Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

СОТРУДНИЧЕСТВО ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеев Э.А.

Статья посвящена правовому анализу деятельности органов Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными организациями в рамках осуществления общемировой антикоррупционной политики. Автор проводит анализ конкретных международных организаций в сфере противодействия коррупционной деятельности, а также порядок, правовую основу и методы взаимодействия рассматриваемых организаций с органами прокуратуры Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матвеев Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE PROSECUTOR GENERAL'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN COMBATING CORRUPTION.

The article is devoted to the legal analysis of the activities of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation with international organizations in the implementation of global anti-corruption policy. The author provides an analysis of specific international organizations in the field of combating corruption activities, as well as the order, legal basis and methods of interaction of the organizations under consideration with the prosecution authorities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

Верховный суд рекомендует обратить внимание на то, что уголовная ответственность по статье 158.1 УК РФ наступает при условии, если на момент совершения мелкого хищения чужого имущества стоимостью не более 2,5 тыс. руб. путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты виновный является лицом, подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение чужого имущества стоимостью более 1 тыс. руб., но не более 2,5 тыс. руб.

Следует иметь в виду, что фактические обстоятельства, послужившие основанием для назначения лицу административного наказания по части 2 статьи 7.27 КоАП РФ, сами по себе не предопределяют выводы суда о виновности этого лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 158.1 УК РФ, поскольку такая виновность устанавливается судом в предусмотренных уголовно-процессуальным законом про-

цедурах на основе всей совокупности доказательств, включая не исследованные при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В соответствии с санкцией ст. 158.1 УК РФ мелкое хищение, например, продуктов питания из магазина, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение чужого имущества, предусмотренное ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до двух месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Литература

1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2002 №29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. №2.

2. Рогова Е.В. Межотраслевая дифференциация ответственности / Е.В. Рогова // Уголовный закон Российской Федерации: проблемы правоприменения и перспективы совершенствования: сборник материалов. - Иркутск, 2018. - С. 5-9.

УДК 34

РС! 10.21661/Г-559703

Матвеев Э.А.

Сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными организациями в сфере противодействия коррупции

Аннотация

Статья посвящена правовому анализу деятельности органов Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными организациями в рамках осуществления общемировой антикоррупционной политики. Автор проводит анализ конкретных международных организаций в сфере противодействия коррупционной деятельности, а также порядок, правовую основу и методы взаимодействия рассматриваемых организаций с органами прокуратуры Российской Федерации.

I Ключевые слова: противодействие коррупции, генеральная прокуратура, международные организации, импле-ментация норм права.

Ввиду обострившейся за последнее время коррупционной ситуации в мире, в том числе и в Российской Федерации, все большее значение приобретает деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Приоритетным направлением международно-правовой деятельности органов российской прокуратуры является их активное взаимодействие и сотрудничество с международными организациями в рамках осуществления общемировой антикоррупционной политики.

Функционирование органов прокуратуры включает в себя использование механизмов международного взаимодействия по самому широкому кругу вопросов. Данное полномочие закреплено в ст. 2 Федерального

закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3], согласно которому Генеральная прокуратура РФ (далее - Генпрокуратура РФ) в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие и устанавливает прямые связи с соответствующими компетентными органами других государств, а также международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров.

В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 10.10.2022 №581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» [7] деятельность

по противодействию коррупции в Генпрокуратуре РФ осуществляет Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, на которое возложены следующие обязанности:

- координировать деятельность подразделений Генпрокуратуры РФ в области противодействия коррупции, в том числе по реализации мероприятий, определенных Национальным планом противодействия коррупции;

- контролировать работу прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, обеспечить организационное и методическое руководство такой деятельностью, проверять организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства в рассматриваемой области;

- проводить работу по обеспечению имплемента-ции положений Конвенции ООН против коррупции;

- совместно с Главным управлением международно-правового сотрудничества обеспечивать взаимодействие Генпрокуратуры РФ с международными органами и организациями, а также с органами, организациями и учреждениями иностранных государств по вопросам противодействия коррупции, в том числе возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений;

- проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов и организаций во взаимодействии с правовым управлением, при необходимости - с другими заинтересованными подразделениями, а также Университетом Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Ключевую роль в международном сотрудничестве Российской Федерации по противодействию коррупции играет Конвенция ООН Против коррупции (далее - Конвенция) [1]. Она является первым интернациональным инструментом в области борьбы с коррупцией, имеющим обязательную юридическую силу для стран-участниц.

Генпрокуратура РФ согласно Указу Президента РФ от 18.12.2008 г. №1799 определена курирующим органом, ответственным за реализацию положений указанной Конвенции по основным вопросам относительно оказания взаимной правовой помощи, за исключением вопросов гражданско-правового регулирования [5].

В целях участия в международных мероприятиях, проводимых в рамках данной Конвенции, Правительством РФ было издано распоряжение от 2 февраля 2010 года №98-р, согласно которому была сформирована делегация Российской Федерации, действующая на постоянной основе, возглавляемая начальником управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ [6].

Так, представители Генпрокуратуры РФ обязаны на постоянной основе принимать участие в работе Конференции стран-участниц Конвенции, Межправительственной рабочей группы по обзору хода выполнения Конвенции ООН, Межправительственной рабочей группы по предупреждению коррупционных правонарушений, а также Межправительственной рабочей

группы по возврату активов из-за рубежа. Данные мероприятия, как правило, посвящены темам обсуждения передовых методов противодействия коррупции, вопросов выявления, пресечения и предупреждения легализации доходов от коррупционных преступлений, установления тесного международного сотрудничества и налаживание связей с компетентными органами государств в вопросах принятия мер по возвращению активов из-за рубежа. Также на полях указанных заседаний обсуждается работа механизма обзора хода осуществления государствами-участниками положений Конвенции в целом, а также результаты проведенных оценок выполнения странами ее положений.

Наглядным примером подобного взаимодействия может служить проведенной в 2021 году специальное мероприятие «Международное сотрудничество по вопросам предупреждения коррупции» [8], организованное представителями управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ во взаимодействии с Министерством иностранных дел России и Управлением ООН по наркотикам и преступности.

Наиболее тесное сотрудничество Генпрокуратура РФ осуществляет с Содружеством Независимых Государств (далее - СНГ) в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ (далее - КСГП) и Межгосударственного совета по противодействию коррупции (далее - МСПК). Генпрокуратура РФ заключает двусторонние и многосторонние соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ, а также обменивается опытом и информацией с компетентными органами других государств СНГ.

Генпрокуратура РФ также оказывает методическую и практическую помощь прокуратурам государств СНГ в области противодействия коррупции, в том числе через Научно-методический центр КСГП, расположенный на базе Университета прокуратуры РФ [2].

Помимо этого, Генпрокуратура РФ активно сотрудничает с прокуратурами государств-участников Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) в сфере борьбы с коррупцией. Она участвует в ежегодных заседаниях генеральных прокуроров ШОС, обменивается опытом, информацией и правовой помощью с компетентными органами данной организации по вопросам выявления, расследования и пресечения коррупционных преступлений, а также возврата активов, полученных в результате таких преступлений. Генпрокуратура РФ также участвует в разработке и реализации международных договоров и соглашений в области борьбы с коррупцией в рамках ШОС.

Генпрокуратура РФ также выступала в качестве головного ведомства по обеспечению участия России в работе ГРЕКО, однако федеральным законом от 28.02.2023 №42-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» Российская Федерация окончательно ознаменовала выход из данной международной организации [4]. Тем

не менее, рассмотрение результатов многолетнего сотрудничества ГРЕКО и Генеральной Прокуратуры РФ нуждается в изучении, поскольку в рамках взаимодействия было проведено уже 5 раундов оценки в рамках деятельности данной международной организации.

Запущенный 20 марта 2017 года последний 5 раунд оценки прошел под эгидой предупреждения коррупции и поощрения добросовестности в центральных органах власти (высших исполнительных органах) и правоохранительных органах, в рамках которого были рассмотрены вопросы, касающиеся этических принципов и правил поведения, конфликта интересов, запретов или ограничений для определенных видов деятельности, декларирования доходов, расходов и обязательств имущественного характера, обеспечения соблюдения норм, касающихся конфликтов интересов и осведомленности [9].

ГРЕКО в отношении России настоятельно рекомендует повышать прозрачность законодательного процесса, в частности, снятие ограничений на доступ средств массовой информации (СМИ) в Государственную думу, а также ограничений, являющихся отражением реагирования на действия Соединенных Штатов Америки в отношении национальных международных СМИ.

Стоит отметить, что большинство выводов экспертных групп ГРЕКО являются справедливыми, а изложенные в отчетах рекомендации -мотивированы и обоснованы. Главным образом перед Россией стоит задача по реализации данных предписаний, однако часто препятствием к этому служит несоответствие рекомендаций ГРЕКО национальным отечественным принципам и правовым традициям нашей страны. Данное обстоятельство можно наглядно продемонстрировать на примере требования ряда иностранных экспертов оценочных комиссий ГРЕКО криминализировать незаконное обогащение в соответствие со ст. 20 Конвенции ООН Против коррупции. В первую очередь необходимо отметить, что далеко не во всех государствах, ратифицировавших указанную Конвенцию, ст. 20 введена в действие. К числу таких стран, помимо России, также относится США, Франция, Швеция, Италия и др.

Несмотря на логичность выдвинутого требования, все же стоит в первую очередь обратить внимание на то, что положения ст. 20 Конвенции ООН Против коррупции не являются самоисполнимыми. Это означает, что исполнение данных требований оставлено на усмотрение страны-участницы, а само обязательство по их реализации сводится лишь к рассмотрению возможности принятия зако-

нодательных и иных мер по противодействию коррупции с учетом соблюдения национальной Конституции.

При этом Российской Федерацией постепенно выполняются обязательства по имплементации норм указанной Конвенции. Так, во исполнение положений Конвенции был принят Федеральный закон от 03.12.2012 №230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ был дополнен подпунктом 8, которым было введено основание прекращения права собственности у незаконно обогатившегося должностного лица. Помимо этого, на сегодняшний момент сложилась и синхронизировалась правоприменительная практика по вопросу осуществления государственного надзора за соответствием расходов лиц, замещающих определенные в законе должности, их доходам, и положениям п.п. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ. Согласно данным Генпрокуратуры РФ, за 2022 год органами прокуратуры Российской Федерации инициировано 760 процедур контроля за расходами чиновников, в суды направлено 182 исковых заявления на сумму 77,2 млрд рублей, что является наглядным примером импле-ментации ст. 20 Конвенции ООН Против коррупции.

Выход России из ГРЕКО имеет как внутренние, так и внешние последствия. С одной стороны, Россия теряет возможность использовать международный опыт и экспертизу по борьбе с коррупцией, а также подвергается риску деградации своих антикоррупционных институтов и норм.

С другой стороны, таким образом наша страна демонстрирует свою независимость от внешнего давления и стремление защищать свои национальные интересы и конституционные принципы. Выход Российской Федерации из ГРЕКО также может повлиять на её имидж и репутацию на международной арене, а также на уровень доверия и сотрудничества с другими странами по вопросам борьбы с коррупцией. Данное обстоятельство негативно отразится на уровне международного сотрудничества по борьбе с коррупцией, поскольку без России, с учетом ее влияния, истории и вклада в развитие мировой юридической культуры в целом и мерам по противодействию коррупции в частности ГРЕКО рискует утратить статус глобальной правовой структуры по вопросам борьбы с коррупцией.

Таким образом, «международная» составляющая деятельности органов Генпрокуратуры РФ в сфере противодействия коррупции чрезвычайно разнообразна. Прокуратура в РФ играет важную роль в механизме имплементации норм международного права.

Литература

1. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

2. Решение Совета министров иностранных дел СНГ «О проекте Совместного заявления глав государств-участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности» (принято 10.12.2020).

3. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 28.02.2023 №42-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».

5. Указ Президента РФ от 18.12.2008 №1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи».

6. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 №98-р «О делегации Российской Федерации для участия в международных мероприятиях, проводимых в рамках Конвенции ООН против коррупции (с изменениями и дополнениями)».

7. Приказ Генпрокуратуры России от 10.10.2022 №581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции».

8. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=62610369 (дата обращения: 10.04.2023).

9. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/international/ greko (дата обращения: 10.04.2023).

УДК 34

РС! 10.21661/Г-559658 МунхбатЭ.

Связь с общественностью полицейской деятельности и её сущность

Аннотация

Целью статьи является анализ современного состояния организации полиции, проанализировать текущее состояние организации, сделать конкретные выводы и предложения о работе в использования для борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности которую предстоит проводить в будущем.

■ Ключевые слова: полиция, связи с общественностью, полицейская деятельность, организация полиции.

Введение

В Руководящих принципах ООН об уголовном правосудии и предупреждения преступности говорится «... поощрять участие общественности на всех этапах уголовного правосудия и предупреждения преступности» [6, с. 265]. Также в Кодексе поведения должностных лиц по поддержке законности Организации Объединенных Наций указано, что «... каждая правоохранительная организация должна представлять общественность и быть подотчетной ей» [6, с. 327].

В развитие полицейской организации существует историческая традиция проведения разносторонних мероприятий, информирования, обучения и практических работ донисения сведения до граждан и общественности в заимосвязи с ними. С победой демократической революции в 1990 г. был коренным образом реформирован общественный строй, главной целью которого стало развитие гуманного и гражданского демократического общества в стране, было положено начало демократическому обществу, ценность которого являлась права и свободы человека. Ярким примером тому является Закона о государственной службе от 2017 года. В разделе 5.1 статьи 5 говорится,что миссия государственной службы заключается в том, чтобы «... строго соблюдать Конституцию и другие законы Монголии, служить народу в послушании, фундаментальным национальным интересам и добросовестно работать на правительство».

Актуальность темы

За годы реформ и изменений в общественном строе полицейская организация выполняла свои основные функции в соответствии с законом и при поддержке пра-

вительства и граждан для создания мирной среды наси-ления, реализовывали и провели многоплановые работы.

В настоящее время недостаточно осуществлять мероприятия по пресечению и раскрытию преступлений и проводить оперативно-розыскные мероприятия силами одних лишь органов полиции, имеет большое значение предотвращать преступления и административные правонарушения при поддержке государственных и негосударственных организаций и граждан. Полицийская служба организована по принципу «географии», поэтому полицейский несет ответственность за поддержание порядка на своей «ответственной территории» 24 часа. Концепция общественной полиции рассматривается как охватывающая «самый широкий» круг обязанностей, помимо борьбы с преступностью.

Концепция общественной службы полиции проповедует необходимость развития свободы действий или «оперативной независимости» для сотрудников полиции самого низкого звена, поскольку их деятельность требует гибкости в своих действиях и способности выявлять потребности и запросы общества. Для этого необходимо предоставить широкие возможности должностным лицам низшего звена, в частности, непосредственно взаимодействующим с гражданами, брать на себя должностные и гражданские обязанности. Ответственность с юридической точки зрения выражает позитивные и негативные понятия, позитивная ответственность относится к способности полностью осознавать свои права и обязанности и выполнять их [4, с. 54].

На наш взгляд, термины «Партнерство полиции и общества», «Мероприятия по работе с местными жителями полиции», «Общественно ориентированная работа полиции», «Полицейская служба общественности» является «Деятельность полиции по связям с об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.