Научная статья на тему 'Состояние среднего образования к середине 50-х годов, предпосылки реформы 1958г. В СССР'

Состояние среднего образования к середине 50-х годов, предпосылки реформы 1958г. В СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1848
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОТТЕПЕЛЬ / СССР / ХРУЩЕВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Торопова Н. В.

Уровень развития образования можно отнести к важнейшему показателю развития государства. В советское время наблюдалось непрерывное совершенствование общеобразовательной школы в результате проведения реформ, направленных на развитие и совершенствование системы образования. В данной работе рассматриваются предпосылки масштабной школьной реформы в СССР, направленной на политехнизацию школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние среднего образования к середине 50-х годов, предпосылки реформы 1958г. В СССР»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

УДК 94 (47)

Н.В.Торопова,

специалист, Администрация г.Челябинска,

ЮУрГГПУ, 2 курс г.Челябинск, РФ nwtoropova@mail. т

СОСТОЯНИЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К СЕРЕДИНЕ 50-Х ГОДОВ, ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМЫ 1958Г. В СССР

Аннотация

Уровень развития образования можно отнести к важнейшему показателю развития государства. В советское время наблюдалось непрерывное совершенствование общеобразовательной школы в результате проведения реформ, направленных на развитие и совершенствование системы образования.

В данной работе рассматриваются предпосылки масштабной школьной реформы в СССР, направленной на политехнизацию школы.

Ключевые слова:

реформа, образование, оттепель, СССР, Хрущев.

Одной из наиболее важных областей общественной жизни является образование. Состояние и развитие данной сферы оказывает непосредственное влияние на другие сферы жизни общества, и на развитие государства в целом. Партийное руководство СССР всегда очень внимательно относилось к проблемам образования и тщательно выстраивало политику в данной сфере. Перемены и нововведения в сфере образования часто были взаимосвязаны с крупными политическими изменениями внутренней жизни государства. Период так называемой «оттепели» также был отмечен существенными преобразованиями в данной сфере.

Реформы системы образования 1950-70-х гг. были связаны с либерализацией политики СССР, которая проводилась в правление Н.С. Хрущева. Но все же главные ее элементы разрабатывались еще в самом начале 1950-х гг. Именно тогда стало понятно, что экономика страны все больше становится подвержена активному и всестороннему влиянию научно-технического прогресса, в результате которого и появилась необходимость в подготовке квалифицированных трудовых кадров, к которым предъявлялись очень высокие требования, в связи с запросами государственной политики страны.

В СССР общеобразовательная школа являлась единственной формой среднего образования, которая с момента образования СССР как государства формировалась по типу единой, трудовой и политехнической системы.

В 1921 г. помимо 9-летней средней школы в СССР была также 7-летняя школа, а с 1923г. распространялись школы крестьянской молодёжи в сельской местности, с 1926 г.- фабрично-заводские семилетки в городской местности. К 1930 г. сложилась ситуация, при которой по всему СССР сформировались благоприятные условия для внедрения так называемого всеобуча [1, с.87 ].

ЦК ВКП(б) 25 июля и ЦИК и СНК СССР 14 августа 1930г. приняли постановления о введении с 19301931 учебного года повсеместного всеобщего обязательного начального обучения детей 8-10 лет. В свою очередь, в городах и рабочих посёлках вводилось всеобщее обязательное 7-летнее обучение. В результате нововведения была увеличена численность обучающихся в образовательных школах по стране.

Во время Великой Отечественной войны на территории СССР было уничтожено и разрушено 82 тыс. школ, в которых в довоенное время занимались около 15 млн. детей [1, с.87]. Но даже в этот непростой для страны период было сделано многое для развития среднего образования. В частности, были сформированы и организованы школы для рабочей и сельской молодёжи, а также был понижен возраст для приёма в первый класс с 8 до 7 лет. Кроме этого в стране была создана сеть пришкольных интернатов, были внедрены экзамены для получения аттестата зрелости, а также большое внимание было уделено военно-патриотическому воспитанию детей.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

После того, как Великая Отечественная война закончилась, была поставлена первоочередная задача в максимально короткие сроки восстановить народное хозяйство СССР, в том числе и сферу среднего образования. К первоочередным задачам в сфере среднего образования относились восстановление и укрепление средних школ на территориях, которые были освобождены от немецкой оккупации, а также введение всеобщего обучения детей по всему СССР.

Во второй половине 1940-х гг. в школе начались перемены. Попытки реформировать школу были вызваны реальными проблемами послевоенного общества: школа утратила свою роль и значение. У немногих подростков во время войны была возможность посещать школу, и уже в 1946г. вузы столкнулись с недобором выпускников общеобразовательных школ.

В 1952г. на очередном Х1Х-й съезде КПСС было принято решение о завершении перехода страны к всеобщему среднему образованию. Пока это относилось только к крупным промышленным и культурным центрам страны. А в дальнейшем необходимо было подготовить условия для введения всеобщего среднего образования в остальных городах СССР, а также и в сельской местности [2, с.79-80].

Решение сложившихся проблем не заставило себя ждать, и это проявилось в осуществлении восстановительной политики на территориях, где оккупация была уже позади. «Новая» школа была уже коммунистической, в нее внедрилась идеологическая система.

Необходимо отметить, что руководство страны всегда особо тщательно и внимательно выстраивало политику в сфере образования, поскольку воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической идеологии было важнейшим аспектом «строительства коммунизма» в СССР.

В октябре 1952г. прошел XIX съезде КПСС, на котором была обозначена новая государственная политика, направленная на обращение образования к экономическим потребностям страны. На съезде была предложена идея политехнического обучения в общеобразовательной школе, которая впоследствии и обусловила направление последующего развития системы среднего образования в СССР в период правления Н.С.Хрущева.

Инициация проектов реформ в образовании была начата с обсуждения существующих в данной области проблем. В процессе данного обсуждения был затронут обширный спектр вопросов дальнейшего развития среднего общего образования, в частности: «необходимо было завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах; подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях»[6].

В 1954-1955гг. научно-педагогическая общественность пришла к консенсусу о том, что приобщать детей к труду необходимо уже начиная с младшего школьного возраста. Если раньше в школе господствовало мнение о том, что в процессе обучения необходимо было, прежде всего, ориентироваться на подготовку учеников к поступлению в средние и высшие учебные заведения, то теперь данное мнение трансформировалось. Теперь во время обучения в вузах учащиеся должны было быть максимально приближены к работе на настоящем производстве

Этой же точки зрения придерживался и Н.С.Хрущев, который считал, что обучение в школе было оторвано от реальной жизни, а выпускники школ все так же не готовы к практической деятельности. А это можно было решить путем политехнизации средней школы, в рамках которой происходила перестройка системы образования, в части ухода от классической средней общеобразовательной школы.

По мнению Н.С.Хрущева, необходимо было перестроить учебную программу средней школы так, чтобы было больше производительной специализации, а выпускники имели качественное общее образование, открывающее возможности для высшего образования и, в то же время, были готовы к практической деятельности [3, с.16].

В итоге в обществе сложились разные точки зрения на реформирование среднего образования в СССР. Одна точка зрения заключалась в введении политехнизации школы. Другую позицию заняли приверженцы ограничения политехнизации школы, которые считали, что нет необходимости в параллельном привлечении школьников к труду на производстве во время учебы. Они считали, что школа должна быть, прежде всего, общеобразовательным учреждением, т.е. не учить определенной профессии, а давать лишь общие

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

политехнические представления.

Кроме того данную позицию поддерживала и научно-педагогическая общественность, которую не устраивала сама идея ликвидации верхней ступени традиционной средней общеобразовательной школы, которая формировалась десятилетиями. В связи с чем, по их мнению, предложенный проект, в сущности, перечеркивал весь опыт, который был накоплен за годы развития педагогической науки России.

Этой же точки зрения придерживался В.А.Сухомлинский, который полагал, что нельзя допускать доминирования прикладной, технической направленности школьного обучения над гуманитарной. Поскольку именно гуманитарные дисциплины закладывают у учащихся основы гражданственности и патриотизма, необходимые для воспитания подрастающего поколения в духе коммунизма. Так, с одной стороны, он высказывался против мнения сторонников «ограниченной» политехнизации школьного образования непосредственно в школах. Но, с другой стороны, он не принимал также и обесценивание гуманитарных знаний в цикле школьных дисциплин [5].

В феврале 1956г., в период «оттепели», прошел XX съезд КПСС, который стал важным этапом в процессе реформирования среднего образования в СССР. На данном съезде обсуждалась политехнизация средней школы, меры по введению которой, по мнению многих, были неэффективными и недостаточными.

В результате была принята модель политехнической школы со всеобщим неполным средним (восьмилетним) обязательным образованием. По окончании школы учащиеся в зависимости от своих индивидуальных предпочтений, а также от способностей и успеваемости могли продолжать образование в общеобразовательной политехнической школе с производственным обучением, либо в вечерней школе рабочей или сельской молодежи, либо в среднем профессионально-техническом училище [5].

Таким образом, XX съезд КПСС определил будущее советской школы. И 24 декабря 1958г. Верховным Советом СССР принимается закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [7].

Данный закон закреплял восьмилетнее всеобщее обязательное образование, в рамках которого молодежь была обязана готовиться к труду и общественно-полезной деятельности. А также и тот факт, что среднее образование осуществлялось на основе соединения обучения с производительным трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме [4, с.55].

Вышеуказанный закон стал главной целью реформы, направленной на подготовку технически грамотных кадров в области сельского хозяйства и промышленности. Он также стал основой для развития школы советского типа на период до середины 1960-х гг. И только время покажет результаты проведенной реформы, в частности ее поспешная реализация, которая не была до конца разработана, что привело впоследствии, к недосягаемости поставленных задач. Список использованной литературы:

1. Анайкина Л.И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР,1922-1991гг.: диссертация д.и.н. - М., 2001.- 326 с.

2. Паначин Ф.Г. Управление просвещением в СССР. - М.: Просвещение, 1977.- 208с.

3. Хрущев Н.С. Воспитывать активных и сознательных строителей коммунистического общества: речь на ХШ съезде ВЛКСМ 18 апреля 1958 г. -М.: Молодая гвардия, 1961.- 48 с.

4. Абакумов А.А., Кузин Н.П., Пузырев Ф.И., Литвинов Л.Ф. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов. 1917-1973 гг.- М.: Педагогика, 1974.- 559 с.

5. Пыжиков, А.В. Реформирование системы образования СССР в период оттепели (1953-1964 гг.) / А.В. Пыжиков // Вопросы истории. - 2004. - № 9. - С. 99-103. [Электронный ресурс].- URL: https://rabkrin.org/pyizhikov-a-v-reformirovanie-sistemyi-obrazovaniya-sssr-v-period-ottepeli-1953-1964-gg-statya/ (дата обращения 18.12.2019).

6. XIX съезд ВКП(б) - КПСС (5 - 14 октября 1952 г.). Документы и материалы. [Электронный ресурс].- URL: https://www.litmir.me/br/?b=209011&p=1 (дата обращения 01.12.2019).

7. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 24 декабря 1958 года. [Электронный ресурс].- URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (дата обращения 25.12.2019).

© Торопова Н.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.