Обобщая вышеизложенное, можно предположить, что люди с внутренней и внешней локализацией субъективного контроля и ответственности качественно отличаются друг от друга по своим личностным особенностям. Мы считаем, что это говорит не только о разных психологических характеристиках, свойственных интерналам и экстерналам, или разных ти-
Библиографический список
пах их самоопределения, самоактуализации, жизнедеятельности в целом, но и о противоположных, соотнесенных с континуумом интернальность-экстернальность, способах взаимодействия с окружающим миром. Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы нами планируется провести экспериментальное исследование.
1. Маслоу, А.Г. Самоактуализация. Психология личности. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1992.
2. Роджерс, К. К науке о личности // Ист. заруб. психологии. - М., 1986.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
4. Фромм, Э. Человеческая ситуация / под ред. Д.А. Леонтьева. - М., 1995.
5. Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник 1984-1985. - М., 1986.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
7. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. - М., 1965.
8. Поршнев, Б.Ф. Функция выбора - основа личности / Б.Ф. Поршнев, П.В. Симонов // Проблемы личности. - М., 1969.
9. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.
10. Пискунов, В.М. Психологические условия формирования ответственного поведения старшеклассников. - Киев, 1986.
11. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание личности. - М., 1972.
12. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992.
13. Lefcourt, H.M. Durability and Impact of Locus of Control Construct // Psychol. Bull. - 1992. - V. 112.
14. Bier, G. Cognitive complexity-simplicity and predicative behavior // J. of Abnormal and Social Psychology. - 1955. - V.51.
15. Бокова, О.А. Особенности субъективного контроля у людей юношеского возраста с различной выраженностью личностной ригидности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2002.
16. Weather, N.T. Valence of outcome and expectation of success in relation of task difficulty and perceived locus of control //J. of Personality and Social Psychology. - 1967. - V.7.
Bibliography
1. Maslou, A.G. Samoaktualizaciya. Psikhologiya lichnosti. / pod red. Yu.B. Gippenreyjter. - M., 1992.
2. Rodzhers, K. K nauke o lichnosti // 1st. zarub. psikhologii. - M., 1986.
3. Frankl V. Chelovek v poiskakh smihsla. - M., 1990.
4. Fromm, Eh. Chelovecheskaya situaciya / pod red. D.A. Leontjeva. - M., 1995.
5. Bakhtin, M.M. K filosofii postupka // Filosofiya i sociologiya nauki i tekhniki: ezhegodnik 1984-1985. - M., 1986.
6. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 1999.
7. Teyjyar de Sharden, P. Fenomen cheloveka. - M., 1965.
8. Porshnev, B.F. Funkciya vihbora - osnova lichnosti / B.F. Porshnev, P.V. Simonov // Problemih lichnosti. - M., 1969.
9. Slobodchikov, V.I. Psikhologiya cheloveka. Vvedenie v psikhologiyu subjhektivnosti / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - M., 1995.
10. Piskunov, V.M. Psikhologicheskie usloviya formirovaniya otvetstvennogo povedeniya starsheklassnikov. - Kiev, 1986.
11. Spirkin, A.G. Soznanie i samosoznanie lichnosti. - M., 1972.
12. Petrovskiyj, V.A. Psikhologiya neadaptivnoyj aktivnosti. - M., 1992.
13. Lefcourt, H.M. Durability and Impact of Locus of Control Construct // Psychol. Bull. - 1992. - V. 112.
14. Bier, G. Cognitive complexity-simplicity and predicative behavior // J. of Abnormal and Social Psychology. - 1955. - V.51.
15. Bokova, O.A. Osobennosti subjhektivnogo kontrolya u lyudeyj yunosheskogo vozrasta s razlichnoyj vihrazhennostjyu lichnostnoyj rigidnosti: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk. - Barnaul, 2002.
16. Weather, N.T. Valence of outcome and expectation of success in relation of task difficulty and perceived locus of control //J. of Personality and Social Psychology. - 1967. - V.7.
Статья поступила в редакцию 11.09.14
УДК 159.91
Glebov V.V. CONDITION OF CARDIO-VASCULAR SYSTEM AS AN ADAPTATION INDICATOR IN DEVELOPMENT OF A PERSON. In the research features of work of a cardiovascular system in the aspect of an adaptation process and dynamics of a person's age development are considered. It is noted that the cardiovascular system represents a functional system, which gives a chance to function and keep adequately a homeostasis of all complete organisms. Complex studying of a person's adaptation showed that the variability of a cardio rhythm (VCR) on the one hand is an indicator of regulatory processes occurring in a human body, and on the other hand one of the most perfect instruments of research. The obtained data on schoolkids and students showed that there are different levels of correlation dependences between values of VSR, sex, age and extent of adaptation to environmental conditions. It is noted that at the age of 12 the functionality of heart and independent mechanisms of regulation of its activity are imperfect. Complex research of school pupils and students showed changes of duration of rhythmic of VSR that are connected with arrhythmia in beat breath. It is noted that respiratory arrhythmia is brightly expressed at the age of 7-9 and decreases by 13-15 and again increases at 16-19 and then again gradually decreases.
Key words: adaptation, variability of a warm rhythm, psychophysiological development of an individual, homeostasis.
В.В. Глебов, канд. психол. наук, доц. РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]
СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
КАК АДАПТАЦИОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
В исследовании рассмотрены особенности работы сердечно-сосудистой системы в аспекте адаптационного процесса и динамики возрастного развития человека. Отмечается, что сердечно-сосудистая система представляет собой функциональную систему, которая дает возможность адекватно функционировать и сохранять го-меостаз всего целостного организма. Комплексные изучения адаптации человека показали, что вариабель-
ность сердечного ритма (ВСР) с одной стороны является индикатором регуляторных процессов происходящих в организме человека, а с другой стороны одним из наиболее совершенных инструментов исследования. Полученные данные по школьникам и студентам показали, что существуют разные уровни корреляционных зависимостей между значениями ВСР, полом, возрастом и степенью адаптации к условиям окружающей среды. Отмечено, что в 12-летнем возрасте функциональные возможности сердца и автономные механизмы регуляции его деятельности несовершенны. Комплексные исследования школьников и студентов показали изменения длительности ритмики ВСР, что связана с аритмией в ритме дыхания. Выявлено, что дыхательная аритмия ярко выражена в 7-9-летнем возрасте, которая уменьшается к 13-15 годам и снова возрастает в 16-19 лет, а затем постепенно снижается.
Ключевые слова: адаптация, вариабельность сердечного ритма, психофизиологическое развитие индивида, гомеостаз.
В различные возрастные периоды развития человека сердечно-сосудистая система (ССС) происходит ряд изменений, суть которых состоит в обеспечении повышенных потребностей растущего организма. Необходимо отметить, что ССС с ее многоуровневой регуляцией представляет собой функциональную систему, которая дает возможность адекватно функционировать и сохранять гомеостаз всего целостного организма, которая обеспечивается сложными нервно-рефлекторными и нейрогумораль-ными механизмами [1].
Сердечный ритм является наиболее объективной характеристикой функционального состояния ССС и зависят от многих факторов: возраста, пола, условий окружающей среды, рода деятельности индивида, нервно-психического состояния, температура тела и других факторов, что отражается на состоянии нейрогуморальных механизмов гомеостаза [2]. Вместе с этим известно, что активность ритма сердца уменьшается с возрастом, и связано с сохраняющимся симпатическим влиянием на кардиоритм [2].
При нормальном состоянии ССС человека промежуток времени между двумя соседними сердечными сокращениями имеет разную динамику. Эта динамика называется вариабельностью сердечного ритма (ВСР) [2].
ВСР - это индикатор общих регуляторных процессов происходящих в организме человека и один из наиболее совершенных инструментов ее исследования.
Рассматривая систему управления сердечным ритмом можно выделить два контура: центральный, который через нервные гуморальные каналы корректирует синусовый узел сердца и автономный - обеспечивает динамическую перестройку уровня функционирования синусового узла с дыхательными изменениями кровенаполнения сердечных полостей [1; 3].
Многоуровневая функциональная адаптационная система человека формируется при неразрывном взаимодействии физиологических и психологических компонентов приспособительных реакций, где важная роль в приспособительных реакциях принадлежит вегетативной нервной системе (ВНС).
Вегетативная организация в регуляции ССС человека имеет свои особенности в разные возрастные периоды развития. Так в течение детско-подросткового периода развития и вплоть до зрелого возраста происходит непрерывное и неравномерное развитие сердца и сосудов, которое выражается в увеличении массы и объема сердца, изменения соотношение его отделов и положение в грудной клетке, совершенствование нервной регуляция функционирования системы кровообращения и т.д. [1-3].
Сердечный орган и вся система кровообращения характеризуется значимым изменениям морфофункциональных показателей миокарда в возрасте 5-7 и 11-12 лет, в которых особенным является то, что морфологические перестройки сердечной мышцы всегда возникают раньше, нежели функциональные [2]. В эти два критических периода отмечается усиленные морфологические перестройки артериальных и венулярного звеньев и появления дистонических реакций ауторегуляции [1-3].
Подростковый возраст, который в развитии человека является одним из критических этапов онтогенеза, ярко выражен напряжением адаптационных механизмов, связанных с интенсивными нейрогуморальными изменениями [3]. На фоне стресогенной школьной среды к адаптационному потенциалу детей и подростков предъявляются дополнительные требования. В научных междисциплинарных исследованиях проблем адаптации отмечается ухудшение функционального состояния организма подростков в процессе адаптации к учебной деятельности [5].
Поэтому весьма конструктивным аспектом в обучении и воспитании школьников будет учет адаптационного потенциала организма учащихся на разных периодах возрастного развития. Он строится на законе психофизиологического развития организма человек: периоды максимальной восприимчивости сменяются периодами снижения сопротивляемости организма к воздействию факторов внешней среды [3; 6].
Известно, что в состоянии относительного физического и психического покоя у здорового человека преобладает автономный контур регулирования, имеющий достаточно широкий диапазон свободы колебания сердечной ритмики. Это позволяет в периоды стрессовых реакций подключать центральный контур управления для регуляции ритма сердца (снижения частоты сердцебиений) [1].
По данным разных исследований [1-12], выявлены разные уровни корреляционных зависимостей между значениями ВСР от пола, возраста, степени адаптации к условиям окружающей среды (антропогенной и социальной) [4]. Полученные результаты показали существование возрастно-половых различий в абсолютных значениях статистических характеристик сердечного ритма, которые выявили различие в регуляции функциональных систем среди мужского и женского пола исследуемых возрастов. Во всех возрастных группах (6-10; 11-14; 15-17; 18-23; 25-40; 41-60 лет) уровень симпатических влияний и централизация регулирования ритмики сердечных сокращений у представителей женского рода была выше, чем у мужского [3-12].
Отмечено, что в 12-летнем возрасте функциональные возможности сердца и автономные механизмы регуляции его деятельности несовершенны, что наблюдалось на экстракардиаль-ной регуляции сердечного ритма подростков. Все это, в конечном счете, отражалось на адаптации: отмечалось снижение адаптационных процессов ВСР и напряжением механизмов регулирования. Также наблюдалось, что нарушение больше выражено у девочек, чем у мальчиков [9; 12].
Комплексные исследования школьников и студентов показало небольшие изменения длительности межсистолических интервалов в ритме дыхания (дыхательная синусная аритмия) [1; 3; 5].Аритмии - это нарушение нормального ритма сердца, которое проявляется в учащении (тахикардия) или замедлении (брадикардия) сокращений сердца. Дыхательная аритмия ярко выражена в 7-9-летнем возрасте, которая уменьшается к 13-15 годам и снова возрастает в 16-19 лет, а затем постепенно снижается [1; 3].
При исследовании влияния стресс факторов среды на ВСР отмечается разнонаправленные реакции. Так при физической нагрузки отмечена значительная перестройка деятельности сердца в течение дня, недели, учебного года, которая имеет четкую взаимосвязь со здоровьем учеников, индивидуально-типологическими характеристиками индивида, с режимом учебных занятий [1; 2; 5; 7]. Разнонаправленную реакцию организма детей и подростков на повышение двигательной активности можно рассматривать как реакцию адаптивного ответа, которая необходима при реально существующей деятельности [8].
Исследование показало стойкое повышение активности симпатического отдела, активизацию центральных механизмов регуляции ВСР, что показывает об общем снижении уровня активности ССС и утомление организма к концу учебного года [1-12].
Известным является тот факт, что парасимпатическая ВНС является «положительной», т.к. она сдерживает реакцию ней-роэндокринных механизмов при различных стрессовых воздействиях, симпатическая ВНС усиливает регуляцию этих реакций («отрицательная система»).
С возрастными изменениями в организме человека наблюдается усовершенствование функциональных возможностей ССС. Оно проявляется в развитии и усложнения нейрогумораль-ные механизмов регулирования сердечной деятельности человека. Одновременно с этим наблюдается усиление холинерги-ческих влияний, оптимизируется взаимоотношения автономности и централизации в регуляции синусного ритма сердца [2].
Заключение. Таким образом, в развитии ССС человека выделяются этапы наиболее интенсивных преобразований центрального звена и периферического. Оно в первую очередь затрагивает регуляторную деятельность сердца и сосудов.
Вместе с этим в процессе возрастного развития системы кровообращения отмечается опережающие морфологические
Библиографический список
перестройки сердца, крупных сосудов и микроциркуляции, которые проявляются перед этапами интенсивного развития организма детей и подростков: росто-весовыми скачками, периодом полового созревания.
В связи с этим ССС представляет собой функциональную систему, которая дает возможность адекватно функционировать и сохранять гомеостаз всего целостного организма, которая обеспечивается сложными нервно-рефлекторными и нейрогумораль-ными механизмами. Используя данную функциональную систему как показатель состояния организма можно с успехом выявлять течение адаптационных процессов на разных стадиях развития человека.
1. Агаджанян, Н.А. Адаптация и резервы организма. - М., 1983.
2. Баевский, Р.М. Адаптационные возможности и понятие физиологической нормы / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева // Тезисы докладов XVIII съезда физиологического общества им. И.П. Павлова. - Казань; М., 2001.
3. Безруких, М.М. Педагогическая физиология / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин // Новые исследования: альманах // Физиология развития человека: материалы Междунар. науч. конф. - М., 2004.
4. Глебов, В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы // Вестник РУДН. - 2013. - № 5. - Сер.: «Экология и безопасность жизнедеятельности».
5. Глебов, В.В. Функциональное состояние школьников в условиях столичного мегаполиса / В.В. Глебов, М.Н. Даначева, Н.Ю. Сидель-никова // Вестник МГПУ. - 2012. - № 2(10). - Сер.: «Естественные науки».
6. Даначева, М.Н. Влияние экологических и гигиенических факторов на психофизиологическое состояние школьников в условиях мегаполиса / М.Н. Даначева, В.А. Назаров, В.В. Глебов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6(1).
7. Кузьмина, Я.В. Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса / Я.В. Кузьмина, В.В. Глебов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6(2).
8. Лавер, Б.И. Уровень здоровья и физического здоровья учащихся школ в условиях разного экологического состояния территории Москвы / Б.И. Лавер, В.В. Глебов // Вестник РУДН. - 2013. - № 5. - Сер.: «Экология и безопасность жизнедеятельности».
9. Назаров, В.А. Динамика информационных нагрузок в школе и психофункциональное развитие детей столичного мегаполиса / В.А. Назаров, В.В. Глебов, А.А. Марьяновский // Вестник РУДН. - 2012. - № 5. - Сер.: «Экология и безопасность жизнедеятельности».
10. Псеунок, А.А. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 8.
11. Сидельников, А.Ю. Психологические аспекты адаптационных процессов студентов к обучению в строительном вузе / А.Ю. Сидельни-ков, В.В. Глебов // Вестник МГСУ 2012. - № 9.
12. Glebov V., Arakelov G. Level of Schoolboys' Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014.
Bibliography
1. Agadzhanyan, N.A. Adaptaciya i rezervih organizma. - M., 1983.
2. Baevskiyj, R.M. Adaptacionnihe vozmozhnosti i ponyatie fiziologicheskoyj normih / R.M. Baevskiyj, A.P. Berseneva // Tezisih dokladov XVIII sjhezda fiziologicheskogo obthestva im. I.P. Pavlova. - Kazanj; M., 2001.
3. Bezrukikh, M.M. Pedagogicheskaya fiziologiya / M.M. Bezrukikh, V.D. Sonjkin // Novihe issledovaniya: aljmanakh // Fiziologiya razvitiya cheloveka: materialih Mezhdunar. nauch. konf. - M., 2004.
4. Glebov, V.V. Urovenj psikhofiziologicheskoyj adaptacii studentov na nachaljnom ehtape obucheniya v sisteme vihssheyj shkolih // Vestnik RUDN. - 2013. - № 5. - Ser.: «Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti».
5. Glebov, V.V. Funkcionaljnoe sostoyanie shkoljnikov v usloviyakh stolichnogo megapolisa / V.V. Glebov, M.N. Danacheva, N.Yu. Sideljnikova // Vestnik MGPU. - 2012. - № 2(10). - Ser.: «Estestvennihe nauki».
6. Danacheva, M.N. Vliyanie ehkologicheskikh i gigienicheskikh faktorov na psikhofiziologicheskoe sostoyanie shkoljnikov v usloviyakh megapolisa / M.N. Danacheva, V.A. Nazarov, V.V. Glebov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 6(1).
7. Kuzjmina, Ya.V. Dinamika adaptacii inogorodnikh studentov k usloviyam ehkologii stolichnogo megapolisa / Ya.V. Kuzjmina, V.V. Glebov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 6(2).
8. Laver, B.I. Urovenj zdorovjya i fizicheskogo zdorovjya uchathikhsya shkol v usloviyakh raznogo ehkologicheskogo sostoyaniya territorii Moskvih / B.I. Laver, V.V. Glebov // Vestnik RUDN. - 2013. - № 5. - Ser.: «Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti».
9. Nazarov, V.A. Dinamika informacionnihkh nagruzok v shkole i psikhofunkcionaljnoe razvitie deteyj stolichnogo megapolisa / V.A. Nazarov, V.V. Glebov, A.A. Marjyanovskiyj // Vestnik RUDN. - 2012. - № 5. - Ser.: «Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti».
10. Pseunok, A.A. Adaptacionnihe vozmozhnosti serdechno-sosudistoyj sistemih deteyj mladshego shkoljnogo vozrasta // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2007. - № 8.
11. Sideljnikov, A.Yu. Psikhologicheskie aspektih adaptacionnihkh processov studentov k obucheniyu v stroiteljnom vuze / A.Yu. Sideljnikov, V.V. Glebov // Vestnik MGSU 2012. - № 9.
12. Glebov V., Arakelov G. Level of Schoolboys' Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014.
Статья поступила в редакцию 21.09.14
УДК 316.6
Chernova M.A. THEORETICAL ANALYSIS OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS. The paper analyzes a concept of psychological culture. In the work the issues related to the development of psychological culture are discussed and methods of its formation in students, who will become teachers, are described.
Key words: psychological culture of a person, components of psychological culture, formation of psychological culture.
М.А. Чернова, канд. психол. наук, зав. каф. психологии Ставропольского гос. педагогического института, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]