Научная статья на тему 'Сотрудничество ИИТО с сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО'

Сотрудничество ИИТО с сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ / АССОЦИИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ ЮНЕСКО / ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ "LFF LEARNING FOR THE FUTURE" / UNESCO ASPNET PILOT PROJECT "LFFLEARNING FOR THE FUTURE" / ICT IN THEEDUCATION / UNESCO ASPNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прусс Нэлла Матвеевна

В статье представлены основные направления сотрудничества между ИИТО ЮНЕСКО и сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО в области применения ИКТ в образовании. Участниками пилотного проекта ИИТО ЮНЕСКО и ассоциированных школ ЮНЕСКО «LFF Learning For the Future / Обучение для будущего» являются 42 школы в 14 государствах-членах ЮНЕСКО, а его результаты в настоящее время начинают активно внедряться в школах России для установления партнерских связей и реализации совместных учебных и исследовательских проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN THE UNESCO IITE AND UNESCO ASSOCIATED SCHOOLS

The article describes the main areas of cooperation between the UNESCO IITE and the UNESCO Associated Schools Project Network (ASPnet) on ICT in education. UNESCO IITE and the UNESCO ASPnet Pilot project «LFF Learning For the Future» includes 42 associated schools from 14 UNESCO Member States, and its results have started an active dissemination among the Russian schools for establishment of partner communications and for implementation of joint educational and research projects.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество ИИТО с сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО»

Интернационализация образования

153

Н.М. ПРУСС, профессор, ректор Академия управления «ТИСБИ»

Сотрудничество ИИТО с сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО

В статье представлены основные направления сотрудничества между ИИТО ЮНЕСКО и сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО в области применения ИКТ в образовании. Участниками пилотного проекта ИИТО ЮНЕСКО и ассоциированных школ ЮНЕСКО «LFF - Learning For the Future / Обучение для будущего » являются 42 школы в 14 государствах-членах ЮНЕСКО, а его результаты в настоящее время начинают активно внедряться в школах России для установления партнерских связей и реализации совместных учебных и исследовательских проектов.

Ключевые слова: ИКТ в образовании, ассоциированные школы ЮНЕСКО, пилотный проект «LFF - Learning For the Future »

Как привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу? Сделать его более наглядным, интересным, интерактивным? Каким образом повысить качество образования? Какой вклад в данный вопрос внесут информационные технологии? Эти и другие проблемы вот уже несколько лет успешно решают специалисты Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Содействуя разработке и реализации программ по применению информационных и коммуникационных технологий в образовании, ИИТО ЮНЕСКО является центром, средоточием передового опыта в этой сфере. Среди приоритетов деятельности института - ликвидация цифрового разрыва в образовании, создание инклюзивных обществ знаний путем развития электронных технологий, разработка стратегий по применению ИКТ в образовании и т.д.

Реализуя на практике весь спектр заявленных направлений своей деятельности, ИИТО с 2011 г. тесно сотрудничает с Университетом управления «ТИСБИ» - единственным в мире вузом, при котором успешно функционируют три учреждения ЮНЕСКО: ассоциированная школа ЮНЕСКО (с 1996 г.), международная кафедра ЮНЕСКО (с 1998 г.), центр ЮНЕСКО -ЮНЕВОК по профессиональному образованию (с 2013 г.). В 2010 г. приказом председателя Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО,

министра иностранных дел России С. Лаврова ректор «ТИСБИ» Н.М. Прусс была назначена на пост национального координатора проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в России. Таким образом, Университет управления «ТИСБИ» вот уже несколько лет выстраивает систему взаимодействия между 291 ассоциированными школами России. «ТИСБИ» совместно с ИИТО ЮНЕСКО формирует единое информационно-образовательное и культурное пространство в ассоциированных школах ЮНЕСКО, в том числе - путем реализации уникальных проектов.

Ярким примером является Неделя мо-

154

Высшее образование в России • № 10, 2014

бильного обучения, поддержанная ЮНЕСКО, которая прошла в ассоциированных школах России 17-24 февраля 2014 г. Преподаватели вместе со школьниками попытались ответить на вопрос: как мобильные технологии могут помочь сделать обучение более эффективным в различных контекстах? Центральной фигурой мероприятия стали педагоги, которые учили детей использовать современные инструменты в образовательных целях. Неделя мобильного обучения также стала прекрасным поводом для демонстрации всего спектра электронных ресурсов, которыми обладают школы: дистанционное обучение, онлайн мастер-классы, интегрированные уроки, вебинары и многое другое. Участники проекта подошли к реализации проекта творчески, внедрив игровые формы. Так, в одной из школ был организован веб-квест: учителя-предметники разработали интересные задания с помощью приложений Google Аррз, сервиса LearningApps.org и разместили их на сайте «Парковые уроки ». Ученикам представилась возможность поработать с электронным рабочим листом, выполнить интерактивное задание, принять участие в онлайн-скачках, отгадать онлайн-кроссворд, посмотреть слайд-шоу и ответить на вопросы теста.

Широкий масштаб приобрела всероссийская акция «Чистые берега», в которой приняли участие 3150 человек из 15 регионов Российской Федерации. Международные акции, а также проведение совместных мероприятий - это эффективный способ введения учащихся и учителей ассоциированных школ ЮНЕСКО в сферу мировых интересов в области культуры, образования и науки, приобщения их к глобальным проблемам экологии, социально-экономического развития, сохранения всемирного наследия. Осваивая категориальный аппарат международной организации ЮНЕСКО, дети учатся применять глобальный подход к видению проблемы, расширяют свой кругозор и сферу своих будущих профессиональных и личных интересов. Все это

способствует формированию человека с устойчивой гражданской позицией - Человека Мира.

ИИТ О ЮНЕСКО и У ниверситет управления «ТИСБИ» являются инициаторами таких проектов, как «Образование взрослых», «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями», «Защита и изучение культурно-исторического и природного наследия РТ », «ЮНЕСКО и молодежь». Курсы повышения квалификации по программе «Учитель Ассоциированной школы ЮНЕСКО» имеют уникальный формат, объединяющий учителей со всей страны (из Астрахани, Волгограда и Волгоградской области, Ижевска, Иркутска и Иркутской области, Новороссийска, Краснодара и Краснодарского края, Красноярского края, Железногорска, Нижнего Тагила и Свердловской области, Самары и Самарской области, Саяногорска, Томска, Ульяновска и Ульяновской области) под эгидой ЮНЕСКО. Директора школ и учителя из различных регионов России ежегодно собираются вместе с общей целью - расширить знания о деятельности ассоциированных школ ЮНЕСКО, активизировать педагогическое сообщество и обменяться опытом. Образовательная программа курсов насыщена лекциями, семинарами и тренингами, в ходе которых рассматриваются основные направления деятельности ЮНЕСКО. Слушатели курсов совершенствуют свои умения в разработке и реализации социальных проектов, узнают об инновационных подходах к использованию информационных технологий.

Богатый опыт реализации проектов и постоянная работа по совершенствованию механизмов сетевого взаимодействия служат основой для проведения ежегодных международных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, поднимающих вопросы повышения качества образования, интеграции инновационной культуры и лучших практик в учебный процесс. Последняя международная конференция, которая прошла в мае 2014 г. на

Интернационализация образования

155

базе «ТИСБИ » при организационной поддержке ИИТО ЮНЕСКО, объединила свыше 350 представителей из 13 стран мира и была посвящена современным стратегиям образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ходе форума ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Г. Орджоникидзе подчеркнул, что сегодня исключительно важно найти ответ на вопрос, как обеспечить полноценное участие лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества, улучшить качество их жизни и образования. Именно ИКТ обладают большим потенциалом для поддержки процесса обучения на протяжении всей жизни для всех категорий учащихся.

Конференция была организована на базе Университета управления «ТИСБИ » не случайно: вуз имеет богатую практику обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, более 17 лет осуществляя профессиональную подготовку инвалидов всех категорий. В целях улучшения качества образования и обеспечения его доступности (в том числе - с помощью дистанционных технологий) в «ТИСБИ » создана и успешно работает интегрированная система управления учебным процессом (ИСУ ВУЗ). В создании комплекса ИСУ ВУЗ принимали участие профессиональные разработчики, а также сотрудники и преподаватели, имеющие многолетний опыт работы в вузах. Программный комплекс объединяет эффективные инструменты для решения задач стратегического управления, оперативной деятельности персонала и организации единого информационно-образовательного пространства вуза. Таким образом, Университет управления «ТИС-БИ» на практике апробирует все теоретические наработки, внедряя передовой опыт своих основных партнеров, и прежде всего -ИИТО ЮНЕСКО.

Институт по информационным технологиям в образовании успешно подключает к проектной деятельности своих стратегических партнеров, благодаря чему работа в ассоциированных школах ЮНЕСКО выходит на новый уровень. Так, ИИТО в сотрудничестве с компанией CISCO организовал обучение учителей по совместному учебному курсу, разработанному на основе программы «Основы информационных технологий: аппаратное и программное обеспечение ПК (IT Essentials)». В рамках реализации данной программы были проведены бесплатные курсы подготовки 150 учителей из 75 ассоциированных школ ЮНЕСКО, после чего многими школами данный курс был интегрирован в учебные программы в качестве дополнительного (или элективного) курса.

По договоренности с руководством IT-компании GlobalLab, являющейся резидентом Сколково и продвигающей научно-исследовательские инициативы в школьном образовании, ИИТО ЮНЕСКО совместно с Университетом управления «ТИСБИ» организовали обучающий семинар по программе «ГлобалЛаб - экспедиция». В рамках проекта школьники и преподавате-

156

Высшее образование в России • № 10, 2014

ли-координаторы изучают природные особенности своего региона и обмениваются информацией с другими участниками проекта, охватывающего весь мир. Проект «ГлобалЛаб - экспедиция» развивает у учащихся навыки исследовательской деятельности по естественно-научному профилю, а также ИКТ-компетентность путем использования высококачественных учебнометодических материалов, ИКТ-техноло-гий и компьютерного оборудования. Среди партнеров проекта - российские и зарубежные исследовательские центры, ведущие университеты и научные музеи мира.

Тесное взаимодействие ИИТО ЮНЕСКО и «ТИСБИ», а также привлечение к совместной работе партнеров породили интересный проект - виртуальный институт Модерн ТРИЗ Университета управления «ТИСБИ». Истоки ТРИЗ лежат в исследовании процессов создания технических изобретений и инноваций; в настоящее время в рамках ТРИЗ ведется аккумулирование и исследование креативного опыта во многих других сферах, таких как маркетинг, менеджмент, развитие и создание нового бизнеса и т.д.

На международной конференции «ИКТ и качество образования: Ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего » ИИТО ЮНЕСКО и «ТИСБИ » выступили с предложением разработки и реализации замечательного проекта «Умная школа будущего», концепция которого легла в основу инновационного пилотного проекта ИИТО и ассоциированных школ ЮНЕСКО: «LFF - Learning For the Future/ Обучение для будущего». Приоритеты проекта связаны с обеспечением возможности наиболее полной интеграции ИКТ в образование, эффективного использования инновационных образовательных технологий и педагогических методик, обновления педагогики и расширения доступа к качественному образованию - «сейчас и для будущего». Проект предполагает:

• осознание как учителями, так и учащимися путей преобразования общества

через использование современных ИКТ и результатов перспективных разработок, ожидаемых в этой области;

• более эффективное, интегральное использование ИКТ для укрепления четырех основ обучения в XXI столетии: «учиться познавать, учиться делать, учиться жить и учиться сосуществовать»;

• развитие новых педагогических подходов, экспериментального обучения и создание учебных материалов нового типа, связанных с решением задач устойчивого развития и реализацией принципов “Нового гуманизма”.

Участниками проекта являются 42 ассоциированные школы в 14 государствах-членах ЮНЕСКО, а его результаты в настоящее время начинают активно внедряться в школах России для установления партнерских связей и реализации совместных учебных и исследовательских проектов. В его рамках разрабатываются такие направления, как «ИКТ для повышения качества образования», «ИКТ в образовании для устойчивого развития », «ИКТ и Новый гуманизм », «ИКТ и распространение русского языка и культуры», «ИКТ и межкультурное взаимодействие ». Технологическую основу пилотного проекта составляет его портал (http://lff.iite.unesco.org/) как информационно-образовательный ресурс, предоставляющий эффективную платформу для организации сотрудничества участников в области применения ИКТ в образовании и осуществления проектной и исследовательской деятельности в соответствующих предметных областях. Портал также служит надежной основой для развития коммуникаций, социальных связей и виртуального объединения основных участников проекта: школьного сообщества, учителей, учащихся, а также ихродителей и социальных партнеров. Уже сегодня он становится удобным местом для обмена знаниями, опытом, лучшими практиками, инновационными идеями и привлекает к проекту «LFF - Обучение для будущего» внимание различных партнеров ИИТО: кафедр ЮНЕСКО, работаю-

Интернационализация образования

157

щих в области применения ИКТ в образовании и инновационной педагогике, центров ЮНЕСКО ЮНЕВОК, университетов, международных и неправительственных организаций и, конечно, государственных и частных компаний.

Постоянная генерация и поддержка новых инициатив по совершенствованию механизмов взаимодействия глобальных сетей ЮНЕСКО со стороны нашего надежного

партнера - ИИТО ЮНЕСКО, его теоретические наработки и практический опыт способствуют повышению качества образования, выравниванию доступа различных со-циально-демографическихгрупп населения к образовательным услугам и ресурсам, а в итоге - успешному воспитанию будущего поколения в соответствии с важнейшими приоритетами и основными целями деятельности ЮНЕСКО в области образования.

Автор:

ПРУСС Нэлла Матвеевна - профессор, ректор, Университет управления «ТИСБИ », заведующая Кафедрой ЮНЕСКО, Национальный координатор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в Российской Федерации, tisbi@tisbi.ru

PRUSS N.M. COOPERATION BETWEEN THE UNESCO IITE AND UNESCO ASSOCIATED SCHOOLS

Abstract. The article describes the main areas of cooperation between the UNESCO IITE and the UNESCO Associated Schools Project Network (ASPnet) on ICT in education. UNESCO IITE and the UNESCO ASPnet Pilot project «LFF - Learning For the Future» includes 42 associated schools from 14 UNESCO Member States, and its results have started an active dissemination among the Russian schools for establishment of partner communications and for implementation of joint educational and research projects.

Keywords: ICT in the education, UNESCO ASPnet, UNESCO ASPnet Pilot project «LFF - Learning For the Future »

Author:

PRUSS Nella M. - Prof., Rector, University of management “TISBI”, Head of the International UNESCO Chair, UNESCO ASPnet National Coordinator in the Russian Federation, Kazan’, Russia, tisbi@tisbi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.