Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ'

ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — T.Г. Хамаганова, Н.С. Кантонистова, Н.А. Краснушкина, С.Б. Пальчиков, О.В. Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mental health of children and adolescents who suffered from gastrointestinal diseases due to psychosomatic causes (duodenal ulcer, chronic gastroduodenitis) was examined. Those with the diseases arc a group at risk for nervous and mental disorders. and impaired phycho-physical adaptation.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ»

11,9, а в учебных заведениях нового типа составил только 1,5—2,5. При оценке распределения детей по медицинским группам для занятий физической культурой и диспансерным группам достоверных различий между учреждениями двух типов не выявлено. Результаты проведенного нами анкетирования показали наличие невротических и вегетативных расстройств у учащихся. При этом с помощью / критерия Стыодента [8] выявлено статистически достоверное различие к появлению беспричинной головной боли в процессе обучения у учащихся 9-х классов учреждений нового типа по сравнению с учащимися школ ('расч = 4,06 > гта6л = 2,96 при уровне надежности а = 0,95). В учреждениях нового типа, по сравнению с общеобразовательными школами, оказался значительно выше процент учащихся 9-х классов, ответивших положительно на другие вопросы анкеты (табл. 2). Известно, что только полноценный ночной сон обеспечивает восстановление функциональной работоспособности клеток коры головного мозга после продолжительной дневной деятельности. Накопленные в литературе данные свидетельствуют, что учащиеся сокращают активный отдых на открытом воздухе и ночной сон [1]. Более выраженными оказались нарушения режима дня у учащихся учреждений нового типа. Так, в 1-х классах отрицательно на вопрос о дневном сне ответили 77,7% учащихся лицея и колледжа по сравнению с 54,1% учащихся в школах. Значительно меньше находятся учащиеся учреждений нового типа на свежем воздухе. Так, только 34,9% учащихся 5-х классов лицея и колледжа гуляют более 2 ч в день, в общеобразовательных школах — 60,5%.

Выводы. 1. Влияние антропогенных факторов среды учебных заведений нового типа на учащихся менее выражено, чем в школах общего типа.

2. Недельная учебная нагрузка в учреждениях нового типа превышает установленные нормативы.

3. Иммунный статус учащихся 1—9-х классов учреждений нового типа выше, чем у их сверстников в общеобразовательных школах, что, по на-

шему мнению, объясняется большей социальной защищенностью их семей.

4. Ухудшение состояния здоровья учащихся учреждений нового типа в процессе обучения более выражено, чем у учащихся общеобразовательных школ, что, с нашей точки зрения, объясняется разницей в учебной нагрузке и более глубоким изучением профильных предметов.

5. При оценке распределения детей по медицинским группам для занятий физической культурой и диспансерным группам достоверных различий между учреждениями двух типов не выявлено.

6. Более интенсивная учебная нагрузка в учебных заведениях нового типа оказывает более выраженное влияние на возникновение невротических и вегетативных расстройств у учащихся.

7. Влияние учебного процесса в учебных заведениях нового типа на работоспособность и состояние здоровья детей требует дальнейшего изучения.

J1 итсратура

1. Антропова М. В. и др. // Гиг. и сан. — 1994. — № 4. — С. 46-49.

2. Гигиенические аспекты качества воздуха помещений. (Европейское бюро ВОЗ. Отчеты и исследования. № 21-ЕРБ ВОЗ). - М.. 1981. - С. 42.

3. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся.

- М„ 1988. - С. 120-126.

4. Методические рекомендации по физиолого-гигиениче-скому изучению учебной нагрузки. — М., 19S4.

5. Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспалительных учреждениях / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Л. Туровца. — М., 1991. — С. 5-10.

6. Сердюковская Г. Н., Сухарев А. Г. // Гигиена детей и подростков. - М.. 1986. - С. 118-131.

7. Случанко И. С., Чтиечкина И. В. Дисперсионный анализ.

- М„ 1989. - С. 8-13.

8. Случанко И. С. Теория и методика санитарно-статистиче-ского исследования. — М., 1986. — С. 58—66.

9. Хыотсон А. Дисперсионный анализ. — М.. 1971. — С. 8— 16.

Поступила 29.02.96

Summary. The impact of a teaching process on the working capacity of schoolchildren at new-type educational establishments (lycccs. colleges), as well as at general educational schools was studied. There was a correlation between the pupils' health status and immunity and the level of educational workload, the air environment of institutional rooms, regimens.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1997 УДК 616.33/.34-06:616.85-053.2|-07

Т. Г. Хамаганова, Н. С. Кантонистова, Н. А. Краснушкина, С. Б. Пальчиков, О. В. Смирнова, Е. В. Уварова ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ

ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, Москва

Разработка программы мер по улучшению психического здоровья и социально-психологической адаптации детей с психосоматическими заболеваниями является в настоящее время актуальной задачей, имеющей важное медико-социальное значение в решении общей проблемы повышения эффективности профилактики, оздоровления и реабилитации таких детей.

Ю. А. Александровский [1) указывает на единство биологических и социально-психологиче-

ских механизмов "сомы" и "психики" как собственно психопатологических, так и соматических расстройств, подчеркивая, что при соматическом страдании возможны те или иные психопатологические проявления.

Одной из основных областей патологии, где широко участвуют психосоматические механизмы, является патология желудочно-кишечного тракта — ЖКТ [8, 12|, при этом язвенная болезнь относится к числу широко распространенных и

Распределение обследованных детей по группам психического здоровья (в %)

Диагноз Группы психического здоровья

1 II III IV V

Язвенная болезнь Гастродуодснит Суммарно по всей выборке

25.0 50,0

36.7

31.25 14,3

23,3

25,0 35,7

30,0

18,75

10,0

часто вызывающих преждевременную и н вал иди-зацию заболеваний [2|.

В настоящее время в литературе достаточно широко освещены такие аспекты, как характеристика внутренней картины болезни при язвенной болезни |4], типы социально-психологической дезадаптации с клинико-психологических позиций [3], особенности пограничных нервно-психических нарушений [1], но в основном для контингента взрослых больных, а также юношей. Совершенно недостаточно разработаны вопросы, касающиеся состояния психического здоровья, психофизиологических особенностей, уровня социальной адаптации у детей и младших подростков, страдающих этой патологией. В то же время своевременное выявление нервно-психических нарушений, особенностей структуры личности в самом начале заболевания, что нередко отмечается уже в младшем возрасте, позволит предупредить снижение жизнедеятельности и инвалидизацию детей и подростков с данной патологией.

Цель работы — изучение состояния психического здоровья, особеностей личности, социаль-но-психологической адаптации, а также биоритмики мозга детей и подростков с патологией ЖКТ.

Проведено комплексное клинико-психофизио-логическое обследование 30 детей и подростков с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки (16 больных) и хроническим гастродуоденитом, осложненным паккреопатией (14) в возрасте 7— 16 лет.

Клиническая оценка состояния психического здоровья детей и подростков, находившихся на стационарном лечении по поводу хронической патологии ЖКТ, осуществляли с учетом разбора историй болезни и катамнестических данных. Как показало изучение анамнестических данных, у 52% детей имелись неблагополучный акушерский анамнез и отягощенная наследственность. В целом у всех детей отмечались патогенные факторы либо биологической, либо социальной природы (в 42% патологические воздействия сочетались).

При обследовании у всех пациентов в неврологическом статусе обнаружились различные незначительные рассеянные изменения (асимметрия носогубных складок, слабость акта конвергенции, некоторая девиация языка и т. п.). В соматическом статусе ряда больных обращали на себя внимание отставание (44%), реже — опережение (13%) в сомато-половом развитии.

Все обследованные дети были разделены на 5 групп психического здоровья в соответствии с классификацией, разработанной в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи: I группа — психически здоровые и оптимально адаптированные дети, II группа — де-

ти с функциональными отклонениями, преимущественно астеноневротическими реакциями, III группа — дети с донозологическими отклонениями, в основном в виде астеноневротического синдрома различной этиологии, IV группа — дети с клиническими формами пограничных нарушений в стадии субкомпенсации (неврозы, патоха-рактеролгическое развитие личности, неврозопо-добные и другие нарушения пограничного уровня) и V группа — дети с клиническими формами в стадии декомпенсации, требующие активной терапии и госпитализации.

В исследованной выборке полностью отсутствовали психически здоровые, оптимально адаптированные дети, у всех обнаружены пограничные нервно-психические расстройства различной степени выраженности (см. таблицу). В основном клинические проявления были оценены как нев-розоподобные и невротические расстройства (от отдельных астенических, тревожных, фобических и других проявлений до клинически выраженных форм различных неврозов: неврастении, истерического, навязчивых состояний, а также системных).

Нарушения в состоянии психического здоровья как среди больных язвенной болезнью, так и среди страдающих гастродуоденитом соответствовали в основном II —IV группам здоровья. Однако у половины детей в группе с гастродуоденитом имелись легкие функциональные нарушения (II группа), а у детей в группе с язвенной болезнью преобладали значительно более выраженные нарушения психического здоровья, при этом часть детей была отнесена к V группе психического здоровья. Таким образом, выраженность психических расстройств коррелировала с особенностями проявления патологии ЖКТ.

Синдромально первостепенную значимость имеют субдепрессивные состояния (48%), прежде всего астенодинамические субдепрессии с ведущими нарушениями интеллектуальной деятельности (по типу астенической слабости) и сенесто-ипохондрические субдепрессии. Синдром вегето-сосудистой дистонии выявлен у 85% обследованных, частота гипоталамических кризов составила 36%. В целом клинические данные существенно отличаются от результатов исследования состояния психического здоровья учеников общеобразовательной школы [ 111.

Особенность состояния данных больных состоит также в зависимости их от внешних воздействий, которые могут провоцировать обострения и, вероятно, переход из одной группы психического здоровья в другую, влияя тем самым на объем и эффективность лекарственных и психотерапевтических мероприятий. Таким образом, подход к оздоровлению детей и подростков с желудочно-ки-шечной патологией должен быть дифференцированным и определяться принадлежностью больного к той или иной группе психического здоровья.

Знания о психологических факторах дезадаптации детей с психосоматическими заболеваниями необходимы для целенаправленного восстановления нарушенных психических способностей и социально-психологической адаптации в целом.

Оценка особенностей психической адаптации детей и подростков с желудочно-кишечной пато-

логией, осуществляемая по данным анкетирования, а также по методу Люшера, позволила сделать вывод о ее неудовлетворительном характере ввиду высокой представленности таких составляющих дезадаптации, как высокая утомляемость |7], сниженная успеваемость в школе и высокий уровень эмоционально-психического напряжения. Высокое эмоционально-псхическое напряжение (показатель стресса С по Люшеру больше 5) отмечается у 82,8% обследованных детей и подростков.

Исследование с помощью опросников Кеттел-ла позволило выявить среди больных следующие типологические варианты: "тревожный" (31,8%), "гиперсоциальный" (31,8%), "смешанный", сочетающий черты тревожного и гиперсоциального типов (9,0%) и "сбалансированный" личностный тип, не обнаруживающий заострения личностных черт (27,3%). Заметим, что у детей с язвой двенадцатиперстной кишки преобладает гиперсоциальный вариант (46,1%), а у детей с гастродуоденитом — тревожный тип личности (44,4%).

Представители тревожного типологического варианта характеризуются пониженной общительностью (ф.Л-), эмоциональной лабильностью (ф.СГ"), пассивностью (ф..Г~), безответственностью (ф. СГ), низкой стрессоустойчивостыо (ф.Я~), чувствительностью (ф./1"), неуверенностью в себе (ф.0+), импульсивностью (ф.(?з~), раздражительностью (ф.£?4+). Повышенная тревожность, эмоциональный дискомфорт чрезвычайно неблагоприятны для успешной учебной деятельности, их следствием является нарушение внимания, снижение работоспособности, повышение утомляемости и в целом усиление признаков дезадаптации.

Представители гиперсоциального типологического варианта характеризуются высокой общительностью (ф.Л+), эмоциональной устойчивостью (ф.С+), ответственностью (ф.С*"), социальной смелостью (ф.Я4"), высоким самоконтролем (ф.<2+), уверенностью в себе (ф. 0~). По мнению Л. П. Собчик |6|, у таких детей внешние атрибуты нормативного поведения скрывают внутреннее напряжение и цена, которую платит личность за соответствие требованиям социума, может быть достаточно высокой и проявляться в психосоматическом варианте дезадаптации.

Анализ способности к логическому мышлению (по данным матриц Равена) выявил недостаточный уровень общего познавательного развития у наблюдаемых детей. 39,4% детей характеризуются относительно невысоким уровнем сформированное™ некоторых интеллектуальных умений, а у 17,3% детей отмечается пограничная умственная отсталость.

При определении самооценки у детей и подростков с помощью методики Дембо—Рубинштейн по 10 шкалам у большинства больных наблюдалась высокая самооценка. В ситуации повышенного эмоционально-психического напряжения, обусловленного болезнью и обстоятельствами, с ней связанными, система отношений личности больного ребенка подвергается значительному испытанию. Самооценка при этом выполняет функ-

цию психологической защиты. Желание иметь положительный образ "Я" побуждает ребенка преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Наиболее высоко обследуемые оценивали такие значимые в период активной социализации качества, как сила, счастье, доброта, смелость, благополучие и самое главное — любовь близких.

Защитный механизм в некоторой степени способствует формированию положительной установки во взаимоотношениях с окружающими, снижает депрессивность. Однако, отрицая тяжесть заболевания, обесценивая проявления болезни, дети склонны нарушать предписанный им режим, что может способствовать обострению болезни, затягивать процесс выздоровления. Данные указывают на необходимость включать в психо-коррекционные мероприятия наряду с методами коррекции неблагоприятных личностных черт методы формирования адекватной самооценки больных детей и установки на здоровый образ жизни как необходимое условие самореализации.

Особенности биоритмики мозга недостаточно изучены при нарушениях психики, сопровождающих соматические заболевания, особенно у детей и подростков |9, 10|.

При анализе фактического материала у пациентов с язвой двенадцатиперстной кишки и хроническим гастродуоденитом обнаружены особенности электрической деятельности мозга, характерные, по нашим данным |5], для детей и подростков со сниженным уровнем иервно-психическо-го здоровья. Отличия от нормы выявляются по ряду амплитудно-частотных характеристик ЭЭГ, а также по некоторым интегральным параметрам (в том числе варианту ЭЭГ), отражающим деятельность адаптационно-гомеостатических регулирующих систем мозга. В исследованной группе гармонично сбалансированные варианты ЭЭГ представлены лишь в 20% случаев; в остальных 80% обнаруживаются ЭЭГ-типы, возникающие в результате рассогласования в системной деятельности головного мозга функционального или органического генеза.

У 80% пациентов обнаружены снижение уровня регионарных различий, значительное число межполушарных асимметрий (36%), регионарных акцентов патологических признаков (28%). Повышенное содержание на ЭЭГ медленных ритмов (4,63 ±0,17 при норме 3,22 ± 0,13; р < 0,05) сочетается с высокими цифрами их амплитудных параметров.

Уровневые оценки реакции на гипервентиляционную пробу выявляют отставание в развитии оптимальных форм межцентралыюго взаимодействия.

В целом показатели фоновой ритмики исследованных детей и подростков показывают существенные отличия от ЭЭГ-характеристик контингента с высоким уровнем нервно-психического здоровья и практически идентичны средним значениям этих параметров у школьников с пограничными отклонениями в психике.

В то же время по ряду биоэлектрических показателей обследованные отличаются не только от нормы, но и от лиц со сниженным уровнем нервно-психического здоровья (без соматической симптоматики). К этой категории прежде всего нуж-

4-161

но отнести усиление бета-активности и высокий уровень пароксизмальных проявлений. У 92% пациентов обнаружены диффузно проявляющиеся комплексы острое—медленное колебание, тогда как в норме этот феномен наблюдался менее чем в 5—10% случаев, а в группах с пограничными отклонениями в психическом здоровье — в 25%. В настоящее время происхождение этих комплексов связывается с наличием в срединных структурах разного уровня патологических очагов возбуждения, что, по-видимому, может являться физиологическим базисом исследуемой соматической патологии.

Дифференциальный анализ ЭЭГ пациентов с язвой и хроническим гастродуоденитом показал, что для 2-й подгруппы характерна более легкая степень нарушений по целому ряду электрофизиологических параметров.

Таким образом, детей и подростков с хронической соматической (желудочно-кишечной) патологией необходимо рассматривать как группу повышенного риска возникновения нервно-психических отклонений и нарушений психофизиологической адаптации. Профилактика и коррекция психических нарушений должны носить комплексный характер, учитывающий структуру отклонений в психической деятельности и в функциональном состоянии центральной нервной системы, а также роль биологических и микросоциальных факторов в их возникновении, и включать оздоровление психологического климата семьи и (или) детского контингента, семейную психотерапию, психотерапию больного ребенка, медико-

психологическую реабилитацию нарушенных психических функций.

Литература

1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М.. 1993.

2. Василенко В. X., Гребешев А. Л., Шептулчн А. А. Язвенная болезнь. — М., 1987.

3. Губачев Е. М.. Снманенков В. И., Ананьев В. А. // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. — Л., 1990. — С. 26.

4. Калйтеевская Е. Р. // Там же. — С. 81.

5. Краснушкнна И. А.. Уварова Е. В. // Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы се психопрофилактики. — М., 1993. — С. 27.

6. Собчак Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности. — М., 1990.

7. Толстых Н. П. Социально-психологическая адаптация детей с пороками сердца: Авторсф. дис. ... канд. мед. наук. - М„ 19S8.

8. Тополянскнн В. Д., Сшруковская М. В. Психосоматические расстройства. — М., 1986.

9. Трунова М. И., Вечканов В. А. // Явления декомпенсации и компенсации в сомато-психнческом развитии. — М.. 1973. - С. 101.

10. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.. 1987.

11. Хамаганоаа Т. Г., Кантоннстова Н. С., Краснушкнна Н. А. // Всстн. Рос. АМН. - 1993. - № 5. - С. 34.

12. Cannon W. В // An Account of Recent Researches into the Function of Emotional Excitement. — New York, 1934.

Поступила 21.02.%

S u m m a ry . The mental health of children and adolescents who suffered from gastrointestinal diseases due to psychosomatic causes (duodenal ulcer, chronic gastroduodenitis) was examined. Those with the diseases arc a group at risk for nervous and mental disorders, and impaired phychophysical adaptation.

Ф КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1997 УДК 613.955(470.341)

/•/. А. Матвеева, /О. Г. Кузмичев, Е. С. Богомолова, О. Л. Кабанец, Н. В. Котова ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Нижегородская государственная медицинская академия

Физическое развитие — уникальный показатель здоровья населения, на котором удается проследить как эпохальные изменения биологической природы человека, так и сравнительно кратковременные эффекты в отношении популяции совокупности факторов природной и социальной среды. На протяжении последних десятилетий, кроме терминов "секулярный тренд" и "акцелера-ция развития", все чаще встечается "децелерация развития", через который ракрываются кардинальные изменения процесса роста и развития детей прежде всего в эпохальном аспекте. В то же время в 90-е годы появляются публикации, свидетельствующие о негативных тенденциях в процессах роста и развития, связанных с последствиями социально-экономического неблагополучия россиян |3, 4, 8, 9]. В РФ начинается формирование системы социально-гигиенического мониторинга, в рамках которой будут проводиться разработка и осуществление государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний |7). Физическое развитие должно быть одним из ведущих информационных показателей системы мониторинга, так

как рост и развитие детей являются важным и доступным для измерения, оценки и интерпретации критерием здоровья населения.

Нижегородская область относится к числу регионов, в которых регулярное слежение за физическим развитием школьников начато еще в 1937 г. 3. А. Спитковской. Далее с интервалом 10 лет антропометрические исследования больших контингентов школьников повторялись.

Цель настоящего исследования — изучение динамики средних показателей длины тела (ДТ) и массы тела (МТ) школьников за последние 55 лет, функциональных показателей — за последнее десятилетие. Для реализации использовали материалы 6 наблюдений: единовременного антропометрического обследования 4041 школьника (1968 мальчиков и 2073 девочки) в 1991 — 1992 гг., 3042 школьников в 1980 г. |3] и опубликованные материалы осмотров 1960, 1970 гг. [1, 2|, а также рукопись 3. А. Спитковской в НИИ детской гастроэнтерологии с данными о физическом развитии школьников 1937—1938 и 1946—1948 гг. Для разработки материалов применяли методы парамет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.