история
ББК 74.04+63.3(2)622
Л.Г. Каймаразова
Общеобразовательная школа и учительство Дагестана в годы Великой Отечественной войны
Ключевые слова: Великая Отечественная война, общеобразовательная школа, школьники, учительские кадры, материальная база, учебно-воспитательный процесс.
Key words: the Great Patriotic war, general school, schoolchildren, teachers, material base, educational training process.
Великая Отечественная война, навязанная Советскому Союзу фашистской Германией, оказала огромное влияние не только на экономическую и политическую, но и духовную жизнь нашей страны. Весь духовный потенциал народа, все завоевания науки и техники подчинялись достижению главной цели - победы над гитлеровским фашизмом.
В общую борьбу за организацию отпора фашистским агрессорам, перестройку хозяйственной, политической и духовной жизни на военный лад для разгрома врага свой вклад внесли народы Дагестана, дагестанская интеллигенция. Инженерно-технические работники промышленных предприятий напряженно трудились над увеличением производственных мощностей, разработкой и освоением новых технологий, способствующих росту выпуска военной продукции, специалисты сельского хозяйства - над бесперебойным снабжением армии и населения продовольствием, промышленным сырьем. Учителя, врачи, агрономы, инженеры и другие специалисты народного хозяйства республики не только заменяли своих товарищей, ушедших на фронт, но и проводили большую общественную работу.
Война серьезно сказалась на деятельности общеобразовательной школы и учительства Дагестана. Школа, и в мирное время испытывавшая нехватку квалифицированных педагогических кадров, столкнулась с огромными трудностями. На педагогическую работу пришлось вернуть многих учителей, освобожденных в предвоенные годы из-за недостаточной общеобразовательной и профессиональной подготовки. Большей частью это были лица пожилого возраста. Тем не менее нехватка учителей ощущалась крайне остро. Слишком велика была убыль учительских кадров. Только за первые два года войны в ряды Красной армии ушло более 3.5 тыс. учителей, что составляло около половины всего предвоенного состава педагогического коллектива республики [1, л. 8].
В связи с уходом молодежи в армию, на фронт резко сократился контингент педагогических учебных заведений. Готовить учителей приходилось спешно, на краткосрочных курсах. На них обучались старше-
классники, еще не подлежащие призыву в армию, преимущественно девушки.
Одни старшеклассники общеобразовательных школ ушли на фронт, другие вынуждены были прервать учебу в связи с необходимостью участвовать в сельскохозяйственном и промышленном производстве. Многие средние сельские школы превратились в неполные средние. Возрос отсев учащихся из школ. Положение усугубилось в 1942 г., когда фронт приблизился к границам Дагестана. В первом полугодии 1942/43 учебного года в Хасавюртовском районе временно прекратили работу 17 школ, Бабаюртовском
- 7, Кумторкалинском - 6. На 6 школ по сравнению с 1940 г. стало меньше в Кизляре. В том же учебном году вне школы осталось 35 тыс. детей, из них около 23 тыс., подлежащих обучению в 1-4 классах. Почти в 2,2 раза сократилась, по сравнению с началом 1941/42 учебного года, численность учащихся 8-10-х классов [2, л. 50].
На работе общеобразовательной школы сказалось неизбежное в условиях тяжелейшей войны ухудшение материально-технической и учебной базы. Часть зданий городских и сельских школ пришлось временно передать в распоряжение формировавшихся в республике воинских соединений, эвакогоспиталей. В связи с этим, а также из-за нехватки учителей, многие школы перешли на двух- и трехсменные занятия. Ко всем другим трудностям прибавились и огромные материальные сложности дагестанских семей, которые не позволяли должным образом одеть и обуть детей, обеспечить их нормальным питанием, необходимой учебной литературой, письменными принадлежностями.
Советское государство делало многое, чтобы общеобразовательная школа страны в суровых условиях войны функционировала без серьезных перебоев и справилась с возложенной на нее обществом, народом высокой миссией. Даже в самый трудный первый период войны государство прилагало огромные усилия, чтобы сохранить в школах учащихся, поддерживало материально тех, кто особенно нуждался в помощи. На третьем месяце войны, в августе 1941 г., постановлением Советского правительства были освобождены от платы за обучение в 8-10-х классах средних школ дети лиц рядового и младшего начальствующего состава Красной армии и Военно-морского флота. В феврале 1942 г. правительством были предприняты дополнительные меры, призванные сохранить кон-
тингенты учащихся старших классов средних общеобразовательных школ. В частности, были осуждены имевшиеся факты мобилизации учащихся 8, 9 и 10-х классов средней школы для работы на промышленных предприятиях и на сельскохозяйственные работы, а также отрыва их в учебное время для выполнения различного рода работ [3, л. 355].
В то же время военная обстановка требовала, чтобы школа усилила внимание вопросам трудового воспитания учащихся, укрепила связь с производством. Особое внимание уделялось трудовому обучению старшеклассников. В конце 1941 г. в учебные планы 7-10-х классов общеобразовательных школ были введены два дополнительных часа в неделю для обучения сельхозработам и установлена двухнедельная практика в МТС, совхозах и колхозах. К школам прикреплялись агрономы, механизаторы МТС, совхозов, которые обучали старшеклассников различным видам сельхозработ, управлению сельхозмашинами. Учащиеся 9-10-х классов, например, учились управлять трактором или автомобилем [4, с. 111].
Всего по республике в 1941/42 учебном году работе в сфере сельскохозяйственного производства было обучено 8530 старшеклассников, из них работе на тракторе - 565, на комбайне - 179, вождению других машин - 213 чел. [5, л. 93].
В свободное от занятий время, особенно в период каникул, подростки зачастую заменяли у станка, на тракторе, другой машинной технике, в поле, на ферме, в садах и виноградниках отца, старших братьев, ушедших на фронт. Так, 15-летний махачкалинец Ко-ламейцев стал за станок своего старшего брата, токаря Махачкалинского ремонтно-механического завода, и, овладев за короткий срок профессией, перевыполнял производственные задания. Его сверстники Лаврентьевы также давали ежедневно не менее трех норм. В. Васильев, пришедший в токарный цех со школьной скамьи, за два месяца хорошо овладев токарным делом, стал сам обучать новичков [6, л. 92].
В 1942 г. в колхозах и совхозах работали 32400 школьников и 1600 учителей. Они выработали 1,5 млн трудодней [7, л. 53]. Под руководством комсомольских организаций, учителей учащиеся собирали металлолом, лекарственные растения, шиповник, теплые вещи и белье для воинов Красной армии. Объединившись в тимуровские команды, школьники помогали семьям фронтовиков, одиноким старикам. Коллективы художественной самодеятельности учащихся городских школ выступали с концертами для воинов Красной армии, лечившихся в эвакогоспиталях, функционировавших на территории Дагестана, помогали раненым писать письма родным и близким.
По данным только 18 районов республики, в 1941/42 учебном году школьниками было собрано 562218 кг шиповника, внесено в Фонд обороны разных ценных вещей на сумму 254775 руб. Для воинов
Красной армии школьниками было собрано также 17139 шт. теплых вещей и белья, 1612 кг шерсти, 1653 овчин [8, с. 304-305].
В годы Великой Отечественной войны существенно изменилось содержание внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Главным стало военно-патриотическое воспитание школьников, использование свободного от учебных занятий времени для посильной работы в сфере производства, участия в общественной жизни. Широкое распространение получили кружки по вязанию носков, перчаток, шарфов, шитью и вышивке кисетов, носовых платков для красноармейцев. Так, члены такого кружка Кугской неполной средней школы Хивского района связали в течение 1942/43 учебного года 8310 пар носков [9, л. 17]. В том учебном году дагестанские школьники послали на фронт 758 посылок и внесли на вооружение Красной армии 947309 руб. [10, л. 9]. Учащиеся школ Махачкалы, Дербента и Буйнакска создали специальные бригады по стирке и починке белья для воинов. Во многих школах республики были организованы бригады по борьбе с потерями урожая зерновых. Ежегодно они собирали тысячи килограммов колосьев. Летом 1943 г., например, ученик 5-го класса Пилиг-ской школы Табасаранского района один собрал 870 кг колосьев и выработал 58 трудодней [11].
В конце 1942 г. учащиеся железнодорожной школы №13 станции Махачкала I обратились ко всем школьникам Дагестана с призывом собрать средства на постройку поезда-прачечной «Пионер Дагестана». «Пусть доблестные защитники Северного Кавказа,
- писали юные патриоты, - получат от пионеров и школьников Дагестана в день 25-й годовщины РККА подарок - поезд-прачечную «Пионер Дагестана». Наш подарок и на фронте будет создавать нормальные условия для жизни бойцов, необходимые для дальнейших боевых подвигов». В короткий срок школьниками были собраны десятки тысяч рублей.
Горячо поддержали дагестанские школьники патриотическую инициативу учащихся Чохской средней школы Гунибского района и комсомольцев с. Гели Карабудахкентского района о сборе средств на восстановление школ освобожденных районов и создание фонда помощи им. К апрелю 1944 г. в республике было собрано 1008869 руб. [12, л. 29]. 500 тыс. руб. собрали школьники республики на постройку авиазвена «Пионер Дагестана», за что получили благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина [13].
Весомой была помощь учащихся в ремонте зданий, учебного оборудования, благоустройстве школьных дворов, заготовке топлива для отопления школ. Старшеклассники помогали ремонтировать дома, квартиры инвалидов войны, престарелых.
В первый период войны в Дагестан прибыло большое количество учителей из оккупированных фаши-
история
стами районов. Только в 1941/42 учебном году в школы, детские дома, детские дошкольные учреждения и отделы народного образования республики было направлено около 200 эвакуированных педагогов, из них 100 человек с высшим и 72 с незаконченным высшим и средним образованием. Среди эвакуированных были педагоги из Киевской, Днепропетровской, Ростовской, Одесской, Харьковской областей, а также из прибалтийских республик. Эвакуированные учителя внесли большой вклад в обеспечении бесперебойной работы дагестанских школ, воспитание и обучение учащихся. Так, в 1941/42 учебном году в Касумкентском районе заведующим педкабинетом, а затем заведующим районо работал профессор С.М. Смолинский, много сделавший для улучшения учебно-воспитательной работы в школах и повышения уровня проводимых в педагогических коллективах мероприятий. За плодотворную педагогическую работу С.М. Смолинский был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР.
И в суровые военные годы государство заботилось о создании возможно более благоприятных условий для вооружения учащихся теоретическими знаниями, необходимыми практическими навыками. Делалось многое для материальной поддержки и морального поощрения учителей, работников органов образования. В августе 1943 г. учителям и другим работникам школ была повышена заработная плата, отменена плата за обучение в старших классах общеобразовательных школ.
Властные структуры республики заботились о поддержании материально-технической базы школы в состоянии охвата обучением всех детей школьного возраста, добивались организации при школах горячих завтраков. Они всячески поощряли и поддерживали общественные инициативы по оказанию учащимся и учителям материальной помощи. При многих школах были созданы приусадебные учебно-опытные участки, доходы с которых шли на организацию горячих завтраков, приобретение нуждающимся учащимся одежды и обуви.
Многое делалось для создания нормальных материально-бытовых условий учителей, благоприятной моральной обстановки для их нелегкого творческого труда. Повышенная забота проявлялась о сельском учителе, в частности приезжем. Колхозы, население оказывали учителю помощь продуктами питания. Стало практикой, когда колхозы выписывали учителям по доступным ценам зерно, мясо, масло, молоко, картофель и другие продукты.
Уже в 1943 г. дагестанская общеобразовательная школа добилась некоторого повышения успеваемости учащихся. В 1942/43 учебном году процент перевода из класса в класс и выпуска учащихся из старших классов неполных средних и средних школ был выше, чем в 1940/41 учебном году [5].
В последние годы войны партийное и государственное руководство СССР приняло ряд новых мер, имевших целью улучшение работы общеобразовательной школы. В январе 1944 г. в начальной, неполной средней и средней школах была введена цифровая пятибалльная система оценки знаний учащихся. Тогда же Наркомпрос РСФСР издал приказ «О социалистическом соревновании в школе», осудивший механическое перенесение соревнований из области производства в учебную работу школы, что привело к искусственному завышению оценок успеваемости, ослаблению требовательности учителя к учащимся, снижению его роли. Указанным приказом запрещалась «неправильная и вредная практика оценки работы школы и учителя на основе средних процентов успеваемости учащихся».
21 июня 1944 г. Правительство СССР принимает специальное постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Согласно этому постановлению для выпускников средней школы устанавливались экзамены на аттестат зрелости. Выпускники, окончившие школу с оценкой «отлично» награждались золотой медалью, а сдавшие экзамены на «отлично» и не более чем по трем остальным учебным предметам на «хорошо», - серебряной медалью.
Для учащихся общеобразовательных школ был введен ученический билет, утверждены новые правила внутреннего распорядка в школе, принято положение о классном руководстве.
Одной из наиболее важных и сложных проблем, от решения которой в огромной степени зависел успех работы школы, являлось обеспечение учащихся учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями. Крайне обострилась она в Дагестане в годы войны. Республиканское книжное издательство не справлялось с изданием учебной литературы на 9-ти местных языках из-за недостаточной материальнотехнической базы, нехватки квалифицированных полиграфистов и выделяемых на издание учебников и учебных пособий финансовых средств.
По просьбе дагестанского руководства правительство Российской Федерации в 1943 г. принимает решение об открытии при Наркомпросе ДАССР государственного учебно-педагогического издательства. В том же году СНК РСФСР объявил конкурс на составление лучшего учебника русского языка для дагестанской нерусской школы [14].
Повышению уровня учебно-методической помощи школам способствовало открытие в 1944 г. Научноисследовательского института школ в Махачкале, а также расширение сети педагогических кабинетов при городских и районных отделах народного образования.
Стала восстанавливаться и сеть повышенных общеобразовательных школ для взрослых. К началу 1944/45 учебного года школы взрослых повышенно-
го типа были восстановлены в городах и во многих районных центрах Дагестана. С 1 ноября 1944 г. во многих крупных селах республики начали работать общеобразовательные школы сельской молодежи.
Особую заботу проявляли государство, общественность о детях фронтовиков, инвалидов войны, сиротах. В республике была создана сеть детских домов, где дети, оставшиеся без родителей, инвалидов Великой Отечественной войны содержались, обучались и воспитывались в полностью финансируемых государством детских домах. Несколько десятков детских домов открыли и содержали за свой счет колхозы Дагестана. В 1946 г. в республике насчитывалось 55 детских домов, в которых воспитывалось до 6 тыс. детей [2, л. 13]. На льготных условиях (а некоторые полностью за государственный счет) принимались нуждающиеся дети в интернаты при общеобразовательных школах. К концу войны в пришкольных интернатах насчитывалось более 5 тыс. воспитанников [15, с. 34].
Хотя в последние годы войны тысячи дагестанских детей оставались вне школы, численность учащихся неуклонно росла. Был восстановлен ряд средних школ, превратившихся в первый период войны в неполные средние. Так, если в 1942 г. в Дагестане имелось всего 54 средние школы с 21310 учащимися, то в 1944 г. их стало 76 с числом учащихся 35088 чел. [16, с. 286].
Значительно возросли расходы на социальнокультурную сферу, в том числе на образование. В 1944 г. на эти дела было ассигновано 75,7% общего объема
расходной части республиканского бюджета, на 40,9% больше, чем было освоено в 1943 г.
Самоотверженный и плодотворный труд многих дагестанских педагогов по воспитанию и обучению подрастающего поколения в годы войны был отмечен высокими государственными знаками отличия. В 1944 г. 32 учителя и работника органов народного образования республики были награждены орденами и медалями Родины. Среди них были старейшие педагоги - директор Унчукатлинской средней школы Лакского района А. Дандамаев, преподаватель Дербентского педагогического училища А. Насиров, а также заведующий Кайтагским районо А. Качмасов, директор Согратлинской средней школы М. Махати-лов, учительница средней школы №2 Махачкалы М. Мустанова и др. Сотни учителей были награждены медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.». Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР. Многим отличившимся долголетней плодотворной работой педагогам было присвоено почетное звание заслуженного учителя школы Дагестанской АССР.
К концу войны в республике насчитывалось 1140 общеобразовательных школ, в которых обучалось 138,8 тыс. учащихся. Однако из-за огромных материальных, людских потерь, понесенных страной и республикой в годы войны, полностью восстановить довоенную школьную сеть, численность учащихся и учителей к началу 1945/46 учебного года не удалось.
Библиографический список
1. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 6062.
2. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 6642.
3. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 5239.
4. Дагестан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) : документы и материалы. - Махачкала, 1995.
5. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 5396.
6. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 5319.
7. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 5602.
8. Каймаразов, Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней / Г.Ш. Каймаразов. - М., 1971.
9. ЦГА РД. - Ф. 716-р. - Оп. 6. - Д. 24.
10. ЦГА РД. - Ф. 34-р. - Оп. 17. - Д. 45.
11. Дагестанская правда. - 1943. - 28 авг
12. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 5640.
13. Дагестанская правда. - 1943. - 9 апр.
14. Дагестан - своим фронтовикам. Открытое письмо. 1943. №3.
15. Хасбулатов, Ш.Дж. Народное образование в Дагестане / Ш.Дж. Хасбулатов. - Махачкала, 1953.
16. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. ХХ век. - Махачкала, 2005. - Т. 2.