикацией Г.С.Губайдуллина в 1-2 номере "Вестника" за 1925 год, где он поместил прошение крестьян-татар министру внутренних дел [18], освещавшее подробности кровавой расправы властей над крестьянами Больше-Атнинской, Мамсинской и Больше-Менгер-ской волостей Казанского уезда. Эти сведения подтверждались и архивными материалами, найденными Н.Н.Фирсовым и опубликованными в 1926 году в его книге "Прошлое Татарии" (приложения к журналам Комитета министров и "Годовой отчет" Казанского губернатора) [19].

В очерке "Волнения казанских татар в 1878 г." Е.И.Чернышев ввел в научный оборот новые материалы: рапорт Казанского губернатора Скаря-тина, "Дело по обвинению крестьян Мамсинской волости в восстании против властей" (из архива судебной палаты), дело III отделения Собственной его императорского величества канцелярии о купце Сагадееве [20].

Анализируя уже опубликованные и вновь найденные материалы, Е.И.Чернышев установил причину движения - протест против насильственного крещения татар. Он справедливо отмечал, что для второй половины XIX века это движение было самым выдающимся и характерным. Об этом свидетельствовал его масштаб: в Больше-Менгерской волости - 12 сельских обществ, насчитывавших 4000 мужских душ, в Больше-Атнинской волости - 13 обществ с населением в 3500 душ мужского пола, в Мамсинской волости - 20 сельских обществ с общим мужским населением в 4000 человек [21]. Е. Чернышев отмечает, что движение проявилось, во-первых, в полном игнорировании волостных и полицейских властей и неподчинении их распоряжениям, во-вторых, в смене, а местами избиении представителей местных сельских властей, в-третьих, в отказе крестьян от исполнения повинностей. Дополнением к документам о крестьянском движении 1878 г. явились выдержки из воспоминаний очевидцев, которые опубликовал Али Рахим (Г.М.Габд-рахимов). Из них следует, что крестьяне безуспешно пытались сопротивляться воинской команде, выйдя против нее с кольями, вилами и косами [22]. Фактически архивные материалы, обнаруженные Е.Чернышевым и Г.Губайдуллиным, освещали совершенно неизученное до 1925 года национальное крестьянское движение 70-х гг. XIX века. Эти события и позднее привлекали внимание исследователей [23].

Исходя из задач, поставленных перед журналом, издатели "Вестника" весьма подробно освещали и "далекое историческое прошлое края": историю Волжской Булгарии (в связи с открытием записок Ибн-Фадлана, имевших исключительное значение для дальнейших исследований), генезис казанских татар, историческое и культурное прошлое древнейшей Казани, русско-ногайские отношения и другие [24].

В 1925 г. в номере 1-2 "Вестника" историком и археографом С.Вахидо-вым был опубликован тарханный Ярлык хана Сахиб-Гирея семи казанским феодалам (Шейх-Ахмаду и его родственникам) [25]. Этот документ был найден С.Вахидовым еще в 1912 году, он первым дал описание этого уникально-

го источника. Ярлык содержит важные для характеристики истории Казанского ханства сведения: о государственном устройстве Казанского ханства, о податях и налогах, о чиновной иерархии ханства (известные ранее данные касались чиновничества Золотой Орды и Крымского ханства). Ярлык занял центральное место среди документов, характеризующих феодальные отношения в Казанском ханстве. В конце 1950-х историк Ш.Ф.Мухамедьяров на основе обстоятельного анализа ярлыка Сахиб-Гирея пришел к выводу о наличии в Казанском ханстве суйургальной системе землевладения [26]. Это также подтверждалось содержанием Ярлыка хана Ибрагима, найденного Р.Н. Степановым в 1963 году [27].

Заметная группа публикаций "Вестника" рассматривала вопросы просвещения среди татар в XIX веке - "Проект первой татарской газеты в Казани", "Проекты организации средней школы европейского типа среди татар XIX в. (архивный материал для истории народного образования среди татар)"

[28]. Проект татарской газеты, составленный в 1834 г. выпускником разряда восточной словесности Казанского университета М.К.Никольским, был опубликован М.К.Корбутом, который предпослал документу вводную статью, где кратко рассмотрел историю восточного разряда университета и сообщил сведения о М.П.Никольском. М.К.Корбут оценил проект в основном положительно, "не обнаруживая в нем... специфических миссионерских тенденций". Иного мнения придерживался Н.Н.Фирсов, который в своей работе "Прошлое Татарии" (1926 г.), подробно разбирая проект М.П.Никольского, пришел к выводу, что издание этой газеты имело в виду "общероссийские великодержавные интересы". Проект М.П.Никольского по изданию татарской газеты не был осуществлен.

Семь проектов создания "средней общеобразовательной школы европейского типа" для татар в XIX веке было обнаружено и опубликовано Н.К.Мухутдиновым, преподавателем Восточно-педагогического института, известным педагогом и одним из строителей системы школьного образования в Татарстане. Он сумел найти в архивах Москвы, Ленинграда и Казани интересные проекты организации средней школы для татар, относящиеся к двум хронологическим периодам: к 1825-30-м гг. и к 1860-80-м гг. Выявленные Н.К.Мухутдиновым материалы весьма информативны, они свидетельствовали об активном поиске путей развития национального образования и распространения знаний и культуры в крае.

Публикации М.К.Корбута и Н.К.Мухутдинова способствовали активизации исследований по истории просвещения среди татар: проект М.Ни-кольского был включен в сборник "История Татарии в материалах и документах" (1937 г.) [29], педагогические проекты XIX века и ныне привлекают внимание исследователей общественной и педагогической мысли [30]. Таким образом, благодаря публикаторской деятельности "Вестника научного Общества татароведения" были введены в научный оборот материалы по актуальным вопросам истории социальных отношений, классовой борьбы и развития культуры и просвещения в крае.

Источниковедческие исследования членов Общества татароведения сочетались с постановкой на страницах "Вестника" вопросов историографии и истории классовой борьбы в Поволжье и Приуралье. Эти вопросы нашли отражение в статьях Г.Губайдуллина ("Несколько слов об участии татар в народных движениях XVII века") [31] и С.Бикбулатова ("Башкирские восстания и татары") [32]. Статья Г.С.Губайдуллина концентрировалась в основном на событиях XVII века и состояла из двух частей: "Участие татарских классов в "смуте" и "Участие татарских классов в "разиновщине". По ранее опубликованным и новым материалам автор обобщал данные об участии татар в крестьянских выступлениях в России. Г.Губайдуллин считал, что почва для крестьянской борьбы в татарской среде была подготовлена, татарские "колчура" находились, если не в худших, то, во всяком случае, в тех же тяжелых экономических условиях, в которых очутились русские холопы и крепостные после Юрьева дня" [33]. С.Бикбулатов, рассматривая историю башкирских восстаний, выяснял их причины, характер и ставил вопрос об участии в них татар, приходя к выводу, что "все крупные башкирские восстания никогда не обходились без смелой поддержки татарского низшего слоя." [34]. Антифеодальные выступления в Башкирии находили поддержку не только среди кре-стьян-татар, населявших Приуралье, но и среди трудового населения в Казанской губернии. Автор подчеркивал также, что "не подлежит никакому сомнению, что татары, без исключения классовых различий, долгое время питали глубокую вражду по отношению к русскому правительству" [35].

Особое место в двух последних томах "Вестника" занимали историографические обзоры. Значительная часть восьмого номера была посвящена видному татарскому писателю и ученому, крупному общественному и государственному деятелю Галимджану Ибрагимову, его общественно-политической, литературной, а также научно-исследовательской деятельности в области татарской культуры и истории Татарстана. Н.Н.Фирсов написал для этого номера "Вестника" специальную статью "Галимждан Ибрагимов как историк-политик" [36]. Подробно анализируя книгу Г.Ибрагимова "Татары в революции 1905 года", Н.Н.Фирсов давал ей высокую положительную оценку. В том же номере был опубликован библиографический указатель трудов Г.Ибрагимова, подготовленный Р.Тагировым и Г.Мухамедовой [37].

В связи с 40-летием научно-педагогической деятельности председателя Обшества профессора Н.Н.Фирсова в 1930 году в "Вестнике" была помещена статья Е.И.Чернышева "Профессор Н.Н.Фирсов как историк Поволжья" [38]. За сорок лет Н.Н.Фирсов опубликовал около 200 научных работ, однако до революции о нем были лишь краткие биографические заметки в справочных изданиях. Первой обстоятельной биографической работой о Н.Н.Фирсове явилась указанная статья его ученика Е.И.Чернышева, который охарактеризовал Н.Н.Фирсова как представителя самого левого политического течения среди дореволюционной казанской профессуры, как историка угнетенного царским режимом рабоче-крестьянского большинства [39]. Позднее историки отмечали, что философская основа взглядов Н.Н.Фирсова была субъективноидеалистической [40]. Ценность статьи Е.И.Чернышева в том, что он выделил

и проанализировал основные направления в многогранном творчестве Н.Н.Фирсова: история народных масс и социальных движений, история крестьянства, экономическая история России, история Среднего Поволжья. Е.И.Чернышев отмечал широкую источниковедческую базу, наличие в работах Н.Н.Фирсова обширного фактического материала, значение ценных научных выводов по истории социальных движений в России, показавших, что "разиновщина" и "пугачевщина" - далеко не местные бунты, а события первостепенной важности и всероссийского значения [41]. Е.И.Чернышев высоко оценивал также деятельность Н.Н.Фирсова как организатора научных исторических обществ и журналов в Татарстане.

Деятельность научного Общества татароведения отражала процессы становления и развития гуманитарной науки в Татарстане в 1920-е гг., пополнения новыми кадрами (в том числе национальными), новые формы организации научно-исследовательских работ. В центре его внимания было формирование татароведения - важного для молодой республики комплекса дисциплин, исследующих историю, материальную и духовную культуру, язык, литературу и традиции татарского народа. Члены общества своими исследованиями и публикациями внесли заметный вклад в историографию 1920-х гг., открыв новые направления исследования истории Татарстана и татарского народа. В 1929 году научное Общество татароведения на основании решения Главнауки прекратило свое существование, а Центральный Совет созданного незадолго до этого Общества изучения Татарстана принял решение о слиянии Общества татароведения и Общества изучения Татарстана.

В конце 1920-х гг. в СССР происходит переориентация историко-краеведческой работы, которая все более соподчиняется политическим установкам периода социалистических преобразований. В связи с этим 10 июля 1928 г. СНК ТАССР "в целях содействия социалистическому строительству в Татарии" поручил Наркомпросу республики приступить к организации Общества изучения Татарстана [42]. В Постановлении Правительства ТАССР была определена основная задача нового научного общества: "Всестороннее изучение Татарстана, т.е. его природы, населения, быта, истории, культуры и производительных сил" [43].

Для подготовительной работы по созданию Общества Совнарком ТАССР организовал оргкомитет, которому было поручено разработать Положение об Обществе изучения Татарстана и внести его на рассмотрение СНК ТАССР. В состав организационного комитета вошли И.Ш.Рахматуллин, Н.Б.Векслин, Р.Ш.Тагиров. Татнаркомпросу предлагалось дополнить состав оргкомитета "представителями соответствующих учреждений" и вовлечь в работу Общества как ученых, так и работников государственных и хозяйственных учреждений, общественных и профсоюзных организаций, "обратив особое внимание на вовлечение в работу Общества трудящихся татар" [44]. Член оргкомитета И.Ш.Рахматуллин должен был обеспечить особое внимание периодических изданий республики к вопросам изучения Татарстана

[45]. Члену оргкомитета Р.Ш.Тагирову поручалось освещение в печати текущей работы Общества.

Начиная свою работу 19 июля 1928 г., оргкомитет [46] Общества подготовил для публикации в газетах "Обращение" к общественности с призывом принять активное участие в работе по созданию Общества. Тогда же был подготовлен список лиц, рекомендованных оргкомитетом в качестве учредителей Общества изучения Татарстана в составе 97 человек. Но не все из них начали работу в Обществе, и в августе 1928 года дважды рассматривался вопрос о составе Общества. На втором заседании оргкомитета были утверждены членами Общества 29 человек, на третьем еще 8 человек [47].

Приступая к созданию Общества, оргкомитет признал необходимым обеспечить координацию исследований по истории республики, а потому дальнейшее существование Татарского бюро краеведения (действовало при Академцентре с 1925 г. для организаации краеведческой работы в республике; председатель - Г.Г.Ибрагимов, заместитель председателя В.Ф.Смолин) было прекращено приказом Наркома просвещения №66. Тем же приказом предписывалось профессору В.Ф.Смолину "сдать все дела по Бюро секретарю организационной комиссии Общества изучения Татарстана тов. Тагирову Р.Ш." [48]. 7 августа 1928 г. началась работа по составлению Устава Общества, по организации кабинета изучения Татарстана и библиотеки, по подготовке плана издания трудов.

В августе-сентябре 1928 г. оргкомитет провел переписку с низовыми краеведческими организациями республики, с Центральным бюро краеведения и его секцией национальностей, с Ассоциацией востоковедения, Чувашским обществом изучения местного края, татаро-башкирским землячеством студентов вузов г.Тюмени [49]. Были также установлены связи с редакциями газет и журналов, Татарским коммунистическим университетом, Домом татарской культуры [50], республиканскими и местными музеями (в Тетюшах и Чистополе), с Восточным педагогическим институтом и др.

Учредительную конференцию Общества изучения Татарстана намечалось провести в первой половине сентября 1928 г. На ней предполагалось обсудить следующие вопросы: цели и задачи краеведческой работы в условиях национальной республики; Устав Общества изучения Татарстана; пути развития народного хозяйства Татарской республики; итоги и перспективы изучения природы Татарской республики; методы изучения ТАССР в отношении сельского хозяйства [51]. Среди намеченных докладчиков были профессора университета: эконом-географ Н.Б.Векслин, геолог М.Э.Ноинский, а также историк Р.Ш.Тагиров и другие.

Оргкомитет предложил созвать эту конференцию 20 сентября 1928 г. как Первую Всетатарскую краеведческую конференцию (позднее ее открытие было перенесено на 22 сентября). Дополнительно на обсуждение конференции был внесен вопрос о роли статистических органов в изучении края. Все названные темы, а также выступление представителя Центрального бюро краеведения о состоянии национального краеведения в СССР и составили повестку Первой Всетатарской конференции Общества изучения Татарстана (в некоторых документах и в периодической печати эта конференция называлась также Первой краеведческой конференцией Татарстана). Конференция

работала почти две недели с 22 сентября по 5 октября 1928 года. На ней обсуждались следующие вопросы: о состоянии национального краеведения в СССР [52]; цели и задачи краеведческой работы в условиях национальных республик; пути развития народного хозяйства ТАССР [53]; изучение природы Татарской республики; о методах изучения ТАССР в сельскохозяйственном отношении; роль статистических органов в деле изучения края; был принят Устава Общества изучения Татарстана и прошли выборы Центрального Совета Общества изучения Татарстана [54].

Конференция была весьма представительной: на ней присутствовали 83 делегата с решающим голосом и 22 - с совещательным. Шесть делегатов являлись членами Центрального бюро краеведения при Главнауке [55]. Большинство участников конференции представляли Казань (61 человек, в том числе 28 членов-учредителей Общества), 20 делегатов - районы Татарстана (среди них были представители Арска, Свияжска, Лаишева, Чистополя, Мен-зелинска) [56]. В этих городах, а также в Ленинграде, Набережных Челнах, Бугульме, Кукморе, Теньках, Мамадыше и Алькееве позднее были созданы местные отделения Общества изучения Татарстана. В работе конференции участвовали представители Казанского университета, Восточного педагогического института, Музея пролетарской революции Татарской республики, Общества татароведения, Татарского Совета профсоюзов и др.

Конференция признала необходимым создание Общества изучения Татарстана как "объединяющего, координирующего и организующего центра для всех научных обществ и организаций, равно как для всех отдельных работников в области краеведения и местных краеведов, с тем, чтобы Общество изучения Татарстана являлось преемником идей и материалов в области познания края без ограничения предмета и темы изучения, со своей стороны, направляя и стимулируя последнее в соответствии с плановыми задачами социалистического строительства Татарии" [57]. Конференция утвердила Устав общества, принятый на собрании учредителей 28 августа 1928 г. Первый пункт Устава гласил: "Общество изучения Татарстана имеет своей целью:

а) всяческое содействие социалистическому строительству путем выявления и научной обработки материалов, которые относятся к производительным силам, природе, населению, быту, истории, культуре и экономике Татарстана;

б) ведение научно-исследовательской работы в области изучения своего края" [58]. Устав Общества предусматривал разработку методов краеведческой работы, помощь краеведческим организациям, расширение их сети, "охрану и сбор материалов экспедициями", организацию музеев, выставок, библиотек, чтение докладов, лекций по вопросам краеведения, ставя задачей "максимальное вовлечение в краеведческую работу широких масс трудящихся, в особенности татар", Общество считало необходимым организовать курсы по подготовке и переподготовке работников краеведения [59], издавать литературу по краеведению. В Уставе общества подчеркивалась необходимость связывать всю работу низовых краеведческих организаций с деятельностью советских и научно-исследовательских учреждений.

Средства Общества складывались из членских взносов и пожертвований, ассигнований по смете правительственных и общественных учреждений, доходов от печатных изданий и лекционной деятельности и др. Руководящим и исполнительным органом Общества являлся Центральный Совет, избиравшийся на два года. В нем были представлены научные, научно-краеведческие, советские и профессиональные организации и местные отделения общества. Совет избирал президиум из 7 человек. Президиум составлял план работы Общества, ведал от его имени сношениями с другими краеведческими организациями, созывал пленум Совета не реже одного раза в год [60]. Общество находилось в ведении Дома татарской культуры.

Первой Всетатарской конференцией в сентябре 1928 г. был избран Центральный Совет Общества изучения Татарстана в составе 42 человек [61], его председателем являлся И.Ш.Рахматуллин. Совет утвердил состав членов-корреспондентов, они избирались на три года из лиц, самостоятельно ведущих работу по изучению Татарстана, и пользовались правом совещательного голоса на Всетатарских конференциях. В 1928-1929 гг. специальная комиссия рассматривала вопрос о создании секций при Обществе изучения Татарстана. На заседании комиссии 4 октября 1928 года было решено создать при Обществе студенческую, школьно-краеведческую, библиотечную, картографическую, музейную секции. 13 октября 1928 года на общем собрании членов Общества изучения Татарстана, проживающих в Казани, вновь рассматривался вопрос о создании секций и Казанского отделения Общества (предлагался проект Устава Казанского отделения общества, не предусматривавший изучения историко-краеведческих вопросов). Было решено Казанское отделение не создавать [62].

При Центральном Совете общества изучения Татарстана организовывались следующие отраслевые секции: промышленно-экономическая, сельского хозяйства, лесного хозяйства, культуры и быта, живой природы, атмосферы, почв, недр и воды, медицинская, транспортная, связи и строительства

[63], а также фотосекция. Кроме того предполагалось иметь три бюро: школьного краеведения, студенческое, библиографическое. Промышленноэкономическую секцию возглавил Н.Б.Векслин, секцию живой природы, атмосферы, почв, недр и воды - М.Э.Ноинский, школьно-краеведческое бюро -Н.Ф.Калинин, библиографическое бюро - Р.Ш.Тагиров, музейную секцию -Н.И.Воробьев и П.М.Дульский. Сформированная структура давала картину широких интересов и планов Общества.

В научно-исследовательской работе Общества и его секций использовались различные организационные формы. В отчетном докладе Общества указывалось, что работа велась "в следующих разрезах": разработка отдельных проблем в секциях; создание рабочих комиссий; проведение научно-исследовательских экспедиций. На заседаниях секций в 1928-29 гг. было обсуждено 18 докладов. Наибольшее количество докладов было заслушано в секции лесного хозяйства (5), культуры и быта (4), медицинской и живой природы (по 3). Были заслушаны историко-краеведческие доклады: "Карл Фукс и его работа по изучению края", "Оформление современной книги у казанских

татар". Работа секции культуры и быта была направлена на "планомерные исследования в культурно-бытовом отношении, археологические, исторические, лингвистические, на изучение фольклора, искусства, всех вопросов этнографии".

Предусматривалось комплексное изучение в течение десяти лет основных зон ТАССР: Заказанье (Арский, Мамадышский, Лаишевский кантоны), Горной стороны (правобережные кантоны - Свияжский и Тетюшский), Западного Закамья (Спасский и Чистопольский), Северо-Восточного Закамья и Прикамья (Челнинский, Елабужский кантоны и Агрызский район), Юго-Восточного Закамья (Мензелинский и Бугульминский кантоны). Уже в 1928-29 гг. намечались экспедиции в Заказанье "для проведения археологических разведок городищ, памятников, составления археологических карт; собирания устных преданий и письменного (рукописного) материала по истории края; выяснения вопросов заселения края; изучения надгробных памятников...; составления карт заселения; изучения языка и фольклора; этнографического изучения отдельных аспектов материальной культуры народностей края; изучения кустарных промыслов; изучения прикладного искусства, народной музыки и песенного творчества" [64].

Были запланированы следующие исследования: Н.Н.Фирсов - "Чтения по истории Среднего и Нижнего Поволжья" (ч.1. ХУТТ-ХУТТТ вв.) [65], И.Н.Фирсов - "Крестьянское движение в 1905 г."; И.Д.Андреевский - "Столыпинская реформа в Казанском крае"; Н.Я.Ежов - "Казанский военный округ"; Е.И.Чернышев - "Очерки по истории крестьянских движений в Казанском краев 1917 году" и "Очерки по истории землевладения в Казанском крае в ХТХ и XX вв."; Н.К.Мухитдинов - "История просвещения татар" [66] и др. Следует отметить, что исследования проводились с участием студентов, что способствовало вовлечению в научную работу молодых кадров.

Важным направлением работы в секции культуры и быта было создание терминологических сборников. С этой целью были созданы семь специальных комиссий, намечалось создание еще четырех. К работе были привлечены научные работники и студенты. Велась подготовка к созданию толкового словаря татарского языка. В этой работе широко использовались материалы Кабинета изучения Татарстана, который был создан еще в августе 1928 года. Специально на эти цели оргкомитет Общества выделил тысячу рублей

[67]. Кабинет должен был заниматься всей методической работой Общества, при нем создавалась библиотека. Для комплектования ее фондов общество договорилось об обмене изданиями с Центральным музеем ТАССР, Истпро-фом ТАССР, Книжной палатой, редакцией Большой советской энциклопедии, Домом татарской культуры, национальной секцией Уральского бюро краеведения [68]. К 1 июня 1929 г. библиотека насчитывала уже 970 книг и около 40 названий журналов и газет на татарском и русском языках [69].

Общество приняло участие в организации выставки, посвященной 11 годовщине Октябрьской революции. Эта выставка была развернута в Доме татарской культуры. Совместно с Музеем революции и Центральным архивом ТАССР Общество устроило выставку, посвященную жизни и революци-

онной деятельности В.И.Ленина в Казани и Казанской губернии (1887-89 гг.). Выставка была открыта с 22 по 29 января 1929 года, а затем по просьбам общественности продлена до 10 февраля [70].

Библиографическое бюро Общества издало подробный перечень литературы о Татарстане, опубликованной в 1928 году на татарском и русском языках. Тогда же была выработана инструкция по составлению библиографической карточки по краеведческой литературе в помощь практическим работникам. Библиографическое бюро составило и разослало инструкцию по обследованию библиографической работы на местах. Работники библиографического бюро составили и опубликовали в журналах "Безнен юл" и "Азат хатын" указатели краеведческой литературы [71]. Предполагалось создание библиотечек по вопросам краеведения для рассылки в местные отделения и составление рекомендательных списков краеведческой литературы [72].

Общество изучения Татарстана придавало большое значение вовлечению учащейся молодежи в краеведческую работу, которую координировали созданные в его составе бюро (секция) школьного краеведения и студенческое бюро [73]. В области школьного краеведения ставились задачи: вовлекать работников народного образования в краеведческую деятельность (призывы участвовать в этой работе были опубликованы в журналах "Магариф" и "Просвещение и жизнь"), "изучить практические нужды школы, собрать конкретный материал в помощь учителю, издавать методические письма, пособия", создавать школьно-краеведческие музеи или кабинеты. В 1928 году было намечено провести в Казани городскую конференцию по школьному краеведению для обсуждения вопроса о содержании школьного краеведения [74]. Обсуждение проблем и задач школьного краеведения было приурочено к Пленуму Центрального Совета Общества изучения Татарстана в июне 1929 года.

Общество установило связь с журналом "Труд и хозяйство", редакция которого предоставляла одну треть объема своего издания для публикаций научных и информационно-методических материалов по вопросам краеведения и изучения Татарстана. В связи с этой договоренностью Обществом было решено временно не издавать специального журнала на русском языке, а на татарском языке издавался журнал "Татарстан" [75]. Общество печатало также работы методического характера, в планы его входило издание "Трудов" Общества. В 1930 году вышло три тома "Трудов Общества изучения Татарстана".

Президиум Центрального Совета Общества изучения Татарстана, опираясь на свои секции, координировал работу как гуманитарных, так и природоведческих обществ республики. На заседаниях Президиума были заслушаны доклады представителей Общества археологии, истории и этнографии, научного Общества татароведения, Общества естествоиспытателей. Этой же цели - координации усилий всех исследователей Татарстана - было посвящено обобщение опыта экспедиционного исследования республики в конце 1920-х годов.

По данным архива Общества в 1928 году на территории Татарстана было проведено более тридцати различных экспедиций: шесть из них было организовано центральными учреждениями и организациями РСФСР и 28 - силами татарстанских организаций [76]. Перед этими экспедициями ставились разнообразные цели. Академический центр Наркомпроса ТАССР, Институт по изучению культуры Востока и Ассоциация Востоковедения (г.Москва) провели объединенную экспедицию под руководством профессоров А.С.Башкирова и И.Н.Бороздина по изучению булгарской культуры в Чистопольском кантоне, в Билярске [77] и на территории Иске-Казани. Результаты этой экспедиции легли в основу доклада, сделанного в Доме татарской культуры, и были освещены в местной печати. Экспонаты, собранные экспедицией, были представлены на выставке, посвященной 50-летию Общества археологии, истории и этнографии при КГУ. На специальном совещании, организованном 18 декабря 1929 г. Обществом изучения Татарстана, обсуждался вопрос об экспедиционной работе в 1929 году и планах на 1930 г. В январе 1930 г. Президиум Совета Общества, обсуждая результаты экспедиционной деятельности, отмечал недостаточную плановость археологических раскопок и разведок и констатировал "отсутствие в изучении отдельных районов Татарской республики изучения русского населения" [78].

Программой работы на 1930 год намечалось провести экспедиции под руководством казанского искусствоведа П.М.Дульского в Арский район и Мамадышский кантон для изучения художественных промыслов. Планируя экспедиции для изучения края, Общество предусматривало проведение их по разделам и закладывало в основу периодизации хронологию революций в России: а) до 1905 года; б) с 1905 по 1917 год; в) после 1917 года [79]. Важное значение придавалось организации историко-лингвистических и этнографических экспедиций как на территории Татарстана (Чистопольский кантон), так и за ее пределами (города Глазов и Касимов и их окрестности). Для комплексного изучения быта, культуры, "религиозных культов (отношений), общественных отношений, ремесленно-кустарных промыслов и их связи с фабрично-заводской промышленностью" проводились экспедиции в Мензе-линский и Бугульминский кантоны и другие регионы республики. Для сбора и изучения архивных материалов о революционном движении татарских рабочих на Украине планировалась поездка ученого секретаря Общества Р.Ш.Тагирова в Харьков [80].

Однако формирование секций и плановых экспедиций Общества изучения Татарстана осталось в известной мере незавершенным, так как эта работа была передана учрежденному 13 марта 1930 года Татарскому научноисследовательскому экономическому институту, где этими вопросами стал заниматься отдел культуры и быта. Ряд сотрудников секции культуры и быта Общества были переведены на работу в этот отдел. С 1930 года Общество изучения Татарстана перешло в ведение Татарского научно-исследовательского экономического института, а в 1931 году Общество прекратило свое существование.

Несмотря на сравнительно краткое время существования обществ тата-роведения и изучения Татарстана, они смогли активизировать краеведческую работу и исследования по истории Татарстана. К заслугам этих обществ следует отнести объединение профессиональных исследователей и краеведов-общественников, формирование новой исследовательской среды и научного сообщества в республике, расширение тематики исследовательской работы, а также первые попытки по организации комплексных исследований республики и проведения комплексных экспедиций в районах Татарстана на рубеже 1920-30-х гг.

Постепенно общественные формы организации этой работы все более вытеснялись государственными и соподчинялись экономическим и политическим задачам социалистического переустройства. Заложенный в 1920-е гг. фундамент широких историко-краеведческих исследований, как и наработки краеведов, был использован в последующие десятилетия и, начиная со второй половины 1950-х годов, вновь актуализируется и переосмысливается.

Таблица 1

год Исто- рия Архео- логия - а ря гя 8 ^ т о Искусство Литература и фольклор Лингвис- тика Разное Всего

1925 (№1/2,3) 9 1 - - 1 1 2 14

1926 (№4,5) 3 4 1 - 1 2 3 14

1927 (№6,7) 4 1 5 1 2 9 - 22

1928 (№8) 3 - 3 2 3 3 2 16

1930 (№9/10) 4 - - 4 - 3 2 13

Всего 23 6 9 7 7 18 9 79*

* См.: Указатель статей, помещенных в №1-10 "Вестника научного общества татаро-ведения" (1925-1930) // Вестник... - 1930. №9/10. С.215-216, 218. В "Обзоре деятельности научного общества татароведения" (см.: С.207) указано, что в десяти номерах "Вестника" помещено 70 научных статей. На наш взгляд, к ним следует добавить девять статей и сообщений, часть из которых примыкает к разделам истории и филологии, но в "Указателе" учтены в разделе "Разные статьи и заметки" (см.: С.218). Для таблицы, таким образом, выделены 79 статей и сообщений.

[1] Губайдуллин Г. Что сделано в области социальной науки в Тат. республике в течение пяти лет// За 5 лет. К V годовщине провозглашения ТАССР. Казань, 1925. С.167-176; Нуркай З. Пять лет научной работы // Вестник научного общества Татароведения. 1925, №3. С.5-11.

[2] Фирсов Н.Н. Изучение Татарии в историческом, археологическом и этнографическом отношении // Новый Восток. 1925, Кн.20-21. С.324-332.

[3] Габидуллин Х. Татарстан за семь лет (1920-1927). Казань, 1927. С.43-51; Векслин Н.Б. Изучение Татарстана за 10 лет (1920-1930) // Труды Дома татарской культуры. Очерки по изучению местного края. 1930, Т.1. С.99-186; Краснов П. Научно-исследовательская работа в Татарстане за 10 лет (1920-1930 гг.) Казань, 1931; Корбут М. Роль науки в социалистическом строительстве и научно-исследовательской работе в Татарии за 10 лет // Труд и хозяйство. 1930, №6-7. С.53-62; Федорович Н. Научно-исследовательская работа в Татарской республике, ее задачи и перспективы в разрезе пятилетки // Научный работник. 1930, №11-12. С.72-82.

[4] Бороздин И.Н. Пятидесятилетие Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете // Новый Восток. 1929, Кн.25. 371-373; Ильинский Л.К. Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете // Краеведение. 1929, Т.6, №6. С.529-534; М. Д. К итогам работы первой Всетатарской конференции Общества изучения Татарстана // Труд и хозяйство. 1929, №1-2. С.102-113; Тагиров Р. Из жизни общества изучения Татарстана // Там же. С.150-153; Арбатов С. Общество изучения Татарстана на новых путях. Казань, 1930.

[5] Воробьев Н.И. Этнографические исследования в татарской АССР // Этнография. 1927, №1. С.193-195; Худяков М.Г. Археология в приволжских автономных областях и республиках за 15 лет // Проблема истории материальной культуры. 1933, №1-2. С.15-22.

[6] Корбут М. Изучение истории пролетариата Татарстана // Социалистическое хозяйство Татарстана. 1930, №8-9. С.85-89; он же. К вопросу об изучении истории пролетариата Татарстана // История пролетариата СССР. М., 1930, сб.3-4. С.138-156; он же. Об изучении истории Октябрьской революции в Татарстане (Обзор литературы, вышедшей на русском языке) // Каторга и ссылка. 1930, кн.4-5. С.126-144.

[7] Литвин А.Л. , Циунчук А.Г. Создание и деятельность Татарского Истпарта (1920-1939 гг.) // Историография федосеевских марксистских кружков Поволжья. Казань, 1972. С.68-82.

[8] Гимади Х.Г. Об изучении Татарской АССР за 40 лет (Краткий обзор) // Известия Казанского филиала АН СССР. Сер. гуманитарных наук. 1957, Вып.2. С.68-82; Развитие филологических и исторических наук в Татарии. Казань, 1969; Ермолаев И.П. Историк Н.Н.Фирсов (1864-1934) // Сборник аспирантских работ Казанского университета (1964). Сер. истории и права. Казань, 1965. С.18-28; Султанбеков Б.Ф., Сидоров В.П. Из истории Казанского педагогического института (1918-1919 гг.) // Ученые записки Казанского педагогического института. Вопросы историографии и источниковедения. Казань, 1969, вып.71, сб.4. С.343-348.

[9] См.: Абдрашитова И.М. Вестник научного Общества татароведения (19251930) // Из истории Татарии. Казань, 1970, сб. IV. С.204-213.

[10] Обзор деятельности научного Общества татароведения (1923-1929) // Вестник научного Общества татароведения (в дальнейшем Вестник...). 1930, №9-10. С.201.

[11] Там же. С.202, 207-209.

[12] Вестник.. 1925, №1-2. С.59.

[13] Чернышев Е. Материалы по истории крестьянской революции в Казанском крае в 1917 году // Вестник. 1925, №1-2. С.41.

[14] Чернышев Е. Из истории крестьянских движений в Казанском крае в 1917 году. (Очерк по архивным материалам) // Вестник. 1926, №4. С.50-71; там же. 1926, №5. С.81-105.

[15] Чернышев Е. Характеристика классовых отношений в деревне в 1915 г. // Вестник. 1925, №3. С.40-42. Именно этот документ использован в "Истории Татар-

ской АССР" (Казань, 1968. С.312-313) как типичный для показа нарастания противоречий между беднейшими и зажиточными крестьянами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Чернышев Е. Из истории крестьянских движений в Казанском крае в 1917 г. (Очерк по архивным материалам) // Вестник. 1926, №4. С.54.

[17] См.: Чернышев Е.И. Из истории крестьянских движений в Казанском крае в 1917 г. // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 1928, т.ХХХ^, вып.1-2. С.4-98.

[18] См.: Губайдуллин Г. Документ о движении среди татарских крестьян в 1878 году // Вестник. 1925, №1-2. С.38-40.

[19] См.: Фирсов Н. Н. Прошлое Татарии. (Краткий научно'-популярный очерк). Казань, 1926. С.39-42.

[20] См.: Чернышев Е. Волнения казанских татар в 1878 г. (Очерк по архивным материалам) // Вестник. 1927, №7. С.173-202.

[21] Чернышев Е. Волнения казанских татар в 1878 г. (Очерк по архивным материалам) // Вестник. 1927, №7. С.178-179.

[22] Рахим Али. К вопросу о татарском крестьянском движении 1878 г. // Вестник. 1928. №8. С.143-152.

[23] См.: Смыков Ю.И. Классовая борьба в пореформенной деревне Казанской губернии (1867-1881). Доклад на "Краеведческих чтениях 1955 года". Казань, 1956; он же. Крестьянское движение в Казанской губернии в 1878-1879 годах. Казань, 1959; он же. Крестьяне Среднего Поволжья в борьбе за землю и волю. 60-90-е годы XIX века. Казань, 1973.

[24] См.: Смолин В. К открытию списка сочинения Ибн-Фадлана // Вестник. 1925, №1-2. С.10-15; Губайдуллин Г. К вопросу о происхождении казанских татар // Вестник. 1928, №8. С.131-142; Калинин Н. Где был дворец казанских ханов // Вестник. 1927, №6. С.81-86; Корнилов П. Старинный вид Казани // Вестник. 1927, №:. С.97-101; Чернышев Е. Обзор материалов русско-ногайских отношений в XVI веке // Вестник. 1925, №1-2. С.16-22.

[25] См.: Вахидов С. Ярлык хана Сахиб-Гирея // Вестник. 1925, №1-2. С.29-

37.

[26] См.: Мухамедьяров Ш.Ф. Земельные правоотношения в Казанском ханстве. Казань, 1958; он же. К истории земледелия в Среднем Поволжье в XV-XVI веках. // Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства в СССР. Сб.3. М., 1959. С.89-122.

[27] См.: Госманов М., Мохэммэдьяров Ш. hэм Степанов Р. Яна ярлык // Казан утлары. 1965, №8. Б.146-150.

[28] Корбут М. Проект первой татарской газеты, 1834 год. // Вестник. 1926, №5. С.106-131; Мухитдинов Н.К. Проекты организации средней школы европейского типа для татар в XIX в. (Архивный материал для истории народного образования среди татар) // Вестник. 1930, №9-10. С.105-156.

[29] См.: История Татарии в материалах и документах. М., 1937. С.353-355.

[30] См.: Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа. (Из истории русско-татарских педагогических связей). Казань, 1968; Михайлова С.М. Из истории формирования и развития передовой общественной мысли среди татар Поволжья. (Просветительство 1800-1861 гг.). Автореф. дис. . канд. ист. наук. Казань, 1969; она же. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800-1861). Казань, 1972 и др.

[31] Губайдуллин Г. Несколько слов об участии татар в народных движениях XVII века // Вестник. 1930, №9-10. С.32-44.

[32] Бикбулатов С. Башкирские восстания и татары // там же. С.61-87.

[33] Губайдуллин Г. Несколько слов об участии татар в народных движениях XVII века // Вестник. 1930, №9-10. С.33.

[34] Бикбулатов С. Башкирские восстания и татары // там же. С.65.

[35] Там же. С.64.

[36] Фирсов Н. Галимждан Ибрагимов как историк-политик // Вестник. 1928, №8. С.14-20.

[37] См.: Библиография произведений Галимджана Ибрагимова. Сост. Р.Тагиров, Г.Мухамедова // Вестник.. 1928, №8. С.49-54.

[38] См.: Чернышев Е.И. Профессор Н.Н.Фирсов как историк Поволжья // Вестник. 1930, №9-10. С.5-16.

[39] Там же. С.5, 15.

[40] См.: Ермолаев И.П. Историк Н.Н.Фирсов (1864-1934) // Сборник аспирантских работ (1964). Серия истории и права. Казань, 1965. С.28.

[41] См.: Чернышев Е.И. Профессор Н.Н.Фирсов как историк Поволжья // Вестник. 1930, №9-10. С.14.

[42] Национальный архив Республики Татарстан. Ф.447, Оп.1, Д.21, Л.2.

[43] Там же.

[44] Там же.

[45] Там же. Д.15, Л.1.

[46] Во многих документах оргкомитете именуется организационной комиссией. Поскольку СНК ТАССР в своем постановлении дал наименование "организационный комитет", целесообразно при освещении его работы пользоваться названием оргкомитет.

[47] НА РТ, Ф.447, Оп.1, Д.16, Л.3,6. Членами-учредителями Общества были утверждены И.Н.Бороздин, А.К.Булич, И.М.Бурдянский, Н.И.Воробьев, А.Я.Гор-дягин, П.М.Дульский, Н.К.Енгурин, В.М.Ермолаев, И.Казаков, Н.Ф.Калинин, М.К.Корбут, Н.А.Ливанов, Г.Нигмати, А.Сагди, С.П.Сингалевич, З.Ш.Тагиров, Р.Ш.Тагиров и др. Члены учредители представляли различные учреждения и организации республики: Академический центр Наркомпроса ТАССР, профсоюз работников просвещения, республиканскую печать (газету "Кызыл Татарстан", журнал "Ма-гариф"), Статистическое управление ТАССР, Казанский университет, Восточный педагогический институт, Татарский коммунистический университет и другие вузы Казани, Центральный музей ТАССР, Чистопольский и Тетюшский музеи, Дом татарской культуры и др. В дальнейшем число членов "Общества изучения Татарстана" быстро увеличивалось. К 1 июня 1929 г. в его составе было более 600 человек (См.: НА РТ. Ф.447. Оп.2. Д.27. Л.12.).

[48] НА РТ, Ф.447, Оп.1, Д.2, Л.69; Д.21, Л.11

[49] Там же. Оп.1, Д.16. Л.3,4,6,7,8, 16.

[50] Там же. Оп.2. Д.27. Л.17.

[51] Там же. Оп.1. Д.16. Л.1,8.

[52] По этому вопросу предполагалось заслушать доклад Центрального бюро краеведения, но мы не располагаем сведениями о подготовке этого доклада и о том состоялся ли он.

[53] Специального доклада по этой проблеме тоже не было сделано.

[54] См.: Труд и хозяйство. 1929.№1-2. 104.

[55] НА РТ. Ф.447. Оп.1. Д.18. Л.123,129, 138.

[56] Там же. Л.142.

[57] Труд и хозяйство 1929.№1-2. С.101.

[58] НА РТ. Ф.447. Оп.1. Д.18. Л.111.

[59] Там же. Л.111, 112.

[60] Там же. Оп.1. Д.20.Л.5, 6.

[61] Там же. Оп.2. Д.21. Л.61.

[62] Там же. Оп.1. Д.20.Л.3,4.

[63] Там же. Оп.1. Д.20.Л.2-4.

[64] Там же. Оп.1. д.10. Л.4.

[65] Там же. Л.5.

[66] Там же. Оп.1. Д.10. Л.6. Анализ периодических изданий Общества, в которых были опубликованы названные работы, проводится в других наших статьях.

[67] Там же. Оп.1.Д.16. Л.3.

[68] Там же. Оп.1. Д.21. Л.7, 9, 14. 19.

[69] Там же. Оп.2. Д.27. Л.17.

[70] Там же. Л.18.

[71] См.: Труд и хозяйство. 1929.№1-2. С.153.

[72] НА РТ. Ф.447. Оп.2. Д.27.Л.48.

[73] Там же. Оп.1.Д.12.Л.7.

[74] Там же. Оп.1.Д.11.Л.1.

[75] Там же. Оп.2. Д.27.Л.22.

[76] См.: Труд и хозяйство. 1929.№3-4. С.136.

[77] Там же. С.137.

[78] НА РТ. Ф.477. Оп.3. Д.44. Л.29.

[79] Там же. Л.28.

[80] Там же. Л.55, 56, 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.