УДК 34
Е. В. Платов
аспирант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ В РОССИИ
Аннотация. В статье отмечается, что в России, несмотря на многочисленные усилия, уровень коррупции по-прежнему остается высоким. Для решения данной проблемы недостаточно применения различных методов борьбы с ней, требуется изучить истоки этого социального зла, выявить причины его возникновения с целью последующего воздействия на них. Автор обращает внимание на то, что коррупция порождается множеством факторов, которые могут иметь общий или специфический характер, политическую, экономическую, правовую, нравственную и иную природу.
В статье отмечается, что одним из главных источников коррумпированности общества является общественный кризис, сопровождающийся высоким уровнем пренебрежения к праву, правовым нигилизмом, нравственной неустойчивостью. К политическим причинам коррупции относятся безответственность исполнительной власти перед законодательной (представительной) и судебной властями; наличие множества бюрократических разрешительных процедур, запретов на осуществление определенного вида деятельности; отсутствие должного общественного контроля со стороны институтов гражданского общества за функционированием чиновничьего аппарата; слабость антикоррупционной политики и т.д. Экономическими причинами коррупции являются рост теневой экономики страны, занятие предпринимательской деятельностью членами семьи чиновника и т.д. Среди причин существования коррупции следует назвать и правовые факторы, выражающиеся в несовершенстве действующего антикоррупционного законодательства. Обращается внимание на то, что устранение или нейтрализация причин, порождающих коррупцию в России, может как снизить уровень коррумпированности общественных отношений, так и обострить имеющиеся проблемы в обществе, связанные с факторами, детерминирующими коррупционные процессы. Поэтому проблему коррупции необходимо решать комплексно, при одновременном воздействии на все причины, порождающие ее существование.
Ключевые слова: коррупция, противодействие, население, чиновники, социальное явление, взятки.
E. V. Platov
Postgraduate student Penza State University, Penza, the Russian Federation
CAUSES OF CORRUPTION IN RUSSIA
Abstract. The article notes that in Russia, despite numerous efforts, the level of corruption remains high. To solve this problem, it is not enough to use various methods of combating it, it is necessary to study the origins of this social evil, to identify the causes of its occurrence with a view to subsequent impact on them. The author draws attention to the fact that corruption is generated by a variety of factors that may have a General or specific character, political, economic, legal, moral and other nature.
The article notes that one of the main sources of corruption in society is a social crisis, accompanied by a high level of disregard for the law, legal nihilism, moral instability. The political causes of corruption include the irresponsibility of the Executive power before the legislative (representative) and judicial authorities; the presence of many bureaucratic licensing procedures, prohibitions on the implementation of a certain type of activity; the lack of proper public control by the institutions of civil society over the functioning of the bureaucracy; the weakness of anti-corruption policy, etc. Economic causes of corruption are the growth of the
shadow economy of the country, doing business by members of the official's family, etc. Among the reasons for the existence of corruption should be called legal factors, expressed in the imperfection of the current anti-corruption legislation. The article draws attention to the fact that the elimination or neutralization of the causes of corruption in Russia can both reduce the level of corruption in public relations, and exacerbate existing problems in society associated with factors that determine corruption processes. Therefore, the problem of corruption must be addressed in a comprehensive manner, while at the same time affecting all the causes that give rise to its existence.
Key words: corruption, opposition, population, officials, social phenomenon, bribes.
Ни один год, ни одно десятилетие проблема коррупции активно обсуждается на страницах печати и публичных выступлениях; в СМИ освещаются коррупционные скандалы с участием лиц, имеющих различные правовые статусы; государство проводит антикоррупционную политику, с каждым годом вырабатывая и внедряя в практическую деятельность новые меры борьбы с коррупцией. Однако уровень коррупции в России по-прежнему остается высоким. На наш взгляд, чтобы решить проблему коррупции недостаточно применять различные методы борьбы с ней. Необходимо изучить истоки этого социального зла, выявить причины его возникновения. Ибо воздействие на факторы коррупции может способствовать существенному уменьшению последней.
Вообще в науке имеется несколько подходов к пониманию и содержанию причин коррупции [1-6; 10]. Так, традиционалистский подход причин коррупции связывает с наличием силового, принудительно-волевого воздействия на общество и его подсистемы; интеракционный подход коррупцию рассматривает как следствие, порождение социального взаимодействия; диалектико-материалистический подход объясняет коррупцию совокупностью объективных и субъективных факторов при ведущей роли социально-классовых противоречий, присущих обществу на конкретном этапе его развития [7, с. 5]. Но как бы то ни было коррупция порождается множеством факторов, которые могут иметь общий или специфический характер, политическую, экономическую, правовую, нравственную и иную природу.
Определяя наиболее существенные причины коррупции, важно отметить, что одним из главных источников коррумпированности общества является общественный кризис, сопровождающийся высоким уровнем пренебрежения к праву, правовым нигилизмом, нравственной неустойчивостью. На протяжении многих веков в России доминировал авторитет не права, а власти, где единственным законом была воля князя, царя и др. Российский менталитет пропитан насквозь оправданием достижения цели любыми способами и средствами. Именно этими качествами обуславливается личная заинтересованность, «круговая порука» в системе государственной службы в ущерб профессионализму, компетентности и эффективности осуществления публичной власти. Подобный тип правосознания стал выгоден, интересен и даже предпочтителен.
Значимую роль в определении поведения личности играют традиции и обычаи. Так, по мнению У.Т. Сайгитова, в некоторых южных регионах России коррупция не просто имеет место, «а ею пропитано все общество на различных уровнях; методы коррупционного характера не просто предпочтительны при реализации каких-либо задач, а необходимы, ибо в ином случае зачастую сопряжены с невероятными трудностями» [8, с. 42]. Коррупция до такой степени стала неотъемлемой частью национальной культуры, что нередко должностные лица, прибегающие к коррупционным методам, могут быть удивлены, если им сказать, что то, что они делают, является бесчестным и неэтичным.
Вообще в истории человечества имеется достаточно примеров того, что между стремлением приобрести какие-либо преимущества, преференции, льготы и стремлением получить политическую власть есть тесная взаимосвязь. Причем
эта взаимосвязь свойственна как для демократических государств, так и для стран с тоталитарным и авторитарным политическим режимом. Однако справедливости ради следует отметить, что по мере усиления демократических начал уровень коррупции в стране становится ниже или вообще практически сводится к минимуму.
Для современной России к политическим причинам коррупции следует относить:
- безответственность исполнительной власти перед законодательной (представительной) и судебной властями, что проявляется в функционировании патронажной системы формирования государственного аппарата, при которой «нужный» человек проталкивается на министерские и иные ключевые посты без обсуждения кандидатуры в законодательных (представительных) органах власти;
- наличие множества бюрократических разрешительных процедур, запретов на осуществление определенного вида деятельности;
- отсутствие должного общественного контроля со стороны институтов гражданского общества за функционированием чиновничьего аппарата, что сопровождается иллюзией открытости органов государственной власти и местного самоуправления;
- отсутствие четкого распределения компетенции между государственными структурами с сохранением определенной доли дублирования служебных полномочий при пренебрежительном отношении государственных служащих к своим обязанностям;
- слабость антикоррупционной политики, что проявляется в слабой политической воле руководства страны при принятии решении о привлечении высокопоставленных чиновников к уголовной ответственности, когда руководствуются не законом, а исходят из политической целесообразности, степени родства и близости к высшим эшелонам власти, узкопартийных интересов и т.д.
Для многих чиновников «коррупция стала основным способом первоначального накопления капитала и присвоения государственной собственности» [7, c. 7]. Именно рыночные преобразования 90-х гг. ХХ столетия, заключающиеся в приватизации, бесконтрольном расходовании природной ренты, рэкете, квазирыночных методах управления, способствовали развитию коррупции в стране. Российские бизнесмены начали рассматривать коррупцию и как основной фактор экономического успеха, и как инструмент влияния на политику. Это объясняется тем, что:
- внедрение тех или иных обязательных правил и требований может угрожать существованию фирмы;
- определенные проблемы не могли быть решены законными способами, а если и могли, то законные методы решения вопроса значительно дешевле обходились предпринимателю.
Развитию коррупции способствует рост теневой экономики страны. Вообще теневая экономика и коррупция настолько тесно взаимосвязаны, что отделить причины от следствия порой представляется весьма трудной задачей. Так, с одной стороны, участники теневого сектора экономики оплачивают незаконные услуги чиновника, что создает спрос на предоставление коррупционных услуг в чиновничьем аппарате. А с другой стороны, коррупционеры, увеличивая издержки добросовестных бизнес-структур, выдвигая некие условия для них, снижают конкурентоспособность законопослушных субъектов предпринимательской деятельности, формируя тем самым все предпосылки для перехода в теневой сектор экономики [9, c. 2-15].
Развитию коррупции способствует и занятие предпринимательской деятельностью членами семьи чиновника. Ведь не секрет, что судьба бизнеса самым прямым образом зависит от административной поддержки, которую оказывает недобросовестный чиновник. И таких примеров великое множество. По справедливому мнению А.А. Татуева, «экономическая выгода сторон от коррупционных
сделок является основным фактором развития аналогичных отношений власти и бизнеса» [9, с. 12].
Среди причин существования коррупции следует назвать и правовые факторы, выражающиеся в несовершенстве действующего антикоррупционного законодательства. В юридической литературе весьма распространенным мнением считается отсутствие законодательного определения понятий «коррупция», «коррупционное преступление» одним из препятствий к созданию эффективного механизма борьбы с коррупцией. Вместе с тем, это не так. И опыт зарубежных стран, например, Дании, Финляндии, свидетельствует о том, что прямой зависимости между наличием нормативного определения коррупции и эффективностью антикоррупционных мер нет. Поэтому больше следует уделять внимания механизму противодействия коррупции, оперативно реагируя на проблемы его функционирования на практике.
Система антикоррупционного законодательства начала формироваться не так давно, поэтому современное ее состояние демонстрирует многочисленные проблемы и коллизии в юридической практике применения. В частности, до сих пор присутствуют нормативные коллизии, под которыми понимаются противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. При этом официальные правовые нормы отличаются своей неразработанностью, потенциальной неэффективностью и возможностью широкого толкования, что порождает коррупционные отношения между должностными лицами и гражданами.
В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», который является базовым правовым документом, раскрывающим основные моменты государственной политики в осуществлении антикоррупционной экспертизы. Вместе с тем, в Российской Федерации единая по принципам организации и проведения правовая база института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов отсутствует. В одних субъектах Федерации приняты специальные законы о противодействии коррупции (Республики Татарстан, Дагестан и др.), в других - проведение антикоррупционной экспертизы предусмотрено другими законами. Так, гл. 8 Закона Иркутской области от 16 декабря 2009 г. № 17/9-ЗС «О правовых актах Иркутской области правотворческой деятельности в Иркутской области» посвящена экспертизе проектов правовых актов области и оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области.
Однако анализ региональных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что многие положения, посвященные институту антикоррупционной экспертизы, не достигают своих целей: некоторые главы и статьи механически перенесены из соответствующих нормативных правовых актов, действующих на федеральном уровне, либо отсутствует единая система критериев оценки нормативных правовых актов и иных документов.
Кроме того, действующее антикоррупционное законодательство нуждается в постоянном совершенствовании и регулярном обновлении направлений и содержания антикоррупционных мер, поскольку со временем происходит привыкание к методам работы как правоохранительных органов, так и потенциальных коррупционеров, которые преодолевают эти заградительные средства противодействия коррупции.
На наш взгляд, правоохранительные органы могли бы более широко использовать возможности официального предостережения чиновников, если появляются основания подозревать в совершении порочащих поступков. Порой работа строится таким образом: попал в поле зрения и в течение многих месяцев собираются подтверждающие неправомерную деятельность этого чиновника доказательства.
Это, с позиции ведомственных интересов, абсолютно понятно и правильно, однако в общегосударственных интересах акценты в работе следовало бы изменить.
Помимо перечисленных причин существуют и иные факторы, порождающие коррупцию. К их числу можно отнести наличие особых «привилегий» для отдельных категорий субъектов, непрозрачность доходов и расходов государственных и муниципальных служащих, отсутствие высокопрофессиональной судебной системы и ряд других.
Важным фактором появления коррупции являются деформации в кадровой политике. Так, весьма распространена практика назначения должностных лиц на основе личной преданности начальству, либо проведения конкурсных процедур под «нужного» человека. Ведь не секрет, что чиновник с низким уровнем профессионализма, хотя и беззаветно преданный начальству, является идеальным реципиентом коррупционных услуг. Поэтому подобные явления в кадровой сфере должны устраняться.
Вместе с тем, важно подчеркнуть, что устранение или нейтрализация причин, порождающих коррупцию в России, может как снизить уровень коррумпированности общественных отношений, так и обострить имеющиеся проблемы в обществе, связанные с факторами, детерминирующими коррупционные процессы. Поэтому проблему коррупции необходимо решать комплексно, при одновременном воздействии на все причины, порождающие ее существование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурцев Ю.А. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы / Ю.А Бурцев // Транспортное дело России. — 2017. — № 2. — С. 66-68.
2. Колосова Н.М. Лоббизм и коррупция / Н.М. Колосова // Журнал российского права. — 2014. — № 2. — С. 53-59.
3. Косенко Н.В. Коррупция: причины, симптомы, препятствия / Н.В. Косенко, Д.В. Фролов, М.В. Шевченко // KANT. — 2016 — № 4 (21). — С. 126-132.
4. Малик И.В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы в современной России / И.В. Малик // Вестник государственного и муниципального управления. — 2015. — № 3. — С. 52-56.
5. Невинский В.В. Коррупция в России: системные меры противодействия /
B.В. Невинский // Журнал российского права. — 2017. — № 1. — С. 62-72.
6. Очирова В.М. Коррупция в России: состояние и перспективы / В.М. Очирова // Власть. — 2014. — № 9. — С. 105-111.
7. Потомский В.В. Коррупция как социально-политическое явление: источники и причины возникновения в России / В.В. Потомский // Вестник Поволжского института управления. — 2017. — № 17. — С. 4-10.
8. Сайгитов У.Т. Специфика причин коррупции в Республике Дагестан / У.Т. Сай-гитов // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: сб. матер. Междунар. научн.-практ. конф. (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.). — М. : Юристъ, 2001. — С. 333-335.
9. Татуев А.А. Феномен современной коррупции и факторы формирования коррупционных услуг в государственном секторе / А.А. Татуев, А.И. Бородин, Н.Н. Шаш // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2015. — № 21 (255). — С. 2-15.
10. Шедий М.В. Коррупция как системная проблема неэффективности российского государственного управления / М.В. Шедий // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 4. —
C. 67-74.
REFERENCES
1. Burtsev Iu. A. Corruption in Russia: causes and methods of struggle. Transportnoe delo Rossii = Transport business of Russia, 2017, no. 2, pp. 66-68 (in Russian).
2. Kolosova N. M. Lobbyism and corruption. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian law, 2014, no. 2, pp. 53-59 (in Russian).
3. Kosenko N. V., Frolov D.V., Shevchenko M.V. Corruption: causes, symptoms, obstacles. KANT, 2016, no. 4 (21), pp. 126-132 (in Russian).
4. Malik I. V. Anti-corruption in the state civil service in modern Russia. Vestnik gosu-darstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia = Journal of Public and Municipal Administration, 2015, no. 3, pp. 52-56 (in Russian).
5. Nevinskii V. V. Corruption in Russia: system countermeasure. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian law, 2017, no. 1, pp. 62-72 (in Russian).
6. Ochirova V. M. Corruption in Russia: condition and prospects. Vlast = Power, 2014, no. 9, pp. 105-111 (in Russian).
7. Potomskii V. V. Corruption as a social and political phenomenon: sources and causes in Russia. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniia = The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration, 2017, no. 17, pp. 4-10 (in Russian).
8. Saigitov U. T. Spetsifika prichin korruptsii v Respublike Dagestan [Specifics of the reasons of corruption in the Republic of Dagestan] Korruptsiia: politicheskie, ekonomicheskie, or-ganizatsionnye i pravovye problemy: sb. mater. Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. (g. Moskva, 9-10 sentiabria 1999 g.).[Corruption: political, economic, organizational and legal problems: collection of materials of the International scientific and practical conference (Moscow, September 9-10, 1999)]. Moscow, Iurist" Publ., 2001, pp. 333-335.
9. Tatuev A. A., Borodin A.I., Shash N.N. The phenomenon of modern corruption and factors for corruption in the public sector. Finansvaia analitika: problemy i resheniia = Financial Analytics: Science and Experience, 2015, no. 21 (255), pp. 2-15 (in Russian).
10. Shedii M. V. Corruption as a systemic problem of inefficiency of public administration in Russia. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriia: Gumani-tarnye i sotsial'nye nauki = Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series Humanitarian and Social Sciences, 2014, no. 4, pp. 67-74 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Платов Егор Витальевич — аспирант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHOR
Platov Egor Vital'evich — Postgraduate student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Платов Е.В. Причины коррупции в России / Е.В. Платов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Platov E. V. Causes of corruption in Russia Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).