Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ИНТЕРПОЛА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ИНТЕРПОЛА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕРПОЛ / УВЕДОМЛЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котляров Иван Иванович, Пузырева Юлия Владимировна, Зимина Кристина Ивановна

Проведен анализ воздействия пандемии COVID-19 на транснациональную организованную преступность в фармацевтической сфере, в частности, в сфере незаконного оборота медицинской продукции. В материалах выявлены устойчивые тенденции таких изменений и определены потенциальные стратегии по противодействию меняющимся криминальным угрозам в рамках международного полицейского сотрудничества под эгидой Интерпола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Котляров Иван Иванович, Пузырева Юлия Владимировна, Зимина Кристина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE INTERPOL MEMBER STATES ON COMBATING ILLEGAL TRAFFICKING OF MEDICAL PRODUCTS IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

The article analyzes the impact of the COVID-19 pandemic on transnational organized crime in the pharmaceutical sector, in particular, in the field of illicit trafficking in medical products. The materials identify stable trends of such changes and identify potential strategies for countering changing criminal threats within the framework of international police cooperation under the auspices of Interpol.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ИНТЕРПОЛА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Научная статья УДК 341

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-118-124 NIION: 2015-0066-1/22-220 MOSURED: 77/27-011-2022-01-419

Сотрудничество государств - членов Интерпола

по противодействию незаконному обороту медицинской продукции в условиях пандемии

Иван Иванович Котляров1, Юлия Владимировна Пузырева2, Кристина Ивановна Зимина3

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 ikotlyarov@mail.ru

2 yuliya_dugina@mail.ru

3 ashiha.ouwen5@gmail.com

Аннотация. Проведен анализ воздействия пандемии COVID-19 на транснациональную организованную преступность в фармацевтической сфере, в частности, в сфере незаконного оборота медицинской продукции. В материалах выявлены устойчивые тенденции таких изменений и определены потенциальные стратегии по противодействию меняющимся криминальным угрозам в рамках международного полицейского сотрудничества под эгидой Интерпола.

Ключевые слова: незаконный оборот медицинской продукции, фальсифицированная медицинская продукция, международное полицейское сотрудничество, Интерпол, уведомления, пандемия COVID-19

Для цитирования: Котляров И. И., Пузырева Ю. В., Зимина К. И. Сотрудничество государств - членов Интерпола по противодействию незаконному обороту медицинской продукции в условиях пандемии // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 118-124. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-118-124.

Original article

Cooperation of the Interpol member states on combating illegal trafficking of medical products in the context of a pandemic

Ivan I. Kotlyarov1, Yuliya V. Puzyreva2, Kristina I. Zimina3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 ikotlyarov@mail.ru

2 yuliya_dugina@mail.ru

3 ashiha.ouwen5@gmail.com

Abstract. The article analyzes the impact of the COVID-19 pandemic on transnational organized crime in the pharmaceutical sector, in particular, in the field of illicit trafficking in medical products. The materials identify stable trends of such changes and identify potential strategies for countering changing criminal threats within the framework of international police cooperation under the auspices of Interpol.

Keywords: illegal trafficking of medical products, falsified medical products, international police cooperation, Interpol, notifications, COVID-19 pandemic

For citation: Kotlyarov I. I., Puzyreva Yu. V., Zimina K. I. Cooperation of the Interpol member states on combating illegal trafficking of medical products in the context of a pandemic. Bulletin of economic security. 2022;(1):118-24. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-118-124.

Пандемия COVID-19, охватившая земной шар в начале 2020 г., негативным образом отразилась на всех сферах человеческой жизнедеятельности. Однако для преступных групп отрицательная эпидемиоло-

гическая обстановка в мире послужила основой для реализации новых криминальных возможностей на теневом рынке медицинской продукции и извлечения колоссальной выгоды из сложившейся глобальной

© Котляров И. И., Пузырева Ю. В., Зимина К. И., 2022

проблемы нехватки медицинских и человеческих ресурсов. Ввиду этого преступная активность, связанная с незаконным оборотом медицинской продукции1 (далее - НОМП), в условиях пандемии достигла беспрецедентных масштабов, что обусловило необходимость скорейшего и соразмерного реагирования со стороны международных полицейских организаций [2].

В мае 2021 г. Интерполом была проведена четырнадцатая по счету операция «Пангея»2, в которой участвовали компетентные органы из 92 стран. По итогам проведенной операции было изъято 9 млн единиц фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции общей стоимостью 23 млн долларов США, задержано 277 подозреваемых. Было выявлено и закрыто рекордное со времени проведения первой операции «Пангея» в 2008 г. количество незаконных веб-сайтов - 113.000 единиц3.

Для понимания критического роста преступности в сфере НОМП приведем показатели и результаты операции Пангея за прошлый год. В марте 2020 г. Интерполом была проведена тринадцатая по счету операция «Пангея», в которой принимали участие компетентные органы из 91 государства. По итогам было изъято 4.4 млн единиц фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции общей стоимостью 14 млн долларов США, задержаны 121 подозреваемый, закрыто более 2 500 незаконных веб-сайтов, включая веб-сайты, страницы в социальных сетях, онлайн-магазины и онлайн-рекламу незаконных фармацевтических препаратов, связанных с COVID-19. Совместными

1 В данных материалах под незаконным оборотом медицинской продукции будут пониматься правонарушения, к которым относятся: разработка, изготовление, производство, сбыт, приобретение в целях сбыта, отпуск, передача, поставка на любых условиях, хранение в целях сбыта, перевозка, пересылка, транзит, импорт или экспорт фальсифицированной, недоброкачественной и/или незарегистрированной медицинской продукции, а также покушение, пособничество, подстрекательство к совершению данных деяний и/или изготовление поддельных документов в целях совершения данных деяний. См.: Котля-ров И. И., Зимина К. И. Проблемы терминологической унификации предмета незаконного оборота медицинской продукции в нормах внутригосударственного и международного права // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 6. С.196-199.

2 Операция «Пангея» - масштабное мероприятие, организованное Генеральным секретариатом Интерпола совместно с Всемирной таможенной организацией, которое проводится ежегодно с 2008 г. Международная операция направлена на противодействие торговле в сети Интернет незарегистрированными, фальсифицированными и контрафактными лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

3 Operation Pangea // INTERPOL. URL: https://www.interpol. int/News-and-Events/News/2021/INTERPOL-launches-project-to-tackle-digital-piracy-following-COVID-19-linked-surge (дата обращения: 27.07.2021).

усилиями правоохранительных органов была пресечена деятельность 37 организованных преступных групп4.

Результаты специализированных операций «Пан-гея» показывают, что основным предметом фальсификации по-прежнему являются лекарственные средства образа жизни и препараты, необходимые для спасения человеческой жизни5. Также был выявлен новый тренд в части предмета НОМП, а именно, фальсификация медицинской продукции, пользующейся повышенным спросом в период пандемии: медицинские маски и перчатки, санитайзеры, витамин С, антивирусные и противовоспалительные средства, наборы для детекции новой коронавирусной инфекции6.

Не менее сложные преступные тенденции были выявлены по мере разработки, признания и распространения вакцин от COVID-19 по всему миру.

В декабре 2020 г. все государства - члены Интерпола были призваны к повышенной готовности в отношении деятельности организованных преступных групп, направленной на фальсификацию наборов для детекции SARS-CoV-2 и вакцин от новой коронави-русной инфекции, а также подрывающих легальные цепи их поставок на реальном и виртуальном рынках медицинской продукции7.

Таким образом, пандемия COVID-19 вновь подтвердила высокую адаптивность преступников к актуальной ситуации на мировом и локальных рынках медицинской продукции и создала идеальные условия для совершенствования их преступной деятельности с учетом роста спроса на те или иные препараты. Это в свою очередь потребовало от Интерпола принятия своевременных и соразмерных решений

4 Global operation sees a rise in fake medical products related to COVID-19 // INTERPOL. URL: https://www.interpol.int/en/News-and-Events/News/2020/Global-operation-sees-a-rise-in-fake-medical-products-related-to-COVID-19 (дата обращения: 27.07.2021).

5 К таким препаратам относятся: таблетки от эректильной дисфункции, противораковое лекарство, успокоительные и седа-тивные средства, анаболические стероиды, анальгетики/обезболивающие агенты нервной системы, дерматологические средства, витамины.

6 Поддельные лекарства могут быть опасны по целому ряду причин. Возможно, они были сфальсифицированы или намеренно неправильно маркированы. Запрещенные лекарства часто содержат неправильное количество активного ингредиента (слишком мало, слишком много или вообще ничего). Некоторые поддельные лекарства содержат ртуть, мышьяк, крысиный яд или цемент. В других случаях лекарства могут быть подлинными, но украденными, а затем плохо хранящимися или с истекшим сроком годности. Это означает, что они могут быть неэффективными или загрязненными.

7 INTERPOL warns of organized crime threat to COVID-19 vaccines // INTERPOL. URL: https://www.interpol.int/News-and-Events/News/2020/INTERPOL-warns-of-organized-crime-threat-to-COVID-19-vaccines (дата обращения: 27.07.2021).

для преодоления возникшей проблемы. Эффективное сотрудничество между национальными правоохранительными и регуляторными органами было признано жизненно необходимым условием обеспечения здоровья и благополучия граждан.

С учетом серьезности угрозы и в целях повышения оперативности реагирования на новые вызовы Интерпол выпустил уведомление с оранжевым углом, распространяющее информацию о потенциальной преступной активности, связанной с фальсификацией, хищением либо незаконным рекламированием вакцин против гриппа и COVID-19. Информация, размещенная в уведомлении, также включала детали и изображения подлинных вакцин и разрешенных методов доставки, предоставленных фармацевтическими компаниями для оказания помощи в идентификации поддельных флаконов [4].

Следует отметить, что своевременная рассылка Интерполом уведомлений о незаконных действиях преступных групп, связанных с вакциной против COVID-19, привела к проведению успешных полицейских операций в первые месяцы 2021 г. Уже в марте было объявлено о первых международных арестах и изъятиях в связи с поддельными вакцинами в Китае и Южной Африке.

Так, Южноафриканские органы власти изъяли на складе в Джермистоне (штат Гаутенг) около 400 ампул поддельных вакцин COVID-19, что эквивалентно 2 400 дозам, и большое количество поддельных защитных противовирусных масок. Проведение операции привело к аресту трех граждан Китая и гражданина Замбии1. В Китае полиция успешно выявила сеть, продающую поддельные вакцины COVID-19, провела обыски в производственных помещениях, в результате чего было арестовано около 80 подозреваемых, изъято более 3 000 поддельных вакцин на месте происшествия. Расследование было поддержано и облегчено Программой Интерпола по незаконным товарам и глобальному здравоохранению (IGGH) -INTERPOL's Illicit Goods and Global Health (IGGH) Programme.

Помимо принятия мер по противодействию НОМП в условиях пандемии на глобальном уровне, Интерполом была проделана крупная аналитическая работа по выявлению основных трендов таких угроз на региональном уровне в целях выработки соразмерных локальных стратегий по борьбе с криминальными угрозами. В силу особой остроты НОМП на африканском континенте, в период пандемии Интерполом было уделено особое внимание данному региону [5].

1 Fake COVID vaccine distribution network dismantled after INTERPOL alert // INTERPOL. URL: https://www.interpol.int/News-and-Events/News/2021/Fake-C0VID-vaccine-distribution-network-dismantled-after-INTERPOL-alert (дата обращения: 27.07.2021).

120

В 2017 г. Интерполом при финансовой поддержке Европейского союза был запущен проект ENACT для борьбы с организованной преступность в Африке. Роль ИНТЕРПОЛА в этом проекте заключается в оказании помощи полицейским органам африканских государств в принятии активных стратегий борьбы с организованной преступностью, содействии обмену оперативной информацией и совершенствовании следственных и аналитических навыков при раскрытии и расследовании транснациональных преступлений2. В рамках данного проекта осуществляется ряд комплексных инициатив, включая план «MEDISAFE», направленный на противодействие НОМП в восточном и центральном африканских регионах с целями борьбы с контрафактными и некачественными лекарствами и улучшения качества жизни и здоровья населения3. Проект имеет комплексных характер и охватывает шесть ключевых стратегий борьбы с производством и распространением фальсифицированных лекарств: повышение общественной осведомленности о проблеме НОМП, усиление правового регулирования в сфере обращения медицинской продукции и унификация законодательств государств африканского региона, совершенствование технического потенциала, развитие межведомственного и международного сотрудничества, обеспечение безопасности легальных цепей поставок фармацевтической продукции4.

С появлением пандемии COVID-19 с февраля 2020 г. проект MEDISAFE был сосредоточен на проведении анализа и мониторинга ситуации в странах в отношении некачественных и фальсифицированных лекарств, медицинских материалов и расходных материалов для COVID-19.

Аналитические исследования, проведенные в рамках проекта ENACT и MEDISAFE по исследуемому направлению за 2020 г., служат основанием для следующих выводов.

Основным источником фальсификата, поставляемого на африканский рынок, по-прежнему является азиатский регион, преимущественно Китай. Порт Момбаса, Республика Кения, выступает ключевым звеном нелегальной цепи поставок фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции на территорию Африки. В период пандемии поток такой продукции по данному направлению увеличился в разы, что существенно осложнило борьбу со

2 Project ENACT // INTERPOL. URL: https://www.interpol.int/ How-we-work/Criminal-intelligence-analysis/Project-ENACT (дата обращения: 27.07.2021).

3 Assessment of COVID-19 pandemic impact on illicit medication in East Africa. Analytical report. December 2020. - INTERPOL, European Union, 2020. Р. 4-5.

4 MEDISAFE. Action plan // MEDISAFE. URL: https://www. medisafe-p66.eu/ (дата обращения: 27.07.2021).

№ 1 /2022

Вестник экономической безопасности

второй и третьей волнами COVID-19 в африканском регионе. В качестве основных причин допущения столь значительного разрастания проблемы НОМП выступают коррупция и отсутствие унификации в сфере правового регулирования обращения медицинской продукции африканских государств, что существенно осложняет контроль за рынком и цепями поставок.

Основными субъектами НОМП выступают крупные организованные преступные группы, активно использующие общественную панику, вызванную пандемией, и средства ложного информирования с использованием сети Интернет для извлечения выгоды. Одним из примеров дезинформирования явилась активная пропаганда пользы сиропов от кашля для лечения COVID-19, что привело к многочисленным смертельным исходам в результате передозировки содержащимся в них кодеином1. Ввиду беспрецедентного скачка количества преступлений, связанных с НОМП, в африканском регионе в 2020 г. в 11 африканских государствах, при поддержке Интерпола и во взаимодействии с EAPCCO (East African Police Chiefs Coordination Organization) были учреждены контактные пункты для обмена информацией об актуальной ситуации на внутренних рынках медицинской про-дукции2.

Изучая вклад Интерпола в организацию полицейского взаимодействия по борьбе с НОМП в период пандемии, следует отметить масштабную превентивную и профилактическую работу, проводимую данной организацией в условиях стремительного роста совершаемых преступлений, связанных с НОМП, а также в связи с повышенной виктимностью граждан, выражающих доверие информации на различных веб-сайтах и нетрадиционной медицине3.

В 2020 г. Интерполом была проведена широкомасштабная просветительская работа с населением о масштабах угрозы, основных методах и средствах совершения данных преступлений, а также трендах преступности в период пандемии путем публикации специализированных материалов на официальном сайте организации, печати информационных листовок, создания видеоматериалов по профилактике вик-тимного поведения.

Среди данных ресурсов можно выделить Рекомендации по выявлению фальсифицированной и

1 Assessment of COVID-19 pandemic impact on illicit medication in East Africa. Analytical report. December 2020. - INTERPOL, European Union, 2020. Р. 12.

2 Combating falsified medicines in Eastern Africa. MEDISAFE Expertise France. 2020. P. 8.

3 Online vaccine scams: INTERPOL and Homeland Security

Investigations issue public warning // INTERPOL. URL: https://www. interpol.int/News-and-Events/News/2021/Online-vaccine-scams-INTERPOL-and-Homeland-Security-Investigations-issue-public-warning (дата обращения: 27.07.2021).

недоброкачественной медицинской продукции или Правило «Six Ps», обобщающее ключевые аспекты, позволяющие отличить оригинальный товар. А именно:

1. Место покупки (приобретение медицинской продукцию на неизвестных вебсайтах и у непроверенных поставщиков опасно для жизни);

2. Рецепт (онлайн-аптеки, не требующие рецепта врача, когда он необходим, или выдающие его на основании прохождения тест-опроса без консультации фармацевта, не заслуживают доверия);

3. Обещания (многообещающие заявления, такие как «лекарство от всех болезней», «ограниченное количество - закупайте заранее», «нет риска для здоровья», «гарантия возвращения денежных средств», символизируют о возможной фальсификации продукции);

4. Цена (необходимость сравнения цен в проверенных компаниях и источниках с ценами на сайте приобретения, так как значительное снижение цены может являться признаком фальсификации либо некачественности);

5. Конфиденциальность (ввод персональных данных до удостоверения безопасности платежной системы сайта создает угрозу стать жертвой мошенничества с кредитными картами либо кражи личности);

6. Товар (необходимость сравнения товара с ранее приобретенным. Медицинская продукция опасна в случаях, если: содержит отличный состав или долю активных веществ; в инструкции по применению указаны дополнительные сферы применения либо побочные эффекты; отличается по размеры, цвету, форме или вкусу; маркировка отсутствует либо неверна; срок годности товара истек либо не указан; отсутствует информация о рекомендуемых условиях хранения; упаковка повреждена либо ненадлежащего качества; наличие орфографических или грамматических ошибок на упаковке или в инструкции по применению).

В случае возникновения сомнения относительно качества приобретенной медицинской продукции, Интерпол призывает граждан немедленно обращаться в полицию4.

Немаловажным аспектом деятельности Интерпола в период пандемии явилась крупномасштабная работа по обеспечению безопасности и здоровья не только населения, но и личного состава правоохранительных органов, что свидетельствует о комплексности работы организации.

Так, еще во время первой волны новой коронави-русной инфекции Интерполом было разработано Ру-

4 Fake medicines // Официальный сайт Интерпола. URL: https://www.interpol.int/Crimes/Illicit-goods/Shop-safely/Fake-medicines (дата обращения: 30.07.2021).

ководство по организации деятельности правоохранительных органов в условиях пандемии COVID-19, содержащее основные рекомендации по обеспечению и защите здоровья граждан. В ноябре 2020 г. вышло второе издание данного Руководства с учетом международного опыта по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции и охране здоровья. Немаловажно, что руководство содержит подробные инструкции для поддержки сотрудников национальных правоохранительных органов в столь сложный период, ставящий под смертельную угрозу их собственное здоровье. Среди них можно выделить следующие:

1. Подробные рекомендации для сотрудников по организации и использованию защитных мер на службе и в быту в целях снижения риска инфицирования ТОУГО-19.

2. Рекомендации по организации мер по привлечению сотрудников правоохранительных органов к работе по выявлению заболевших лиц и лиц, входивших с ними в социальный контакт, в целях снижения темпов распространения заболевания. Данный вид деятельности включает три основных этапа:

а) аналитическая работа, включающая определение местонахождения заболевших, выявление их вероятных контактов с другими людьми, отслеживание их перемещений в рамках национального законодательства с учетом необходимости соблюдения основных прав и свобод человека;

б) опросы заболевших и лиц, входивших с ними в контакт;

в) оперативная работа по выявлению вероятных заболевших, отказывающихся соблюдать режим самоизоляции, а также лиц, контактировавших с ними.

3. Рекомендации по обеспечению безопасности поставляемой медицинской продукции, необходимой для сохранения человеческой жизни, включая аппараты ИВЛ, средства индивидуальной защиты, респираторы и др., в силу повышенной угрозы их хищения по причине ограниченности ресурсов и общественной паники.

4. Рекомендации по своевременному и достоверному информированию населения о ситуации, связанной с пандемией COVID-19, включая ответы на вопросы общественности, опровержение недостоверной информации, привлечение специалистов из релевантных областей для консультирования граждан. Общественная пропаганда со стороны правоохранительных органов в условиях пандемии представляется особенно значимой, так как в период эпидемиологического кризиса и повышенной общественной тревожности полиция наряду с медицинскими учреждениями выступила первоочередной

инстанцией для оказания психологической помощи гражданам.

5. Рекомендации по своевременному реагированию на случаи умышленного распространения заболевания, такие как: умышленное нахождение заболевших лиц в местах скопления граждан и вхождение в контакт с прохожими, кашель и плевки в сторону сотрудников полиции, продажа зараженных человеческих выделений. Среди них: борьба с киберпреступ-ностью, информирование сотрудников о возможных угрозах и мерах реагирования1.

Другим представляющим интерес результатом аналитической работы Интерпола, по нашему мнению, является разработанная данной организацией в 2020 г. собственная классификация предмета НОМП, необходимость которой, согласно отчетам Интерпола, обуславливается повышенной сложностью и неоднозначностью дефиниций, принятых ВОЗ.

Согласно Интерполу, предмет НОМП образуют:

1. Фальсифицированная медицинская продукция - продукция, реальный состав которой не соответствует составу, заявленному на упаковке или в сопроводительной документации. Объект посягательства: здоровье и безопасность. Рекомендуемая квалификация: мошенничество, связанное с оборотом медицинской продукции.

2. Недоброкачественная медицинская продукция - продукция, не соответствующая стандарту качества (имеются повреждения, нарушены условия хранения и проч.). Объект посягательства: здоровье и безопасность. Рекомендуемая квалификация: мошенничество, связанное с оборотом медицинской продукции - административное санкционирование.

3. Просроченная медицинская продукция - продукция с истекшим сроком годности. Объект посягательства: здоровье и безопасность. Рекомендуемая квалификация: мошенничество, связанное с оборотом медицинской продукции.

4. Незарегистрированная медицинская продукция - продукция, не прошедшая установленную процедуру государственное регистрации, утверждения или лицензирования. Объект посягательства: установленный порядок ведения экономической деятельности, здоровье и безопасность. Рекомендуемая квалификация: мошенничество, связанное с оборотом медицинской продукции - административное санкционирование.

5. Медицинская продукция, произведенная с нарушением торговой марки или торгового знака. Объект посягательства: установленный порядок ведения экономической деятельности. Рекомендуемая квали-

1 COVID-19 PANDEMIC. Protecting police and communities guidelines for law enforcement. Second Edition. November 2020. -INTERPOL, 2020. P. 5-11.

фикация: преступления, нарушающие права интеллектуальной собственности.

6. Медицинская продукция, произведенная с нарушением патента или дизайна. Объект посягательства: установленный порядок ведения экономической деятельности. Рекомендуемая квалификация: преступления, нарушающие права интеллектуальной собственности.

7. Медицинская продукция, изъятая из легального оборота - легальная продукция, сбываемая по нелегальным каналам. Объект посягательства: установленный порядок ведения экономической деятельности или налогообложения. Рекомендуемая квалификация: мошенничество, связанное с оборотом медицинской продукции - административное санкционирование.

8. Иная - нелегальная медицинская продукция, не подпадающая под вышеназванные категории1 .

По нашему мнению, данная классификация представляется несколько спорной относительно ее содержания и заявленной простоты. Подход ВОЗ относительно предмета НОМП является значительно более емким и структурирующим все составляющие предмета данного вида преступности с учетом законов логики, анализа норм законодательств и обычаев государств всех регионов мира и многолетнего опыта квалификации преступлений, связанных с НОМП. Ключевым же фактором нашего предпочтения классификации ВОЗ является ее новелла в части призыва международного сообщества к квалификации данных преступлений с точки зрения угрозы общественному здравоохранению, в то время как Интерпол рассматривает «фармацевтические преступления» преимущественно с точки зрения нарушения прав интеллектуальной собственности и экономических преступлений.

Учитывая тот факт, что Интерпол признается универсальной международной организацией, имеющей заслуженный авторитет на международной арене, полагаем, что данная квалификация, противоречащая глобальной концепции ВОЗ и Конвенции СЕ «Медикрим» относительно предмета НОМП, может усложнить дальнейшие процессы унификации и интеграции законодательств государств в сфере противодействия НОМП, а также вызвать затруднения в ходе правоприменительной практики

[1; 3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, подводя итог, стоит отметить, что пандемия COVID-19 создала идеальные условия для процветания теневого рынка медицинской продукции. Данный факт вновь свидетельствует о готовности преступников использовать глобальные вызовы

1 INTERPOL Illicit Goods and Global Health Program, last updated June 2020.

человечеству для извлечения собственной материальной выгоды любыми средствами и жертвами, что, по нашему мнению, указывает на необходимость дальнейшего регулирования данной сферы на внутригосударственном и международном уровнях, а также ужесточения мер контроля за оборотом медицинской продукции и санкций за преступления, связанные с НОМП.

Принимаемые Интерполом во время пандемии меры в отношении противодействия НОМП свидетельствуют о всестороннем анализе данной организацией возникшей проблемы, что позволяет ей успешно разрабатывать комплексные стратегии по противодействию фармацевтической преступности во взаимодействии с многопрофильными компетентными органами государств с целями поддержания международного правопорядка, обеспечения безопасности и здоровья граждан.

Список источников

1. Конвенция Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенция «Медикрим») от 28 октября 2011 г. // Официальный сайт Совета Европы. URL: http:// conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/211/htm.

2. Зимина К. И. Международное сотрудничество в борьбе с фармацевтическими преступлениями как одно из актуальных направлений деятельности Интерпола // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 19-21.

3. Котляров И. И., Зимина К. И. Проблемы терминологической унификации предмета незаконного оборота медицинской продукции в нормах внутригосударственного и международного права // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 6. С.196-199.

4. Пузырева Ю. В. Тенденции развития транснациональной организованной преступности под влиянием пандемии COVID-19 // Актуальные проблемы медицины и биологии. 2021. № 1. С. 143146.

5. Пузырева Ю. В. Укрепление международного полицейского сотрудничества в свете вызовов и угроз со стороны транснациональной организованной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6. С. 173-176.

6. Assessment of COVID-19 pandemic impact on illicit medication in East Africa. Analytical report. December 2020. - INTERPOL, European Union, 2020. 25 р.

7. COVID-19 PANDEMIC. Protecting police and communities guidelines for law enforcement. Second Edition. November 2020. - INTERPOL, 2020. 28 р.

8. CYBERCRIME: COVID-19 IMPACT. Analysis Report. August 2020. - INTERPOL, 2020. 20 p.

References

1. The Council of Europe Convention on Combating the Falsification of Medical Products and Similar Crimes that Threaten Public Health (the Medicrim Convention) dated October 28, 2011 // Official website of the Council of Europe. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/EN/ Treaties/Html/211/htm.

2. Zimina K. I. International cooperation in the fight against pharmaceutical crimes as one of the most relevant areas of Interpol activity // Bulletin of Economic Security. 2017. No. 4. P. 19-21.

3. Kotlyarov I. I., Zimina K. I. Problems of terminological unification of the subject of illegal turnover of medical products in the norms of domestic and international law // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 6. P. 196-199.

4. Puzyreva Yu. V. Trends in the development of transnational organized crime under the influence of the COVID-19 pandemic // Actual problems of medicine and biology. 2021. No. 1. P. 143-146.

5. Puzyreva Yu. V. Strengthening international police cooperation in the light of challenges and threats from transnational organized crime // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 6. P. 173-176.

6. Assessment of COVID-19 pandemic impact on illicit medication in East Africa. Analytical report. December 2020. - INTERPOL, European Union, 2020. 25 p.

7. COVID-19 PANDEMIC. Protecting police and communities guidelines for law enforcement. Second Edition. November 2020. - INTERPOL, 2020. 28 p.

8. CYBERCRIME: COVID-19 IMPACT. Analysis Report. August 2020. - INTERPOL, 2020. 20 p.

Информация об авторах

И. И. Котляров - профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России;

Ю. В. Пузырева - заместитель начальника кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

К. И. Зимина - кандидат юридических наук.

Information about the authors

I. I. Kotlyarov - Professor of the Department of Human Rights and International Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of Russia;

Yu. V. Puzyreva - Deputy Head of the Department of Human Rights and International Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

K. I. Zimina - Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 03.09.2021; одобрена после рецензирования 07.02.2022; принята к публикации 01.03.2022.

The article was submitted 03.09.2021; approved after reviewing 07.02.2022; accepted for publication 01.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.