Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / КОНВЕНЦИИ / ДОГОВОРЫ / ДЕКЛАРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / PROSECUTOR'S OFFICE / CONVENTIONS / TREATIES / DECLARATIONS / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Очир-Гаряева Ирина Калиновна, Амаев Арлтан Саналович, Базыров Максим Вячеславович

В статье рассматриваются вопросы международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции, характеризуется правовая основа межведомственного сотрудничества на уровне государств-участниц СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Очир-Гаряева Ирина Калиновна, Амаев Арлтан Саналович, Базыров Максим Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some aspects of international cooperation of the Russian Federation Prosecutor's Office against corruption

The article deals with the issues of international cooperation of the bodies of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation to combat corruption, characterizes the legal basis of interdepartmental cooperation at the level of the CIS member states.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

ОЧИР-ГАРЯЕВА Ирина Калиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Калмыцкого государственного университета. E-mail: kalinovna7@yandex.ru;

АМАЕВ Арлтан Саналович,

магистрант направления «Юриспруденция»

направленности (профиля) «Уголовный процесс, судебная власть, прокуратура и адвокатура» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: usejn@yandex.ru;

БАЗЫРОВ Максим Вячеславович,

магистрант направления «Юриспруденция»

направленности (профиля) «Уголовный процесс, судебная власть, прокуратура и адвокатура» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: mbazyrov@list.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции, характеризуется правовая основа межведомственного сотрудничества на уровне государств-участниц СНГ.

Abstract: The article deals with the issues of international cooperation of the bodies of the Prosecutor's Office of the Russian Federation to combat corruption, characterizes the legal basis of interdepartmental cooperation at the level of the CIS member states.

Ключевые слова: Прокуратура, конвенции, договоры, декларации, международное сотрудничество.

Keywords: Prosecutor's office, conventions, treaties, declarations, international cooperation.

Деятельность прокурорских органов предусматривает реализацию механизмов международных взаимоотношений по многим вопросам. Эту обязанность закрепила статья 2 Закона о прокуратуре. Помимо этого предусматривается сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ с подобными органами иных стран мира, а также с международными учреждениями. Это взаимодействие находит отражение в создании международных соглашений нашей страны, заключении договоров, касающихся вопросов противодействия преступности.

Генеральная прокуратура РФ - компетентный орган, занимающийся вопросами оказания помощи в разрезе уголовных дел на основании международных соглашений и законодательства нашей страны.

Посредством Указов Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 и № 1800 на Генеральную Прокуратуру были возложены функции центрального органа, который несет ответственность за осуществление норм Конвенции ООН против коррупции (2003 г.), относящихся к оказанию вза-

1

имной правовой помощи .

Правовая основа международного сотрудничества прокуратуры РФ составлена различными конвенциями, договорами, декларациями, соглашениями и другими документами, которые действуют в порядке правопреемства Россией договоров, заключенных СССР.

Межведомственное сотрудничество на уровне государств-участниц СНГ осуществляется посредством Соглашения между Генеральными прокурорами государств-участников 1993 г., и Соглашения между Генеральными прокурорами государств - участников Протокола к данной Конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, которое было заключено в 2000 г.

Эти международные правовые акты закрепили положения об осуществлении процедурных и других мероприятий, реализация которых санкциони-

1 Международное сотрудничество // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru/ms/ (дата обращения: 20.02.2018).

руется прокурором либо судом по законодательству запрашивающих сторон. Исполнение поручений происходит на территории запрашиваемой договаривающейся стороны. Прокурор осуществляет надзор за следственными действиями по делу, в разрезе которого подано поручение.

Получение взаимной правовой помощи и экстрадиции лиц-правонарушителей из других европейских государств стало возможным после ратификации РФ Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Европейской конвенции о выдаче 1957 г.

Статья 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче» признала Генеральную прокуратуру официальным органом, который компетентен в

1

решении вопроса о выдаче .

Генеральным прокурором РФ Ю.Я. Чайкой определено развитие международного и правового взаимодействия в качестве одного из ключевых направлений функционирования прокуратуры2. В целях его обеспечения в 2006 году было осуществлено учреждение Главного управления международно-правового сотрудничества при Генеральной прокуратуре РФ.

Ключевые задачи Главного управления состоят в следующем:

- организация осуществления обязательств и прав, которые описаны в международных договорах и в отечественном законодательстве, связанных с вопросами выдачи и правовой помощи в разрезе уголовных дел и по иным проблемам международных взаимоотношений, которые касаются полномочий прокурорских органов;

- организация сотрудничества генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными организациями по вопросам, которые относятся к компетенции прокурорских органов.

- принятие участия в осуществлении нормотворчества, в создании проектов международных соглашений и нормативно-правовых актов по вопросам выдачи, правовой помощи в разрезе уголовных дел и по иным проблемам, относящимся к борьбе с преступными деяниями;

- координация функционирования департаментов Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур

1 СЗ РФ. 1999. № 43. Ст. 5129.

2 Чайка Ю.Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. № 7. С. 6.

иных уровней власти по проблемам международного сотрудничества3.

Вышеперечисленные задачи обусловили внутреннюю структуру системы органов, которые осуществляют деятельность при этом управлении.

Структура управления международного и правого взаимодействия составлена следующими структурными подразделениями:

- управлением экстрадиции;

- управлением по оказанию правовой помощи,

- управлением международного права,

- департаментом документационного обес-

4

печения .

Генеральной прокуратурой РФ осуществляется активное сотрудничество с международными учреждениями, занимающимися вопросами борьбы с коррупционными деяниями. В качестве органов взаимодействия в этом направлении выступают:

- Координационный совет генеральных прокуроров СНГ;

- Международная ассоциация прокуроров;

- Европейский союз;

- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ),

- Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ),

- Группа государств против коррупции (ГРЕКО) и др.

В последние годы Российская Федерация подписала многочисленные межгосударственные акты, нацеленные на борьбу с коррупционными деяниями.

Тесное антикоррупционное взаимодействие на постсоветском пространстве осуществляется посредством Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией (далее - Соглашение прокуратур СНГ по борьбе с коррупцией) от 2007 года5.

3 Главное управление международно-правового сотрудничества // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru/ms/ms_management/ (дата обращения: 20.02.2018).

4 Приказ Генпрокуратуры РФ от 12.03.2009 № 67 (ред. от 22.07.2011) «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации» // СПС Консультант плюс. 2018.

5 Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.09.2007 № 149 «Об объявлении Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией» // СПС Консультант плюс. 2018.

Цели подписания Соглашения прокуратур СНГ по борьбе с коррупцией состоят в следующем:

- содействие борьбе с коррупционными деяниями;

- укрепление охраны прав и интересов лиц;

- создание согласованной стратегии и общих мер в этой области.

В Соглашении не приведено единого понятия категории «коррупция». Статья 2 закрепила определение следующих понятий:

- «коррупционное правонарушение»;

- «коррупционное преступление».

Коррупционное правонарушение представляет собой нарушение реального порядка осуществления полномочий лицами, отнесенными отечественными законодательными актами государств -Сторон к должностным лицам, которое не становится причиной привлечения к уголовной ответственности в случае, если в этом нарушении содержатся коррупционные признаки.

Под коррупционным преступлением понимаются совершение субъектами, отнесенными отечественным законодательством государств - Сторон к должностным субъектам, умышленных уголовно наказуемых действий при содействии их должностного статуса, если в таком деянии содержит коррупционные признаки.

Статья 3 Соглашения прокуратур СНГ по борьбе с коррупцией закрепила специфические критерии, согласно которым преступные деяния могут быть отнесены к категории коррупционных действий.

- осуществление действий, классифицируемых отечественным законодательством государств - Сторон как преступные деяния;

- осуществление преступных деяний субъектом, который согласно отечественному законодательству государств - Сторон определяется в качестве должностного в виде подкупа;

- присутствие у должностного субъекта побуждений корыстной направленности;

- преступное и незаконное пользование должностных обязанностей и относящихся к ним возможностей.

Статья 4 Соглашения установила действия, которые однозначно могут быть отнесены к коррупционным. Пункт 1 статьи 1 предоставляет их список:

- дача взятки в любом виде;

- получение взятки в любом виде;

- совершение действий, касающихся злоупот-

ребления властными служебными полномочиями;

- служебный подлог;

- действия, связанные с хищением посредством злоупотребления служебными полномочиями.

Этот список открыт и может дополняться новыми видами коррупционных действий.

Пункт 2 статьи 4 содержит оговорку, что в качестве коррупционных могут быть признаны и другие преступные деяния, которые предусмотрены отечественными законодательными актами государств-участников, если соблюдено условие соответствия, которые установила статья 3 Соглашения и другие правовые нарушения, которое предусмотрело отечественное законодательство.

В статье 5 содержатся определенные виды взаимодействий государств-участников. Их насчитывается семь, они характеризуются:

1) обменом различными видами информации, связанной с коррупционными проявлениями, в т.ч.:

- данными, касающимися практического опыта законодательного и другого нормативно-правового регулирования действий, направленных на борьбу с коррупционными деяниями;

- практическим опытом прокурорских органов в области противодействия коррупции;

2) разработкой и принятием мер, направленных на повышение рациональности реагирования органов прокуратуры в ответ на произошедшие нарушения законодательных положений, связанных с противодействием коррупции;

3) реализацией совместной проверки данных о совершенных коррупционных действиях, носящих характер транснациональности;

4) содействием в осуществлении проверки данных о коррупционных действиях;

5) обменом практическим опытом реализации деятельности органов прокуратуры, направленной на противодействие коррупции с включением подготовки научных и методических рекомендаций, проведения конференций и семинаров.

6) подготовкой и повышением квалификационных знаний и умений работников прокуратуры;

7) проведением совместных исследований, направленных на противодействие коррупции.

Соглашением предусматривается, что осуществление сотрудничества будет осуществляться посредством взаимодействия с Секретариатом Координационного совета генеральных прокуроров госу-

дарств - участников СНГ.

Внешняя форма сотрудничества представлена специальными запросами государств участников Соглашения. В запросе об оказании содействия должны быть представлены такие сведения:

- название органа, который запрашивает содействие и самого запрашиваемого органа;

- изложение дела по существу;

- обоснование, а также цель данного запроса;

- характеристика содействия, которое запрашивается

- иная информация, полезная для того, чтобы надлежащим образом исполнить запрос.

Генеральный прокурор подписывает запрос и удостоверяет его посредством гербовой печати. Запрашиваемая сторона делает все возможное для того, чтобы обеспечить своевременное и полное исполнение запроса. Пунктом 4 этой статьи установлено, что в обязанности запрашиваемой стороны входит информирование в короткий срок запрашиваемой стороны об итогах запроса.

Соглашением прокуратур СНГ по противодействию коррупции предусмотрена возможность отсрочить исполнение запроса либо отказ от его выполнения.

Сторона может отказать в содействии, если запрашиваемой стороной принято решение, что выполнение запроса приведет к нарушению прав и интересов граждан, нарушит суверенитет, безопасность, общественный порядок. Государствами-участниками дается обещание сохранения конфиденциальных данных, которые используются при

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реализации сотрудничества, и несения необходимых

1

расходов .

Соглашением не предусмотрено проведение значительного объема мероприятий в силу его рамочного характера и направления на формирование основных условий, требующихся для противостояния коррупции.

Прогнозируется, что в ближайшее время произойдет заключение дополнительных соглашений по противодействию коррупционным деяниям на уровне генеральных прокуратур государств СНГ, которые будут направлены на решение различных вопросов.

В последнее время были приняты модель-

1 Поляков М.М. Международное сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции // Административное право и процесс. 2014. № 4. С. 30 - 34.

ные законы, направленные на противодействие коррупции государствами-членами СНГ. Особенно стоит отметить работу Межпарламентской Ассамблеи стран - участников СНГ в этом направлении.

Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ возложила на этот орган обязанности, связанные с принятием типовых (или модельных) законодательных актов.

Межпарламентская Ассамблея СНГ способствовала принятию модельных антикоррупционных законов, которые воплотили весь практический опыт, относящийся к борьбе с коррупцией странами-участниками СНГ.

Модельный закон «О противодействии коррупции» закрепил ключевые положения, касающиеся сотрудничества в международной сфере и обязанностей всех субъектов антикоррупционного функционирования.

Задачи международного сотрудничества государств - участниц СНГ в сфере борьбы с коррупцией согласно Модельному закону следующие:

- предупредить, выявить, пресечь и раскрыть коррупционные правовые нарушения;

- повысить антикоррупционный рейтинг и укрепить международный авторитет страны;

- обеспечить анализ современного состояния коррупционных преступных деяний;

- усовершенствовать правовую базу взаимоотношений в области противодействия коррупции;

- выработать согласованную политику и общие комплексные программы, способствующие борьбе с коррупцией;

- обеспечить обмен данными между странами, предусматривающий меры противодействия коррупции;

- объединить усилия государств-участников и направить их на преодоление нарастания проявлений коррупции;

- выработать согласованную политику, принять законы и регулирующие положения в области борьбы с коррупцией;

- обеспечить эффективный обмен данными между странами-участниками.

Пункт 2 статьи предусмотрел установление ключевых принципов функционирования государства в процессе реализации взаимоотношений в области борьбы с коррупционными проявлениями. Приоритетными являются интересы национальной безопасности страны и равенство условий взаимоотношений.

Модельный закон «О противодействии коррупции» отнес органы прокуратуры к субъектам борьбы с коррупцией, которые согласно своим полномочиям противодействуют коррупционным правонарушениям. Органы прокуратуры осуществляют следующие действия:

- занимаются разработкой и принятием нормативно-правовых актов в области борьбы с коррупцией;

- осуществляют контроль и надзор за соблюдением антикоррупционных законов;

- пресекают коррупционные правовые нарушения и применяют меры ответственности за них;

- проводят предварительные следственные действия в разрезе дел о коррупционных деяниях, а также посредством законных мер разрешают спорные ситуации, относящиеся к таким правовым нарушениям;

- выполняют судебные решения о возмещении ущерба, который был причинен коррупционными деяниями.

Статья 15 Модельного закона осуществила закрепление полномочий генеральной прокуратуры страны в области борьбы с коррупцией. Согласно нормам статьи прокуратурой осуществляются следующие действия:

- аккумулирование данных о фактах, которые

Библиография:

свидетельствуют о коррупционных правонарушениях;

- анализ эффективности используемых мер борьбы с коррупцией;

- координация деятельности других госорганов, которые осуществляют борьбу с коррупцией;

- осуществление надзора за тем, как руководители госорганов и других органов, соблюдают положения Конституции и законов в области борьбы с коррупцией.

- подготовка предложений, направленных на совершенствование мер правового регулирования борьбы с коррупцией;

- осуществление других законодательно установленных обязанностей в области борьбы с коррупцией;

У нас имеются все основания для констатации, что международное взаимодействие, которое осуществляется прокурорскими органами, играет важную роль в противодействии коррупционным деяниям. Генеральной прокуратурой РФ решается множество вопросов, способствующих борьбе с коррупцией.

Органами прокуратуры осуществляется тесное взаимодействие с крупнейшими международными антикоррупционными организациями. В итоге данного сотрудничества происходит заключение многочисленных соглашений на различных уровнях.

1. Международное сотрудничество // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru/ms/ (дата обращения: 20.02.2018).

2. СЗ РФ. 1999. № 43. Ст. 5129.

3. Чайка Ю.Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. № 7. С. 6.

4. Главное управление международно-правового сотрудничества // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru/ms/ms_management/ (дата обращения: 20.02.2018).

5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 12.03.2009 № 67 (ред. от 22.07.2011) «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации» // СПС Консультант плюс. 2018.

6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.09.2007 № 149 «Об объявлении Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией» // СПС Консультант плюс. 2018.

7. Поляков М.М. Международное сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции // Административное право и процесс. 2014. № 4. С. 30 - 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.