Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ'

СОСТОЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REGIONAL LEGISLATION / EDUCATION / GENERAL PRIMARY EDUCATION / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL RELATIONS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свиридова Екатерина Александровна

В статье рассматриваются проблемы соотношения федерального и регионального законодательства об образовании и предлагаются пути совершенствования регионального законодательства. Делается вывод, что при разработке и принятии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации следует ограничиться нормами, определяющими особенности построения и деятельности системы образования конкретного региона и регламентирующими иные отношения в сфере образования в соответствии с федеральным и региональным законодательством с учетом особенностей развития региона. Отдельные нюансы следует регулировать на уровне актов локального нормотворчества, не ухудшая при этом положения субъектов образовательных отношений по сравнению с нормативными актами более высокого уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Свиридова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF THE REGIONAL LEGISLATION ON EDUCATION IN THE CONTEXT OF OBSERVANCE CONSTITUTIONALLY-PRECEPTS OF LAW

In article problems of a ratio of the federal and regional legislation on education are considered and ways of improvement of the regional legislation are offered. The conclusion is drawn that during the developing and adoption of regulations of territorial subjects of the Russian Federation it is necessary to be limited to the norms defining features of construction and activity of an education system of the concrete region and regulating other relations in education according to the federal and regional legislation taking into account features of development of the region. Separate nuances should be regulated at the level of acts of local rule-making, without worsening at the same time situations of subjects of the educational relations in comparison with regulations of higher level

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ»

с^ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

СВИРИДОВА Екатерина Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

e-mail: katesvi@yandex.ru

СОСТОЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы соотношения федерального и регионального законодательства об образовании и предлагаются пути совершенствования регионального законодательства. Делается вывод, что при разработке и принятии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации следует ограничиться нормами, определяющими особенности построения и деятельности системы образования конкретного региона и регламентирующими иные отношения в сфере образования в соответствии с федеральным и региональным законодательством с учетом особенностей развития региона. Отдельные нюансы следует регулировать на уровне актов локального нормотворчества, не ухудшая при этом положения субъектов образовательных отношений по сравнению с нормативными актами более высокого уровня.

Ключевые слова: региональное законодательство, образование, общее начальное образование, образовательные организации, субъекты образовательных отношений, высшее образование.

SVIRIDOVA Ekaterina Aleksandrovna,

PhD in Law, associate Professor, associate Professor of the Department of legal regulation of economic activity, Financial University under the Government of the Russian Federation

CONDITION OF THE REGIONAL LEGISLATION ON EDUCATION IN THE CONTEXT OF OBSERVANCE CONSTITUTIONALLY-PRECEPTS OF LAW

Annotation. In article problems of a ratio of the federal and regional legislation on education are considered and ways of improvement of the regional legislation are offered. The conclusion is drawn that during the developing and adoption of regulations of territorial subjects of the Russian Federation it is necessary to be limited to the norms defining features of construction and activity of an education system of the concrete region and regulating other relations in education according to the federal and regional legislation taking into account features of development of the region. Separate nuances should be regulated at the level of acts of local rule-making, without worsening at the same time situations of subjects of the educational relations in comparison with regulations of higher level.

Key words: regional legislation, education, general primary education, educational organizations, subjects of the educational relations, the higher education.

Согласно Конституции РФ именно Российская Федерация обладает государственным суверенитетом. Конституционный Суд РФ в Определении от 27

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

июня 2000 г. № 92-О указал на воплощение целостности государства в его суверенитете, который, в свою очередь, подразумевает верховенство федеральной Конституции и единство

системы государственной власти [32]. Вместе с тем по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации Конституция РФ в ст. 76 допускает возможность принятия федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов, а также иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Гарантией единства правового поля Российской Федерации является соответствие законодательных актов, принятых субъектами Российской Федерации, федеральному законодательству. В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы принимаются по вопросам федерального ведения и имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, что означает запрет органам власти субъектов Российской Федерации на вмешательство в компетенцию органов власти Российской Федерации. Именно федеральный закон обладает большей юридической силой по отношению к закону субъекта Российской Федерации, если последний противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации в вопросах, отнесенных к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Что касается вопросов исключительного ведения субъектов Российской Федерации, то здесь нормативным правовым актам последних отдается приоритет.

По вопросам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают в области законотворчества относительной самостоятельностью, которая проявляется в принципе единства правового регулирования сфер совместной компетенции. Федеральное законодательство прямо или косвенно также затрагивает вопросы, которые вправе регламентировать субъекты Федерации, однако такое федеральное регулирование не должно быть чрезмерно перегружено деталями и быть слишком подробным, так как вопросы совместного ведения требуют учета местных особенностей каждого субъекта, обычаев, традиций и нюансов правоприменительной практики.

Вместе с тем практика показывает, что некоторые субъекты Федерации злоупотребляют самостоятельностью в сфере законотворчества и при принятии законодательных актов не принимают во внимание федеральное законодательство, что ведет к коллизиям и противоречиям между федеральным и субъектным уровнем правового регулирования.

В ряде случаев дублирование федеральных правовых норм происходит в целях доведения до широкого круга лиц гарантий и прав граждан. Такая тавтологий допустима, в частности, в социальном законодательстве. Так, Федераль-

ным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [45] определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по утверждению законом субъекта Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона. Если региональный законодатель полностью откажется от дублирования федерального законодателя, это может привести к отсутствию информативности регионального акта и, как следствие, - неинформированности населения о таких базовых понятиях, как «социальное обслуживание граждан», «социальная услуга».

В сфере образования действует иное правило: Рекомендации Министерства образования и науки РФ по подготовке к реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [33] предлагают, чтобы нормативные правовые акты субъектов Федерации по вопросам образования состояли преимущественно из оригинальных региональных норм. Что касается воспроизведения федеральных норм, то оно допускается в рамках отдельных общих положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и должно носить ограниченный характер. Следует заметить, что некоторые субъекты Федерации почти не дублируют федеральное законодательство, отдавая предпочтение конкретизации федеральных правовых норм с учетом социально-экономических, национальных, географических и иных особенностей региона. Так, в частности, на территории Хабаровского края отсутствует общий закон об образовании, а правовое регулирование осуществляется в рамках отдельных нормативных правовых актов, принятых по конкретным вопросам [28].

В Тюменской области действует единый базовый Закон «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области» [27], включающий всего девять статей. В части основных понятий Закон ссылается на федеральное законодательство, делая отсылку к его нормам, но не дублируя их. В остальном Закон регулирует полномочия органов государственной власти Тюменской области в сфере образования, меры социальной поддержки и стимулирования в сфере образования, организацию предоставления высшего образования, среднего и дополнительного профессионального образования.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

В соответствии с п/п. «е» п. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Принцип федерализма в сфере образовательных правоотношений проявляется, в том числе, в ограниченности предмета ведения Российской Федерации кругом общих вопросов в части отношений между обучающимися, педагогическими работниками и образовательными организациями. Исключительными полномочиями Российская Федерация обладает в части правового регулирования не только общих, но и конкретных вопросов на границе законодательства об образовании и административных, налоговых, трудовых и иных норм права. Кроме того, Российская Федерация вправе конкретизировать полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

На региональном уровне можно выделить ряд групп законов и подзаконных актов в сфере образования. Так, основным источником правового регулирования образовательных отношений на территории субъектов Федерации является Конституция (Устав) соответствующего субъекта Российской Федерации. Вторая группа нормативных правовых актов представлена общими законами об образовании, сформулированного по типу федерального закона. Закон об образовании принят и действует на территории практически всех республик в составе Российской Федерации, а также во Владимирской, Воронежской, Мурманской, Саратовской, Томской областях и ряде других субъектов.

Некоторые субъекты Российской Федерации конкретизируют нормы общего закона об образовании дополнительными нормативно-правовыми актами, в которых регламентированы вопросы, не имеющие достаточного правового регулирования на федеральном уровне (например, Закон Вологодской области "О среднем профессиональном образовании в Вологодской области" [7], Закон Курганской области "О правовом регулировании сферы образования Курганской области" [12]). Отдельная группа субъектов Федерации предусмотрела специальное правовое регулирование финансово-экономических вопросов в сфере образования. Речь идет о финансовом обеспечении деятельности региональных образовательных организаций (например, Закон Челябинской области «О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

ния детей в муниципальных общеобразовательных организациях и внесении изменения в статью 7 Закона Челябинской области "Об образовании в Челябинской области"» [29], Закон Тамбовской области "О Порядке финансового обеспечения образовательной деятельности областных профессиональных образовательных организаций по видам образовательных программ" [26]). В некоторых субъектах Федерации отдельными законами регулируются вопросы правовой и социальной поддержки субъектов образовательных правоотношений (например, Закон Красноярского края "О мерах социальной поддержки научно-педагогических работников высшей квалификации" [11]).

Как видно, законодательство субъектов Российской Федерации по своей структуре зачастую копируют систему федерального законодательства об образовании. На сегодняшний день правовые нормы, регламентирующие образовательные отношения, являются бессистемными и требуют приведения их в единый пласт образовательного законодательства. По верному замечанию С.В. Нарутто, консолидация нормативных актов в сфере образования с оттенками их кодификации будет способствовать компактному закреплению сформированной совокупности нормативных актов с элементами обеспечения их согласованности, устранения дублирования, пробелов и коллизий [30, с. 24].

В городах федерального значения Москве и Санкт Петербурге приняты отдельные законы об общем образовании (Закон г. Москвы от 10.03.2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве» [8]; Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 г. № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» [24]). Пункт 2 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет обучающимся ряд меры социальной поддержки и стимулирования, оговаривая при этом, что определенные социальные и иные гарантии для отдельных категорий лиц могут устанавливаться на уровне субъектов Российской Федерации.

Подобная практика носит позитивный характер и не должна сводиться на региональном уровне к простой тавтологии норм федерального закона. Каждый регион знает свои слабые стороны и категории незащищенных слоев населения, имеет свою социальную и демографическую специфику. Так, в частности, Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 г. № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» [24] предусматривает создание нетиповых и иных образовательных организаций в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учеб-

ной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности.

Дополнительные меры социальной поддержки в сфере образования в части предоставления обучающимся государственных образовательных организаций льготного питания, оплаты проезда на транспорте устанавливаются Законом Ульяновской области "Об утверждении Порядка предоставления льгот обучающимся (воспитанникам) общеобразовательных организаций старше 7 лет, в том числе обучающимся (воспитанникам) с ограниченными возможностями здоровья, студентам (курсантам) профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучающимся в очной форме, и ежемесячной компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления указанных льгот" [3]. В Москве действует постановление Правительства Москвы от 14 июня 2005 г. № 429-ПП "Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования" [38]. Подобного рода нормативные правовые акты есть в различных субъектах Российской Федерации [43]. В качестве рекомендации можно предложить распространить подобную практику на все субъекты Федерации путем внесения в Федеральный закон об образовании нормы об обязанности субъектов Российской Федерации принять региональные законы о льготах и гарантиях прав граждан, обучающихся в образовательных организациях.

В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в системе образования, формирования правовой культуры участников образовательного процесса, поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдельные субъекты Федерации принимают специальные нормативные правовые акты. Так, Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло постановление от 30 апреля 2013 г. № 152 «Об уполномоченном по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях Карачаево-Черкесской Республики» [34]. Установлены региональным законодательством и социальные гарантии педагогам. Например, постановление Правительства РФ от 26 октября 2013 г. № 963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государствен-

ных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» [39].

Интерес представляет практика Республики Марий Эл, где приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 03.10.2013 г. № 1266 утвержден Примерный кодекс профессиональной этики руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству образования и науки Республики Марий Эл [42]. Указанный Кодекс состоит из общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения в рамках трудовой деятельности руководителей образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Марий Эл, и определяет основные нормы в отношениях руководителей образовательных организаций с педагогическими работниками, обучающимися и их родителями, с обществом и государством. А в Брянской области действует Закон "О требованиях к одежде обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Брянской области" [6].

Думается, что использование подобных институтов в системе образования необходимо внедрять и в других субъектах Российской Федерации.

Законы в сфере образования ряда субъектов Федерации не просто дублируют федеральное законодательство, а распределяют полномочия региональных органов власти, а также содержат свои особенные нюансы, имеющие значение для данного региона. Так, Закон Республики Карелия "Об образовании" [18] в ст. 9 закрепляет условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а в ст. 10 - условия для реализации права на образование обучающимися, нуждающимися в длительном лечении. Закон Республики Адыгея "Об образовании" [20] определяет критерии для малокомплектной дошкольной образовательной организации (ею является единственная в сельском населенном пункте муниципальная образовательная организация, численность воспитанников в которой составляет менее 15 человек). Закон Архангельской области [4] в ст. 30 устанавливает требования к одежде обучающихся, а также содержит нормы о возмещении расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций, государственных организаций Архангель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

ской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Архангельской области, в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Анализ регионального законодательства в сфере образования показал, что в ряде субъектов Российской Федерации не приняты общие законы об образовании, аналогичные Федеральному закону "Об образовании", а действуют нормативные правовые акты, регламентирующие более узкие области, как, например в Костромской области [10] и Вологодской области [16], в сфере разграничения полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации, или в рамках акта, разъясняющего порядок реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на территории региона, как в Новгородской области [15].

Дошкольное, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование по-разному регламентируются в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Некоторые регионы принимают Программные документы, определяющие основные тенденции развития дошкольного образования в конкретном субъекте Федерации

[36]. В ряде субъектов (например, Пермский край, Новгородская область) приняты специальные государственные программы по обеспечению доступности дошкольного образования [35], либо включают программы развития дошкольного образования как подпрограмму общей программы развития образования в регионе в целом

[37].

В отдельных субъектах Федерации разработаны меры по развитию негосударственного сектора дошкольного образования.

Негативным моментом в сфере образования является практически полное отсутствие нормативного регулирования дополнительного профессионального образования на региональном уровне. Так, в Республике Башкортостан действует Закон от 29.12.2014 г. № 173-з "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Республики Башкортостан" [21], которым определен порядок организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Республики Башкортостан. Подобный Закон есть в Санкт-Петербурге [19]. В Костромской и Пензенской областях есть законы о дополнительном профессиональном образовании мировых судей [17]. В

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

отдельных субъектах Федерации действуют Регламенты по предоставлению государственной услуги «предоставление дополнительного профессионального образования» (Краснодарский край [41] , Алтайский край [44], Республика Хакасия [40]).

В некоторых субъектах Российской Федерации сохранилось некорректное содержание нормы права, при котором компонентами регулируемого отношения становятся явления, объекты, субъекты, не подпадающие под действие этой нормы или, когда из содержания нормы права, наоборот, исключаются те или иные компоненты регулируемого отношения. Например, в ст. 5 Закона Ивановской области "Об образовании" [9] оплата труда работников областных государственных образовательных организаций регулируется законами Ивановской области и иными нормативными правовыми актами Ивановской области. Однако такой формулировкой региональный законодатель неправомерно ограничивает круг нормативных правовых актов, включая Трудовой кодекс РФ, регулирующих оплату труда работников.

Статья 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" перечисляет полномочия органов государственной власти субъектов Федерации в сфере образования. Данный перечень является открытым. Некоторые региональные законы об образовании не в полном объеме указали установленные для них в федеральном законодательстве полномочия. Например, в Законе Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 г. № 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге" отсутствует перечень федеральных полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Переданные полномочия перечисляются в ст. 7 Федерального закона "Об образовании" и реализуются за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели. По мнению авторов монографии "Образовательное законодательство России. Новая веха развития", переданные полномочия играют важную роль в развитии образования на уровне субъекта Федерации, и не указание их в региональном законодательном акте является упущением со стороны местного законодателя [31, с. 28].

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральный закон "Об

образовании в Российской Федерации" содержит перечни полномочий органов государственной власти субъектов Федерации без учета разделения по ветвям власти. В результате отдельные субъекты Российской Федерации вынуждены восполнять данный пробел в своем законодательстве. Например, названный выше Закон "Об образовании в Санкт-Петербурге" разграничивает полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере образования "по горизонтали", распределяя компетенцию между законодательным (представительным) и исполнительным органами субъекта Российской Федерации. Однако это скорее исключение из общего правила, когда региональные законодатели весьма формально подходят к вопросу разграничения полномочий в сфере образования между органами государственной власти субъектов Федерации.

Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области" от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ [25] в ст. 5 закрепляет такие полномочия Законодательного собрания Свердловской области, как принятие законов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере образования, а также осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере образования. Следует отметить, что законодательный орган и так, в силу присущих ему функций, уполномочен на принятие законов, в том числе и в сфере образования. Дополнительное указание на возможность нормативного регулирования образовательных отношений в специальном региональном законе об образовании, думается, излишним и предлагается в региональных законах об образовании перечислять полномочия органов государственной сласти субъектов Федерации в одной статье без разделения на законодательные и исполнительные органы.

В законодательстве субъектов Российской Федерации наименее урегулированными остаются вопросы социальных гарантий обучающихся, такие как дополнительные гарантии по реализации права на образование, меры социальной поддержки обучающихся, меры социальной поддержки педагогических работников. Положительная практика в этом вопросе наблюдается в законах об образовании Архангельской области [4] и Республики Карелия [18].

Предлагается использовать практику таких регионов, как Воронежская, Ленинградская, Ярославская области, Республика Северная Осетия-Алания, в которых приняты целевые программы развития образования в регионе. Программные документы, определяющие основ-

ные тенденции развития образования в конкретном субъекте Российской Федерации, положительно сказываются на нормотворчестве субъектов Федерации, служат ориентиром для законодателя в определении основных подходов к установлению путей и перспектив развития образовательной сферы, способствуют поэтапной реализации государственной политики в области образования и позволяют прогнозировать результаты проводимых мероприятий по обеспечению права на образование.

Предлагается распространить опыт Удмуртской Республики на все субъекты Российской Федерации в части установления в региональном законе категорий законных представителей обучающихся в дошкольных образовательных организациях, которые имеют право на льготы или освобождаются полностью от платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" позволяет учредителю образовательной организации снизить размер родительской платы или освободить от ее оплаты отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке. Такое закрепление в региональном акте нормативного характера позволит субъекту Федерации выделять дополнительные денежные средства из республиканского бюджета.

В целях унификации понятийного аппарата, а также отражения полноты нормативного правового регулирования общественных отношений, осуществляемого федеральным нормативным правовым актом, предполагается допустимым дублирование федеральных норм об образовании на региональном уровне в части установления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также прав и обязанности субъектов образовательных отношений.

В целях установления внутренней целостности и системности регионального законодательства необходимо провести «ревизионную» систематизацию всех региональных нормативных правовых актов, действующих в сфере образовательных отношений. Кроме того, следует дополнить систему регионального законодательства об образовании законами, регламентирующими особенности трудовых отношений в сфере образования и нормативными актами, предусматривающими социальные гарантии сотрудникам и обучающимся образовательных организаций. Субъект Российской Федерации должен сосредоточиться на более детальном правовом регулировании вопросов совместного ведения в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

пределах своей компетенции; обязательно принимать во внимание региональные особенности образовательной сферы правоотношений при разработке законов; на уровне подзаконных актов определять региональные гарантии реализации права на образование.

В области образовательных отношений необходимо снижать риск возникновения коллизий между региональным и федеральным законодательством путем активного взаимодействия органов государственной власти субъектов в сфере образования. Использование успешной практики некоторых регионов другими субъектами Федерации может служить основой для приведения их нормативных актов в соответствие с федеральным законодательством с учетом особенностей развития конкретного субъекта. Таким образом, следует признать, что в большинстве субъектов Российской Федерации региональные законы об образовании дублируют положения федерального закона, не учитывая специфики региона. Такое положение сложилось в Московской области [13], Республике Северная Осетия-Алания [23], Республике Саха (Якутия) [22]. Однако встречаются законы, затрагивающие и отражающие местные особенности системы образования. Таков закон Московской области «Об образовании в Московской области» от 27.07.2013 г. № 94/2013-ОЗ [13], устанавливающий меры социальной поддержки и охраны здоровья, а также меры поддержки работников образовательных организаций обучающихся. Федеративное устройство обусловливает необходимость включения норм федеральных правовых актов в состав законодательства субъекта Российской Федерации. Основой системы регионального законодательства являются системообразующие внутренние связи между нормативными правовыми актами самого субъекта Федерации и внешние связи между региональными актами и федеративной системой актов, регулирующих образовательные отношения.

Список литературы:

[1] Закон Республики Карелия от 20.12.2013 г. № 1755-ЗРК «Об образовании» (в ред. от 03.11.2017 г) // Газета «Карелия». 2013. 31 дек.

[2] Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.07.2013 г. № 46183 (в ред. от 03.04.2017 г.) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2013. № 7.

[3] Закон Ульяновской области «Об утверждении Порядка предоставления льгот обучающимся (воспитанникам) общеобразовательных организаций старше 7 лет, в том числе обучаю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

щимся (воспитанникам) с ограниченными возможностями здоровья, студентам (курсантам) профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучающимся в очной форме, и ежемесячной компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления указанных льгот» от 28.06.2010 г. № 525-П (в ред. от 26.12.2013 г.) // Ульяновская правда. 2010. 30 июля.

[4] Закон Архангельской области от 02.07.2013 г. № 712-41-оз «Об образовании в Архангельской области» (в ред. от 02.07.2018 г.) // Газета «ВОЛНА». 2013. 9 июля.

[5] Закон Архангельской области от 02.07.2013 г. № 712-41-оз «Об образовании в Архангельской области» (в ред. от 02.07.2018 г.0 // Газета «ВОЛНА». 2013. 9 июля.

[6] Закон Брянской области «О требованиях к одежде обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Брянской области» от 12.06.2013 г. № 51-З (в ред. от 12.11.2013 г.) // Информационный бюллетень «Официальная Брянщина». 2013. № 18.

[7] Закон Вологодской области «О среднем профессиональном образовании в Вологодской области» от 17 июля 2013 г. № 3141-ОЗ (в ред. от 03.05.2018 г.) // Областная газета «КРАСНЫЙ СЕВЕР». 2013. 20 июля.

[8] Закон г. Москвы «Об общем образовании в городе Москве» от 10.03.2004 г. № 14 (в ред. от 25.06.2014 г.) // Ведомости Московской городской Думы. 2004. № 5.

[9] Закон Ивановской области от 05.07.2013 г. № 66-ОЗ «Об образовании в Ивановской области» (в ред. от 09.11.2017 г.) // Собрание законодательства Ивановской области. 2013. № 28(647).

[10] Закон Костромской области от 10.07.2013 г. № 408-5-ЗКО «О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере образования» (в ред. от 24.04.2018 г.) // СП - нормативные документы. 2013. № 28, с. 74, 75.

[11] Закон Красноярского края «О мерах социальной поддержки научно-педагогических работников высшей квалификации» от 20 июня 2012 г. № 2-432 (в ред. от 05.07.2018 г.) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2012 г. № 30(542).

[12] Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» от 30

августа 2013 г. № 50 (в ред. от 28.02.2018 г.) // «Новый мир» - документы. 2013. № 69.

[13] Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 г. № 94/2013-ОЗ (в ред. от 10.07.2018 г.) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2013. 8 авг.

[14] Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 г. № 94/2013-ОЗ (в ред. от 10.07.2018 г.) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2013. 8 авг.

[15] Закон Новгородской области от 02.08.2013 г. № 304-ОЗ «О реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" на территории Новгородской области» (в ред. от 06.03.2017 г.) // Новгородские Ведомости. Официальный вып. 2013. 2 авг.

[16] Закон Вологодской области от 05.06.2013 г. № 3074-ОЗ «О разграничении полномочий в сфере образования между органами государственной власти области» (в ред. от 03.05.2018 г.) // Областная газета «КРАСНЫЙ СЕВЕР». 2013. 8 июня.

[17] Закон Костромской области от 07.02.2011 г. № 36-5-ЗКО «О дополнительном профессиональном образовании мировых судей в Костромской области» (в ред. от 29.10.2015 г.) // СП - нормативные документы. 2011. № 6, с. 11, 12; Закон от 28.03.201 г.1 № 2059-ЗПО «О дополнительном профессиональном образовании мировых судей в Пензенской области» (в ред. от 03.04.2014 г.) // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.04.2018).

[18] Закон Республики Карелия от 20.12.2013 г. № 1755-ЗРК «Об образовании» (в ред. от 03.11.2017 г.) // Газета «Карелия». 2013. 31 дек.

[19] Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2007 г. № 644-130 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга» (в ред. от 15.10.2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2018).

[20] Закон Республики Адыгея от

27.12.2013 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея» (в ред. от 05.07.2017 г.) // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2013. № 12.

[21] Закон Республики Башкортостан от

29.12.2014 г. № 173-з «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Республики Башкортостан» (в ред. от 29.12.2014 г.) // Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan. га)№ 201412300024. 2014. 30 дек.

[22] Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» от

15.12.2014 г. № 1401-З N 359-У (в ред. от 26.04.2018 г.) // Якутские ведомости. 2014. № 66.

[23] Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания» от 27.12.2013 г. № 61-РЗ (в ред. от 28.12.2017 г.) // Северная Осетия. 2014. 29 янв.

[24] Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.07.2013 г. № 46183 (в ред. от 03.04.2017 г.) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга 2013. № 7.

[25] Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (в ред. от 28.05.2018 г.) // Областная газ. 2013. 17 июля.

[26] Закон Тамбовской области «О Порядке финансового обеспечения образовательной деятельности областных профессиональных образовательных организаций по видам образовательных программ» от 24 ноября 2006 г. № 110-З (в ред. от 03.04.2018 г.) // Тамбовская жизнь. 2006. 8 дек.

[27] Закон Тюменской области «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области» от 05.07.2013 г. № 63 (в ред. от 08.12.2015 г.) // Тюменские известия. 2013. 9 июля.

[28] Закон Хабаровского края от 08.02.2007 г. № 103 «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования» (в ред. от 19.02.2016 г.) / / Приамурские ведомости. 2007. № 20; Собрание законодательства Хабаровского края. 2007. № 2(55); Закон Хабаровского края от 14 февраля 2005 г. № 261 «О дополнительных мерах социальной поддержки работников образовательных организаций и дополнительных мерах социальной поддержки и стимулирования отдельных категорий обучающихся» (в ред. 27.09.2017 г.) // Приамурские ведомости. 2005. № 31.

[29] Закон Челябинской области «О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях и внесении изменения в статью 7 Закона Челябинской области "Об образовании в Челябинской области"» от 31.12.2013 г. № 617-ОЗ (в ред. от 06.09.2017 г.) // Южноуральская панорама. 2014. 14 янв., с. 7.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

[30] Нарутто С.В. О некоторых проблемах законодательства об образовании и его систематизации // Юридическое образование и наука.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012. № 2. С. 22 - 26.

[31] Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2015. - 480 с.

[32] Определение от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы «О проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2000. № 25, ст. 2728.

[33] Письмо Минобрнауки России от 01.04.2013 г. № ИР-170/17 «О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"» (вместе с "Рекомендациями субъектам Российской Федерации по подготовке к реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") // Вестник образования.

2013. № 10.

[34] Постановление «Об уполномоченном по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях Карачаево-Черкесской Республики» от 30 апреля 2013 г. № 152 (в ред. от 30.04.2013 г.) // Федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта РФ. 2013. 24 мая.

[35] Постановление от 17.02.2011 г. № 90-п Правительства Ярославской области «Об областной целевой программе "Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области" на 2011 - 2019 годы» (в ред. от 30.05.2018 г.) // Газета «Документ-регион». 2011. 22 февр.

[36] Постановление от 26 декабря 2016 г. № 476 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания" на 2017 - 2020 годы» (в ред. от 26.12.2016 г.); Распоряжение Администрации Курской области № 181-ра «Об утверждении плана реализации государственной программы Курской области "Развитие образования в Курской области" на текущий финансовый 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (в ред. от 28.04.2018 г.); постановление Правительства Воронежской обл. от 17.12.2013 г. № 1102 «Об утверждении государственной программы Воронежской области "Развитие образования"» (в ред. от 30.03.2016 г.) // Документы опубликованы не были. СПС

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

«КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2018).

[37] Постановление Правительства Москвы от 7 октября 2016 г. № 649-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") на 2012 - 2018 годы (подпрограмма "Развитие дошкольного образования")». URL: https://www.mos.ru/upload/ documents/files/964/ctolichnoe_ obrazovanie_2016.pdf (дата обращения: 04.09.2018).

[38] Постановление Правительства Москвы от 14 июня 2005 г. № 429-ПП «Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования» от 14 июня 2005 г. № 429-ПП (в ред. от 14.06.2005 г.).

[39] Постановление Правительства РФ «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» (вместе с "Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)") от 26.10.2013 г. № 963 (в ред. от 07.11.2013 г.) // Росс. газ. 2013. 1 нояб.

[40] Приказ Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия от 17.12.2014 г. № 170пр «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности» (в ред. от 17.12.2014 г.) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2018).

[41] Приказ Департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 18 сентября 2014 г. № 658 «Об утверждении административного регламента предоставления государ-

ственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности» (в ред. от 20.07.2018 г.) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2018).

[42] Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл «Об утверждении примерного кодекса профессиональной этики руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству образования и науки Республики Марий Эл» от 3 октября 2013 г. № 1266 (в ред. от 03.10.2013 г.) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2018).

[43] Приказ Министра образования Правительства Московской области от 12 декабря 2011 г. № 3703 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Московской области» (в ред. от 12.12.2011 г.) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2018); Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 30.10.2013 г. № 2525-р «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому» (в ред. от 30.10.2013 г.) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2018).

[44] Приказ Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 07.12.2017 г. № 54 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности"» (в ред. от

07.12.2017 г.) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2018).

[45] Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от

07.03.2018 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018 г.) // Росс. газ. 2013. 30 дек.

Spisok literatury:

[1] Zakon Respubliki Kareliya ot 20.12.2013 g. № 1755-ZRK «Ob obrazovanii» (v red. ot 03.11.2017 g) // Gazeta «Kareliya». 2013. 31 dek.

[2] Zakon Sankt-Peterburga «Ob obrazovanii v Sankt-Peterburge» ot 17.07.2013 g. № 461-83 (v

red. ot 03.04.2017 g.) // Vestnik Administracii Sankt-Peterburga. 2013. № 7.

[3] Zakon Ul'yanovskoj oblasti «Ob utverzh-denii Poryadka predostavleniya l'got obuchayush-chimsya (vospitannikam) obshcheobrazovatel'nyh organizacij starshe 7 let, v tom chisle obuchayush-chimsya (vospitannikam) s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya, studentam (kursantam) professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij i obrazovatel'nyh organizacij vysshego obra-zovaniya, obuchayushchimsya v ochnoj forme, i ezhemesyachnoj kompensacii organizaciyam zheleznodorozhnogo transporta poter' v dohodah, voznikayushchih v rezul'tate ustanovleniya uka-zannyh l'got» ot 28.06.2010 g. № 525-P (v red. ot 26.12.2013 g.) // Ul'yanovskaya pravda. 2010. 30 iyulya.

[4] Zakon Arhangel'skoj oblasti ot 02.07.2013 g. № 712-41-oz «Ob obrazovanii v Arhangel'skoj oblasti» (v red. ot 02.07.2018 g.) // Gazeta «VOLNA». 2013. 9 iyulya.

[5] Zakon Arhangel'skoj oblasti ot 02.07.2013 g. № 712-41-oz «Ob obrazovanii v Arhangel'skoj oblasti» (v red. ot 02.07.2018 g.0 // Gazeta «VOLNA». 2013. 9 iyulya.

[6] Zakon Bryanskoj oblasti «O trebovaniyah k odezhde obuchayushchihsya v gosudarstvennyh i municipal'nyh obshcheobrazovatel'nyh organ-izaciyah i professional'nyh obrazovatel'nyh organ-izaciyah v Bryanskoj oblasti» ot 12.06.2013 g. № 51-Z (v red. ot 12.11.2013 g.) // Informacionnyj byulleten' «Oficial'naya Bryanshchina». 2013. № 18.

[7] Zakon Vologodskoj oblasti «O srednem professional'nom obrazovanii v Vologodskoj oblasti» ot 17 iyulya 2013 g. № 3141-OZ (v red. ot 03.05.2018 g.) // Oblastnaya gazeta «KRASNYJ SEVER». 2013. 20 iyulya.

[8] Zakon g. Moskvy «Ob obshchem obrazovanii v gorode Moskve» ot 10.03.2004 g. № 14 (v red. ot 25.06.2014 g.) // Vedomosti Moskovskoj gorodskoj Dumy. 2004. № 5.

[9] Zakon Ivanovskoj oblasti ot 05.07.2013 g. № 66-OZ «Ob obrazovanii v Ivanovskoj oblasti» (v red. ot 09.11.2017 g.) // Sobranie zakonod-atel'stva Ivanovskoj oblasti. 2013. № 28(647).

[10] Zakon Kostromskoj oblasti ot 10.07.2013 g. № 408-5-ZKO «O razgranichenii polnomochij mezhdu organami gosudarstvennoj vlasti Kostromskoj oblasti v sfere obrazovaniya» (v red. ot 24.04.2018 g.) // SP - normativnye dokumenty. 2013. № 28, s. 74, 75.

[11] Zakon Krasnoyarskogo kraya «O merah social'noj podderzhki nauchno-pedagogicheskih rabotnikov vysshej kvalifikacii» ot 20 iyunya 2012 g. № 2-432 (v red. ot 05.07.2018 g.) // Vedomosti

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

vysshih organov gosudarstvennoj vlasti Krasno-yarskogo kraya. 2012 g. № 30(542).

[12] Zakon Kurganskoj oblasti «O pravovom regulirovanii otnoshenij v sfere obrazovaniya na territorii Kurganskoj oblasti» ot 30 avgusta 2013 g. № 50 (v red. ot 28.02.2018 g.) // «Novyj mir» -dokumenty. 2013. № 69.

[13] Zakon Moskovskoj oblasti «Ob obra-zovanii» ot 27.07.2013 g. № 94/2013-0Z (v red. ot 10.07.2018 g.) // Ezhednevnye Novosti. Podmosk-ov'e. 2013. 8 avg.

[14] Zakon Moskovskoj oblasti «Ob obra-zovanii» ot 27.07.2013 g. № 94/2013-0Z (v red. ot 10.07.2018 g.) // Ezhednevnye Novosti. Podmosk-ov'e. 2013. 8 avg.

[15] Zakon Novgorodskoj oblasti ot

02.08.2013 g. № 304-0Z «O realizacii Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" na territorii Novgorodskoj oblasti» (v red. ot 06.03.2017 g.) // Novgorodskie Vedomosti. Ofi-cial'nyj vyp. 2013. 2 avg.

[16] Zakon Vologodskoj oblasti ot 05.06.2013 g. № 3074-OZ «O razgranichenii polnomochij v sfere obrazovaniya mezhdu organami gosudarst-vennoj vlasti oblasti» (v red. ot 03.05.2018 g.) // Oblastnaya gazeta «KRASNYJ SEVER». 2013. 8 iyunya.

[17] Zakon Kostromskoj oblasti ot 07.02.2011 g. № 36-5-ZKO «O dopolnitel'nom profession-al'nom obrazovanii mirovyh sudej v Kostromskoj oblasti» (v red. ot 29.10.2015 g.) // SP - norma-tivnye dokumenty. 2011. № 6, s. 11, 12; Zakon ot 28.03.201 g.1 № 2059-ZPO «O dopolnitel'nom pro-fessional'nom obrazovanii mirovyh sudej v Pen-zenskoj oblasti» (v red. ot 03.04.2014 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.04.2018).

[18] Zakon Respubliki Kareliya ot 20.12.2013 g. № 1755-ZRK «Ob obrazovanii» (v red. ot 03.11.2017 g.) // Gazeta «Kareliya». 2013. 31 dek.

[19] Zakon Sankt-Peterburga ot 26.12.2007 g. № 644-130 «O dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii gosudarstvennyh grazhdanskih slu-zhashchih Sankt-Peterburga» (v red. ot 15.10.2015 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrash-cheniya: 04.09.2018).

[20] Zakon Respubliki Adygeya ot 27.12.2013 g. № 264 «Ob obrazovanii v Respublike Adygeya» (v red. ot 05.07.2017 g.) // Sobranie zakonod-atel'stva Respubliki Adygeya. 2013. № 12.

[21] Zakon Respubliki Bashkortostan ot

29.12.2014 g. № 173-z «O dopolnitel'nom profes-sional'nom obrazovanii gosudarstvennyh grazh-danskih sluzhashchih Respubliki Bashkortostan» (v red. ot 29.12.2014 g.) // Oficial'nyj Internet-portal pravovoj informacii Respubliki Bashko-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

rtostan (www.npa.bashkortostan.ru) № 201412300024. 2014. 30 dek.

[22] Zakon Respubliki Saha (Yakutiya) «Ob obrazovanii v Respublike Saha (Yakutiya)» ot 15.12.2014 g. № 1401-Z N 359-V (v red. ot 26.04.2018 g.) // Yakutskie vedomosti. 2014. № 66.

[23] Zakon Respubliki Severnaya Oseti-ya-Alaniya «Ob obrazovanii v Respublike Sever-naya Osetiya-Alaniya» ot 27.12.2013 g. № 61-RZ (v red. ot 28.12.2017 g.) // Severnaya Osetiya. 2014. 29 yanv.

[24] Zakon Sankt-Peterburga «Ob obrazova-nii v Sankt-Peterburge» ot 17.07.2013 g. № 46183 (v red. ot 03.04.2017 g.) // Vestnik Adminis-tracii Sankt-Peterburga 2013. № 7.

[25] Zakon Sverdlovskoj oblasti ot 15.07.2013 g. № 78-OZ «Ob obrazovanii v Sverdlovskoj oblasti» (v red. ot 28.05.2018 g.) // Oblastnaya gaz. 2013. 17 iyulya.

[26] Zakon Tambovskoj oblasti «O Poryadke finansovogo obespecheniya obrazovatel'noj deya-tel'nosti oblastnyh professional'nyh obrazova-tel'nyh organizacij po vidam obrazovatel'nyh programm» ot 24 noyabrya 2006 g. № 110-Z (v red. ot 03.04.2018 g.) // Tambovskaya zhizn'. 2006. 8 dek.

[27] Zakon Tyumenskoj oblasti «O reg-ulirovanii otdel'nyh otnoshenij v sfere obra-zovaniya v Tyumenskoj oblasti» ot 05.07.2013 g. № 63 (v red. ot 08.12.2015 g.) // Tyumenskie izvestiya. 2013. 9 iyulya.

[28] Zakon Habarovskogo kraya ot 08.02.2007 g. № 103 «O kompensacii chasti rodi-tel'skoj platy za prismotr i uhod za det'mi v obrazovatel'nyh organizaciyah, realizuyushchih obra-zovatel'nuyu programmu doshkol'nogo obrazovaniya» (v red. ot 19.02.2016 g.) // Priamurskie vedomosti. 2007. № 20; Sobranie zakonodatel'stva Habarovskogo kraya. 2007. № 2(55); Zakon Habarovskogo kraya ot 14 fevralya 2005 g. № 261 «O dopolnitel'nyh merah social'noj podderzhki rabotnikov obrazovatel'nyh organizacij i dopolnitel'nyh merah social'noj podderzhki i stim-ulirovaniya otdel'nyh kategorij obuchayushchi-hsya» (v red. 27.09.2017 g.) // Priamurskie vedomosti. 2005. № 31.

[29] Zakon Chelyabinskoj oblasti «O pre-dostavlenii subvencij mestnym byudzhetam na obespechenie gosudarstvennyh garantij realizacii prav na poluchenie obshchedostupnogo i besplat-nogo doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obra-zovaniya v municipal'nyh obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah, obespechenie dopolnitel'nogo obra-zovaniya detej v municipal'nyh obshcheobrazova-tel'nyh organizaciyah i vnesenii izmeneniya v

stat'yu 7 Zakona Chelyabinskoj oblasti "Ob obra-zovanii v Chelyabinskoj oblasti"» ot 31.12.2013 g. № 617-OZ (v red. ot 06.09.2017 g.) // Yuzhnour-al'skaya panorama. 2014. 14 yanv., s. 7.

[30] Narutto S.V. O nekotoryh problemah zakonodatel'stva ob obrazovanii i ego sistema-tizacii // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 2. S. 22 - 26.

[31] Obrazovatel'noe zakonodatel'stvo Rossii. Novaya vekha razvitiya: monografiya / L.V. Andrichenko, V.L. Barankov, B.A. Bulaevskij i dr.; pod red. N.V. Putilo, N.S. Volkovoj. M.: IZiSP pri Pravitel'stve RF, Yurisprudenciya, 2015. - 480 s.

[32] Opredelenie ot 27 iyunya 2000 g. po zaprosu gruppy deputatov Gosudarstvennoj Dumy «O proverke sootvetstviya Konstitucii Rossijskoj Federacii otdel'nyh polozhenij konstitucij Respub-liki Adygeya, Respubliki Bashkortostan, Respub-liki Ingushetiya, Respubliki Komi, Respubliki Severnaya Osetiya - Alaniya i Respubliki Tatar-stan» // SZ RF. 2000. № 25, st. 2728.

[33] Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 01.04.2013 g. № IR-170/17 «O Federal'nom zakone "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii"» (vmeste s "Rekomendaciyami sub"ektam Rossijskoj Federacii po podgotovke k realizacii Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii") // Vest-nik obrazovaniya. 2013. № 10.

[34] Postanovlenie «Ob upolnomochennom po pravam rebenka v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Karachaevo-Cherkesskoj Respub-liki» ot 30 aprelya 2013 g. № 152 (v red. ot 30.04.2013 g.) // Federal'nyj registr normativnyh pravovyh aktov sub"ekta RF. 2013. 24 maya.

[35] Postanovlenie ot 17.02.2011 g. № 90-p Pravitel'stva Yaroslavskoj oblasti «Ob oblastnoj celevoj programme "Obespechenie dostupnosti doshkol'nogo obrazovaniya v Yaroslavskoj oblasti" na 2011 - 2019 gody» (v red. ot 30.05.2018 g.) // Gazeta «Dokument-region». 2011. 22 fevr.

[36] Postanovlenie ot 26 dekabrya 2016 g. № 476 «O gosudarstvennoj programme Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya "Razvitie obrazovaniya Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya" na 2017 -2020 gody» (v red. ot 26.12.2016 g.); Raspo-ryazhenie Administracii Kurskoj oblasti № 181-ra «Ob utverzhdenii plana realizacii gosudarstvennoj programmy Kurskoj oblasti "Razvitie obra-zovaniya v Kurskoj oblasti" na tekushchij finansovyj 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov» (v red. ot 28.04.2018 g.); postanovlenie Pravitel'stva Voronezhskoj obl. ot 17.12.2013 g. № 1102 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj pro-grammy Voronezhskoj oblasti "Razvitie obra-zovaniya"» (v red. ot 30.03.2016 g.) // Dokumenty

opublikovany ne byli. SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.09.2018).

[37] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 7 oktyabrya 2016 g. № 649-PP «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy goroda Moskvy "Razvitie obrazovaniya goroda Moskvy ("Stolich-noe obrazovanie") na 2012 - 2018 gody (podpro-gramma "Razvitie doshkol'nogo obrazovaniya")». URL: https://www.mos.ru/upload/documents/ files/964/ctolichnoe_obrazovanie_2016.pdf (data obrashcheniya: 04.09.2018).

[38] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 14 iyunya 2005 g. № 429-PP «Ob utverzhdenii Polozheniya o komissiyah po soblyudeniyu garan-tij prav nesovershennoletnih na poluchenie obsh-chego obrazovaniya» ot 14 iyunya 2005 g. № 429-PP (v red. ot 14.06.2005 g.).

[39] Postanovlenie Pravitel'stva RF «O pre-dostavlenii kompensacii raskhodov na oplatu zhi-lyh pomeshchenij, otopleniya i osveshcheniya ped-agogicheskim rabotnikam, rukovoditelyam, zam-estitelyam rukovoditelej, rukovoditelyam struk-turnyh podrazdelenij i ih zamestitelyam, sostoyashchim v shtate po osnovnomu mestu raboty v federal'nyh gosudarstvennyh obrazova-tel'nyh organizaciyah, prozhivayushchim i rabotayushchim po trudovomu dogovoru v sel'skih naselennyh punktah, rabochih poselkah (poselkah gorodskogo tipa)» (vmeste s "Pravilami predostav-leniya kompensacii raskhodov na oplatu zhilyh pomeshchenij, otopleniya i osveshcheniya peda-gogicheskim rabotnikam, rukovoditelyam, zames-titelyam rukovoditelej, rukovoditelyam struk-turnyh podrazdelenij i ih zamestitelyam, sostoyas-hchim v shtate po osnovnomu mestu raboty v fed-eral'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh organizaciyah, prozhivayushchim i rabotayushchim v sel'skih naselennyh punktah, rabochih poselkah (poselkah gorodskogo tipa)") ot

26.10.2013 g. № 963 (v red. ot 07.11.2013 g.) // Ross. gaz. 2013. 1 noyab.

[40] Prikaz Gosudarstvennogo komiteta po zanyatosti naseleniya Respubliki Hakasiya ot

17.12.2014 g. № 170pr «Ob utverzhdenii Adminis-trativnogo reglamenta predostavleniya gosudarst-vennoj uslugi po professional'nomu obucheniyu i dopolnitel'nomu professional'nomu obrazovaniyu bezrabotnyh grazhdan, vklyuchaya obuchenie v drugoj mestnosti» (v red. ot 17.12.2014 g.) // Dokument opublikovan ne byl. SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.09.2018).

[41] Prikaz Departamenta truda i zanyatosti naseleniya Krasnodarskogo kraya ot 18 sentyabrya 2014 g. № 658 «Ob utverzhdenii administra-tivnogo reglamenta predostavleniya gosudarst-vennoj uslugi po professional'nomu obucheniyu i dopolnitel'nomu professional'nomu obrazovaniyu

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

bezrabotnyh grazhdan, vklyuchaya obuchenie v drugoj mestnosti» (v red. ot 20.07.2018 g.) // Dokument opublikovan ne byl. SPS «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 04.09.2018).

[42] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Marij El «Ob utverzhdenii prim-ernogo kodeksa professional'noj etiki rukovodite-lya obrazovatel'noj organizacii, podvedomstven-noj Ministerstvu obrazovaniya i nauki Respubliki Marij El» ot 3 oktyabrya 2013 g. № 1266 (v red. ot 03.10.2013 g.) // Dokument opublikovan ne byl. SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30.08.2018).

[43] Prikaz Ministra obrazovaniya Pravi-tel'stva Moskovskoj oblasti ot 12 dekabrya 2011 g. № 3703 «Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomen-dacij po organizacii deyatel'nosti po sozdaniyu uslovij dlya distancionnogo obrazovaniya detej-in-validov, nuzhdayushchihsya v obuchenii na domu, v Moskovskoj oblasti» (v red. ot 12.12.2011 g.) // Dokument opublikovan ne byl. SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30.08.2018); Raspo-

ryazhenie Komiteta po obrazovaniyu Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 30.10.2013 g. № 2525-r «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii obucheniya po medicinskim pokazaniyam po osnovnym obshcheo-brazovatel'nym programmam na domu» (v red. ot 30.10.2013 g.) // Dokument opublikovan ne byl. SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30.08.2018).

[44] Prikaz Mintrudsoczashchity Altajskogo kraya ot 07.12.2017 g. № 54 «Ob utverzhdenii administrativnogo reglamenta predostavleniya gosudarstvennoj uslugi "professional'noe obuchenie i dopolnitel'noe professional'noe obra-zovanie bezrabotnyh grazhdan, vklyuchaya obuchenie v drugoj mestnosti"» (v red. ot 07.12.2017 g.) // Dokument opublikovan ne byl. SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.09.2018).

[45] Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 g. № 442-FZ «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii» (v red. ot 07.03.2018 g., s izm. i dop., vstup. v silu s 01.05.2018 g.) // Ross. gaz. 2013. 30 dek.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.