11,9, а в учебных заведениях нового типа составил только 1,5—2,5. При оценке распределения детей по медицинским группам для занятий физической культурой и диспансерным группам достоверных различий между учреждениями двух типов не выявлено. Результаты проведенного нами анкетирования показали наличие невротических и вегетативных расстройств у учащихся. При этом с помощью / критерия Стыодента [8] выявлено статистически достоверное различие к появлению беспричинной головной боли в процессе обучения у учащихся 9-х классов учреждений нового типа по сравнению с учащимися школ ('расч = 4,06 > гта6л = 2,96 при уровне надежности а = 0,95). В учреждениях нового типа, по сравнению с общеобразовательными школами, оказался значительно выше процент учащихся 9-х классов, ответивших положительно на другие вопросы анкеты (табл. 2). Известно, что только полноценный ночной сон обеспечивает восстановление функциональной работоспособности клеток коры головного мозга после продолжительной дневной деятельности. Накопленные в литературе данные свидетельствуют, что учащиеся сокращают активный отдых на открытом воздухе и ночной сон [1]. Более выраженными оказались нарушения режима дня у учащихся учреждений нового типа. Так, в 1-х классах отрицательно на вопрос о дневном сне ответили 77,7% учащихся лицея и колледжа по сравнению с 54,1% учащихся в школах. Значительно меньше находятся учащиеся учреждений нового типа на свежем воздухе. Так, только 34,9% учащихся 5-х классов лицея и колледжа гуляют более 2 ч в день, в общеобразовательных школах — 60,5%.
Выводы. 1. Влияние антропогенных факторов среды учебных заведений нового типа на учащихся менее выражено, чем в школах общего типа.
2. Недельная учебная нагрузка в учреждениях нового типа превышает установленные нормативы.
3. Иммунный статус учащихся 1—9-х классов учреждений нового типа выше, чем у их сверстников в общеобразовательных школах, что, по на-
шему мнению, объясняется большей социальной защищенностью их семей.
4. Ухудшение состояния здоровья учащихся учреждений нового типа в процессе обучения более выражено, чем у учащихся общеобразовательных школ, что, с нашей точки зрения, объясняется разницей в учебной нагрузке и более глубоким изучением профильных предметов.
5. При оценке распределения детей по медицинским группам для занятий физической культурой и диспансерным группам достоверных различий между учреждениями двух типов не выявлено.
6. Более интенсивная учебная нагрузка в учебных заведениях нового типа оказывает более выраженное влияние на возникновение невротических и вегетативных расстройств у учащихся.
7. Влияние учебного процесса в учебных заведениях нового типа на работоспособность и состояние здоровья детей требует дальнейшего изучения.
J1 итсратура
1. Антропова М. В. и др. // Гиг. и сан. — 1994. — № 4. — С. 46-49.
2. Гигиенические аспекты качества воздуха помещений. (Европейское бюро ВОЗ. Отчеты и исследования. № 21-ЕРБ ВОЗ). - М.. 1981. - С. 42.
3. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся.
- М„ 1988. - С. 120-126.
4. Методические рекомендации по физиолого-гигиениче-скому изучению учебной нагрузки. — М., 19S4.
5. Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспалительных учреждениях / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Л. Туровца. — М., 1991. — С. 5-10.
6. Сердюковская Г. Н., Сухарев А. Г. // Гигиена детей и подростков. - М.. 1986. - С. 118-131.
7. Случанко И. С., Чтиечкина И. В. Дисперсионный анализ.
- М„ 1989. - С. 8-13.
8. Случанко И. С. Теория и методика санитарно-статистиче-ского исследования. — М., 1986. — С. 58—66.
9. Хыотсон А. Дисперсионный анализ. — М.. 1971. — С. 8— 16.
Поступила 29.02.96
Summary. The impact of a teaching process on the working capacity of schoolchildren at new-type educational establishments (lycccs. colleges), as well as at general educational schools was studied. There was a correlation between the pupils' health status and immunity and the level of educational workload, the air environment of institutional rooms, regimens.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1997 УДК 616.33/.34-06:616.85-053.2|-07
Т. Г. Хамаганова, Н. С. Кантонистова, Н. А. Краснушкина, С. Б. Пальчиков, О. В. Смирнова, Е. В. Уварова ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ
ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, Москва
Разработка программы мер по улучшению психического здоровья и социально-психологической адаптации детей с психосоматическими заболеваниями является в настоящее время актуальной задачей, имеющей важное медико-социальное значение в решении общей проблемы повышения эффективности профилактики, оздоровления и реабилитации таких детей.
Ю. А. Александровский [1) указывает на единство биологических и социально-психологиче-
ских механизмов "сомы" и "психики" как собственно психопатологических, так и соматических расстройств, подчеркивая, что при соматическом страдании возможны те или иные психопатологические проявления.
Одной из основных областей патологии, где широко участвуют психосоматические механизмы, является патология желудочно-кишечного тракта — ЖКТ [8, 12|, при этом язвенная болезнь относится к числу широко распространенных и
Распределение обследованных детей по группам психического здоровья (в %)
Диагноз Группы психического здоровья
1 II III IV V
Язвенная болезнь Гастродуодснит Суммарно по всей выборке
25.0 50,0
36.7
31.25 14,3
23,3
25,0 35,7
30,0
18,75
10,0
часто вызывающих преждевременную и н вал иди-зацию заболеваний [2|.
В настоящее время в литературе достаточно широко освещены такие аспекты, как характеристика внутренней картины болезни при язвенной болезни |4], типы социально-психологической дезадаптации с клинико-психологических позиций [3], особенности пограничных нервно-психических нарушений [1], но в основном для контингента взрослых больных, а также юношей. Совершенно недостаточно разработаны вопросы, касающиеся состояния психического здоровья, психофизиологических особенностей, уровня социальной адаптации у детей и младших подростков, страдающих этой патологией. В то же время своевременное выявление нервно-психических нарушений, особенностей структуры личности в самом начале заболевания, что нередко отмечается уже в младшем возрасте, позволит предупредить снижение жизнедеятельности и инвалидизацию детей и подростков с данной патологией.
Цель работы — изучение состояния психического здоровья, особеностей личности, социаль-но-психологической адаптации, а также биоритмики мозга детей и подростков с патологией ЖКТ.
Проведено комплексное клинико-психофизио-логическое обследование 30 детей и подростков с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки (16 больных) и хроническим гастродуоденитом, осложненным паккреопатией (14) в возрасте 7— 16 лет.
Клиническая оценка состояния психического здоровья детей и подростков, находившихся на стационарном лечении по поводу хронической патологии ЖКТ, осуществляли с учетом разбора историй болезни и катамнестических данных. Как показало изучение анамнестических данных, у 52% детей имелись неблагополучный акушерский анамнез и отягощенная наследственность. В целом у всех детей отмечались патогенные факторы либо биологической, либо социальной природы (в 42% патологические воздействия сочетались).
При обследовании у всех пациентов в неврологическом статусе обнаружились различные незначительные рассеянные изменения (асимметрия носогубных складок, слабость акта конвергенции, некоторая девиация языка и т. п.). В соматическом статусе ряда больных обращали на себя внимание отставание (44%), реже — опережение (13%) в сомато-половом развитии.
Все обследованные дети были разделены на 5 групп психического здоровья в соответствии с классификацией, разработанной в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи: I группа — психически здоровые и оптимально адаптированные дети, II группа — де-
ти с функциональными отклонениями, преимущественно астеноневротическими реакциями, III группа — дети с донозологическими отклонениями, в основном в виде астеноневротического синдрома различной этиологии, IV группа — дети с клиническими формами пограничных нарушений в стадии субкомпенсации (неврозы, патоха-рактеролгическое развитие личности, неврозопо-добные и другие нарушения пограничного уровня) и V группа — дети с клиническими формами в стадии декомпенсации, требующие активной терапии и госпитализации.
В исследованной выборке полностью отсутствовали психически здоровые, оптимально адаптированные дети, у всех обнаружены пограничные нервно-психические расстройства различной степени выраженности (см. таблицу). В основном клинические проявления были оценены как нев-розоподобные и невротические расстройства (от отдельных астенических, тревожных, фобических и других проявлений до клинически выраженных форм различных неврозов: неврастении, истерического, навязчивых состояний, а также системных).
Нарушения в состоянии психического здоровья как среди больных язвенной болезнью, так и среди страдающих гастродуоденитом соответствовали в основном II —IV группам здоровья. Однако у половины детей в группе с гастродуоденитом имелись легкие функциональные нарушения (II группа), а у детей в группе с язвенной болезнью преобладали значительно более выраженные нарушения психического здоровья, при этом часть детей была отнесена к V группе психического здоровья. Таким образом, выраженность психических расстройств коррелировала с особенностями проявления патологии ЖКТ.
Синдромально первостепенную значимость имеют субдепрессивные состояния (48%), прежде всего астенодинамические субдепрессии с ведущими нарушениями интеллектуальной деятельности (по типу астенической слабости) и сенесто-ипохондрические субдепрессии. Синдром вегето-сосудистой дистонии выявлен у 85% обследованных, частота гипоталамических кризов составила 36%. В целом клинические данные существенно отличаются от результатов исследования состояния психического здоровья учеников общеобразовательной школы [ 111.
Особенность состояния данных больных состоит также в зависимости их от внешних воздействий, которые могут провоцировать обострения и, вероятно, переход из одной группы психического здоровья в другую, влияя тем самым на объем и эффективность лекарственных и психотерапевтических мероприятий. Таким образом, подход к оздоровлению детей и подростков с желудочно-ки-шечной патологией должен быть дифференцированным и определяться принадлежностью больного к той или иной группе психического здоровья.
Знания о психологических факторах дезадаптации детей с психосоматическими заболеваниями необходимы для целенаправленного восстановления нарушенных психических способностей и социально-психологической адаптации в целом.
Оценка особенностей психической адаптации детей и подростков с желудочно-кишечной пато-
логией, осуществляемая по данным анкетирования, а также по методу Люшера, позволила сделать вывод о ее неудовлетворительном характере ввиду высокой представленности таких составляющих дезадаптации, как высокая утомляемость |7], сниженная успеваемость в школе и высокий уровень эмоционально-психического напряжения. Высокое эмоционально-псхическое напряжение (показатель стресса С по Люшеру больше 5) отмечается у 82,8% обследованных детей и подростков.
Исследование с помощью опросников Кеттел-ла позволило выявить среди больных следующие типологические варианты: "тревожный" (31,8%), "гиперсоциальный" (31,8%), "смешанный", сочетающий черты тревожного и гиперсоциального типов (9,0%) и "сбалансированный" личностный тип, не обнаруживающий заострения личностных черт (27,3%). Заметим, что у детей с язвой двенадцатиперстной кишки преобладает гиперсоциальный вариант (46,1%), а у детей с гастродуоденитом — тревожный тип личности (44,4%).
Представители тревожного типологического варианта характеризуются пониженной общительностью (ф.Л-), эмоциональной лабильностью (ф.СГ"), пассивностью (ф..Г~), безответственностью (ф. СГ), низкой стрессоустойчивостыо (ф.Я~), чувствительностью (ф./1"), неуверенностью в себе (ф.0+), импульсивностью (ф.(?з~), раздражительностью (ф.£?4+). Повышенная тревожность, эмоциональный дискомфорт чрезвычайно неблагоприятны для успешной учебной деятельности, их следствием является нарушение внимания, снижение работоспособности, повышение утомляемости и в целом усиление признаков дезадаптации.
Представители гиперсоциального типологического варианта характеризуются высокой общительностью (ф.Л+), эмоциональной устойчивостью (ф.С+), ответственностью (ф.С*"), социальной смелостью (ф.Я4"), высоким самоконтролем (ф.<2+), уверенностью в себе (ф. 0~). По мнению Л. П. Собчик |6|, у таких детей внешние атрибуты нормативного поведения скрывают внутреннее напряжение и цена, которую платит личность за соответствие требованиям социума, может быть достаточно высокой и проявляться в психосоматическом варианте дезадаптации.
Анализ способности к логическому мышлению (по данным матриц Равена) выявил недостаточный уровень общего познавательного развития у наблюдаемых детей. 39,4% детей характеризуются относительно невысоким уровнем сформированное™ некоторых интеллектуальных умений, а у 17,3% детей отмечается пограничная умственная отсталость.
При определении самооценки у детей и подростков с помощью методики Дембо—Рубинштейн по 10 шкалам у большинства больных наблюдалась высокая самооценка. В ситуации повышенного эмоционально-психического напряжения, обусловленного болезнью и обстоятельствами, с ней связанными, система отношений личности больного ребенка подвергается значительному испытанию. Самооценка при этом выполняет функ-
цию психологической защиты. Желание иметь положительный образ "Я" побуждает ребенка преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Наиболее высоко обследуемые оценивали такие значимые в период активной социализации качества, как сила, счастье, доброта, смелость, благополучие и самое главное — любовь близких.
Защитный механизм в некоторой степени способствует формированию положительной установки во взаимоотношениях с окружающими, снижает депрессивность. Однако, отрицая тяжесть заболевания, обесценивая проявления болезни, дети склонны нарушать предписанный им режим, что может способствовать обострению болезни, затягивать процесс выздоровления. Данные указывают на необходимость включать в психо-коррекционные мероприятия наряду с методами коррекции неблагоприятных личностных черт методы формирования адекватной самооценки больных детей и установки на здоровый образ жизни как необходимое условие самореализации.
Особенности биоритмики мозга недостаточно изучены при нарушениях психики, сопровождающих соматические заболевания, особенно у детей и подростков |9, 10|.
При анализе фактического материала у пациентов с язвой двенадцатиперстной кишки и хроническим гастродуоденитом обнаружены особенности электрической деятельности мозга, характерные, по нашим данным |5], для детей и подростков со сниженным уровнем иервно-психическо-го здоровья. Отличия от нормы выявляются по ряду амплитудно-частотных характеристик ЭЭГ, а также по некоторым интегральным параметрам (в том числе варианту ЭЭГ), отражающим деятельность адаптационно-гомеостатических регулирующих систем мозга. В исследованной группе гармонично сбалансированные варианты ЭЭГ представлены лишь в 20% случаев; в остальных 80% обнаруживаются ЭЭГ-типы, возникающие в результате рассогласования в системной деятельности головного мозга функционального или органического генеза.
У 80% пациентов обнаружены снижение уровня регионарных различий, значительное число межполушарных асимметрий (36%), регионарных акцентов патологических признаков (28%). Повышенное содержание на ЭЭГ медленных ритмов (4,63 ±0,17 при норме 3,22 ± 0,13; р < 0,05) сочетается с высокими цифрами их амплитудных параметров.
Уровневые оценки реакции на гипервентиляционную пробу выявляют отставание в развитии оптимальных форм межцентралыюго взаимодействия.
В целом показатели фоновой ритмики исследованных детей и подростков показывают существенные отличия от ЭЭГ-характеристик контингента с высоким уровнем нервно-психического здоровья и практически идентичны средним значениям этих параметров у школьников с пограничными отклонениями в психике.
В то же время по ряду биоэлектрических показателей обследованные отличаются не только от нормы, но и от лиц со сниженным уровнем нервно-психического здоровья (без соматической симптоматики). К этой категории прежде всего нуж-
4-161
но отнести усиление бета-активности и высокий уровень пароксизмальных проявлений. У 92% пациентов обнаружены диффузно проявляющиеся комплексы острое—медленное колебание, тогда как в норме этот феномен наблюдался менее чем в 5—10% случаев, а в группах с пограничными отклонениями в психическом здоровье — в 25%. В настоящее время происхождение этих комплексов связывается с наличием в срединных структурах разного уровня патологических очагов возбуждения, что, по-видимому, может являться физиологическим базисом исследуемой соматической патологии.
Дифференциальный анализ ЭЭГ пациентов с язвой и хроническим гастродуоденитом показал, что для 2-й подгруппы характерна более легкая степень нарушений по целому ряду электрофизиологических параметров.
Таким образом, детей и подростков с хронической соматической (желудочно-кишечной) патологией необходимо рассматривать как группу повышенного риска возникновения нервно-психических отклонений и нарушений психофизиологической адаптации. Профилактика и коррекция психических нарушений должны носить комплексный характер, учитывающий структуру отклонений в психической деятельности и в функциональном состоянии центральной нервной системы, а также роль биологических и микросоциальных факторов в их возникновении, и включать оздоровление психологического климата семьи и (или) детского контингента, семейную психотерапию, психотерапию больного ребенка, медико-
психологическую реабилитацию нарушенных психических функций.
Литература
1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М.. 1993.
2. Василенко В. X., Гребешев А. Л., Шептулчн А. А. Язвенная болезнь. — М., 1987.
3. Губачев Е. М.. Снманенков В. И., Ананьев В. А. // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. — Л., 1990. — С. 26.
4. Калйтеевская Е. Р. // Там же. — С. 81.
5. Краснушкнна И. А.. Уварова Е. В. // Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы се психопрофилактики. — М., 1993. — С. 27.
6. Собчак Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности. — М., 1990.
7. Толстых Н. П. Социально-психологическая адаптация детей с пороками сердца: Авторсф. дис. ... канд. мед. наук. - М„ 19S8.
8. Тополянскнн В. Д., Сшруковская М. В. Психосоматические расстройства. — М., 1986.
9. Трунова М. И., Вечканов В. А. // Явления декомпенсации и компенсации в сомато-психнческом развитии. — М.. 1973. - С. 101.
10. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.. 1987.
11. Хамаганоаа Т. Г., Кантоннстова Н. С., Краснушкнна Н. А. // Всстн. Рос. АМН. - 1993. - № 5. - С. 34.
12. Cannon W. В // An Account of Recent Researches into the Function of Emotional Excitement. — New York, 1934.
Поступила 21.02.%
S u m m a ry . The mental health of children and adolescents who suffered from gastrointestinal diseases due to psychosomatic causes (duodenal ulcer, chronic gastroduodenitis) was examined. Those with the diseases arc a group at risk for nervous and mental disorders, and impaired phychophysical adaptation.
Ф КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1997 УДК 613.955(470.341)
/•/. А. Матвеева, /О. Г. Кузмичев, Е. С. Богомолова, О. Л. Кабанец, Н. В. Котова ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Нижегородская государственная медицинская академия
Физическое развитие — уникальный показатель здоровья населения, на котором удается проследить как эпохальные изменения биологической природы человека, так и сравнительно кратковременные эффекты в отношении популяции совокупности факторов природной и социальной среды. На протяжении последних десятилетий, кроме терминов "секулярный тренд" и "акцелера-ция развития", все чаще встечается "децелерация развития", через который ракрываются кардинальные изменения процесса роста и развития детей прежде всего в эпохальном аспекте. В то же время в 90-е годы появляются публикации, свидетельствующие о негативных тенденциях в процессах роста и развития, связанных с последствиями социально-экономического неблагополучия россиян |3, 4, 8, 9]. В РФ начинается формирование системы социально-гигиенического мониторинга, в рамках которой будут проводиться разработка и осуществление государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний |7). Физическое развитие должно быть одним из ведущих информационных показателей системы мониторинга, так
как рост и развитие детей являются важным и доступным для измерения, оценки и интерпретации критерием здоровья населения.
Нижегородская область относится к числу регионов, в которых регулярное слежение за физическим развитием школьников начато еще в 1937 г. 3. А. Спитковской. Далее с интервалом 10 лет антропометрические исследования больших контингентов школьников повторялись.
Цель настоящего исследования — изучение динамики средних показателей длины тела (ДТ) и массы тела (МТ) школьников за последние 55 лет, функциональных показателей — за последнее десятилетие. Для реализации использовали материалы 6 наблюдений: единовременного антропометрического обследования 4041 школьника (1968 мальчиков и 2073 девочки) в 1991 — 1992 гг., 3042 школьников в 1980 г. |3] и опубликованные материалы осмотров 1960, 1970 гг. [1, 2|, а также рукопись 3. А. Спитковской в НИИ детской гастроэнтерологии с данными о физическом развитии школьников 1937—1938 и 1946—1948 гг. Для разработки материалов применяли методы парамет-