Научная статья на тему 'Правовые основы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации по вопросам борьбы с коррупционными правонарушениями в рамках Совета Европы'

Правовые основы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации по вопросам борьбы с коррупционными правонарушениями в рамках Совета Европы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОКУРАТУРА РФ / КОРРУПЦИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERACTION / THE PROSECUTOR’S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / CORRUPTION / OFFENSE / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винникова Рушания Василовна, Яременко Наталья Евгеньевна

Основным вопросом данной статьи является анализ правовых основ взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам борьбы с коррупционными правонарушениями в рамках Совета Европы, а также разработка авторских предложений по их усовершенствованию и укреплению сотрудничества между прокуратурами РФ и ряда зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Винникова Рушания Василовна, Яременко Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis for the interaction of the prosecutor’s office Russian Federation on wrestling issues with corruption offenses within the Council of Europe

The main issue of this article is the analysis of the legal basis for the interaction of the prosecution authorities of the Russian Federation on combating corruption offenses within the Council of Europe, as well as the development of copyright proposals to improve and strengthen cooperation between the prosecutor’s offices of the Russian Federation and several foreign countries.

Текст научной работы на тему «Правовые основы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации по вопросам борьбы с коррупционными правонарушениями в рамках Совета Европы»

УДК 34.400 Б01 10.24411/2618-8236-2019-14309

ББК 64.400

Правовые основы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации по вопросам борьбы с коррупционными правонарушениями в рамках Совета Европы

Р. В. Винникова, Н. Е. Яременко

Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия

Основным вопросом данной статьи является анализ правовых основ взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам борьбы с коррупционными правонарушениями в рамках Совета Европы, а также разработка авторских предложений по их усовершенствованию и укреплению сотрудничества между прокуратурами РФ и ряда зарубежных стран.

Ключевые слова: взаимодействие, прокуратура РФ, коррупция, правонарушение,международное сотрудничество.

Противодействие коррупции — одна из весьма актуальных тем, обсуждаемых в обществе в настоящее время [9, с. 3].Данный вопрос не только вызывает обеспокоенность государственной власти, но и является предметом повышенного общественного внимания.

Беспрецедентные масштабы международного терроризма, неконтролируемый трафик оружия, нелегальная миграция, киберпреступность, коррупция стали угрозой национальной безопасности государств и международной стабильности в целом [5, с. 77].

В настоящее время уровень коррумпированности должностных лиц угрожающе высок, причем не только в пределах Российской Федерации. Коррупция является одной из глобальных проблем всего международного сообщества, так же, как и терроризм, экстремизм, бандитизм, наркоторговля, торговля людьми. Кроме того, сами граждане допустили, что коррупция уже давно приобрела масштабы «эпидемии», поскольку многие видят решение своих проблем только путем дачи взятки, игнорируя при этом законные методы. Также, зачастую,люди, получив такого рода предложения, даже в форме вымогательства, не обращаются в правоохранительные органы, а просто передают требуемую сумму преступнику. При этом, действуют таким образом граждане все же по разным причинам: кто-то боится угроз; кто-то находится в состоянии эмоциональной неустойчивости и думает, что выполнение условий вымогателя является единственным способом решения проблемы; а кто-то действует так, потому что для него это в порядке вещей. Вследствие этого, преступления коррупционной направленности имеют высокий уровень латентности.

Проблемы роста коррупционных правонарушений и преступлений, их «развитие» раскрывали в своих научных исследованиях многие выдающиеся ученые-юристы, такие, как, например,

З. Р. Цормаева, Л. М. Бабкин, А. Е. Родин, М. В. Харатян и многие другие.

Коррупция «разъедает» изнутри [11, с. 191], принося колоссальный ущерб совершенствованию и развитию экономики, политики, управления, внутреннего аппарата, не говоря уже о моральном облике должностных лиц и граждан. Вследствие данного асоциального явления, население начинает сомневаться в безупречной деятельности тех, кто обязан стоять на страже охраны его прав, свобод и законных интересов. Одни начинают «безмолвствовать», другие задаваться справедливым вопросом о том, способна ли такая система защитить их от посягательств и правонарушений, когда многим совершение тяжких преступлений сходит с рук, а третьи в своем сознании формируют концепцию о том, что принцип «ты мне — я тебе», является единственным.

В целях повышения эффективности выполнения сотрудниками прокуратуры Российской Федерации возложенных на них целей и задач, осуществляется тесное взаимодействие органов прокуратуры с рядом зарубежных организаций, в частности, по вопросам борьбы с коррупционными правонарушениями. По настоящее время, данное направление работы прокуратуры является одним из самых приоритетных на международном уровне, высокое качество которого способно повышать авторитет России среди других государств.

Рост коррупционных правонарушений идет непрерывно и имеет угрожающие тенденции, из чего следует, что прокуратуре следует уделять указанной проблеме особо повышенное внимание. Политика любой страны направлена на сведение проявлений коррупции к минимуму, внедряя новую методику раскрытия коррупционных преступлений и правонарушений, ужесточая санкции за их совершение и разрабатывая превентивные меры. Однако, чтобы добиться действительно по-

Правовые основы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации.

55

ложительных результатов, органам прокуратуры Российской Федерации требуется взаимодействие с международными организациями, в частности, в рамках Совета Европы.

Генпрокуратура РФ сотрудничает по вопросам борьбы с коррупцией с различными международными организациями, а именно:

— с Группой государств против коррупции (ГРЕКО);

— Международной ассоциацией прокуроров;

— Европейским союзом;

— Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе;

— Координационным советом генеральных прокуроров СНГ и иными[7, с. 87].

Следует подчеркнуть [10, с. 245], что причин для возникновения коррупции может быть множество, к их числу следует относить социально-экономические, политические, правовые, культурные факторы.

Необходимо отметить, что Генеральная прокуратура РФ — это официально уполномоченный орган, наделенный широкой компетенцией и правомочный разрешать обширный круг вопросов в борьбе с коррупцией. Взаимодействие органов прокуратуры с ведущими международными организациями — неотъемлемая часть их деятельности. Результатом и одновременно основой такого сотрудничества является большое количество многосторонних соглашений, получивших свое закрепление на межправительственном и межведомственном уровне [4, с. 20].

Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции своим решением от 16 декабря 2008 г. наделил Генеральную прокуратуру Российской Федерации основными полномочиями по осуществлению сотрудничества с Группой государств против коррупции (ГРЕКО) [8, с. 194.].

Генеральная прокуратура РФ также участвует в мероприятиях, проводимых ООН, Европейским союзом, ОБСЕ, Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) и многих других[8, с. 194].

Учитывая особую важность сотрудничества российской прокуратуры с прокуратурами других государств, международными организациями, в рамках Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»,закреплено, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации [2, ст. 2].

Совершение коррупционного преступления на территории двух и более государств порождает правовые и фактические основания осуществления уголовно-процессуальной деятельности в рамках международного сотрудничества по уголовным делам [3, с. 24]. Важно обратить внимание и на нижеследующее. В тех ситуациях, когда международное сотрудничество по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства надлежащим образом обеспечено, оно имеет и серьезные результаты. Совокупность фактов, свидетельствующих о необходимости разрешения задач по раскрытию и расследованию коррупционных преступлений, наказанию лиц, их совершивших, а также конфискации имущества и возмещению ущерба по этим преступлениям, является фактическим основанием по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства.

Центральную роль в международном антикоррупционном сотрудничестве Российская Федерация отводит Конвенции ООН против коррупции. Данная Конвенция является первым глобальным инструментом в области борьбы с коррупцией, имеющим обязательную юридическую силу. Она принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 58/4 от 31 октября 2003 г. и вступила в силу14 декабря 2005 г. Россия подписала ее в числе первых в декабре 2003 г. и ратифицировала 8 марта 2006 г.[6, с. 24].

Конвенцией установлены направления политики и практики предупреждения и противодействия коррупции:

— каждое государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности;

— каждое государство-участник стремится устанавливать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение коррупции;

— каждое государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней;

— государства-участники, в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими

56

Р. В. Винникова, Н. Е. Яременко

принципами своих правовых систем, взаимодействуют друг с другом и с соответствующими международными и региональными организациями в разработке и содействии осуществлению мер, указанных в Конвенции. Это взаимодействие может включать участие в международных программах и проектах, направленных на предупреждение коррупции[1, ст. 5].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799, Генеральная прокуратура Российской Федерации определена органом, ответственным за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции по всем вопросам взаимной правовой помощи, за исключением гражданско-правовых вопросов[6, с. 24].

С учетом вышеизложенного следует, что сотрудничество прокуратуры Российской Федерации с прокуратурами других государств и международными организациями является важным шагом по борьбе с преступлениями и правонарушениями коррупционной направленности. Полагаем, что, если каждое отдельно взятое государство в решении данной проблемы предпочло бы занятие лишь внутренней политикой, уровень распространения коррупции был бы раза в два, а то и в три выше.

Таким образом, в целях повышения эффективности противодействия коррупции, международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации с прокуратурами других государств и международными организациями является обязательным. Из этого вытекает, что данные

взаимоотношения нуждаются в постоянной поддержке, путем увеличения деловых контактов между всеми государствами, принятия нормативно-правовых актов, ведения коллективных переговоров, разработки новейших методов борьбы с коррупцией, обмена опытом, в том числе законодательным.

Ввиду того, что коррупция является одной из самых глобальных проблем международного сообщества, нельзя игнорировать тот факт, что только при тесном сотрудничестве и постоянном взаимодействии государств будет возможным снизить темп ее роста. Также при этом не стоит забывать и о внутренней политике:

— воспитание у граждан уважения к праву и негативного восприятия коррупции;

— активная антикоррупционная пропаганда в СМИ, кинематографе, рекламе, баннерах, плакатах и листовках;

— ужесточение санкций за совершение коррупционных правонарушений и преступлений;

— осуществление превентивных мер (работа с гражданами, в том числе с представителями молодежи; посещение сотрудниками прокуратуры школ, университетов в целях проведения лекций и бесед о негативных последствиях коррупции и др.);

— правовое просвещение граждан.

Полагаем, что только таким образом, действуя сообща и применяя в совокупности отдельные методы по противодействию коррупции, возможно добиться определенных положительных результатов.

Список литературы

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции : принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 26. — 26 июня.

2. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-! // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 8.— 20 февр.

3. Агутин, А. В. К вопросу о фактических и правовых основаниях международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства / А. В. Агутин, Г. В. Синцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. — 2017. — № 4.

4. Бабкин, Л. М. Международное взаимодействие и сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации по борьбе с деяниями коррупционной направленности / Л. М. Бабкин, А. Е. Родин // Человек: преступление и наказание. — 2015. — № 4.

5. Винникова, Р. В. Новые и традиционные формы и направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью / Р. В. Винникова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2018. — № 2.

6. Генеральная прокуратура РФ. Участие органов прокуратуры России в противодействии коррупции. — Москва, 2018.

7. Дубовицкая, Е. В. Международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации со странами Европы / Е. В. Дубовицкая // Современные проблемы развития образования и права :

Правовые основы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации.

57

сб. материалов Всерос. молодеж. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию ДВГУПС / под общ. ред. С. Е. Туркулец, Е. В. Листопадовой. — Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2017.

8. Поляков, М. М. Взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией / М. М. Поляков // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2013. — № 3-2.

9. Харатян, М. В. Прокуратура как субъект механизма противодействия коррупции в Российской Федерации / М. В. Харатян// Наука. Общество. Государство. — 2014. — № 1.

10. Цормаева, З. Р. Совет Европы и феномен коррупции: способы и меры противодействия / З. Р. Цормаева // Бизнес в законе. — 2016. — № 5.

11. Яременко, Н. Е. Коррупция в органах государственной власти Российской Федерации как угроза современному обществу / Н. Е. Яременко, А. В. Майоров // Глобальные риски — локальные решения : сб. материалов ежегод. междунар. междисциплин. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 18 мая 2016 / под общей ред. А. Е. Рейфе. —Санкт-Петербург : БИЭПП : БИИЯМС: НИЦ АРТ, 2016.

Дата поступления: 18.04.2019

Дата принятия к опубликованию: 20.04.2019

Сведения об авторах

Винникова Рушания Василовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. rushana_v@inbox.ru

Яременко Наталья Евгеньевна —магистрант кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. jaremenko.natasha2015@yandex. ги

Библиографическое описание: Винникова, Р. В. Правовые основы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации по вопросам борьбы с коррупционными правонарушениями в рамках Совета Европы / Р. В. Винникова, Н. Е. Яременко // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2019. — Т. 4, вып. 3. — С. 54 — 58.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2019. Vol. 4, iss. 3. Pp. 54 — 58.

Legal basis for the interaction of the prosecutor's office Russian Federation on wrestling issues with corruption offenses

within the Council of Europe

R.V. Vinnikova

Chelyabinsk State University. Chelyabinsk,Russia. rushana_v@inbox.ru

N.E. Yaremenko

Chelyabinsk State University. Chelyabinsk,Russia. jaremenko.natasha2015@yandex.ru

The main issue of this article is the analysis of the legal basis for the interaction of the prosecution authorities of the Russian Federation on combating corruption offenses within the Council of Europe, as well as the development of copyright proposals to improve and strengthen cooperation between the prosecutor's offices of the Russian Federation and several foreign countries.

Keywords: interaction, the prosecutor's office of the Russian Federation, corruption, offense, international cooperation.

References

1. Konventsiya Organizatsii Ob»edinennykh Natsii protiv korruptsii [United Nations Convention against Corruption]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2006, no. 26, 26 June. (In Russ.).

58

Р. В. Винникова, Н. Е. Яременко

2. O prokurature Rossiiskoi Federatsii [On the prosecutor's office of the Russian Federation]. Vedomosti S"ezda narodnykh deputatov Rossiiskoi Federatsii i Verkhovnogo Soveta Rossiiskoi Federatsii [Vedomosti of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation], 1992, no. 8, 20 Febr. (In Russ.).

3. Agutin A.V., Sintsov G.V. K voprosu o fakticheskikh i pravovykh osnovaniyakh mezhdunarodnogo sotrudnichestva po protivodeistviyu korruptsii s ispol'zovaniem prokurorskikh polnomochii v sfere ugolovnogo sudoproizvodstva [On the issue of factual and legal grounds for international cooperation in combating corruption using prosecutorial powers in the field of criminal justice]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region [News of higher educational institutions. Volga region], 2017, no. 4. (In Russ.).

4. Babkin L.M., Rodin A.E. Mezhdunarodnoe vzaimodeistvie i sotrudnichestvo organov prokuratury Rossiiskoi Federatsii po bor'be s deyaniyami korruptsionnoi napravlennosti [International interaction and cooperation of the prosecution authorities of the Russian Federation to combat acts of corruption]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: crime and punishment], 2015, no. 4. (In Russ.).

5. Vinnikova R.V. Novye i traditsionnye formy i napravleniya mezhdunarodnogo sotrudnichestva v bor'be s prestupnost'yu [New and traditional forms and directions of international cooperation in the fight against crime]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2018, no. 2. (In Russ.).

6. General'naya prokuratura RF. Uchastie organov prokuratury Rossii v protivodeistvii korruptsii [The Prosecutor General of the Russian Federation. The participation of the prosecution authorities of Russia in the fight against corruption]. Moscow, 2018. (In Russ.).

7. Dubovitskaya E.V. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo prokuratury Rossiiskoi Federatsii so stranami Evropy [International cooperation of the prosecutor's office of the Russian Federation with European countries]. Sovremennye problemy razvitiya obrazovaniya i prava [Modern problems of the development of education and law]. Habarovsk, Far Eastern State Transport University Publ., 2017. (In Russ.).

8. Polyakov M.M. Vzaimodeistvie General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii s mezhdunarodnymi organizatsiyami po voprosam bor'by s korruptsiei [Interaction of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation with international organizations on the fight against corruption]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [Bulletin of the Tula State University. Economic and legal sciences], 2013, no. 3-2. (In Russ.).

9. Kharatyan M.V. Prokuratura kak sub»ekt mekhanizma protivodeistviya korruptsii v Rossiiskoi Federatsii [The prosecutor's office as a subject of the mechanism for combating corruption in the Russian Federation]. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo [Science. Society. State], 2014, no. 1. (In Russ.).

10. Tsormaeva Z.R. Sovet Evropy i fenomen korruptsii: sposoby i mery protivodeistviya [Council of Europe and the phenomenon of corruption: methods and measures of counteraction]. Biznes v zakone [Business in law], 2016, no. 5. (In Russ.).

11. Yaremenko N.E., Maiorov A.V. Korruptsiya v organakh gosudarstvennoi vlasti Rossiiskoi Federatsii kak ugroza sovremennomu obshchestvu [Corruption in government bodies of the Russian Federation as a threat to modern society]. Global'nye riski — lokal'nye resheniya [Global risks - local solutions]. St. Petersburg, BIEPP Publ., BIIYaMS Publ., NITs ART Publ., 2016. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.