Научная статья на тему 'Общеобразовательная школа и учительство Дагестана в годы Великой Отечественной войны'

Общеобразовательная школа и учительство Дагестана в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ШКОЛЬНИКИ / УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / THE GREAT PATRIOTIC WAR / GENERAL SCHOOL / SCHOOLCHILDREN / TEACHERS / MATERIAL BASE / EDUCATIONAL TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каймаразова Лейла Ганиевна

Отражены изменения в количестве школ, численности учащихся, вопросы обеспечения учительскими кадрами общеобразовательных школ Дагестана, состояния их материальной и учебной базы, содержания воспитательной работы в условиях войны. Показана активность учителей и школьников Дагестана в сборе средств для фронта, фонда помощи освобожденным районам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General Education School and Dagestan Teaching During the Great Patriotic War

The article explores some changes in the number of schools and schoolchildren, supply Dagestan schools with teachers, material and educational base, content of educational activity in war conditions. Gathering money teachers and their pupils helped front and released territories.

Текст научной работы на тему «Общеобразовательная школа и учительство Дагестана в годы Великой Отечественной войны»

история

ББК 74.04+63.3(2)622

Л.Г. Каймаразова

Общеобразовательная школа и учительство Дагестана в годы Великой Отечественной войны

Ключевые слова: Великая Отечественная война, общеобразовательная школа, школьники, учительские кадры, материальная база, учебно-воспитательный процесс.

Key words: the Great Patriotic war, general school, schoolchildren, teachers, material base, educational training process.

Великая Отечественная война, навязанная Советскому Союзу фашистской Германией, оказала огромное влияние не только на экономическую и политическую, но и духовную жизнь нашей страны. Весь духовный потенциал народа, все завоевания науки и техники подчинялись достижению главной цели - победы над гитлеровским фашизмом.

В общую борьбу за организацию отпора фашистским агрессорам, перестройку хозяйственной, политической и духовной жизни на военный лад для разгрома врага свой вклад внесли народы Дагестана, дагестанская интеллигенция. Инженерно-технические работники промышленных предприятий напряженно трудились над увеличением производственных мощностей, разработкой и освоением новых технологий, способствующих росту выпуска военной продукции, специалисты сельского хозяйства - над бесперебойным снабжением армии и населения продовольствием, промышленным сырьем. Учителя, врачи, агрономы, инженеры и другие специалисты народного хозяйства республики не только заменяли своих товарищей, ушедших на фронт, но и проводили большую общественную работу.

Война серьезно сказалась на деятельности общеобразовательной школы и учительства Дагестана. Школа, и в мирное время испытывавшая нехватку квалифицированных педагогических кадров, столкнулась с огромными трудностями. На педагогическую работу пришлось вернуть многих учителей, освобожденных в предвоенные годы из-за недостаточной общеобразовательной и профессиональной подготовки. Большей частью это были лица пожилого возраста. Тем не менее нехватка учителей ощущалась крайне остро. Слишком велика была убыль учительских кадров. Только за первые два года войны в ряды Красной армии ушло более 3.5 тыс. учителей, что составляло около половины всего предвоенного состава педагогического коллектива республики [1, л. 8].

В связи с уходом молодежи в армию, на фронт резко сократился контингент педагогических учебных заведений. Готовить учителей приходилось спешно, на краткосрочных курсах. На них обучались старше-

классники, еще не подлежащие призыву в армию, преимущественно девушки.

Одни старшеклассники общеобразовательных школ ушли на фронт, другие вынуждены были прервать учебу в связи с необходимостью участвовать в сельскохозяйственном и промышленном производстве. Многие средние сельские школы превратились в неполные средние. Возрос отсев учащихся из школ. Положение усугубилось в 1942 г., когда фронт приблизился к границам Дагестана. В первом полугодии 1942/43 учебного года в Хасавюртовском районе временно прекратили работу 17 школ, Бабаюртовском

- 7, Кумторкалинском - 6. На 6 школ по сравнению с 1940 г. стало меньше в Кизляре. В том же учебном году вне школы осталось 35 тыс. детей, из них около 23 тыс., подлежащих обучению в 1-4 классах. Почти в 2,2 раза сократилась, по сравнению с началом 1941/42 учебного года, численность учащихся 8-10-х классов [2, л. 50].

На работе общеобразовательной школы сказалось неизбежное в условиях тяжелейшей войны ухудшение материально-технической и учебной базы. Часть зданий городских и сельских школ пришлось временно передать в распоряжение формировавшихся в республике воинских соединений, эвакогоспиталей. В связи с этим, а также из-за нехватки учителей, многие школы перешли на двух- и трехсменные занятия. Ко всем другим трудностям прибавились и огромные материальные сложности дагестанских семей, которые не позволяли должным образом одеть и обуть детей, обеспечить их нормальным питанием, необходимой учебной литературой, письменными принадлежностями.

Советское государство делало многое, чтобы общеобразовательная школа страны в суровых условиях войны функционировала без серьезных перебоев и справилась с возложенной на нее обществом, народом высокой миссией. Даже в самый трудный первый период войны государство прилагало огромные усилия, чтобы сохранить в школах учащихся, поддерживало материально тех, кто особенно нуждался в помощи. На третьем месяце войны, в августе 1941 г., постановлением Советского правительства были освобождены от платы за обучение в 8-10-х классах средних школ дети лиц рядового и младшего начальствующего состава Красной армии и Военно-морского флота. В феврале 1942 г. правительством были предприняты дополнительные меры, призванные сохранить кон-

тингенты учащихся старших классов средних общеобразовательных школ. В частности, были осуждены имевшиеся факты мобилизации учащихся 8, 9 и 10-х классов средней школы для работы на промышленных предприятиях и на сельскохозяйственные работы, а также отрыва их в учебное время для выполнения различного рода работ [3, л. 355].

В то же время военная обстановка требовала, чтобы школа усилила внимание вопросам трудового воспитания учащихся, укрепила связь с производством. Особое внимание уделялось трудовому обучению старшеклассников. В конце 1941 г. в учебные планы 7-10-х классов общеобразовательных школ были введены два дополнительных часа в неделю для обучения сельхозработам и установлена двухнедельная практика в МТС, совхозах и колхозах. К школам прикреплялись агрономы, механизаторы МТС, совхозов, которые обучали старшеклассников различным видам сельхозработ, управлению сельхозмашинами. Учащиеся 9-10-х классов, например, учились управлять трактором или автомобилем [4, с. 111].

Всего по республике в 1941/42 учебном году работе в сфере сельскохозяйственного производства было обучено 8530 старшеклассников, из них работе на тракторе - 565, на комбайне - 179, вождению других машин - 213 чел. [5, л. 93].

В свободное от занятий время, особенно в период каникул, подростки зачастую заменяли у станка, на тракторе, другой машинной технике, в поле, на ферме, в садах и виноградниках отца, старших братьев, ушедших на фронт. Так, 15-летний махачкалинец Ко-ламейцев стал за станок своего старшего брата, токаря Махачкалинского ремонтно-механического завода, и, овладев за короткий срок профессией, перевыполнял производственные задания. Его сверстники Лаврентьевы также давали ежедневно не менее трех норм. В. Васильев, пришедший в токарный цех со школьной скамьи, за два месяца хорошо овладев токарным делом, стал сам обучать новичков [6, л. 92].

В 1942 г. в колхозах и совхозах работали 32400 школьников и 1600 учителей. Они выработали 1,5 млн трудодней [7, л. 53]. Под руководством комсомольских организаций, учителей учащиеся собирали металлолом, лекарственные растения, шиповник, теплые вещи и белье для воинов Красной армии. Объединившись в тимуровские команды, школьники помогали семьям фронтовиков, одиноким старикам. Коллективы художественной самодеятельности учащихся городских школ выступали с концертами для воинов Красной армии, лечившихся в эвакогоспиталях, функционировавших на территории Дагестана, помогали раненым писать письма родным и близким.

По данным только 18 районов республики, в 1941/42 учебном году школьниками было собрано 562218 кг шиповника, внесено в Фонд обороны разных ценных вещей на сумму 254775 руб. Для воинов

Красной армии школьниками было собрано также 17139 шт. теплых вещей и белья, 1612 кг шерсти, 1653 овчин [8, с. 304-305].

В годы Великой Отечественной войны существенно изменилось содержание внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Главным стало военно-патриотическое воспитание школьников, использование свободного от учебных занятий времени для посильной работы в сфере производства, участия в общественной жизни. Широкое распространение получили кружки по вязанию носков, перчаток, шарфов, шитью и вышивке кисетов, носовых платков для красноармейцев. Так, члены такого кружка Кугской неполной средней школы Хивского района связали в течение 1942/43 учебного года 8310 пар носков [9, л. 17]. В том учебном году дагестанские школьники послали на фронт 758 посылок и внесли на вооружение Красной армии 947309 руб. [10, л. 9]. Учащиеся школ Махачкалы, Дербента и Буйнакска создали специальные бригады по стирке и починке белья для воинов. Во многих школах республики были организованы бригады по борьбе с потерями урожая зерновых. Ежегодно они собирали тысячи килограммов колосьев. Летом 1943 г., например, ученик 5-го класса Пилиг-ской школы Табасаранского района один собрал 870 кг колосьев и выработал 58 трудодней [11].

В конце 1942 г. учащиеся железнодорожной школы №13 станции Махачкала I обратились ко всем школьникам Дагестана с призывом собрать средства на постройку поезда-прачечной «Пионер Дагестана». «Пусть доблестные защитники Северного Кавказа,

- писали юные патриоты, - получат от пионеров и школьников Дагестана в день 25-й годовщины РККА подарок - поезд-прачечную «Пионер Дагестана». Наш подарок и на фронте будет создавать нормальные условия для жизни бойцов, необходимые для дальнейших боевых подвигов». В короткий срок школьниками были собраны десятки тысяч рублей.

Горячо поддержали дагестанские школьники патриотическую инициативу учащихся Чохской средней школы Гунибского района и комсомольцев с. Гели Карабудахкентского района о сборе средств на восстановление школ освобожденных районов и создание фонда помощи им. К апрелю 1944 г. в республике было собрано 1008869 руб. [12, л. 29]. 500 тыс. руб. собрали школьники республики на постройку авиазвена «Пионер Дагестана», за что получили благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина [13].

Весомой была помощь учащихся в ремонте зданий, учебного оборудования, благоустройстве школьных дворов, заготовке топлива для отопления школ. Старшеклассники помогали ремонтировать дома, квартиры инвалидов войны, престарелых.

В первый период войны в Дагестан прибыло большое количество учителей из оккупированных фаши-

история

стами районов. Только в 1941/42 учебном году в школы, детские дома, детские дошкольные учреждения и отделы народного образования республики было направлено около 200 эвакуированных педагогов, из них 100 человек с высшим и 72 с незаконченным высшим и средним образованием. Среди эвакуированных были педагоги из Киевской, Днепропетровской, Ростовской, Одесской, Харьковской областей, а также из прибалтийских республик. Эвакуированные учителя внесли большой вклад в обеспечении бесперебойной работы дагестанских школ, воспитание и обучение учащихся. Так, в 1941/42 учебном году в Касумкентском районе заведующим педкабинетом, а затем заведующим районо работал профессор С.М. Смолинский, много сделавший для улучшения учебно-воспитательной работы в школах и повышения уровня проводимых в педагогических коллективах мероприятий. За плодотворную педагогическую работу С.М. Смолинский был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР.

И в суровые военные годы государство заботилось о создании возможно более благоприятных условий для вооружения учащихся теоретическими знаниями, необходимыми практическими навыками. Делалось многое для материальной поддержки и морального поощрения учителей, работников органов образования. В августе 1943 г. учителям и другим работникам школ была повышена заработная плата, отменена плата за обучение в старших классах общеобразовательных школ.

Властные структуры республики заботились о поддержании материально-технической базы школы в состоянии охвата обучением всех детей школьного возраста, добивались организации при школах горячих завтраков. Они всячески поощряли и поддерживали общественные инициативы по оказанию учащимся и учителям материальной помощи. При многих школах были созданы приусадебные учебно-опытные участки, доходы с которых шли на организацию горячих завтраков, приобретение нуждающимся учащимся одежды и обуви.

Многое делалось для создания нормальных материально-бытовых условий учителей, благоприятной моральной обстановки для их нелегкого творческого труда. Повышенная забота проявлялась о сельском учителе, в частности приезжем. Колхозы, население оказывали учителю помощь продуктами питания. Стало практикой, когда колхозы выписывали учителям по доступным ценам зерно, мясо, масло, молоко, картофель и другие продукты.

Уже в 1943 г. дагестанская общеобразовательная школа добилась некоторого повышения успеваемости учащихся. В 1942/43 учебном году процент перевода из класса в класс и выпуска учащихся из старших классов неполных средних и средних школ был выше, чем в 1940/41 учебном году [5].

В последние годы войны партийное и государственное руководство СССР приняло ряд новых мер, имевших целью улучшение работы общеобразовательной школы. В январе 1944 г. в начальной, неполной средней и средней школах была введена цифровая пятибалльная система оценки знаний учащихся. Тогда же Наркомпрос РСФСР издал приказ «О социалистическом соревновании в школе», осудивший механическое перенесение соревнований из области производства в учебную работу школы, что привело к искусственному завышению оценок успеваемости, ослаблению требовательности учителя к учащимся, снижению его роли. Указанным приказом запрещалась «неправильная и вредная практика оценки работы школы и учителя на основе средних процентов успеваемости учащихся».

21 июня 1944 г. Правительство СССР принимает специальное постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Согласно этому постановлению для выпускников средней школы устанавливались экзамены на аттестат зрелости. Выпускники, окончившие школу с оценкой «отлично» награждались золотой медалью, а сдавшие экзамены на «отлично» и не более чем по трем остальным учебным предметам на «хорошо», - серебряной медалью.

Для учащихся общеобразовательных школ был введен ученический билет, утверждены новые правила внутреннего распорядка в школе, принято положение о классном руководстве.

Одной из наиболее важных и сложных проблем, от решения которой в огромной степени зависел успех работы школы, являлось обеспечение учащихся учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями. Крайне обострилась она в Дагестане в годы войны. Республиканское книжное издательство не справлялось с изданием учебной литературы на 9-ти местных языках из-за недостаточной материальнотехнической базы, нехватки квалифицированных полиграфистов и выделяемых на издание учебников и учебных пособий финансовых средств.

По просьбе дагестанского руководства правительство Российской Федерации в 1943 г. принимает решение об открытии при Наркомпросе ДАССР государственного учебно-педагогического издательства. В том же году СНК РСФСР объявил конкурс на составление лучшего учебника русского языка для дагестанской нерусской школы [14].

Повышению уровня учебно-методической помощи школам способствовало открытие в 1944 г. Научноисследовательского института школ в Махачкале, а также расширение сети педагогических кабинетов при городских и районных отделах народного образования.

Стала восстанавливаться и сеть повышенных общеобразовательных школ для взрослых. К началу 1944/45 учебного года школы взрослых повышенно-

го типа были восстановлены в городах и во многих районных центрах Дагестана. С 1 ноября 1944 г. во многих крупных селах республики начали работать общеобразовательные школы сельской молодежи.

Особую заботу проявляли государство, общественность о детях фронтовиков, инвалидов войны, сиротах. В республике была создана сеть детских домов, где дети, оставшиеся без родителей, инвалидов Великой Отечественной войны содержались, обучались и воспитывались в полностью финансируемых государством детских домах. Несколько десятков детских домов открыли и содержали за свой счет колхозы Дагестана. В 1946 г. в республике насчитывалось 55 детских домов, в которых воспитывалось до 6 тыс. детей [2, л. 13]. На льготных условиях (а некоторые полностью за государственный счет) принимались нуждающиеся дети в интернаты при общеобразовательных школах. К концу войны в пришкольных интернатах насчитывалось более 5 тыс. воспитанников [15, с. 34].

Хотя в последние годы войны тысячи дагестанских детей оставались вне школы, численность учащихся неуклонно росла. Был восстановлен ряд средних школ, превратившихся в первый период войны в неполные средние. Так, если в 1942 г. в Дагестане имелось всего 54 средние школы с 21310 учащимися, то в 1944 г. их стало 76 с числом учащихся 35088 чел. [16, с. 286].

Значительно возросли расходы на социальнокультурную сферу, в том числе на образование. В 1944 г. на эти дела было ассигновано 75,7% общего объема

расходной части республиканского бюджета, на 40,9% больше, чем было освоено в 1943 г.

Самоотверженный и плодотворный труд многих дагестанских педагогов по воспитанию и обучению подрастающего поколения в годы войны был отмечен высокими государственными знаками отличия. В 1944 г. 32 учителя и работника органов народного образования республики были награждены орденами и медалями Родины. Среди них были старейшие педагоги - директор Унчукатлинской средней школы Лакского района А. Дандамаев, преподаватель Дербентского педагогического училища А. Насиров, а также заведующий Кайтагским районо А. Качмасов, директор Согратлинской средней школы М. Махати-лов, учительница средней школы №2 Махачкалы М. Мустанова и др. Сотни учителей были награждены медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.». Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР. Многим отличившимся долголетней плодотворной работой педагогам было присвоено почетное звание заслуженного учителя школы Дагестанской АССР.

К концу войны в республике насчитывалось 1140 общеобразовательных школ, в которых обучалось 138,8 тыс. учащихся. Однако из-за огромных материальных, людских потерь, понесенных страной и республикой в годы войны, полностью восстановить довоенную школьную сеть, численность учащихся и учителей к началу 1945/46 учебного года не удалось.

Библиографический список

1. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 6062.

2. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 6642.

3. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 5239.

4. Дагестан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) : документы и материалы. - Махачкала, 1995.

5. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 5396.

6. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 5319.

7. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 5602.

8. Каймаразов, Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней / Г.Ш. Каймаразов. - М., 1971.

9. ЦГА РД. - Ф. 716-р. - Оп. 6. - Д. 24.

10. ЦГА РД. - Ф. 34-р. - Оп. 17. - Д. 45.

11. Дагестанская правда. - 1943. - 28 авг

12. ЦГА РД. - Ф. 1-п. - Оп. 1. - Д. 5640.

13. Дагестанская правда. - 1943. - 9 апр.

14. Дагестан - своим фронтовикам. Открытое письмо. 1943. №3.

15. Хасбулатов, Ш.Дж. Народное образование в Дагестане / Ш.Дж. Хасбулатов. - Махачкала, 1953.

16. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. ХХ век. - Махачкала, 2005. - Т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.