УДК 908
РОЛЬ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ТАТАРОВЕДЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ
Марданова Ф.Ф., аспирант
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
/Ии2тагёапоуа@уапёех. ги
Данная статья посвящена исследованию деятельности научного Общества татароведения, которое существовало в 1923-1929 гг. В центре внимания научного Общества было формирование татароведения - важного для Татарской Республики комплекса дисциплин, исследующих историю, материальную и духовную культуру, язык, литературу и традиции татарского народа. За время своего существования научное Общество татароведения смогло объединить вокруг себя ученых и исследователей, создать новую исследовательскую среду, расширить тематику исследовательской работы.
Ключевые слова: научное общество, татароведение, духовная культура, история татар, 1920-е годы.
Стабилизация социально-экономической и общественно-политической ситуации в советской России в начале 20-х годов ХХ века, в определенном смысле, обусловлены созданием в 1920 году ТАССР. Организация Народного комиссариата просвещения Татарской АССР стимулировали развитие изучения истории и культуры татарского народа. В 1920-е годы научные общества республики, образованные по инициативе ученого сообщества и при поддержке местных властей, начали постепенно разворачивать свою работу в местах компактного проживания татар. Основным координатором исторических и краеведческих исследований стал Академический центр Наркомата просвещения ТАССР.
Одним из таких научных обществ, которое сыграло особую роль в комплексном изучении истории и культуры татарского народа, является научное Общество татароведения. Оно было создано 30 мая 1923 года на базе Общества востоковедения. С 1923 года до осени 1927 года Общество состояло при Академцентре Татнаркомпроса, а в 1927-1929 гг. при Доме татарской культуры [8, с. 202].
Административный орган Общества состоял из председателя, секретаря и возглавляемого ими правления [8, с. 202]. Члены Общества делились на действительные («лица, работающие в данной области» (татароведение. -Ф.М.), которые «избираются на общем собрании Общества»), почетные («лица, приобретшие известность своими трудами в данной области или имеющие существенные заслуги перед Обществом») и сотрудники-корреспонденты («лица, желающие оказывать Обществу содействие в его работах», которые «зачисляются (в Общество. - Ф.М.) правлением Общества, согласно их письменным заявлениям») [13, с. 69-70].
Председателем общества был профессор Н.Н. Фирсов, заместителем председателя (до 1928 г.) Г.Г. Ибрагимов, секретарями правления Общества в разное время избирались М.Г.Худяков (1923-1925 гг.), Е.И. Чернышев (19251926 гг.), Али Рахим (1926-1929 гг.). В состав правления входили следующие члены Общества: А.Ш. Абдрахимов, Д.Д. Валидов, Н.И. Воробьев, Г.С. Губайдуллин, В.В. Егерев, М.Х. Курбангалеев, Г.Г. Максудов, А.Г. Саади, В.Ф. Смолин, М.Х. Тагиров и др. [2, с. 102]. На 1 октября 1929
года в научном Обществе татароведения состояло 98 членов: 14 почетных, 74 действительных и 10 членов-сотрудников [9, с. 209].
Целью этого Общества являлось «объединение лиц, работающих в области всестороннего изучения татар и татарской культуры, а также научная разработка относящихся к этой области вопросов». Согласно своему Уставу, Общество должно было устраивать публичные чтения, диспуты, исполнительные собрания, съезды, заслушивать и обсуждать доклады по своей специальности, организовывать экспедиции, выставки и т.д. [13, с. 69].
Предполагалось изучение различных аспектов развития Татарстана и татарского народа. В «Программу работ научного Общества татароведения» включалось изучение истории (сбор рукописного материала на территории ТАССР, изучение архивного материала, археологических памятников и составление археологической карты), статистики, экономики (изучение классового состава татарского населения, хозяйства, промышленности, кустарного производства и торговли татар), литературы (изучение истории татарской литературы, театра, диалектологии, народной словесности, разработка татарского литературного языка), искусства (изучение татарского монументального и прикладного искусства), этнографии (сравнительное изучение татарского быта с другими тюркскими народами), природы (изучение Татарстана в естественноисторическом отношении) [10, с. 71].
Из вышеперечисленных аспектов достаточное внимание не уделялось только вопросам экономики и статистики. Причиной тому явилось незначительное число специалистов по этим отраслям среди членов Общества. Таким образом, Общество татароведения в ходе своей работы специализировалось, главным образом, в изучении различных отраслей материальной и духовной культуры татарского народа.
Согласно «Производственному плану Общества татароведения на 1925 год» [11, с. 59] было запланировано копирование и первоначальная обработка исторических документов находящихся в местных и центральных архивах, отражающих быт и культуру татарского населения, а также составление библиографии по краеведению. Кроме этого предполагалось организовать археологические раскопки в местах, связанных с историей татар и экспедиции в кантоны ТАССР для сбора старотатарских рукописей, этнографических материалов, изучения археологических памятников. Планировалось издание периодического органа под названием «Вестник научного Общества татароведения».
Сохранившиеся отчеты и доклады о деятельности Общества татароведения свидетельствуют о том, что во многих направлениях поставленные задачи были выполнены. За период времени с 1924 по 1929 г. научным Обществом татароведения было организовано 7 научных экспедиций и поездок. Под руководством Н.И. Воробьева организовывались экспедиции в Арский, Мамадышский, Закамские кантоны и в Заволжскую часть ТАССР с целью изучения, сбора исторических, археологических, этнографических материалов [8, с. 206]. В отчете об историко-этнографической поездке в Мамадышский кантон говорится о том, что были сфотографированы и изучены 20 надгробных камней. Была обнаружена и произведена съемка городища, расположенного на мысу у речки Кала-Илга, которая нигде не была до этого зарегистрирована. Сделаны зарисовки, 40 фотографий предметов материального быта татар и кряшен, которые имеют значительную ценность в изучении материальной культуры татар. Был изучен хозяйственный инвентарь
татар и методы ведения полевых работ, а так же собраны народные приметы, связанные с сельским хозяйством. Записан ряд образцов фольклора и сделаны лингвистические, диалектологические записи [6, с. 93-94].
Под руководством П.М. Дульского и Али Рахима были организованы экспедиции в Арский кантон с целью изучения кустарных промыслов среди татарского населения и в Рыбно-Слободский кантон для изучения местного ювелирного промысла. В 1929 году совместно с Обществом изучения Татарстана была организована поездка в татарские районы Вятской губернии и Вотобласти для изучения татар Нократского и Глазовского районов в лингвистическом и этнографическом отношениях. В «Отчете о деятельности научного Общества Татароведения за период с 1 января 1928 г. по 11 октября 1929 г.» особо подчеркивалось, что «поездка дала богатый научный материал» [9, с. 210].
Особо следует выделить стремление Общества к сбору и изучению письменных источников. В отчете о поездке в Челнинский кантон указывается, что были найдены и изучены 8 экземпляров старинных рукописей таких, как «Кашфуль-Асрар» («Закон мусульманской жизни и быта»), «Тафсир Сагияби» («Разъяснения Корана»), «Китаб-унниках» («Книга законов о браке»), «Демегу ррумуз» («Руководство к пониманию законов ислама»), «Табакат урриджаль» («Изучение известных людей и правил правильного чтения Корана»), «Гайнуль-гильм» («Учение о нравственности»), «Исагуджи» («Логика»), «Касидаи-Бурда» (сборник стихов) [4, с. 136-137].
В октябре 1928 года при Обществе была образована специальная археографическая комиссия. Целью этой комиссии был сбор, изучение, издание материалов по истории татар, находящихся в архивах и в частных руках. В комиссию вошли С.Н. Бикбулатов (председатель), М.И. Пинегин (секретарь), А.Ш. Абдрахимов, В.В. Егерев, Е.И. Чернышев, С.Г. Вахидов, Н.Н. Фирсов, Г.С. Губайдуллин. Комиссия установила связь с Центральным государственным архивом ТАССР и местными архивами [2, с. 104-105]. Член комиссии Н.Н. Фирсов во время научной командировки в Москву сделал копии документов в Центральном государственном архиве по истории Поволжских татар. Результатом этой работы явился целый объемистый том рукописных материалов по истории Ногайской орды и русско-ногайских отношений за XVI-XVII в.в. [5, с.57]. Ряд интересных и важных документов были обнаружены С. Вахидовым, Али Рахимом, Г. Губайдуллиным во время экспедиции в кантоны ТАССР.
Активная работа велась по издательской линии. В 1925 году вышел первый сдвоенный 1-2 номер специального печатного органа Общества -«Вестник научного Общества татароведения». За пять лет вышло в свет 10 номеров «Вестника» в 8 книгах с общим объемом 75 печатных листов [8, с.206]. На страницах «Вестника» публиковались важнейшие научные доклады, прочитанные на общих собраниях Общества, а также отдельные работы исследовательского характера. Отметим, что наибольшее число публикаций было посвящено истории и археологии и по количеству превышало число публикаций по литературе, фольклору и лингвистике. Согласно программе, по которой предполагалось издание «Вестника» особо выделялись публикации историко-краеведческого характера:
«1. Статьи небольшого размера научного, популярно-организационного и методическо-краеведческого характера;
2. Материалы по краеведению и по татароведению;
3. Научно-краеведческая хроника и
4. Библиография» [11, с. 59].
В 10 вышедших номерах «Вестника» опубликовано 70 научных статей, 75 заметок, рецензий и прочего материала [8, с. 207].
За все время своего существования научным Обществом татароведения было проведено 39 заседаний правления, а также 39 общих собраний, 7 из которых были проведены совместно с Обществом археологии, истории и этнографии. На общих собраниях членов Общества было заслушано 65 научных докладов и сообщений по истории, этнографии, татарской филологии, археологии, теоретическим и организационным вопросам востоковедения и краеведения и др. Многие доклады после предварительного обсуждения были подготовлены к печати. Список докладов и сообщений представлен в последнем номере «Вестника» [8, с. 202-205].
Отсутствие финансирования не дало возможности Обществу осуществить все намеченные планы. Не удалось организовать археологические работы, произвести раскопки в районе Казанского Кремля и в местах болгарских развалин. Однако при поддержке Академического центра М.Г. Худяковым была составлена археологическая карта Татарской Республики, Г.С. Губайдуллиным были закончены работы по составлению татарской библиографии по изучению края.
В первой половине деятельности научного Общества татароведения преобладали исследования по истории местного края ХУ1-ХХ вв. Однако в конце 1920-х годов большое место стали занимать исследования по этнографии народов Поволжья и по археологии края, которые давно входили в круг научных интересов членов Секции культуры и быта Общества изучения Татарстана. В 1929 году Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями РСФСР «в виду создавшегося параллелизма в работе обоих краеведных Обществ» приняло решение о слияние научного Общества татароведения и Общества изучения Татарстана. Условия выдвинутые членами Общества татароведения о том, что после слияния «члены Общества татароведения переходят в число членов Общества изучения Татарстана» и «образуют особую Секцию татароведения», которая «должна иметь свой специальный научный орган «Вестник татароведения» остались невыполненными, так как задачи уже существующей Секции культуры и быта совпадали с предлагаемой секцией. Было решено продолжить налаженную научную работу по изучению истории и культуры татарского народа не только в пределах Татарской Республики, но и на всей территории СССР, а также публиковать научные статьи по данному направлению в специальном органе Секции культуры и быта - «Татароведение» [12, с. 213-214].
В центре внимания научного Общества было формирование татароведения - важного для молодой республики комплекса дисциплин, исследующих историю, материальную и духовную культуру, язык, литературу и традиции татарского народа. За время своего существования научное Общество татароведения смогло объединить вокруг себя ученых и исследователей, создать новую исследовательскую среду, расширить тематику исследовательской работы. Члены общества своими исследованиями и публикациями внесли заметный вклад в историографию 1920-х гг., открыв новые направления исследования истории Татарской республики и татарского народа.
Литература
1. Абдрашитова И.М. Научные общества по изучению истории Татарстана (1923-1930 гг.)//Филология и культура.-2006. №5. С. 37-56.
2. Абдрашитова И.М. Из истории научного Общества татароведения (1923-1929 гг.)//Ученые записки Казанского государственного педагогического института. 1975. сб. 7. С. 101-111.
3. Абдрашитова И.М. Вестник научного общества татароведения (1925-1930)//Из истории Татарии. 1970. сб.4. С. 204-213.
4. Аитов А.С. Восточные рукописи из кантона//Вестник научного Общества татароведения.-1926.-№5.-С.136-137.
5. Деятельность Общества татароведения (1923-1925 гг.) //Вестник научного Общества татароведения. 1925. №»1-2. С.57-58.
6. Историко-этнографическая поездка в Мамадышский кантон ТССР// Вестник научного Общества татароведения. 1926. N»4. С.93-94.
7. Кириллова З.Н. Деятельность научного Общества татароведения// Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Филологические науки«. Том 2 (68). № 3. 2016. C. 122-127.
8. Обзор деятельности научного Общества татароведения (1923-1929)//Вестник научного Общества татароведения.-1930. №9-10. С.201-208.
9. Отчет о деятельности научного Общества Татароведения за период с 1 января 1928 г. по 11 октября 1929 г.//Вестник научного Общества татароведения.-1930. №9-10. С. 209-211.
10. Программа работ научного Общества татароведения//Вестник научного Общества татароведения. 1925. №1-2. С. 71.
11. Производственный план Общества татароведения на 1925 год//Вестник научного Общества татароведения.-1925. №1-2. С. 59.
12. Протокол №39 общего отчетного собрания членов научного Общества татароведения от 3-го ноября 1929 г.//Вестник научного Общества татароведения. 1930. №9-10. С. 212-214.
13. Устав Общества татароведения при Академическом Центре Татнаркомпроса//Вестник научного Общества татароведения. 1925. №1-2. С. 69-70.
THE ROLE OF THE SCIENTIFIC SOCIETY OF TATAROLOGY IN STUDYING THE HISTORY AND CULTURE OF THE TATARS OF VOLGA AND URAL REGIONS
Mardanova F.F.
The article deals with the research of the Tatarology Scientific Society activities, which existed in 1923-1929. The focus of the Scientific Society was the formation of Tatarology, which was for the Republic of Tatarstan an important complex of disciplines, studying history, material and spiritual culture, language, literature and traditions of the Tatar people. During its existence, the Scientific Society of Tatarology was able to unite scientists and researchers around it, create a new research environment, and expand the subject of researches.
Keywords: Scientific Society, Tatarology, spiritual culture, history of the Tatars, 1920s.
Дата поступления 31.03.2017.