Научная статья на тему 'Деятельность кантонных краеведческих организации в Татарии в 20-е годы XX в'

Деятельность кантонных краеведческих организации в Татарии в 20-е годы XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеева Г. А.

Освещается процесс развития в кантонах Татарской республики сети музеев, которые носили преимущественно краеведческий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF CANTON REGIONAL ORGANIZATION IN TATARIA IN THE 1920'S

The development process of a network of regional-interest museums in cantons of Tatar republic is described.

Текст научной работы на тему «Деятельность кантонных краеведческих организации в Татарии в 20-е годы XX в»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №3(14)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАНТОННЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ В ТАТАРИИ В 20-Е ГОДЫ XX В.

© Г.А.Валеева

Освещается процесс развития в кантонах Татарской республики сети музеев, которые носили преимущественно краеведческий характер.

В Татарии 20-е годы XX в., наряду с оживлением работы по изучению истории, быта, культуры края, проводилась немаловажная работа по охране исторических памятников, направленная на выполнение одной из актуальнейших целей -сохранение культурного достояния прошлого.

В кантонах ТАССР постепенно развилась целая сеть музеев, которые носили по преимуществу краеведческий характер. Их деятельность регулировалась отчасти Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы, отчасти Бюро краеведения. Обе эти организации находились при Академцентре Татнарком-проса.

Картина о работе краеведческих организаций на местах довольно пестрая. Одни упорно работали, независимо от условий - свияжская, те-тюшская, чистопольская; у других работа была более слабой. Во многом, наряду с отсутствием средств, это зависело и от отдела по делам музеев, охраны памятников старины и искусства. Лишь 1 ноября 1930 г. на утверждение коллегии Татнаркомпроса был внесен проект положения кантонных музеев ТАССР. В некую систему были приведены основные задачи, среди них:

1) популяризация научных знаний среди широких кругов трудящихся кантона;

2) содействие работникам просвещения в их повседневной школьной практике;

3) содействие по мере возможности разработке проблем, имеющих практическое и теоретическое значение в работе хозяйственных и культурных органов кантона [1, с.272].

Одним из наиболее крупных центров краеведческой работы можно назвать Тетюшский музей. Он был основан 1 июня 1920 г. на базе материалов Людоговского имения помещиков Сазоновых и коллекций, собранных местными любителями истории при участии Н.К.Енгурина и преподавателя рисования педтехникума К.Н.Ню-берга. С первых дней в музее открылись отделы, в которых было собрано значительное число экспонатов: 1) отдел искусства, в котором находилось 166 экспонатов, 2) историко-археологический - 260 экспонатов, 3) этнографический - 22, 4) естественно-исторический - 41, 5) отдел тех-

ники и промышленности - 98, 6) сельскохозяйственный - 1, 7) хозяйственный - 23. Кроме того, часть коллекций находилась еще в неразобранном виде. Среди них различные предметы в количестве 69 штук и 173 книги по искусству. Таким образом, к 1923 году в музее было около 650 экспонатов, часть которых была из фондов Центрального музея ТАССР. Деятельность музея развивалась достаточно успешно, однако в 1923 г. КОНО вынужден был закрыть музей из-за отсутствия средств, и до 1925 года он не работал [2, с.28].

После вынужденного перерыва работа была продолжена.

В первую очередь, это выразилось в сборе материала, который шел довольно успешно. По сравнению с прошлыми годами, в 1927 г. количество экспонатов увеличилось от 1594 до 1878. Среди них большое место занимали предметы искусства: работы Е.Е.Лансере "Куст сирени", "Сфинкс", "Пирамиды"; коллекция болгарских монет, фарфор и т.д.

Важным моментом деятельности тетюшских краеведов стало издание печатного органа "Записки тетюшского музея", который выходил с 1927 по 1930 год. Это своего рода визитная карточка кантона, так как, во-первых, он являлся лучшим показателем работы и заинтересованности краеведов, во-вторых, его особенность состояла в том, что он являлся единственным журналом в те годы, который издавался музеем кантона. Посильную помощь в издании оказывал Отдел по делам музеев, охраны памятников старины и искусства, особенно его ученый секретарь П. Е.Корнилов.

В журнале публиковались краткие отчеты и заметки о краеведческой работе в Тетюшах и в волостях, об организации и работе волостных бюро краеведения, а также отчеты о деятельности музея в эти годы и описание отдельных наиболее интересных экспонатов. Журнал стал своего рода центром, вокруг которого сконцентрировались все научные силы. В деревнях кантона работали корреспонденты, собиравшие различные материалы для музея, что давало возможность не только пополнить колллекции, но и на-

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЕЙНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ладить связь, повысить энтузиазм местных жителей, расширить их кругозор [3, с.112-114].

По количеству экспонатов вторым музеем в республике после Центрального музея считался Чистопольский. К 1926 г. в нем насчитывалось около 4,5 тыс. экспонатов. Объединенный со школьным музеем наглядных пособий, он вел значительную краеведческую работу, что отмечало и Общество татароведения. Музей состоял из 4 отделов: естественно-исторического, историко-археологического, кустарно-экономического, художественного - и занимал 6 комнат в помещении центральной библиотеки. Все экспозиции были сгруппированы и систематизированы. В.Ф.Смолин в своем докладе по поводу состояния Чистопольского музея особо отмечал, что " природа и этнография представлены прекрасно" [2, с.28]

Коллекции в музее были собраны разнообразные. Однако их значительную часть составляли археологические находки. Несмотря на то что отсутствие помещения не давало возможности представить все экспонаты, музей хорошо посещался. В год его осматривало от 3 до 5 тысяч человек.

Во второй половине 1920-х годов некоторое оживление в работе краеведов отмечалось в связи с деятельностью отделений Общества изучения Татарстана (ОИТ), которые также объединялись вокруг районных музеев. Так, Бугульмин-ский музей практически не действовал (был основан в 1919 г., закрыт в 1921 г.) и был заново создан в октябре 1929 г. отделением ОИТ. В музее было открыто шесть отделов, наибольшее количество экспонатов было в историкокультурном отделе (613 из 1371). Среди них: оружие, украшения, монеты и т.д. [3, с.116]. Сви-яжский кантонный музей был основан 2 июня 1921 г., в мае 1924 г. был переведен в помещение Успенского собора, которое до марта 1923 г. принадлежало монастырю. В музее были открыты 2 отдела: естественно-научный и церковнохудожественный. Возросший интерес краеведов к родному краю привел к определенным результатам. С мая 1924 по 1928 год количество экспонатов возросло с 222 (154 - художественных, 33 - церковная утварь, 35 - естественно-научных) до 985. Постепенно местный материал стал преобладать. Появились коллекции местных жуков и бабочек, образцы искусственных удобрений и т.д. Большую помощь в работе оказывал краеведческий кружок при музее, который начал свое существование с декабря 1924 г. и объединял 25 человек, в основном работников просвещения и учащихся [4, с.6, 8]. За 1925 год было проведено 12 собраний, на которых были заслушаны докла-

ды на различные темы: "История города Свияж-ска", "Татарские легенды о Свияжском кантоне", "Архитектурный стиль местного церковного зодчества", "Школьное краеведение", "Рыбный промысел в Свияжске и его окрестностях" и т.д. В разных направлениях проводилась и работа кружка. Особенно хотелось бы отметить сбор материала на темы: "Местный фольклор", "Крестьянская свадьба" и т. д. Большое значение отводилось работе над новой картой кантона. Всю деятельность организовывала активный сотрудник Отдела, руководитель Елабужского кружка краеведения Т.И. Архарова [5, с.23-24].

Вышеперечисленные музеи явились наиболее активными, поскольку в них была хорошо поставлена краеведческая работа. Важную роль сыграли и ТБК, и отделения ОИТ. Это не означает, что в других кантонах музеи не существовали, однако работа в них была более слабой, что зачастую вело к их закрытию. Например, Мензе-линский музей, основанный в 1919 году, был закрыт в 1921 году. Его основу составляли вещи из помещичьих усадеб. В Арске музей был основан в 1923, закрыт в 1924 году. Было собрано около 40 экспонатов, поэтому музей более походил на кабинет наглядных учебных пособий. Причин для закрытия этих музеев было несколько: во-первых, музейных экспонатов было очень мало, и они носили случайный характер; во-вторых, отсутствие материальной поддержки. К этой же категории можно отнести и Елабужский музей, который был основан в 1920 году. Экспонаты в музее весьма различны: 55 картин, несколько альбомов русской живописи, фарфор и хрусталь, бронзовая статуэтка, коллекция монет, черемисские и ботские костюмы, 6 коллекций минералов, 8 коллекций насекомых, 5 таблиц растений, 2 гербария, черепа нескольких птиц и животных, кости мамонта и, наконец, экспонаты, характеризующие последний голод, пережитый кантоном [2, с.28]. В трудные 1921-1923 годы кантиспол-ком был не в состоянии выделить средства на музей, поэтому функционировал он только в летние месяцы. Посещаемость музея каждое лето достигала до 500-700 человек. На базе Елабуж-ского музея был создан краеведческий кружок, его первое организационное собрание прошло 3 сентября 1925 года. Члены кружка под руководством А.Сергиева проявили расторопность и одними из первых представили ответы на анкету, присланную Академцентром, которая давала возможность выяснить положение дел по изучению местного края. Кроме того, в 1926 году на запрос ТБК в срочном порядке были сообщены сведения о Бондюжском и Кокшайском заводах (историческая справка, районы распределения

Г.А.ВАЛЕЕВА

продукции и т.д.). Таким образом, помощь кружка в решении практических задач налицо.

В целом вся работа проводилась в трех секциях: 1) естественно-исторической под руководством П.П.Емельянова; 2) экономической, изучавшей производство и промышленность (В.Н.Дунаев); 3) обществоведческой, в котором предполагалось изучение "жизни советских учреждений, партийных организаций" (Г.К.Поля-ков). На заседаниях секций кружка разрабатывались планы деятельности и обсуждались темы исследований: "Памятники старины в окрестностях г.Елабуги", "Флора местного края", "Насекомые края" и т.п. [6, с.6, 10].

Особенностью Мамадышского музея явилась ориентация, в первую очередь, на школы, учебные программы. Хотя музей существовал с 1921 года, для широкой публики он открылся лишь в 1923 году. Он занимал помещение бывшей типографии Серебрякова, в нем было открыто 5 отделов: 1) отдел искусства - 249 экспонатов; 2) естественный - 32; 3) этнографический - 35;

4) сельскохозяйственный - 32; 5) исторический -33. Несмотря на четкое деление, сбор материала носил случайный характер, а экспонаты, большей частью, принадлежали помещичьим усадьбам [2, с.27].

Таким образом, в результате экспедиционной, исследовательской и собирательской работы научных и краеведческих обществ и организаций создавался республиканский музейный фонд.

Конечно, наиболее ценные коллекции передавались Центральному музею Татарии в Казани, но также систематически пополнялись и фонды районных музеев.

Конец 20-х - начало 30-х годов - сложный и противоречивый период для развития краеведения и исторической науки в целом. Одно за другим ликвидируются научные общества, в ином направлении ведется работа краеведческих организаций. Это отрицательно сказалось не только на деятельности районных музеев, но и на положении Центрального музея ТАССР. Перемена взглядов на музей как социальный институт привела к формированию нового представления о музеях как "плацдарме для организованного мышления масс", да и сам Наркомпрос превращался в "штаб агитпропа". Это привело лишь к тому, что изучение татарской истории было приостановлено и историками, и краеведами.

1. НА РТ. Ф.Р.-3682. Оп.1. Д.1511. Л.272.

2. НА РТ. Ф.Р.-3682. Оп.1. Д.948. Л.28.

3. Синицына К.Р. Роль научных и краеведческих обществ в музейном строительстве в Татарии в 20-х - начале 30-х годов // Из истории Татарии. Казань, 1965. Вып.2.

4. НА РТ. Ф.Р.-3682. Оп.1. Д.719. ЛЛ.6, 8.

5. НА РТ. Ф.Р.-3682. Оп.1. Д.972. ЛЛ.23-24.

6. НА РТ. Ф.Р.-3682. Оп.1. Д.954. ЛЛ.6, 10.

ACTIVITY OF CANTON REGIONAL ORGANIZATION IN TATARIA IN THE 1920’S

G.A.Valeeva

The development process of a network of regional-interest museums in cantons of Tatar republic is described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.