Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УЗБЕКИСТАНЕ'

СОСТОЯНИЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гойипназаров С.Б.

В данной статье анализируется состояние цифрового развития человеческого капитала на национальном уровне в Узбекистане и основные тенденции в нем. В частности, подробно анализируются изменения в образовательной системе в условиях внедрения искусственного интеллекта цифровой экономики, а также образовательные реформы, реализуемые в этой сфере. В данном исследовании были изучены эмпирические и концептуальные исследования, связанные с вопросами анализа состояния цифрового развития человеческого капитала в условиях внедрения искусственного интеллекта и цифровой экономики, которые отражены в научных источниках в ряде онлайн баз данных, научные подходы в них систематизированы и разработаны научно обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию этой области. Также в ходе исследования были разработаны научные предложения и рекомендации по развитию человеческого капитала и цифровых навыков в условиях Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF DIGITAL DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN UZBEKISTAN

This article analyzes the state of digital development of human capital at the national level in Uzbekistan and the main trends in it. In particular, the changes in the educational system under the conditions of the introduction of artificial intelligence of the digital economy, as well as educational reforms implemented in this area, are analyzed in detail. In this study, empirical and conceptual studies related to the analysis of the state of digital development of human capital in the context of the introduction of artificial intelligence and the digital economy were studied, which are reflected in scientific sources in a number of online databases, scientific approaches in them are systematized and scientifically based proposals for further improvement of this area are developed. The research also developed scientific proposals and recommendations on the development of human capital and digital skills in the conditions of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УЗБЕКИСТАНЕ»

Состояние цифрового развития человеческого капитала в Узбекистане

fO

сч о сч

<0

о ш m

X

<

m О X X

Гойипназаров Санжар Баходирович

PhD, доцент, заведующий кафедрой «Управление человеческими ресурсами», Ташкентский государственный экономический университет, s.goyipnazarov@tsue.uz

В данной статье анализируется состояние цифрового развития человеческого капитала на национальном уровне в Узбекистане и основные тенденции в нем. В частности, подробно анализируются изменения в образовательной системе в условиях внедрения искусственного интеллекта цифровой экономики, а также образовательные реформы, реализуемые в этой сфере. В данном исследовании были изучены эмпирические и концептуальные исследования, связанные с вопросами анализа состояния цифрового развития человеческого капитала в условиях внедрения искусственного интеллекта и цифровой экономики, которые отражены в научных источниках в ряде онлайн баз данных, научные подходы в них систематизированы и разработаны научно обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию этой области. Также в ходе исследования были разработаны научные предложения и рекомендации по развитию человеческого капитала и цифровых навыков в условиях Узбекистана. Ключевые слова: состояние цифрового развития человеческого капитала, цифровое развитие человеческого капитала, искусственный интеллект, цифровой человеческий капитал.

Любой стиль и подход со временем нуждаются в изменениях. Мы не можем отрицать, что это относится и к человеческому капиталу. Именно в условиях цифровой экономики развитие человеческого капитала осуществляется на основе программ, развивающих цифровые навыки в системе образования.

Искусственный интеллект, являющийся одним из важнейших элементов цифровой экономики, широко внедряется во многие области, в том числе и в сферу образования. В результате своих исследований по использованию искусственного интеллекта в сфере образования эксперты ЮНЕСКО пришли к следующим выводам:

1. Технологии искусственного интеллекта могут гарантировать, что все (например, люди с ограниченными возможностями, беженцы, не посещающие школу) могут получить пользу от образования. Робототехника позволяет учащимся с особыми потребностями учиться дома или даже в больнице.

2. В результате широкого внедрения искусственного интеллекта использование цифровых технологий в ближайшем будущем станет жизненной необходимостью. В связи с этим образовательные учреждения обязаны прилагать все усилия для постоянного совершенствования знаний своих учащихся в области искусственного интеллекта с учетом этих процессов.

Внедрение технологий искусственного интеллекта в образование началось в 1970-х годах. В то время исследователи работали над решением проблемы обучения каждого студента отдельно с использованием компьютеров. Впоследствии это исследование было продолжено в нескольких направлениях -в поддержку образования и оценки учащихся, а также в направлении внедрения инноваций для учителей и эффективного управления системой образования с целью поддержки образовательного процесса.

В рамках формирования триады современной экономики -«Экономики знаний», «Информационной экономики» и «Постиндустриальной экономики» знания являются важным этапом эволюционного развития.

Процессы внедрения искусственного интеллекта в образование имеют следующие характеристики:

- увеличение числа образованных людей к 2030 г. более чем в два раза преимущественно за счет развивающихся стран;

- выйти на передовые позиции в области образования в Азии, Африке и Латинской Америке;

- смещение оценки квалификационного уровня в сторону умений и навыков выполнения конкретных рабочих задач;

- снижение темпов увеличения доходов квалифицированных работников в результате увеличения их веса на рынке труда;

- смена профессий с использованием цифровизации и возможностей удаленной работы;

- изменение факторов спроса и предложения на образовательные услуги в связи с увеличением доли альтернативных способов предоставления образовательных услуг (онлайн-платформы, открытые онлайн-курсы и т.д.);

- переход к "мобильному образованию" с помощью цифровых материалов, адаптированных для смартфонов, планшетов и другого мобильного оборудования;

- использование технологий блокчейн для оценки образовательных результатов.

Зрелым ученым-экономистом в области экономики труда, академиком К.Абдурахмановым и его научным коллективом проведен анализ изменений на рынке труда в условиях внедрения искусственного интеллекта, выявлены важные аспекты развития человеческого капитала для конкурентоспособности предприятий в условиях автоматизации рабочих мест [1]. Также в исследовании другого отечественного ученого были изучены институциональные аспекты развития человеческого капитала в условиях цифровой экономики и внесены научно обоснованные предложения по его дальнейшему совершенствованию [2]. Процессы интенсивного развития цифровой инфраструктуры образовательных учреждений, подготовки кадров с современными цифровыми компетенциями, обновления специальностей и образовательных направлений с учетом тенденций на рынке труда, внедрения систем искусственного интеллекта в образовательную среду также освещаются нашими местными учеными [3]. Другой наш отечественный ученый провел исследования по одному из важных элементов человеческого капитала - использованию цифровых технологий в системе образования и внедрению систем дистанционного образования нового поколения [4].

В данном исследовании были изучены эмпирические и концептуальные исследования, связанные с вопросами анализа состояния цифрового развития человеческого капитала в условиях внедрения искусственного интеллекта и цифровой экономики, которые отражены в научных источниках в ряде онлайн баз данных, научные подходы в них систематизированы. В качестве базы данных исследования использовались открытые источники, отраженные в ежегодных статистических изданиях Агентства Республики Узбекистан по статистике, годовые отчеты профильных министерств и ведомств. Также в исследовательской работе использовались методы системного анализа, логики, индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнительного анализа, монографического анализа и группировки.

Однако сегодня ускоренная оцифровка учебных материалов и образовательных технологий может привести к резкому увеличению доли квалифицированного персонала во всем мире. Это, безусловно, приводит не только к снижению уровня вознаграждения за каждый квалификационный уровень, но и к повышению образовательных результатов и квалификационных требований. Такая реальность порождает необходимость скорейшего изменения системы профессионального образования. Потому что традиционно финансирование национальных систем образования, главным образом государством, должно учитыват это и распределяться с учетом национальных приоритетных интересов.

К 2030 году глобальные расходы на образование и профессиональную подготовку могут достичь в общей сложности 10 трлн долларов США. Потому что рост населения в странах с развивающейся экономикой в условиях расширения возможностей трудовой мобильности за счет цифровизации приводит к увеличению объема образовательных услуг и повышению квалификации в разных странах (рис. 1).

По данным Всемирного банка, число людей со школьным образованием в Азии и Африке к 2030 году достигнет 800 миллионов человек, в то время как число выпускников докторантуры достигнет 350 миллионов человек.

Это приведет к увеличению спроса на педагогических работников, то есть на рынке труда составит 100 млн человек. Самые высокие показатели ожидаются в профессиональном

образовании, что во многом связано с изменением роли преподавателя в связи с увеличением спроса на преподавателей. Это позволяет учитывать доли на рынке образовательных услуг.

7.1

5.4 6.2 ■

3 2 3.8 4.1 ■

1

9.8

I

Рисунок 1. Объем финансовых ресурсов на мировом рынке образовательных услуг (млрд долларов США) [5]

Анализ международной академической мобильности позволяет прогнозировать поток трудовых мигрантов в будущем, а также распределение стран по глобальным или региональным приоритетам.

В Узбекистане за последние годы система образования также претерпела обновления, включающие процесс цифровой специализации. Создание специальных школ, позволяющих готовить молодежь к цифровым навыкам со школьного возраста, можно рассматривать как важное направление цифрового развития человеческого капитала. Примерами могут служить специальные школы аль-Хорезми и "1Т"-школы, специализирующиеся на углубленном преподавании предметов по ИКТ и ИИ.

Если в 2020 году было открыто 14 основных "1Т"-школ, то в 2021 году начали свою деятельность еще 86 таких школ. К 2023 году количество специализированных школ планируется увеличить до 205. То есть из этого рисунка видно, что охват цифровым образованием молодежи страны за последние годы резко увеличился (рисунок 2).

150

8 «

Рисунок 2. Количество специализированных "¡Г'-школ [6]

Рисунок 3. Количество негосударственных образовательных учреждений по направлению "¡7" на 2022 год [,7]

О ГО А П.

м сч

0 сч

иэ

01

о ш т

X

<

т о х

X

На территории республики насчитывается 150 негосударственных образовательных учреждений, специализирующихся в области "IX", почти 70% из которых расположены в столице. В Ташкентской области действует 12 таких центров, в Республике Каракалпакстан - 7, в Хорезмской области - 6, в Навоийской области - 5, в Андижанской области - 5 (рисунок 3).

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что в именно регионах с развитой цифровой инфраструктурой образовательных учреждений, специализирующихся в области "1Т", больше, и специалистов в этой области достаточно.

Что касается профессионального образования, то, по данным Министерства высшего образования, науки и инноваций, стало известно, что информация о выпускниках профессиональных колледжей и учреждений профессионального образования фиксируется соответствующими министерствами. Стало известно, что информация о выпускниках колледжей и учреждений профессионального образования, специализирующихся в сфере ИКТ, фиксируется Министерством цифровых технологий и Агентством статистики.

Таблица 1

Информация о выпускниках колледжей и учреждений профессио-

Направления 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020 2020/2021 2021/22022

Компьютерные технологии и информатика (тыс. чел.) 157,418 118,519 59,117 11,808 3.357 3,200

Связь, ин- форматизация и телекоммуникационные технологии (тыс. чел.) 25,067 19,738 12,333 4,378 0,249 0,230

количества высших учебных заведений в этой сфере и уровня их охвата.

Важнейшей стратегической задачей является повышение качества и эффективности системы образования в Узбекистане, формирование современных знаний и навыков у учащихся и студенческой молодежи, обеспечение тесного сотрудничества и интеграции между системами образования и сферой науки, преемственности и неразрывности образования. Поэтому принимаются меры по созданию национальной системы образования, способной выдержать конкуренцию мирового уровня, совершенствованию учебников и учебно-методических пособий на основе современных требований, созданию их нового поколения, подготовке специалистов 21 века на основе оптимизации учебных программ и стандартов.

В приоритетных направлении Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы по реализации справедливой социальной политики, развитию человеческого капитала и Стратегии "Цифровой Узбекистан-2030" определены задачи увеличения количества выпускников высших учебных заведений, готовящих кадры в сфере информационно-коммуникационных технологий, выпускников учреждений среднего специального профессионального образования со средним уровнем компетенции в области информационных технологий. В рамках реализации этих целей были созданы новые ВУЗы, специализирующиеся в области "1Т". В существующих ВУЗах было увеличено количество направлений и специальностей искусственного интеллекта и "1Т" (таблица 2).

Таблица 2

ВУЗы, готовящие кадры в сфере "¡Т", образовательные направления и специальности в них [9]

На официальном сайте Агентства статистики представлена информация о количестве учащихся в профессиональных колледжах по направлениям двух специальностей: "Компьютерные технологии и информатика" и "Связь, информатизация и телекоммуникационные технологии". С отменой политики обязательного профессионального образования и возвращением к 11-летней системе среднего образования число учащихся в колледжах и профессионально-технических школах за последние пять лет сократилось. В свою очередь, уменьшился охват образовательных направлений в сфере ИКТ. Однако в связи с возобновлением деятельности некоторых профессиональных колледжей в качестве профессиональных учебных заведений и техникумов количество образовательных направлений в сфере ИКТ и охват их обучающихся вновь стали увеличиваться.

Согласно результатам исследования, уровень образования работников, занятых в сфере информационных технологий в республике, распределился следующим образом, то есть оказалось, что наибольшая доля в этом отношении приходится на среднее специальное (50,0 %), более чем на треть высшее (39,0 %), а наименьшая доля приходится на среднее или неполное среднее (11,0 %) образование. Важно подготовить кадры, обладающие компетенцией в области разработки и внедрения искусственного интеллекта в стране. Поэтому целесообразно создать необходимые условия для увеличения

№ Название ВУЗа Бакалавр Магистрата

1 Национальный университет Узбекистана 4 7

2 Ташкентский государственный технический университет 2 -

3 Ташкентский государственный экономический университет 2 1

4 Ташкентский государственный педагогический университет 1 2

5 Андижанский государственный университет 2 1

6 Бухарский государственный университет 2 1

7 Бухарский инженерно-технологический институт 2 2

8 Гулистанский государственный университет 1 1

9 Джизакский политехнический институт 1 -

10 Каракалпакский государственный университет 1 1

11 Каршинский государственный университет 2 -

12 Наманганский государственный университет 1 2

13 Наманганский инженерно-строительный институт- 1 2

14 Самаркандский государственный университет 2 1

15 Термезский государственный университет 3 1

16 Ургенчский государственный университет 1 -

17 Ферганский государственный университет 1 -

18 Джизакский государственный педагогический институт 1 1

19 Коканский государственный педагогический институт 1 1

20 Навоийский государственный педагогический институт 1 1

21 Нукусский государственный педагогический институт 1 1

22 Чирчикский государственный педагогический институт 1 -

23 Ташкентский университет информационных технологий (ТУИТ) 10 21

24 ТУИТ, Карши 5 2

25 ТУИТ, Нукус 5 2

26 ТУИТ, Самарканд 5 2

27 ТУИТ, Ургенч 5 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 ТУИТ, Фергана 5 2

29 Международная исламская академия Узбекистана 1 -

Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми и Научно-исследовательский институт развития цифровых технологий и искусственного интеллекта открыли направление послевузовского образования по специальности "Цифровые технологии и искусственный интеллект". Всего выделены 33 целевые квоты на фундаментальные докторские исследования и стажировки в области ИИ.

По данным Агентства по статистике при Президенте Республики Узбекистан, в рамках учебных программ, связанных с ИКТ, в действующих высших учебных заведениях создано более 30 курсов бакалавриата и магистратуры по направлению "Информационные технологии". В то же время количество выпускников в 2021-2022 учебном году увеличилось на 78% по сравнению с 2016-2017 учебным годом.

Рисунок 4. Количество выпускников высших учебных заведений в сфере ИКТ [11]

Значительно увеличилось и число выпускников магистратуры - с 95 в 2017/2018 учебном году до 237 в 2020/2021 учебном году. В 2021/2022 учебном году это число было увеличено до 420.

Таблица 3

Перечень высших образовательных учреждений и научных организаций, в которых с 2021/2022 учебного года поэтапно начинается подготовка кадров по направлению «Искусственный интеллект»

№ Наименование организации Параметры приема на грантов начало учебного год эй основе и а

Бакалавриат Учебный год Магистратура Учебный год

1. Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий 30 С 2021/2022 учебного года 10 С 2021/2022 учебного года

2. Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улуг-бека 25 С 2022/2023 учебного года 10 С 2021/2022 учебного года

3. Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова 25 С 2023/2024 учебного года 5 С 2022/2023 учебного года

4. Самаркандский государственный университет имени Шарафа Рашидова 20 С 2022/2023 учебного года 5 С 2021/2022 учебного года

5. Научно-исследовательский институт развития цифровых технологий и искусственного интеллекта 10 С 2021/2022 учебного года

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан ПП-4996 от 17 февраля 2021 года "О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта", утвержден перечень высших образовательных учреждений и научных организаций, в которых с 2021/2022 учебного года поэтапно начинается подготовка кадров по направлению «Искусственный интеллект» на грантовой основе (таблица 3).

Также утвержден перечень высших образовательных учреждений (15), в которых внедряются учебные курсы и предметы по прикладному применению технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики, социальной сфере и системе государственного управления. Предусмотрено с 2021 года ежегодное целевое выделение квоты по 5 человек для обучения в базовой докторантуре и для стажеров-исследователей в области искусственного интеллекта.

Подготовка кадров в области ИКТ и искусственного интеллекта также налаживается в зарубежных и негосударственных ВУЗах. В частности, к ним относятся Университет Инха в Ташкенте (Южная Корея), Вебстерский университет в Ташкенте (США), Туринский политехнический университет в Ташкенте (Италия), Университет Амити в Ташкенте (Индия).

Наиболее внедренными и востребованными на рынке труда за последние пять лет программами магистратуры были "Телекоммуникационный инжиниринг", "Компьютерный инжиниринг" (Проектирование компьютерных систем), "Информационная безопасность" и "Разработка программного обеспечения". Кроме того, при Министерстве занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан создана национальная система переподготовки специалистов с навыками в области "IT", которая включает в себя специальные курсы "IT", предназначенные для безработных граждан. Информация о переподготовке специалистов в области информационных технологий предоставляется Министерством занятости и сокращения бедности.

Согласно этим данным, по состоянию на 2022 год более 7000 безработных граждан по всему Узбекистану прошли обучение, переподготовку или повышение квалификации в области "IT" в течение 10 месяцев, большинство из них получили квалификацию в области мобильной робототехники (11%), компьютерного инжиниринга (8,6%), и "Back-End Development" (8,3%). Наибольшая доля участников в разрезе регионов соответствует Ферганской (11 процентов), Наманганской (10,5 процента) и Сурхандарьинской (9,1 процента) областям (рис. 5).

Рисунок 5. Курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в сфере "ИТ", (%)[13]

Также в январе 2021 года "IT-Park" подписал меморандум о сотрудничестве с Министерством занятости и сокращения бедности, положив начало совместной реализации проекта

I I

О DD А J=

J

<

GO О

"Future Skills Uzbekistan". Целью данного проекта является увеличение количества высококвалифицированных специалистов "IT" за счет комплексной программы обучения информационным технологиям.

Проект направлен на совершенствование системы профессионального образования в этом направлении. В рамках проекта около ста человек из числа зарегистрированных в базе данных "Молодежная тетрадь" выпускников школ, абитуриентов с высшим образованием и безработных, пройдут обучение профессиям, пользующимся высоким спросом на рынке информационных технологий в каждом регионе Узбекистана. Проект включает в себя три основных этапа:

- профессиональное образование и подготовка специалистов в области "IT".

- оценка компетенций специалиста "IT" и выдача квалификационного паспорта.

- содействие "1Т"-специалисту в поиске работы и самозанятости (фрилансер)..

73,22

Рисунок 6. Количество безработных граждан, прошедших переподготовку в области "IT", (%)[14]

Из данных, представленных на рисунке 6, видно, что уровень обучения безработных граждан навыкам "IT" в Наманган-ской и Ферганской областях высок.

В стратегии "Цифровой Узбекистан-2030" определены программы цифровой трансформации регионов и отраслей, внедрения информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов, организация обучения основам компьютерного программирования путем привлечения 500 тысяч молодых людей в рамках проекта "Один миллион программистов".

На основе этой стратегии в 2019 году при поддержке Министерства развития информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан по инициативе "IT Park" стартовал образовательный проект «Один миллион узбекских программистов» (рис. 7).

Проект аналогичного формата по дистанционному обучению программистов стартовал в ОАЭ и получил название "One Million Arab Coders". Проект заключается в бесплатном обучении широкого круга населения на основе дистанционного образования цифровым технологиям через специализированный онлайн-портал. Цель программы — подготовить поколение профессионалов в этой области, вооружить их всеми средствами и навыками программирования. Проект охватывает четыре наиболее востребованные специальности на мировом рынке труда: "Data Analyst", "Android Developer", "FrontEnd Developer" и "Full-Stack Developer". Общий курс по каждому из них рассчитан на 120 часов занятий. Результатом каждого уровня будет подготовка лабораторных работ и получение соответствующих сертификатов.

10,45 7 ,11 .

Рисунок 7. Распределение участников проекта "Один миллион узбекских программистов" по возрастному составу, (%)[15]

На сегодняшний день более миллиона человек приняли участие в программе "Один миллион узбекских программистов", из которых почти 500 000 получили свидетельство об окончании, и почти 700 000 получили сертификат об участии. Из них 54,8% составляют мужчины и 45,2% - женщины. Кроме того, участниками программы в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет (почти 84%), в частности студенты в возрасте 13-17 лет (73,2%). В разрезе регионов наибольшая доля участников программы приходится на Андижанскую (16,75%), Наманганскую (15,52%) и Самаркандскую (14,13%) области. Наименьшая доля приходится на Сырдарьинскую, Кашкадарьинскую и Бухарскую области.

Также определены задачи по дальнейшему совершенствованию предоставления электронных государственных услуг, поэтапному созданию во всех районах и городах на базе действующих образовательных учреждений свыше 200 специализированных школ с углубленным изучением информатики и информационных технологий для творческого развития и обучения учащихся основам компьютерного программирования [16].

Этот проект обеспечивает дистанционное обучение населения через специальный онлайн-портал. На первом этапе проект включает следующие четыре специальности, востребованные на мировом рынке труда:

- анализ данных;

- Android - разработки;

- FrontEnd - разработки;

- FullStack - разработки.

Общий курс рассчитан на 120 часов обучения. В конце каждого этапа участники готовят лабораторную работу и получают специальные сертификаты. Выпускники, успешно окончившие курс, могут побороться за гранты и продолжить обучение в одной из более чем 100 программ Nanodegree на платформе Udacity.

Если ориентироваться на информацию международной научно-исследовательской организации, то в 2020 году Oxford Insights и Международный исследовательский центр опубликовали третье издание Индекса готовности правительств к ИМ. Индекс оценивает готовность правительств внедрять технологии искусственного интеллекта при предоставлении государственных услуг своим гражданам.

Первые пять позиций рейтинга занимают США, Великобритания, Финляндия, Германия и Швеция, что отражает тот факт, что Северная Америка и Западная Европа являются регионами с высокими общими показателями готовности к искусственному интеллекту. Самые низкие средние показатели зафиксированы в Центрально-Азиатском регионе. Узбекистан занимает 95 место среди 172 стран с 37,171 баллом (максимальный балл - 100) в списках индекса.

Общий балл рассчитывается на основе десяти показателей: стратегия, управление и этика, цифровой потенциал, эластичность, охват, инновационные возможности, человеческий капитал, инфраструктура, доступность и качество данных. Каждый из показателей оценивался по 100-балльной шкале. В целом, Узбекистан оценивается ниже среднего по каждому показателю (рис. 8).

Рисунок 8. Показатели индекса готовни правительства правительства Узбекистана к ИИ [17]

Одним из важнейших показателей с точки зрения применения технологии ИИ является человеческий капитал. По Индексу готовности к искусственному интеллекту для Узбекистана этот показатель составляет 34,31, что очень мало по сравнению с показателями лидеров индекса. Ни для кого не секрет, что внедрение технологий ИИ в нашей стране может быть осуществлено только с помощью квалифицированных специалистов, а применение ИИ в различных сферах - только с помощью специалистов, обученных цифровым навыкам.

Учитывая все это, приняты указы и постановления Президента Республики Узбекистан "О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан", "О мерах по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры цифровой экономики и системы «Электронное правительство»", "О мерах по дальнейшей модернизации цифровой инфраструктуры в целях развития цифровой экономики", "О дополнительных мерах по внедрению цифровой экономики, электронного правительства, а также информационных систем в государственном управлении Республики Узбекистан", "О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта",, "О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства", "О мерах по повышению качества образования и развитию научных исследований в области математики", "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования в области информационных технологий, развитию и интеграции научных исследований с IT-индустрией" и др.

В настоящее время искусственный интеллект широко внедряется в систему образования во всех странах мира. ЮНЕСКО выдвинула следующие принципы внедрения искусственного интеллекта в образование, а именно, обеспечение использования искусственного интеллекта в образовании на одинаковой и равноправной основе для всех; использование искусственного интеллекта для улучшения образования и профессиональной подготовки; содействие развитию навыков работы и жизни в эпоху искусственного интеллекта; обеспечение прозрачности и использования учебных материалов под котнролем [18].

Искусственный интеллект также внедряется и в общеобразовательных школах Узбекистана. Агентство по развитию Президентских, творческих и специализированных школ при Кабинете Министров в сотрудничестве с компаниями "Integrated

Technology Laboratory LLC" и "INTELA EDUCATION UZBEKISTAN" внедряет современные информационные технологии в образовательную систему. В рамках сотрудничества планируется внедрение в Президентских, творческих и специализированных школ технологий блокчейна и искусственного интеллекта, а также информационных образовательных систем (Digital Diplomas), дистанционного (онлайн) обучения (Moodle, Canvas, BalckBoard) и облачных технологий.

Также в структуре Министерства цифровых технологий был создан департамент по внедрению и развитию технологий искусственного интеллекта. По инициативе министерства в Фергане действуют 10 «Умных школ». Программа «Умная школа» разработана местными специалистами, в том числе учеными и преподавателями Ургенчского государственного университета, Ургенчского филиала Ташкентского университета информационных технологий и общества с ограниченной ответственностью "Mustafo Software". Программа «Умная школа» позволяет проводить анализ эффективности качества образования в школах, прозрачности системы оценки преподавателей и ряда других показателей с помощью искусственного интеллекта.

В заключение отметим, что стремительное развитие цифровой экономики, как и во всех отраслях и сферах, также широко внедряется в современные информационно-коммуникационные технологии в образовании. В частности, с целью совершенствования цифровых навыков в сфере образования на основе стратегии "Цифровой Узбекистан-2030" проводятся следующие мероприятия:

- создание возможностей для овладения цифровыми навыками путем предоставления цифровых технологий учащимся на начальном этапе образовательной карьеры, развитие аналитического и критического мышления, предоставление молодежи необходимых в будущем знаний и навыков в условиях масштабной цифровой трансформации;

- создание и внедрение единой платформы дистанционного образования для дальнейшего внедрения во все направления образования;

- внесение постоянных изменений в основные учебные программы общеобразовательных школ с целью повышения общего уровня использования цифровых технологий учащимися;

- внедрение в образовательную систему высокоэффективной международной практики, направленной на организацию обучения в области технологических профессий и инновационной деятельности;

- увеличение числа выпускников высших учебных заведений, готовящих кадры в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также выпускников учреждений среднего специального профессионального образования со средним уровнем компетенции в области информационных технологий;

- совершенствование методов преподавания информатики в общеобразовательных школах путем стимулирования участия организаций в области информационных технологий в образовательных процессах;

- организация лабораторий по применению и изучению «Интернета вещей», робототехники, технологий искусственного интеллекта в соответствующих областях высших учебных заведений, а также привлечение иностранных предприятий в эту сферу;

- цифровизация учебных материалов в образовании путем обеспечения разработки и поддержки единого государственного требования к использованию форматов цифровиза-ции бумажных носителей;

- развитие и популяризация научно-исследовательских работ в области цифровых технологий, совершенствование их организационных механизмов;

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

fO CS

о

CS

to

о ш m

X

<

m О X X

- проведение республиканских конкурсов и мероприятий, способствующих созданию идей и новых технологий;

- разработка и определение направления создания новых поисковых систем, в том числе решений для поиска и идентификации аудио- и видеоматериалов, использования семантики при поиске и извлечении информации, новых технологий в системе машинного перевода, а также разработка новых алгоритмов и технологии машинного обучения;

- проведение научно-исследовательских работ по крупномасштабному сбору данных, анализу и накоплению знаний, включая новые методы и алгоритмы для крупномасштабного сбора, хранения и интеллектуального анализа данных, новые методы и программы для распространения крупномасштабных данных, а также новые методы и программное обеспечение для прогнозного моделирования сложных инженерных решений;

- создание новых высокоуровневых систем вычислений и хранения данных, в том числе новых алгоритмов параллельных вычислений, новых суперкомпьютерных технологий и программ, новых технологий связи и протоколов взаимодействия для повышения отказоустойчивости и сокращения времени обмена между элементами системы, а также проведение исследований в области сокращения времени обмена между элементами системы, создание новых программ для высокопроизводительных и надежных систем хранения данных;

- разработка алгоритмов робототехнических комплексов и взаимодействия людей, совершенствование инфраструктуры сетей передачи данных, встроенных датчиков и сенсорных сетей, а также создание программного обеспечения для реализации различных моделей предоставления «облачных» услуг;

- реализация национального механизма квалификации кадров в направлении цифровизации во взаимодействии с центрами крупных международных предприятий;

- дальнейшее совершенствование электронных образовательных ресурсов для систем дошкольного, среднего и высшего образования, а также обеспечение использования отечественных и мировых образовательных ресурсов;

- развитие человеческого капитала, в том числе развитие профильного образования и популяризация профессий IT-сферы, улучшение институциональных условий для IT-пред-приятий и снижение административных барьеров [19].

В системе государственного образования страны искусственный интеллект развивается в двух направлениях:

- первое направление - это решение различных проблем с усвоением материала у студентов. Искусственный интеллект навязывает знания учащимся и информирует учителей об их уровне мастерства;

- второе направление - это обеспечение контроля студентов во время тестирования и экзаменов. В случаях нарушения правил в этой системе искусственный интеллект сразу сообщает проктору - специалисту, который отвечает за мониторинг процесса тестирования.

Литература

1. Абдурахманов К.Х. Трансформация рынка труда в условиях внедрения искусственного интеллекта. экономика труда. Том 10, Номер 2, Февраль 2023. Russian Journal of Labor Economics ISSN 2410-1613;

2. G Abdurakhmanova. The role of the digital economy in the development of the human capital market. International Journal of Psychological Rehabilitation, Vol.24, Issue 07, 2020. Issn: 1475-7192.

3. И. Алимардонов. Ра^амли технологиялардан таълим тизимида самарали фойдаланиш. "Iqtisodiyot va innovatsion texnologiyalar" ilmiy elektron jurnali. № 3, may-iyun, 2021 yil.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. M Абдуллаев. Талабаларга таълим беришда ра^амли технологиялардан фойдаланишнинг ахамияти. "Iqtisodiyot va innovatsion texnologiyalar" ilmiy elektron jurnali. № 3, may-iyun, 2020

5. Building Knowledge Economies: Advanced Strategies for Development /The World Bank official website: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/6853.

6. Human capacity in the field of digital development of Uzbekistan. Analytical review. © UNDP, 2022 (www.uz.undp.org).

7. Давлат Статистика Агентлигининг 2022 йил якуни буйича расмий сайтидаги маълумоти.

8. Узбекистан Республикаси фнунчилик маълумотлари миллий базаси (https://lex.uz/docs/5297046#5298678).

9. Узбекистан Республикаси Президентининг «Ра^амли Узбекистан — 2030» стратегиясини тасди^лаш ва уни самарали амалга ошириш чора-тадбирлари тугрисида"ги фар-мони//^онун хужжатлари маълумотлари миллий базаси, 06.10.2020 й., 06/20/6079/1349-сон.

10. Oxford Insight -The Government Readiness Index ('20). https://www.oxfordinsights.com/government-ai-readiness-index-2020

11. Как искусственный интеллект может улучшить образование? // https://www.unesco.org/ru/articles/kak-iskusstvennyy-intellekt-mozhet-uluchshit-obrazovanie.

12. Узбекистан Республикаси Президентининг "Ра^амли Узбекистан - 2030" стратегиясини тасди^лаш ва амалга ошириш чора-тадбирлари тугрисида"ги Фармони //^онун хужжатлари маълумотлари миллий базаси, 22.11.2018 й., 07/18/4022/2199-сон; 31.12.2020 й.

The state of digital development of human capital in Uzbekistan Goyipnazarov S.B.

Tashkent State University of Economics

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49

This article analyzes the state of digital development of human capital at the national level in Uzbekistan and the main trends in it. In particular, the changes in the educational system under the conditions of the introduction of artificial intelligence of the digital economy, as well as educational reforms implemented in this area, are analyzed in detail. In this study, empirical and conceptual studies related to the analysis of the state of digital development of human capital in the context of the introduction of artificial intelligence and the digital economy were studied, which are reflected in scientific sources in a number of online databases, scientific approaches in them are systematized and scientifically based proposals for further improvement of this area are developed. The research also developed scientific proposals and recommendations on the development of human capital and digital skills in the conditions of Uzbekistan. Keywords: state of digital development of human capital, digital development of human

capital, artificial intelligence, digital human capital. References

1. Abdurakhmanov K.H. Transformation of the labor market under the conditions of

introduction of artificial intelligence. economy is labor. Volume 10, Number 2, February 2023. Russian Journal of Labor Economics ISSN 2410-1613;

2. G Abdurakhmanova. The role of the digital economy in the development of the

human capital market. International Journal of Psychological Rehabilitation, Vol.24, Issue 07, 2020. Issn: 1475-7192.

3. I. Alimardonov. Effective use of digital technologies in the educational system.

"Iqtisodiyot va innovatsion teknolonik" scientific electronic journal. No. 3, May-June, 2021.

4. M Abdullaev. The importance of using digital technologies in student learning.

"Iqtisodiyot va innovatsion teknolonik" scientific electronic journal. No. 3, May-June, 2020.

5. Building Knowledge Economies: Advanced Strategies for Development / The World

Bank official website: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/6853.

6. Human capacity in the field of digital development of Uzbekistan. Analytical review.

© UNDP, 2022 (www.uz.undp.org).

7. Information on the official website of the State Statistics Agency at the end of 2022.

8. National database of legal information of the Republic of Uzbekistan

(https://lex.uz/docs/5297046#5298678).

9. The order of the President of the Republic of Uzbekistan "On the approval of the

Digital Uzbekistan - 2030" strategy and measures for its effective implementation// National database of legislation, 06.10.2020, No. 06/20/6079/1349.

10. Oxford Insight - The Government Readiness Index ('20). https://www.oxfordinsights.com/government-ai-readiness-index-2020

11. How can artificial intelligence improve education? // https://www.unesco.org/ru/articles/kak-iskusstvennyy-intellekt-mozhet-uluchshit-obrazovanie.

12. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan on measures to approve

and implement the strategy "Digital Uzbekistan - 2030" // National database of legal documents, 22.11.2018, 07/18/4022/2199; 31.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.