Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В СФЕРЕ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ'

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В СФЕРЕ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
140
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / БЕЛАРУСЬ / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / АЭС / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зубов И. А.

Предметом анализа данного небольшого исследования является в широком смысле российско-белорусское сотрудничество в сфере атомной энергетики, в узком - развитие «мирного атома» в Беларуси. 15 марта 2011 г. в Минске в ходе заседания Совета министров Союзного государства было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции. А уже 18 июля 2012 г. в Минске по итогам заседания Совета министров Союзного государства РФ и Белоруссии в присутствии премьеров Д.А. Медведева и М. В. Мясниковича был подписан генеральный контракт на сооружение Белорусской АЭС. С политической точки зрения строительство первой атомной станции в Беларуси не только сохранит энергетическую независимость республики от соседних стран Евросоюза, но и может существенно усилить ее собственный экспортный потенциал на всём восточноевропейском энергетическом рынке. В свете этого причины противодействия планам Беларуси по освоению технологий атомной энергетики со стороны восточноевропейских соседей, прежде всего Литвы, кроются, по мнению автора, именно в конкуренции на рынке энергетики. В рамках данной статьи мы рассмотрим ключевые политические и экономические аспекты, относящиеся к реализации российско-белорусского сотрудничества в атомной энергетике. В ходе подготовки исследования автор использовал историко-аналитический метод, метод экономического моделирования, метод структурного анализа и метод политического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF NUCLEAR ENERGY

The subject of this short research is the Russian-Belarusian cooperation in the field of nuclear energy in a broad sense, and the development of the "peaceful atom" in Belarus in a narrow sense. On March 15, 2011, during a meeting of the Council of Ministers of the Union State in Minsk, an agreement was signed between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Belarus on cooperation in the construction of a nuclear power plant on the territory of the Republic of Belarus. And already on July 18, 2012 in Minsk, following a meeting of the Council of Ministers of the Union State of the Russian Federation and Belarus, in the presence of Prime Ministers Dmitry Medvedev and Mikhail Myasnikovich, a general contract for the construction of the Belarusian nuclear power plant was signed. From a political point of view, the construction of the first nuclear power plant in Belarus will not only preserve the energy independence of the republic from the neighboring EU countries, but also significantly strengthen its own export potential in the entire Eastern European energy market. In this light, the reasons for the opposition to Belarus ' plans to develop nuclear energy technologies on the part of its Eastern European neighbors, primarily Lithuania, lie, in the author's opinion, precisely in the competition in the energy market. In this article, we will consider the key political and economic aspects related to the implementation of Russian-Belarusian cooperation in the nuclear energy sector. Working on the study, the author used the historical-analytical method, the method of economic modeling, the method of structural analysis and the method of political analysis.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В СФЕРЕ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ»

Научная статья / Research article

Сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией

в сфере ядерной энергетики

И. А. Зубов

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия 1032170061@rudn.ru

Аннотация. Предметом анализа данного небольшого исследования является в широком смысле российско-белорусское сотрудничество в сфере атомной энергетики, в узком - развитие «мирного атома» в Беларуси. 15 марта 2011 г. в Минске в ходе заседания Совета министров Союзного государства было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции. А уже 18 июля 2012 г. в Минске по итогам заседания Совета министров Союзного государства РФ и Белоруссии в присутствии премьеров Д.А. Медведева и М. В. Мясниковича был подписан генеральный контракт на сооружение Белорусской АЭС. С политической точки зрения строительство первой атомной станции в Беларуси не только сохранит энергетическую независимость республики от соседних стран Евросоюза, но и может существенно усилить ее собственный экспортный потенциал на всём восточноевропейском энергетическом рынке. В свете этого причины противодействия планам Беларуси по освоению технологий атомной энергетики со стороны восточноевропейских соседей, прежде всего Литвы, кроются, по мнению автора, именно в конкуренции на рынке энергетики. В рамках данной статьи мы рассмотрим ключевые политические и экономические аспекты, относящиеся к реализации российско-белорусского сотрудничества в атомной энергетике. В ходе подготовки исследования автор использовал истори-ко-аналитический метод, метод экономического моделирования, метод структурного анализа и метод политического анализа.

Ключевые слова: Россия, Беларусь, атомная энергетика, АЭС, сотрудничество, Союзное Государство

Для цитирования: Зубов И.А. Сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в сфере ядерной энергетики. Постсоветские исследования. 2021;4(4):326-332.

Cooperation between the Republic of Belarus and the Russian Federation

in the field of nuclear energy

Ilya A. Zubov

RUDN University, Moscow, Russia 1032170061@rudn.ru

Abstract. The subject of this short research is the Russian-Belarusian cooperation in the field of nuclear energy in a broad sense, and the development of the "peaceful atom" in Belarus in a narrow sense. On March 15, 2011, during a meeting of the Council of Ministers of the Union State in Minsk, an agreement was signed between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Belarus on cooperation in the construction of a nuclear power plant on the territory of the Republic of Belarus. And already on July 18, 2012 in Minsk, following a meeting of the Council of Ministers of the Union State of the Russian Federation and Belarus, in the presence of Prime Ministers Dmitry Medvedev and Mikhail Myasnikovich, a general contract for the construction of the Belarusian nuclear power plant was signed. From a political point of view, the construction of the first nuclear power plant in Belarus will not only preserve the energy independence of the republic from the neighboring EU countries, but also significantly strengthen its own export potential in the entire Eastern European energy market. In this light, the reasons for the

Зубов И.А. Сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией

в сфере ядерной энергетики

opposition to Belarus ' plans to develop nuclear energy technologies on the part of its Eastern European neighbors, primarily Lithuania, lie, in the author's opinion, precisely in the competition in the energy market. In this article, we will consider the key political and economic aspects related to the implementation of Russian-Belarusian cooperation in the nuclear energy sector. Working on the study, the author used the historical-analytical method, the method of economic modeling, the method of structural analysis and the method of political analysis.

Keywords: Russia, Belarus, nuclear power, nuclear power plants, cooperation, Union State of Russia and Belarus.

For citation: Zubov I.A. Cooperation between the Republic of Belarus and the Russian Federation in the field of nuclear energy. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(4):326-332. (In Russ.)

Основные направления сотрудничества стран. Попытки создать в Беларуси ядерную инфраструктуру для обеспечения потребностей её энергозатратной экономики были предприняты еще в СССР. Атомные электростанции активно строились во всех частях Союза, за исключением Белорусской республики и в планах руководства страны в середине 1970-х гг. предполагалось строительство АЭС в вышеперечисленной республике. Данное решение позволило бы обеспечить более полно энергетическую безопасность Минска. Например, стране не пришлось бы закупать у соседних государств электроэнергию после развала СССР. Однако после аварии на ЧАЭС, конечно, данный вопрос был отложен более чем на 20 лет.

Необходимо отметить тот факт, что центральное место в отношениях стран в области ядерного взаимодействия занимает строительство и дальнейшая эксплуатация атомной электростанции на территории Беларуси, строительством которой занимается Россия.

С 2006 г., Москва и Минск начали вести активно переговоры о строительстве АЭС на территории Беларуси. Данная атомная электростанция, её строительство занимают центральное место в сотрудничестве двух стран в области ядерной энергетики. В 2008 г. РБ определилась с подрядчиком на строительство данного объекта. Им, конечно, стала Москва. В 2009 г. страны подписали соглашение о сотрудничестве в области мирного атома1, а в 2011 г. был непосредственно ра-

1 Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области использования атомной

тифицирован договор о строительстве АЭС в ходе визита российского лидера в братскую республику2.

Столь масштабный проект требовал соизмеримых затрат, которых у Минска не было. Об этом заявило белорусское руководство еще на этапе переговоров о строительстве и, единственным выходом из сложившейся ситуации, стал льготный кредит от Москвы. Кремль одобрил данную просьбу Беларуси и выдал около 10 млрд. Изначально Россия планировала одобрить кредит в 2 раза меньше, однако белорусская сторона настояла на увеличении финансирования. И Москва решила пойти на уступки, осознавая важность проекта не столько для решения энергетических потребностей Беларуси, сколько для повышения своего международного авторитета, как ядерной державы. Строительство белорусской атомной электростанции по прогнозам российских экспертов благоприятно повлияет на общую экономическую ситуацию в стране. Будет положительно решен вопрос энергоснабжения, появиться возможность экспортировать электроэнергию в сопредельные страны, что позволит Минску получать еще большую прибыль с продаж данного сырья.

Также к выгодам использования атомной электростанции можно отнести ее эко-

энергии в мирных целях от 28.05.2009 г. URL: https://base. spinform.ru/show_doc .fwx?rgn=28480 (дата обращения: 15.11.2020).

2 Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции от 15.03.2011 г. URL: http://sosny.bas-net.by/wp-content/blogs.dir/2/files/2013/05/agreement_2.pdf (дата обращения: 23.11.2020).

логичность. Беларусь является участником Парижского соглашения, и она вынуждена сокращать выбросы парниковых газов. Данное обязательства можно решить двумя путями - строительством АЭС или альтернативными источниками. Последние строить крайне дорого, и пока еще данный вид энергетики развит не так хорошо, чтобы вырабатывать достаточное количество электроэнергии. В отличие от атомной электростанции.

Строительство АЭС также способствует повышению международного авторитета Беларуси на мировой арене. После окончательного завершения строительства Минск станет полноправным участником клуба, в котором состоят государства, воспользовавшиеся своим правом на мирный атом.

Также атомная электростанция положительно повлияет на развитие региона, в котором она находиться. АЭС позволит обеспечить около 3 тысяч новых рабочих мест, создать современную инфраструктуру, повыситься медицинское обслуживание, улучшиться образовательный процесс и в целом повыситься уровень жизни населения. Также для работы на атомной электростанции потребуется переквалификация или подготовка новых кадров, а соответственно ВУЗы страны должны будут расширить спектр своей деятельности.

Помимо кредита Москва также пообещала обслуживать атомную электростанцию с технической точки зрения, а также перерабатывать и утилизировать ядерные отходы. Однако при условии, что топливо для АЭС будет закупаться именно у Москвы.

Наконец, в 2013 г. А. Г. Лукашенко дал старт строительству АЭС и к началу 2021 г. первый блок был построен, второй предполагается ввести в эксплуатацию через год.

Атомная электростанция в Беларуси будет производить после окончания ее строительства около 1/3 всей необходимой электроэнергии для выполнения социальных обязательств перед своими гражданами. А именно 2500 МВт она будет вырабатывать. В 2022 г. Минск планирует отключить крупнейшую Лукомльскую теплоэлектростанцию в связи с введением в эксплуатацию АЭС. Данный шаг призван сократить зависимость Республики от Москвы, так как

все ТЭЦ Беларуси работают на российском голубом топливе. И если данная все пройдет так, как задумано белорусским руководством, то уже на 30% энергетическая безопасность Беларуси будет обеспечена.

Проект возведения атомной электростанции в Беларуси стал одним из самых обсуждаемых и подверженных критике прежде всего в западных СМИ. И причины для беспокойства европейцев были. Стоит отметить, что взволнованы больше всех были и также остаются на сегодняшний день страны Прибалтики. По мнению ряда исследователей, данные опасения и резкая критика в адрес проекта Беларуси и России носит, прежде всего, политический мотив. Если ранее Литва в первую очередь закупала существенную часть электроэнергии у Минска, то после запуска АЭС ситуация изменилась, и Вильнюс покупает также и сегодня данное сырье у Москвы. Благодаря данному спору Россия нарастила экспорт электроэнергии в Прибалтийские страны.

Литва, Латвия и Эстония при каждом удобном случае пытаются дискредитировать белорусскую АЭС. Страны опасаются повторения чернобыльского сценария, а также усиления России на рынке электроэнергии. В связи с этим страны Прибалтики с 2025 г. будут закупать электричество только в Европейском союзе и полностью откажутся от российского аналога. В связи с этим Минск, который надеялся всё равно продавать соседним странам электроэнергию после завершения строительства белорусской АЭС, задался вопросом о сбыте. За время проектировки и ввода в эксплуатацию ситуация на сырьевом рынке коренным образом изменилась. Если ранее, например, Литва после отключения от сети собственной АЭС была крайне заинтересована в покупке электроэнергии, то сейчас ситуация изменилась и в скором времени Вильнюс будет закупать вышеупомянутое сырье только у Запада. Украина обладает собственными АЭС и даже продает излишки электроэнергии. Москве явно хватает собственного электричества, и закупать у Беларуси не планирует, как в ближайшей перспективе, так и в далекой.

Также Минску нелегко будет реализо-вывать за рубеж свои излишки электроэнер-

Зубов И.А. Сотрудничество меж

гии еще и благодаря геополитическому фактору. Отношения в 2020 г. Запада и Беларуси испортились кардинальным образом. Однако еще и раньше европейские страны отказались покупать электроэнергию, которая, по их мнению, выработанную недостаточно экологическим путем. Данное мнение высказывается западными лидерами, несмотря на всевозможные доклады МАГАТЭ, которые заявляют о полном соответствии белорусской АЭС всем международным стандартам безопасности.

Однако все вышеперечисленные сложности Москвы и Минска с Западом только сплачивают Россию и Беларусь. Два государства в последнее время всё активнее сотрудничают в сфере атомной энергетики. После завершения строительства второго блока АЭС и полноценного ввода ее в эксплуатацию Москва и Минск смогут сотрудничать в совершенно новых промышленных отраслях. Например, две страны могут создать совершенно новый научно-исследовательский институт в области ядерной энергетики, который будет под общим управлением. По мнению ряда экспертов из Курчатовского института Россия и Беларусь могли бы благодаря такому развитию событий работать в сельском хозяйстве, медицине и промышленности с использованием новейших и самых безопасных ядерных технологий.

Также белорусское и российское руководство рассматривают более грандиозные перспективные проекты на будущее. И это строительство второй атомной электростанции. Данный шаг позволил бы полностью отказаться Минск от поставок российского голубого топлива и практически полностью обеспечил бы энергетическую безопасность Республике. Однако пока еще данные планы весьма туманны и пока еще не совсем ясно будет ли белорусская сторона развивать ядерную энергетику так же стремительно, как начала.

Таким образом, АЭС коренным образом влияет на отношения стран в сфере энергетики. Для двух стран данный проект крайне выгоден. Для Минска это прежде всего попытка обрести хоть какую-то энергетическую независимость от своего союзника, а для Москвы это шанс прежде всего повы-

Республикой Беларусь и Российской Федерацией в сфере ядерной энергетики

сить свой мировой авторитет в данной сфере для того, чтобы получить контракты на строительство новых атомных станций в мире. Сотрудничество в данной области протекает достаточно спокойно, в отличии от нефтегазового сектора, но тут стоит отметить тот факт, что Москва несколько раз шла на уступки Минску относительно реструктуризации долга. Это объясняется, прежде всего, важностью реализации проекта для России в первую очередь.

Влияние атомной энергетики на нефтегазовое сотрудничество двух стран. Энергосистема Минска в недалеком прошлом была типичной для бывшей советской республики. А именно преобладание тепловых электростанций в стране для обеспечения потребностей энергозатратной промышленности, которая работает в основном на природном газе, которое поставляется Москвой прежде всего. И электричества Республике хватает и даже существуют избытки, которые экспортируются в сопредельные государства. После запуска АЭС в полном объеме планируется сокращение на 30% импорта голубого топлива. Данный шаг должен повысить энергобезопасность страны, так как снизит зависимость от поставок российского сырья.

Введение в эксплуатацию АЭС имеет ключевое влияние на нефтегазовый сектор экономики. В связи с запуском станции примерно в начале 2022 г., белорусские власти настроены крайне оптимистично относительно реализации данного проекта и возлагают большие надежды на него. Прежде всего Минск заявляет о том, что после пуска атомной станции будет снижен импорт органического топлива, также будут переориентированы на электричество многие промышленные предприятия, в связи с вышеперечисленными факторами логично будет предположить, что измениться в лучшую сторону экологическая обстановка в стране.

После полного завершения строительства АЭС страна сможет экономить до 5 млрд кубометров газа ежегодно, что составляет ровно половину от импорта голубого топлива за 2019 г. Стоит отметить, что это кардинальный шаг в решении энергетической безопасности страны. Минск намерен и далее развивать атомную промышленность,

чтобы полностью перестать зависеть от голубого топлива из РФ.

Предполагается, что запуск обоих энергоблоков АЭС не сможет сократить расходы на электричество, а наоборот. То есть обслуживание атомной электростанции Минску не будет выгоднее, нежели закупать голубое топливо у России. По мнению ряда исследователей такова цена энергетической независимости. Прежде всего это обусловлено различными издержками. А именно затраты на уплату экологического налога, воду, различные химические вещества для нормального функционирования электростанции и также утилизация ядерных отходов, которыми заниматься будет Россия.

Однако главный вопрос, которым задаются эксперты из России, Беларуси, а также сопредельных государств заключается в следующем: потеряет или приобретет Москва от данного сотрудничества, ведь поставки природного газа будут явно снижены. Несмотря на это страны получат большую выгоду от сотрудничества в атомной сфере.

Минск укрепит свою энергетическую независимость благодаря АЭС. Улучшит свою экологическую ситуацию в стране и снизит выброс парниковых газов, в соответствии с подписанным Парижским соглашением. А вот для России выгод гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Москва всеми силами в последние годы старается заявить о себе как о ядерной державе, способной не только использовать атом в военных целях, но и в мирных в других странах. Строительство данной АЭС своего рода инвестиции в будущее. Москва хочет наглядно продемонстрировать, что у государства достаточно сил и ресурсов для таких крупномасштабных проектов. Как уже было заявлено ранее данные станции требуют ежедневного обслуживания, а кроме России никто этого сделать не может, так как российские технологии уникальны и имеют ряд специфических особенностей. В связи с этим другим странам не представляется возможным выполнить за Москву данные функции, так как это, по крайней мере, не безопасно. Также благополучное завершение данного проекта позволит России использовать мягкую силу в зарубежных стра-

нах и укреплять имидж нашей страны на мировой арене. И искоренять ассоциацию Москвы, как сырьевой придаток ЕС.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, снижение экспорта природного газа не существенно повлияет на наполняемость бюджета Москвы. А если еще учесть тот факт, что Минск будет долго выплачивать кредит за данный объект и также АЭС требуется обслуживание, то с уверенностью можно заявить о взаимовыгодности проекта для обеих стран в равном эквиваленте.

Также стоит отметить, что белорусское руководство лишь заявило о плане по снижению на 40% импорт природного газа. Однако на практике скорее всего будет скорректирована данная цифра, что сделало для Москвы данный проект еще более привлекательным. И необходимо указать, что вышеперечисленное мнение исследователей не беспочвенно.

Беларусь строя данную атомную станцию рассчитывала на экспорт электроэнергии в сопредельные страны, например, в Прибалтику. В данный регион гораздо выгоднее поставлять данное сырье, нежели в отдаленные районы страны. Это объясняется тем, что при транспортировке до 50% электроэнергии под воздействием законов физики не доходит до конечного пункта назначения. Именно поэтому Минск рассчитывал продавать ее в страны Прибалтики. И планы должны были осуществиться. Ведь Литва, которая в угоду ЕС закрыла собственную АЭС, остро нуждается в электроэнергии, а дешевое данное сырье из Беларуси было бы Вильнюсу очень кстати. Однако в связи с политическими мотивами все Прибалтийские страны отказались закупать у Минска вышеупомянутое сырье, полученное на АЭС. И на сегодняшний день рынков сбыта излишком электроэнергии не так много. Остаются только две страны для экспорта - Украина и РФ. Однако оба государства обеспечены данным сырьем и менять свою позицию не намерены в ближайшем будущем.

В связи с этими обстоятельствами пока что не ясно как будет действовать белорусское руководство. Ведь природный газ для работы ТЭЦ в отдаленных от АЭС регионах по мнению ряда экспертов обойдется де-

Зубов И.А. Сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией

в сфере ядерной энергетики

шевле, нежели транспортировка электроэнергии. В таком случае Минск будет вынужден закупать нефтепродукты у Москвы не в прежних объемах, но и сократить поставки на 40% данный фактор не позволит Беларуси.

Также необходимо заметить, что теплоэлектростанции прошли глубокую модернизацию совсем недавно. Однако по плану несколько таких предприятий должны остаться работать на минимальной мощности, что неизбежно приведет к сокращению числа сотрудников и простаиванию современного оборудования. Данный фактор наравне с вышеупомянутым является большим препятствием на пути отказа от голубого топлива.

Наиболее вероятным сценарием развитием событий после запуска АЭС представляется таким, что сокращение природного газа будет не столь существенным, как было заявлено ранее, но и атомная станция будет работать практически в полную силу. Это стало возможным после корректировки курса в сфере атомной энергетики белорусским руководством. А именно Минск осознал, что в ближайшем будущем будет актуальна проблема профицита электроэнергии. И, в связи с этим был провозглашен курс на модернизацию промышленности и строительство новой, работающей исключительно на электроэнергии, а не на природном газе. Также в комплекс данных мер входит развитие такой отрасли как электротранспорт и инфраструктуры для него соответственно. Все вышеперечисленные меры в будущем призваны сократить зависимость от природного газа. Однако на настоящий момент ожидать резкого отказа Минска от российского нефтегазового сырья не стоит и именно поэтому конфликтов между двумя странами относительно поставок не возникает. В РФ и РБ прекрасно понимают, что в один момент нельзя разрушить связи, которые были еще со времен СССР.

Таким образом, ввод в эксплуатацию атомной электростанции не сильно изменит сложившеюся ситуацию с поставками нефти и газа из России в Беларусь. Это объясняется несколькими факторами, а именно прежде всего нерентабельностью транспортировки электроэнергии через всю страну. Де-

шевле будет купить российское голубое топливо. А также наличием современным оборудованием на ТЭЦ, заточенное на работу на голубом топливе. Модернизация теплоэлектростанций произошла совсем недавно и крайне невыгодно на сегодняшнем этапе закрывать эти предприятия, что сулит белорусской экономике большими потерями. Минск, предвидя профицит электроэнергии, в будущем планирует увеличить потребления данного сырья, но на современном этапе скорее всего Беларусь не сможет сократить на 40% покупку российского газа, как это было заявлено ранее руководством страны.

Таким образом, взаимоотношения в области мирного атома развиваются между Москвой и Минском крайне стремительно в последние два десятилетия. Установлено, что центральное место в отношениях двух стран в данной области занимает строительство АЭС и ее дальнейшая эксплуатация. Этот проект крайне выгоден для обеих стран. Для Минска это первый шаг на пути к энергетической независимости, а для Москвы шанс хорошо зарекомендовать в мире, как надежного подрядчика столь масштабного проекта. Для того, чтобы в будущем строить АЭС, в-третьих, странах. Однако существуют и проблемы в данной отрасли. А именно после завершения строительства прогнозируется профицит электроэнергии, так как западные страны отказались покупать излишки продукции АЭС, так как изначально выступали против её строительства. Также Минск обладает современной инфраструктурой на ТЭЦ, работающих на газу, и в случае запуска атомной станции вышеупомянутые теплоэлектростанции окажутся ненужными. Это приведет к финансовым потерям и сокращению большого количества рабочих мест. В связи со всеми изложенными факторами Минск никак не сможет сразу же после пуска АЭС отказаться от российского газа на 40%. Данный процесс будет идти постепенно и довольно долго. Именно поэтому Россия не озадачивает тот факт, что Беларусь сможет отказаться от газа. Во-первых, это произойдет очень нескоро, а во-вторых, Москва осознает важность развития технологий мирного атома не только на своей территории, но и в других странах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Marples D-R The Energy Dilemma of Belarus: The Nuclear Power Option. // Eurasian Geography and Economics. 2008. P.39-43.

Бусурин Ю.Н. Опыт и практика России в оказании содействия странам-партнерам в создании ядерной инфраструктуры // Индекс безопасности. 2014. Т. 20. № 4 (111). С. 59-70.

Голованова Е.А., Седляров О.И., Дашкевич И.П. О безопасности белорусской атомной станции // В сборнике: Инновационное развитие техники и технологий в промышленности (ИНТЕКС-2020). Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО "РГУ им. АН. Косыгина". 2020. С. 108-113.

Лобасова Д.Н. Развитие атомной энергетики в Республике Беларусь. Опыт работы с общественностью по вопросам обеспечения экологической безопасности АЭС и мест захоронения ядерных отходов // The Newman in Foreign Policy. 2018. № 41 (85). С. 14-16.

Рубан Л.С., Мищенко В.М. Энергетическое взаимодействие стран ЕАЭС: трудности роста // Бурение и нефть. 2020. № 10. С. 50-58.

Уткина М.Ф. Государственная корпорация «Росатом» как инструмент реализации внешнеполитической стратегии Российской Федерации // Вестник Брянского государственного университета. 2019. № 3 (41). С. 72-79.

REFERENSES

Busurin YU.N. Opyt i praktika Rossii v okazanii sodejstviya stranam-partneram v sozdanii yadernoj infrastruktury // Indeks bezopasnosti. 2014. T. 20. № 4 (111). S. 59-70.

Golovanova E.A., Sedlyarov O.I., Dashkevich I.P. O bezopasnosti belorusskoj atomnoj stancii // V sbornike: Innovacionnoe razvitie tekhniki i tekhnologij v promyshlennosti (INTEKS-2020). Sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii molodyh issledovatelej s mezhdunarod-nym uchastiem, posvyashchennoj YUbilejnomu godu v FGBOU VO "RGU im. A.N. Kosygi-na". 2020. S. 108-113.

Lobasova D.N. Razvitie atomnoj energetiki v Respublike Belarus'. Opyt raboty s obshche-stvennost'yu po voprosam obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti AES i mest zahoroneni-ya yadernyh othodov // The Newman in Foreign Policy. 2018. № 41 (85). S. 14-16.

Ruban L.S., Mishchenko V.M. Energeticheskoe vzaimodejstvie stran EAES: trudnosti rosta // Bu-renie i neft'. 2020. № 10. S. 50-58.

Utkina M.F. Gosudarstvennaya korporaciya «Rosatom» kak instrument realizacii vneshnepolitich-eskoj strategii Rossijskoj Federacii // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 3 (41). S. 72-79.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Зубов Илья Алексеевич, магистр в Ilya A. Zubov, Master of International

области международных отношений Relations of the RUDN University.

РУДН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.