Научная статья на тему 'Изменение системы организации органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ'

Изменение системы организации органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1731
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Субъекты Российской Федерации / региональное законодательство / формирование органов местного самоуправления / муниципальное образование / местное самоуправление / Subjects of the Russian Federation / regional legislation / self-governed authorities / municipal subjects

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кошкидько Владимир Григорьевич

В статье на основе правовых актов субъектов Российской Федерации, данных мониторинга реализации Федерального закона № 136-ФЗ проведенного социологической лабораторией Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, анализируются изменения в региональном законодательстве и системе организации органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes to the Local Administration System of the Russian Federation in the Federal law № 136-FZ

The author examines the regional administration legislation in the Russian Federation and the results of monitoring of the realization of the Federal act № 136-ФЗ conducted by the sociological laboratory of the Association of Siberian and Far East Cities, and analyzes the changes in regional administration and local self-governance created by the aforementioned act.

Текст научной работы на тему «Изменение системы организации органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ»

Кошкидько В.Г.

Изменение системы организации органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ

Кошкидько Владимир Григорьевич — доктор исторических наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. e-mail: koshkidko@,spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 7160-8250

Аннотация

В статье на основе правовых актов субъектов Российской Федерации, данных мониторинга реализации Федерального закона № 136-ФЗ проведенного социологической лабораторией Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, анализируются изменения в региональном законодательстве и системе организации органов местного самоуправления.

Ключевые слова

Субъекты Российской Федерации, региональное законодательство, формирование органов местного самоуправления, муниципальное образование, местное самоуправление.

Практическая реализация Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявила ряд общих проблем, связанных с вопросами территориальной организации местного самоуправления в административных центрах субъектов Федерации, способами формирования органов местного самоуправления, перераспределением полномочий. Практики местного самоуправления, эксперты и исследователи, занимающиеся анализом данных проблем, неоднократно отмечали, что одним из первых шагов на пути их решения, является совершенствование нормативно-правовой базы местного самоуправления на федеральном, региональном и местном уровнях1.

1 АкчуринА.Р. Формирование представительных органов муниципальных образований: проблемы правового регулирования и пути их решения // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 2. С. 145-148; ГуляковА.Д. К проблеме создания модели развития местного самоуправления в современной России // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2013. Т. 2. С. 1-9; Зейнутдинов М.Н. Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2013. № 4 (79). С. 1-6; Космина И.А. Юридический механизм взаимоотношений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 4. С. 150-162; Лексин В.Н. Местное самоуправление и местная власть в современной России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Т. 4. № 4. С. 6-27; Меркулова К.Г. Институциональная организация органов местного самоуправления в условиях муниципальной реформы // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 4. С. 108-113; Модникова Т.Н. Проблемы взаимодействия главы муниципального образования с представительным органом местного самоуправления // Среднерусский вестник

Поэтому в настоящее время проходит новый этап реформирования местного самоуправления, связанный с перераспределением вопросов местного значения и полномочий, введением новых типов муниципальных образований, регулированием порядка избрания глав муниципальных образований и способа формирования представительных органов муниципальных образований.

Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее — Федеральный закон № 136-Ф3) закрепил за органами государственной власти субъектов Федерации новые полномочия по регулированию вопросов системы организации местного самоуправления 2.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования. В законе предусмотрен шестимесячный срок (не позднее 27 ноября 2014 года) для принятия регионами соответствующих законов о порядке формирования органов местного самоуправления, после чего в течение трех месяцев со дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации уставы городских округов, муниципальных районов и городских поселений подлежат приведению в соответствие с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ и законов субъектов РФ.

Федеральным законом № 131-ФЗ предусматривается регулирование законом субъекта Российской Федерации порядка избрания и основных полномочий главы муниципального образования, а также способа формирования представительного органа муниципального района.

Новая редакция части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает определение законом субъекта Российской Федерации следующий порядок избрания и основные полномочия главы муниципального образования.

общественных наук. 2013. № 1. С. 132-136; Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект. 2006; Шустов В.Г. Основные модели местного самоуправления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 1-9 и др.

2 Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система]. URL: http://consultant.ru/document/cons doc law 164550/ (дата обращения: 01.03.2016).

Глава муниципального образования:

- избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации;

- в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

- в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

- не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и возглавлять местную администрацию3.

Таким образом, из установленных федеральным законодательством требований, на территории субъекта Федерации возможна реализация одной или нескольких основных моделей системы организации местного самоуправления:

1. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию (в этом случае председатель представительного органа избирается депутатами из своего состава);

2. Глава муниципального образования избирается депутатами представительного органа из своего состава и исполняет обязанности его председателя (в этом случае глава местной администрации назначается представительным органом муниципального образования по итогам конкурса);

3. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган (в этом случае глава местной администрации назначается представительным органом муниципального образования по итогам конкурса).

Что касается системы формирования представительных органов муниципальных районов, то она, в соответствии с новой редакцией части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, определяется законом субъекта Федерации, уставом муниципального района и предусматривает применение одного из двух способов.

3 Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ.

Представительный орган муниципального района:

- может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава (система делегирования);

- может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (система прямых выборов).

Система делегирования и (или) система прямых выборов могут быть установлены, а впоследствии изменены законом субъекта Федерации для любого конкретного муниципального района, для нескольких (перечисленных поименно) либо для всех муниципальных районов. Избрание (делегирование) депутатов представительных органов муниципального района из состава депутатов представительных органов поселений осуществляется в соответствии с нормой представительства, равной для всех поселений и не зависящей от численности населения поселения (как правило, 1-2 депутата от поселения), либо согласно норме представительства, устанавливаемой законом субъекта РФ, уставом муниципального района и уставами поселений4.

Обновленной редакцией Федерального закона № 131-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом № 136-Ф3) предусматривается возможность создания в соответствии с законами субъектов Российской Федерации двух новых видов муниципальных образований — городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов. Согласно статье 2 Федерального закона № 131-Ф3 критерии для деления городских округов на внутригородские районы должны быть установлены законами субъекта РФ и уставом городского округа с внутригородским делением.

Соответствующее решение принимается законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Федерации и оформляется его законом. Указанное решение, с точки зрения федерального законодателя, должно приниматься с учетом мнения населения. При этом порядок учета мнения населения о статусе городского округа с внутригородским делением определяется законом субъекта РФ и уставом городского округа5.

Как уже отмечалось, в соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ, законодательные органы субъектов Российской Федерации должны в течение шести месяцев с момента вступления закона в силу внести соответствующие изменения в

4 Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ.

5 Там же.

региональное законодательство о порядке формирования органов местного самоуправления.

Рассмотрим результаты реализации положений Федерального закона № 136-ФЗ в субъектах РФ. Анализ базируется на данных мониторинга реализации Федерального закона № 136-ФЗ, в рамках которого Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация муниципальных образований «Города Урала» и Союз городов Центра и Северо-Запада России осенью 2014 года провели опрос руководителей муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) с целью выявления изменений в организации местного самоуправления, предусматриваемых региональными законами и законопроектами. Были опрошены 111 руководителей муниципальных образований из 47 субъектов Федерации. При анализе также была использована официальная новостная информация о подготовке субъектов РФ к реализации Федерального закона № 136-ФЗ и принятые законы 82 субъектов РФ (по состоянию на декабрь 2014 года).

В 82 субъектах Российской Федерации, в состав которых входят муниципальные образования всех типов: городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения, к декабрю 2014 года приняты соответствующие региональные законы.

В абсолютном большинстве субъектов Федерации (64) в городских округах — центрах этих субъектов Федерации установлена модель, где глава муниципального образования избирается депутатами представительного органа из своего состава и исполняет обязанности его председателя. В Свердловской области установлена модель, в соответствии с которой глава Екатеринбурга избирается населением и возглавляет представительный орган6.

Лишь в 15 региональных центрах (Абакан, Анадырь, Благовещенск, Воронеж, Калининград, Кемерово, Липецк, Майкоп, Новосибирск, Омск, Петрозаводск, Томск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск) сохранили модель, в рамках которой глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию, причем расположены они преимущественно в западной части Сибирского федерального округа и в Дальневосточном федеральном округе.

6 Закон Свердловской области от 07.10.2014 № 85-ОЗ «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области [Официальный сайт]. URL: http://pravo.gov66.ru/2614/ (дата обращения: 05.03.2016).

Четыре субъекта Федерации (Республика Бурятия, Амурская и Воронежская области, Ханты-Мансийский автономный округ) предоставили полную свободу выбора модели для своих муниципальных образований, которая определяется их уставом. При этом, если в Воронеже остались прямые выборы руководителя города, то в Улан-Уде и Ханты-Мансийске — модель выборов главы городского округа депутатами представительного органа из своего состава7.

Еще до принятия соответствующих региональных законов в большинстве субъектов Федерации для их центров региональным законодательством был установлен способ избрания главы муниципального образования из состава депутатов представительного органа. В 2014 году переход на такую модель стал приобретать массовый характер, и к списку городов, в которых главы избираются представительными органами, добавились Астрахань, Биробиджан, Великий Новгород, Владивосток, Горно-Алтайск, Иркутск, Краснодар, Самара, Ставрополь, Чита, Ярославль и ряд других муниципальных образований. Особо выделяется из этой тенденции город Благовещенск — центр Амурской области, глава которого избирается не представительным органом из своего состава, а населением.

В 54 субъектах Федерации система организации местного самоуправления во всех городских округах соответствует модели избрания главы округа депутатами представительного органа из своего состава, в 13 — глава будет избираться всем населением и возглавлять городскую администрацию, в 11 — возможно сочетание двух моделей, а, например, в Московской, Свердловской и Челябинской областях возможны одновременно все три модели8.

Главы муниципальных районов в большинстве субъектов Федерации также будут избираться их представительными органами. Эта модель установлена в 54 субъектах Федерации. В 15 субъектах Федерации население будет избирать всех глав муниципальных районов. В 8 субъектах для каждого муниципального района в соответствующем региональном законе установлена своя модель, лишь в Московской области установлены все три модели. К четырем субъектам Федерации (Республика Бурятия, Амурская и Воронежская области, Ханты-Мансийский автономный округ), где региональные законодатели предоставили свободу местным властям по выбору

7 Мониторинг реализации Федерального закона № 136-ФЗ на территории Российской Федерации // Исполнительная дирекция Ассоциации сибирских и дальневосточных городов [Официальный сайт]. URL: http://asdg.ru/mo/issled/Analytica136-FZ.pdf (дата обращения: 03.03.2016).

8 Мониторинг реализации Федерального закона № 136-ФЗ на территории Российской Федерации.

модели системы организации местного самоуправления, добавилась Магаданская область, но такая свобода предусмотрена только для муниципальных районов9.

Доминирование модели, когда глава муниципального образования избирается депутатами представительного органа из своего состава и исполняет обязанности его председателя, чуть менее заметно на уровне городских поселений. И хотя эта модель установлена в большинстве субъектов Федерации (49 субъектов Федерации), уже в 19 субъектах населению отводится большая роль при формировании местных органов власти городских поселений, и оно избирает главу поселения на прямых выборах. В 8 субъектах Федерации для каждого конкретного городского поселения установлена одна из двух моделей (первая или вторая), а в Московской области либо вторая, либо третья. К четырем субъектам Федерации (Республика Бурятия, Амурская и Воронежская области, Ханты-Мансийский автономный округ), в которых региональные законодатели предоставили свободу местным органам власти по выбору модели системы организации местного самоуправления, добавилась Республика Северная Осетия-Алания, где такая свобода предусмотрена только для городских поселений10.

Относительно сельских поселений Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает возможность, на усмотрение местных органов власти, совмещения полномочий главы представительного органа и местной администрации. Поэтому однозначно определить какую модель установили региональные законодатели в том или ином субъекте Федерации не всегда представляется возможным. Примерно в половине субъектов Федерации главы сельских поселений избираются из состава представительных органов сельских поселений, а в другой — на муниципальных выборах.

Региональным законом определяется и способ формирования представительных органов муниципальных районов. В 39 субъектах Российской Федерации в муниципальных районах установлена система прямых выборов, причем наибольшее распространение она получила в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. В 11 субъектах Федерации способ формирования представительных органов муниципальных районов указан для конкретных муниципальных образований. В семи субъектах Федерации предложили полную свободу выбора, и способ формирования представительных органов муниципальных районов определяется уставом муниципального района.

9 Мониторинг реализации Федерального закона № 136-ФЗ на территории Российской Федерации.

10 Там же.

Возможность создания новых видов муниципальных образований — городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов предоставляется в том или ином виде лишь в девяти субъектах Федерации. Причем, если в Республике Бурятия, Краснодарском и Ставропольском краях и Астраханской области в законах указано, что наделение муниципальных образований статусом городского округа с внутригородским делением, внутригородского района осуществляется отдельным законом субъекта Федерации, то в Республике Татарстан, Свердловской и Псковской областях указаны конкретные критерии для деления городского округа на внутригородские районы. В Республике Татарстан статусом городского округа с внутригородским делением может наделяться городской округ с населением свыше 500 000 человек, в Псковской области — в городских округах с численностью жителей более 300 000 человек, а в Свердловской области критериями для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы являются наличие в городских округах городов, являющихся административно-территориальными единицами, и наличие в этих городах двух или более административно-территориальных единиц, за исключением сельсоветов11.

Способ формирования представительного органа городского округа с внутригородским делением однозначно определили в своих законах региональные депутаты Краснодарского края, Псковской и Рязанской областей. Причем в Краснодарском крае и Псковской области депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (система прямых выборов), тогда как в Рязанской области представительный орган городского округа с внутригородским делением формируется путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства (система делегирования). Способ избрания представительного органа городского округа с внутригородским делением, а также способ избрания его главы в Свердловской области устанавливается отдельным законом о наделении городского округа статусом городского округа с внутригородским делением12.

11 Мониторинг реализации Федерального закона № 136-ФЗ на территории Российской Федерации.

12 Закон Свердловской области от 07.10.2014 № 85-ОЗ «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области».

Мнение населения при изменении статуса городского округа на городской округ с внутригородским делением и обратно решили учитывать в своих законах региональные депутаты Республики Татарстан, Ставропольского края, Астраханской, Псковской и Свердловской областей. В основном мнение населения, согласно принятым законам, выражается представительным органом соответствующего муниципального образования. В Республике Татарстан мнение населения выражается представительным органом соответствующего муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний. В Свердловской области принят специальный закон «О выявлении мнения населения городского округа, расположенного на территории Свердловской области, в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением городского округа статуса городского округа с внутригородским делением», согласно которому мнение населения городского округа по данному вопросу может выявляться путем проведения народных слушаний, публичных консультаций и социологических исследований. При этом их итоги носят рекомендательный характер.

Первым примером изменения статуса городского округа на городской округ с внутригородским делением стал центр Челябинской области — Челябинск. Там система организации местного самоуправления установлена областным законом «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе». Челябинский городской округ с внутригородским делением разделен на внутригородские районы (семь районов) при условии соблюдения их территориальной целостности. Челябинская городская дума формируется путем избрания по семь человек от каждого представительного органа внутригородского района в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства. Таким образом, численность депутатов городской думы составляет 49 человек. Численность депутатов шести районов составляет по 25 человек, а 1 района — 20 человек. Общая численность депутатов представительных органов в городском округе — 21913.

В 2015 году статус городского округа с внутригородским делением законами субъектов Российской Федерации получили еще два города — Самара и Махачкала.

13 Закон Челябинской области от 10.06.2014 № 703-30 «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе» (с изменениями на 12.03.2015) // Консорциум Кодекс [Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. URL: http://docs.cntd.ru/document/412328974 (дата обращения: 12.04.2016).

В соответствии с законом Самарской области от 30 марта 2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» статус внутригородского района получили девять районов города Самары.

Численность депутатов советов внутригородских районов составляет от 24 до 40. Соответственно представительство от районных советов в думе городского округа Самара варьируется от двух до девяти депутатов, что составляет в общей сложности 41 человек. Всего депутатов представительных органов в Самаре — 284. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов городского округа Самара первого созыва составляет пять лет, а думы городского округа Самара первого созыва — два года шесть месяцев14.

Закон Республики Дагестан от 30 апреля 2015 года № 44 «О некоторых вопросах осуществления местного самоуправления в городском округе с внутригородским делением "Город Махачкала" и внутригородских муниципальных образованиях в его составе» установил на территории столицы республики три внутригородских района. Представительный орган внутригородского района — собрание депутатов — избирается на муниципальных выборах по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов. В двух районах избираются 27 депутатов, в одном районе — 25 депутатов. Собрание депутатов городского округа составляет 45 человек, так как оно формируется путем избрания депутатов из состава собрания депутатов внутригородских районов в соответствии с равной нормой представительства, составляющей 15 депутатов. Срок полномочий собрания депутатов городского округа и внутригородского района первого созыва составляет пять лет15.

Таким образом, в большинстве субъектов Российской Федерации для городских округов, муниципальных районов и городских поселений установлена вторая модель системы организации местного самоуправления: избрание главы муниципального образования все больше стали доверять не населению, а депутатам представительного органа. Руководить администрацией в этом случае будет уже не

14 Закон Самарской области от 30.03.2015 № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» // Официальный сайт Правительства Самарской области [Официальный сайт]. URL: http://pravo.samregion.ru/documents/69643/ (дата обращения: 12.04.2016).

15 Закон Республики Дагестан от 30.04.2015 № 44 «О некоторых вопросах осуществления местного самоуправления в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала" и внутригородских муниципальных образованиях в его составе» // Консорциум Кодекс [Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. URL: http://docs.cntd.ru/document/428526360 (дата обращения: 12.04.2016).

избранный жителями глава, а назначенный по итогам конкурса сити-менеджер. Кроме того, постепенно развивается процесс создания городских округов с внутригородским делением в административных центрах субъектов Российской Федерации. Насколько эти модели окажутся жизнеспособными и эффективными, покажет время.

Список источников и литературы:

1. Акчурин А.Р. Формирование представительных органов муниципальных образований: проблемы правового регулирования и пути их решения // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 2. С. 145-148.

2. Гуляков А.Д. К проблеме создания модели развития местного самоуправления в современной России // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2013. Т. 2. С. 1-9.

3. Закон Свердловской области от 07.10.2014 № 85-О3 «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области [Официальный сайт]. URL: http://pravo.gov66.ru/2614/ (дата обращения: 05.03.2016).

4. Закон Челябинской области от 10.06.2014 № 703-3О «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе» (с изменениями на 12.03.2015) // Консорциум Кодекс [Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. URL: http://docs.cntd.ru/document/412328974 (дата обращения: 12.04.2016).

5. Закон Самарской области от 30.03.2015 № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» // Официальный сайт Правительства Самарской области [Официальный сайт]. URL: http://pravo.samregion.ru/documents/69643/ (дата обращения: 12.04.2016).

6. Закон Республики Дагестан от 30.04.2015 № 44 «О некоторых вопросах осуществления местного самоуправления в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала" и внутригородских муниципальных образованиях в его составе» // Консорциум Кодекс [Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. URL: http://docs.cntd.ru/document/428526360 (дата обращения: 12.04.2016).

7. Закон Республики Бурятия от 07.10.2014 № 713-V «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике

Бурятия» // Архив документов Республики Бурятия. URL: http://buryatia-gov.ru/doc/20598 (дата обращения: 09.08.2016).

8. Закон ХМАО — Югры от 26.09.2014 № 78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» // Консорциум Кодекс [Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. URL: http://docs.cntd.ru/document/411721039 (дата обращения: 09.08.2016).

9. Закон Воронежской области от 10.11.2014 № 149-ОЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области и о сроках их полномочий» // Воронежская область. Официальное опубликование нормативных правовых актов [Официальный сайт]. URL: http://pravo.govvrn.ru/?q=node/2677 (дата обращения: 09.08.2016).

10. Закон Амурской области от 18.12.2014 № 459-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области» // Консорциум Кодекс [Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. URL: http://docs.cntd.ru/document/326140196 (дата обращения: 09.08.2016).

11. Зейнутдинов М.Н. Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2013. № 4 (79). С. 1-6.

12. Космина И.А. Юридический механизм взаимоотношений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 4. С. 150-162.

13. Лексин В.Н. Местное самоуправление и местная власть в современной России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Т. 4. № 4. С. 6-27.

14. Меркулова К.Г. Институциональная организация органов местного самоуправления в условиях муниципальной реформы // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 4. С. 108-113.

15. Модникова Т.Н. Проблемы взаимодействия главы муниципального образования с представительным органом местного самоуправления // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 132-136.

16. Мониторинг реализации Федерального закона № 136-ФЗ на территории Российской Федерации // Исполнительная дирекция Ассоциации сибирских и

дальневосточных городов [Официальный сайт]. URL: http ://asdg.ru/mo/issled/Analytica1 36-FZ.pdf (дата обращения: 03.03.2016).

17. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект. 2006.

18. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 02.06.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система].

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 44571/ (дата обращения: 09.08.2016).

19. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система].

URL: http:// consultant.ru/document/cons doc LAW 14058/ (дата обращения: 09.08.2016).

20. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система].

URL: http://consultant.ru/document/cons doc law 164550/ (дата обращения: 01.03.2016).

21. Шустов В.Г. Основные модели местного самоуправления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 1-9.

Koshkidko V. G.

Changes to the Local Administration System of the Russian Federation in the Federal law № 136-FZ

Vladimir G. Koshkidko — Ph.D., Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: koshkidko@spa. msu.ru

Annotation

The author examines the regional administration legislation in the Russian Federation and the results of monitoring of the realization of the Federal act № 136-®3 conducted by the sociological laboratory of the Association of Siberian and Far East Cities, and analyzes the changes in regional administration and local self-governance created by the aforementioned act.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords

Subjects of the Russian Federation, regional legislation, self-governed authorities, municipal subjects.

References:

1. Akchurin A.R. Formirovanie predstavitel'nykh organov munitsipal'nykh obrazovanii: problemy pravovogo regulirovaniia i puti ikh resheniia. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, 2, pp. 145-148.

2. Guliakov A.D. K probleme sozdaniia modeli razvitiia mestnogo samoupravleniia v sovremennoi Rossii.

TrudyMezhdunarodnogo simpoziuma "Nadezhnost' i kachestvo", 2013, 2, pp. 1-9.

3. Zakon Sverdlovskoi oblasti ot 07.10.2014 № 85-OZ "Ob izbranii organov mestnogo samoupravleniia munitsipal'nykh obrazovanii, raspolozhennykh na territorii Sverdlovskoi oblasti". Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii Sverdlovskoi oblasti [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://pravo.gov66.ru/2614/ (data obrashcheniia: 05.03.2016).

4. Zakon Cheliabinskoi oblasti ot 10.06.2014 № 703-Z0 "Ob osushchestvlenii mestnogo samoupravleniia v Cheliabinskom gorodskom okruge" (s izmeneniiami na 12.03.2015). Konsortsium Kodeks [Elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii]. URL: http://docs.cntd.ru/document/412328974 (data obrashcheniia: 12.04.2016).

5. Zakon Samarskoi oblasti ot 30.03.2015 № 23-GD "Ob osushchestvlenii mestnogo samoupravleniia na territorii gorodskogo okruga Samara Samarskoi oblasti". Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Samarskoi oblasti [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://pravo.samregion.ru/documents/69643/ (data obrashcheniia: 12.04.2016).

6. Zakon Respubliki Dagestan ot 30.04.2015 № 44 "O nekotorykh voprosakh osushchestvleniia mestnogo samoupravleniia v gorodskom okruge s vnutrigorodskim deleniem "gorod Makhachkala" i vnutrigorodskikh munitsipal'nykh obrazovaniiakh v ego sostave". Konsortsium Kodeks [Elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii]. URL: http://docs.cntd.ru/document/428526360 (data obrashcheniia: 12.04.2016).

7. Zakon Respubliki Buriatiia ot 07.10.2014 № 713-V "O vnesenii izmenenii v Zakon Respubliki Buriatiia «Ob organizatsii mestnogo samoupravleniia v Respublike Buriatiia»". Arkhiv dokumentov Respubliki Buriatiia. URL: http://buryatia-gov.ru/doc/20598 (data obrashcheniia: 09.08.2016).

8. Zakon KhMAO — Iugry ot 26.09.2014 № 78-oz "Ob otdel'nykh voprosakh organizatsii mestnogo samoupravleniia v Khanty-Mansiiskom avtonomnom okruge — Iugre". Konsortsium Kodeks [Elektronnyi fond

pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii]. URL: http://docs.cntd.ru/document/411721039 (data obrashcheniia: 09.08.2016).

9. Zakon Voronezhskoi oblasti ot 10.11.2014 № 149-OZ "O poriadke formirovaniia organov mestnogo samoupravleniia v Voronezhskoi oblasti i o srokakh ikh polnomochii". Voronezhskaia oblast'. Ofitsial'noe opublikovanie normativnykh pravovykh aktov [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://pravo.govvrn.ru/?q=node/2677 (data obrashcheniia: 09.08.2016).

10. Zakon Amurskoi oblasti ot 18.12.2014 № 459-OZ "Ob otdel'nykh voprosakh formirovaniia organov mestnogo samoupravleniia munitsipal'nykh obrazovanii Amurskoi oblasti". Konsortsium Kodeks [Elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii]. URL: http://docs.cntd.ru/document/326140196 (data obrashcheniia: 09.08.2016).

11. Zeinutdinov M.N. Formy vzaimodeistviia organov gosudarstvennoi vlasti i organov mestnogo samoupravleniia v sub'ekte Rossiiskoi Federatsii. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva, 2013, 4 (79), pp. 1-6.

12. Kosmina I.A. Iuridicheskii mekhanizm vzaimootnoshenii organov ispolnitel'noi vlasti sub'ekta Rossiiskoi Federatsii i organov mestnogo samoupravleniia. Leningradskii iuridicheskii zhurnal, 2008, 4, pp. 150-162.

13. Leksin V.N. Mestnoe samoupravlenie i mestnaia vlast' v sovremennoi Rossii. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie, 2011, 4 (4), pp. 6-27.

14. Merkulova K.G. Institutsional'naia organizatsiia organov mestnogo samoupravleniia v usloviiakh munitsipal'noi reform. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 2015, 10 (4), pp. 108-113.

15. Modnikova T.N. Problemy vzaimodeistviia glavy munitsipal'nogo obrazovaniia s predstavitel'nym organom mestnogo samoupravleniia. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 2013, 1, pp. 132-136.

16. Monitoring realizatsii Federal'nogo zakona № 136-FZ na territorii Rossiiskoi Federatsii. Ispolnitel'naia direktsiia Assotsiatsii sibirskikh i dal'nevostochnykh gorodov [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://asdg.ru/mo/issled/Analytica136-FZ.pdf (data obrashcheniia: 03.03.2016).

17. Sergeev A.A. Mestnoe samoupravlenie v Rossiiskoi Federatsii: problemy pravovogo regulirovaniia. Moscow: TK Velbi; Izd-vo Prospekt. 2006.

18. Federal'nyi zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 02.06.2016) "Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniia v Rossiiskoi Federatsii". Konsul'tantPlius [Informatsionno-pravovaia sistema]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 44571/ (data obrashcheniia: 09.08.2016).

19. Federal'nyi zakon ot 06.10.1999 № 184-FZ (red. ot 02.06.2016) "Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti sub'ektov Rossiiskoi Federatsii". Konsul'tantPlius [Informatsionno-pravovaia sistema].

URL: http://consultant.ru/document/cons doc LAW 14058/ (data obrashcheniia: 09.08.2016).

20. Federal'nyi zakon ot 27.05.2014 № 136-FZ "O vnesenii izmenenii v stat'iu 26.3 Federal'nogo zakona «Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti sub'ektov Rossiiskoi Federatsii» i Federal'nyi zakon «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniia v Rossiiskoi Federatsii»". Konsul'tantPlius [Informatsionno-pravovaia sistema]. URL: http://consultant.ru/document/cons doc law 164550/ (data obrashcheniia: 01.03.2016).

21. Shustov V.G. Osnovnye modeli mestnogo samoupravleniia. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 1: Regionovedenie: filosofiia, istoriia, sotsiologiia, iurisprudentsiia, politologiia, kul'turologiia, 2011, 2, pp. 1-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.