Научная статья на тему 'Сотная грамота Т. А. Карамышева на вотчину Григорьево-Пельшемского Лопотова монастыря в Замошской волости вологодского уезда 1543/44 г'

Сотная грамота Т. А. Карамышева на вотчину Григорьево-Пельшемского Лопотова монастыря в Замошской волости вологодского уезда 1543/44 г Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
61
15
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / SOURCE STUDY / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / РУССКИЙ СЕВЕР / RUSSIAN NORTH / ВОЛОГОДСКАЯ ЕПАРХИЯ / VOLOGDA DIOCESE / ГРИГОРЬЕВО-ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ МОНАСТЫРЬ / GRIGOR'EVO-PEL'SHEMSKII LOPOTOV MONASTERY / КАРАМЫШЕВЫ / KARAMYSHEVY / СОТНАЯ ГРАМОТА / DEED FOR LANDS HOLDING (SOTNAYA)

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Башнин Никита Викторович

Публикуется сотная грамота Т. А. Карамышева на вотчину Лопотова монастыря 1543/44 г. Этот документ возник в ходе писцового описания Вологодского уезда в 1540-х гг. и до сих пор не был введен в научный оборот. Данный источник содержит сведения о хозяйственной колонизации и монастырском строительстве на Русском Севере в середине XVI в. Во время работы писцов происходило уточнение и фиксация волостных границ. В сотной грамоте перечисляются деревни, крестьяне-дворовладельцы («люди»), а в конце дается итог числа «людей», дворов и сох как окладных единиц. В 1540-х гг. в монастырской вотчине преобладали небольшие 2-3-дворные поселения. Значительное количество поселений составляли починки. В вотчине Григорьево-Пельшемского Лопотова монастыря их было 41,6 %, во всех починках было по 1-3 двора, за исключением одного, в котором дворов не значится. На наш взгляд, можно отметить две тенденции в сельском расселении. Во-первых, происходит укрупнение деревень за счет увеличения количества дворов. Во-вторых, происходит освоение земель и появление новых поселений с одним-двумя дворами. Григорьево-Пельшемский Лопотов монастырь способствовал формированию церковно-приходской структуры одновременно с хозяйственным освоением края. Важно отметить, что писцы зафиксировали факт появления новой обители и имя ее основателя старца Ивана. При подготовке к изданию сотной грамоты были учтены правила публикации документов XVI в. и сложившаяся традиция издания средневековых источников.

The publication of the Deed for lands holding (sotnaya) by Timofei Karamyshev to Lopotov monastery on patrimonial estate from 1543/44

The named document appeared over the cadastral description of the Vologda region in 1540s. The Deed remained unpublished and unstudied until now. The source included the data on colonization and monastery development of the Russian North in the middle of the XVI century. During the work of scribes going refinement and fixing the boundaries of the region. In the Deed for lands holding (sotnaya) listed village peasants (ludi), and in the end there is a total number of «people» (ludi), courtyards and tax units. In 1540s in the monastic patrimony prevailed small 2-3 servant settlements. A significant amount of settlements were new villages (pochinki). In the patrimony of Lopotov monastery there was 41.6 %. In the new villages (pochinki) was 1-3 households, except for one in which the courts did not appear. In our view, we can note two trends in rural resettlement. First, there is an enlargement of villages by increasing the number of households. Secondly, there is a land development and the emergence of new settlements with one-two courtyards. Lopotov monastery helped shape parochial structure at the same time with economic development of region. It is important to note, that the scribes recorded the fact of the appearance of the new monastery, and the name of its founder the elder Ivan. In preparation for the publication of letters taken into account the rules for publication of documents of the XVI century and established tradition editions of medieval sources.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сотная грамота Т. А. Карамышева на вотчину Григорьево-Пельшемского Лопотова монастыря в Замошской волости вологодского уезда 1543/44 г»

УДК 94 (47).048 УДК 930.272

Н. В. Башнин

Сотная грамота Т. А. Карамышева на вотчину Григорьево-Пельшемского Лопотова монастыря в Замошской волости Вологодского уезда 1543/44 г.1

В 1543/44 г. Т. А. Карамышев выдал сотную грамоту Григорьево-Пельшемскому Лопотову монастырю на вотчину в Замошской волости Вологодского уезда. Писец происходит из семейства Карамы-шевых, которые вели свой род от татарина Карамыша, выехавшего на Русь и поступившего на службу к Московским князьям2. Этимология этой фамилии (родового прозвища) восходит к тюркскому слову, в переводе означающему «защитивший»3. Из десяти поколений рода Карамышевых и более 250 персон за XV — начало XVIII в. в данном случае важны сведения о представителях пятого поколения, живших в первой половине XVI в. Парадокс состоит в том, что в этом поколе- ^ нии известны три полных тезки из рода Карамышевых: родные братья ^ Тимофей Старший Андреевич Карамышев и Тимофей Меньшой Ан- Э дреевич Карамышев, а также их двоюродный брат — Тимофей Боль- ^

Л

шой Андреевич Карамышев4. -У

о

_ £

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-01-00039а).

2 з

2 Подробнее см.: Карамышев О.М. Служилый род Московской Руси: Карамышевы. СПб., Не 2009. С. 11-14. £

си

3 Там же. С. 15-16. ^

4 Там же. С. 241-242. |

Современный исследователь О. М. Карамышев считает, что описание Вологодского уезда мог проводить Тимофей Большой Андреевич Карамышев или Тимофей Старший Андреевич Карамышев. Для Тимофея Меньшого Андреевича Карамышева исследователь эту возможность исключает, поскольку в 1540-х гг. тот был еще юн5. Сотная грамота 1543/44 г. отразила результаты «валового» писцового описания 1530-1540-х гг. Н. П. Воскобойникова предположила, что после смерти Е. Глинской и начала боярского правления в 1538 г. «начинается общая перепись русских земель», которая заканчивается к 1547 г.6 Г. В. Абрамович датировал это описание 1536-1545 гг.7 Е. И. Колычева отмечала, что «определить точные хронологические рамки второй валовой переписи» трудно, и считала, что «основная волна переписи приходится на период 15401544 гг.»8. Она подчеркнула, что «впервые в истории сошного описания владельцам земли, вотчинникам стали выдаваться сотные грамоты», — документы «нового типа»9.

Писцовых книг по Вологодскому уезду 1540-х гг. до нас не дошло. Н. П. Вос-кобойникова, опираясь на четыре сотных грамоты, выданные Кирилло-Бело-зерскому, Спасо-Прилуцкому, Лопотову и Глушицкому монастырям, пришла к выводу, что Т. А. Карамышев «с товарищи» описывали уезд в 1543-1544 гг.10 Также выявлены и другие документы, свидетельствующие о работе писцов в этом регионе в начале 1540-х гг., в том числе упоминания в позднейшей документации еще о четырех сотных грамотах, полученных монастырями (Сям-женским Спасо-Евфимьевым, Николо-Угрешским, Корнильево-Комельским и Борисоглебской пустынью) в эти годы11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Там же. С. 36, 242.

6 Воскобойникова Н.П. Писцовые и переписные книги Яренского уезда ХУ1-ХУП вв. как исторический источник // Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. Вып. I. Вологда, 1970. С. 214.

й 7 Абрамович Г.В. Поместная система и поместное хозяйство в последней четверти XV — .ч XVI в. Автореф. дис. ... д. и. н. Л., 1975. С. 20.

^ 8 Колычева Е.И. Аграрный строй России XVI века. М., 1987. С. 16.

| 9 Там же. С. 17, 20.

ку 10 Воскобойникова Н.П. Вологодский уезд. Предисловие // Писцовые книги Русского Севе* ра / Сост. Н.П. Воскобойикова. М., 2000. С. 35.

§ 11 Подробнее об этих документах см.: Каштанов С.М. Из истории русского средневекового р источника. Акты X-XV вв. М., 1996. № 8. С. 149; Карамышев О.М. Служилый род Московку ской Руси. С. 36-40; ВасильевЮ.С. Аграрные отношения в Поморье XVI-XVII вв. Учебное о пособие по спецкурсу. Сыктывкар, 1979. С. 94; Он же. Поуездный указатель материалов ^ писцового делопроизводства по Северу России XVI в. (писцовых книг, сотных, выписей из них, платежных) // Крестьянство Севера России в XVI в. Межвузовский сборник научных « трудов. Вологда, 1984. С. 176; Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: ^ исследование и тексты / Сост.: О.Н. Адаменко, Н.В. Башнин, М.С. Черкасова. Отв. ред. ^ М.С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 40, 124, 150, 207, 235, 250, 327; Черкасова М.С. Архивы ^ вологодских монастырей и церквей XV-XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Й Вологда, 2012. С. 54, 75, 85, 107, 127, 220, 222, 229, 242, 294-295, 335, 480.

В настоящее время из сохранившихся четырех сотных грамот три документа введены в научный оборот и опубликованы: 1) сотная грамота Кирилло-Белозерскому монастырю12; 2) сотная грамота Спасо-Прилуцкому монастырю13; 3) сотная грамота Дионисиево-Глушицкому монастырю14. Сотная грамота 1543/44 г. Григорьево-Пельшемскому Лопотову монастырю до сих пор не была издана15. Ю. С. Васильев в 1979 г. без указания на подлинность или копий-ность дал шифр хранения этого документа в ЦГАДА, ныне РГАДА, в фонде 197 (Портфели А. Ф. Малиновского)16.

В результате архивных поисков17 удалось выяснить, что под шифром, указанным Ю. С. Васильевым, хранится копия первой трети XIX в. с сотной грамоты Лопотова монастыря: РГАДА. Ф. 197 (Портфели А. Ф. Малиновского). Оп. 1. Портфель III. № 13. В описании фонда этому документу дана следующая характеристика: «Опись вологодского писца Тимофея Андреевича Карамыше-ва, названная сошною, в Замошской волости деревень и починков. 1544 года. У подлинной грамоты печать Карамышева» и карандашом рядом помечено «л. 1 2, I»18. Удалось обнаружить и документ, с которого была сделана копия.

Первоначально подлинник сотной грамоты 1543/44 г. Григорьево-Пель-шемского Лопотова монастыря хранился: ЦГАДА. Ф. 197 (Портфели А. Ф. Малиновского). Оп. 1. № 18. Документ в 1851 г. получил следующий заголовок: «1544. Сотная вологодского писца Карамышева на деревни и починки Замоской волости»19. Согласно помете напротив описания этой грамоты, документ был передан в другой фонд: «ф. 135. Государственное Древл-ще, Приложение, р. III, № 18»20. Как следует из записи после окончания «Реэстра» документов, «отметки о нахождении грамот в Древлехранилище сделаны нач. отд. Верховного Упр. и Внешн. пол. ЦГАДА В. Шумиловым. 26 апреля 1946 г. В. Шумилов»21. Согласно акту, подклеенному в начале описи, 26 апреля 1946 г. В. Н. Шумилов

12 Сотная 1544 г. с писцовых книг Т.А. Карамышева на земли Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодском уезде (публикация Л.С. Прокофьевой) // Социально-правовое ^ положение северного крестьянства (Досоветский период). Вологда, 1981. С. 87-94. 2

13 Шумаков С.А. Сотницы (1537-1597 гг.), грамоты и записи (1561-1696 гг.). Вып. 1. М., С-1902. № X. С. 67-74. ~

14 Там же. № IX. С. 64-67. 13

с

15 Н.П. Воскобойникова считала, что опубликованы все четыре сотные грамоты (Воскобой- -3 никова Н.П. Вологодский уезд. Предисловие // Писцовые книги Русского Севера / Сост. ^ Н.П. Воскобойикова. М., 2000. С. 35). 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Васильев Ю.С. Аграрные отношения... С. 94; Он же. Поуездный указатель... С. 176. о

17 За консультации и оказанную помощь искренне признателен сотрудникам РГАДА д В.А. Кадику, Е.Е. Рычаловскому и Н.А. Гефке, а также ст. н. с. ИРИ РАН И.А. Устиновой. ^

18 РГАДА. Ф. 197. Оп. 1. Л. 52.

19 Там же. Л. 6 — 6 об.

20 Там же. Л. 6. ^

21 Там же. Л. 10 об. |

та СО

провел ревизию ф. 197 и сделал пометы о произведенном ранее перемещении документов из одного фонда в другой. Таким образом, искомый документ сейчас хранится в РГАДА. Ф. 135 (Древлехранилище), а его описание В. Н. Шумиловым было опубликовано в 1971 г.22 Видимо, описанные выше обстоятельства и затруднили публикацию и введение в научный оборот этой сотной грамоты.

Этот источник свидетельствует об активной хозяйственной колонизации Вологодского уезда в середине XVI в. Полагаем, что во время работы Т. А. Карамышева происходило также уточнение и фиксация волостных границ. Сведения об этом находим в публикуемой грамоте: «лопотовские деревни, что были в Гороцком стану в Засудемье, а приписаны к их же деревням к замошским, а стоят с одно»23. Важно отметить, что писцы зафиксировали факт появления новой обители и имя ее основателя: «Лопотова же манастыря пустынка стала ново на речке на Кобыленке меж Корбанги и Двиницы, займищо Лопотова же монастыря старца Ивана, а в нем церковь Троица Святая да теплая Никола Чюдотворец»24. В работах П. М. Строева, В. В. Зверинского и Я.Е. Водарского эта обитель не упоминается25.

Публикуемая сотная грамота дополняет комплекс документов Лопотова Григорьево-Пельшемского монастыря XVII — начала XVIII в., опубликованный И. Н. Шаминой26.

При подготовке к изданию сотной грамоты были учтены правила публикации документов XVI в.27 и сложившаяся традиция издания средневековых источников.

о CS

« CS

Я

^ 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 22 Государственное Древлехранилище хартий и рукописей. Опись документальных мате* риалов фонда № 135 / Сост. В.Н. Шумилов. М., 1971. С. 97. § 23 РГАДА. Ф. 135. Приложение, рубр. III, № 18. Л. 1. р 24 Там же. Л. 1.

с! 25 Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. М., 2007;

н Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православ-

s ных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам. СПб., 1890-1897. Т. 1-3; =s s

Водарский Я.Е., Истомина Э.Г. Православные монастыри России и их роль в развитии культуры (XI — начало XX в.). М., 2009.

26 Шамина И.Н. Документы по истории Григориева Пельшемского монастыря XVII — начала XVIII века // Вестник церковной истории. 2011. № 3-4 (23-24). С. 30-63.

27 Правила издания исторических документов в СССР. М., 1990.

Приложение

1543/44 г. — Сотная грамота писца Тимофея Андреевича Карамышева на вотчинные деревни и починки Григорьево-Пельшемского Лопотова монастыря в Замошской волости Вологодского уезда

(л. 1) Лета 7052-го. Сотная вологодцкого писца Тимофея Ондреевича Карамышева с товарищы.

В Замошской волости деревни и починки Лопотовы пустыни. Деревня Мишаково на реке на Двинице: во дворе Ивашко Павлов, во дворе Нефедко Федоров.

Деревня Вралово: во дворе Матюк Гридин, во дворе покровской поп Нефедей. Деревня Быково: во дворе Якимко Остафьев, во дворе Васко Гаврилов. Деревня Марышово: во дворе Симаник Патрекеев, во дворе Михалко Савельев.

Деревня Телячье: во дворе Иванко Гридин, во дворе Пронка Васильев, во дворе Степанко Денисов, во дворе Сенка Борисов.

Деревня Кокъшарово: во дворе Иванко Федоров, во дворе Кирилко Борисов. Тое же деревни за полем от болота припашь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деревня Лунево: во дворе Поздейко Мокеев, во дворе Иванко Савин. Лопотовские деревни, что были в Гороцком стану в Засудемье, а приписаны к их же деревням28 к замошским, а стоят с одно29.

Деревня Никольское, а в ней церковь Никола Чюдотворец30 да теплая Дми-трей Селунский. Да двор манастырской, живет в нем дворник их. Да двор попов, а в нем поп Тимофей.

Деревня Калинино на речке на Пельшме: во дворе Иванко Нифонтов, во дворе Назарко Федоров.

Починок Дор на реке на Пельшме: во дворе Лучка Пантелеев, во дворе Оку-лин Кондратов.

Починок Мошанов на Пельшме же: во дворе Пронка Гончаров.

Деревня Чюрилово на реке на Чюриловке: во дворе Нефедко Иванов, во дво- ^

О

ре Филка Степанов. С!

Деревня Горка: во дворе Васко Епифанов, во дворе Сенка Спирин. ^

Деревня Степанцово: во дворе Данилко Корнилов, во дворе Васко Архипов. ^

Деревня Щекино: во дворе Тимонка Олешин, во дворе Павлик Левин, |

во дворе Ваулка31 Онисимов. ^

Деревня Старое, а в ней двор манастырской, живет посельской. А крестьян: -с

во дворе Ортемко Кирилов, во дворе Сидко Окулов. »

£ &0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ^

28 В ркп деревня. „о

29 Так в ркп. £

30 В ркп исправлено из чюдотворцы. ^

31 В ркп по исправленному. -5

оо

Деревня Погорелое: во дворе Гридка Васильев, во дворе Гридка Савин, во дворе Гаврилко Митин.

Деревня Плетюково: во дворе Беляйко Микифоров, во дворе Митка Семенов. Деревня Вотолино: во дворе Иванко Гридин, во дворе Демидко Осеев. Деревня Селище на реке на Сухоне: во дворе Федко Макаров, во дворе Ивашко прихожей. Под тою же деревнею ез.

Деревня Зиновково на Сухоне же: во дворе Ивашко Олешин, во дворе брат его Мартынко.

Деревня Коржа на реке на Корже: во дворе Якунка Труфанов, во дворе Тро-фимко Иванов, во дворе Ивашко Кондратов.

Починок Гусев на речке на Корже: во дворе Фатьянко Иванов. Починок Микифорцов: во дворе Сысойко Спирин. Починок Степанцов: во дворе Ивашко Яковлев.

32Лопотова же манастыря пустынка стала33 ново на речке на Кобыленке меж Корбанги и Двиницы, займищо Лопотова же монастыря старца Ивана, а в нем церковь Троица Святая да теплая Никола Чюдотворец. К той же пустыньке починки.

Починок Сторожов на речке на Кобыленке: во дворе Филка Тимонин, во дворе Омельянко Семенов, во дворе Вахруш Левин.

Починок Середней на Кобыленке же: во дворе Ивашко Оксенов, во дворе Демка Гридин.

Починок Сельцо на Кобыленке же: во дворе Овдоким Климов, во дворе Исак Якимов, во дворе Ивашко Офонасов, во дворе брат его Макар. Починок Огарев на Кобыленке же: во дворе Демка Федоров. Починок Ивашково34 на речке на Калнаксе: // (л. 2) во дворе35 Ивашко Иванов, во дворе Дениско Федоров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Починок Погорелое вверх реки Калнасы36: во дворе Савка Фомин. И всех деревень и починков 31, а дворов в них 64, а людей 64 человеки. Пашни соха без получетверти сохи. ^ Да монастырские же починки без пашни. « Починок Меленка.

Починок Любивцев на речке на Кобыленке: во дворе Харка Петров. ^ На монастырской же земле церковь Покров Святыя Богородица да теплая а Никола Чюдотворец.

у А ставят те церкви Замошские волости крестьяне с манастырскими крестья-

а ны вопче. ^

о н о

а а

32 В ркп более светлыми чернилами тем же почерком более мелкими буквами.

2 33 В ркп на левом поле напротив этого слова помета +.

^ 34 В ркп вторая буква в написана дважды, второй раз как выносная.

М5 35

36 Так в ркп.

ср — В ркп на левом поле напротив этого слова помета +.

Монастырские же езы. По реке по Пельшме до пельшемские межи по Великой Холуй; да по реке по Двинице да по реке по Сухоне 2 еза: под деревнею под Селищем да под деревнею под Зиновковою. Да на реке на Двинице исады, от усть реки Калнаксы вверх по реке по Двинице.

К сей сотной Тимофей Ондреевич печать свою приложил-9.

На обороте по склейке: Никита Козлов Милославского.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РГАДА. Ф. 135 (Древлехранилище). Приложение,рубр. III, № 18. Л. 12.

Подлинник, 29-30*40 см. В нижней части грамоты посередине круглая желтово-сковая (сильно почерневшая) отворчатая печать, в диаметре 22-25мм с изображением в круге двух всадников, сидящих на боевом верблюде спиной друг к другу. Один из них держит лук и стрелу, определить предмет, который держит в руках другой всадник, затруднительно. По внешнему диаметру круга частично сохранилась надпись, разобрать текст затруднительно, читаются отдельные буквы: «...мыше печать...» (Снимок с аналогичной печати к сотной грамоте 1543/44 г. Глушицкого монастыря см.: Иванов П. Сборник снимков с древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в Московском архиве министерства Юстиции. М., 1858. Таб. V. № 48. С. 6. См. иллюстрацию № 1). Документ удовлетворительной сохранности, через каждые 4,5 см сгибы (8 сгибовв), по которым он частично прорван. Верхняя часть первого листа грамоты подклеена бумагой XVII (?) века (до четвертого сверху сгиба, делящего грамоту пополам; после подклеенного участка идет значительный разрыв). Филигрань заклеена, различается только круг и несколько линий, предположительно это «Кувшинчик». В верхней части л. 1 об. почерком XVIII в. (?) «Вологда № 597» рядом с зачеркнутым «590». Цифра «597» подчеркнута красным карандашом. На обороте л. 1 архивная наклейка с отпечатанной надписью «Государствен-наго Древлехранилища памятники письменные»; ниже отпечатанное «Отдел» зачеркнуто и над ним помета чернилами «Приложение»; далее отпечатано «рубрика» и рядом чернилами «3», отпечатано «№» и рядом чернилами «18». 2

О

Копия первой трети XIX в.: РГАДА. Ф. 197 (Портфели А. Ф. Малиновско- ö го). Оп. 1. Портфель III. № 13.2 л. ^

Описание: Государственное Древлехранилище хартий и рукописей. Опись до- ^ кументальныхматериалов фонда № 135. / Сост. В.Н. Шумилова М., 1971. С. 97. g

Упоминается с указанием на шифр копии первой трети XIX в.: 1) Ва- ^ сильев Ю. С. Аграрные отношения в Поморье XVI-XVII вв. Учебное пособие -с по спецкурсу. Сыктывкар, 1979. С. 94; 2) Васильев Ю. С. Поуездный указатель материалов писцового делопроизводства по Северу России XVI в. (писцовых книг, сотных, выписей из них, платежных) // Крестьянство Севера России в XVI в. J3 Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1984. С. 176; 3) Черкасо- § ва М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV-XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 229. я

Abstact

N. V. Bashnin. The publication of the Deed for lands holding (sotnaya) by Timofei Karamyshev to Lopotov monastery on patrimonial estate from 1543/44

The named document appeared over the cadastral description of the Vologda region in 1540s. The Deed remained unpublished and unstudied until now. The source included the data on colonization and monastery development of the Russian North in the middle of the XVI century. During the work of scribes going refinement and fixing the boundaries of the region. In the Deed for lands holding (sotnaya) listed village peasants (ludi), and in the end there is a total number of «people» (ludi), courtyards and tax units. In 1540s in the monastic patrimony prevailed small 2-3 servant settlements. A significant amount of settlements were new villages (pochinki). In the patrimony of Lopotov monastery there was — 41.6 %. In the new villages (pochinki) was 1-3 households, except for one in which the courts did not appear. In our view, we can note two trends in rural resettlement. First, there is an enlargement of villages by increasing the number of households. Secondly, there is a land development and the emergence of new settlements with one-two courtyards. Lopotov monastery helped shape parochial structure at the same time with economic development of region. It is important to note, that the scribes recorded the fact of the appearance of the new monastery, and the name of its founder — the elder Ivan. In preparation for the publication of letters taken into account the rules for publication of documents of the XVI century and established tradition editions of medieval sources.

Key words: source study, Russian Orthodox Church, Russian North, Vologda diocese, Grigor'evo-Pel'shemskii Lopotov monastery, Karamyshevy, Deed for lands holding (sotnaya).

References

Abramovich G. V. Pomestnaja sistema i pomestnoe hozjajstvo v poslednej chet-

3 verti XV — XVI v.: Avtoref. dis. ... d. i. n. L., 1975.

G Cherkasova M. S. Arhivy vologodskih monastyrej i cerkvej XV-XVII vv.: issledo-

J vanie i opyt rekonstrukcii. Vologda, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« Gosudarstvennoe Drevlehranilishhe hartij i rukopisej. Opis' dokumental'nyh

H materialov fonda № 135 / Sost. V. N. Shumilov. M., 1971.

^ Karamyshev O. M. Sluzhilyj rod Moskovskoj Rusi: Karamyshevy. SPb., 2009.

s Kashtanov S. M. Iz istorii russkogo srednevekovogo istochnika. Akty X-XV vv.

£ M., 1996.

Sp Kolycheva E.I. Agrarnyj stroj Rossii XVI veka. M., 1987.

£ Perepisnye knigi vologodskih monastyrej XVI-XVIII vv.: issledovanie i teksty / s Sost.: O. N. Adamenko, N. V. Bashnin, M. S. Cherkasova. Otv. red. M. S. Cher's kasova. Vologda, 2011.

^ Pravila izdanija istoricheskih dokumentov v SSSR. M., 1990.

^ Shamina I. N. Dokumenty po istorii Grigorieva Pel'shemskogo monastyrja XVII —

| nachala XVIII veka // Vestnik cerkovnoj istorii. 2011. № 3-4 (23-24). c

Shumakov S. A. Sotnicy (1537-1597 gg.), gramoty i zapisi (1561-1696 gg.). Vyp. 1. M., 1902.

Sotnaja 1544 g. s piscovyh knig T. A. Karamysheva na zemli Kirillo-Belozerskogo monastyrja v Vologodskom uezde (publikacija L. S. Prokofevoj) // Social'no-pra-vovoe polozhenie severnogo krest'janstva (Dosovetskij period). Vologda, 1981. Stroev P.M. Spiski ierarhov i nastojatelej monastyrej Rossijskoj cerkvi. M., 2007. Vasil'ev Ju.S. Agrarnye otnoshenija v Pomor'e XVI-XVII vv. Uchebnoe posobie

po speckursu. Syktyvkar, 1979. Vasil'ev Ju.S. Pouezdnyj ukazatel' materialov piscovogo deloproizvodstva po Severu Rossii XVI v. (piscovyhknig, sotnyh, vypisejiznih, platezhnyh) // Krest'janstvo Severa Rossiiv XVI v. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Vologda, 1984.

Vodarskij Ja.E, Istomina Je.G. Pravoslavnye monastyri Rossii i ih rol' v razvitii

kul'tury (XI — nachalo XX v.). M., 2009. Voskobojnikova N. P. Vologodskjj uezd. Predislovie // Piscovye knigi Russkogo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Severa / Sost. N. P. Voskobojikova. M., 2000. Voskobojnikova N. P. Piscovye i perepisnye knigi Jarenskogo uezda XVI-XVII vv. Kak istoricheskj istochnik // Materialy po istorii Evropejskogo Severa SSSR. Severnyj arheograficheskj sbornik. Vyp. I. Vologda, 1970. Zverinskj V. V. Materialy dlja istoriko-topograficheskogo issledovanjj a o pravo-slavnyh monastyrjah v Rossjskoj imperii. Monastyri po shtatam. SPb., 18901897. T. 1-3.

d -Q

Oi

¡3

'3

CO