Научная статья на тему 'Состояние сельской школы Мордовии в годы Великой Отечественной войны'

Состояние сельской школы Мордовии в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние сельской школы Мордовии в годы Великой Отечественной войны»

шцтн<мът$ оърсдзоясдше

СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ МОРДОВИИ в ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

C.B. Мишин, ст. преподаватель кафедры новейшей истории народов России, руководитель секции истории РУО при МГУ им. Н.П. Огарева

Великая Отечественная война негативно отразилась на всех сторонах жизнедеятельности советского человека и общества. Война повлияла и на систему школьного образования, особенно на селе. В течение ее первых двух лет произошло резкое сокращение ассигнований на просвещение, так как только за счет урезания различных поступлений бюджетной сферы государство могло увеличивать военные расходы. Возникли трудности с отоплением и освещением, с обеспечением школ, в первую очередь сельских, учебниками, тетрадями, учебно-наглядными пособиями. В Мордовии уже в 1941 г. ухудшилось обеспечение школ тетрадями. В некоторых районах -Инсарском, Ковылкинском, Торбеевском -обеспеченность тетрадями доходила лишь до 2-4 на ученика (см.: Талдин Н.В. Очерки истории мордовской школы. Саранск,

1956. С. 74).

Ощущалась нехватка бумаги, которая отчасти могла заменить тетради. Школьники писали на разных обрезках, старых газетах, использовали для письма старые канцелярские книги, сшивали тетради из афиш и плакатов. Один учебник часто приходился на несколько человек.

Война нарушила также сроки учебного процесса. В 1941 г. ни в одной школе Мордовии, даже в городской, ученики, начиная с 5-го класса, 1 сентября не приступили к занятиям. Около 50 тыс. школьников, за

исключением освобожденных по уважительным причинам, были задействованы на различных работах, в основном

сельскохозяйственных. Начавшийся в конце октября учебный год осложнялся проблемой, связанной с отоплением. Следует отметить, что школы немного лучше, чем учреждения культуры, обеспечивались дро-

вами, но и там из-за небольшого количества заготовленного топлива уже с декабря занятия стали проводиться с перерывами. На уроках учителя и ученики сидели в зимней одежде; там, где не было керосиновых ламп, занимались при коптилках и лучинах.

Однако главную проблему, возникшую сразу после начала Великой Отечественной войны, составлял большой отсев учащихся. Этому виной были многочисленные обстоятельства, и прежде всего то, что сельские подростки и дети должны были выполнять всю работу по дому и помогать в поле. Отсев происходил и по причине отсутствия одежды и обуви. Данные по РСФСР показывают, что 21 % учащихся в 1941 - 1942 гг. выбыл из-за отсутствия одежды и обуви (см.: Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. С. 374). По Мордовии этот процент был приблизительно таким же. Например, из школ Торбеев-ского района в 1942/43 учебном году всего отсеялось 611 чел., из них 207 чел. - из-за отсутствия одежды и обуви.

Что касается возрастных категорий, то в младших классах преобладающей причиной отсева была удаленность школ. Если до войны детей подвозили в школы на специально выделенных подводах, то теперь такой возможности не стало из-за отсутствия лошадей, а преодолевать ежедневно расстояние до школы в 8 - 10 км не всем представлялось возможным. По данным 20 районов республики, за сентябрь - декабрь 1941 г. из школ выбыло почти 12 тыс. учеников, причем учащихся 7 - 10-х классов из них было 8 012 чел. (см.: ЦГА РМ, ф.-р. 228, оп. 1, д. 847, л. 442). Подростки уходи-ли на производство, в школы ФЗО (око-

! ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ !

ло 5 %), в колхозы (10 %). Особенно высо- лагались в сельской местности. В них вос-ким процент отсева был в сельской мест- питывалось и обучалось около 8 тыс. ле-

ности, так как трудиться в колхозе, помогать старшим и учиться было практически невозможно из-за большой загруженнос-

тей, половину из которых составляли эвакуированные (там же. С. 44).

В годы войны школа, в особенности

ти работой. В следующие годы войны отсев сельская, испытывала острую потребность

из школ постепенно уменьшался, хотя оставался довольно высоким. За 1944/45 учебный год из всех сельских школ Мордовии он

в учительских кадрах, так как многие учителя в первые дни войны ушли на фронт. В связи с этим в больших масштабах гото-

составил около 9 тыс. чел., что было немно- вились учительские кадры. Но через пегим меньше, чем в первые годы войны (ЦГА дагогический и два учительских институ-РМ, ф.-р. 228, оп^ 3, д. 2, л. 257). та количество молодых педагогов не вос-

Наряду с высоким отсевом из школ сель- полняло число учителей, ушедших на фронт, ской местности увеличивалось количество Когда в 1942 г. особенно остро встала проблема нехватки учителей, была создана сеть 6- и 10-месячных учительских курсов. Подавляющее большинство (90 %) вы-

детеи, которые совершенно не посещали школу с 1-го класса. В 1942/43 учебном году около 10 % детей не было охвачено началь-

ным образованием. В школах Лямбирского пускников педагогических учебных за-района этот процент был выше (ЦЦНИ РМ, ведений в течение всей войны было направ-

ф. 269, оп. 3, д. 528, л. 14).

лено в сельскую местность. Положение их

Создавшееся положение вызывало тре- на селе не слишком отличалось от положе-вогу у Наркомпроса МАССР. Но вместо ния крестьян. Нищета, голод, задержки зар-

-все

объективных причин отсева различные комиссии называли «недостаточную политическую и массово-разъяснительную рабо-

платы, маленький земельный участок-это было спутником сельских учителей в тяжелую пору. Нередко у них не было со-

ту». Действенные меры, помогающие про- ответствующей одежды и обуви, и они не должить образование среди подростков,

покинувших школу, были приняты лишь в

могли доити до школы в холодное время года. В одном только Краснослободском

1943 г., когда по всей стране появились районе 55 учителей не имели зимней и осен-школы рабочей молодежи. Школы же сель- ней обуви, из-за чего тормозился учебный

ской молодежи были созданы только в 1944 г. В Мордовии таких школ рабочей и сельской молодежи было 11 (см.: Котков К.А. О некоторых вопросах деятельности школ и учреждений культуры в Мордовии в годы Великой Отечественной войны // Вопр.

процесс.

Вместе с тем учителя сельских школ продолжали оставаться культурной силой. Они выступали не только в роли воспитателей детей, но и в качестве советчиков, к которым как к образованным людям крестья-

истории и археологии Мордовской АССР. не обращались с самыми разными вопроса-

Саранск, 1972. № 101, ч. 1. С. 40).

ми. Они часто выполняли различную агита-

Война, повлекшая за собой большие ционную и политмассовую работу, работали разрушения и гибель взрослого населения в клубах и избах-читальнях. Кроме того, учи-страны, привела к увеличению числа сирот теля занимались заготовкой дров, ремонтом

и детей, временно потерявших своих родителей. Уже с началом военных действий довольно оперативно осуществлялась эва-

помещений, полевыми работами вместе с учениками.

Отсев учащихся, перерыв занятий, от-

куация детских домов и интернатов. В Мор- сутствие должного количества учебников

довии проводилась работа по их размеще- и тетрадей, тяжелые материально-быто-

нию и организации в них обучения. К 1 ок- вые условия учеников и учителей привели

тября 1942 г. в республику было эвакуиро- к тому, что общеобразовательный уровень

вано 23 таких учреждения, в 17 из них было того поколения, чей школьный возраст со-

налажено обучение.

Всего за 1941 - 1945 гг. количество дет-

впал с войной, оказался ниже (но незначительно) по сравнению с уровнем людей,

ских домов и интернатов в Мордовии уве- обучавшихся в школе как до войны, так и личилось с 6 до 32, причем 24 из них распо- после нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.