Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ B УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ B УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КООРДИНАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мишина Елена Вячеславовна

В статье предпринята попытка анализа основных аспектов сотрудничества государств - участников СНГ в области интеллектуальной собственности. Проанализированы положения некоторых нормативных правовых актов, направленных на гармонизацию и унификацию законодательства и правоприменительной практики в указанной области. Автор обращается к результатам согласительных процедур и акцентирует внимание на реализации отдельных элементов системы правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, являющейся одним из направлений интеграционной деятельности СНГ, предполагающей, прежде всего, унификацию и гармонизацию соответствующих норм права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE MEMBER STATES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATESIN THE FIELD OF INTELLECTUAL PROPERTY CSEPARATE QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICED

The article attempts to analyze the main aspects of cooperation between the CIS member statesin the field of intellectual property, analyzes the provisions of certain normative legal acts aimed at harmonizing and unifying legislation and law enforcement practice in this area. The author of the article refers to the results of the conciliation procedures in the indicated direction and focuses on the implementation of certain elements of the system of legal protection of intellectual property objects, which is one of the directions of the integration work of the Commonwealth and involves, in turn, first of all, unification and harmonization activities in relation to the relevant norms of law

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ B УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

УДК 347.77.01

СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ -УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Мишина Елена Вячеславовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, канд. юрид. наук, доцент, e-mail: elena4818@gmail.com

В статье предпринята попытка анализа основных аспектов сотрудничества

государств - участников СНГ в области интеллектуальной собственности. Проанализированы положения некоторых нормативных правовых актов, направленных на гармонизацию и унификацию законодательства и правоприменительной практики в указанной области. Автор обращается к результатам согласительных процедур и акцентирует внимание на реализации отдельных элементов системы правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, являющейся одним из направлений интеграционной деятельности СНГ, предполагающей, прежде всего, унификацию и гармонизацию соответствующих норм права

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств; сотрудничество; интеллектуальная собственность; координация; национальное законодательство; модельное законодательство; международно-правовое регулирование; согласительные процедуры

COOPERATION OF THE MEMBER STATES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES IN THE FIELD OF INTELLECTUAL PROPERTY (SEPARATE QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE)

Mishina Elena V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines, Candidate of Legal Sciences, Docent, e-mail: elena4818@gmail.com

The article attempts to analyze the main aspects of cooperation between the CIS member statesin the field of intellectual property, analyzes the provisions of certain normative legal acts aimed at harmonizing and unifying legislation and law enforcement practice in this area. The author of the article refers to the results of the conciliation procedures in the indicated direction and focuses on the implementation of certain elements of the system of legal protection of intellectual property objects, which is one of the directions of the integration work of the Commonwealth and involves, in turn, first of all, unification and harmonization activities in relation to the relevant norms of law

Keywords: intellectual property; cooperation; the Commonwealth of Independent States; coordination; harmonization; unification; national legislation; model legislation; international legal regulation; conciliation procedures

Для цитирования: Мишина Е.В. Сотрудничество государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере интеллектуальной собственности: некоторые вопросы теории и практики // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2021. № 3 (79). С. 110-114.

Содружество Независимых Государств (далее - СНГ, Содружество) - интеграционное объединение евразийского региона, учрежденное на основании договора, заключенного в г. Минске 08.12.1991 г. Государствами-участниками СНГ являются: Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. Концептуальными целями и задачами Содружества стало обеспечение международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами-участниками в различных областях взаимодействия, а также обеспечение равных прав и свобод гражданам государств-участников.

Многоаспектное взаимодействие в рамках Содружества осуществляется по различным направлениям, в том числе и по направлениям социально-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности посредством деятельности Совета глав правительств СНГ, Экономического совета и Комиссии по экономическим вопросам СНГ, а также специализированных органов отраслевого сотрудничества.

Подобное взаимодействие обусловлено достигнутыми согласительными процедурами и нормативными правовыми актами стран - участниц СНГ, к числу которых следует отнести:

1. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24.09.1993 г.) [1].

2. Евразийскую патентную конвенцию (Москва, 09.09.1994 г.) [2].

3. Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (Минск, 04.06.1999 г.) [3].

4. Соглашение о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений (Минск, 04.06.1999 г.) [4].

5. Соглашение о выпуске совместного регионального патентно-информационного продукта на оптических дисках CD-ROM (Москва, 22.05.2001 г.) [5].

6. Концепцию формирования национальных баз данных и организации межгосударственного обмена информацией по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности (Душанбе, 25.05.2006 г.) [6].

7. Соглашение о сотрудничестве по организации межгосударственного обмена информацией и формированию национальных баз данных авторского права и смежных прав (Ялта, 20.11.2009 г.) [7].

8. Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (Санкт-Петербург, 19.11.2010 г.) (с изменениями на 26 мая 2017 г.) [8].

9. Концепцию создания банка патентов и инноваций СНГ (Минск, 31.05.2013 г.) [9].

10. Концепцию формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности (Бурабай, 29.05.2015 г.) [10].

11. Концепцию формирования и развития рынка интеллектуальной собственности государств -участников СНГ (Минск, 28.10.2016 г.) [11].

12.Соглашение о сотрудничестве по противодействию производству и распространению контрафактной продукции (Казань, 26.05.2017 г.) [12].

13. Соглашение о формировании и развитии рынка интеллектуальной собственности государств - участников СНГ (Душанбе, 01.06.2018 г.) [13].

14. Соглашение об осуществлении совместной деятельности государств - участников СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (Астана, 02.11.2018 г.) [14].

15. Соглашение о взаимодействии таможенных органов государств - участников СНГ в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (Ашхабад, 31.05.2019 г.) [15].

Так, Российская Федерация в качестве правопреемника СССР стала участником Соглашений в области охраны прав интеллектуальной собственности, заключенных между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения (1993 г.) [16].

Правовое регулирование правоотношений по поводу объектов интеллектуальной собственности регламентируется, в том числе национальным законодательством стран - участниц СНГ, а также специальными актами, ориентированными на отдельные результаты подобной деятельности или отдельные сферы, например, Таможенным кодексом ЕАЭС [17].

Наряду с ранее упомянутыми специализированными актами взаимодействие стран - участниц СНГ в области интеллектуальных прав осуществляется на основе базовых старейших универсальных международных конвенций, в частности, Парижской конвенции 1883 г. по охране промышленной собственности [18], впервые закрепившей международный характер правового регулирования в отношении интеллектуальных прав; Бернской конвенции 1886 г., посвященной охране литературных и художественных произведений [19]. Особая роль принадлежит принятой в 1967 г. Конвенции [20], учредившей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (ВОИС), цель создания которой, прежде всего, связана с повсеместным содействием в охране интеллектуальной собственности во всем мире, и Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, датированному 1994 г. [21] и заключенному в рамках создания более эффективного международно-правого механизма регулирования интеллектуальной собственности и другим международно-правовым актам.

Необходимо подчеркнуть, что перечисленные документы предполагают обширный спектр взаимодействия, включая правовую охрану и защиту авторских и смежных прав, защиту прав на средства индивидуализации, коммерциализацию и формирование рынка интеллектуальной собственности, правоприменительную практику, координацию действий правоохранительных органов и т.д.

Важным этапом в развитии взаимодействия стран - участниц СНГ в области интеллектуальной собственности стало создание в 2010 г. Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (МГСИС) в целях координации совместной деятельности государств - участников Соглашения по совершенствованию эффективной правовой охраны, защиты и управления интеллектуальной собственностью. Образованный в рамках новой структуры МГСИС совет стал ключевым органом отраслевого сотрудничества Содружества в указанном направлении. Соглашение было подписано главами правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины, поддержавшими высказанную идею и ставшими полноправными участниками Соглашения

о МГСИС, в котором главы национальных ведомств по интеллектуальной собственности стали полномочными представителями своих государств. Следует отметить, что в Соглашение о МГСИС в 2017 г. были внесены коррективы и расширена сфера деятельности совета.

Анализируя специфику сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности стран СНГ, особое внимание заслуживает деятельность, связанная с обсуждением инициатив и инноваций по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы Содружества в обозначенном направлении. Создание цивилизованной системы правовой защиты объектов интеллектуальной собственности является одним из приоритетных направлений интеграционной работы Содружества и предполагает, прежде всего, унифицированную, гармонизированную деятельность в отношении правовых норм.

Гармонизация национальных законодательств обеспечивается в странах - участницах Содружества координацией законопроектной работы, принятием согласованных актов национального законодательства, проведением предварительных экспертиз законопроектов на соответствие их нормам международного права и документам, принятым в рамках СНГ [22]. Основополагающая координационная роль в данном направлении принадлежит Межпарламентской Ассамблее (МПА) государств - участников Содружества, координирующей вопросы разработки модельного законодательства и рекомендаций в области интеллектуальной собственности, а также являющейся активным участником консультативных и согласительных процедур с такими авторитетными международными организациями, как ООН, ЮНЕСКО, ВОИС и т.д.

Так, анализируя специфику актов, принятых МПА и носящих рекомендательных характер в сфере интеллектуальной собственности, исследователь И.В. Шугурова упоминает, например, «Модельный Гражданский кодекс СНГ» (раздел V), «Модельный кодекс интеллектуальной собственности», «Модельный закон о реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», «Модельный закон об авторском праве и смежных правах», «Модельный закон о фирменных наименованиях» и другие. Более того, следует признать, что и ряд иных актов, носящих рекомендательный характер в той или иной степени, имеют отношение к рассматриваемой проблематике. В качестве примера целесообразно упомянуть «Модельный закон об инновационной деятельности», «Рекомендательный законодательный акт о защите высоких технологий», «Модельный закон о научных парках» и т.д. [23].

Так, ранее упомянутый раздел V «Интеллектуальная собственность» «Модельного Гражданского кодекса СНГ» [24] содержит описание видов охраняемых объектов интеллектуальной собственности

и определяет данный перечень в качестве неисчерпывающего, подчеркивая, что иные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации могут признаваться и охраняться в соответствии с национальным и международным законодательством в качестве подобных объектов.

Вместе с тем специфика модельного законодательства заключается в том, что оно рассматривается в качестве образца, который может быть рекомендован участникам для принятия, а значит, не может в полной мере гарантировать полную унификацию. Таким образом, государства - члены СНГ могут использовать его различные интерпретации при разработке своего национального законодательства, что, в свою очередь, усугубляется не только различной трактовкой и подходом к тем или иным рекомендациям, но и различной степенью готовности норм национального законодательства. Например, только Республика Беларусь и Республика Армения приняли свои гражданские кодексы целиком сразу, другие страны осуществляли этот процесс поэтапно.

Помимо этого, в национальные кодексы могут быть внесены неизвестные модельному законодательству институты или возникнуть случаи трансформации отдельных правовых категориально-понятийных объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, модельное законодательство может выступать бессистемно и противоречиво [25].

Предпринятые действия по урегулированию отношений в области интеллектуальной собственности, наряду с Модельным Гражданским кодексом способствовали принятию «Модельного кодекса интеллектуальной собственности для государств-участников СНГ: рекомендательного законодательного акта Содружества Независимых Государств» [26], ориентированного на гармонизацию национального законодательства в обозначенной сфере, а также на достижение тождественного по своему характеру и наполнению процесса регулирования отношений, возникающих в связи с правовой охраной и защитой данной категории объектов.

Однако ряд специалистов, в частности А.А. Богустов, и в этом случае отмечают тот факт, что для государств - участников Содружества принятие данного акта является своего рода очередным примером дубляжа и даже противоречий отдельных положений [25] в сфере гражданско-правового регулирования отдельных аспектов интеллектуальной собственности.

Следует обратить внимание и на иные мероприятия, реализованные странами -участницами Содружества в сфере интеллектуальной собственности. Так, в 2012 г. был принят Глоссарий модельного законодательства для государств - участников СНГ в области интеллектуальной собственности [27], призванный стать основой современного категориально-понятийного аппарата в данной области

и послуживший средством сближения национального законодательства государств - участников Содружества.

Вместе с тем защита интеллектуальной собственности традиционно принадлежит к числу наиболее сложных и проблемных сфер цивилистики, что в ряде случаев связано и с отсутствием единого подхода к толкованию и классификационным подходам к объектам интеллектуальной собственности и требует еще большей и детальной унификации [28].

К значимым векторам сотрудничества стран Содружества по проблемам интеллектуальной собственности следует отнести и реализуемый с 2001 г. проект по промышленному выпуску регионального патентно-информационного продукта ОБРЛТБЫТ - это регулярно выпускаемые базы данных патентных документов Евразийского патентного ведомства и девяти стран - участников проекта (Российская Федерация, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан) [29].

Признавая бесспорную значимость обозначенных выше мероприятий, нельзя не отметить и тот факт, что одной из ключевых проблем экономики стран - участниц Содружества является эффективное нормативно-правовое обеспечение развития и защиты интеллектуальной собственности. Значение интеллектуальной собственности как фактора роста социально-экономического, культурного, интеллектуального и оборонного потенциала государств - участников СНГ неуклонно растет, а специфика законодательного регулирования всех аспектов взаимоотношений в данной сфере становится все более актуальной и востребованной. Более того, подобное взаимодействие стран Содружества позволяет не только эффективно развивать сотрудничество в обозначенном направлении, но и позволяет наиболее точно определять стоимость интеллектуального капитала.

Проведенный анализ, учитывая специфику взаимодействия государств - участников СНГ, позволяет констатировать, что не все вопросы решаются так однозначно плодотворно в сфере правового регулирования, охраны и защиты интеллектуальной собственности в рамках Содружества, однако стоит признать и реальные позитивные сдвиги в решении существующих вопросов дискуссионного характера, консенсуальное понимание возникающих проблем и всего диапазона взаимодействия.

Основные направления сотрудничества стран - участниц СНГ в области интеллектуальной собственности на 2021-2025 гг. определены планом мероприятий по реализации первого этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 г., включающим в себя специальный раздел по интеллектуальной собственности [29]. Таким образом, характер взаимодействий стран - участниц СНГ неоспоримо выходит на

качественно новый уровень правового регулирования отношений в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Данный процесс связан, прежде всего, с реализацией общей концепции интеллектуальной собственности, путем воплощения ее как в национальных основных законах и гражданских кодифицированных актах, так и в специализированных нормативных актах СНГ, и сопровождается неуклонным стремлением стран - участниц Содружества к приобщению к устоявшимся международным принципам в обозначенной сфере.

Более того, важно акцентировать внимание на перманентном характере взаимодействия стран - участниц СНГ и самого процесса совершенствования законодательства Содружества в сфере интеллектуальной собственности, характеризующегося конструктивностью, стабильностью и поиском инновационных форм сотрудничества, что позволяет сформулировать вывод о жизнеспособности, эффективности, востребованности и уникальной способности адаптации Содружества к новым вызовам времени в области защиты и охраны интеллектуальной собственности.

Библиографический список:

1. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5865/ (дата обращения: 03.07.2021).

2. Евразийская патентная конвенция. URL: https://www. eapo.org/ru/documents/norm/convention_ogl.html (дата обращения: 03.07.2021).

3. Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_35900/ (дата обращения: 03.07.2021).

4. Соглашение о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=4625 (дата обращения: 03.07.2021).

5. Соглашение о выпуске совместного регионального патентно-информационного продукта на оптических дисках CD-ROM. URL: http://docplayer.ru/51616018-Soglashenie-o-vypuske-sovmestnogo-regionalnogo-patentnoinformacionnogo.html (дата обращения: 03.07.2021).

6. Концепция формирования национальных баз данных и организации межгосударственного обмена информацией по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30320959 (дата обращения: 03.07.2021).

7. Соглашение о сотрудничестве по организации межгосударственного обмена информацией и формированию национальных баз данных авторского права и смежных прав. // URL: https://docs.cntd.ru/ document/902279834 (дата обращения: 07.07.2021).

8. Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности. URL: https://docs.cntd.ru/ document/902341958 (дата обращения: 07.07.2021).

9. Концепция создания банка патентов и инноваций СНГ. URL: https://cis.minsk.by/page/13500 (дата обращения: 07.07.2021).

10. Концепция формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности. URL: http://www.rgiis.ru/files/inter/docs/koncepciya.pdf (дата обращения: 07.07.2021).

11. Концепция формирования и развития рынка интеллектуальной собственности государств - участников СНГ. URL: https://docs.cntd.ru/document/550757530 (дата обращения: 07.07.2021).

12. Соглашение о сотрудничестве по противодействию производству и распространению контрафактной продукции. URL: https://docs.cntd.ru/ document/542658062 (дата обращения: 07.07.2021).

13. Соглашение о формировании и развитии рынка интеллектуальной собственности государств - участников СНГ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201901140009 (дата обращения: 07.07.2021).

14. Соглашение об осуществлении совместной деятельности государств - участников СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201912230036 (дата обращения: 07.07.2021).

15. Соглашение о взаимодействии таможенных органов государств - участников СНГ в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201912310045 (дата обращения: 07.07.2021).

16. Ситдикова Р.И. Участие Российской Федерации в современной системе международных договоров в сфере охраны интеллектуальной собственности. Ученые записки Казанского университета. 2016. Т. 158, кн. 2. С. 450-452.

17. Таможенный кодекс ЕАЭС. URL: http://www. consultant.ru/popular/custom_eaes/#info (дата обращения: 03.07.2021).

18. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) // Закон. 1999. № 7.

19. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9.

20. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5059/ (дата обращения: 03.07.2021).

21. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) заключено в г. Марракеше 15.04.1994 (в действующей редакции). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cg i?req = doc&base = INT&n = 5160#06070475907074 (дата обращения: 03.07.2021 г.).

22. Барков А.В. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе // Журнал российского права. 2003. № 8. С. 137-144.

23. Шугурова И.В. Модельное законотворчество в сфере интеллектуальной собственности в странах СНГ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 3 (98). URL: http://cyberleninka. ru/article/n/modelnoe-zakonotvorchestvo-v-sfere-intellektualnoy-sobstvennosti-v-stranah-sng (дата обращения: 27.12.2020).

24. Гражданский кодекс. Часть третья. Модель. Раздел V. Интеллектуальная собственность (принят на двадцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств постановление № 21-7 от 16 июня 2003 г.). URL: http://docs.cntd.ru//document/9018830004 (дата обращения: 28.12.2020).

25. Богустов А.А. Проблемы взаимодействия модельного и национального гражданского законодательства стран СНГ. URL: http://justicemaker. ru/view-article.php?id=4&art=3398 (дата обращения: 30.12.2020).

26. Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств - участников СНГ: рекомендательный законодательный акт Содружества Независимых Государств (принят на 34-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 07.04.2010 г.) // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. 2010. № 47.

27. Приложение к постановлению МПА государств -участников СНГ от 17 мая 2012 г. № 37-17. URL: http:// www.iacis.ru/upload/iblock/7c0/17_a_2012.pdf (дата обращения: 27.12.2020).

28. Мишина Е.В., Симакова Е.К. К вопросу о специфике нормативно-правового регулирования интеллектуальной собственности в отечественной правовой системе // Право и практика. № 1. 2021. С. 101-106.

29. Роспатент. Официальный сайт. URL: http://www. Rospatent.gov.ru (дата обращения: 25.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.