Научная статья на тему 'Формирование маркетинговой стратегии курортно-туристского комплекса региона'

Формирование маркетинговой стратегии курортно-туристского комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
586
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРОРТНО-ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА / ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИЗМА / ТИПЫ РЕКРЕАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РЕГИОНА / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА / ИНВЕСТИЦИИ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ КОМПЛЕКСОВ / RESORT / MARKETING STRATEGY / ELEMENTS OF TOURISM / TYPES OF RECREATIONAL ESTABLISHMENTS / FACTORS OF RESORT APPEAL / NON TRADITIONAL TYPES OF TOURISM / INVESTMENT INTO ENVIRONMENTAL PROTECTION AND RATION USE OF NATURE RESOURCES / THE STRATEGY OF RESORT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сидорова Наталия Анатольевна

Рассмотрено состояние санаторно-курортного комплекса региона, дана характеристика типов рекреационных учреждений региона, проанализированы факторы привлекательности для туристов региона отдельных санаториев: лечебные факторы, местная минеральная вода, сопролевая грязь, современные и традиционные немедикаментозные методы диагностики и лечения, SPA-технологии. В целях рационального использования природных ресурсов предлагаются инвестиции в основной капитал и государственная политика в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMING OF THE MARKETING STRATEGY OF THE REGIONS RESORT

In present article one can find the analises of condition of regional resorts, ALSO here is given the characteristic of types of recreational establishments in the region and factors of tourists appeal to the regional resorts: medical dirt, modern and traditional medicamentous methods of diagnostics and treatment, spa technologies are analysed. with a view of rational use of natural resources. the investmets into the general capital and THE DEVELOPMENT of state policy in this sphere are offered.

Текст научной работы на тему «Формирование маркетинговой стратегии курортно-туристского комплекса региона»

Н.А. СИДОРОВА

ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ КУРОРТНО-ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Ключевые слова: курортно-туристский комплекс, стратегия маркетинга, элементы туризма, типы рекреационных учреждений, факторы привлекательности, санаторно-курортные комплексы региона, нетрадиционные виды туризма, инвестиции на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, стратегия развития санаторно-курортных комплексов.

Рассмотрено состояние санаторно-курортного комплекса региона, дана характеристика типов рекреационных учреждений региона, проанализированы факторы привлекательности для туристов региона отдельных санаториев: лечебные факторы, местная минеральная вода, сопролевая грязь, современные и традиционные немедикаментозные методы диагностики и лечения, SPA-технологии. В целях рационального использования природных ресурсов предлагаются инвестиции в основной капитал и государственная политика в этой сфере.

N.A. SIDOROVA

THE FORMING OF THE MARKETING STRATEGY OF THE REGIONS RESORT

Key words: resort, marketing strategy, elements of tourism, types of recreational establishments, factors of resort appeal, non traditional types of tourism, investment into environmental protection and ration use of nature resources, the strategy of resort development.

In present article one can find the analises of condition of regional resorts, ALSO here is given the characteristic of types of recreational establishments in the region and factors of tourists appeal to the regional resorts: medical dirt, modern and traditional medicamen-tous methods of diagnostics and treatment, spa technologies are analysed. with a view of rational use of natural resources, the investmets into the general capital and THE DEVELOPMENT of state policy in this sphere are offered.

Курортно-туристский сектор оказывает существенное и многообразное влияние на экономику как отдельных регионов, так и страны в целом. С другой стороны, чем выше уровень жизни в стране, тем больше потребность в рекреационно-туристском продукте у населения, а значит, возникают объективные условия для развития этого сектора экономики.

Повышение эффективности деятельности курортно-туристского комплекса связано с выбором правильной стратегии маркетинга.

Стратегия маркетинга - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить собственную хозяйственную деятельность по избранному пути [1].

Разработка экономической политики рекреационного предприятия предполагает определение целей деятельности рекреационного предприятия и стратегии его развития на ближнюю или дальнюю перспективу исходя из оценки потенциальных возможностей рекреационного предприятия и обеспеченности его ресурсами. Цели рекреационного предприятия определяют концепцию его развития и основные направления деловой активности. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал рекреационного предприятия и его ресурсы.

В процессе разработки стратегии производится: оценка потенциала предприятия и его возможностей, анализ внешних факторов. На основе анализа в процессе определения стратегии вырабатывается стратегическое мышление работников аппарата предприятия, которые занимаются стратегическим планированием и управлением.

Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей.

В настоящее время туристская отрасль является одной из наиболее успешно развивающихся в России вообще и в Чувашской Республики в частности.

Чувашский край богат целебными природными факторами. Умеренный климат, чистый воздух лесов и свежее дыхание рек, живительные минеральные воды и лечебные грязи создают все условия для полноценного отдыха и комплексного лечения.

Благополучие, стабильность и развитие любого общества немыслимы без здорового человеческого потенциала. Охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни определены приоритетными направлениями социальноэкономического развития Чувашской Республики. Санаторно-курортная отрасль Чувашии располагает обширными экологически чистыми территориями, значительными запасами сероводородных, минеральных лечебностоловых вод и большими перспективами в использовании лечебных грязей.

Существенную роль в развитии санаторно-курортного оздоровления играет интеграция лечебно-профилактических технологий с использованием элементов туризма. Находясь в центре России на перекрестке важнейших железнодорожных, водных и автомобильных магистралей, Чувашия располагает благоприятными условиями для развития туризма. Разнообразие предлагаемых нашими санаториями и туристическими компаниями программ, мест и форм отдыха свидетельствуют о неповторимости и уникальности Чувашии, дает уверенность превращения туриндустрии в высокодоходную и конкурентоспособную отрасль экономики.

Чувашия - перспективный курортный регион. Обусловлено это тем, что, во-первых, республика удачно расположена в самом центре России, через нее проходит много удобных путей сообщения - наземных, водных, воздушных. Во-вторых, умеренно-континентальный климат региона со средней температурой от -13°С зимой до +19°С летом максимально благоприятен для отдыха и оздоровления. Лето в Чувашии начинается в конце мая - начале июня и длится примерно 85-100 дней, причем дневная температура нередко достигает 30-35°С и держится на этом уровне достаточно долго.

А главное - в Чувашии удивительно красивая и щедрая природа, которую заботливо сохраняют и приумножают живущий здесь народ.

Для региона характерны следующие типы рекреационных учреждений:

1) санатории и пансионаты с лечением (для взрослых и детей);

2) санаторно-оздоровительные лагеря;

3) санатории-профилактории;

4) дома и пансионаты отдыха;

5) базы отдыха и другие организации отдыха;

6)турбазы.

На 1 января 2007 г. в регионе насчитывалось 35 санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха с числом койко-мест 4552 ед. Анализируя численность и структуру рекреационных учреждений региона, следует отметить, что наибольший удельный вес (37%) занимают санатории и пансионаты с лечением (для взрослых и детей), базы отдыха и другие организации отдыха (31%), санатории-профилактории (20%). По числу койко-мест на долю санаториев и пансионатов с лечением приходится 44%, баз отдыха 25%, на санаторно-оздоровительные лагеря 12%.

За годы экономических реформ число санаторно-курортных организаций региона сократилось - в 1,3 раза, в них койко-мест - 1,6 раза. Уменьшилось количество санаториев-профилакториев и койко-мест в них, домов и пансио-

натов отдыха, туристических баз, баз отдыха и других организаций отдыха. Снизилась и численность лечившихся и отдыхающих в санаторно-курортных организациях региона [3].

Это объясняется тем, что рекреационные технологии советского периода были ориентированы на обслуживание массовых потоков рекреантов и удовлетворение рекреационных потребностей круглогодично.

Санаторно-курортная база была заполнена и в межсезонье. Массовые потоки рекреантов формировались благодаря финансовой поддержке государства и профсоюзов, которые возмещали гражданам до 50-80% стоимости путевок. В переходный период эта поддержка резко сократилась, что повлекло за собой падение совокупного объема рекреационного спроса.

Позитивные сдвиги произошли в период 1995-2006 гг.: увеличилось количество койко-мест в санаториях и пансионатах в 1,4 раза, базах отдыха и других организациях отдыха в 1,4 раза.

Наличие в республике природных факторов способствовали развитию рекреационного (лечебно-оздоровительного) туризма в последние годы.

Этот вид туризма чрезвычайно распространен в Чувашской Республике и представляет собой самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма. Лечебно-оздоровительный туризм основан на трех основных лечебных природно-рекреационных ресурсах - климате (климатотерапия), минеральных водах (бальнеотерапия) и лечебных грязях (пе-лоидетерапия). Рекреационный туризм осуществляется, как правило, на оздоровительных курортах и в санаториях. По характеру природных лечебных ресурсов курорты делятся на климатические, бальнеологические и грязевые, а курорты, располагающие несколькими лечебными факторами, соответственно называются бальнеоклиматическими, климатобальнеогрязевыми, бальнеогрязевыми и т.д.

Анализируя факторы привлекательности для туристов региона, следует отметить, что каждый санаторий обладает уникальными особенностями, что привлекает большое количество туристов и отдыхающих исходя из профиля их заболевания. В санатории «Чувашиякурорт» основными лечебными факторами служат местная минеральная хлоридно-натриевая вода и сапропелевая грязь, богатая органическими веществами и микроэлементами. В санатории «Волжские зори» с двумя источниками минеральных вод показания для климатолечения и климатопрофилактики признаны лучшими среди российских курортов лесной зоны. Санаторно-курортный комплекс «Солнечный берег» предоставляет современные и традиционные немедикаментозные методы диагностики и лечения. А в санатории «Чувашия» местная минеральная вода с высоким содержанием сероводорода, напоминающая по насыщенности микроэлементами знаменитые мацестинские воды, благотворно действует на организм человека при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечнососудистой систем, нарушениях обмена веществ, гинекологических и кожных заболеваниях.

Санаторно-курортный комплекс «Волжанка» предлагает помимо лечебных процедур великолепный отдых по маршрутам: «Волжский конный», «Волжский теплоходный», «Волжский семейный»... Туристические фирмы республики (их насчитывается более 60) предлагают оздоровительные, культурные, охотничьи, рыболовные и паломнические туры, круизы и прогулочные рейсы по реке «Волга» и «Сура», экскурсионные автобусные поездки.

Большое значение для перспективного развития санаторно-курортного комплекса региона имеют значительные запасы природных минеральных вод. Главные водные богатства Чувашии располагаются под землей на глубине от

200 до 300 м. В тридцатых годах прошлого века обнаружили мощные пласты полезных минеральных вод. Сегодня в Чувашии добывают и используют пять типов питьевых лечебно-столовых вод и три вида лечебных минеральных рассолов. По своему составу некоторые из них близки к знаменитым мацестинским водам, а по оздоровительному эффекту даже их превосходят: помимо сероводородных соединений содержат еще и бром, благотворно влияющий на нервную систему. В разведанных, но пока не разработанных месторождениях хранятся большие запасы воды, уникальные даже по мировым стандартам.

В республике насчитывается 2356 больших и малых рек, около тысячи озер, некоторые из которых объявлены памятниками природы. Самые известные реки Волга и Сура. Эти полноводные реки-красавицы радуют жителей и гостей республики. Но не менее привлекательны и малые реки - Большой Цивиль, Бездна, Киря, в верховьях которых можно найти настоящие водопады. Хорошие возможности для отдыха и рыбалки предоставляют озера республики, а некоторые из них, такие как Когояр, - еще и снабжают местные санатории ценнейшим лекарственным сырьем - сапропелем.

Наличие большого числа рекреационных зон, национальных парков, охотничьих угодий с разветвленной водной сетью и лечебно-оздоровительными, туристическими базами и домами отдыха позволяет сегодня говорить о бурном развитии внутреннего въездного туризма в республике. Есть все условия для эффективного лечения и полноценного отдыха, охоты и рыбалки, речных путешествий, конного и горнолыжного спорта.

Анализируя тенденции развития нетрадиционных видов туризма в рекреационной зоне региона, следует особо выделить перспективы и возможности экологического туризма как современного и динамично развивающегося вида туризма.

Экотуризм - это один из перспективных видов туризма, завоевавший огромную популярность в последнее десятилетие.

Цель такого туристского путешествия - это общение с природой, приобщение к ее красоте; познание ее тайн и особого языка. Современный человек, живущий в узких рамках цивилизации, практически утратил свои связи с живой и естественной природой, современные мегаполисы, суперсовременные средства связи и виды транспорта сделали жизнь городского жителя слишком запрограммированной и замкнутой, но человек - это часть природы, в нем сознательно или подсознательно живет желание соединиться с природой, ее увлекательным, разнообразным, а порой и опасным миром. Такую возможность, бесспорно, дает экотуризм.

Чувашская Республика обладает значительным потенциалом для развития экологического туризма. Волжские и сурские пляжи, привлекательный природный ландшафт являются притягательными моментами для развития экологического туризма. Но для развития этого вида туризма необходимо обеспечение туристов комфортабельными условиями проживания с соблюдением всех норм содержания гостевых хозяйств. Остро стоит вопрос о насыщении объектов экологического туризма: отмечаются недостаточное содержание и развитие дорог, необустроенность экологических зон прогулочными тротуарами и их плохое состояние, отсутствие и беспорядочная разбросанность торговых рядов, недостаточное инвестирование в сектор экологического туризма.

На сегодня это серьёзная экологическая проблема, пути решения которой следует найти в ближайшее время, так как экологическая чистота рекреационного региона - это одно из самых главных требований туристов.

Природный потенциал г. Чебоксары и других промышленных городов республики в настоящее время в определенной мере нарушен неблагоприятными процессами, связанными с загрязнением атмосферы промышленными предпри-

ятиями и автотранспортом, загрязнением водоемов недостаточно очищенными стоками. Так, по данным отдела водных ресурсов Верхневолжского бассейнового водного управления по Чувашской Республике сброс загрязненных сточных вод в 2006 г. составил 133,6 млн мЗ, или на 6,1% превысил уровень сброса в 2005 г. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, хотя и уменьшились за последние 3 года, составили в 2006 г. -32,4 тыс. тонн. Немногим более трети общего количества загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, уловлено и обезврежено в 2006 г.

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в 2006 г. составили более 132 млн руб., или в 1,6 раза больше, чем в 2002 г., что в определенной степени способствует устранению процессов, снижающих природный потенциал республики [3].

Анализируя рекреационные ресурсы региона, следует отметить, что человеческий фактор с учетом его демографии, специфики национальной культуры, языка, фольклора и других характеристик субкультуры имеет большое значение в формировании самобытности и привлекательности турпродукта региона. Этнические особенности региона дают возможность шире использовать потенциал разнообразных видов туризма, этнический туризм, религиозный туризм, туризм с социальными целями.

Изделия художественных промыслов, которые являются носителями традиций и особенностей культуры республики, также относятся к объектам туристского интереса. К сожалению, в последние годы производство таких изделий в Чувашии утрачивается.

Художественные народные промыслы и ремесла в Чувашской Республике представлены такими традиционными видами, как чувашская национальная вышивка; резьба по дереву; лозоплетение; изделия из керамики; изделия из бересты; национальные украшения из бисера и монет и т.д.

Особое внимание должно быть уделено развитию молодежного и спортивного туризма с использованием всех имеющихся туристических баз, переориентацией этих баз под молодежные лагеря с предоставлением комплекса туристских, спортивных и развлекательных мероприятий.

Несмотря на значительный природно-рекреационный и культурноисторический потенциал, туристская отрасль в Чувашской Республике занимает небольшой удельный вес в экономике республики.

Основными проблемами развития туризма в республике являются:

- неразвитость инфраструктуры для внутреннего и въездного туризма, а также таких важнейших элементов, как транспорт и связь, сеть предприятий питания и развлекательных услуг, обеспеченность туристским инвентарем;

- слабая материально-техническая база туризма, которая характеризуется высокой степенью морального и физического износа, дефицитом современных объектов размещения;

- отток туристов за пределы региона, а следовательно, и значительных финансовых средств;

- недостаточное использование круизного туризма по реке «Волга»;

- недостаток финансовых средств для развития рекреационного туризма;

- неразвитость спортивного и спортивно-оздоровительного туризма, прогулочного и промыслово-прогулочного туризма;

- слабое развитие молодежного и спортивного туризма и т.д.

В целях решения вышеназванных проблем Правительством Чувашской Республики был принят ряд нормативно-правовых документов, нацеленных

на обеспечение развития индустрии туризма как основы повышения потенциала туристского комплекса республики.

В целях реализации единого комплекса мероприятий по развитию въездного и внутреннего туризма в Чувашской Республике исходя из туристских возможностей республики разработана Республиканская целевая программа «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2005-2010 годы», утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 16.12.2004 г. №134 [4].

В программе четко определены направления развития внутреннего и въездного туризма в Чувашской Республике, рассмотрены рекреационные возможности республики и выявлены проблемные моменты, препятствующие развитию туризма. Основная цель программы: формирование на территории Чувашской Республики конкурентоспособного туристского комплекса.

Стратегия дальнейшего развития курортно-туристского комплекса региона должна проводиться по следующим основным направлениям [2]:

- создание условий для динамического развития туристской сферы;

- стимулирование развития материально-технической базы туризма и туристского сервиса;

- создание благоприятных условий для развития въездного и выездного туризма;

- повышение инвестиционной привлекательности туристских объектов региона;

- повышение качества обслуживания;

- содействие развитию рынка продукции народных промыслов;

- развитие санаторно-курортного и лечебно-оздоровительного туризма;

- развитие культурного, круизного, спортивного, делового экологического туризма;

- продвижение туристского продукта и повышение туристского имиджа и др.

Развитие курортной отрасли и туризма в регионе во многом зависит от

государственной политики в этой сфере. По законодательству правительство должно заниматься развитием туризма и санаторно-курортной сферы, а также определять основные направления государственной политики в этой сфере. Но пока оно не выполняет эти задачи в полной мере.

Для создания современного конкурентоспособного курортно-туристского комплекса региона крайне необходима государственная поддержка отечественного курортно-туристского комплекса. Она должна заключаться в проведении комплекса мер организационного, правового, экономического, социального характера для создания условий оптимальной реализации рыночных механизмов и в то же время осуществления социальных функций государства по отношению к своим гражданам.

Литература

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2000. 501 с.

2. Закон Чувашской Республики от 04.06.2007 г. № 8 «О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года».

3. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2007: статсборник / Чувашстат. Чебоксары, 2007.

4. Указ Президента Чувашской Республики №134 от 16 декабря 2004 г. «О республиканской программе «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2005-2010 годы».

СИДОРОВА НАТАЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА родилась в 1977 г. Окончила Московский университет потребительской кооперации. Соискатель Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Область научных интересов - экономика, туризм, маркетинговое исследование. Автор 8 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.