Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

СОСТОЯНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОТУРИЗМ / ТАДЖИКИСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанова Сайёра Мадалиевна

В статье приводится описательная статистика текущего состояния санаторно-курортного комплекса Республики Таджикистан с точки зрения его потенциала поддержки въездного лечебного и экотуризма. Описываются основные этапы развития рекреационной отрасли за последние пять лет, а также анализируются текущие проблемы отрасли, связанные с методологией определения указанных видов туризма, статистическим учетом рекреантов и моделями управления ассортиментом санаторно-курортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанова Сайёра Мадалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF THE SANATORIUM-RESORT COMPLEX OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article provides descriptive statistics on the current state of the resort complex of the Republic of Tajikistan in terms of its potential to support inbound medical and ecotourism. The main stages of the development of the recreational industry over the past five years are described, as well as the current problems of the industry related to the methodology for determining these types of tourism, statistical accounting of recreants and models for managing the range of spa services are analyzed.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

соблюдение прав человека.

Ключевые слова: мировая экономика, трудовая миграция, население планеты, статистика, миграционная служба, общественные организации, численность населения, переходная экономика, миграционные потоки и направления, международного права.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE REGULATION OF EXTERNAL LABOR

MIGRATION

The issue of the issue of the media is the simplest way of solving the problem. For all the trips and trails, you will find the most convenient and convenient hotels in the Republic of Tajikistan and the friendly and the best. The prospects for the Promotion of Promotion of Promotion of the Republic of Tajikistan are aimed at the development of the World Trade Organization and the Promotion of the Commonwealth of Independent States in the field of migration. We offer a wide range of services, including regional and international development programs and solutions for the success of the World Bank and the World Bank in the field of healthcare.

Keywords: labor migration, the population of the planet, statistics, the planned administrative economy, the communal economy, the population, the transition economy, migration flows and directions, fanatical believers, migrant workers

Сведения об авторах:

Каландаров А., кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии, географического факультета ТГПУ им. С. Айни. Тел. 919078070, е mail:kalandarov 71@List. ru

Назарова Г.Ш., старший преподаватель кафедры истории и межкультурной коммуникации Таджикского государственного института языков им. С. Улугзода. Тел.917870060,е mail: shahrom@mail.ru

About authors:

Kalandarov A., Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of Economics and Social Geography, Geography at TGP Im. С. Now. Tel. 919078070, email: kalandarov71@List.ru

Nazarov G. Sh., assistant in the Department of world economy of Tajik state university of commerce. Tel.:917870060, Е- mail: shahrom@mail.ru

СОСТОЯНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Курбанова С.М.

Институт предпринимательства и сервиса

Переориентация национальной экономики Республики Таджикистан на постиндустриальный путь развития и концентрация государственной регуляторной политики на разрешении проблем функционирования рынка услуг, подразумевают макроэкономическую стабилизацию, а также развитие человеческого капитала таджикистанского общества, куда входит, в том числе, здоровье нации. Действительно, сохранение здоровья людей, как наибольшей ценности в цивилизованном обществе, есть сбережение здоровых умов. Это положение однозначно провозглашается Конституцией Республики Таджикистан (статьи 37 и 38). В этом отношении, санаторно-курортное обслуживание населения есть наилучший способ нивелирования влияния антропогенных и урбанистических факторов, оказывающих основное влияние на здоровье и социальный настрой современного человека.

Более того, санаторно-курортный комплекс (СКК) в развитых странах выступает одной из основ осуществления и развития конкурентоспособных видов туристской деятельности -лечебного и экотуризма. Таджикистану в этом отношении повезло - его территория обладает богатым и ярко выраженным курортным потенциалом, уникальным сочетанием природно-лечебных факторов, используемых в целях рекреации с начала второй половины XX века [1].

К моменту обретения Таджикистаном независимости, окончательно и в современном виде сформировался состав курортов - «Оби-Гарм», «Шамбари», «Ходжа-Оби-Гарм», «Кайракум», «Гарм-Чашма» и т.д. Санаторно-курортные организации развивались усилиями государства и в целом удовлетворяли постоянный спрос на рекреационные услуги.

Однако к середине второго десятилетия нынешнего века стало очевидно, что СКК Таджикистана, большую долю санаторно-курортных организаций (СКО) которого составляли государственные и ведомственные санатории, пансионаты и базы отдыха, не удовлетворяет требованиям времени. Хроническое недофинансирование этой сферы со стороны государства привело к закредитованности здравниц, износу основных фондов и снижению качества предоставляемых услуг. Во многом благодаря этому в принятой Правительством страны Концепции развития туризма на 2009-2019 гг. первым приоритетом названо именно развитие санаторно-курортного лечения и отдыха. Второй строкой указаны альпинизм, горно-спортивный и экологический туризм. Относительно последнего стоит заметить, что ресурсной основой экотуризма выступают незатронутые влиянием человека природные и уникальные пейзажи и ландшафты - леса, горы и ущелья, водопады, реки и озера, находящиеся, как правило, в труднодоступных районах. Зачастую именно в таких районах располагаются СКО, выступая при этом элементами туристической инфраструктуры

- специализированными местами размещения, где экотуристы могут проживать, не пользуясь медицинским обеспечением. Действительно, существующие в Таджикистане курорты, турбазы, санатории и зоны отдыха (их насчитывается более ста) расположены в горах и многие — возле минеральных и термальных источников, удаленных от транспортной и социальной инфраструктуры. Поэтому названные два первых приоритета развития СКК и экотуризма в Таджикистане согласованы между собой по ресурсной основе.

Во исполнение положений указанной Концепции Правительство Таджикистана разработало и утвердило ряд программ развития туризма (ПРТ), первая из которых была принята 28 мая 2009 года на период 2010-2014 гг. Для обеспечения устойчивого развития отрасли предусматривалось совершенствовать правовую базу, готовить квалифицированные кадры, привлекать инвестиции, развивать инфраструктуру и расширять международное сотрудничество. Однако на первоначальном этапе существенных успехов достичь не удалось

- несмотря на незначительное увеличение числа туристических фирм, вплоть до 2014 года количество въезжающих в страну иностранных туристов колебалось в диапазоне 160-240 тыс. человек в год, рис. 1.

Рисунок 1 - Динамика показателей въездного туризма в Республике Таджикистан в 2009-2018 гг.: число иностранных туристов (левая ось) и число туристических фирм (правая ось)

Действительно, на первоначальном этапе были предприняты в основном действия, требующие минимального финансового участия государства - совершенствовалась правовая база и статистический учет, снижались административные барьеры, а также прикладывались усилия по привлечению инвестиций в отрасль и интенсификации международного сотрудничества.

Первые успехи стали заметны во время действия следующей ПРТ, рассчитанной на период 2015-2017 гг., когда средний ежегодный въезд иностранных туристов возрос двукратно до порядка 400 тыс. человек, а количество турфирм увеличилось в полтора раза. По итогам действия данной программы, в ежегодном Послании президента парламенту страны 22 декабря 2017 года Эмомали Рахмон отметил, что «для развития этой сферы (туризма - прим. автора) в стране сформированы все необходимые нормативно-правовые основы, кроме того, также осуществляются стимулирующие меры». Но при этом «уровень выполнения работ в направлении развития туристической сферы, в частности создания туристических объектов и повышения качества обслуживания оставляет желать лучшего» . Поэтому им была озвучена инициатива, а чуть позже подписан указ об объявлении 2018 года «Годом развития туризма и народных ремесел», по итогам которого в Таджикистане была создана прочная нормативная и правовая база туристической и оздоровительной деятельности, рис. 2.

Закон РТ «О туризме»

Кодекс Здравоохранения Республики Таджикистан

Закон РТ «О внутреннем туризме»

Концепция развития туризма в Республике Таджикистан на 2009-2019 гг.

Государственная стратегия развития туризма в Республике Таджикистан до 2030 года

Программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2010-2014 гг.

Программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2015-2017 гг.

Программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2018-2020 гг.

Об объявлении 2018 года «Годом развития туризма и народных ремесел»

Об объявлении 2019-2021 годов «Годами развития села, туризма и народных ремесел»

О государственном кадастре туристических ресурсов Республики Таджикистан

О Комитете по развитию туризма при Правительстве Республики Таджикистан

О списке туристических объектов, для создания которых ввоз оборудования, техники и строительных материалов освобождается от НДС и таможенных пошлин

Рисунок 2 - Система нормативных и правовых актов, регулирующая сферу санаторно-курортной деятельности в Таджикистане (разработано автором)

Во-первых, с этого года начала действовать трёхлетняя ПРТ на период до конца 2020 года, выходящая за пределы ранее принятой Концепции развития туризма. Именно поэтому по рекомендации президента Таджикистана Эмомали Рахмона правительством страны разработана и утверждена 1 августа 2018 года «Национальная стратегия развития туризма до 2030 года». Во-вторых, Постановлениями правительства с 1 июня 2018 года срок регистрации иностранных граждан увеличен с трех до десяти рабочих дней, а для прибывших по туристической визе - составляет 30 суток. Также объектам туристической инфраструктуры предоставлен ряд льгот - они освобождены от уплаты налога на

* По данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан: www.stat.tj

** www.president.tj

добавленную стоимость и таможенных пошлин при ввозе оборудования на территорию страны.

В-третьих, начиная с 2018 года значительно усовершенствована система статистического мониторинга туризма. Теперь в Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан все объекты сферы туристических услуг, включая СКО, раз в полгода предоставляют подробную статистическую отчетность, позволяющую детально анализировать состояние и тенденции в сфере туризма.

Наконец, эффектный двух с половиной кратный рост числа въехавших в республику иностранных гостей, указавших целью визита туризм (более 1,03 млн. человек), а также 214 миллионов сомони дохода в бюджет от туристической отрасли*, обусловили объявление последующей трёхлетки 2019-2021 годов «Годами развития села, туризма и народных ремесел». Заметим, что основную часть указанной прибыли обеспечили гостиницы и санатории республики.

В санаторно-курортной отрасли успехи выразились в том, что в последние годы неуклонно росло число въезжающих в республику туристов, указывающих целью поездки лечение. Это во многом произошло благодаря развитию форм миграционного учета и информированию персонала, работающего на пунктах пропуска. Так, если в 2014 году всего 2 человека указали целью въезда лечебный туризм, то в 2015 - 77, в 2016 - 195, в 2017 -2372, а только за первое полугодие 2018 года таковых было 2595 (для сравнения, число экологических туристов больше - 3662). Впрочем, данные цифры явно не отражают реальной картины, так как по отчетам санаториев за то же первое полугодие 2018 года в числе рекреантов было учтено 3826 иностранцев из общего числа посетителей - 48295 . Таким образом, доля иностранцев-рекреантов составила за указанный период 7,9%. Так как аналогичных официальных статистических данных по Таджикистану за предыдущие периоды нет, для сравнения можно привести данные Национального статистического комитета Республики Беларусь , согласно которым в 2017 году в санаторно-курортных, оздоровительных организациях и других специализированных средствах размещения Беларуси отдохнуло свыше 172 тыс. граждан России, их доля в общем числе отдыхающих составила 86,75%.

Так, если в 2008 году американская исследовательская фирма «McKinsey & Company» оценивала ежегодные глобальные потоки лечебного туризма всего в 60-85 тыс. пациентов. А теперь по современным оценкам компании Grand View Research , к 2026 году объем мировой рынок лечебного туризма вырастет на 21,9% от текущих уровней до 179,6 млрд. долларов США. Таким образом, потенциал роста въездного лечебного туризма в Таджикистане, который приносит прямой валютный доход, способствует общему развитию экономики и обеспечивает занятость и деловые возможности для местных жителей, далек от насыщения.

Что же касается наблюдаемого полуторакратного расхождения между числом иностранных рекреантов в СКО республики и числом въезжающих туристов, указавших целью лечебный туризм, по мнению автора, здесь имеется ряд методологических проблем. Прежде всего, это понятийный аспект, так как в доступной литературе зачастую смешивают и употребляют в качестве синонимов термины «лечебный туризм», «медицинский туризм», «оздоровительный туризм» и их англоязычные аналоги - «medical tourism», «health tourism» и «wellness tourism». Общим для перечисленных понятий является наличие каких-либо

* По данным Комитета по развитию туризма при Правительстве Республики Таджикистан: traveltajikistan.tj

* По данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан: www.stat.tj

** Национальный статистический комитет Республики Беларусь: www.belstat.gov.by

*** www.mckinsey.com

**** www.grandviewresearch.com

медицинских услуг, а различия определяются степенью их сложности и специфичности, а также способом предоставления получателю услуги.

Ранее выполненные исследования позволили выделить основные виды туризма, ассоциированные с СКК, а также представить их в рамках парадигмы «рекреация-медицина», рис. 3.

Рекреационная Медицинская

парадигма парадигма

(пр°активная) Отдых Оздоровление Лечение (реактивная)

Рисунок 3 - Представление отдельных видов и субъектов туризма в парадигме «рекреация-медицина» (разработано автором)

Так, лечебный туризм акцентирован на предоставление пациентам конкретного лечения в специализированном зарубежном медицинском учреждении, в то время как санаторно-курортный туризм осуществляется с целью реабилитации больных, снижения выраженности существующих и профилактики профессиональных хронических заболеваний. Оздоровительный туризм ориентирован в основном на отдых в благоприятных климатических условиях. Наконец, в указанной парадигме можно представить и экотуризм, в котором проявляются преимущественно рекреационные цели.

Существующие формы миграционного учета содержат следующие цели, которые может выбрать въезжающее в республику лицо в контексте СКК: «экологический туризм», «лечебно-оздоровительный туризм» и «отдых и развлечения». Понятно, что части туристов сложно выбрать между указанными формулировками, особенно в случае, когда их реальные цели распределены между имеющимися категориями. В этом вопросе, очевидно, еще предстоит совершенствовать категории статистического учёта.

Но несмотря на очевидные успехи, выражающиеся в росте количественных показателей, современный СКК Таджикистана по своим масштабам, структуре и принципам функционирования все еще далек от оптимума. Среди прочего, это обусловлено следующими причинами:

- относительно слабой материально-технической базой санаторно-курортных организаций, их закредитованностью;

- территориальной и сезонной неравномерностью деятельности СКО;

- недостаточной компетентностью персонала по использованию маркетингового инструментария в продвижении рекреационных услуг.

А в целом из выявленных на территории Таджикистана свыше 150 минеральных источников, только 30 используются в лечебных целях. Из открытых 10 месторождений лечебных сульфидных иловых грязей, обладающих бальнеотерапевтическими свойствами, добыча пелоидов осуществляется только на двух наиболее крупных месторождениях [2]. То есть природно-курортный потенциал в стране используются менее чем на 20%.

В течение многих лет санаторно-курортный комплекс был дотационным, но в современных условиях хозяйствования он практически лишен государственной поддержки, как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения централизованного распределения рекреантов между предприятиями этой сферы.

Следует отметить, что СКО частной формы собственности в отличие от государственных санаторно-курортных предприятий имеют больше полномочий по осуществлению всех видов деятельности и, в первую очередь, операционной. В условиях рыночных отношений коммерческие здравницы самостоятельно принимают решения по обслуживанию рекреантов в том количестве и в те сроки, которые утверждаются руководством оздоровительного учреждения (с учётом динамики рекреационной конъюнктуры), при отсутствии ведомств, которым подчиняются здравницы государственной

формы собственности. Предприятия частной формы собственности принимают решение о сотрудничестве с государственными структурами распределения путевок (фондами социального и пенсионного страхования, профсоюзными и благотворительными организациями и др.) на взаимовыгодных условиях. Это дает коммерческим здравницам значительное преимущество над государственными (ведомственными) предприятиями санаторно-курортной сферы.

Поэтому с 2015 года в республике активизировались процессы увеличения доли частного

сектора в СКК, которая тогда составляла 50% (17 СКО из 34). Так, в сентябре 2015 года был продан

на торгах и перешел в частные руки один из крупных государственных санаториев «Зумрад». Новый

владелец - компании «Сомон-Сугд» приобрел на аукционе со стартовой стоимостью в $1 млн.

объект, расположенный на площади 32,79 га, с численностью работников 421 человек, степенью

* .

износа основных средств 80% и кредиторской задолженностью в 1 млн. сомони . Помимо оплаты долгов санатория, который ежегодно посещают до 11 тыс. человек, новый собственник обязался вложить не менее 10 миллионов сомони в ближайшие 3 года для модернизации, переоборудования и реконструкции оздоровительного комплекса.

А уже в середине 2016 года был приватизирован бальнеологический санаторий «Шаамбари», занимающий площадь 17 га и с численностью сотрудников 60 человек. Новый владелец - компания «Рухафзо-2015» - обязался выплатить кредиторскую задолженность санатория (530 тыс. сомони) и в течение трёх лет вложить в его развитие не менее 10 млн. сомони, увеличив численность работников до 200 человек.

Наконец, с ноября 2018 года выставлен на продажу санаторий «Оби Гарм» (расположен на территории одноименного курорта в 100 километрах к востоку от города Душанбе) с начальной стоимостью 500 тыс. сомони. Кроме того, в рамках реализации Государственной программы приватизации государственных объектов по согласованию с правительством обсуждается вопрос о приватизации санаторного комплекса «Ходжа-Обигарм».

Помимо приватизации крупных государственных здравниц, создаются и частные СКО, как правило, небольшие. Начиная с 2018 года такие малые СКО охватываются официальным статистическим учетом. Их наибольшая концентрация территориально приходится на центральные районы Таджикистана, табл. 1.

Таблица 1 - Структура СКК Таджикистана в региональном разрезе

Регион Число СКО Ёмкость койко-мест

Районы республиканского подчинения 42 3507

Хатлонская область 9 207

Согдийская область 7 1850

Горно-Бадахшанская автономная область 4 160

Всего 62 5724

Примечание: составлено автором на основе официальных статистических данных и сведений, полученных в ходе полевых исследований

По состоянию на конец 2018 года значительная часть СКО была представлена небольшими предприятиями (санатории и дома отдыха), вместимостью до 50 койко-мест, а крупные санатории и базы отдыха ёмкостью свыше 200 койко-мест занимали в общем списке организаций только 18%, рис. 4.

Вместе с тем, появление большого числа небольших СКО вызывает определенные сложности в их классификации и учете, поскольку, в отличие от гостиниц, для описания которых применяется шкала от одной до пяти звезд, установившейся классификации СКО не сложилось. Авторский вариант такой классификации представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Классификация участников рынка санаторно-курортных услуг

* По данным Государственного комитета по инвестициям и управлению госимуществом Республики Таджикистан: http://investcom.tj

Профиль Однопрофильный, многопрофильный

Специализация Общетерапевтический, специализированный (санаторий)

Тип Лечебный санаторий с пансионатом, санаторий-профилакторий, пансионат, база отдыха, дом отдыха, (детский) оздоровительный лагерь

Функция Лечебный, оздоровительный

Период функционирования Круглогодичный, сезонный

Возрастной сегмент Для взрослых, для взрослых с детьми, для детей

Режим работы Курортного типа; некурортного типа.

Срок пребывания 1-2 дня, от 3 и более дней.

Форма собственности Частное предприятие, коллективное хозяйство, государственное предприятие, предприятие со смешанной формой собственности, совместное предприятие

Характер деятельности Коммерческий, некоммерческий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организационно-правовая форма АО, ООО, ЧП

Правовой и экономический статус С полной экономической и правовой самостоятельностью,

дочернее предприятие, филиал, представительство.

В Таджикистане объектам СКК выставляются оценки по 4-бальной шкале, отражающие состояние объекта (изношенность фондов, материально-техническое оснащение), рис. 4 (справа). Большая часть СКО (58%), по оценке их администраций, заслуживает оценки «хорошо».

В этом отношении определенного внимания заслуживает система добровольной классификации санаториев по уровню и качеству предоставляемых услуг, разработанная в Российской Федерации совместно Академией наук, Ростуризмом и Национальной курортной ассоциацией. Она подразумевает деление санаториев на четыре группы: «Премиум», «Бизнес», «Стандарт» и «Эконом». Присвоение объекту той или иной категории происходит с учетом качества номерного фонда, медицинского оборудования, используемых оздоровительных методик, квалификации медицинского персонала, инфраструктуры и питания. По мнению автора, применяемые термины отражают скорее экономическую и сервисную составляющие, в то время как к лечебно-оздоровительным услугам лучше применять другие названия, не вводящие отдыхающих в заблуждение. Тем не менее, подобная инициатива выглядит обоснованной и заслуживает научной дискуссии в таджикистанском экспертном сообществе.

С учетом изложенного представляется обоснованным сделать следующие выводы и предложения:

1. Таджикистану необходимо решать проблему стимулирования турбизнеса в низкий сезон, а также заниматься привлечением инвестиций в инфраструктуру, которая работала бы круглый год. Поэтому за предстоящие годы нужно укрепить эти связи, и разработать новые маршруты с использованием потенциала соседних республик. Для этого нужно будет поддержать строительство туристических объектов вдоль автотрасс.

2. Повысить привлекательность санаторно-курортного комплекса Таджикистана и лечебного туризма в глазах иностранцев могли бы дальнейшие визовые послабления. Например, безвизовое нахождение на территории республики иностранных туристов, имеющих при въезде в страну путевки в СКО, на срок до 30 суток. Также возможно разработать специальную медицинскую визу сроком до шести месяцев для иностранцев, прибывающих в Таджикистан для лечения, реабилитации, оздоровления.

3. В части дальнейшего смягчения налогового режима для СКК целесообразно предусмотреть возможность льготного режима налогообложения санаториев по земельному налогу, так как санатории, дома и базы отдыха занимают большие участки, подчас десятки гектаров. С учетом высокой кадастровой стоимости земли расходы на уплату такого налога особенно чувствительны в рекреационном бизнесе.

4. Предлагается инициатива по обеспечению работодателей возможностью включать в себестоимость продукции, которая не облагается налогом на прибыль, затраты на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха для своих сотрудников на территории Республики Таджикистан.

5. Возможные стратегии развития СКК Таджикистана сводятся к трём основным альтернативам:

- ориентация на локальный санаторно-оздоровительный рынок с оптимизацией операционной и коммерческой модели и с приведением продуктового предложения в соответствие с потребностями клиентов;

- расширение предложения на неохваченную часть санаторно-оздоровительного рынка, а также дополнительная ориентация на привлечение иностранных клиентов;

- выход на международные рынки оздоровительного и медицинского туризма и захват их значимой доли.

6. Предлагается разработать классификацию СКО, по аналогии со шкалой оценивания гостиниц, учитывающую лечебно-оздоровительные возможности организаций.

С учетом сказанного, дальнейшие исследования СКК страны предполагается проводить в области определения путей развития потенциала развития медицинского и экотуризма с позиций сервисных возможностей санаторно-курортных предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пивоварова Н.В. История туризма в Таджикистане (XX - начало XXI вв.): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 / Пивоварова Наталья Владимировна. - Душанбе: РТСУ, 2010. - 214 с.

2. Табаруков М.И. Правовые проблемы рационального использования курортно-рекреационных ресурсов РТ / М.И. Табаруков // Вестник Педагогического университета. - 2014. - № 2 (57). - С. 273276.

СОСТОЯНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

В статье приводится описательная статистика текущего состояния санаторно-курортного комплекса Республики Таджикистан с точки зрения его потенциала поддержки въездного лечебного и экотуризма. Описываются основные этапы развития рекреационной отрасли за последние пять лет, а также анализируются текущие проблемы отрасли, связанные с методологией определения указанных видов туризма, статистическим учетом рекреантов и моделями управления ассортиментом санаторно-курортных услуг.

Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, туристический потенциал, медицинский туризм, оздоровительный туризм, экотуризм, Таджикистан.

CONDITION OF THE SANATORIUM-RESORT COMPLEX OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article provides descriptive statistics on the current state of the resort complex of the Republic of Tajikistan in terms of its potential to support inbound medical and ecotourism. The main stages of the development of the recreational industry over the past five years are described, as well as the current problems of the industry related to the methodology for determining these types of tourism, statistical accounting of recreants and models for managing the range of spa services are analyzed.

Key words: sanatorium-resort complex, tourism potential, medical tourism, health tourism, ecotourism, Tajikistan.

Сведения об авторе:

Курбанова Сайёра Мадалиевна, старший преподаватель, Институт предпринимательства и сервиса, тел. 93-532-43-92, 91-964-53-42, электронная почта: mam-42@mail.ru

About the author:

Kurbanova Sayyora Madalievna, Senior Lecturer, Institute of Entrepreneurship and Service, tel. 93532-43-92, 91-964-53-42, e-mail: mam-42@mail.ru

САМТДОИ МУДИМИ ТАНЗИМИ НИЗОМИ АНДОЗ ВА РУШДИ БАХШИ

РЕАЛИИ ЩТИСОД

Хасанзода Я.

Донишгоуи давлатии молия ва ицтисоди Тоцикистон

Дар айни замон гуфтан ба маврид аст, ки андозхои муосир махсули бевоситаи чомеахои демократа мебошанд, ки дар асоси иктисоди бозории раванди ичтимой дошта амал мекунанд. Онхо ифодаи бахамоии манфиатхои киршхои гуногуни ичтимоии чомеахои мухталиф мебошанд.

Аз таърихи андозситонй ба чунин хулоса омадан мумкин аст, ки принсипи асосии истифодаи андозхо - ин рушди чомеа бо назардошти манфиатхои хаётан мухими он мебошад. Ин бобат классики бузургтарини илми иктисод Адам Смит чор шарти мухимтарини ташкили дурусти системаи андозро зикр намудааст, ки онхо чунинанд:

1) микдоран мувофик будани сатхи андозгузорй бо даромадхои андоздихандагон. Мутаасифона, дар чомеахои муосир ин шарт хангоми танзими низоми андоз ба инобат гирифта нашуда истодааст. Ин, ба Точикистон низ дахл дорад. Баъзе ширкатхои калон даромадхои худро аз андозситонй пинхон менамоянд, баъзе ширкатхои хурду миёнаи муваффак водор карда мешаванд, ки андозхои солхои минбаъдаро низ супоранд;

2) мушаххас будан ва пешакй муайян намудани сатх ва хачми андозхо. Ин шарт дар кодексхои андози кишвархои гуногун акси худро пайдо намудааст;

3) мувофик будани тарз ва замони андозситонй барои андоздихдндагон. Дар конунгузории кишвархои мухталиф ин шарт на чандон ифодаи худро ёфтааст. Масалан, андоз аз арзиши илова, ки аслан аз сатхи истеъмол (тичорат ва ё истеъмоли истехсолй) гирифта мешавад, аз маводи воридшуда хануз зимни аз сархад гузаштани он гирифта мешавад. Нисбати намудхои гуногуни мавод ин андоз бояд ба таври хеле махсус ситонида шавад. Масалан, дар сохахои саноати коркард хуб мешуд, агар чунин андоз на дар сархад, балки баъди тавлиди маводи тайёр гирифта шавад. Дар чунин холат хавасмандии ширкатхои истехсолй оид ба тезонидани гардиши фондхои истехсолй хеле боло мерафт, ки ин барои баланд бардоштани самаранокии иктисодии фаъолияти иктисодии онхо мусоидат мекунад;

4) самаранокии баланди идоракунии системаи андоз. Ин маънои онро дорад, ки харочоти давлат ва чомеа оиди гунгардонии андозхо ва таъмини молиявии коркунони сохаи андоз чандон зиёд набошад ва ё афзоиши мутлаки маблаги андозхои гунгардида аз афзоиши харочоти системаи идоракунии андоз ба маротиб тезтар бошад.

Дар аксари зиёди давлатхои мутараккй ва ру ба рушд нихода ислохоти андоз ба барномахои стратегии давлатй ворид карда шудааст. Сиёсати давлатии андоз бояд хусусияти мутавозин дошта бошад. Дар чунин вазъият сиёсати андоз омили рушди босуръати болоравии иктисод хохад гардид. Паст будани сатхи гаронии андоз ба воридшавии сармояхои мустакими хоричй таъсири хеле мусбй мерасонад. Он имконияти саромоягузории сохибкорони ватаниро низ хеле афзун хохад гардонид. Мутавозинии сиёсати андоз ба сохти таркибии саромоягузорихо таъсири мусбй расонида, хиссаи маблаггузорихои дарозмуддатро боло мебардорад, зеро хар кадар сатхи гаронии андоз паст, устувор ва пешгуишаванда бошад, хамон кадар сармоягузорон ба сохтмони саноати калон, хусусан, саноати вазни рагбат пайдо хоханд кард. Чунин алокамандй, хусусан, барои Точикистон мухим аст, зеро индустриякунонии иктисоди он дар шароити кунунй дорои ахамияти махсус мебошад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.