Научная статья на тему 'Специальная правоспособность образовательных организаций в Российской Федерации'

Специальная правоспособность образовательных организаций в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / NON-PROFIT ORGANIZATION / LAW ON EDUCATION / LEGAL CAPACITY / LEGAL PERSONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова Евгения Борисовна, Уланова Ольга Ивановна

Основным субъектом образовательных отношений является образовательная организация, в качестве которой может выступать только некоммерческая организация. Целью для образовательной организации является предоставление образовательных услуг. Для участия в правоотношениях образовательная организация должна обладать правосубъектностью. По смыслу некоторых положений Гражданского кодекса РФ и п. 2 ст. 2 Федерального Закона РФ «О некоммерческих организациях», все некоммерческие организации, в том числе образовательные организации, наделены частичной правосубъектностью. В статье анализируются отличительные особенности правосубъектности образовательных организаций как юридических лиц, выполняющих немаловажную социальную функцию. Авторы приходят к выводу о том, что образовательные организации представляют собой один из видов некоммерческих организаций, гражданская правосубъектность которых обладает некоторыми особенностями и является специальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL CAPACITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The main subject of educational relations is an educational organization, which can be only a non-profit organization. The purpose for the educational organization is to provide educational services. To participate in legal relations, an educational organization must have legal personality. Within the meaning of some provisions of the Civil code and paragraph 2 of article 2 of the Federal Law of the Russian Federation "on non-profit organizations", all non-profit organizations, including educational organizations are endowed with partial legal personality. The article analyzes the distinctive features of the legal personality of educational institutions as legal entities performing an important social function. The authors come to the conclusion that educational organizations are one of the types of non-profit a organization, the civil legal personality of which have some features and is special.

Текст научной работы на тему «Специальная правоспособность образовательных организаций в Российской Федерации»

4. Ksel' L.E. The duality of understanding of the nature of the civil legal capacity of legal persons. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social-economic and Social Sciences, 2017, no. 8-9, pp. 187-189 (in Russian).

5. Lomaev A.Iu. Civil legal capacity and capacity of legal entities. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal «Innovatsionnaia nauka» = International scientific «Innovative science», 2016, no. 6, pp. 152-154.

6. O nekommercheskkh organizatsiiakh: feder. zakon ot 12 ianvaria 1996 g. № 7-FZ (On non-profit organizations: the federal law of January 12, 1996 no. 7-FZ). Available at: http://base.garant.ru/10105879/ (accessed 25.07.2018)

7. Proshin S.N. Some questions of special legal capacity of legal entities. Iuridicheskaia nauka = Legal science, 2012, no. 2, pp. 44-46 (in Russian).

8. Rachkov V.S., Kopnov V.A. Attributes of educational organisation purposes. Nauchnyi dialog = Scientific Dialogue, 2014, no. 11 (35), pp. 56-74 (in Russian).

9. Skorobogatova V.V. Pravovaia Legal nature of legal personality. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii = Vestnik of the East Siberian Institute of the MIA of Russia, 2016, no. 1 (76), pp. 124-127 (in Russian).

10. Tsintsadze N.S. Problems of legal personality of state educational institutions in the context of polemic about division of legal entities on private and public. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series Humanities, 2012, Vol. 3 (107), pp. 318-325 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Казакова Евгения Борисовна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Уланова Ольга Ивановна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHORS

Kazakova Evgeniya Borisovna — Candidate of law, associate professor, department of Private and Public Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Ulanova Ol'ga Ivanovna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Казакова Е.Б. Специальная правоспособность образовательных организаций в Российской Федерации / Е.Б. Казакова, И.О. Уланова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Kazakova E. B., Ulanova O. I. Special capacity of educational institutions in the Russian Federation. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 3, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

УДК 34

Е. В. Платов

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация. В данной статье проанализированы полномочия органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции. Вопрос о противодействии коррупции для государственной политики является важнейшей задачей и предметом повышенного общественного внимания. Несмотря на создание в Российской Федерации правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень коррупции в стране остается на очень высоком уровне. Реальные масштабы коррупции в нашей стране очень сложно оценить по причине «сильной зарегулированности» нашей экономики, что также не позволяет оценить эффективность принимаемых антикоррупционных мероприятий. В данной статье рассматривается направление деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в сфере антикоррупционной политики. Раскрывается необходимость расширения полномочий прокуратуры и усиления прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства в сфере государственной антикоррупционной политики и модернизации действующего законодательства.

Ключевые слова: прокуратура, коррупция, антикоррупционная деятельность, противодействие.

E. V. Platov

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation

PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ANTI-CORRUPTION SYSTEM

Abstract. This article analyzes the powers of the prosecution authorities in the sphere of combating corruption. The issue of combating corruption for public policy is the most important task and subject of increased public attention. Despite the creation in the Russian Federation of legal and organizational bases for combating corruption, the level of corruption in the country remains at a very high level. The real extent of corruption in our country is very difficult to assess due to the strong overregulation of our economy, which also does not allow us to assess the effectiveness of anti-corruption measures taken. This article examines the direction of the activities of the prosecution authorities of the Russian Federation in the area of anti-corruption policy. The need to expand the powers of the prosecutor's office and strengthen the prosecutor's supervision over the implementation of federal legislation in the sphere of state anti-corruption policy, and the modernization of the current legislation is disclosed.

Key words: prosecutor's office, corruption, anti-corruption activity, counteraction.

Коррупция в современной России является одной из наиболее острых проблем. Коррупция в последние годы широко распространилась в нашей стране. Она охватывает все сферы жизнедеятельности общества и наносит непоправимый ущерб нормальному функционированию государства. Из-за коррупции в обществе становится трудно проводить какие-либо социальные преобразования и повышать эффективность экономики, поэтому одной из приоритетных задач государственной политики, требующих незамедлительного решения, является противодействие коррупции. Необходимо отметить, что проблема коррупции в органах власти приобрела

масштабный и системный характер и оказывает разрушительное воздействие на их функционирование. Уровень коррупции в стране указывает на эффективность методов правового государства, честность государственной системы и благополучное управление страной. Коррупция в нашей стране не только несет в себе угрозу для всей национальной экономической безопасности, но и представляет собой значительное препятствие для реализации государственной политики в целом.

Под коррупцией понимается противоправное, незаконное и, в свою очередь, общественно-опасное деяние, которое проявляется не только в экономической, политической или социальной сферах, но также и целом ряде других областей и отраслей государственного управления, за которое законодательством предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [6].

В сравнении со всеми другими схожими элементами социальной действительности общества, коррупция как феномен в государственной и общественной жизни имеет наиболее повышенную степень общественной опасности, так как ввиду большого социального воздействия система государственной власти остается наиболее уязвимой [2].

Последствия коррупции охватывают все сферы общественной жизни. Это имеет отрицательные последствия не только для общества и государства в целом, но и для отдельной личности в целом. Становится невозможной модернизация современной национальной экономики, происходит разложение законодательной и исполнительной ветвей власти, а также в обществе формируется недоверие к эффективному функционированию государственных органов и образований. А также придает Российской Федерации негативный имидж на международной арене. Российская Федерация на сегодняшний день не в силах в полном объеме добиться политической устойчивости и экономической безопасности в стране.

Поэтому наиболее актуальной и значимой проблемой развития современного российского общества и государства становится разработка правовых средств и механизмов противодействия коррупции [1].

В Российской Федерации для борьбы с коррупцией принимаются определенные меры, и главенствующее место в реализации антикоррупционного законодательства в нашей стране отводится органам прокуратуры, для которых обеспечение неукоснительного соблюдения данного законодательства является центральным направлением деятельности.

Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории [5].

В деятельности органов прокуратуры Российской Федерации противодействие коррупции является важнейшим направлением. Свою антикоррупционную деятельность органы прокуратуры осуществляют на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-! «О прокуратуре Российской Федерации» [3], Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4], иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

Самостоятельная централизованная структура прокуратуры Российской Федерации, а также гарантии независимости работников позволяют обеспечить комплексный и системный подход к противодействию коррупции. В связи важностью реализации государственной антикоррупционной политики и снижению коррупционных рисков в обществе, данному направлению прокурорского надзора выделено приоритетное значение.

Подразделения органов прокуратуры с целью противодействия коррупции осуществляют анализ и мониторинг исполнения законодательства в сфере

противодействии коррупции и вырабатывают предложения по его совершенствованию. Прокуратура РФ ориентирована на выявление и пресечение коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий, с целью чего осуществляет проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службах. По всем выявленным коррупционным проявлениям в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления проводятся соответствующие проверки, по результатам которых по фактам коррупционных правонарушений могут возбуждаться дела об административных правонарушениях и проводиться административные расследования. В случае возбуждения уголовного дела по фактам коррупции в процессе расследования прокуратура осуществляет непосредственный надзор за соблюдением уголовно-процессуального законодательства, а также участвует в непосредственном рассмотрении дел судами и обжаловании решений, определений, постановлений и приговоров судов. На данных судебных заседаниях по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности прокуратура поддерживает государственное обвинение.

Сотрудники прокуратуры проводят антикоррупционную экспертизу по оценке нормативно-правовых актов, которые были изданы федеральными органами исполнительной и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Прокуратура в Российской Федерации координирует деятельность других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, а также принимает непосредственное участие в международном сотрудничестве с различными антикоррупционными структурами других стран и международными организациями.

С целью недопущения совершения преступлений коррупционной направленности, федеральные государственные органы, органы субъектов Российской Федерации обязаны неукоснительно соблюдать требования законодательства о противодействии коррупции, действующего в Российской Федерации, в том числе об организации работы по противодействию коррупции в организациях, специально созданных для выполнения задач, которые поставлены перед этими федеральными государственными органами.

Лица, занимающие руководящие должности в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах, в свою очередь, обязаны соблюдать установленные законодательством требования о предотвращении и урегулировании конфликтов интересов, а также контроля за соответствием их расходов получаемым доходам, а также при осуществлении их непосредственной деятельности, например, при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, или осуществлении государственных закупок.

Как показывает практика, в борьбе с коррупцией деятельность прокуратуры Российской Федерации приносит значимые результаты, что свидетельствует о ее большом значении в механизме управления российским государством, так как в своей деятельности прокуратура выступает не только как карательный орган государственной власти, но и эффективно выполняет правотворческую, правозащитную, предупредительную функции, а также занимается правовым просвещением населения с целью предупреждения коррупции.

Но для эффективной борьбы с коррупцией необходимо более радикально совершенствовать методы борьбы с ней, с помощью качественного изменения и обновления действующего законодательства, а также создав новые механизмы выявления и предупреждения коррупции. Необходима более качественная профилактика, как один из ключевых инструментов в борьбе с коррупцией, так как проблема коррупции не может быть решена одними лишь репрессивными действиями.

В нашей стране на сегодняшний день прокуратура является единственным государственным органом, на который возложены полномочия по противодействию коррупции.

Своевременная модернизация законодательства позволит укрепить организационные основы по борьбе с этим сложным социальным явлением и снизить коррупционные преступления.

Необходимо выявлять личную заинтересованность государственных служащих, склонных к недобросовестному распоряжению или скрытию бюджетных средств, исключить со стороны государственных служащих конфликт интересов. Расходование бюджетных средств должно качественно контролироваться, а методы должны постоянно совершенствоваться.

В целях исключения совершения противоправных действий со стороны сотрудников государственных органов, необходимо не только повышать ответственность должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за коррупционные преступления, но и стимулировать их правопослушное поведение путем изменения установок, ценностей, стереотипов поведения, а также урегулирования их заработных плат, учитывая уровень жизни и потребности населения.

В противодействии коррупции органы государственной власти должны все шире взаимодействовать с институтами гражданского общества, такими как средствами массовой информации, образовательными учреждениями, общественными организациями и т.д. Для этого необходимо на прозрачной онлайн-платформе создать реестры информация о государственных финансах, закупках, деклараций и активов, доступных для всех публичных должностных лиц и общественности.

Прокуратура Российской Федерации должна не только использовать весь имеющейся потенциал методов и средств по предупреждению и пресечению коррупции, но также принимать активное участие в разработке государственной политики и подготовке ежегодных общедоступных докладов о реализации антикоррупционной политики с вынесением решений по ее совершенствованию. Генеральная прокуратура при обнародовании ежегодного доклада о проделанной работе должна охарактеризовать практику вынесения приговоров за совершения коррупционных преступлений, с целью определения направлений, где они не дали своего соразмерного и сдерживающего эффекта.

Необходимо обеспечить достаточное финансирование органам прокуратуры для правоприменительной деятельности, а также организовать кадры, чьей задачей будет непосредственный анализ направлений, в которых возможно возникновение коррупционного преступления, с целью его своевременного пресечения.

Прокуратура должна реализовывать весь имеющейся нормативный и организационный потенциал в правовом механизме противодействия коррупции. В обществе должна сформировываться нетерпимость к коррупционному поведению. Чтобы свести коррупцию до того уровня, который бы не представлял серьезной опасности для государства, общества и личности в целом, необходимо использовать комплекс всех имеющихся средств борьбы с коррупцией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казаченкова О.В. Коррупция как системная угроза национальной безопасности: проблемы противодействия и ликвидации/ О.В. Казаченкова // Право и политика. — 2009. — № 12. — С. 2450-2456.

2. Моисеев В.В. Противодействие коррупции в современной России / В.В. Моисеев, В.Н. Прокуратов. — М. : Директ-Медиа, 2014. — 427 с.

3. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-I / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:/ /www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 27.07.2018).

4. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154292/3555108abeaa7da57ee4c6c679 91597bd21d9bdd/ (дата обращения: 27.07.2018).

5. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы / Рыжаков А.П. — М. : Инфра-М, 2004. — 447 с.

6. Юрковский А.В. Правовые основы противодействия коррупции: учеб. пособие / А.В. Юрковский, К.Н. Евдокимов, В.М. Деревескова. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012. — 199 с.

REFERENCES

1. Kazachenkova O.V. Corruption as a systemic threat to the national security: problems of counteraction and liquidation. Pravo i politika = Law and Politics, 2009, no. 12, pp. 2450-2456 (in Russian).

2. Moiseev V.V., Prokuratov V.N. Protivodeistvie korruptsii v sovremennoi Rossii [Anticorruption in modern Russia]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2014, 427 p.

3. O prokurature Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 17 ianvaria 1992 g. № 2202-I (On prosecutor's office of the Russian Federation: the federal law of January 17, 1992 no. 2202-I). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (accessed 27.07.2018).

4. O protivodeistvii korruptsii: feder. zakon ot 25 dekabria 2008 g. № 273-FZ (On anticorruption: the federal law of December 25, 2008 no. 273-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154292/3555108abeaa7da57ee4c6c679 91597bd21d9bdd/ / (accessed 27.07.2018).

5. Ryzhakov A.P. PravookhraniteVnye organy [Law enforcement agencies]. Moscow, In-fra-M Publ., 2004, 447 p.

6. Iurkovskii A.V., Evdokimov K.N., Dereveskova V.M. Pravovye osnovy protivodeistviia korruptsii: ucheb. posobie [Legal bases of anti-corruption: manual]. Irkutsk, Irkutskii iu-ridicheskii institut (filial) Akademii General'noi prokuratury RF Publ., 2012, 199 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Платов Егор Витальевич — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHOR

Platov Egor Vital'evich — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Платов Е.В. Прокуратура Российской Федерации в системе противодействия коррупции / Е.В. Платов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Platov E. V. Prosecutor's office of the Russian Federation in anti-corruption system. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 3, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.