Научная статья на тему 'Ассоциированные школы ЮНЕСКО: социальное  партнерство и внеурочная деятельность'

Ассоциированные школы ЮНЕСКО: социальное партнерство и внеурочная деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1217
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС второго поколения / начальная школа / культурно-образовательная среда / социальное партнерство / внеурочная деятельность / ассоциированные школы ЮНЕСКО. / Federal state educational standards / primary school / cultural and educational environment / social partnership / extracurricular activities / UNESCO Associated Schools Project Network

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балясникова Л.А., Бордовский Г.А.

В статье анализируется характер социального партнерства, обусловленный культурно-образовательной средой образовательных учреждений, имеющих статус «ассоциированные школы ЮНЕСКО», направленность внеурочной деятельности младших школьников этих школ в контексте ФГОС второго поколения и общей стратегии ассоциированных школ ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNESCO Associated Schools: social partnership and extracurricular activities

The author analyzes the characteristics of educational institutions with the status of "UNESCO Associated Schools", as well as the nature of social partnership caused by the cultural and educational environment. The author also analyses the direction of extracurricular activity of younger students in the context of Federal state educational standards of the second generation and the general strategy of the UNESCO Associated Schools Project Network.

Текст научной работы на тему «Ассоциированные школы ЮНЕСКО: социальное партнерство и внеурочная деятельность»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Л.А. Балясникова

Канд. филол. наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе», Российский гос. пед. университет им. А. И. Герцена

E-mail: unesco@herzen. spb.ru

Г.А. Бордовский

Доктор физ.-мат. наук, профессор, академик РАО, президент, Российского гос. пед. университета им. А. И. Герцена, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» E-mail: president@herzen. spb.ru

АССОЦИИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ ЮНЕСКО: СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ1

В статье анализируется характер социального партнерства, обусловленный культурно-образовательной средой образовательных учреждений, имеющих статус «ассоциированные школы ЮНЕСКО», направленность внеурочной деятельности младших школьников этих школ в контексте ФГОС второго поколения и общей стратегии ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Ключевые слова: ФГОС второго поколения, начальная школа, культурно-образовательная среда, социальное партнерство, внеурочная деятельность, ассоциированные школы ЮНЕСКО.

Широко известно, что Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - крупнейший в мире межправительственный форум по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере. Значительно реже упоминается то, что основная цель, декларируемая Организацией, - содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры - стала фактически

1Статья подготовлена к изданию при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 15-06-10469-а «Диалог школы, семьи, социальной и культурно-образовательной среды в организации внеурочной деятельности младших школьников»). Как цитировать статью: Балясникова Л.А., Бордовский Г.А. Ассоциированные школы ЮНЕСКО: социальное партнерство и внеурочная деятельность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, №1 (35). С.130-141.

завершенным выражением идей великих гуманистов и просветителей в истории европейской цивилизации. В середине XVII века, в разгар политических и религиозных междоусобиц, великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский предложил духовную концепцию нового миропорядка, проект социокультурных преобразований, который объединил бы усилия всех прогрессивно мыслящих людей по сохранению мира и налаживанию диалога (23). Спустя века эта идея была воплощена в создании международных организаций ООН и ЮНЕСКО. В недрах педагогической науки не только разрабатывалась, но и воплощалась в жизнь модель школы Коменского, построенная на гуманистических принципах улучшения человеческих отношений (2). Не случайно и одним из первых широкомасштабных проектов ЮНЕСКО стал проект, ориентированный на школу, - UNESCO Associated School Project Network.

В преамбуле к уставу ЮНЕСКО сказано: «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». Но уже изначально было очевидно, что задача «научить миру» вызывает серьезный пересмотр образовательной политики: ми-ростроительство посредством образования требует подготовленных учителей, интерактивных методов обучения, новых учебных планов, объективной учебной литературы, атмосферы взаимного уважения и ненасилия в классе, в школе, в семье и в обществе.

Движение «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» (АШЮ) имеет свою историю [25]. Она начиналась в 1953 г., когда ЮНЕСКО организовала встречу экспертов 33 средних школ из 15 стран - Бельгия, Великобритания, Голландия, Коста-Рика, Норвегия, Пакистан, США, Уругвай, ФРГ, Швейцария, Швеция, Эквадор, Югославия, Япония - с целью разработать концепцию «образования для жизни в мировом сообществе». Экспериментальная деятельность в учебных заведениях государств-членов должна была заключаться в запуске национальных пилотных программ с акцентом на международное сотрудничество при поддержке Министерств образования и Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО. Были согласованы и определены первые темы для изучения в школах: права женщин, другие культуры, прав человека и системы ООН (24).

По наблюдениям Н.А.Долгиной [8], ведущими тенденциями процесса развития АШЮ были количественные преобразования, струк-

турное наполнение, актуализация содержательного аспекта деятельности, совершенствование механизма сотрудничества ассоциированных учебных заведений, поиск новых форм и методов работы, интеграция тем и вопросов международного воспитания в программы учебных дисциплин.

Постепенно в состав участников проекта вошли педагогические институты (1958 г.), начальные школы (1965 г.) и детские сады (1976 г.). Предполагалось включение в сеть и университетов, однако, учитывая особый характер и автономию высших учебных заведений, в 1977 г. было принято решение предусмотреть для них специальные сети. Прошло время, прежде чем проект «УНИТВИН/Породненные университеты» был учрежден ЮНЕСКО в 1992 г.

Российская Федерация присоединилась к проекту АШЮ в 1957 г. Сегодня ассоциированные школы ЮНЕСКО РФ ставят перед собой важные задачи: изучение, внедрение и распространение позитивного опыта в системе образования и воспитания; создание условий для творческого и научного развития педагогов учебных заведений; развитие межкультурной коммуникации и содействие укреплению мира; создание дополнительных возможностей для развития международных контактов школ ЮНЕСКО. Национальным координационным центром ассоциированных школ ЮНЕСКО разработано Положение «О реализации в Российской Федерации проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Оно утверждено Министерством образования РФ и согласовано с Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО. В документе прописана структура и принципы реализации Проекта в РФ.

Сегодня Л8Рие1 - глобальная сеть ЮНЕСКО, один из самых продолжительных и удачных проектов организации. На данный момент [26] он работает в 181-й стране и насчитывает 10 тысяч образовательных учреждений, среди которых дошкольные учреждения, начальные и средние школы, профессионально-технические училища, а также организации профессиональной подготовки учителей. Подчеркивается, что АШЮ не представляют собой особой, «привилегированной» категории образовательных учреждений: они являются частью национальных систем образования в каждой стране. АШЮ не являются «школами ЮНЕСКО»: они руководствуются национальной системой образования страны. АШЮ - это такие школы, которые подчеркивают свою приверженность идеалам ЮНЕСКО, связаны, «ассоциированы»

с Организацией в изучении и распространении ее мировоззренческих идей, включают в свои учебные программы и деятельность различные компоненты, направленные на укрепление международного взаимопонимания и сотрудничества по достижению этой цели.

Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, оказывая существенную поддержку развитию образовательных инициатив Организации и координируя эту деятельность, обращает сегодня особое внимание на необходимость объединения ресурсов и творческого потенциала участников трех проектов - школ (ASPnet), университетов (UNITWIN/UNESCO Chairs) и учреждений системы профессионально-технического образования (UNEVOC Network) - в целях координации действий и синергетического развития этих самых успешных программ. Комиссия характеризует это направление деятельности как стратегическое, нацеленное на воплощение идей и принципов обучения на протяжении всей жизни. Считаем, что этот новый характер взаимодействия участников проектов заслуживает специального рассмотрения и научного обоснования.

Социальное партнерство и ассоциированные школы ЮНЕСКО

Существует мнение [11], что возникновение социального партнерства как вида социального взаимодействия связано с образованием специализированного учреждения ООН - Международной организации труда, которfz в 2016 г. отметила свое 50-летие. Сегодня политика социального партнерства не ограничивается сферой экономических или социально-трудовых отношений. В более широком смысле [20], социальное партнерство рассматривается как специфический вид общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом, как мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса и органов власти. В многочисленных исследованиях феномена социального партнерства в образовании отмечается, что в этой области оно сравнительно новое, не имеющее строгого определения и трактуемое по-разному.

В контексте рассматриваемой темы обратимся к опыту социального партнерства российских ассоциированных школ ЮНЕСКО, формирующих образовательную среду участников международного проекта.

По словам Н.М.Прусс, Национального координатора Проекта АШЮ в РФ [14], сотрудничество ассоциированных школ ЮНЕСКО позволяет активнее развивать процессы регионализации, объединяя кадровые, инновационные, интеллектуальные и другие ресурсы партнеров в претворении в жизнь идей и миссии ЮНЕСКО. Кратко и образно о миссии ЮНЕСКО сказал г-н Коитиро Мацуури, Генеральный директор ЮНЕСКО (1999-2009 гг.), в выступлении по случаю 60-летия годовщины образования ЮНЕСКО: это «вечный поиск человечности в человеке» [4].

Полагаем, что именно в этом и заключается специфика социального партнерства образовательных учреждений как школ ЮНЕСКО: это не только особый вид социальных взаимоотношений, а обусловленная всей историей становления Л8Рие1 мировоззренческая основа формирования личности, воплощающей идеалы ЮНЕСКО. Это важнейший аспект развития гражданского общества в плане реализации инициатив молодежи, выражающей и отстаивающей гуманистические принципы в сложном, постоянно меняющемся мире. Это объединение усилий и гражданских действий для совершенствования межкультурного диалога и достижения социальной справедливости. Поэтому считаем совершенно точной характеристику ассоциированных школ ЮНЕСКО, имеющей место в социальных сетях, как наиболее общественно активных школ, именно с позиций социального партнерства.

Сайт Университета управления «ТИСБИ», на базе которого организован и действует Национальный Координационный Центр проекта в РФ [1], наглядно свидетельствует о масштабах социального партнерства АШЮ.

С одной стороны, это кластерное (сетевое) сотрудничество учреждений одной образовательной сферы, которое объединяет около 200 школ в различных субъектах РФ. Так, Московская сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО выполняет функции ресурсного центра для московской системы образования по вопросам сотрудничества с ЮНЕСКО [17]. Разработке новых форм творческих проектов в рамках традиционных для АШЮ направлений деятельности уделяет особое внимание Северо-Западная региональная сеть. В 2016 г. на базе региона инициирован конкурс экскурсоводов-школьников по объектам Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в зарубежных странах, предполагающий значительное расширение социального партнерства

[18]. Социальное партнерство школы №10 города Калининграда со специализированными учреждениями, фондами, родителями, кафедрами и школами ЮНЕСКО является чрезвычайно значимым фактором при реализации программ обучения детей с особыми потребностями и продвижении проекта «Аутизм: маршруты развития детей» [15].

Социальное партнерство - необходимое направление развития профессиональных компетенций и обмена опытом для учителей и администрации. С этой целью проводятся ежегодные заседания Национального Совета проекта АШЮ по обсуждению передовых практик, а также организуются курсы повышения квалификации учителей ассоциированных школ. Ежегодно учителя со всей России участвуют в программе «Учитель ассоциированной школы ЮНЕСКО», которую организует Университет управления «ТИСБИ». Характер социального партнерства в этом отношении приобретает особое звучание, поскольку мероприятия проводятся под эгидой ЮНЕСКО, при непосредственном участии экспертов образовательных программ Организации. Представляется, что наилучшим свидетельством значимости таких мероприятий являются отзывы самих участников [22].

Полагаем, что именно открытость ЮНЕСКО и ее специализированных подразделений как социальных партнеров АШЮ является существенным ресурсом развития этих школ, формирует отношения доверия и взаимопонимания при ориентации на гуманистические идеалы человечества. Мы назвали этот тип социального партнерства мировоззренческим, служащим формированию прежде всего мировоззренческих основ личности. Совершенно очевидно, что развитие социального партнерства АШЮ и ЮНЕСКО, успехи и достижения в этом процессе были бы невозможны без широкой поддержки и координации со стороны Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Бюро ЮНЕСКО в Москве (до закрытия в 2015г.), Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, руководителей проекта в штаб-квартире Организации при содействии Министерства образования и науки РФ, в сотрудничестве с местными органами власти, негосударственными учреждениями и бизнес-структурами.

Воплощая в жизнь стратегию обучения на протяжении всей жизни, Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО в 2011г. предложила расширить сеть социального партнерства АШЮ, используя механизмы взаимодействия с проектом «УНИТВИН / Кафедры ЮНЕСКО». В соответствии

с этим решением Российский педагогический университет имени А.И.Герцена и Академия постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга, ассоциированная школа ЮНЕСКО, разработали концепцию конкурса «ЮНЕСКО в школе» и запустили его в 2012 г. Успешно проведена всероссийская профильная инклюзивная лагерная смена «Сохраняя наследие», инициированная в 2012 г. кафедрой ЮНЕСКО Университета управления «ТИСБИ» в сотрудничестве с Окружным учебно-методическим Центром по обучению инвалидов Приволжского федерального округа.

Подчеркивая интеллектуально-ценностную основу социального партнерства АШЮ, следует понимать, что оно имеет и другие виды общественных отношений, способствующие развитию школьного образования. Чаще всего именно ассоциированные школы ЮНЕСКО становятся экспериментальными площадками при запуске пилотных проектов Организации. Так, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании разработал пилотный проект «Умная школа будущего» с целью формирования единого информационно-образовательного пространства и виртуального сообщества практики учителей и учащихся АШЮ России, государств СНГ и стран Балтики. Одной из первых инициатив в рамках реализации данного проекта стала программа бесплатного обучения учащихся ассоциированных школ России компьютерной грамотности начального уровня, разработанная компанией CISCO и ИИТО.

В выступлении по случаю 50-летия проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», Национальный координатор АШЮ Казахстана сказала: «Довольно легко стать школой в проекте ЮНЕСКО, но трудно стать хорошей школой ЮНЕСКО» [25]. Социальное партнерство играет здесь ключевую роль во всех вопросах, касающихся жизни школы. От динамизма развития ассоциированными школами ЮНЕСКО социального партнерства во многом зависит то, насколько АШЮ выполняют свои функции тройного представительства служить образцом как: инновационные центры образования, передовые центры в распространении идеалов ЮНЕСКО, мосты, объединяющие школы.

Внеурочная деятельность ассоциированных школ ЮНЕСКО

Известно, что внеурочная деятельность как деятельность образовательная введена Федеральным государственным образовательным

стандартом (ФГОС) второго поколения. Первоклассники, пришедшие в школу в 2010 г., начали обучение по учебным планам новой структуры, обязательным компонентом которой стала внеурочная деятельность. Являясь одной из инноваций ФГОС, внеурочная деятельность ориентирована прежде всего на переход от знаниевой парадигмы образования к новой личностно-ориентированной в условиях современного социально-экономического развития общества. В данном контексте внеурочная деятельность приобретает особые характеристики. Она не связана с дополнительными занятиями по предмету, поскольку имеет развивающий, воспитывающий характер и только потом - учебный. Она не является и планом воспитательной работы в школе, имеющим собственные цели и задачи, но с которым тем не менее тоже может пересекаться и взаимодействовать.

Очевидно, что целевая заданность инновационного вида деятельности - внеурочной - в значительной степени совпадает со стратегией ассоциированных школ ЮНЕСКО, которая реализуется ими через различные пилотные проекты. Так, для начальной школы, с одной стороны, - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание, принятие ребенком моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья; становление основ гражданской идентичности и мировоззрения (ФГОС), а с другой, - подготовка подрастающего поколения к жизни и деятельности в сложном, постоянно меняющемся мире, «учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе» (АШЮ). Не случайно, некоторые исследователи [7] характеризуют АШЮ как учебно-воспитательные учреждения, коллективы которых имеют много возможностей для разработки инновационных образовательных подходов, методик и материалов, создания условий, значимых для нравственного воспитания подрастающих поколений.

Такая характеристика принята за основу практической деятельности ряда ассоциированных школ ЮНЕСКО Северо-Западного региона: «ассоциированные школы - учебно-воспитательные учреждения, сотрудничающие с ЮНЕСКО в рамках национальных программ по распространению миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей» [12].

Вместе с тем совершенно очевидно, что данные приоритеты ле-

жат в основе внеурочной деятельности не только и не исключительно ассоциированных школ: в соответствии с ФГОС, они определяют направления деятельности всех уровней общеобразовательных школ. Дело в характере школьных традиций и образовательных инноваций, педагогического опыта, культурно-образовательной среды региона, в масштабах социального партнерства, использования механизмов социального взаимодействия и пр.

Рассматривая внеурочную деятельность ряда ассоциированных школ ЮНЕСКО Санкт-Петербурга, отметим, что она имеет поучительный опыт реализации ФГОСа в 1-4-х классах на протяжении 5 лет.

Так, АШЮ №67 особое внимание уделяет обучению учащихся начальной школы в кружках и групповым занятиям. Кружковая деятельность сочетается в школе с проектной, а также осуществляется в театральной и вокально-хоровой студиях. Подчеркивается, что все направления внеурочной деятельности включают в себя наиболее значимые внутриклассные, внутришкольные, социально ориентированные мероприятия: встречи с интересными людьми, беседы, творческие проекты и конкурсы, экскурсии, викторины, олимпиады, фестивали, концерты, выпуски школьных газет, коллажей и др. [5].

Различные курсы внеурочной деятельности гимназии № 528 разработаны педагогами не только в соответствии с направлениями ФГОС, но также с учетом возрастных особенностей младших школьников и преемственности между классами начальной школы. В целом, внеурочная деятельность организуется гимназией через кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. [19].

Программы внеурочной деятельности для начальной школы гимназии №49 ориентированы на решение различных учебно-воспитательных задач и в целом отводят большое место игровым формам в сочетании с беседами и практикумами, виртуальными экскурсиями, просмотрами мультфильмов, презентациями, устными выступлениями, участием в проведении конкурсов, коллективных творческих дел, диагностик, упражнений и др. Обращаем внимание на тот факт, что некоторые программы составлены с ориентацией на международные документы, знакомство и работу с которыми гимназия осуществляет именно как АШЮ. Так, программа внеурочной деятельности «Я и мой мир» состав-

лена в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и решает задачи нравственного воспитания на основе гуманистической этики [6].

Органическая связь между урочной и внеурочной, классной и внеклассной деятельностью является важным критерием качества образовательного процесса в школе №1, региональном координаторе проекта АШЮ в Северо-Западном регионе. Школьные педагоги обращают особое внимание на изучение Санкт-Петербурга, его духовных и культурных традиций, истоки формирования культурно-образовательного пространства Петербурга и его современный облик, что определяется не только стандартом, но и ключевым направлением работы ассоциированных школ ЮНЕСКО - изучение всемирного культурного и природного наследия. В этом плане учащимся предоставлена возможность выбора нескольких программ внеурочной деятельности, кроме того в школе организован «Клуб ЮНЕСКО» [21].

Заметим, что положительное влияние международного проекта на качество образования в школе отмечают в своих отчетах многие АШЮ региона. Подчеркивается, что проект расширяет кругозор ученика, дает опыт практического интерактивного общения, развивает чувства коллективизма и ответственности за порученную работу [9], способствует поддержанию интереса учителей к работе и саморазвитию, предупреждает синдром «самовыгорания» [10] и др.

ФГОС второго поколения был в процессе реализации на уровне начальных классов с 2010 г., а школы и гимназии приступили к разработке программ и дорожных карт внеурочной деятельности, обеспечивающих преемственность начального и основного образования, переход средней школы на новый стандарт с 2015г. Благодаря поддержке инновационных разработок образовательных учреждений Комитетом по образованию Санкт-Петербурга педагогическая общественность имела возможность познакомиться с публикациями о конкурсных проектах, которые уже прошли предварительную апробацию и получили высокую оценку. Показательно, что экспериментальными площадками по внедрению ФГОС, победителями и лауреатами проектов стали некоторые ассоциированные школы Санкт-Петербурга.

Одним их лауреатов конкурса-2014 стала ассоциированная школа ЮНЕСКО № 639, разработавшая учебно-методический комплект программы внеурочной деятельности «Твой выбор», ориентированный на воспитание и социализацию учащихся 5-9-х классов. Конструирование

данной программы содержит ряд инновационных компонентов, которые, как представляется, должны учитываться при разработке программ внеурочной деятельности на всех уровнях средней общеобразовательной школ: модульный и проектируемый сетевой характер реализации программы; современный способ подачи материала, с которым школьники знакомы по социальным сетям [13].

Учитывая значительные достижения школ и гимназий по разработке введенного в ФГОС компонента «внеурочная деятельность», следует согласиться с тем, что ее методическое обеспечение должно быть и будет продолжено. Возможно, найдутся те, кто сомневается в этом и скажет, что все это совсем не нужно и что это уже было. Однако напомним слова Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» - в этом и заключается суть педагогического мастерства, которое следует изучать и поддерживать как мастерство новаторов и подвижников. Именно эту работу ведут педагоги герценовского университета, которые разработали качественно новую образовательную систему «Диалог» [3], создавая в контексте ее философско-культуро-логической базы новые программы внеурочной деятельности и формы ее реализации [16], проводя исследования и организуя обучающие семинары при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Литература

1. Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Сайт «Университет управления ТИСБИ»». Режим доступа: http://www.tisbi.ru/home/cooperation/ASP/

2. Балясникова Л.А., Золотухина Н.Ф. Современная школа как модель поликультурного общества // Образование в поликультурном обществе. К 20-летию кафедры ЮНЕСКО. Междунар. научно-практ. конф.: сб. науч. тр. Вып.1. СПб., 2013.

3. Бордовский Г.А., Воюшина М.П., Суворова Е.П. Концепция образовательной системы «Диалог». Уроки начального и основного общего образования СПб., 2014.

4. Вестник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Специальный выпуск, 2005. С.19. Режим доступа: http://archive.mid.ru/bdomp/ns-dksu.nsf/ee9761bb1079d0d3c32570f4003b8223/74e02bfaf994ffa 5c3257130003ea7c3/$FILE/Vest-Unesco.pdf (дата обращения: 02.10.2016).

5. Внеурочная деятельность. Сайт: «ГБОУ Гимназия № 67 города Санкт-Петербурга». Режим доступа: http://gymnasia67.narod.ru/obraz_vneur.html (дата обращения: 06.11.2016).

6. Внеурочная деятельность. 1-4 классы. Сайт: «ГБОУ Гимназия № 49 города Санкт-Петербурга». Режим доступа: https://drive.google.com/drive/folders/0B3G54dZ2BP0kZlpuUThrLTR ВТБО (дата обращения: 10.12.2016).

7. Головинская Е.В. Воспитание толерантности подростков в процессе межкультурного общения. АКД, 2005. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/vospitanie-tolerantnosti-podrostkov-v-processe-mezhkulturnogo-obwenija.html (дата обращения: 13.11.2016).

8. Долгина Н.А. Становление и развитие ассоциированных школ ЮНЕСКО. АКД., М., 1993. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-stanovlenie-i razvitie-assotsiirovannyh-shkol-yunesko (дата обращения: 14.10.2016).

9. Ежегодный отчёт координатора проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» за

2014-2015 учебный год. Сайт: «ГБОУ Школа № 333 города Санкт-Петербурга». Режим доступа: http://333spb.edusite.ru/p43aa1.html (дата обращения: 01.11.2016).

10. Ежегодный отчет координатора проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» за 20152016 учебный год. Сайт: «ГБОУ Гимназия № 61 города Санкт-Петербурга». Режим доступа: http:// su0.ru/H9DF (дата обращения: 14.12.2016).

11. Кривых С.В., Зайцева Г.А. Социальное партнерство как вид социального взаимодействия // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы Y Междунар. научно-практ. конф. 7-8 декабря 2015 года. Санкт-Петербург, 2015.

12. Международный проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО». Сайт: «ГБОУ Школа № 351 города Санкт-Петербурга». Режим доступа: https://sites.google.com/site/uneskovskole351/ (дата обращения: 14.05.2016).

13. Нагайченко Н.Н., Крылова И.В. Учебно-методической комплекс внеурочной деятельности «Твой выбор» // «Петербургская школа: Инновации». Сборник по итогам конкурса инновационных продуктов. Комитет по образованию Санкт-Петербурга, 2015. Режим доступа: https:// petersburgedu.ru/content/view/category/593/ (дата обращения: 11.06.2016).

14. Обращение Национального Координатора. Сайт «Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО». Режим доступа: http://unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=209 (дата обращения: 10.03.2016).

15. Обучение детей с особыми потребностями. Сайт «МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 10, г. Калининград». Режим доступа http://school10kd.ru/about/obrazovanie/obuchenie-detey-s-osobymi-potrebnostyami/ (дата обращения: 13.12.2016).

16. Окно в мир. Программы внеурочной деятельности: Учебно-метод. Пособие / Под ред. Г.А.Бордовского. СПб., 2015.

17. Положение о Московской сети ассоциированных школ ЮНЕСКО. Сайт: «ГБОУ Школа с углубленным изучением английского языка № 1411 города Москвы». Режим доступа: http:// sch1411.mskobr.ru/ (дата обращения: 20.10.2016).

18. План работы Ассоциированных школ ЮНЕСКО региона «Балтика-Север» на 2016 г. Сайт: «ГБОУ Школа № 1 с углубленным изучением английского языка города Санкт-Петербурга». Режим доступа: http://www.school001spb.ru/wp-content/uploads/2016/01/2016.compressed.pdf (дата обращения: 12.12.2016).

19. План внеурочной деятельности для 1-4 классов. Сайт: «ГБОУ Гимназия № 528 города Санкт-Петербурга». Режим доступа: http://school528.spb.ru/main/load/files/teachers/ZAA/PVD%20 1-4.pdf (дата обращения: 26.11.2015).

20. Социальное партнерство в сфере культуры. Дайджест. Вып. 1 / Сост. Т.Э. Псарева, И.П. Гурьева. Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова. Архангельск, 2004.

21. Учебный план для 1-4 классов и Публичный отчет за 2014/2015 учебный год. Сайт: «ГБОУ Школа № 1 с углубленным изучением английского языка города Санкт-Петербурга». Режим доступа: http://www.school001spb.ru/wp-content/uploads/2016/01/1-4.pdf, http://www.school001spb. ru/wp-content/uploads/2016/01/Pyblichn_otchet_-2014_2015.compressed.pdf (дата обращения: 01.04.2016).

22. Учителя из 16 городов России расширили знания о деятельности Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Сайт «Университет управления «ТИСБИ»». Режим доступа: http://www.tisbi.ru/ home/news/2016/june/16/ (дата обращения: 19.11.2016).

23. Balyasnikova L., Zolotukhina N. The Prototype of a New World Order in the Pedagogy and Activities of John Amos Comenius // European ideas in the works of famous educationalists. Internalization, globalization and their impact on education. Ed.Ryszard Kucha and Henryk Cudak. Lodz, 2013.

24. Meeting of Representatives of Schools Participating in the Scheme of Co-ordinated Experimental Activities in Education for Living in a World Community, Report, 23-27 November 1953, UNESCO, Paris.

25. UNESCO Associated School Project Network (ASPnet): Historical Review 1953 - 2003. Сайт ЮНЕСКО. Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001305/130509e.pdf (дата обращения: 20.11.2016).

26. The UNESCO Associated Schools Project Network. Сайт ЮНЕСКО. Режим доступа: http:// www.unesco.org/new/en/education/networks/global-networks/aspnet/ (дата обращения: 22.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.