Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НОВОГО ТИПА'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НОВОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.И. Чубирко, Н.М. Пичужкина, О.А. Фуфаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of a teaching process on the working capacity of schoolchildren at new-type educational establishments (lycees, colleges), as well as at general educational schools was studied. There was a correlation between the pupils' health status and immunity and the level of educational workload, the air environment of institutional rooms, regimens.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НОВОГО ТИПА»

тимальные питательные и лечебно-профилактические свойства. Так, если под действием кефирных грибков количество легкоусвояемых белков увеличивается в 2 раза, под действием лактобацилл

— в 3—4 раза, то под действием бифидобактерий

— в 7—8 раз. Содержание лактозы в неферменти-рованном молоке снижается под действием кисломолочных бактерий на 20—30%, бифидобактерий — до 50%.

Установленные факты указывают на необходимость усовершенствования отдельных принципов и тактики применения натурального молока и его продуктов лицами, работающими во вредных условиях труда, в направлении более широкого использования кисломолочных продуктов и прежде всего бифидумбактерина, профилактический эффект которого может быть достигнут при ежедневном приеме ЮО1 мл продукта вместо 500 мл натурального молока. Очевидны также организационно-технические и эпидемиологические преимущества бифидопрофилактики, учитывая особенности хранения и транспортировки молока и молочных продуктов.

С целью реализации данного положения нами внесены соответствующие коррективы в нормативные документы, регламентирующие использование молока и его продуктов в профилактике

профессионально обусловленных заболеваний3. Натуральное молоко, кефир, простокваша, ацидофильное молоко или мацони могут быть заменены кисломолочными бифидосодержащими продуктами в объеме 100 мл, приготовленными на штаммах В. longum В 379М и В. bifidum 7914.

Таким образом, проведенный гигиенический анализ позволяет дать позитивную оценку возможности использования бифидумбактерина в ЛПП в качестве превентивного средства против возможных заболеваний профессиональной этиологии под влиянием факторов производственной среды.

Поступила 04.07.96

S и in ill а г у. Based on generalization and analysis of instructions and guidelines for therapeutical-and-prophylactic diets of workers, ways of its optimization were proposed, by using bifide-containing acid dairy products as a preventive agent against possible occupational diseases caused by occupational factors.

^"Правила бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, на участках и в других подразделениях с вредными условиями труда" (утв. МЗ СССР № 02-14-59 от 04.12.69). "Санитарные правила для молокораздаточных пунктов на промышленных предприятиях" (утв. МЗ СССР № 2112-79 от 17.12.79).

4Разработчик: МНИИЭМ им. Г. Н. Габричевского.

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1997 УДК 613.955(470.324)

М. И. Чубирко, И. М. Пичужкина, О. А. Фуфаева СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НОВОГО ТИПА

Центр Госсанэпиднадзора Воронежской области

Возможность повышения качества образования детей и подростков в учреждениях нового типа, которые в определенной степени являются элитными, с особой остротой ставит вопросы сохранения здоровья в процессе обучения. В школьном возрасте неблагоприятное влияние оказывает перегрузка учебными занятиями, несоблюдение режима дня, недостаточная двигательная активность, нарушение санитарного режима [6].

Цель настоящего исследования — определение степени влияния условий обучения детей в образовательных учреждениях нового типа на состояние здоровья детей с учетом разработанных региональных "Временных санитарно-гигиениче-ских норм и правил по устройству, содержанию и условиям обучения учащихся в образовательных учреждениях нового типа".

Объектами исследования были выбраны лицей № 1 и колледж № 1 как учреждения нового типа и как контрольные объекты — общеобразовательные школы № 35 и 73 Воронежа. Данные учреждения однотипны по наполняемости и санитарно-гигиенической характеристике. Для проведения работы мы выбрали следующие возрастные груп-

пы: 1, 5, 9 и 11-й классы в соответствии с совместным приказом Минздрава и Министерства образования РФ № 186/272 от 30.06.92, являющиеся наиболее восприимчивыми к условиям обучения. В каждом учебном заведении исследовали по 2 класса каждой возрастной группы с общим количеством 811 учащихся. Всего обследованием охвачено 32 класса.

Программа работ предусматривала проведение следующих методов исследования: санитарно-гигиенических, хронометражных, психофизиологических, статистических. Также изучали состояние здоровья обследуемого контингента. Методом хронометражных наблюдений, которые проводились в течение учебной недели, учебного дня в каждом обследуемом классе, мы определяли учебную активность и отвлечение детей от занятий. Психофизиологические исследования осуществляли с использованием корректурных таблиц (для 1-х классов — фигурные, для остальных — буквенные Бурдона) до учебных занятий и после каждого урока [3, 4]. Мы провели анкетный опрос учащихся по вопросам, отражающим состояние здоровья и режимные моменты [5]. На основа-

Таблица I

Распределение учащихся 11-х классов в учреждениях нового типа и общеобразовательных школах но группам здоровья (в %)

Группа здоровья

Учреждения нового типа

Общеобразовательные школы

III

24.7 63,4

11.8

32,4 59,8 7,8

нии данных профилактических медицинских осмотров проведена оценка состояния здоровья учащихся по распределению на группы здоровья, медицинские группы для занятий физкультурой, процентному содержанию хронических больных. В обследуемых классах проведены изучение иммунного статуса учащихся, анализ посещаемости уроков по индексу пропусков занятий |7|.

При предварительной оценке радиуса обслуживания учебных заведений установлено, что, как правило, учащиеся учреждений нового типа проживают практически на территории всего города, а учащиеся образовательных школ — в основном на близлежащих закрепленных территориях, исключение составляют спортивные классы в обеих школах. При анализе учебной нагрузки выявлено, что в целом в учебных заведениях нового типа она выше, чем в школах, и превышает максимально допустимую: в лицее — на 2 ч в 1-х классах, на 5 ч в 5-х, на 1 ч в 11-х классах; в колледже — на 2 ч в 5-х классах и на 4 ч в 11-х классах. Как в школах, так и учебных заведениях нового типа были выявлены недостатки в составлении расписания занятий: сдвоенные уроки, отсутствие чередования трудных и более легких предметов, постановка трудных предметов в расписании учебного дня как первыми, так и последними уроками, неправильное распределение учебной нагрузки в течение учебной недели. Только в единичных классах расписание было оценено положительно. Особенно широко используется сдваивание предметов в колледже, где в 11-х классах математика и физика проводятся в течение 4 и даже 6 уроков подряд. Как на состояние здоровья, так и на работоспособность учащихся немаловажное влияние оказывает состояние воздушной среды учебных помещений. Качество воздуха, характерное для различных построек и сооружений, оказывается более важным для здоровья человека и его благополучия, чем качество воздуха вне помещений |2]. Для оценки этого показателя мы провели лабораторные исследования микроклимата: замеры воздуха на содержание фенола, аммиака, формальдегида, диоксида углерода, уровней элекромагнит-ных излучений, напряженности электростатических полей, шума и вибрации. Влияние антропогенных факторов среды учебных помещений в школах более выражено, чем в учебных заведениях нового типа. Так, превышение ПДК по фенолу в школах выявлено в 13,7% проб, в учреждениях нового типа — в 2,8% проб, по аммиаку — в 4,9 и в 1,9% проб, по формальдегиду — в 3,9 и в 3,4%, по диоксиду углерода — в 3 и в 1,9% проб соответственно. Полученные результаты лабораторного контроля санитарно-гигиенического фона были подвергнуты статистической обработке методом дисперсионного анализа [7—9]. Анализ

результатов подтвердил достоверные различия при заданном уровне надежности а = 0,95: по фенолу /^ас,, = 14,95 > /гт;1бл = 2,96, по диоксиду углерода /^асч = 16,16 > /'та б л — 2,96, по формальдегиду /расч = 7470,55 > /^абд = 2,96. При оценке состояния здоровья учащихся по данным профилактических медицинских осмотров установлено следующее: если в 1-х классах процент I группы здоровья практически одинаков (35,9% — учреждения нового типа, 32,3 — школы), то в 5-х классах эта разница значительна (28,1 — учреждения нового типа, 60 — школы). В 9-х классах разница в состоянии здоровья стирается: в учреждениях нового типа I группа — 27,2%, в школах — 31,2%, что объясняется адаптацией организма к возросшим нагрузкам и отсевом ослабленных детей из учреждений нового типа по причинам неуспеваемости. К 11-му классу отмечено ухудшение состояния здоровья учащихся в учреждениях нового типа по сравнению с учащимися общеобразовательных школ (табл. 1).

Наряду с оценкой здоровья учащихся по результатам профилактических медицинских осмотров мы изучали иммунный статус детей как показатель неспецифического характера влияния факторов окружающей среды и степени учебной нагрузки. Была освоена и применена методика изучения глубокой аутофлоры кожи методом бакот-печатков на среду Коростылева. Поверхностную аутофлору не изучали, так как она сильно зависит от гигиенических навыков обследуемых. Обработка данных методом дисперсионного анализа позволила получить результаты, свидетельствующие о наличии существенных различий в иммунном статусе учащихся 11-х классов школ и учреждений нового типа /р.1СЧ = 3,22 > Fтa5л = 2,96 при уровне надежности а = 0,95 [7, 9], причем средние показатели маннигпозитивных колоний среди учащихся в школах выше, чем в учреждениях нового типа.

Как показал проведенный анализ индекса пропусков занятий, в общеобразовательных школах в 11-х классах он колеблется в пределах 9,1 —

Таблица 2

Результаты проведенного анкетирования учащихся 9-х классов учреждений нового типа и общеобразовательных школ (в %)

Вопрос анкеты

Учреждения нового ' Общеобразователь-тина I иые школы

Слабость, утомляемость после занятий в школе, дома 81,5

Нарушение сна (долгое нсзасыпанис. чуткий сон, трудное пробуждение по утрам) 49,1 Навязчивые движения (теребит одежду, волосы, облизывает губы, грызет ногти, часто мигает, заикается) 38,2 Боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, перебои 37,5

Повышение артериального давления 21,3

18,5 50 50

50,9 18,2 81,8

61,8

62,5 78.7

14,

85,9

14,3 85.7 12,8 87,2

11,9, а в учебных заведениях нового типа составил только 1,5—2,5. При оценке распределения детей по медицинским группам для занятий физической культурой и диспансерным группам достоверных различий между учреждениями двух типов не выявлено. Результаты проведенного нами анкетирования показали наличие невротических и вегетативных расстройств у учащихся. При этом с помощью / критерия Стыодента [8] выявлено статистически достоверное различие к появлению беспричинной головной боли в процессе обучения у учащихся 9-х классов учреждений нового типа по сравнению с учащимися школ ('расч = 4,06 > гта6л = 2,96 при уровне надежности а = 0,95). В учреждениях нового типа, по сравнению с общеобразовательными школами, оказался значительно выше процент учащихся 9-х классов, ответивших положительно на другие вопросы анкеты (табл. 2). Известно, что только полноценный ночной сон обеспечивает восстановление функциональной работоспособности клеток коры головного мозга после продолжительной дневной деятельности. Накопленные в литературе данные свидетельствуют, что учащиеся сокращают активный отдых на открытом воздухе и ночной сон [1]. Более выраженными оказались нарушения режима дня у учащихся учреждений нового типа. Так, в 1-х классах отрицательно на вопрос о дневном сне ответили 77,7% учащихся лицея и колледжа по сравнению с 54,1% учащихся в школах. Значительно меньше находятся учащиеся учреждений нового типа на свежем воздухе. Так, только 34,9% учащихся 5-х классов лицея и колледжа гуляют более 2 ч в день, в общеобразовательных школах — 60,5%.

Выводы. 1. Влияние антропогенных факторов среды учебных заведений нового типа на учащихся менее выражено, чем в школах общего типа.

2. Недельная учебная нагрузка в учреждениях нового типа превышает установленные нормативы.

3. Иммунный статус учащихся 1—9-х классов учреждений нового типа выше, чем у их сверстников в общеобразовательных школах, что, по на-

шему мнению, объясняется большей социальной защищенностью их семей.

4. Ухудшение состояния здоровья учащихся учреждений нового типа в процессе обучения более выражено, чем у учащихся общеобразовательных школ, что, с нашей точки зрения, объясняется разницей в учебной нагрузке и более глубоким изучением профильных предметов.

5. При оценке распределения детей по медицинским группам для занятий физической культурой и диспансерным группам достоверных различий между учреждениями двух типов не выявлено.

6. Более интенсивная учебная нагрузка в учебных заведениях нового типа оказывает более выраженное влияние на возникновение невротических и вегетативных расстройств у учащихся.

7. Влияние учебного процесса в учебных заведениях нового типа на работоспособность и состояние здоровья детей требует дальнейшего изучения.

J1 итсратура

1. Антропова М. В. и др. // Гиг. и сан. — 1994. — № 4. — С. 46-49.

2. Гигиенические аспекты качества воздуха помещений. (Европейское бюро ВОЗ. Отчеты и исследования. № 21-ЕРБ ВОЗ). - М.. 1981. - С. 42.

3. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся.

- М„ 1988. - С. 120-126.

4. Методические рекомендации по физиолого-гигиениче-скому изучению учебной нагрузки. — М., 19S4.

5. Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспалительных учреждениях / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Л. Туровца. — М., 1991. — С. 5-10.

6. Сердюковская Г. Н., Сухарев А. Г. // Гигиена детей и подростков. - М.. 1986. - С. 118-131.

7. Случанко И. С., Чтиечкина И. В. Дисперсионный анализ.

- М„ 1989. - С. 8-13.

8. Случанко И. С. Теория и методика санитарно-статистиче-ского исследования. — М., 1986. — С. 58—66.

9. Хыотсон А. Дисперсионный анализ. — М.. 1971. — С. 8— 16.

Поступила 29.02.96

Summary. The impact of a teaching process on the working capacity of schoolchildren at new-type educational establishments (lycccs. colleges), as well as at general educational schools was studied. There was a correlation between the pupils' health status and immunity and the level of educational workload, the air environment of institutional rooms, regimens.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1997 УДК 616.33/.34-06:616.85-053.2|-07

Т. Г. Хамаганова, Н. С. Кантонистова, Н. А. Краснушкина, С. Б. Пальчиков, О. В. Смирнова, Е. В. Уварова ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ

ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, Москва

Разработка программы мер по улучшению психического здоровья и социально-психологической адаптации детей с психосоматическими заболеваниями является в настоящее время актуальной задачей, имеющей важное медико-социальное значение в решении общей проблемы повышения эффективности профилактики, оздоровления и реабилитации таких детей.

Ю. А. Александровский [1) указывает на единство биологических и социально-психологиче-

ских механизмов "сомы" и "психики" как собственно психопатологических, так и соматических расстройств, подчеркивая, что при соматическом страдании возможны те или иные психопатологические проявления.

Одной из основных областей патологии, где широко участвуют психосоматические механизмы, является патология желудочно-кишечного тракта — ЖКТ [8, 12|, при этом язвенная болезнь относится к числу широко распространенных и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.