Научная статья на тему 'Сотрудничество как принцип формирования конкурентоспособной личности'

Сотрудничество как принцип формирования конкурентоспособной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодкова Ирина Михайловна

Данная статья затрагивает проблему эффективности взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения иностранному языку. Способность организации педагогического общения не только определяет качество учебных достижений, мотивационный уровень, но и способствует раскрытию личностных особенностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество как принцип формирования конкурентоспособной личности»

Исследование показывает, что уровень освоения детьми всех возрастов культурного пространства музеев имеет позитивную динамику. Становятся все более насыщенными понятиями индивидуальные кластеры культурных ценностей, на которые они ориентируются. Формируются ценностно-смысловые умения как структурный элемент ключевой ценностно-смысловой компетенции учащихся.

В итоге к окончанию школы формируется личность, обладающая гражданским, патриотическим сознанием, уважающая земляков и знающая историю своей школы и своего края, своей страны, трезво оценивающая свои возможности» готовая к самоопределению, самореализации и самоутверждению во взрослой жизни.

Библиографический список

1. Басова В. М. Формирование социальной компетентности сельских школьников: Дис. ...

д-ра пед. наук. — Ярославль, 2004. — 472 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». —М.: Ось-89,2002.

3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека II Интернет-журнал «Эйдос». - http://www.eidos.ru/ юшпа1/200б/0504.htm.

4. Крылова И.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернисткой педагогики // Новые ценности образования: культурные моде-лишкол.-М., 1997.-Вып. 7.-С. 185-204.

5. Макарова Н.П. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2000.

6. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Науч. издат. БРЭ, 2002. - 528 с.

И.М. Солодкова СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

Данная статья затрагивает проблему эффективности взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения иностранному языку. Способность организации педагогического общения не только определяет качество учебных достижений, мотивационный уровень, но и способствует раскрытию личностных особенностей студентов.

Одна из причин кризиса традиционной образовательной системы состоит в глубоко укоренившейся в сознании педагогов и студентов субьект-обьектной парадигмы. Роль студента являющегося объектом учебно-воспитательного процесса чаще пассивна и сводится только к усвоению предлагаемых ему знаний. В современной образовательной системе студент должен сам решать чему и как ему следует учиться. Основным критерием оценки процесса обучения и воспитания в этом случае является развитие студента. Преподаватель должен лишь внимательно наблюдать за студентами и направлять их активность в ту или иную сторону. Преподаватель и студент становятся равноправными партнерами образовательного процесса [3, с. 66]. Такая концепция носит название субъект-субъектной и является основополагающей в реализации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов.

Методологические и прикладные аспекты педагогического общения являются объектом при-

стального внимания педагогов и психологов (1U.A. Амонашвили, И. А. Зимняя, Леонтьев и др.), а также методистов (М.А. Ариян, И.Л. Бим, A.C. Карпов, Б.А. Маслыко, Е.И. Пассов и др.). При этом под взаимодействием на занятиях по ИЯ понимается «совместная согласованная деятельность всех субъектов учебного процесса и складывающееся между ними взаимопонимание, являющееся основой педагогического сотрудничества» [2, с. 145].

Личность педагога не утрачивает свое значение, она остается ключевой, но не доминирующей. Его роль терпеливого наставника, друга, организатора процесса обучения помогает ему не только быть носителем предметно-дисциплинарных знаний, но, что более важно, стать активным участником процесса формирования личности студента, его творческого развития. Позиция авторитарной власти утрачивается, происходит утверждение «демократических взаимодействий, помощи, вдохновения и взаимопонимания» [4, с. 8-14]. Творческое сотрудничество, диалог, взаимодей-

© И.М. Сололкова, 2008

129

Таблица 1

Формы взаимодействия преподавателя и обучаемых иа занятиях по ИЯ

Форма работы Роль студентов Роль преподавателя

1. Групповая работа Выполняют задания, работая в малых гру ппах активно участвуя в обсуждении Слушает, помогает вести дискуссию

2. Фронтальный опрос Отвечают на вопросы преподавателя Доминирующая фигура

3. Индивидуальная работа Выполняют задания индивидуально Организация помощи при выполнении задания, контроль

4. Сотрудничество Работа с заданием в парах Наблюдатель или активный участник взаимодействия со студентами

5. Студент в роли преподавателя Составление заданий для викторин, игр У частвует в выполнении заданий

6. Гру пповая р абота Коллективное обсуждение темы (проблемной ситуации) Направляет работу студентов, стимулирует, контролирует участие каждого

ствие ведут не только к становлению личности студента, но и активно способствуют личному и профессиональному развитию самого педагога.

Проблема сотворчества преподавателя и студента всегда будет актуальна, поскольку в основе его лежит сотрудничество в разнообразной деятельности, в которой совместно выстраивается диалог. В этом случае сотрудничество в современном образовательном процессе составляет уже тактику обучения творчеству творчеством. Постановка преподавателем творческих заданий побуждает студентов к самостоятельному поиску. Преподаватель не должен юлагать, объяснять, навязывать дискуссию. Искусство его состоит в том, что он ставит студентов своими вопросами в ситуацию «познавательного затруднения», чтобы расшевелить мысль пассивной части молодых людей и подвести их к самостоятельному решению проблемы.

Лишь в условиях совместной творческой деятельности преподавателя и студентов, имеющей для каждого из них личностный смысл, складываются между ними отношения партнерства. Эти отношения проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых и неречевых поступков.

Организация обучения ИЯ на основе принципа сотрудничества предполагает совершенствование форм взаимодействия преподавателя и студентов. Остановимся на следующей классификации форм их творческого взаимодействия на занятиях по ИЯ (см. табл. 1).

Данную классификацию форм сотрудничества можно дополнить метафорическими определениями, представленными в работе Эр П. [5, р.228.] Автор использует следующие образы (см. таблицу 2).

Таблица 2

Отношения меэвду преподавателем и студентами по Эр П.

Преподаватель Обучаемые

Доминирующая фигура Подчиненное

Эксперт Проверяемое

Носитель информации Получатели информации

Вдохновитель Вдохновлены е

Двигатель Приведенное в действие

Советчик ^ Клиенты ^

Пр одавец технологий Покупатели^

Кладезь мудрости Пользователи

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

Исходя из таблицы 2, можно заключить, что основную структурную единицу учебного процесса по ИЯ - занятие следует рассматривать как сложный акт общения, главной целью и содержанием которого является практика в решении задач взаимодействия между субъектами педпро-цесса. К основному способу достижения поставленной цели и овладения содержанием относим мотивированные коммуникативные задачи разной степени сложности. Ориентация действий преподавателя на обучение языку как средству взаимодействия, обусловливающая общение со студентами как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей, может обеспечить практическое овладение ИЯ [2, с, 146-147].

Уточнение форм взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения ИЯ необходимо для того, чтобы сформировать обоснованное представление о деятельности преподавателя. Кроме высокого уровня профессионализма, выражающегося в способности структурирования содержания курса, четкого представления о закономерностях усвоения знаний, преподаватель должен быть «организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником» [1, с. 49]. Главной задачей преподавателя заключается в умении организовать процесс творческого взаимодействия на ИЯ.

Вступая в отношения сотрудничества, преподаватель ориентируется не на функции обучаемого как ученика (в соответствии с которыми он должен выучить и ответить домашнее задание, выполнить упражнение, прочитать текст), а на его личность и перспективы ее развития. Такое взаимодействие выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности, стимулирующих практическое использование ИЯ: совместное оформление коллажей, газет; работа над мини- и макси-проектами. Используемые преподавателем при этом методы обучения:

- создают атмосферу, в которой каждый студент чувствует себя комфортно и свободно и испытывает потребность практически использовать ИЯ;

- затрагивает личность студента в целом, вовлекают в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, стимулируют его речевые, когнитивные, творческие способности;

- активизируют деятельность студента, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими

участниками этого процесса, и стимулируя его к текстовой деятельности на изучаемом языке;

—создают ситуации, в которых преподаватель не является центральной фигурой;

- предусматривают различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующих активность обучаемых, их самостоятельность, творчество.

Принцип сотрудничества является краеугольным камнем в личностно-ориентированном учебном процессе (student-centered education). Он изначально преобразует деятельность преподавателя: она развивается в направлении более полного раскрытия возможностей каждого студента. Иначе говоря, личностно-ориентированный подход на занятиях ИЯ выражается в том, что главным действующим лицом в учебной деятельности является уже не преподаватель, а студент, способный к самореализации.

Как показало настоящее исследование, обучение ИЯ может осуществляться по различным направлениям. К ним можно отнести: работу по гибким учебным планам и программам; привлечение альтернативных учебников; применение творческих проектных заданий; уровневую дифференциацию обучения и т.д. Например, в основе уровневой дифференциации заложена технология вариативности обучения, когда для сильных студентов подбираются задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения изученного, для более слабых -задания, способствующие повышению активности в процессе восприятия и осмысление нового материала. Это приводит к продуктивной индивидуализации, которая позволяет студентам на основе сотрудничества почувствовать, что преподаватель вместе с группой, а не над ними.

Следует отметить, что обучение ИЯ представляет неограниченные возможности для сотрудничества со студентами в силу специфики самого предмета. Главное, чтобы преподаватель осознавал, что студент неоднороден по своим учебным возможностям и способностям. Поэтому на занятиях необходимо работать на каждого студента, используя для этого разнообразные методические приемы, заимствованные из методики коммуникативного обучения, представленной, в частности, в рекомендациях руководителей и разработчиков Программы Совета Европы «Изучение языков - гражданам Европы». В диалогической речи, например, использовать такие

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

131

виды работ, как составление диалога из разрозненных реплик (jumbled dialogue), наполнение и завершение диалога (dialogue completion), пошаговое составление диалога (discourse chains), составление диалогов по опорным сигналам (cried dialogue), основанных на лексическом материале по избранной специальности. Это касается и методики обучения чтению специализированных текстов, которые можно дифференцировать по трем видам учебной деятельности: дотекстовый этап (pre-reading activities) (предварение содержания текста для чтения при помощи различных опор, фотографий, рисунков, схемы, заголовка, подзаголовков; анализ аналогичного типа текста, в котором представлены ключевые слова и выражения; прослушивание текста по той же теме в качестве упреждающего слушания; мозговая атака, в ходе которой обсуждаются основные моменты содержания предложенной темы и высказываются суждения и т. д.). Текстовый этап (while-reading activities) (узнавание языковых единиц, приведение в соответствие и со-расположение фрагментов, сравнение способов выражения, конспектирование, завершение и заполнение предложений, проблемные ситуации и задания и т.д.). Послетекстовый этап (postreading activities) выразить свое отношение к предмету или теме текста; соотнести со своим собственным опытом; обсудить и аргументировать различные интерпретации текста; выполнить различные трансформации текста - драматизировать его, представить в форме ролевой игры, интервью с писателем; создать новый текст по аналогии; выразить свое отношение к тексту или проиллюстрировать содержание текста эпизодами из собственной жизни; написать резюме и т.д.).

В результате принцип сотрудничества помогает снять дистанцию между преподавателем и студентом, что содействует беспрепятственной передаче опыта, знания и методики от первого к последнему, поскольку снижает напряженность взаимной адаптации, способствуя взаимопониманию, т.е. комфортности в рабочем режиме.

Большое распространение сегодня в вузах получает коммуникативно-развивающая технология, основная задача которой - научить общению, так как язык, в первую очередь, изучается для общения, для обмена информацией. Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное и систематизированное обучение ИЯ

как средству общения в условиях моделируемой речевой деятельности - неотъемлемой и составной части общей (экстралингвистической) деятельности.

Общение, где участвуют две стороны, диалогично по своей природе, поэтому в основе общения лежат взаимоотношения общающихся. Результатом становится изменение этих взаимоотношений, а продуктом выступает интегрированная информация, которой обменялись в его процессе. В этом заключается модель общения. Именно поэтому его можно рассматривать, с одной стороны, как процесс взаимодействия людей, с другой стороны, это еще и процесс взаимовлияния людей друг на друга, а также процесс сопереживания и взаимопонимания. Общение в целом имеет огромное значение в процессе формирования самосознания личности, стимулировании мотивации студентов.

В связи с этим важную роль в формировании конкурентоспособной личности средствами ИЯ играет использование на занятиях ситуаций, приближенных к реальному профессиональному общению. По мнению многих авторов, овладение языком не рассматривается только как приобретение знаний, но также как формирование умений, которыми студент как будущий специалист должен научиться пользоваться в соответствующей ситуации. Каждое высказывание на ИЯ рассматривается не только с точки зрения его языкового оформления, но и соответствия реальной ситуации. В этом случае реализуется коммуникативный подход в преподавании ИЯ, когда создаются ситуации, делающие общение молодых людей на иностранном языке подобным процессу естественной коммуникации. Это ситуации встречи, знакомства, прощания, обмен мнений по профессиональной тематике и т.д.

Все это осуществляется на протяжении условно выделенных этапов. Так, на первом этапе решается задача создания устойчивого коммуникативного ядра; поддержания познавательного интереса, служащего стимулом для продолжения изучения ИЯ на последующем этапе, а также организации активного речевого взаимодействия. На втором этапе приобретенные ранее умения активизируются в сфере устноречевого общения; продолжается осуществление активного речевого взаимодействия; усваиваются лингвострановедческие и социокультурные знания, возобновляется и поддерживается интерес к ИЯ и вера

132

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

в свои силы и способности. Далее продолжается совершенствование умений речевого взаимодействия, расширяется тематика, сферы и ситуации общения для активного пользования изучаемым ИЯ, расширяется коммуникативный и профессиональный словарь студентов; углубляются знания путем их включения в живое общение; создается мотивация для дальнейшего совершенствования изучаемого ИЯ.

Таким образом, принцип сотрудничества при формировании конкурентоспособной личности средствами ИЯ требует совершенно иного подхода к организации учебного процесса: создание условий для естественного извлечения и усвоения лингвистического материала в процессе общения, что позволяет активизировать творческие возможности студентов, способствует раскрытию и проявлению личности каждого, повышает эмоциональный тонус учебного процесса. Возможность опираться на неиспользуемые обычно в обучении психологические резервы личности и деятельности студентов становится реальностью. Учебный процесс строится на основе неформального речевого общения преподавателя со студентом и студентов между собой и требует переосмысления роли личности самого педагога, который начинает занимать психотерапевтическую позицию в процессе обучения.

Речь идет о личностной рефлексии, когда без ценностной установки немыслимо профессиональное бытие педагога любого уровня, ибо она

во многом обеспечивает развитие его профессиональной позиции. Нас же в данном случае более интересует то обстоятельство, насколько педагог умеет управлять рефлексивной позицией своих студентов, поскольку, как известно, с помощью рефлексии индивид может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. А это уже со всей очевидностью указывает на то, что данная ценностная установка напрямую становится установкой на профессиональную позицию, что с нашей точки зрения и является базовой ценностной установкой молодого человека на формирование в себе качеств конкурентоспособной личности в своей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М., 1980.

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.-М.: АРКТИ, 2003.

3. Сазонов Б. Организационно-экономические аспекты модернизации: система зачетных единиц // Высшее образование в России. -2005. -№6.

4. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука.-М., 1998.

5. Ur Penny. A Course in Language Teaching., CUP-1996.

O.C. Щербинина, Л.Ф. Макарова, Л.Е. Ушакова

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретает формирование правовой компетентности личности. Решение данной проблемы необходимо начинать с активизации работы по правовому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

Одним из важнейших условий развития

I современного общества является воспитание граждан правового демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рас-

сматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Ряб-ко, Е.В. Татаривдевой, В.В. Тищенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственноправового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, A.C. Макаренко. Значимы для изучения особенностей правового воспитания работы Л.С. Выготского, В. А. Сухомлине кого, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотруд-

© О.С. Щербинина, Л.Ф. Макарова, Л.Е. Ушакова, 2008

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.