С возрастными изменениями в организме человека наблюдается усовершенствование функциональных возможностей ССС. Оно проявляется в развитии и усложнения нейрогумораль-ные механизмов регулирования сердечной деятельности человека. Одновременно с этим наблюдается усиление холинерги-ческих влияний, оптимизируется взаимоотношения автономности и централизации в регуляции синусного ритма сердца [2].
Заключение. Таким образом, в развитии ССС человека выделяются этапы наиболее интенсивных преобразований центрального звена и периферического. Оно в первую очередь затрагивает регуляторную деятельность сердца и сосудов.
Вместе с этим в процессе возрастного развития системы кровообращения отмечается опережающие морфологические
Библиографический список
перестройки сердца, крупных сосудов и микроциркуляции, которые проявляются перед этапами интенсивного развития организма детей и подростков: росто-весовыми скачками, периодом полового созревания.
В связи с этим ССС представляет собой функциональную систему, которая дает возможность адекватно функционировать и сохранять гомеостаз всего целостного организма, которая обеспечивается сложными нервно-рефлекторными и нейрогумораль-ными механизмами. Используя данную функциональную систему как показатель состояния организма можно с успехом выявлять течение адаптационных процессов на разных стадиях развития человека.
1. Агаджанян, Н.А. Адаптация и резервы организма. - М., 1983.
2. Баевский, РМ. Адаптационные возможности и понятие физиологической нормы / РМ. Баевский, А.П. Берсенева // Тезисы докладов XVIII съезда физиологического общества им. И.П. Павлова. - Казань; М., 2001.
3. Безруких, М.М. Педагогическая физиология / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин // Новые исследования: альманах // Физиология развития человека: материалы Междунар. науч. конф. - М., 2004.
4. Глебов, В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы // Вестник РУДН. - 2013. - № 5. - Сер.: «Экология и безопасность жизнедеятельности».
5. Глебов, В.В. Функциональное состояние школьников в условиях столичного мегаполиса / В.В. Глебов, М.Н. Даначева, Н.Ю. Сидель-никова // Вестник МГПУ. - 2012. - № 2(10). - Сер.: «Естественные науки».
6. Даначева, М.Н. Влияние экологических и гигиенических факторов на психофизиологическое состояние школьников в условиях мегаполиса / М.Н. Даначева, В.А. Назаров, В.В. Глебов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6(1).
7. Кузьмина, Я.В. Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса / Я.В. Кузьмина, В.В. Глебов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6(2).
8. Лавер, Б.И. Уровень здоровья и физического здоровья учащихся школ в условиях разного экологического состояния территории Москвы / Б.И. Лавер, В.В. Глебов // Вестник РУДН. - 2013. - № 5. - Сер.: «Экология и безопасность жизнедеятельности».
9. Назаров, В.А. Динамика информационных нагрузок в школе и психофункциональное развитие детей столичного мегаполиса / В.А. Назаров, В.В. Глебов, А.А. Марьяновский // Вестник РУДН. - 2012. - № 5. - Сер.: «Экология и безопасность жизнедеятельности».
10. Псеунок, А.А. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 8.
11. Сидельников, А.Ю. Психологические аспекты адаптационных процессов студентов к обучению в строительном вузе / А.Ю. Сидельни-ков, В.В. Глебов // Вестник МГСУ 2012. - № 9.
12. Glebov V., Arakelov G. Level of Schoolboys' Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014.
Bibliography
1. Agadzhanyan, N.A. Adaptaciya i rezervih organizma. - M., 1983.
2. Baevskiyj, R.M. Adaptacionnihe vozmozhnosti i ponyatie fiziologicheskoyj normih / R.M. Baevskiyj, A.P. Berseneva // Tezisih dokladov XVIII sjhezda fiziologicheskogo obthestva im. I.P. Pavlova. - Kazanj; M., 2001.
3. Bezrukikh, M.M. Pedagogicheskaya fiziologiya / M.M. Bezrukikh, V.D. Sonjkin // Novihe issledovaniya: aljmanakh // Fiziologiya razvitiya cheloveka: materialih Mezhdunar. nauch. konf. - M., 2004.
4. Glebov, V.V. Urovenj psikhofiziologicheskoyj adaptacii studentov na nachaljnom ehtape obucheniya v sisteme vihssheyj shkolih // Vestnik RUDN. - 2013. - № 5. - Ser.: «Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti».
5. Glebov, V.V. Funkcionaljnoe sostoyanie shkoljnikov v usloviyakh stolichnogo megapolisa / V.V. Glebov, M.N. Danacheva, N.Yu. Sideljnikova // Vestnik MGPU. - 2012. - № 2(10). - Ser.: «Estestvennihe nauki».
6. Danacheva, M.N. Vliyanie ehkologicheskikh i gigienicheskikh faktorov na psikhofiziologicheskoe sostoyanie shkoljnikov v usloviyakh megapolisa / M.N. Danacheva, V.A. Nazarov, V.V. Glebov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 6(1).
7. Kuzjmina, Ya.V. Dinamika adaptacii inogorodnikh studentov k usloviyam ehkologii stolichnogo megapolisa / Ya.V. Kuzjmina, V.V. Glebov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 6(2).
8. Laver, B.I. Urovenj zdorovjya i fizicheskogo zdorovjya uchathikhsya shkol v usloviyakh raznogo ehkologicheskogo sostoyaniya territorii Moskvih / B.I. Laver, V.V. Glebov // Vestnik RUDN. - 2013. - № 5. - Ser.: «Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti».
9. Nazarov, V.A. Dinamika informacionnihkh nagruzok v shkole i psikhofunkcionaljnoe razvitie deteyj stolichnogo megapolisa / V.A. Nazarov, V.V. Glebov, A.A. Marjyanovskiyj // Vestnik RUDN. - 2012. - № 5. - Ser.: «Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti».
10. Pseunok, A.A. Adaptacionnihe vozmozhnosti serdechno-sosudistoyj sistemih deteyj mladshego shkoljnogo vozrasta // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2007. - № 8.
11. Sideljnikov, A.Yu. Psikhologicheskie aspektih adaptacionnihkh processov studentov k obucheniyu v stroiteljnom vuze / A.Yu. Sideljnikov, V.V. Glebov // Vestnik MGSU 2012. - № 9.
12. Glebov V., Arakelov G. Level of Schoolboys' Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014.
Статья поступила в редакцию 21.09.14
УДК 316.6
Chernova M.A. THEORETICAL ANALYSIS OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS. The paper analyzes a concept of psychological culture. In the work the issues related to the development of psychological culture are discussed and methods of its formation in students, who will become teachers, are described.
Key words: psychological culture of a person, components of psychological culture, formation of psychological culture.
М.А. Чернова, канд. психол. наук, зав. каф. психологии Ставропольского гос. педагогического института, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В статье анализируется понятие психологической культуры, обсуждаются вопросы, связанные с ее развитием, описываются методические приёмы формирования психологической культуры студентов-будущих учителей.
Ключевые слова: психологическая культура личности, компоненты психологической культуры, формирование психологической культуры.
Социально-экономическая реформа и происходящие изменения в современном российском образовании актуализируют проблему общекультурного развития студентов. В образовательной практике отмечены тенденции, свидетельствующие о важности и необходимости формирования психологической культуры в процессе обучения в вузе, так как она обеспечивает социальную ценность будущего специалиста, его адаптивность и жизнестойкость в современном мире и на рынке труда.
Перед вузами стоит важная задача подготовки специалистов, способных строить свою профессиональную деятельность в форме продуктивного сотрудничества, с учетом интересов других людей.
Психологические исследования феномена психологической культуры возникли в начале ХХ века в рамках психоаналитической теории личности (З. Фрейд). М. Мид, Р. Бенедикт рассматривали проблему взаимоотношений индивида с обществом и культурой. Антропологическое направление в исследовании культуры развивали американские исследователи А. Кребер и М. Херсковиц. В понимании ученых связь культуры и человека неразрывна, культура - основной способ жизни людей. Определяющая роль культуры в генезисе личностного развития ребенка была обоснована Л.С. Выготским.
В современных исследованиях психологическая культура представлена как:
• часть общей культуры, способствующей адекватному взаимодействию с окружающим миром (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, И.В. Дубровина, О.И. Мотков);
• самостоятельный психологический феномен, позволяющий человеку строить отношения с миром в широком смысле слова, самим собой и другими (Л.С. Колмогорова, Н.Ю. Певзнер, В.В. Семикин);
• личностное образование, подвергающееся постоянным изменениям извне отражающее индивидуальность его носителя (М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили).
Исследования Н.И. Исаевой, Л.Д. Деминой, Л.А. Лужбиной, И.А. Ральниковой, Л.М. Колмогоровой позволили выделить структуру психологической культуры, представленную совокупностью когнитивного, аффективного, мотивационного и поведенческого компонентов [1].
Психологические знания подразумевают душеведческую направленность мышления, интерес к стороннему человеку, владение элементами психологического познания: наблюдением, беседой и т.д. (Е.А. Климов).
В качестве главной составляющей психологической культуры личности выделяется эмоциональная устойчивость, как способность индивида противостоять эмоциональным раздражителям, отрицательно влияющим на результат ппедагогической деятельности.
Современный учитель, обладающий психологической культурой, должен одновременно обладать как эмоциональной устойчивостью, так и эмоциональной лабильностью. При этом способность к адекватному эмоциональному реагированию у ппедагога с высокой психологической культурой сочетается со способностью ценить, правильно понимать, искренне принимать переживания окружающих и уметь экспрессивно выражать свои собственные переживания.
Основу мотивационного компонента психологической культуры составляют ппедагогическая направленность и ценностные ориентации учителя (С.Л.
Рубинштейн, А.А. Бодалев, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Сластенин).
Истинно педагогическая направленность - это направленность на формирование личности студента посредствам преподаваемого предмета. Направленность на личность студента включает способность понимать студенчество, их интересы и затруднения; видеть перспективы личностного и профессионального развития студента. Ценностные ориентации рассматриваются нами как наиболее устойчивое психологическое свойство, которое является основой мотивации жизнедеятельности в целом, а профессиональной ппедагогической деятельности - в частности.
При рассмотрении поведенческого компонента психологической культуры учителя первостепенная роль принадлежит коммуникативным умениям. При этом ппедагогическая деятельность обретает свою форму и реализуется и как общение, и как система коммуникаций, в которых проявляется психологическая культура учителя.
В профессиональной деятельности учителя особую роль играет практический компонент его психологической культуры. К М. Романов характеризует данный компонент как внешнеповеденческий и указывает, что соответствующий блок психологической культуры учителя состоит из системы практических умений и навыков ппедагогического общения и взаимодействия с детьми [2].
В свою очередь надо признать некую несостоятельность прежней системы высшего образования, которая вступила в противоречие с общей ситуацией развития психологической культуры личности студента, обусловленной единством и преемственностью таких важных категорий, как «культура», «образованность», «компетентность». Содержательная сторона вузовского образования реально в значительной степени ориентирует студента на способы ппередачи готовых научных знаний по предмету.
Основные механизмы приобщения студентов к культуре остаются не задействованы в полной мере, входят в противоречие с традиционными способами организации образовательной деятельности, где отсутствует необходимость самостоятельного поиска, прогнозирования результатов, не требуется самопознание, самооценка уровней развития индивидуальной культуры. В данной ситуации необходимо актуализировать практическую составляющую психологической культуры.
Становление оптимального уровня психологической культуры будущих учителей может быть обеспечено на основе специально спроектированных образовательных программ, которые ориентированы на удовлетворение возрастных, личностных, профессиональных потребностей будущих специалистов, формирование умений применять психологические знания в повседневной жизни и профессиональной деятельности, развитие и совершенствование личностных качеств, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности [3].
Решение целого ряда задач по формированию психологической культуры связано с прикладными науками, такими как: «Психология и ппедагогика»,
«Культура делового общения», «Психодиагностика» и др. Их знания - не балласт для памяти студента. Они должны войти в систему мировосприятия, практического мышления образованного человека, его внутренних установок и привычек, использоваться как инструмент при решении жизненных проблем и задач в профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Дёмина, Л.Д. Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - №2.
2. Колмогорова, Л.С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования. - М., 2005.
3. Семикин, В.В. Психологическая культура в образовании человека. - СПб., 2002.
Bibliography
1. Dyomina, L.D. Strukturno-obrazuyuthie komponentih psikhologicheskoyj kuljturih prepodavatelya vihssheyj shkolih RF // Izvestiya Altayjskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2008. - №2.
2. Kolmogorova, L.S. Povihshenie psikhologicheskoyj kuljturih uchathikhsya kak problema sovremennogo srednego obrazovaniya. - M., 2005.
3. Semikin, V.V. Psikhologicheskaya kuljtura v obrazovanii cheloveka. - SPb., 2002.
Статья поступила в редакцию 12.08.14