УДК 336.717
Подскребалина В.В.1 состояние рынка БАНКОВСКИХ услуг В РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции развития российского рынка банковских услуг в условиях пандемии 2020 года на примере коммерческих банков и их банковских продуктов, таких как «потребительское кредитование» и «корпоративное кредитование». Изучаются ключевые элементы бизнес-моделей банков, также в ходе исследования были выявлены основные продукты, за которыми клиенты обращаются в банки.
Ключевые слова: банковский продукт, банковская операция, банковская услуга, потребительское кредитование, корпоративное кредитование.
Podskrebalina V
STATE OF THE MARKET OF BANKING SERVICES IN RUSSIA
Abstract. The article examines current trends in the development of the Russian banking market in the context of the 2020 pandemic. On the example of commercial banks and their banking products, such as "consumer lending" and "corporate lending". The key elements of banks' business models are being studied, and during the study, the main products for which customers turn to banks were identified.
Keywords: banking product, banking operation, banking service, consumer lending, corporate lending.
На современном этапе развития экономики важной особенностью банковской деятельности является предоставление банковских услуг населению. В условиях постоянной конкуренции банки стремятся расширять спектр предоставляемых услуг в целях привлечения клиентов, что оказывает непосредственное влияние на увеличение доходной базы банка, повышение рентабельности и конкурентоспособности [1].
Банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности [2].
В разработке перечня услуг банки приори-
тетным направлением ставят привлечение физических лиц, но в то же время все предлагают однотипные виды услуг. Клиенты становятся более требовательными, ожидают обслуживания на высоком уровне, а в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой это стало делать еще сложнее.
Развитие розничного банковского бизнеса может расцениваться как индикатор состояния экономики с точки зрения спроса и многих других социально-экономических процессов. Качество развития розничного банкинга, помимо состояния банковской сферы и экономики в целом, зависит от того, какие услуги банки оказывают населению, чем один банк отличается от другого и как меняются запросы клиентов.
С целью изучения предпочтений рознич-
1 Подскребалина Вероника Владимировна, магистрант, Донской Государственный Технический Университет (ДГТУ), г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
Veronika Podskrebalina, undergraduate, Don State Technical University (DSTU), Rostov-on-Don, e-mail: v.podskrebalina@ yandex.ru
ных клиентов в сфере банковских услуг России компания «Делойт» провела исследование «Предпочтения розничных клиентов в банковской сфере России». Основным вопросом явилось обнаружение и составление списка ведущих розничных банков в России, услугами которых клиенты пользуются чаще всего и в чем заключаются особенности их потребительских предпочтений [3]. Были проанализированы основные элементы бизнес-моделей, которые определяют все ключевые аспекты работы банка с клиентами: от способа покрытия потребностей целевой аудитории до принципов взаимодействия с ней. С целью изучения различных моделей бизнеса ведущих розничных банков в России был проведен опрос населения и анализ открытых данных, в том числе финансовой отчетности.
В указанном исследовании решены следующие задачи:
- анализ клиентской активности при пользовании услугами ведущих розничных банков России;
- изучение особенностей поведения потребителей при выборе как банка, так и банковских продуктов;
- анализ факторов, влияющих на выбор банка для обслуживания;
- изучение используемых банками бизнес-моделей в разрезе основных элементов и анализ их влияния на активность клиентов;
- анализ объемов розничных кредитных портфелей банков в разрезе выданных кредитов и привлеченных средств.
За последние несколько десятилетий банковская отрасль претерпела значительные изменения. Этому способствовал ряд факторов, таких как финансовые кризисы, развитие информационных технологий, появление новых кли-ентоориентированных игроков. Важную роль сыграла и государственная политика в сфере развития банковской деятельности, и активное освоение государством банковского рынка. В исследовании 2012 года отмечается, что «банки с государственным участием являются доминирующими на рынке игроками» [4].
Бизнес-модель, используемая банком, определяет все основные аспекты и характер его работы с клиентами: от способов покрытия всех
первоочередных потребностей целевой аудитории до главных принципов взаимодействия с ней, включая необходимую частоту обращения в банк для удовлетворения этих потребностей.
В результате исследования лидером стал ПАО «Сбербанк России», значительная часть населения страны пользуется услугами этого банка. Показатели розничного бизнеса данного игрока значительно превышают показатели его ближайший конкурентов.
Универсальной модели бизнеса придерживается также и ПАО «ВТБ», однако он все равно уступает ПАО «Сбербанк России» по размерам розничной сети. Согласно текущей стратегии [6] банк активно развивает все сегменты и работает над улучшением опыта взаимодействия с клиентами, в том числе за счет ускорения цифровизации.
Бизнес-модель АО «Почта Банк» основана на построении региональной сети. В отличие от остальных банков он имеет большое количество точек по всей России (более 19 тыс.), открытых на базе почтовых отделений АО «Почта России» и МФЦ, это помогает привлекать клиентов массовых сегментов в самых отдалённых регионах страны. Но, несмотря на это, розничный портфель банка существенно меньше, чем у вышеперечисленных игроков.
Одним из ключевых элементов в стратегии формирования отношений с клиентом и, как следствие, в структуре бизнес-модели является продуктовое предложение. Анализ основных продуктов дает общее представление о финансовых потребностях населения, а также позволяет более четко понимать, чем обусловлен выбор граждан в пользу определенного игрока банковского сектора.
Результаты проведения опроса компанией АО «Делойт и Туш СНГ» показали, что наибольшую популярность среди клиентов имеют традиционные продукты, такие как дебетовые карты (25%) и накопительные счета или вклады (49% и 30% соответственно). Высокая популярность дебетовых карт подтверждается общей структурой розничного банковского портфеля: по состоянию на 1 августа 2020 года объем средств населения в банках более чем на 70% превышает розничный кредитный портфель (Рисунок 1) [3].
■ Дебетовая карта ■ Вклад/накопительные счета Кредитная карта ■ Кредит
■ Брокерские услуги, инвестиции ■ Ипотека
■ Другое
Рисунок 1. доля респондентов, использующих данные финансовые продукты
Популярность банковских карт как основного продукта наблюдается не только в целом по сектору, но и у отдельных игроков. Банковские карты наиболее востребованы в повседневной жизни, поэтому популярность использования данного продукта может являться одним из показателей относительной величины базы активных клиентов.
Однако подходы к формированию продуктовой линейки, которые банки выбирают для обеспечения своей конкурентоспособности, различаются.
В 2020 году темпы прироста розничного кредитования во всех сегментах существенно замедлились. Отрицательное влияние на розничный кредитный рынок ограничительных мер, связанных с распространением корона-вирусной инфекции, может оказать влияние на динамику рынка в наступившем 2021 году. Поэтому разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг требует постоянных нововведений и улучшений.
С начала пандемии банки пересмотрели критерии риск-профиля заемщиков, тем самым повысив требования к кредитной истории и показателю долговой нагрузки клиента. Данные условия были введены для удобства обслуживания задолженности без ущерба для своего материального положения.
Список отказов по кредитованию пополнили такие отрасли, как ресторанный и гостиничный бизнес, оказание бытовых услуг, розничная торговля отдельными видами
непродовольственных товаров, так как они вследствие коронавирусной инфекции пострадали больше всего, кроме коммерческих предприятий повышенное внимание стали уделять стабильности дохода клиента с целью минимизации риска по новым выдачам. Еще одной мерой предосторожности стало снижение максимальной суммы предоставляемых средств по кредитам наличными, в результате во II квартале 2020 года средний размер задолженности снизился на 20%, а в POS-кредитах и кредитных картах размер предоставляемых средств уменьшился на 10%.
Из-за ужесточившихся процедур андеррайтинга уровень одобрения кредитных заявок снизился. К постоянным клиентам банки отнеслись чуть более лояльно, и уровень одобрения снизился на 20% по кредитам наличными, а по кредитным картам на 40%, тогда как по новым заявкам снижение произошло на 33% и более чем на 50% соответственно.
В результате ужесточения условий выдачи POS-кредитов и кредитных карт доля кредитов наличными в продуктовой структуре портфеля потребительских кредитов банковской системы за 1-е полугодие 2020 года выросла с 72,6 до 73,2 %.
Во II квартале 2020 года портфель потребительских кредитов впервые за два года продемонстрировал отрицательную динамику, сократившись на 1%. Уровень одобрения новых кредитных заявок снизился почти в два раза по сравнению с показателем за январь - март (Рисунок 2).
^ ^ лч; г^ч;
с?" <$>' ^ <Г <$,' ^ <Г <$>' ^ & сК <$>>
14%
12%
10%
сч*- А' А'
гС>' А' гС>'
сч*'
сч*' гч»'
I Объем потребительских кредитов, млрд. руб.
■Темп прироста за полугодие
Рисунок 2. Тренд по росту портфеля потребительских кредитов [5]
Из диаграммы видно, что в течение 20182019 годов потребительское кредитование являлось самым динамично растущим сегментом рынка, в результате чего совокупный объем задолженности по потребительским кредитам за этот период увеличился в 1,5 раза
[5].
Быстрый рост кредитов у населения обеспокоил Банк России, поэтому во второй половине 2019 года он предпринял ряд мер, призванных сдержать динамику выдачи новых кредитов. Несмотря на постепенное замедление темпов роста, положительный тренд в
потребительском кредитовании продолжился и в I квартале 2020 года: портфель вырос на 4%, а на 01.04.2020 достиг исторического максимума в 9,2 трлн. рублей. Однако карантин из-за пандемии COVID-19 вынудил банки сократить объемы выдачи новых кредитов. Так, объем потребительских кредитов, выданных с апреля по июнь, был почти на 40% ниже показателей предыдущего квартала, что и явилось причиной снижения объема портфеля за II квартал 2020 года на 1%. Данные по объему потребительских кредитов на 01.07.2020 представлены в таблице 1.
Таблица 1. Рэнкинг по объему потребительских кредитов на 01.07.2020 [7]
Наименование банка Объем потребительских ссуд, млн. руб. В том числе Прирост за период, %
01.01.2020 01.07.20220 кредитные карты прочие потребительские ссуды
1. ПАО Сбербанк 3 425 600 3 592 600 822 100 2 770 500 4,9
2. Банк ВТБ (ПАО) 1 606 900 1 665 300 145 200 1 520 100 3,6
3. АО «АЛЬФА БАНК» 546 772 576 624 185 114 391510 5,5
4. ПАО «Почта Банк» 410 960 418 090 21 945 396 145 1,7
5. АО «Тинькофф Банк» 326 263 326 820 253 801 73 019 0,2
В 2020 году сохранялись позитивные тенденции в динамике корпоративного кредитования, продолжался рост активности в корпоративном сегменте кредитного рынка. Годовой темп прироста портфеля увеличился с 3,6% до 4,8%. Главным фактором стала государственная программа поддержки корпоративного кредитования. Значительно вырос спрос на краткосрочное кредитование и составил 12,4%, это было связано с замедлением экономической активности, вызванной пандемией, так как было необходимо поддерживать текущие и промежуточные расходы.
Качество корпоративного кредитного портфеля не претерпело существенных изменений: доля просроченных обязательств в портфеле на конец апреля составила 7,4%.
2020 год показал, что банковский сектор не в полной мере готов к рискам внешней среды,
таких как усиление санкционного давления и усиление негативных последствий пандемии коронавируса.
В результате проведенного анализа отметим, что банкам необходимо обратить внимание на качество кредитных портфелей. Из-за ограничений на контакт людей друг с другом остро стал вопрос о бесконтактной оплате и оплате в приложениях. Но не все банки обладали возможностями для реализации новых функций. Для сохранения клиентской базы ими было принято решение о разработке новых систем бесконтактного обслуживания, что является плюсом в развитии банковских продуктов и услуг.
Еще одним трендом стала активность Центрального банка РФ как регулятора, который стал активно взаимодействовать с банковским сообществом, усиливая влияние на развитие их digital-активов.
библиографический список
1. Омарова А.Р. Тенденции развития рынка банковских услуг в современной России // Лич-
ность, экономика, культура в современном цифровом мире: проблемы и потенциальные возможности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 23 мая 2020 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 51-55.
2. Звягинцева Ю.А., Калашникова Е.Ю. Современные банковские услуги и направления их
развития в России // В сборнике: Университетская наука - региону. Материалы VII ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета преподавателей, студентов и молодых ученых. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В Савцо-вой. 2019. С. 174-176.
3. Предпочтения розничных клиентов в банковской сфере России. Исследования компании «Делойт СНГ» [Электронный ресурс] URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ ru/Documents/research-center/consumer-preferences-in-banking-services-russia.pdf (дата обращения 18.01.2021 г.)
4. Гасанов О.С., Стадник А.М. Границы и масштабы присутсвия государства в российской
банковской системе // Финансы и кредит. 2012. № 48 (528). С. 19-25.
5. Самойлов Ю.В. Стратегическое управление региональным банком в условиях кризиса //
Банковское дело. - 2019. - № 5. - С. 88-91.
6. ВТБ утвердил новую Стратегию до 2022 года. [Электронный ресурс] URL: https://www.vtb.ru/
o-banke/press-centr/novosti-i-press-relizy/2019/04/2019-04-23-vtb-utverdil-novuyu-strategiyu-do-2022-goda/ (дата обращения 18.01.2021)
7. Сайт Центрального Банка РФ. [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/statistics/bank_
sector/ (дата обращения 20.01.2021)