Н.М. Прусс Е.А. Беляева
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СЕТЕВЫМ ПРОЕКТИРОВНИЕМ В АССОЦИИРОВАННЫХ ШКОЛАХ ЮНЕСКО
MANAGEMENT OF INTERNATIONAL NETWORK ПРОЕКТИРОВНИЕМ IN THE UNESCO ASSOCIATED SCHOOLS
Аннотация: в статье рассматриваются предпосылки к построению новой гуманистической парадигмы образования и взгляд ЮНЕСКО на открытое непрерывное обучение, в частности при реализации сетевого международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Описываемые внешние и внутренние аспекты управления проектной деятельностью ограничены рамками Российской Федерации. Статья представляет практический интерес для действующих и потенциальных участников проекта из учреждений среднего общего, специального и дополнительного образования.
Ключевые слова: ЮНЕСКО, Ассоциированные школы, Гуманизм, социальные инновации, непрерывное образование.
Abstract: the article is devoted to considering implications for emerging the new humanistic educational paradigm and UNESCO vision on open lifelong learning in the framework of implementation of the International network project "UNESCO Associated schools". The described external and internal management aspects of the project activity are limited by the Russian Federation. The article is of practical interest for acting and potential project participants from secondary comprehensive, vocational and extended educational institutions.
Keywords: UNESCO, Associated schools (ASPnet), Humanism, social innovations, lifelong education.
По мнению эксперта ЮНЕСКО А.С. Киселева, значительное социально-экономическое напряжение между Россией, Евросоюзом и США, вызванное неравномерностью доступа к энергоресурсам, может в будущем разрядиться за счет формирования в этих странах нового типа инновационного общества, базис которого составляют нанотехнологии и наноуслуги. Так называемый «шестой технологический уклад» по словам того же автора, «...представляется нам, как некая социальная панорама...в виде .материи, обладающей определенным социальным рельефом, суть которого составляют вновь формирующиеся социальные отношения, способные радикально изменить социальный мир в ходе социоинновационного развития» [1, с. 1]. При этом, главным инструментом обеспечения благополучия граждан, становится взаимодействие в процессе предоставления образовательных услуг, формирующихся на основе межпредметных связей, рождая новый социальный мир общественных возможностей. Установки общества потребления постепенно уступают место пониманию взаимосвязанности и конвергенции всех процессов, безперспективности удовлетворения лишь сиюминутных интересов. Гуманистическая направленность образования и науки позволяет формировать новые нравственно - ориентированные представления о человеке и тщательно анализировать и учитывать последствия научных и хозяйственных стратегий для общества и экологии, основываясь на концепции устойчивого развития.
Технологический переворот неизбежно ведет к резкому уменьшению потребности в неквалифицированных видах труда, предъявляя новые требования к
© Н.М. Прусс, Е.А. Беляева, 2013
системе образования. Сегодня уже общепризнано, что знание превратилось в предмет колоссальных экономических, политических и культурных интересов настолько, что может служить для определения качественного состояния общества, контуры которого лишь начинают перед нами вырисовываться. Образование в ХХ1 веке становится по-настоящему доступным и непрерывным. Междисциплинарный подход постепенно приходит на смену отраслевому, формируя спрос на подготовку специалистов с системным мышлением - лидеров, владеющих как высокотехнологичными новшествами и экономическим видением, так и сложной духовной организацией и нравственными качествами.
Современная парадигма мышления базируется на том, что новое знание дает ощутимое преимущество лишь в случае, если применяется на практике в интересах глобального общественного развития. Народам уже недостаточно быть взаимно толерантными, уважать и понимать друг друга. Необходимо более глубокое интеллектуальное и духовное сотрудничество для построения ответственного и солидарного мира, преодоления европоцентризма, уважения культурного многообразия, соблюдения гендерного равенства [2]. На наш взгляд, квинтэссенцией прогрессивного современного взгляда на образование является известный лозунг о четырех аспектах обучения: «Учиться, чтобы знать; учиться, чтобы уметь; учиться жить и учиться жить вместе» [3].
Таким образом, именно «Новый гуманизм» (или, как характеризует его с помощью подборки синонимичных выражений Я.Б. Головин, «новый коммунитаризм», «экология разнообразия», «новое Просвещение», «экология культуры», «проект ноосферного общества» [4, с. 1]) и есть та философия, которая будет теоретической основой и методологией построения нового глобального сообщества.
Подобный взгляд на процессы общественного развития является частью идеологии Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Масштабность областей деятельности ЮНЕСКО служит гарантией актуальности миссии организации и свидетельствует о ее возрастающей сложности. Такие ключевые характеристики программ ЮНЕСКО как гуманистическая направленность, инклюзивность, междисциплинарный подход и опережающее реагирование на нужды общества лежат в основе глобальных сетевых проектов различных образовательных ступеней, таких как Проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», «УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО», «ЮНЕСКО/ЮНЕВОК Центры по профессионально-техническому образованию и подготовке».
Поскольку наибольший воспитательный фокус сосредоточен в рамках системы среднего образования, рассмотрим подробнее особенности управления и координации Международного проекта ЮНЕСКО «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в Российской Федерации. Проект является примером одной из самых успешных инициатив Организации на уровне среднего общего, специального и дополнительного образования, нацелен на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования за счет использования новейших педагогических и информационно-коммуникационных технологий, развития международной компетентности и межкультурной учащихся и педагогов. Деятельность Ассоциированных школ ЮНЕСКО в конечном итоге направлена на воспитание так называемого «Человека Мира» -высокоразвитой личности, исповедующей толерантность, понимание глобальной гражданской ответственности и необходимости активного участия в решении общемировых проблем, живущей по принципу: «думать глобально, действовать локально».
Целями Проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» (ПАШ) - системы ассоциированных школ ЮНЕСКО является:
• Создание условий для распространения информации об ООН и ЮНЕСКО в мире;
• Развитие межкультурной коммуникации и содействие укреплению мира;
• Изучение, внедрение и распространение позитивного опыта в системе образования и воспитания;
• Создание дополнительных возможностей для развития международных контактов ассоциированных школ и школ-участниц Проекта;
• Создание условий для творческого и научного развития учителей и преподавателей учебных заведений, входящих в систему ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Координация Проекта в нашей стране осуществляется Комиссией Российской Федерацией по делам ЮНЕСКО совместно с Министерством образования Российской Федерации через Национальный координационный центр ПАШ ЮНЕСКО (НКЦ) в сотрудничестве с 9 региональными координационными центрами (РКЦ), действующих в 9 регионах России по условному географическому делению (с учетом специфики регионов Российской Федерации; культурной, исторической и географической близости районов РФ; общности региональных проблем; наличия участников ПАШ в регионах с развитой материально-технической базой и научным потенциалом).
Национальный координатор Проекта утверждается Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО по представлению Министерства образования Российской Федерации сроком на четыре года (с подтверждением через два года и последующим продлением) из числа сотрудников образовательных учреждений, имеющих высшее образование и опыт работы в средних или высших учебных заведениях. Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО информирует Секретариат ЮНЕСКО об утверждении Национального координатора.
С 2010 года функции Национального координационного центра выполняет Международная кафедра ЮНЕСКО Университета управления «ТИСБИ» - «Подготовка и переподготовка специалистов в условиях рыночной экономики» под руководством заслуженного работника Высшей школы РФ, ректора, заведующей кафедрой ЮНЕСКО Н.М. Прусс - Национального координатора Проекта в РФ [5]. Национальный координационный центр ассоциированных школ ЮНЕСКО является координирующим, информационным и научно-методическим центром по реализации ПАШ ЮНЕСКО в Российской Федерации. Обязанности Национального координатора включают:
• Общее руководство реализацией ПАШ в Российской Федерации;
• Разработка национальной концепции и стратегии ПАШ;
• Анализ информации о деятельности международных организаций системы ООН и ЮНЕСКО в контексте реализации направлений ПАШ;
• Организация сотрудничества и взаимодействия с государственными и общественными организациями в РФ и за рубежом, в том числе с целью привлечения средств для реализации ПАШ;
• Анализ отчетов Региональных координационных центров ПАШ;
• Координация работы Региональных центров ПАШ;
• Подготовка и издание печатных материалов о реализации ПАШ в РФ и за рубежом;
• Содействие проведению и участие в конференциях, выставках, лагерях, фестивалях и обмен визитами;
• Оказание научно-методической помощи Региональным координационным центрам, школам-участницам ПАШ, организация издания учебных, научных и методических материалов по проблематике Проекта;
• Оказание содействия во внедрении в систему развития образования новых прогрессивных форм обучения, в том числе с использованием информационных технологий;
• Представление Проекта в Российской Федерации и за рубежом.
В целом, стиль управления и координации проекта отличает большая демократичность и незабюрократизированность, как и другие юнесковские проекты.
Вышестоящие структуры оказывают скорее консультативную, ресурсную и представительскую помощь. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение решений, поддерживая инициативу «снизу». Участие во всех плановых и внеплановых мероприятиях и акциях, организуемых Международным координационным центром Ассоциированных школ в Париже, Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Национальным координационным центром проекта, региональными центрами, является добровольным и носит скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Серьезные ограничения касаются лишь полномочий по использованию символики ЮНЕСКО, права, принадлежащего уже сертифицированным учреждениям ЮНЕСКО. Те участники проекта, которые не проявляют видимой регулярной активности в течение трех лет, исключаются из сети. Подобный стиль наиболее эффективен в социально-ориентированных гуманитарных проектах и ориентирован на межличностные отношения, решение творческих задач. Учитывая тот факт, что участие в Проекте носит добровольный характер, и, как правило, участники не имеют материальных стимулов, основой управления является идейное единение участников, взаимная толерантность, интерес к саморазвитию и международной проблематике.
Среди бонусов, привлекающих школы в Проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» можно перечислить:
• престиж. Школа - участник проекта в регионе становится центром исследований и прогнозирования в области образования, главным источником информации о деятельности международных организаций, клубом по обсуждению глобальных проблем современного мира;
• стимул для роста. Чтобы получить мандат доверия необходимо два года активно работать в проекте. Затем через каждые 3 года постоянно подтверждать полученный статус;
• постоянное приобщение к передовому опыту, новым управленческим и образовательным технологиям, получение информационно-аналитической и научно-консультационной поддержки. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Московское Бюро ЮНЕСКО активно способствуют превращению школ - участниц проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в инновационные образовательные центры и «школы будущего»;
• эффективная форма развития международных контактов. На сегодняшний день Проект объединяет более 9600 организаций во всем мире;
• активное изучение иностранных языков в ходе проектной работы, зарубежных стажировок. Все проекты ЮНЕСКО выполняются, как правило, на английском языке;
• возможность получить помощь в разработке и издании методических материалов, информационную поддержку через средства массовой информации и Интернет;
Для вступления в проект « Ассоциированные школы ЮНЕСКО», школа предварительно выбирает одно приоритетное или сразу несколько направлений деятельности: «Охрана окружающей среды, ее изучение и защите объектов природы», «Права человека», «Всемирное культурное наследие и его сохранение», «Культура мира, отрицание насилия, воспитание толерантности», «ЮНЕСКО и молодежь».
Практика реализации проекта показывает, что выбранные направления, как правило, созвучны приоритетам уже проводимой культурно-воспитательной и учебной деятельности школы, что дает возможность педколлективу продолжить уже начатое под эгидой ЮНЕСКО, скорректировав формат и охват мероприятий. Благо включение в Международный сетевой проект существенно повышает возможности расширения географии сотрудничества с другими образовательными и общественными организациями.
Для успешного и устойчивого управления проектной деятельностью в Ассоциированных школах ЮНЕСКО в контексте целостного развития школы, оно должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:
• работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности по направлениям ПАШ ЮНЕСКО;
• работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям и мотивации их к участию в проектной деятельности;
• работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к гуманитарной миссии и ценностям ЮНЕСКО и привлечение родителей к участию в проектном инновационном процессе;
• совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов, формирование единой административной, учебной, культурно-воспитательной и информационной среды школы;
• расширение связей школы на местном, региональном и международном уровне для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума, привлечения в школу дополнительных ресурсов, обмена опытом;
• осуществление внутреннего контроля, анализа и регулирования проектной деятельности ЮНЕСКО;
• осуществление информационного обеспечения проектной деятельности, постоянное совершенствование ИКТ-компетенций педагогов и учащихся.
В процессе вхождения образовательного учреждения в проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» можно выделить следующие этапы:
1. Осознание важности и необходимости преобразований, связанных с вступлением в сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО одним из членов педколлектива или административной команды образовательного учреждения, наличие «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей;
2. Формирование команды идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению проекта ЮНЕСКО;
3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к деятельности по проекту;
4. Оформление и отправка заявки школы на вступление в Проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» и отчета о двухлетней работе учебного заведения по направлениям, близким проекту, в адрес Регионального и Национального координационных центров. Во внимание принимаются предыдущий опыт работы школы, ее награды, успехи и достижения;
5. Выработка и утверждение концепции, программы и плана проектной деятельности школы, принимаемых большинством участников образовательного процесса. Данные документы являются внутренними инструментами реализации проекта, в координирующие органы ПАШ ЮНЕСКО высылается только отчет о проделанной работе и предложения в общий ежегодный план мероприятий;
6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной схемы участия в ПАШ ЮНЕСКО;
7. Отслеживание реализации проекта с целью коррекции последующих управленческих действий.
8. Получение подтверждения официального включения в проект из Штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Период ожидания составляет от полугода до трех лет. С момента получения сертификата, подписанного Генеральным Директором ЮНЕСКО,
школа получает официальный статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО, наделяется соответствующими правами и обязанностями по проекту.
9. Отражение нового статуса школы на сайте, стендах, вывеске школы ит.п.
Всего в России на данный момент более 260 зарегистрированных школ ЮНЕСКО
их количество постоянно растет. 2013 год - юбилейный для проекта, которому исполнилось 60 лет.
Литература
1. Киселев А.С. Социолого-управленческие аспекты и практика развития инновационного общества [Электр.ресурс]: http://www.ifap.ru>library/book208.pdf (дата обращения 24.06.13)
2. Бокова И. Новый Гуманизм в ХХ1 веке [Электр. ресурс]: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001897/189775r.pdf (дата обращения 23.06.13)
3. Cisco выступила соорганизатором международной конференции «ИКТ и качество образования: ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего» [Электр. ресурс]: http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2011/052511 .html (дата обращения 25.06.13)
4. Головин Я.Б. «Новый гуманизм» - новая стратегия ЮНЕСКО // Здравый cмысл. 2012. № 364) - № 4(65) [Электр. ресурс]: http://razumru.ru/humanism/ journal2/64_65/golovin.htm (дата обращения 24.06.13)
5. Ассоциированные школы ЮНЕСКО [Электр. ресурс]: http://www.tisbi.org/home/cooperation/ASP/ (дата обращения 20.06.13)
6. Смирнов А.В. Новый гуманизм как новый универсализм? // Здравый cмысл. 2012. № 3(64) - № 4(65), с.10-15.
7. Информация о деятельности международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» [Электр.ресурс]: http://unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=104 (дата обращения 21.06.13)
8. Шамова ТИ. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Т. И Шамова, П. И Третьяков, Н. П. Капустин; Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
10. Филиппов В.М. Модернизация российского образования / В.М. Филиппов: Тематическое приложение № 1 к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение, 2003. - 96 с.
Т.Т. Черкашина
ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ: КОМПЕТЕНТНОСТНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
LINGVACOMMUNICATION TRAINING OF THE DIRECTING STAFF: COMPETATIVE-PRAGMATIC APPROACH
Аннотация: в статье анализируется модель лингвокоммуникативной подготовки управленческих кадров, делается акцент на компетентностно-прагматическом подходе.
Ключевые слова: прагматический подход, смарт-продукт, коммуникативно-компетентностный.
© Т.Т. Черкашина, 2013