Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО КНР И ЕС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

СОТРУДНИЧЕСТВО КНР И ЕС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО КНР И ЕС / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ» / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / ФОРМАТ «16 + 1» / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вовенда Алексей Викторович

Цель исследования. В статье рассматриваются основные направления сотрудничества КНР и ЕС в контексте современных международных отношений, во многом характеризующихся кризисными процессами, связанными с пандемией COVID-19. Целью исследования является выявление особенностей взаимодействия Китая и Евросоюза на современном этапе в рамках реализации инициативы «Один пояс, один путь» а также формата «16 + 1», направленного на укрепление партнерских связей КНР и стран Центральной и Восточной Европы. Результаты. «Инвестиционное соглашение КНР-ЕС», подписанное сторонами в 2020 г., продемонстрировало желание партнеров прийти к консенсусу в вопросах инвестиционной политики, открытости рынка, в первую очередь КНР, справедливой конкуренции, устойчивому развитию, минимизации рисков быстрого выхода китайских компаний на европейский рынок и сокращением торгового дисбаланса в отношениях партнеров. В рамках онлайн встречи лидеров КНР и ЕС в сентябре 2021 г. стороны, несмотря на существующие противоречия, подтвердили готовность к укреплению партнерства в современных кризисных условиях, связанных с пандемией COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA AND THE EU COOPERATION IN THE CONTEXT OF COVID-19 PANDEMIC

Purpose. The article deals with the key areas of cooperation between the PRC and the EU in the context of modern international relations, characterized by crisis processes associated with the COVID-19 pandemic. The purpose of the study is to identify the features of interaction between China and the European Union at the present stage within the framework of the “One Belt, One Road” initiative and the “16 + 1” format aimed at strengthening partnership relations between China and the countries of Central and Eastern Europe. Results. The “PRC-EU Investment Agreement” signed in 2020 demonstrated the partners’ desire to reach a consensus on investment policy, market openness, mainly Chinese, fair competition, sustainable development, minimizing the risks of rapid entry of Chinese companies into the European market and reducing the trade imbalance in partner relations. During the online meeting of the leaders of the PRC and the EU in September 2021, the partners, despite the existing contradictions, confirmed their readiness to strengthen partnership in the current crisis conditions associated with the COVID-19 pandemic.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО КНР И ЕС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ INTERNATIONAL RELATIONSHIPS

23.00.04 Политические проблемы международных отношений,

глобального и регионального развития

Political Problems of International Relations, Global and Régional Development

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-6-73-78

Сотрудничество КНР и ЕС в условиях пандемии COVID-19

А.В. Вовенда ©

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

E-mail: vovenda-1c@mail.ru; vovenda_av@spbstu.ru

Аннотация. Цель исследования. В статье рассматриваются основные направления сотрудничества КНР и ЕС в контексте современных международных отношений, во многом характеризующихся кризисными процессами, связанными с пандемией COVID-19. Целью исследования является выявление особенностей взаимодействия Китая и Евросоюза на современном этапе в рамках реализации инициативы «Один пояс, один путь» а также формата «16 + 1», направленного на укрепление партнерских связей КНР и стран Центральной и Восточной Европы. Результаты. «Инвестиционное соглашение КНР-ЕС», подписанное сторонами в 2020 г., продемонстрировало желание партнеров прийти к консенсусу в вопросах инвестиционной политики, открытости рынка, в первую очередь КНР, справедливой конкуренции, устойчивому развитию, минимизации рисков быстрого выхода китайских компаний на европейский рынок и сокращением торгового дисбаланса в отношениях партнеров. В рамках онлайн встречи лидеров КНР и ЕС в сентябре 2021 г. стороны, несмотря на существующие противоречия, подтвердили готовность к укреплению партнерства в современных кризисных условиях, связанных с пандемией COVID-19.

Ключевые слова: сотрудничество КНР и ЕС, пандемия COVID-19, инициатива «Один пояс, один путь», экономический пояс Шелкового пути, формат «16 + 1», инвестиционное соглашение

Благодарности. С.Н. Погодину, доктору исторических наук, профессору, директору Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого (СПбПУ).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Вовенда А.В. Сотрудничество КНР и ЕС в условиях пандемии СОУЮ-19 // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 6. С. 73-78. РО!: 10.33693/2223-0092-2021-11-6-73-78

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-6-73-78

China and the EU Cooperation in the Context of COVID-19 Pandemic

A.V. Vovenda ©

Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation

E-mail: vovenda_av@spbstu.ru; vovenda-1c@mail.ru

Abstract. Purpose. The article deals with the key areas of cooperation between the PRC and the EU in the context of modern international relations, characterized by crisis processes associated with the COVID-19 pandemic. The purpose of the study is to identify the features of interaction between China and the European Union at the present stage within the framework of the "One Belt, One Road" initiative and the "16 + 1" format aimed at strengthening partnership relations between China and the countries of Central and Eastern Europe. Results. The "PRC-EU Investment Agreement" signed in 2020 demonstrated the partners' desire to reach a consensus on investment policy, market openness, mainly Chinese, fair competition, sustainable development, minimizing the risks of rapid entry of Chinese companies into the European market and reducing the trade imbalance in partner relations. During the online meeting of the leaders of the PRC and the EU in September 2021, the partners, despite the existing contradictions, confirmed their readiness to strengthen partnership in the current crisis conditions associated with the COVID-19 pandemic.

Key words: China-EU cooperation, COVID-19 pandemic, One Belt One Road initiative, Silk Road Economic Belt, 16 + 1 format, investment agreement

Acknowledgements. To Prof. S.N. Pogodin, Doctor of Science (History), Director of the Higher School of International relations, the Institute of Humanities, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University

ВВЕДЕНИЕ

В контексте развития современных трендов международных отношений, во многом характеризующихся кризисными процессами, связанными с пандемией COVID-19, государства вынуждены разрабатывать новые механизмы взаимодействия, дополнять положения ранее принятых договоров и планов развития партнерских связей.

В рамках встречи лидеров Европейского Союза и Китайской народной республики 21 ноября 2013 г. был принят «Стратегический план сотрудничества Китай-ЕС-2020» [1], в котором были изложены общие цели сотрудничества Китая и ЕС в области мира, безопасности, процветания, устойчивого развития и направленного на дальнейшее развитие всеобъемлющего стратегического партнерства Китай-ЕС в среднесрочной перспективе.

В 2019 г. общий объем торговли между Китаем и ЕС достиг 4,86 трлн юаней (около 685,8 млрд долларов США), увеличившись на 8% по сравнению с 2018 г. Сотрудничество между двумя сторонами на инвестиционном и техническом уровнях осуществлялось по всем векторам, направленным на достижение цели «1 трлн долларов двусторонней торговли к 2020 г.» [2].

В 2020 г., подведя в целом положительные итоги реализации Стратегической инициативы, у сторон

возникла потребность о разработке нового плана поступательного развития партнерских связей. На фоне разворачивающегося кризиса, вызванного пандемией COVID-19, а также обострением разногласий в отношениях между государствами, в частности, между ЕС и КНР, вполне логично, что ключевыми положениями нового соглашения стали преимущественно вопросы справедливой конкуренции, связанные с рисками быстрого выхода китайских компаний на европейский рынок, и наличием торгового дисбаланса в отношениях партнеров.

В начале декабря 2020 г. руководство Китая определило основные задачи экономики на три года и приступило к реализации нового витка экономических реформ, направленных на переход от высокоскоростного к качественному процессу развития. А 30 декабря 2020 г. лидеры ЕС и Китая объявили о завершении переговоров по новому документу «Инвестиционное соглашение ЕС-Китай» в установленные сроки, достигнув важного консенсуса по обязательствам доступа на рынки, правилам справедливой конкуренции, устойчивому развитию и разрешению споров, охватывающих области, выходящие далеко за рамки традиционных двусторонних инвестиционных соглашений.

Прежде всего, «Инвестиционное соглашение ЕС-Китай» ориентировано на оптимизацию структуры двусторонних торговых отношений между сторонами,

Вовенда А.В.

расширению сфер экономического сотрудничества. В целом, среди основных положений Соглашения необходимо выделить вопросы дальнейшей либерализации инвестиционного режима, созданию преференций для европейских инвесторов, открытости рынка Китая для европейских партнеров, снятия ограничений на работу европейцев в Китае сроком до 3 лет и т.д. Китай со своей стороны показал себя как партнер, готовый к дальнейшему сотрудничеству, основанному на принципах здоровой конкуренции и открытости» [3].

ФОРМАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время развитие сотрудничества между Китаем и ЕС базируется на двух основных программных инициативах: «Один пояс, один путь» и так называемый формат «16 + 1» (впоследствии «17 + 1»), направленный на укрепление партнерских связей КНР и стран Центральной и Восточной Европы.

Установочный саммит «16 + 1» состоялся в 2012 г. в Варшаве. Китай выступил с всеобъемлющей инициативой по сотрудничеству с 16 странами Центральной и Восточной Европы - «12 мер Китая для поощрения дружественного сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы» («China's Twelve Measures for Promoting Friendly Cooperation with Central and Eastern European Countries»), которая является главным документом формата «16 + 1» [4].

В рамках инициативы «Один пояс - один путь» особое внимание в сотрудничестве КНР и ЕС уделяется вопросам дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, логистике, доставке товаров и грузов, а также унификации правил, включая вопросы управления транспортными объектами [5].

Так, курсирующие в настоящее время грузовые экспрессы «Китай-Европа» (CR Express), оператором которых выступает Китайская железнодорожная корпорация, в соответствии с фиксированным количеством поездов, линий, расписаний, являются важным элементом в развитии сотрудничества КНР и ЕС в рамках инициативы «Один пояс, один путь». К 2017 г. для поездов CR Express был открыт 51 маршрут, связывающий КНР с 11 европейскими странами. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время наблюдается и диверсификация групп перевозимых товаров от различного рода комплектующих, до автомобилей и крупногабаритной техники. CR Express также выступает базисом для развития экономического коридора Китай - Центральная Азия - Западная Азия. Данный экономический коридор, берущий начало в китайском Синьцзяне, объединяет 5 государств Центральной Азии и 17 государств Западной Азии и является важным элементов проектной инициативы Экономического пояса Шелкового пути [6].

Грузовые экспрессы «Китай-ЕС» могут в полной мере способствовать укреплению сотрудничества между Китаем и государств на пути следования, в частности, в таможенных, инспекционных и карантинных аспектах, содействовать в упрощении транзитных процедур международных железнодорожных перевозок.

Китай предоставляет определенные субсидии на перевозку грузов на экспрессах «Китай и Европа», в первую очередь, с целью интенсификации перевозки грузов из Европы на обратном пути следования поездов, и в этом компоненте есть серьезные результаты. Тем не менее, для вывода проекта на качественно новый уровень, необходимо акцентировать внимание на двух аспектах. Во-первых, железнодорожные линии должны связывать максимальное количество городов -морских портов, во-вторых, необходимо повысить качество информационного и технического обеспечения проекта (упрощенная электронная регистрация груза), поскольку иногда возникают трудности с сортировкой и маркировкой груза, сложности в логистике и т.д.

Создание единой информационной платформы управления, обеспечивающей предприятиям более качественные услуги, является эффективным средством быстрого повышения конкурентоспособности поездов «Китай-ЕС».

КИТАЙ И СТРАНЫ ЕС

Необходимо подчеркнуть, что в рамках инициативы «Один пояс, один путь», видя позитивное развитие и большие перспективы, западные европейские страны все больше хотят выступать в качестве посредника между Китаем и партнерами из Центральной и Восточной Европы и мира в целом. Так, например, еще в июне 2015 г. было опубликовано совместное заявление Китая и Франции «О сотрудничестве на рынках третьих сторон» [7]. В 2018 г. французское агентство бизнеса и инвестиций опубликовало годовой отчет об иностранных инвестициях во Франции, показывающий, что доверие иностранных, в том числе китайских, инвесторов к Франции растет. К настоящему моменту более 800 компаний во Франции контролируются инвесторами материкового Китая и Гонконга, и в этих компаниях работает более 30 000 сотрудников. 57 инвестиционных проекта из материкового Китая и Гонконга создали и сохранили 1078 рабочих мест во Франции. Что касается инвестиций в производство, то 22% компаний, созданных во Франции в 2018 г., пришли из Китая, причем двумя основными направлениями инвестиций были одежда, текстиль и бытовая электроника [7].

Сотрудничество с Францией во многом способствует открытию для Китая африканского рынка, в то время как Португалия способствует продвижению китайских торговых и инвестиционных инициатив в Латинскую Америку. Португалия также является важным направлением для китайских компаний, инвестирующих за рубежом.

Целый ряд китайских компаний выбирают Португалию в качестве площадки для строительства производственной инфраструктуры с целью последующего выхода на новые рынки. Так, например, China Fosun Group приобрела португальскую энергетическую группу, став крупнейшей энергетической компанией Португалии, и таким образом вышла на рынок Бразилии. Также необходимо подчеркнуть наличие в Португалии высокой доли молодых квалифицированных специалистов, все больше студентов изучают китайский язык [8].

Испания является важным узлом на древнем Шелковом пути, и правительство страны хотело бы сохранить позиции в рамках реализации инициатив «Один пояс, один путь». В настоящее время Испания подписала правила двойного налогообложения с 17 латиноамериканскими странами и взаимную защиту инвестиций с 19 латиноамериканскими странами. «У нас один и тот же язык, одна и та же культура, большой опыт работы в Северной Африке и Латинской Америке, и мы хотим быть взаимовыгодным партнером Китая» -заявил У. Лекай, глава департамента инвестиционного бизнеса посольства Испании в КНР [9].

Формирование стратегического консорциума для совместной реализации инвестиционных, строительных и эксплуатационных проектов является основным направлением деятельности китайского правительства по стимулированию предприятий к работе за рубежом. China port Engineering Co. Ltd., дочерняя компания China Construction Caribbean Co. Ltd., работала с французскими судоходными компаниями Duffy, CMA и Bollore в Камеруне по проекту строительства глубоководного порта Камеруна. Следующей инициативой стало строительство проекта глубоководного порта Леки в Нигерии [6].

В марте 2019 г. председатель КНР Си Цзиньпин посетил Италию, в ходе визита был принят меморандум о взаимопонимании по совместному продвижению инициативы «Один пояс, один путь», который привлек широкое внимание и бурные дискуссии в международном сообществе. Географические и экономические преимущества Италии делают ее важным партнером для Китая, а межгосударственное партнерство также будет способствовать развитию сотрудничества между ЕС и Китаем в целом.

СОТРУДНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

В условиях пандемии интенсивность развития вышеперечисленных инициатив несколько снизилась по ряду объективных обстоятельств, тем не менее, стороны продолжили вести конструктивный диалог. Так, 14 сентября 2020 г. председатель КНР Си Цзиньпин провел переговоры по видеосвязи с канцлером ФРГ Анге-лой Меркель, председателем Европейского Совета Шарлем Мишелем и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, с целью обмена мнениями о дальнейшем комплексном развитии отношений между ЕС и Китаем в условиях пандемии. Лидер КНР отметил, что в условиях пандемии и беспрецедентных мерах государств, направленных на минимизацию рисков распространения коронавирусной инфекции, Китай и Европа должны твердо придерживаться общих направлений взаимного сотрудничества, неуклонно содействовать здоровому и стабильному развитию связей между Китаем и ЕС. «Китай и ЕС должны придерживаться «четырех стратегических инициатив»: принципов мирного сосуществования, механизмов открытого сотрудничества, развития многосторонних отношений, делового диалога» [10].

Данная онлайн встреча во многом показала, что, несмотря на существующие противоречия, в том числе в вопросах здоровой конкуренции и открытости рынка,

стороны готовы к укреплению партнерства в условиях глобальной кризисной угрозы, связанной с пандемией. Так, Урсула фон дер Ляйен отметила, что «пандемия COVID-19, а также несколько крупных двухсторонних и многосторонних вызовов и перемен четко показали, что партнерские отношения ЕС и КНР критически важны для торговли, климата, технологий и защиты мультилатерализма» [11]. В свою очередь, Шарль Мишель подчеркнул, что сотрудничество ЕС и КНР исключительно важно в условиях глобальных кризисов, среди которых, наряду с пандемией, можно выделить катастрофические климатические изменения.

Вопросы инвестиционных отношений в условиях пандемии остаются наиболее значимыми. Так с 1 января 2021 г. в КНР стало действовать новое законодательство, в рамках которого были расширены возможности для прямым иностранных инвестиций и открыты новые отрасли для зарубежных инвесторов. Во многом данные изменения связаны с выстраивание экономической модели Китая на основе концепции «двойной циркуляции» - комплексном развитии как внешней, так и внутренней торговли [12].

Особое значение Китай уделяет укреплению сотрудничества со странами Средиземноморья, поскольку это является важной составляющей в рамках реализации проекта Морского Шелкового пути XXI в. «Наибольшая активность Китая в регионе наблюдается в Италии, Франции, Португалии, Испании и Греции - странах, через порты которых Китай поставляет товары по всей Европе. Другие два государства данного региона - Кипр и Мальта - на сегодняшний день не приняли какого-либо участия в проекте» [13].

Тем не менее, весной 2021 г. наметился спад в отношениях ЕС и КНР. Депутаты Европарламента отклонили ратификацию «Инвестиционного соглашения КНР-ЕС», выступив с критикой политики Китая в Синьцзян-Уй-гурском автономном районе (СУАР). Данное обстоятельство привело к введению в марте взаимных санкций, и как следствие, к заморозке ратификации столь важного для сторон Инвестиционного Соглашения. Необходимо подчеркнуть, что это первые введенные Европой санкции в связи с нарушением прав человека в Китае после подавления властями акций протеста на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. [14].

По мнению ряда исследователей, введение санкций со стороны Европейского Союза во многом обусловлены необходимостью поиска компромисса в отношениях с США. Так, китайский аналитик Чжань Хао полагает, что «срыв ратификации инвестиционного соглашения КНР-ЕС стал компромиссом между США и Евросоюзом, поскольку параллельно Вашингтон не стал вводить санкции за "Северный поток-2"». По его мнению, «Вашингтон таким образом пытается проводить в Европе политику "разделяй и властвуй" - крупный проект с Россией разрешается довести до конца, а важный договор с Китаем - нет» [15].

ВЫВОДЫ

Безусловно, отношения Китая и ЕС не только влияют на развитие двусторонних отношений, но и имеют ключевое значение для развития макрорегионов

Вовенда А.В.

и мира в целом. Во многом именно так называемые «четыре стратегические инициативы», выдвинутые лидером КНР, должны стать необходимыми базисами укрепления отношений между Китаем и Европой.

Необходимо подчеркнуть, что взаимные санкции и приостановка ратификации Инвестиционного соглашения говорят о хрупком балансе в политическом диалоге партнеров, а также влиянию ряда внешних

ЛИТЕРАТУРА

1. Годеман Ф., Васелье А. Китай у ворот: новый аудит отношений Китай и ЕС // Московский центр Карнеги. URL: https:// carnegie.ru/2018/04/03/ru-pub-75969 (дата обращения: 21.11.2021).

2. Хвостик Е. Китай стал крупнейшим торговым партнером ЕС // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4692754 (дата обращения: 21.11.2021).

3. шт. ^т&^ттшшъ. шшфщ^. 2020.003:34-37.

(Ян Лэй. Сотрудничество Китая и ЕС демонстрирует новую жизненную силу // Экономический справочник. 2020. № 003. С. 34-37.)

4. Беляков Д. Стратегия Китая в Центральной Европе. URL: https://www.sonar2050.org/publications/kitayskiy-proekt-161-mify-i-realnost/ (дата обращения: 20.11.2021).

5. He Yin. Promote stronger and more mature relations between China and Europe // People's Daily. 25.06.2020. URL: http://en.people.cn/review/20200625.html (data of accesses: 25.04.2021).

6. M*. ижшшш. ШШФЩ^. 2020.

001: 64 (Чжоу Уин. Укрепление сотрудничества между Китаем и ЕС в целях содействия восстановлению мировой экономики // Экономический справочник. 2020. № 001. С. 64.)

7. Китай и Франция развивают сотрудничество по многим направлениям // Российская Газета. 25.03.2019. URL: https://rg.ru/2019/03/25/kitaj-i-franciia-razvivaiut-sotrudnichestvo-po-mnogim-napravleniiam.html (дата обращения: 20.11.2021).

8. шш. Файшжщй-шж^'шй. 2020.

12: 69. (Ян Жуйцзин. Исследование о взаимодополняемости торговли между Китаем и Европой // Инвестиции и сотрудничество. 2020. № 12. С. 69.)

9. шт. а1шж. 2020.

004: 24-27. (Ян Чэню. Беспроигрышное сотрудничество остается главной темой отношений Китая и ЕС // Международный бизнес ежедневно. 2020. № 004. С. 24-27.)

10. йё^,

шлшиш^. 2020. 07: 89-96. (Ху Хунчжи, Цзо Хайцун. Валютное сотрудничество Китая и ЕС в интернационализации юаня: движущие силы и перспективы // Международная торговля. 2020. № 07. С. 89-96.)

11. Пастернак Л. Евросоюз и КНР: глобальное сотрудничество в период масштабного кризиса. URL: https:// https:// russiancouncil.ru/blogs/leonid-pasternak/35152/ (дата обращения: 21.11.2021).

12. Потапов Д.А. Сотрудничество Европейского Союза и Китая в сфере прямых иностранных инвестиций в контексте инициативы КНР «Один пояс, один путь». URL: https:// www.afjournal.ru/index.php?page_id=364 (дата обращения: 21.11.2021).

13. Пакулин В.С. Инвестиционные проекты КНР в странах Европейского Средиземноморья в рамках проекта «Один пояс, один путь» // Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 70. С. 100.

14. Венкина Е. ЕС впервые за 30 лет вводит санкции в отношении Китая. URL: https://www.dw.com/ru/es-vpervye-za-30-let-vvodit-sankcii-v-otnoshenii-kitaja/a-56949546 (дата обращения: 21.11.2021).

15. Мелехов Ф. «Разделяй и властвуй»: США не дали Европе сблизиться с Китаем. URL: https:// www.nakanune.ru/arti-cles/116987/ (дата обращения: 20.11.2021).

факторов. Тем не менее, понимание экономической важности нового Соглашения, объективное поступательное развитие торговых и инвестиционных связей, станут импульсом к проведению новых переговоров и ратификации Соглашения, во многом являющегося необходимым базисом развития отношений ЕС и КНР в условиях современных кризисов, связанных с пандемией COVID-19.

REFERENCES

1. Godeman F., VaseleA. China at the gate: A new audit of China-EU relations. Karnegi Moscow Centre. URL: https://carnegie. ru/2018/04/03/ru-pub-75969 (data of accesses: 21.11.2021).

2. Hvostik E. China has become the EU's largest trading partner. Kommersant. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4692754 (data of accesses: 21.11.2021).

3. Jan Ljej. China-EU cooperation shows new vitality. Economic Handbook. 2020. No. 003. Pp. 34-37. (In China)

4. Beljakov D. China's Strategy in Central Europe. URL: https:// www.sonar2050.org/publications/kitayskiy-proekt-161-mify-i-realnost/ (data of accesses: 20.11.2021).

5. He Yin. Promote stronger and more mature relations between China and Europe. People's Daily. 25.06.2020. URL: http:// en.people.cn/review/20200625.html (data of accesses: 25.04.2021).

6. Chzhou Uin. Strengthening China-EU cooperation to promote global economic recovery. Economic Handbook. 2020. No. 001. P. 64. (In China)

7. China and France are developing cooperation in many areas. Rossijskaja Gazeta. 25.03.2019. URL: https://rg.ru/2019/03/25/ kitaj-i-franciia-razvivaiut-sotrudnichestvo-po-mnogim-napravleniiam.html (data of accesses: 20.11.2021).

8. Jan Zhujczin. A study on the interchangeability of trade between China and Europe. Investments and Cooperation. 2020. No. 12. P. 69. (In China)

9. Jan Chjenju. Win-win cooperation remains the main theme of China-EU relations. International Business Daily. 2020. No. 004. Pp. 24-27. (In China)

10. Hu Hunchzhi, Czo Hajcun. Monetary cooperation between China and the EU in the internationalization of the Yuan: Driving forces and prospects. International Trade. 2020. No. 07. Pp. 89-96. (In China)

11. Pasternak L. The European Union and China: Global cooperation during a large-scale crisis. URL: https:// https:// russiancouncil.ru/blogs/leonid-pasternak/35152/ (data of accesses: 21.11.2021).

12. Potapov D.A. Cooperation between the European Union and China in the field of foreign direct investment in the context of the PRC's "One Belt and One Road" initiative. URL: https:// www.afjournal.ru/index.php?page_id=364 (data of accesses: 21.11.2021).

13. Pakulin V.S. Investment projects of the People's Republic of China in the European Mediterranean countries within the framework of the "One Belt and One Road" project. Vestnik Tomsk State University. History. 2021. No. 70. P. 100. (In Rus.)

14. Venkina E. EU imposes sanctions on China for the first time in 30 years. URL: https://www.dw.com/ru/es-vpervye-za-30-let-vvodit-sankcii-v-otnoshenii-kitaja/a-56949546 (data of accesses: 21.11.2021).

15. Melehov F. "Divide and rule": The US did not allow Europe to get closer to China. URL: https:// www.nakanune.ru/arti-cles/116987/ (data of accesses: 20.11.2021).

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 78,6%

Рецензент: Погодин С.Н., доктор исторических наук, профессор; директор Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Статья поступила в редакцию 24.10.2021, принята к публикации 29.11.2021 The article was received on 24.10.2021, accepted for publication 29.11.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вовенда Алексей Викторович, кандидат политических наук; старший преподаватель Высшей школы международных отношений, Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-9511-8655; E-mail: vovenda-1c@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Aleksei V. Vovenda, Cand. Sci. (Polit.); senior lecturer at the Higher School of International Relations of the Humanitarian Institute of the Peter The Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-9511-8655; E-mail: vovenda-1c@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.