Состояние животноводческого подкомплекса россии с учетом эффективности
реализации государственной программы развития отрасли The state of the livestock subcomplex of russia taking into account the efficiency of implementation of the state program of the industry development
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ VI ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10551
Панышев А.И.,
к.с.-х.н., доцент, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. АК. Д.Н. Прянишникова Panyshev A.I.,
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Perm State Technical University Аннотация. В статье проанализировано развитие животноводческого подкомплекса через призму фактического выполнения целевых программных индикаторов данной отрасли, утвержденных Государственной программой развития сельского хозяйства Российской Федерации. В рамках исследования проанализированы темпы роста стоимости (индексы) производства продукции животноводства, выполнение планов по продовольственной независимости России по мясной и молочной продукции, а также достижение производственных отчетных индикаторов по подотраслям. Проведенный анализ выявил не полное достижение плановых индикаторов дорожной карты по обеспечению продовольственной безопасности по молоку и молочной продукции, а также валовому производству молока. Также выявлены отдельные проблемы в структуре производства мяса. По результатам анализа выработаны соответствующие предложения. Summary. The article analyzes the development of the livestock sub-complex through the prism of the actual implementation of the target program indicators of this industry, approved by the State Program for the Development of Agriculture of the Russian Federation. As part of the study, the rate of growth in the value (indices) of livestock production, the implementation of plans for food independence of Russia for meat and dairy products, as well as the achievement of production reporting indicators by sub-sectors were analyzed. The analysis revealed incomplete achievement of the planned indicators of the roadmap for ensuring food security in milk and
dairy products, as well as in gross milk production. Also, some problems were identified in the structure of meat production. Based on the results of the analysis, appropriate proposals were developed.
Ключевые слова: индикаторы развития отрасли животноводства, производство молока, производство мяса.
Key words: indicators of the development of the livestock industry, milk production, meat production.
Животноводческий подкомплекс имеет исключительно важное значение для обеспечения внутреннего потребительского рынка страны качественной, натуральной и свежей отечественной молочной и мясной продукцией. Животноводческий кластер является ключевой сферой сельского хозяйства, обеспечивающей львиную долю стоимости произведенной продукции сельскохозяйственной отрасли. Более того, животноводство в рамках производственно-логистических цепочек обеспечивает заказами отрасли растениеводства, значительная часть продукции которого не имеет самостоятельной роли на потребительском рынке, являясь, по сути, кормовой базой для развития животноводства [1, стр. 50]. Дополнительную актуальность настоящей публикации по анализу развития животноводческой отрасли Российской Федерации через мониторинг выполнения целевых индикаторов по отраслям животноводства придают положения Доктрины продовольственной безопасности [2] нашей страны по молоку и молокопродуктам, по мясу и мясным видам продукции, а также включением данных укрупненных товарных категорий в паспорт федерального проекта по развитию экспорта продукции АПК [3].
Методика. Целью статьи явилось изучение уровня эффективности развития животноводческого подкомплекса с учетом текущих итогов его развития. В качестве гипотезы исследования было заявлено предположение об эффективности работы изучаемой отрасли с точки зрения динамики производственных показателей и достижения индикативных показателей Госпрограммы. Для выполнения поставленной настоящим научным исследованием цели использована совокупность научных и общеэкономических методов исследований, в том числе сравнительный, статистический и анализа [4, стр. 962].
Результаты. Векторы развития отраслей животноводства определяются программно-целевым методом Государственной программой развития сельского хозяйства, предусматривающей как отчетные нормативы, так и мероприятия, и соответствующие меры их бюджетно-финансовой поддержки [5]. В рамках упомянутой Госпрограммы
выделена в специальный раздел подпрограмма развития животноводства ставящая себе следующие цели:
1) доведение уровня продовольственной безопасности страны по мясу, молоку и продуктам их переработки до уровня, заданного показателями Доктрины продовольственной безопасности за счет органического роста производства отечественной продукции животноводства и поддержку импортозамещения;
2) кратное увеличение объемов экспорта животноводческой продукции.
Для достижения поставленных целей ежегодно выделяется мощная финансовая бюджетная поддержка, например, всего на нужды АПК в 2020 году выделено 322 млрд. руб., на достижение ведомственных показателей АПК (в том числе и по животноводству) 61,3 млрд. руб., кроме прямых вливаний в подотрасли животноводства имеется льготная кредитная поддержка и лизинг, стимулируется инвестиционная активность, обеспечивается ветеринарный контроль отрасли и т.д. [6].
Нельзя не отметить, что достаточно масштабный уровень господдержки и благоприятная государственная аграрная и таможенная политика привели к формированию положительных трендов в динамике развития отрасли животноводства (таблица 1).
Таблица 1 - Анализ до снижения плановых уровней развития производства, продукции жив огноводсгва
Индекса, роста, производства, продукции жив о та ов о детва. % 2016 2017 2018 2019
Плановый индикатор 100,2 100Л 105:4 103:5
Фактическое значение 101,5 104,2 105=б 102=7
отклонение 1=3 4=1 0=2 -0=8
За последние четыре года отрасль животноводства перманентно обеспечивает растущую динамику производства продукции, при этом, за исключением последнего года, стабильно выполняется план по основному (паспортному) показателю работы отрасли -индексу роста производства продукции животноводства [7]. Рост производства продукции обеспечивает и тренд на улучшение ситуации по критериям уровня продовольственной безопасности.
2013 2014 2015 2016 2017 201В 2019
■ Молоко ■ Мясо
Рис\гнох 1 — Динамика показателей продовольственной независимости РФ по молочной и мясной прод^тщии
Как наглядно видно на графике, в целом, за период действия Госпрограммы развития отраслей АПК, уровень самообеспечения внутреннего рынка отечественным мясом и молоком имеет уверенную тенденцию к росту, особенно по мясу и мясопродукции [8].
Таблица 2 — Фактический анализ выполнения ведомственной дорожной картыпо повышению уровня продовольственной безопасности РФ относительно прод^тшии животноводства
Показатель 2017 201S 2019 Пороговое значение Доктрины
план факт план факт план факт
Молоко 80,1 S2,5 83,3 34,2 84,5 33 90
Мясо 89,6 90,4 92,1 92,8 93,2 93,5 35
Официальные статистические данные говорят о том, что еще в 2017 году, в результате действующего режима продовольственных контр-санкций и господдержки, отечественный АПК обеспечил платежеспособные потребности страны на уровне желаемого безопасного норматива. Однако, по молоку и молочной продукции ситуация несколько хуже: в 2019 году прервалась положительная динамика выполнения ведомственного планового индикатора, пороговый норматив доктрины так и не достигнут. Главным фактором низкого уровня продовольственной безопасности страны по цельному молоку и молочным продуктам была и остается не достаточно быстрая динамика роста его производства (таблица 3).
Таблица 3 — Диналшкароста объемов производстгва. мяса, на убой н цельного молок! за 2016-2019 гг.
Отраслевые показатели 2016 2017 201S 2019 2019 1 2016, "А,
Производство мясного сырья на убой, тыс. тонн 13 S96,0 145 13,4 14S75,3 15163,5 109,1
Производство молока, млн. тонн 29,S 3 0,2 30,6 3 1,4 105,4
За последние четыре года действия Государственной программы развития аграрной отрасли валовый удой цельного молока увеличилось всего на 5,4%, в то время как прирост откорма мяса всех видов на убой за этот же период превысил 9%.
^^^ ■ Сельскохозяйственные
I организации
населения
Рислтюк 2 — Структура производства молока по категориям хозяйств
В итоге действующих трендов на рынке молока, в том числе и благодаря государственному регулированию, увеличивается доля товарных производителей от общего валового удоя (это крестьянские фермерские хозяйства, сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели) и постоянно падает доля населения. В частности, по итогам последнего отчетного года (2019 года) доля хозяйств населения составляла уже всего 37,5% против почти половины всего объема в 2011 году, когда действующая Госпрограмма еще не была принята к реализации (рисунок 2). В тех же трендах развивается и предложение на рынке мясопродукции (рисунок 3).
3.1%
■ Сел ьс нояозд й ств е н н ые организации
■ Хоз л истей населения К(Ф)Х
79,Я%
Рисунок 3 — Структура предложения мяса на уоой на отечественный рынок
по категориям хозяйств
В настоящее время агрохолдинги, крупные производители индустриального типа (свинокомплексы, птицефабрики), а также малые и средние сельскохозяйственные организации обеспечивают 80% отечественного объема производства мяса, тогда как
производство в личных подсобных хозяйствах составляет всего 17,1% (до начала действия Госпрограммы этот показатель был почти 30%).
Ложкой дегтя в хорошей динамике развития мясного подкомплекса и росту уровня продовольственной безопасности Российской Федерации является далекая от оптимальной товарно-видовая структура поставляемого на рынок мяса, которая имеет перекос в сторону перепроизводства куриного и, отчасти, свиного мяса. До 45% производимого в стране мяса обеспечивают птицефабрики и почти треть свинокомплексы. При избытке мяса птицы, имеющего существенный экспортный потенциал (подкрепленный сначала специальным разделом Госпрограммы, а теперь и федеральным проектом) и самообеспечении свининой, на отечественном мясном рынке, нахватает именно качественной говядины по приемлемым ценам.
Помимо глобальных стратегических показателей развития животноводства в Госпрограмме предусмотрен целый перечень отраслевых показателей (таблица 4).
Таблица 4 - Анализ выполнения значений плановых индихаторов за 2018-2019 годы
2018 год 2019 год
Показатели План Фахг выполнено, % План Фахг выполнено, %
Выращено птицы и схота, тыс. тонн 13347.4 14375.3 107:4 15110.0 15 163.5 100:4
Произведено молоха цельного, тыс. 31310:0 30639.7 97:9 31062.6 3 1350.9 100:9
тонн
Произведено молоха товарными хозяйствами, тыс. 17160,0 13725,0 109,1 13600,0 19632,5 105,6
тонн
Маточное поголовье овец: тыс. голов 9625,0 9409,0 97,8 9670,0 9437,7 98,1
Производство шерсти, тыс. тонн 17,4 17,9 102,9 17,8 17,9 100,6
Производство мяса и молока является важнейшим оценочным показателем для Министерства сельского хозяйства и исполнительных органов государственной власти регионального и местного уровня, что объясняется включением данных видов продукции в Доктрину продбезопасности РФ. При этом, по общему производству мяса индикатор программы выполняется, но с валовым производством сырого молока обстановка не соответствует индикативно запланированной. Стимулируемые государственными субсидиями крестьянско-фермерские хозяйства и сельскохозяйственные организации
даже перевыполняют запланированные на них индикативные критерии, однако валовый удой уже второй год не дополучен по естественной на сегодня причине быстрого сокращения поголовья молочного скота в частном секторе у физических лиц.
В специфичной для нашей страны отрасли овцеводства не выполняется индикатор роста маточного поголовья, что однако не мешает на достижению планов по производству шерсти тонкорунных пород.
Выводы. Резюмируя итоги проведенного анализа, необходимо отметить, что поставленная научная гипотеза подтверждена - отрасль животноводства развивается, имеется положительная динамика по отчетным показателям, в основном выполняются прогнозные п индикаторов. Животноводческий подкомплекс на сегодня в целом обеспечивает продовольственную безопасность по молоку и мясу, выполняются производственные плановые индикаторы. Рост производства мяса дает возможность увеличения сельскохозяйственного экспорта, но по молочной продукции речь идет все еще не столько по экспортоопережению, сколько по импортозамещению. Несмотря на быстрый рост производства молока сельхозпредприятиями, общие планы его производства достигаются не всегда.
В молочной индустрии рост производства обеспечивают сельскохозяйственные компании и фермеры, но тенденция сокращения производства в ЛПХ несколько нивелирует усилия агропредприятий, поэтому необходимо развивать производство молока в общественном секторе еще более быстрыми темпами. Несмотря на достижение норматива Доктрины по мясу, и в данном секторе имеются проблемы роста, в частности, низкие объемы производства говядины и избыток птицы.
На взгляд автора, несмотря на то, что главные по отрасли и производственные показатели согласно текущих итогов в целом достигнуты, а выявленные проблемы отрасли пока не решены, необходимо провести инвентаризацию отчетных индикаторов в увязке с мероприятиями и финансовым обеспечением их выполнения.
Список литературы
1. Панышев А.И. Оценка развития отрасли животноводства Российской Федерации с позиции мониторинга эффективности достижения ведомственных целевых показателей// Финансовая экономика. - 2019. - № 11. - С. 50-53.
2. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386// (дата обращения 12.05.2020).
3. Паспорт федерального проекта «Экспорт продукции АПК» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-informatsionnoy-politiki-i-spetsialnykh-proektov/industry-information/info-pasport-federalnogo-proekta-eksport-produktsii-apk// (дата обращения 12.05.2020).
4. Катлишин О.И. Оценка состояния и уровня финансовой поддержки отрасли скотоводства // Финансовая экономика. - 2018. - № 6. - С. 961-964.
5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://opendata.mcx.ru/opendata/ (дата обращения 14.06.2020).
6. Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/ca5365174e8de7a79894d6af6cff38 dbc9b8db8d/ (дата обращения 17.06.2020).
7. Национальный доклад о ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://opendata.mcx.ru/opendata/ (дата обращения 16.05.2020).
8. Отчет об исполнении публичной декларации и целей Минсельхоза России за 2019 год. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_298528/819560e0ac81f5dab9929035d1c003767d936370/ (дата обращения 16.05.2020).
9. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (дата обращения 16.05.2020).
References
1. Panyshev A.I. Assessment of the development of the livestock industry in the Russian Federation from the perspective of monitoring the effectiveness of achieving departmental target indicators // Financial Economics. — 2019. — No. 11. — S. 50-53.
2. Decree of the President of the Russian Federation of 21.01.2020 N 20 «On approval of the Doctrine of food security of the Russian Federation» [Electronic resource] Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386// (date of circulation 05/12/2020 ).
3. Passport of the federal project «Export of agricultural products» [Electronic resource] Access mode: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-informatsionnoy-politiki-i-
spetsialnykh-proektov/industry-information/info-pasport -federalnogo-proekta-eksport-
produktsii-apk // (date of access 12.05.2020).
4. Katlishin OI Assessment of the state and level of financial support for the livestock industry // Financial Economics. — 2018. — No. 6. — P. 961-964.
5. State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food in the Russian Federation. [Electronic resource] Access mode: http://opendata.mcx.ru/opendata/ (date of treatment 06/14/2020).
6. Federal Law of 02.12.2019 N 380-FZ (as amended on 18.03.2020) «On the federal budget for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022». [Electronic resource] Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/ca5365174e8de7a79894d6af6cff38 dbc9b8db8d / (date of access 06/17/2020).
7. National report on the implementation of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food in the Russian Federation. [Electronic resource] Access mode: http://opendata.mcx.ru/opendata/ (date of access 05/16/2020).
8. Report on the implementation of the public declaration and goals of the Ministry of Agriculture of Russia for 2019. [Electronic resource] Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_298528 / 819560e0ac81f5dab9929035d1c003767d936370 / (date of access 16.05.2020).
9. Agriculture, hunting and forestry. [Electronic resource] Access mode: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (date of treatment 05/16/2020).